ПДД, безопасность в весеннем лесу и антитеррористическая угроза
В рамках Единого дня безопасности в образовательных организациях Яковлевского городского округа прошли уроки безопасности.
Школа № 2 г. Строителя – самая большая школа Яковлевского городского округа. На сегодня в ней обучается 1331 ученик.
«Мы постоянно заботимся о соблюдении мер безопасности для наших обучающихся, используем все возможности, все ресурсы, для того чтобы научить детей правильно ориентироваться в любой ситуации, в которой они могут оказаться», – подчеркнула директор школы Алла Кононова.
Вторая городская школа одна из немногих работает по триместровому режиму. Поэтому проведение уроков безопасности выпало на каникулярную неделю. Отрадно, что время каникул здесь используют с максимальной пользой.
На школьном дворе при участии социального партнёра – Яковлевского политехнического техникума – ребята начальных классов вспомнили и повторили Правила дорожного движения.
Участковый государственный инспектор леса ОКУ «Яковлевское лесничество» и специалисты Станции юных натуралистов подготовили для учеников презентацию по правилам безопасного поведения в весеннем лесу.
Как не стать жертвой терроризма и что означает само понятие «терроризм» – в этих актуальных вопросах разбирались старшеклассники вместе с учителем географии, воспитателем кадетского класса Николаем Михайловым. Ребята моделировали различные ситуации и находили пути их безопасного решения.
Например, как правильно вести себя при возникновении террористической угрозы, какие действия необходимо предпринимать при обнаружении опасного предмета, взрывного устройства, похищении, возникновении стрельбы.
В нашей беседе парни и девушки подчеркнули, что терроризм и экстремизм – большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. Самое главное при возникновении чрезвычайной ситуации – не растеряться, не паниковать, соблюдать спокойствие и верить, что помощь обязательно придёт. Меры предосторожности и знания правил безопасности, а также грамотные действия при террористической угрозе помогут избежать беды.
Рекомендуем
«Основы безопасности жизнедеятельности являются базовыми знаниями влияющими на безопасность и обороноспособность населения и страны».
Скворцов Владислав Александрович
к. , преподаватель и эксперт по поисково-спасательной деятельности
Готовые уроки безопасности помогут узнать больше
I модуль. «В начале о самом важном» (1–6 сентября 2022)
Оказание первой помощи
II модуль. «Личная безопасность» (7–11 ноября 2022)
Здоровый образ жизни
III модуль. «Финансовая безопасность» (30 января–3 февраля 2023)
IV модуль. «Безопасность в современном мире» (30 января–3 февраля 2023)
«Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста». Консультация для воспитателей и родителей
03 Апрель 20130(17271) Просмотры
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости.
У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:
I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.
II раздел. Ребёнок и природа.
III раздел. Ребёнок дома.
IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
V раздел. Ребёнок на улицах города.
«Ребенок и другие люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
«Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
«Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;
• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож) ;
• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни
«Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается главной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.
Приведу некоторые советы и рекомендации, которые, на мой взгляд, могут помочь родителям и педагогам в обучении детей навыкам безопасного поведения в обществе.
По данному направлению, необходимо уделять внимание в работе с детьми начиная с младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
С родителями, предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера – развлечений и выставок художественно – продуктивной деятельности детей и взрослых.
Например: памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «шалость детей с огнем» и т.
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году необходимо проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по ее результатам, планируется дальнейшая индивидуальная работа.
Используйте самые различные методические приемы:
Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.
Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок – жизненный опыт многих поколений.
В сказках мы познаем – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Обращайте внимание на иллюстрации.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, – так и будет стоять у него перед глазами.
По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.
Задавайте вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо) , он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься.
А вам (нам) как раз это и надо.
Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное – не отойти от темы).
Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
Игра – очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
Можно использовать такие дидактически игры:
• «Кто из этих людей твои родственники»,
• «Кто лишний»,
• «Как можно закончить предложение»,
• «Угадай по признаку» и др.
Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его – спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению – это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.
Цель «безопасного» воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным.
Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:
Безопасность в ДОУ
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.
В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Скачать
Подробней на сайте nsportal
Не терять бдительности
В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. Как отметила начальник управления образования администрации Яковлевского городского округа Татьяна Золотарева, одна из актуальных проблем воспитания – формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.
«На официальных сайтах учреждений, аккаунтах в социальных сетях, родительских чатах в популярных мессенджерах проводится информационно-пропагандистская работа по проблеме аварийности на дорогах с участием несовершеннолетних, размещены рекомендации и памятки по соблюдению ПДД и антитеррористической угрозе, – сказала Татьяна Алексеевна. – Для формирования навыков обучающихся и педагогов, как действовать в экстремальных ситуациях, в школах Яковлевского округа регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по безопасности дорожного движения, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Уроки безопасности, которые прошли в школах округа, наглядно показали эту работу».
Зачем принимать участие в уроке безопасности?
- Как действовать при чрезвычайных ситуациях и террористических атаках?
- Какие правила дорожного движения необходимо знать всем?
- Я и социум. Как вести себя с окружающими, чтобы не попасть в беду?
- Основные правила финансовой и информационной безопасности?
- Как жить здоровой жизнью без зависимостей и вредных привычек?
И помните: личная безопасность — в руках каждого из нас!Примите участие в акции УРОКБЕЗОПАСНОСТИ
Ученикам и всем желающим
(ученикам, родителям и тем, кому интересно)
Проверьте и закрепите свои знания. Всего 4 простых шага!
- на Урок безопасности.
- Изучите материалы. Они выложены в вашем личном кабинете.
- Пройдите тестирование по одной или нескольким темам.
Безопасность на воде и первая помощь при сердечно-лёгочной реанимации
Жизнь человеческая полна неожиданностей, и никто из нас не может предугадать, что может случиться через минуту, час, день. Мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. На внеурочном занятии старшеклассники первой городской школы на базе медкласса закрепляли знания по проведению сердечно-лёгочной реанимации.
Две команды «Хирурги» и «Терапевты» вспомнили из курса биологии строение сердца и лёгких, причём, для своих ответов они использовали модели внутренних органов, разобрались в каких случаях реанимационные действия необходимо проводить, а когда они могут быть прекращены, а затем перешли к практической части. На тренажёре они продемонстрировали навыки проведения СЛР.
Полученные знания это не зря потраченное время. Они помогают ребятам действовать чётко и оперативно в чрезвычайных ситуациях. Десятиклассница Вероника Ефимова профессионально занимается плаванием. На одной из тренировок один из пловцов жевал жевательную резинку в воде и поперхнулся. Вероника не растерялась и провела приём Геймлиха. Вот тот случай, когда знания обернулись не только силой, но и спасённой жизнью.
Четвероклассники вместе с классным руководителем Еленой Бессоновой провели интерактивную игру в рамках «Азбуки безопасности» и вспомнили, как правильно нужно себя вести на воде. Ученики уверенно работали на ноутбуках и отвечали на вопросы викторины.
Помимо теории ребята вместе с педагогом посещают бассейн «Волна». По поручению губернатора региона Вячеслава Гладкова дети должны быть обучены первичным навыкам плавания. После проведённого мониторинга были сформированы группы детей, которые в рамках «внеурочки» два раза в неделю обучаются плаванию в бассейне. Кстати, там учатся плавать ученики и из других школ города.
– В нашей школе в каждом классе есть занятия, которые связаны с безопасностью и жизнедеятельностью детей. У обучающихся с 1-го по 7-й классы – это внеурочные занятия, а с 8-го по 11-й – это занятия урочной системы. Как себя повести в той или иной ситуации, как помочь другим – этому обучающиеся учатся в школе, – говорит директор школы Татьяна Булгакова.
Безопасность на все 100
В школе села Гостищево всегда уделялось большое внимание безопасности, а тем более в наше непростое время.
«Безопасность в быту, на воде, в общественных местах, а также как вести себя дома или с незнакомыми людьми, как эвакуироваться в различных ситуациях и какие службы могут помочь – каждый день педагоги озвучивают это на минутках безопасности, уроках, классных часах. В каждом классе в рамках внеурочной деятельности проводится занятие «Культура безопасного поведения», – подчеркнула директор образовательной организации Татьяна Золотова.
В этот день состоялась тренировочная эвакуация в школе. Она прошла организованно, без паники и в установленное время.
Тематический час в третьем кадетском классе с участием семиклассников, их старших товарищей-кадетов, и родителей, кто непосредственно работает в системе экстренных служб, прошёл на базе образовательного центра «Точка роста» гостищевской школы.
Третьеклассники вместе с педагогом Еленой Мулярчик увлечённо разгадывали ребусы, загадки, участвовали в сценках, разбирали и повторяли правила безопасности в быту, в школе, на улице. Демонстрировали, как правильно нужно обращаться с электроприборами, и какую опасность они таят для тех, кто этими правилами пренебрегает. Представители МЧС, правоохранительной, медицинской, газовой и единой диспетчерской службы, а также кадеты-волонтёры помогали ребятам в решении ситуационных заданий.
Новости
Функциональная грамотность на уроках ОБЖ. «Русское слово» приглашает на авторский вебинар Марии Мурковой
Сегодня особо актуальными становятся вопросы безопасности. К ним привлечено внимание родителей и педагогов, которые стремятся привить детям понимание рисков и угроз современного мира и умение адекватно им противостоять. Как научить школьников грамотно действовать при возникновении различных опасных и чрезвычайных ситуаций?
Всех, кого интересует эта проблема, издательство «Русское слово» приглашает на авторский вебинар «Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЖ в контексте реализации требований нового ФГОС ООО».
Ведущий вебинара – Мария Муркова, автор учебников по основам безопасности жизнедеятельности издательства «Русское слово», кандидат технических наук по направлению «Безопасность в ЧС», офицер запаса. В 2004 году она окончила Академию МЧС России, стаж её работы в системе МЧС составляет более 10 лет.
В ходе вебинара Мария Муркова расскажет об актуальности функциональной грамотности на уроках ОБЖ, о ресурсах УМК для её формирования, эффективных приёмах, практиках и заданиях.
Вебинар «Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЖ в контексте реализации требований нового ФГОС ООО» состоится 16 и 21 декабря (можно выбрать удобное для вас время просмотра):
— 16 декабря в 15:00 (мск);
— 21 декабря в 09:00 (мск).
Всем участникам вебинара также начисляются 25 бонусных баллов по программе «Золотой ключик». Бонусами можно оплачивать покупки в интернет‑магазине
издательства «Русское слово».
Напомним, что учебники по основам безопасности жизнедеятельности издательства «Русское слово» для 8–11 классов разработаны совместно с ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий). Коллектив авторов включает Э. Аюбова, Д. Прищепова, М. Муркову, С. Невелёву, М. Норсееву, А. Тараканова. Учебники отвечают всем требованиям ФГОС и входит в действующий Федеральный перечень.
Состав УМК включает:
— учебник в печатной форме;
— учебник в электронной форме;
— программу курса;
— рабочую программу;
— методическое пособие.
Подробнее узнать об учебниках и компонентах УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» можно на официальном сайте издательства «Русское слово» и в интернет-магазине. Скачав на сайте издательства русское-слово. рф приложение «Библиотека “Русского слова”», можно бесплатно ознакомиться с электронной версией учебников в течение 14 дней.
Возврат к списку
Учителям и организаторам урока
(учителям 1-11 классов, педагогам по внеурочной деятельности)
5 простых правил проведения Урока безопасности
- Пригласите учеников. В вашем личном кабинете скопируйте ссылку-приглашение и отправьте детям.
- Проведите урок или внеклассное мероприятие. Онлайн или очно. Используйте готовые методические материалы из вашего личного кабинета. Выбор за вами: рассмотреть одну или несколько тем.
- Онлайн — ученики пройдут на сайт по ссылке-приглашению и выполнят тест. Результат теста появится автоматически.
Роль курса ОБЖ в подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 Общие
предпосылки введения ОБЖ в школьную программу
2 Базовые
понятия предметной области ОБЖ
3 Структура
и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности»
ОБУЧЕНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНИСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБЖ С ДРУГИМИ
ПРЕДМЕТАМИ ШКОЛЬНОГО КУРСА
1 Общие
принципы интеграции в эффективной подготовке школьников к безопасной
жизнедеятельности
2 Интеграция
курсов ОБЖ и литературы на примере использования фольклора
3 Интеграция
ОБЖ с курсом информатики
ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЖ В МОУ СОШ №10 СТ. ПРИДОРОЖНОЙ КАНЕВСКОГО РАЙОНА И ЕГО РОЛЬ В
ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
2
Планирование и основные приоритеты в рамках курса ОБЖ, преподаваемого в СОШ №10
3
Результативность работы МО ОБЖ СОШ №10 в плане подготовки учащихся к
современным условиям жизнедеятельности
Актуальность. Как указано в методическом письме Федерального Агентства по
Образованию РФ, целью преподавания ОБЖ в средней школе является «освоение
знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе
жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ценностного
отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому
наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите
Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по
предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа
жизни; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим».
Цель нашего исследования – раскрыть значимость курса ОБЖ, проводимого с 1
по 11 класс для подготовки школьника к современным условиям жизнедеятельности.
Объект исследования – процесс преподавания ОБЖ в средней школе с целью
подготовки учащихся к современным условиям жизнедеятельности.
Предмет исследования – содержание курса ОБЖ в средней школе и его
методическое сопровождение, направленное на повышение эффективности подготовки
учащихся к жизнедеятельности в современных условиях.
Гипотеза исследования. Мы предполагали, что эффективное преподавание ОБЖ
в средней школе может оказать существенную помощь в подготовке школьников к
современным условиям жизнедеятельности.
Задачи исследования.
Изучить состояние проблемы, связанной с подготовкой школьников к
современным условиям жизнедеятельности.
Рассмотреть процесс преподавания ОБЖ и его связь с другими
предметами и эффективность этих связей для более полной подготовки учащихся к
современным условиям жизнедеятельности.
В процессе выполнения и написания квалификационной работы были
использованы следующие методы исследования:
· анализ методической литературы;
· наблюдение за учебным процессом;
· анкетирование учащихся и выпускников школы.
Всероссийский урок безопасности
Банк ресурсов и тестов для педагогов и школьников. Разработан авторами ведущих отечественных проектов по наиболее актуальным тематикам ОБЖ.
Больше материалов для организации воспитательной работы и внеурочных занятий в школе доступно в цифровом сервисе «ПРОвоспитание».
Урок 1Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности
Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности
• значение культуры безопасности жизнедеятельности личности, общества в современном мире;
• роль государства в обеспечении безопасности личности и общества;
• роль науки и образования в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества.
Ключевые понятия темы
безопасность; жизненно важные интересы; национальные интересы; национальная безопасность; основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства; основы безопасности жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности.
Прогнозы учёных и практиков, философов и писателей о перспективах развития земной цивилизации звучат в общем оптимистично, с надеждой на инновационное развитие всех отраслей мировой экономики, которое должно нести позитивные изменения в жизнь стран, регионов, городов, семей и отдельных людей.
В то же время специалисты предупреждают о негативной тенденции увеличения числа техногенных аварий, социальных и природных катастроф в динамично меняющихся, усложняющихся условиях современного мира. В ХХI в. вопросы безопасности входят в число наиболее часто обсуждаемых как на межгосударственном уровне, так и на уровне школы, семьи, отдельного человека. Причём проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности людей неразрывно связана с вопросом повышения качества их жизни.
Актуальность (своевременность) формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества подтверждают, с одной стороны, тенденция роста техногенных аварий, катастроф, социальных конфликтов, природных катаклизмов, а с другой — недостаточный уровень подготовленности к ним людей.
Среди множества показателей, характеризующих качество жизни человека, существует такой, как восприятие безопасности1. Соответствующий показатель по России говорит о том, что значительная часть населения нашей страны ощущает тревогу за свою жизнь.
1 Определяется процентом граждан, ответивших «да» – на вопрос «Чувствуете ли вы себя в безопасности, когда одни идёте ночью?.
Это свидетельствует об актуальности решения вопросов обеспечения безопасности на всех уровнях: от государственного (регионального) до локального (объектного, местного). Согласно Конституции Российской Федерации, основные объекты обеспечения безопасности — личность, общество, государство.
Под безопасностью понимают состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Состояние защищённости определяется как объективными показателями организации защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, так и субъективными ощущениями людей относительно степени их защищенности.
Безопасность — характеристика качества благополучия состояния объектов и условий их жизнедеятельности. Организация обеспечения безопасности объектов требует специальных мер — соблюдения правил (техники) безопасности жизнедеятельности. Объективные показатели обеспечения безопасности жизнедеятельности (организации условий безопасности жизнедеятельности человека, общества) могут не совпадать с субъективным ощущением безопасности человеком, людьми.
Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование (жизнедеятельность) и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства.
К жизненно важным интересам личности относят:
• возможность трудиться, отдыхать, учиться, жить в достойных человека условиях, получать квалифицированную социальную, медицинскую помощь.
К жизненно важным интересам общества относят:
• гражданский мир;
• стабильное функционирование и прогрессивное развитие экономики, финансовой системы, предприятий общественного хозяйства и социальной сферы, обеспечивающих потребности общества необходимыми товарами и услугами.
К жизненно важным интересам государства — национальным интересам — относят:
• суверенитет государства — самостоятельность, независимость в организации социальной жизни, в создании Вооружённых Сил, в защите своей территории и границ, во внешней и внутренней политике;
• существующий государственный строй, определяющий взаимоотношения личности и общества с властью, законы общества;
• авторитет на международной арене, позволяющий дипломатическими, экономическими и военными средствами решать политические и хозяйственно-экономические вопросы межгосударственного сотрудничества;
• приоритет государственного языка как общего языка внутригосударственного межкультурного сотрудничества людей, представителей разных этнокультурных традиций;
• преемственность культурно-исторических традиций государства, уважение к символам трудовой и воинской славы, к традициям и символам государственности.
Национальные интересы — это совокупность внутренних и внешних потребностей жизни общества, определяющих устойчивое развитие общества и государства во всех сферах жизнедеятельности (внутриполитической, экономической, социальной, международной, военной, экологической и др.
Национальная безопасность — это состояние защищённости государством своих национальных интересов от внешних и внутренних угроз.
Роль государства в обеспечении национальной безопасности страны заключается в создании законодательной основы и организации системы мер защиты национальных интересов: государственного строя, конституционных прав и свобод граждан, достойных условий жизни населения, суверенитета и территориальной целостности государства. Вооружённые Силы Российской Федерации обеспечивают круглосуточную защиту национальных интересов нашего Отечества. Служба в Вооружённых Силах Российской Федерации является почётной обязанностью каждого молодого гражданина России.
Основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства — это неконтролируемые, внезапные, стихийные проявления (действия) сил природного, техногенного и социального характера, которые нарушают привычную жизнедеятельность людей, создают опасные для жизни и здоровья ситуации, наносят большой ущерб народному хозяйству и природной среде. Это природные явления (биологические, экологические, климатогеографические), техногенные (аварии, взрывы, катастрофы) и явления социального происхождения (войны, грабежи, экстремизм и др.
Такие ситуации подразделяют на экстремальные и чрезвычайные.
Экстремальной ситуацией называют кризисную обстановку, наносящую вред жизни, имуществу и природной среде в результате поражающих действий, возникающих вследствие природных, техногенных, социальных катастроф или в вооружённой борьбе.
Чрезвычайной ситуацией называют обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Неадекватная оценка уровня безопасности жизнедеятельности, степени угрозы собственной безопасности является основной причиной травм, других видов ущерба жизни и здоровые людей на производстве, на транспорте, в местах проживания.
В современном мире человек часто страдает от им же созданных опасностей в окружающей среде. Научно-технический прогресс позволил создать комфортную искусственную техногенную среду, но это требует от людей постоянного внимании, осторожности, знаний правил безопасного поведения, соблюдения правил техники безопасности в разных условиях.
Следующая страница Основы безопасности жизнедеятельности
Организаторы и партнёры
Группа компаний «Просвещение»
Центр экстренной психологической помощи МЧС России
Всероссийское добровольное пожарное общество
Центр организации дорожного движения Правительства Москвы
Экспертные системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа
ФИЦ питания и биотехнологии
Добрая Дорога Детства
Всероссийский урок безопасности — лауреат II степени всероссийской премии «Золотой медвежонок» в номинации «Устойчивое развитие, КСО и благотворительность»