Безопасность и гигиена труда на уроках информатики 10

Суворова Ксения Викторовна учитель информатики Коммунальное государственное учреждение «СОШ №9» Республика Казахстан, Павлодарская область, г. Экибастуз

Урок №1

Тема урока: Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики

Оборудование: раздаточный материал, ПК, презентация к уроку

Тип занятия: введение по ТБ.

Форма организации учебной деятельности: новая тема

Аннотация: Данный урок предназначено для учеников 1-11 классов общеобразовательных школ, для вводного урока по Технике безопасности и организации рабочего места в кабинете информатики. Урок разработан на основе ГОСО РК.

Цель урока: – образовательная: Познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете ВТ. – воспитательная: Воспитывает у учащихся умение и навыки. – развивающая: развить правильное поведение в кабинете ВТ. (слайд 2)

План урока: 1. Организационный момент   /3 мин/ 2. Объяснение новой темы /25 мин/ 3. Закрепление нового материала /10 мин/ 4. Домашние задание  /2 мин/ 5. Подведение итогов /5 мин/

Ход урока

Организационный момент Приветствие, отметка учащихся. Краткое описание практической работы, ее целей, ходом выполнения.

Объяснение новой темы Указания по проведению обучения и инструктирования учащихся по безопасности труда

  • Для воспитания у учащихся сознательного отношения и усвоения правильных и безопасных методов и приемов работы учителя обязаны проводить инструктирование и обучение учащихся по соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда.
  • Инструктаж и обучение по охране труда проводятся со всеми учащимися на вводном занятии в кабинете, а затем – перед практической работой на ПЭВМ.
  • На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащихся с правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.
  • Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом (учителем) в виде лекции, беседы.
  • Инструктаж перед работой на ПЭВМ (первичный на рабочем месте) дополняет вводный инструктаж и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами при выполнении конкретной работы,с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возникновении.
  • Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистрируются в классном журнале.

Основное положение

Перед использованием вычислительной техники в учебном процессе, все учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности, ознакомиться с правилами поведения в аварийных ситуациях, приемами оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током и упражнениями по снятию зрительного напряжения и утомления. После проведения инструктажа учащиеся должны получить зачет по знанию техники безопасности, о чем производится регистрация в журнале соответствующей формы. Требования по охране труда при проведении занятий в кабинетах вычислительной техники, которые должны знать учащиеся, включают в себя правила по технике безопасности, правила поведения в компьютерном классе, приемы оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током, упражнения но снятию зрительного напряжения и общего утомления.

Правила техники безопасности Правила по технике безопасности можно разделить на следующие пункты:

  • Общие.
  • Перед началом работы на ПК.
  • Во время работы.
  • В аварийных ситуациях.
  • По окончании работы.

Общие требования безопасности

  • Запрещается трогать провода, вилки, розетки, штекеры, передвигать без разрешения учителя оборудование.
  • Нельзя входить и выходить из класса без разрешения учителя.
  • Нельзя без разрешения учителя ходить по классу.
  • Нельзя работать на ПК мокрыми руками и в мокрой одежде.
  • Запрещается работать на ПК, имеющих нарушение целостности корпуса или проводов.
  • Запрещается класть на стол рядом с ПК портфели, сумки, книги. На столе должны лежать только ручки и тетради.
  • Нельзя ничего класть на клавиатуру.
  • В компьютерном классе запрещается бегать, играть, отвлекать товарищей, заниматься посторонней работой. (слайд 4)

Требования безопасности перед началом работы на ПК

  • При выключенном питании осмотреть ПК и убедиться, что нет нарушения изоляции и целостности корпуса ПК и проводов.
  • Обратить внимание, не свешиваются ли провода так, что возможно их задеть во время работы.
  • Сделать отметку в Журнале учета использования рабочего места (см.приложение 1). (Слайд 5)

Требования безопасности во время работы на ПК

  • Во время работы на ЭВМ необходимо соблюдать оптимальное расстояние глаз от экрана (60-70 см). Допустимое расстояние -50 см.
  • Учащимся не следует вставать с места при входе посетителей.
  • В случае возникновения зрительного напряжения или усталости можно, не вставая с места, выполнить несколько упражнений для снятия напряжения или усталости. (слайд 7)
  • Учащиеся должны знать приемы оказания первой медицинской помощи при электротравме, приемы работы с огнетушителем и приемы тушения пожара. (слайд 6)

Требования безопасности в аварийных случаях

  • При обнаружении дефектов ПК в процессе работы, появлении гари или необычных звуков необходимо немедленно прекратить работу на ПК, выключить аппаратуру и сообщить преподавателю.
  • При необходимости следует оказать помощь в тушении огня.
  • При необходимости уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока.
  • Необходимо знать, что нельзя тушить пожар в компьютерном классе водой. Можно использовать песок или пенный огнетушитель.
  • Необходимо знать, что если пострадавший находится под воздействием электротока, то его нельзя трогать голыми руками. Освободить пострадавшего можно, используя материалы, которые не являются проводниками электрического тока. (Слайд 9)

Требования безопасности по окончании работы на ПК

  • По указанию преподавателя отключить аппаратуру.
  • Навести порядок на рабочем месте.
  • Сделать отметку в Журнале учета использования рабочего места (приложение 1). (Слайд 10)

Учитель для учащихся проводит разминку: «Кто быстрее ответит на вопросы» (Слайд 11)

Закрепление нового материала Учитель для проверки этого задания может  использовать  2 варианта проверки знания. 1 вариант: раздать раздаточный материал на формате А4. Учащиеся должны выполнить задание  цветными карандашами. 2 вариант: Практическое задание за ПК. Работа в графическом редакторе Paint. Смотреть «Инструктивную карту к заданию № 1»

Задание 1. Закрасьте зеленым цветом то, что делать МОЖНО, и красным то, чего делать НЕЛЬЗЯ.

Входить в кабинет информатики без разрешения учителя. Заходить в компьютерный класс спокойно. Занимать свое рабочее место. Находиться в кабинете информатики в верхней одежде. Убедиться в отсутствии видимых неисправностей компьютера. Толкаться в дверях при входе в компьютерный класс. При обнаружении видимых неисправностей компьютера сообщить учителю. Трогать разъемы соединительных проводов. Приступать к работе на компьютере только после разрешения учителя. Прикасаться к проводам питания. Приносить в класс компакт-диски и дискеты с других компьютеров. Пытаться самостоятельно устранить обнаруженную неисправность компьютера. Включать игры или другие программы, не относящиеся к уроку. Работать на компьютере грязными руками. Нажимать на клавиши мягко, без особых ударов. Прикасаться к экрану и задней стенке монитора. Нажимать клавиши клавиатуры только при включенном напряжении. Работать на компьютере во влажной одежде или с мокрыми руками. Расстояние от глаз до экрана монитор должно быть 60-70 сантиметров. Класть вещи на составные части компьютера. По окончании работы привести рабочее место в порядок. Удалять папки и файлы без разрешения учителя.

Оказание помощи при поражении электрическим током

  • Отключить ток (выключать тумблер на распределительном щитке).
  • Освободить пострадавшего от воздействия тока (провода), используя подручные, которые
  • средства, которые не являются проводниками электрического тока.
  • Осмотреть пострадавшего и оказать ему помощь в зависимости от тяжести поражения. Вызвать врача (из школьного медпункта, «скорую помощь» по телефону 103 или из ближайшего лечебного учреждения). (Слайд 12)

Оказание помощи при ожогах

  • Поместить пораженное место под холодную  воду, предварительно обернув целлофаном, чтобы на поверхность раны не попали микробы.
  • На обожженное место наложить асептическую повязку
  • Вызвать врача (из школьного медпункта, «скорую помощь» по телефону 103 или из ближайшего лечебного учреждения.) (Слайд 14)

Оказание помощи при обмороке

  • Положить пострадавшей на ровную поверхность на спину, повернув его голову на бок.
  • Вызвать врача (из школьно медпункта, «скорую помощь» по телефону 103 или из  ближайшего лечебного учреждения). (Слайд 15)

Оказание помощи при остановке дыхания

  • Проверить положение языка во рту, если он запал – руками вернуть язык в нормальное положение.
  • Вызвать врача (из школьного медпункта, «скорую помощь» по телефону 03 или из ближайшего лечебного учреждения).
  • Делать искусственное дыхание (рот в рот) до восстановления дыхания или прибытия врачей. (Слайд 16)

Закрепление материала Задания 2. Установите порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током, соединив их последовательно.

Отправить пострадавшего к врачу (или пригласить врача). При повреждении кожных покровов обработать это место зеленкой или спиртом, наложить стерильную повязку. Обратить внимание на дыхание и сердечнососудистую систему. Быстро отключить ток. Освободить пострадавшего от проводов с соблюдением мер предосторожности. В случае остановки дыхания, начать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание

2. Надеть резиновые перчатки или обернуть руки сухой тканью. Встать на резиновый коврик или на сухую доску. При ослаблении сердечной деятельности и дыхания обеспечить доступ свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт и дать 25 капель кардиамина. Похлопать по щекам.

  • Выучить общие требования техники безопасности
  • Нарисовать плакат по ТБ.

Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке. Комментирование и выставление оценок.

Безопасность и гигиена труда на уроках информатики 10

Безопасность и гигиена труда на уроках информатики 10

Безопасность и гигиена труда на уроках информатики 10

Конспект урока (. doсx)

Презентация (. pptx)

Раздаточный материал(. docx)

Тетрадь учета с использованием ПК(. docx)

Безопасность и гигиена труда на уроках информатики 10

  • информатика
  • кабинет информатики
  • организация рабочего места
  • техника безопасности

Настоящая инструкция по правилам безопасности при работе на уроках технологии в начальных классах школы разработана для учащихся с учетом СП 2. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письма Минобрнауки России №12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иных нормативных правовых актов по охране и безопасности труда. Данные правила техники безопасности при работе на уроке технологии (труда) разработаны для обучающихся начальных классов школы, предназначены для проведения инструктажа с целью предупреждения случаев травмирования и сбережения здоровья детей. К урокам технологии в начальной школе могут быть допущены:

  • обучающиеся 1-4-х классов, которые не имеют медицинских противопоказаний для занятий в общеобразовательной организации данного вида и типа;
  • ознакомленные с безопасными методами выполнения работ, с требования данной инструкции по охране труда.

На уроках технологии в начальной школе школьники обязаны неукоснительно соблюдать Правила поведения для обучающихся общеобразовательной организации, требования настоящей инструкции по правилам техники безопасности при проведении работ по технологии в начальных классах школы. График проведения уроков технологии должен определяться расписанием занятий, который утверждает директор школы. Опасными факторами на уроках технологии в начальной школе считаются следующие:

  • физические (режущие и колющие предметы);
  • неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН мебель);
  • химические (пыль; клей, краски);
  • психофизиологические (чрезмерное напряжение внимания).

О каждом произошедшем несчастном случае пострадавший или очевидец обязан незамедлительно сообщить учителю. Обучающимся запрещено без разрешения учителя приближаться к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, дотрагиваться до электрических разъемов. Обучающиеся, которые допустили невыполнение или нарушение данной инструкции по правилам безопасности при выполнении работ по технологии в начальных классах школы, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для обучающихся общеобразовательных организаций.

Требования безопасности перед началом урока технологии

Обучающиеся обязаны ознакомиться с содержанием настоящей инструкции по охране труда, внимательно выслушать информацию учителя о безопасных методах выполнения работ во время урока. Произвести проверку правильности установки стола, стула. Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишние предметы со стола, а портфель или ученическую сумку не оставлять на проходе. Учебники, используемые для труда принадлежности, материал, который будет необходим для работы, разместить так, чтобы исключить их возможное падение и опрокидывание. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках оперативно сообщить учителю. Запрещено начинать работу в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе обязательным требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные мероприятия к работе.

Требования безопасности во время урока технологии

Во время занятий на уроках технологии необходимо соблюдать данную инструкцию по охране труда, правила безопасной эксплуатации рабочих инструментов и принадлежностей, не допускать их механических ударов и падений. Обучающийся на уроках технологии в начальной школе должен обеспечить:

  • соблюдение настоящей инструкции и инструкций по безопасной работе с ножницами, иглой, клеем и т.д.;
  • нахождение на своем непосредственном рабочем месте;
  • обязательное выполнение всех указаний учителя;
  • соблюдение осторожности при обращении с режущими и колющими инструментами, клеем, красками и природными материалами;
  • исключение возможности попадания в глаза клея и красок;
  • постоянное поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте.

При работе с иголками и булавками обучающийся обязан:

  • шить с наперстком;
  • хранить иголки и булавки только в определенном месте (специальной коробочке, подушечке и в прочих подходящих предметах), не оставлять их на рабочем месте (столе);
  • никогда не брать иголки, булавки в рот;
  • не колоть иголкой или булавкой;
  • не пользоваться для шитья ржавой иголкой или булавкой.

При работе с ножницами обучающийся должен:

  • хранить ножницы только в определенном месте (коробке);
  • обязательно класть ножницы сомкнутыми остриями от себя.
  • ножницы передавать друг другу лишь острым концом вниз;
  • при резании бумаги, ткани ни в коем случае не направлять ножницы острыми концами к себе или товарищу, располагать пальцы в стороне от линии разреза;
  • стараться беречь пальцы рук от порезов острыми кромками листов бумаги.

Обучающимся запрещены следующие действия:

  • проба на вкус клея, краски и природных материалов;
  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;
  • производить самостоятельно разборку и ремонт инструментов;
  • выполнять какие-либо действия без разрешения учителя;
  • вынос из кабинета и внесение в него любых предметов и инструментов без разрешения учителя.

Обо всех неполадках в работе инструментов и приспособлений необходимо незамедлительно информировать учителя, проводящего урок технологии.

Требования безопасности по окончании урока технологии

Обучающиеся обязаны привести в порядок рабочее место. Убрать в места хранения колющие и режущие инструменты, принадлежности, используемые на уроке технологии в начальных классах. Убрать оставшийся материал в места сбережения. Оставшийся на столе мусор (кусочки ткани, природного материала, бумаги) собрать и поместить в урну для мусора. При обнаружении неисправности мебели, инструментов и принадлежностей проинформировать учителя. С разрешения учителя организованно выйти на перемену.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При обнаружении любой неисправности в работе инструментов и (или), приспособлений, принадлежностей немедленно остановить работу и доложить об этом учителю, действовать согласно его указаниям. При травмировании в обязательном порядке проинформировать учителя. При необходимости, помочь учителю оказать пострадавшему первую помощь. При возникновении чрезвычайной ситуации в кабинете начальных классов на уроке технологии (появлении посторонних запахов, дыма, возгорании) немедленно сообщить учителю и действовать в соответствии с его указаниями.

Заключительные положения

Проверка и пересмотр данной инструкции проводятся не реже одного раза в 5 лет. Инструкция должна быть пересмотрена в досрочном порядке при следующих случаях:

  • пересмотр межотраслевых и отраслевых правил, а также типовых инструкций по охране труда;
  • изменение условий обучения в конкретном помещении;
  • внедрение новой техники и (или) технологий;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, произошедших несчастных случаев;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) данной инструкции условия обучения на уроках труда в начальной школе не подвергаются никаким изменениям, то ее действие продлевается еще на 5 лет. Ответственность за своевременное внесение значимых изменений и дополнений, а также пересмотр данной инструкции должны быть возложены на работника, который проводит уроки технологии в начальной школе.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202__г. ______________ /_______________________/

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Школа-новостройка № 58 стала площадкой для нового детского технопарка, оснащенного высокотехнологичной материально-технической базой.

В школе оборудованы кабинеты по трём направлениям:

  • Естественнонаучное (углубленные курсы по физике, химии, медицине, биологии, экологии, физиологии);
  • Инженерно-техническое (конструирование и программирование робототехнических систем, беспилотные летательные аппараты, системы виртуальной реальности, 3D моделирование и 3D печать, CNC технологии);
  • Информационные технологии (программирование на базе Scratch, С++, Python, разработка компьютерных игр на базе Android, анализ данных и компьютерное зрение).

Занятия позволят ученикам не только расширить знания в рамках общеобразовательных программ, но и освоить востребованные информационные и инженерно-технические направления, а также понять свою дальнейшую образовательную потребность, не говоря уже об успешной сдаче экзаменов и поступлении в 10-й класс или в колледж.

В целях ранней профориентации в новом «Кванториуме» оборудован медицинский кабинет. На максимально приближенной к реальности интерактивной панели будущие врачи уже могут изучать анатомию человека, устройство нервной и сосудистой системы, проводить тренировки по освоению медицинских навыков.

На площадке действует 46 образовательных программ. На посещение интенсивов зарегистрировались уже около 300 учеников. По словам министра образования Калининградской области Светланы Трусенёвой, к 2025 году в регионе появятся ещё четыре школьных «Кванториума».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *