Курс находится на модерации. Данные могут быть неактуальны.
15 недель, от 6 до 8 часов в неделю,
Часть курса посвящена инструментам для работы с текстовыми данными в гуманитарных науках. Изучаются регулярные выражения, корпусные технологии, цифровое сохранение культурного наследия. Дается введение в цифровые гуманитарные исследования.
Рассмотренные инструменты будут полезны специалистам социально-экономического направления. Изучаются основы работы с данными и концепция машинного обучения, регулярные выражения и базы данных. В этом курсе есть раздел о работе с табличными и текстовыми данными.
Здесь часть курса посвящена основам алгоритмического мышления. Помимо основ машинного обучения и регулярных выражений, в этом курсе изучаются алгоритмическое мышление и основы языка программирования Python. Курс станет хорошей основой для углубления в программирование и компьютерные науки.
Сегодня распространено мнение, что язык программирования Python — это второй английский. Его простота и богатый функционал позволяют специалистам в разных областях решать прикладные задачи эффективнее. Если вы уже освоили базовую компьютерную грамотность, изучение Python — отличная возможность безболезненно погрузиться в мир IT.
Этот курс про то, что Python — это совсем не страшно. Программа создавалась для тех, кто никак не связан с IT, поэтому знаний программирования для прохождения курса не требуется.
Изучаются следующие темы:
Курс завершается небольшим прикладным проектом, в котором уже автоматизируется работа с файлами и сбор информации в интернете.
Онлайн-курс «Цифровая грамотность» предназначен для получения знаний и формирования умений, связанных с цифровой гигиеной, цифровой этикой, коммуникативной, информационной и потребительской безопасностью, Интернетом вещей, технологиями дополненной, виртуальной и смешанной реальности, а также другими ключевыми понятиями, формирующими простую цифровую грамотность, обеспечивающую осознанную деятельность личности в современной цифровой среде.
Еще один курс, позволяющий освоить Python тем, кто до этого не сталкивался с программированием. Студенты курса научатся решать задачи анализа и обработки данных, возникающие в социальных науках, менеджменте и медиа. Он подробнее, чем курс «Python как иностранный», и охватывает работу с текстами и геоданными и визуализацию данных.
Этот курс посвящен основам цифровой грамотности. Изучаются работа в интернете и компьютерная безопасность, работа с текстами и таблицами, создание презентаций и сайтов.
Курс начинается с простых, но не всегда очевидных вещей: по каким параметрам выбирать компьютер, как не допустить кражи данных в интернете, какие законы регулируют деятельность в сети.
Вторая часть курса закладывает основы работы с данными — умение работать с источниками информации, создавать таблицы и оформлять презентации.
Большинство заданий в курсе носят практический характер и помогают закрепить изученные навыки.
Курс состоит из коротких лекций и заданий на самопроверку. В конце курса можно сдать экзамен и получить сертификат.
Базовый курс цифровой грамотности подходит всем желающим. Но если вам нужны не только общие знания, но и навыки, полезные в определенной сфере деятельности, вы можете пройти более углубленный курс. Он включает в себя базовый курс и профильные предметы.
Высшая школа экономики
Что такое цифровая грамотность? Это и поиск информации в интернете, и работа с таблицами в Excel и Google Sheets, и создание презентаций. В общем, это умение использовать цифровые технологии для работы с данными. Это то, что сегодня должен знать каждый — овладеть цифровой грамотностью несложно, особенно с курсами из нашей подборки.
Все сталкиваются с задачами по обработке данных: филолог работает с корпусами из тысяч текстов, юрист изучает сотни дел, трейдер делает выводы о состоянии экономики по множеству биржевых показателей. При этом мало кого из них учат методам обработки и анализа данных.
Навыки программирования и анализа данных дают конкурентное преимущество на рынке труда, ведь специалистов по работе с данными по-прежнему не хватает. Чтобы помочь всем своим студентам освоить эти навыки, НИУ ВШЭ в 2017 году запустила проект Data Culture. Сейчас его курсы по цифровой грамотности доступны всем желающим на платформе «Открытое образование».
Монография отражает современные вопросы цифровой трансформации образования как результат естественного развития человеческого общества, проблемы и современные тенденции цифровизации образовательной среды школы, характеризует концептуальную модель понятия цифровой грамотности, сущность и содержание цифровой грамотности. Обосновывается роль школьного курса информатики в формировании цифровой грамотности школьников.
Цифровая трансформация образования предполагает комплексную модернизацию различных аспектов образовательного процесса за счет использования потенциала цифровых технологий с ориентацией на достижение количественных и качественных образовательных эффектов. Цифровая образовательная среда позволяет учителю на новом междисциплинарном уровне решать дидактические, методические и организационные задачи, реализовывать учебный процесс, разрабатывать и внедрять образовательные проекты, которые ранее не представлялись возможными к воплощению.
Открытое, информационно насыщенное, высокотехнологичное современное образовательное пространство расширяет возможности создания, поиска, хранения, обмена информацией, диверсифицирует коммуникационные каналы, обеспечивает возможность непрерывного саморазвития и получения каждым качественного образования. Как следствие, наблюдается обновление роли, функций, поведения педагога и обучающихся при взаимодействии. Все это накладывает соответствующий отпечаток на перечень тех жизненных навыков, которыми должно овладеть современное поколение школьников для успешной образовательной и профессиональной деятельности в цифровом пространстве. Одним из таких новых жизненно необходимых навыков в цифровом обществе является цифровая грамотность.
Стратегия создания единого российского цифрового образовательного пространства, переход на обучение в цифровой образовательной среде с использованием функционала различных цифровых образовательных платформ, цифровых образовательных ресурсов и иных цифровых инструментов и сервисов актуализует научное исследование вопросов формирования цифровой грамотности школьников в условиях цифровизации образования.
В монографии ставится и решается научная проблема разработки концептуальной модели понятия «цифровая грамотность», основанной на конкретизации сущности, структуры и процесса развития цифровой грамотности у обучающихся при изучении школьного курса информатики. Структура цифровой грамотности представлена в составе таких ее областей как: основы аппаратного и программного обеспечения, информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, решение проблем, создание цифрового контента, карьерные компетенции. Разработаны компетенции и показатели (индикаторы) уровневой оценки цифровой грамотности школьников с учетом ее межпредметного характера. Определены возможные направления развития содержания школьного курса информатики в эпоху цифровых трансформаций для формирования цифровой грамотности обучающихся. Научно обосновано содержание нового раздела школьного курса информатики «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», последовательно и систематично демонстрирующего обучающимся вызванные цифровыми инновациями изменения. Сформулированы цифровые компетенции педагога, которым он должен обладать для успешной педагогической деятельности в цифровой образовательной среде.
Сконструированная модель понятия цифровой грамотности с успехом может быть использована для разработки учебно-методических материалов развития цифровой грамотности в образовательных организациях на разных этапах обучения и в системе повышения квалификации педагогов.
Файлы
Анна Кайсина
Ирина Пальчикова
Вера Федотова
Елена Федоркевич
Бесплатный практико-ориентированный курс повышения квалификации
Развитие ИКТ-компетенций педагога для повышения образовательных результатов учеников
Как развивать цифровую грамотность учащихся: познакомить с основами работы с информацией, защитой данных и угрозами в сети и научить создавать свой собственный цифровой контент
Как находить и оценивать цифровые ресурсы, модифицировать и создавать самим
Как реализовать смешанное обучение и дифференцированный подход с Учи.ру
Как создать комфортную цифровую инфраструктуру в классе
Как работать фронтально с классом, включать мультимедийные продукты и сервисы Учи.ру
Как налаживать профессиональное сотрудничество с коллегами, учащимися и их родителями при помощи цифровой коммуникации
Какие инструменты Учи.ру помогут дифференцировать и персонализировать обучение
Какими ИКТ-компетенциями должен обладать современный педагог
Вы можете подать заявку в любое время в течение учебного года. Важно! Обучаться на нескольких курсах одновременно нельзя. Вы можете пройти их по очереди, подавая заявку на следующий курс сразу после получения документа об окончании предыдущего
После получения информации о зачислении вам необходимо будет послушать лекции, успешно выполнить тестовые и практические задания
В течение двух недель после подачи заявки на ваш e-mail поступит информация о зачислении — после этого вы можете приступать к обучению. Начинать курс заранее не стоит, так как результаты не будут засчитаны
В течение двух недель после завершения курса на ваш e-mail придет информация о выдаче удостоверения о повышении квалификации или справки об обучении
2 недели после завершения курса
29 дней после получения информации о зачислении
Две недели после подачи заявки
• Неограниченный доступ к материалам курса
• Сертификат за каждый пройденный модуль
• Удостоверение о повышении квалификации при успешном прохождении курса
Документ можно включить в профессиональное портфолио, чтобы подтвердить уровень своих компетенций. Удостоверение регистрируется в Федеральном реестре документов об образовании (ФИС ФРДО)
курс уже прошли7700 педагогов
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
В настоящее время понятие «цифровая грамотность» постоянно меняется и расширяется. Вследствие этого можно найти много трактовок данного понятия. Мы будем считать, что цифровая грамотность — это способность безопасно работать с информацией (создавать и получать доступ к информации с помощью цифровых устройств и сетевых технологий; управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать информацию для дальнейшего участия в экономической и социальной жизни).
Материалы и методы. Статья написана с использованием следующих методов: анализ научной литературы по данной теме, а также результатов социологического исследования аналитического центра НАФИ.
Результаты и их обсуждение. Социологическое исследование, проведенное в рамках вопроса, представляет собой онлайн-опрос, участники опроса – учителя школ. Опрос содержит разного рода вопросы: открытые и закрытые. Педагоги были разделены на две группы: использующие цифровые технологии и те, которые не работают с цифровыми.
Рис. 1. Информация о педагогах школ
Результаты опроса показали, что практически половина педагогов (40%) неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют в педагогической деятельности. Более 20% учителей используют цифровые технологии непродолжительный период времени. При этом практически все педагоги (более 85%) активно используют компьютерную сеть Интернет, и у них нет трудностей при работе с компьютером и гаджетами. Причем педагоги теперь значительно чаще интересуются новыми программными продуктами и ресурсами (более 75%), а также широко пользуются социальными сетями (более 751%).
Рис. 2. Опыт использования цифровых технологий
Рис. 3. Согласие с суждениями о цифровых технологиях
Индекс цифровой грамотности педагогов – показатель уровня готовности педагогов к цифровой экономике, он был разработан НАФИ в три года назад. Данный показатель базируется на оценке информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.
Помимо опроса для оценки цифровой грамотности проводилось интервью. В ходе опроса каждому участнику необходимо было ответить на 15 вопросов, представленных в виде полярных пар утверждений. Каждому из вопросов были присвоены равные весовые коэффициенты (так как не все индикаторы были более значимы, чем другие).
Для расчета индекса цифровой грамотности педагогов предлагалось шесть суждений (3 верных и 3 неверных). В итоге было 30 суждений для оценки истинности. Значение индекса рассчитывается как среднее арифметическое между долями верно ответивших респондентов для 5 компонентов цифровой грамотности: информационная, коммуникативная, медиа грамотность, компьютерная, технологическая. Индекс варьируется значениями от 0 до 100.
Рис. 4. Индекс цифровой грамотности учителей школ
Индекс цифровой грамотности учителей школ высокий – 87%. Самое низкое значение у компонента «отношение к технологическим инновациям» – 76%. Данный критерий определяет знание современных технологий и умение работать с гаджетами. Наиболее высокие уровни у компонентов «информационная грамотность» – 93% и «компьютерная грамотность» – 92%.
Выводы. Таким образом, современное обучение в школе невозможно без цифровой грамотности педагогов и учащихся. Цифровая грамотность является одной из главных компетенций педагога. Благодаря ей перед педагогом открываются следующие возможности: поиск материалов для подготовки к урокам, создание электронных образовательных ресурсов для индивидуализации обучения. Все это позволяет повысить мотивацию у учащихся и сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.
Социологическое исследование аналитического центра НАФИ позволяет оценить уровень цифровой грамотности с помощью определенного индекса. Результаты измерения индекса цифровой грамотности педагогов показывают, что учителя школ обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает средний показатель по России.
Информационные технологии в образовании: учебник / Е. В. Баранова, М. И. Бочаров, С. С. Куликова, Т. Б. Павлова; под редакцией Т. Н. Носковой. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-2187-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/81571 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М. П. Лапчик. — 3-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 185 с. — ISBN 978-5-00101-769-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151575 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Организация современной информационной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Т. Б. Захарова, А. С. Захаров, Н. Н. Самылкина, Н. А. Нателаури. — Москва: Прометей, 2016. — 278 с. — ISBN 978-5-9907986-4-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/89710 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности: монография / Г. Н. Чусавитина, Л. В. Курзаева, Л. З. Давлеткиреева, М. О. Чусавитин. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 188 с. — ISBN 978-5-9765-2035-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125427 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков. включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:
1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
Можно сказать, что информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:
· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
· найти информацию, соответствующую данной теме;
· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
· сформировать собственное отношение к этой информации;
· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.
Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности :
1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.
2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.
3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны . Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.
Использование ИТ в техническом направлении:
Использованием ИТ в технической направленности в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).
Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.
Использование ИТ в художественном направлении:
Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.
На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.
Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:
В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:
— текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.
— использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.
— использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.
— использование видеозаписей игр для анализа.
ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:
Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе — практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.
Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:
В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.
Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности – это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов( в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.
Программа курса
1 курс обучения, для гуманитарных и технических направлений ВУЗов страны
Структура онлайн-курса «Цифровая грамотность» включает модули для изучения:
– различных видов угроз информационной безопасности, идентификации, аутентификации, авторизации, основ криптографической защиты информации, программно-аппаратные средств обеспечения информационной безопасности и способов защиты персональных данных.
– основ цифровой гигиены, цифровой этики (культуры сетевого этикета, цифрового имиджа) и права в цифровой среде;
– технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности (AR-VR-MR), применения Интернета вещей и технических решений для цифровой городской среды;
– роли психологии личности в цифровом обществе и процессов формирования языковой личности в цифровой среде;
– основных технологий и систем цифровой экономики и потребительской безопасности (блокчейн, электронные сервисы, системы электронных платежей, организация межбанковских электронных взаимодействий, электронная торговля, интернет-магазины, цифровые рынки, биржи, робономика).
Для повышения мотивации и вовлеченности в цифровую трансформацию обучающихся в соответствии с видами осваиваемых цифровых технологий и заданными уровнями сформированности цифровых компетенций в онлайн-курс включены интерактивные модули учебного контента (симуляторы, модули с дополненной реальностью и пр) и практические кейсы от промышленных предприятий.
Модули онлайн-курса «Цифровая грамотность» могут быть включены (рекомендованы) для направлений подготовки (специальностей) всех областей образования, поскольку направлены на комплексное позиционирование личности в цифровой среде и работу с большими данными.
О курсе
С каждым годом наш мир преобразуется всё больше и больше и цифровые технологии всё чаще становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Если всего тридцать лет назад интернет объединял людей, то уже десять лет назад начал объединять не только людей, но и различные устройства. Всё привычнее для нас становится оплата без использования наличных денег, электронные справки и очереди, цифровая фотография вместо плёночной, игры в виртуальном мире, но с реальными людьми – и это всё – реальность нашего с вами сегодняшнего дня.
Курс «Цифровая грамотность» посвящен окружающему нас цифровому миру, месту человека в этом мире, а также механизмам взаимодействия с ним, защиты от неблагоприятных факторов этого мира, а также обретению и защите своего «Я» в этом мире.
Из курса вы узнаете: что такое интернет вещей и умный город, познакомитесь с различными реальностями, узнаете как защитить свою личность и свою интеллектуальную собственность, каким образом происходит оплата без использования наличных денег, какие механизмы для защиты от вредоносной рекламы существуют и многое, многое другое.
Рейтинг курса
Инженерная графика для технических специальностей
Сотрудничество: деловая компетенция современного профессионала
Курс разработан Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого совместно c Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом с участием Группы компаний «Арман» при экспертной поддержке АНО «Россия – страна возможностей».
Медицинский английский. Часть 1
Данный курс является первым из пятиступенчатого цикла «Медицинский английский» и предназначен для специалистов медицинского профиля, которые хотят расширить свои знания в области профессионального английского языка. Также данный курс подойдет переводчикам, желающим повысить свои компетенции в области медицинского английского.
Алгебра и геометрия
I часть. Матрицы, теоретико-множественные понятия, геометрические векторы, линейные пространства, системы линейных алгебраических уравнений. Курс рассчитан на студентов университетов и вузов, обучающихся по специальностям «Математика», «Прикладная математика», «Информатика», «Физика», «Экономика».
Теория и системы автоматического управления
Цифровое право. Общая часть
Курс предназначен для формирования системного представления о правовых аспектах цифровой грамотности
обновлено 01.10.2023 01:15
Вас будут обучать
Работаю Data Scientist в компании Яндекс. Борюсь со спамом, мошенничеством и токсичным контентом с помощью машинного обучения. До этого работал аналитиком в Сбербанке. Строил там модели для предсказания временных рядов. Закончил экономический факультет. Учусь в аспирантуре, занимаюсь применением машинного обучения для экономики. Преподаю разные курсы, связанные с анализом данных, статистикой и машинным обучением в НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
Магистр Должность: Эксперт Центра непрерывного образования, Факультет компьютерных наук.
Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году. Преподает курсы по машинному обучению в маркетинге и введению в науку о данных. Профессиональные интересы: машинное обучение в Биоинформатике биоинформатика анализ данных в билогии Образование 2018 Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Прикладная математика и информатика» 2015 Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Прикладная математика и информатика» Профессиональный опыт 2020 – н.в.: Lead Data Scientist, X5 Retail Group 2019 – 2020: Head of Big Data Team, Азбука Вкуса 2019 – 2019: старший менеджер по анализу больших данных, X5 Retail Group 2018 – н.в.: преподаватель Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук 2017 – н.в.: приглашенный преподаватель департамента больших данных и информационного поиска 2016 – 2016: младший аналитик, менеджер проектов, ФРИИ 2014 – 2015: младший менеджер продукта, Альфа-Банк.
Должность: Старший преподаватель факультета компьютерных наук, Департамент больших данных и информационного поиска.
Окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ в 2013 году. Начал работать в НИУ ВШЭ в 2016 году. Преподает курсы по введению в анализ данных, введению в машинное обучение и прикладным задачам анализа данных.
Заместитель руководителя департамента, Старший преподаватель, Факультет компьютерных наук, Департамент больших данных и информационного поиска; руководитель проектов, научный руководитель, Факультет компьютерных наук, Центр непрерывного образования; заведующий лабораторией, Факультет компьютерных наук, Департамент больших данных и информационного поиска, Научно-учебная лаборатория анализа данных в финансовых технологиях; академический руководитель образовательной программы “Прикладная математика и информатика”.
Профессиональные интересы: анализ данных машинное обучение анализ и автоматическая обработка текстов Образование 2013 Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Прикладная математика и информатика» Профессиональный опыт Работал в компаниях Биоклиникум, Forecsys, Озон. С 2014 года работает в компании Яндекс. С 2016 года работает на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ, где ведёт курсы на майноре “Интеллектуальный анализ данных”, разработал и ведёт курс по машинному обучению на программе “Прикладная математика и информатика”. С 2019 года — академический руководитель программы “Прикладная математика и информатика”. Награды и достижения Лучший преподаватель – 2019, 2018, 2017
Формируемые компетенции
В онлайн-курсе “Цифровая грамотность” вы шаг за шагом разберетесь в различных аспектах работы в цифровой среде. В одном курсе мы постарались собрать все самое важное и нужное для успешного существования в мире информационных технологий. Дистанционный курс «Цифровая грамотность» представлен в нескольких конфигурациях. Данная конфигурация подойдет студентам инженерных и технических направлений и содержит дополнительные блоки, посвященные основам алгоритмического мышления. Курс в удаленном формате начинается с простых, но не всегда очевидных вещей: например, по каким параметрам выбирать компьютер и как не допустить кражи данных в интернете; как работает интернет и какие законы регулируют деятельность в сети. Вторая часть курса закладывает основы работы с данными. Умение работать с источниками информации, оформлять таблицы, делать несложную аналитику – все это пригодится не только для учебы в университете, но и для будущей работы. Третья часть курса посвящена основам алгоритмического мышления. Вы научитесь подробно и понятно излагать свои мысли напишете первые компьютерные программы. Этот опыт станет хорошей основой для дальнейшего углубления в программирование и компьютерные науки. Также представлены конфигурации, которые включают ряд других специализированных тем, полезных для различных направлений подготовки: Цифровая грамотность: базовый курс Цифровая грамотность для гуманитарных направлений Цифровая грамотность для социально-экономических направлений
Формат
Формат курса сочетает в себе просмотр видеолекций и изучение презентационного материала, с интерактивными заданиями в цифровых симуляторах и программах, а также различные интерактивные лабораторные и самостоятельные работы традиционного характера.
Образовательная организация
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов.
Мы осознаем себя частью мирового академического сообщества, считаем международное партнерство, вовлеченность в глобальное университетское взаимодействие ключевыми элементами нашего движения вперед. Будучи российским университетом, мы работаем на благо России и ее граждан.
Наш университет — это коллектив ученых, сотрудников, аспирантов и студентов, которых отличает внутренняя приверженность к поддержанию высоких академических стандартов своей деятельности. Мы стремимся обеспечить наиболее благоприятные условия для развития каждого члена нашего коллектива.
Сегодня Высшая школа экономики — это:
Новый элемент системы российского образования — открытые онлайн-курсы — cможет перезачесть любой университет. Мы делаем это реальной практикой, расширяя границы образования для каждого студента. Полный набор курсов от ведущих университетов. Мы ведём системную работу по созданию курсов для базовой части всех направлений подготовки, обеспечивая удобное и выгодное для любого университета встраивание курса в свои образовательные программы«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.
Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.
Результаты обучения
знания и умения, связанные с цифровой гигиеной, цифровой этикой, коммуникативной, информационной и потребительской безопасностью, Интернетом вещей, технологиями дополненной, виртуальной и смешанной реальности, а также другими ключевыми понятиями, формирующими простую цифровую грамотность, обеспечивающую осознанную деятельность личности в современной цифровой среде