безопасность на уроках по туризму

Вид урока: Урок обобщения и закрепления изученного материала.

Учебно-материальное обеспечение: ТСО (компьютер и проектор), карточки с заданиями для групповой работы и карточки контроля на каждого ученика, памятки.

Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребёнок и подавно склонен легкомысленно воспринимать эту жизнь, первопричиной этому является явное недопонимание многих потенциальных опасностей.

Важнейшая задача семьи и школы – научить ребёнка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.

17 ноября

3 мин.

Чтобы обезопасить себя и своих близких, а также минимизировать риск для здоровья окружающих, стоит руководствоваться несколькими правилами поведения на катке

безопасность на уроках по туризму

Чтобы обезопасить себя и своих близких, а также минимизировать риск для здоровья окружающих, стоит руководствоваться несколькими правилами поведения на катке.

Заходить на каток нужно не спеша, придерживаясь за бортик.

Поток на катке направлен в одну сторону — в большинстве случаев все движутся против часовой стрелки. На некоторых катках бывает разметка, указывающая направление движения. Не пересекайте поток катающихся и не направляйтесь против движения. Это поможет избежать столкновений друг с другом.

Скорость движения на льду должна быть умеренной. Если вы катаетесь неуверенно, лучше делать это в той части катка, где меньше людей, или ближе к бортику.

На некоторых катках, сопровождая ребенка, можно выйти на ледовое поле в бахилах, а где-то надо обязательно надеть коньки и кататься вместе с малышом.

Необходима всем катающимся, особенно новичкам. На лед стоит выходить в шлеме, наколенниках, налокотниках, c защищенными запястьями. Правильно подобранная экипировка снизит риск получения травм при падении.

Важно! На некоторых катках детей без шлемов на лед не выпускают

Сохранить баланс на льду помогут ровная спина и отсутствие прогиба в пояснице. Но иногда падения на катке все же случаются, и лучше заранее научиться правильно падать.

Если вы падаете, расслабьтесь, постарайтесь сгруппироваться и упасть набок. Избегайте падения на спину, так как оно одно из самых опасных. Не пытайтесь ухватиться за других людей, чтобы избежать падения, — у многих это происходит рефлекторно.

После падения сначала встаньте на колени, затем упритесь носком одной ноги в лед и медленно распрямите вторую ногу.

Держите взгляд на уровне бортов катка, чтобы лучше оценивать ситуацию вокруг. Но не забывайте иногда посматривать под ноги: во время катания на льду регулярно могут появляться трещины и выбоины.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Двигаясь спиной вперед, оборачивайтесь через плечо, чтобы не столкнуться с кем-то из катающихся

безопасность на уроках по туризму

Собираемся в ПОХОД

безопасность на уроках по туризму

Одежда должна быть по сезону и погоде – просторная, свободная,

не давящая, прочная.

безопасность на уроках по туризму

Обувь должна быть не на высоком каблуке, с жёсткой подошвой.

два носка: тонкий хлопчатобумажный

и шерстяной.

безопасность на уроках по туризму

в походе – необходимость. Важно защитить голову от перегрева солнцем или ветра.

безопасность на уроках по туризму

Вещи лучше переносить

в рюкзаках, чтобы при движении руки были свободны.

безопасность на уроках по туризму

Состав медицинской аптечки туриста

безопасность на уроках по туризму

Кипячёная вода (200мл)

безопасность на уроках по туризму

Правила безопасности в походе

  • Точно выполнять все распоряжения руководителя
  • Немедленно сообщать руководителю о замеченной опасности
  • Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения
  • В ветреную холодную погоду не устраивать привалов на открытых местах
  • На привалах не уходить за территорию лагеря без разрешения руководителя

безопасность на уроках по туризму

  • Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоёмов не пить, строго соблюдать питьевой режим
  • При малейших признаках заболевания, утомления, потёртостей на ногах немедленно сообщить руководителю
  • Трав и кореньев в рот не брать, грибов и незнакомых ягод не есть
  • Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать

безопасность на уроках по туризму

  • В лесу не бросать горящих спичек, костров без разрешения руководителя не разжигать, костёр без присмотра не оставлять
  • На деревья без разрешения руководителя не залезать
  • Тяжёлых брёвен и камней не переносить
  • Строго соблюдать правила страховки и самостраховки
  • Дежурным у костра находиться в головных уборах и хлопчатобумажной одежде, полностью покрывающей тело

безопасность на уроках по туризму

  • Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.
  • При обнаружении подозрительных предметов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать.

безопасность на уроках по туризму

Строем в лесу идти безопаснее и легче: за короткое время можно пройти большее расстояние и затратить меньше сил.

безопасность на уроках по туризму

Правила поведения в туристском строю

Не меняй место в строю без разрешения руководителя.

Соблюдай темп и интервал.

Не обгоняй впереди идущего.

Не выходи без надобности из строя.

безопасность на уроках по туризму

При движении по густому подлеску расстояние между участниками похода увеличивается до 3-4 метров, чтобы туристы случайно не поранили друг друга ветками.

безопасность на уроках по туризму

Крик в лесу – сигнал беды

безопасность на уроках по туризму

Мы в лесу – гости

Сломанная ветка, сорванные цветы не прибавят радости в общении с природой.

Идти лучше по тропинкам – меньше риска потревожить животных и птиц.

Костёр, разведённый прямо на траве, если дёрн не снят, будет потом чернеть пятном ещё несколько лет.

безопасность на уроках по туризму

Туризм — это экскурсии, походы и путешествия, где активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями, в которых учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, получают навыки самообслуживания. В туристических походах по-новому звучат знания, приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии.

Пешеходный туризм – один из лучших видов активного отдыха. Туристы сами намечают маршрут и способ передвижения, сами обеспечивают себе питание, ночлег и место отдыха, намечают объекты для осмотра. Им самим приходится оборудовать лагерные стоянки, собирать топливо для костров, готовить пищу, преодолевать разные препятствия, устраивать переправы, расчищать завалы. Все это несет определенные опасности.

безопасность на уроках по туризму

Для предотвращения травматизма в походе учащиеся должны:

  • знать приемы передвижения и ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий;
  • уметь действовать в случае возникновения экстремальных ситуаций.

Определяющий фактор безопасности в походе – это соблюдение дисциплины и безукоризненное выполнение всех требований и указаний руководителя группы.

При движении по маршруту нельзя обгонять руководителя группы или отставать от замыкающего группы.

Если вы отстали или по какой-то причине отделились от группы, необходимо вернуться на тропу, остановиться и дождаться инструктора.

На экскурсии необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические правила и немедленно ставить в известность руководителя о недомогании или получении травмы, даже незначительной.

Во время похода нельзя пробовать неизвестные ягоды, грибы, собирать в гербарий заведомо ядовитые растения.

При ветреной и пыльной погоде надо надевать защитные очки для предупреждения засорения глаз.

При яркой солнечной погоде необходимы защитные головные уборы и солнцезащитные очки, чтобы предупредить солнечный удар и перегрев организма. Если кто-то получил солнечный удар, необходимо найти для пострадавшего тень, обеспечить его обильным питьем. Для предупреждения теплового удара не следует надевать неоправданно теплую и «душную» (не обеспечивающую вентиляцию и не впитывающую пот) одежду.

Для предотвращения травм, связанных с ожогами, надо руководствоваться следующими правилами:

безопасность на уроках по туризму

  • дежурные у костра должны иметь на себе брюки, обувь и рукавицы;
  • не допускать игр и развлечений с огнем;
  • готовую горячую пищу следует оставлять только в тех местах, где на нее не могут наступить люди.

Строго запрещается купаться в загрязненных или изобилующих ключами водоемах, а также в местах быстрого течения (в горных реках), прыгать в воду в неизвестных местах.

Запрещается пить сырую воду из непроверенных источников и заброшенных колодцев.

На случай холодной погоды и отрицательных температур турист должен иметь ветрозащиту, теплую одежду и шапку, особенно при длительных экскурсиях и экскурсиях, проходящих в межсезонный период.

безопасность на уроках по туризму

На скалистых участках, водопадах, смотровых площадках запрещается перемещаться по необорудованным нехоженым тропам. Движение по опасным участкам экскурсии возможно только под контролем сопровождающего. На таких участках запрещается играть в подвижные игры, толкаться и обгонять других участников группы.

При передвижении в каменистой местности нужно следить за состоянием троп и дорог, не забывать, что камни могут двигаться, сыпаться и даже скатываться со склонов. О двигающемся камне нужно сообщать членам всей группы по живой цепочке.

При движении в лесистой местности и через заросли кустарника необходимо следить за корнями и ветками деревьев. Чтобы не удариться о ветку, нужно предупредить идущего позади человека и аккуратно передать из руки в руку ветку.

В пасмурную дождливую погоду либо после нее надо помнить: камни и корни деревьев очень скользкие, и если есть возможность наступить на простую землю, а не на них, так и нужно сделать. Преодолевать скользкие участки безопаснее, взявшись за руки с другими членами группы.

Если гроза застигнет в лесу, то не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие тополь, ель, сосна. Находясь в грозу на открытом месте, лучше лечь или присесть в яму, канаву.

При общении с животными запрещается: кормить их из рук, гладить, брать в руки.

В походе не исключена возможность встречи с ядовитыми змеями. В целях безопасности икры ног должны быть защищены, также необходимо всегда смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею. Прежде чем сесть отдохнуть на старый пень или повалившееся дерево, следует осмотреться, стукнуть по пню. Если вы неожиданно заметили ползущую змею, замрите, дайте ей возможность уйти. Избегайте резких, пугающих змею движений! Не убегайте от встретившейся змеи – существует опасность наступить на другую змею, не замеченную вами. Помните: опасна змея, которую вы не видите, обнаруженная змея представляет минимальную угрозу. В случае укуса необходимо обратиться за помощью в больницу.

После каждой экскурсии или во время неё необходим осмотр на наличие на теле и одежде клещей. Очень важно своевременное удаление присосавшихся клещей, которые в силу своих физиологических особенностей после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью. Поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще.

В лесах и полях водятся также пчелы, осы, шершни и пауки. В случае более чем трех укусов необходимо обратиться в больницу, также необходимо обратиться в больницу, если человек знает, что у него аллергическая реакция.

Знания и умения по безопасному пребыванию в природной среде и действиям в случае возникновения экстремальных ситуаций помогут сохранить здоровье или даже жизнь.

Автор – составитель: Ляхова Е

На бегу нужно оставаться бдительным, следить за собственным состоянием и происходящим вокруг

безопасность на уроках по туризму

Важно! На любой совместной тренировке нужно придерживаться границ своей дорожки. Иначе есть риск столкнуться на высокой скорости с другим бегуном и получить травму

безопасность на уроках по туризму

Лучше всего бегать на специально отведенных участках: стадионах, размеченных маршрутах в парке или лесу. Незнакомый маршрут, особенно на бездорожье, надо сначала пройти пешком, осмотреться.

безопасность на уроках по туризму

Если пришлось бежать по автомобильной дороге, необходимо двигаться навстречу водителю. Это безопаснее, чем бег с автомобилем за спиной. Держитесь ближе к краю дороги и старайтесь не вилять из стороны в сторону.

В идеале — выбирайте проезжую часть с обочиной, чтобы можно было контролировать поток встречного движения и, своевременно сместиться на край обочины, например, если будет ехать большегруз.

безопасность на уроках по туризму

Надевайте на пробежку форму, которую будет заметно издалека. А если тренировка приходится на вечер или раннее утро, выбирайте одежду со светоотражающими элементами. Можно купить и самостоятельно прикрепить наклейки-светоотражатели на привычную одежду.

безопасность на уроках по туризму

Перед пробежкой зашнуруйте кроссовки плотно, но не слишком туго, чтобы не создавать лишнего давления на голеностоп.

безопасность на уроках по туризму

Если любите бегать на улице под музыку, не используйте наушники с активным шумоподавлением: это небезопасно! Отдавайте предпочтение моделям, которые оставляют уши открытыми.

Чтобы тренировки укрепляли здоровье и не приводили к травме, важно соблюдать правильную технику бега:

Без пульсометра контролировать частоту сердечных сокращений можно по характеру дыхания и способности разговаривать. Показатель низкого пульса — свободное, ровное дыхание. Когда дыхание сбивается, а говорить становится сложно, нужно снизить темп или перейти на ходьбу

Бегать на высоком пульсе неподготовленным спортсменам не рекомендуется, это может навредить сердечной мышце.

безопасность на уроках по туризму

Подробнее о правильном беге и контролировании пульса читайте в нашей статье «Техника бега»

Перед любой беговой тренировкой необходимо сделать небольшую разминку. Выполните несколько упражнений: приседаний, прыжков, наклонов, выпадов; легко пробегитесь трусцой или быстро пройдитесь. Это разогревает мышцы, а суставы заставляет выделять защитную смазку, что облегчает движение и готовит тело к более высокой нагрузке.

Резко завершать беговую тренировку нельзя. Лучше постепенно перейти на более медленный бег или ходьбу и только потом останавливаться.

Тренировку завершайте растяжкой: она расслабит мышцы и предотвратит боли.

При температуре воздуха выше 30 °C бегать не рекомендуется, потому что в таком случае тренировка пройдет с меньшей эффективностью. Кроме того, можно получить тепловой или солнечный удар. Избегайте открытого солнца в пользу затененных участков. В жару можно заменить бег активной ходьбой.

Лучше бегать по грунтовке, так как асфальт накапливает тепло и потому не очень комфортен для бега в жару. При появлении тошноты, внезапной слабости, головокружения или мушек в глазах немедленно прекратите тренировку.

При минусовых температурах лучше ограничиться тренировками на малом или среднем пульсе. Нежелательно бегать в мороз больше −20 °C, сильный снегопад и метель. В таких условиях лучше отправиться в тренажерный зал и заниматься на беговой дорожке.

Основная задача зимней экипировки бегуна — поддерживать тепло. Принцип многослойности здесь очень кстати: вниз надевается термобелье, а сверху создается утепляющий слой (например с помощью флисового джемпера), завершает экипировку легкая куртка для защиты от ветра и осадков. Перчатки, бафф и шапка обязательны для зимней пробежки.

безопасность на уроках по туризму

— легкая куртка;  — перчатки и шапка (для более теплой погоды — налобная повязка), а также бафф

Правила бега в холодную погоду:

Марафон — это огромная нагрузка на сердце, суставы, позвоночник. Поэтому к бегу на длинные дистанции нужно хорошо подготовиться.

Начинать подготовку к марафону нужно не менее чем за 16 недель до забега, следовать графику и постепенно наращивать нагрузку. Если это ваш первый марафон, внимательно отнеситесь к текущему физическому состоянию: возможно, время подготовки придется увеличить

Рекомендации для тех, кто собирается бежать марафон:

Самое важное — «слушать» свое тело. Лучше сойти с дистанции при появлении следующих тревожных симптомов:

  • выраженная одышка, аритмия;
  • проблемы с координацией;
  • сильные боли любой локации, особенно в области сердца;
  • головокружение;
  • шум и звон в ушах;
  • тошнота, рвота.

Организаторы марафонов заботятся о мерах безопасности. На контрольных точках работают пункты медицинской помощи и дежурят бригады скорой.

Участвовать в забеге следует только при хорошем самочувствии. При первых тревожных симптомах забег лучше прекратить и обратиться в медпункт

безопасность на уроках по туризму

О правильной подготовке к соревнованию читайте в этой статье

Теперь вы знаете основные правила тренировок. Одевайтесь по погоде, совершенствуйте технику бега и не забывайте разминаться до и после пробежки.

Для комфортных и безопасных занятий вам также понадобятся правильно подобранные кроссовки. Заказать их можно в нашем онлайн-магазине. Если вы затрудняетесь с выбором, прочитайте статью «Как выбрать кроссовки для бега» или обратитесь за помощью к экспертам  в вашем городе.

безопасность на уроках по туризму

по охране труда, обеспечению безопасности учащихся при проведении

учебных занятий, соревнований в спортивном зале образовательного учреждения,

оборудованном для занятий спортивным туризмом (далее – туристском зале)

(для руководителя образовательного учреждения)

Общие требования безопасности

К проведению занятий спортивным туризмом с учащимися в

туристском зале допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными к

данной работе медицинской комиссией, имеющие соответствующую ква-

лификацию по спортивному туризму, а так же подготовку по оказанию

доврачебной помощи при травмах и острых заболеваниях.

Лица, проводящие в туристском зале учебные, спортивные, массовые

мероприятия (педагог дополнительного образования, учитель физической

культуры, руководитель мероприятия), должны пройти инструктаж по

обеспечению безопасности учащихся под роспись в журнале регистрации

инструктажа по технике безопасности.

К занятиям в объединении по спортивному туризму в туристском зале

допускаются учащиеся с 8 лет, ознакомленные с образовательной программой,

прошедшие инструктаж по соблюдению требований безопасности при проведении

мероприятий программы под роспись в журнале; получившие письменное

разрешение родителей и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

После перенесенных заболеваний учащиеся допускаются к занятиям

спортивным туризмом только при предъявлении справки врача.

Участникам объединений и соревнований по спортивному туризму

рекомендуется иметь страховой полис от несчастного случая.

Ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся во время

проведения учебных занятий, соревнований и других мероприятий в туристском

зале, возлагается на руководителя мероприятия приказом по учреждению, под

роспись ответственного лица.

Ответственность за создание безопасных условий для занятий в туристском

зале спортивным туризмом и другими видами спорта несет руководитель

образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения

контролирует соблюдение норм СаНПиН 2. 1251-03 наполняемости групп,

режима занятий и возрастного ценза учащихся, занимающихся спортивным

Каждый объект туристского зала (скалодром, навесная, маятниковая

переправы, параллельные перила и т. ) должен быть обеспечен инструкцией по

безопасности проведения занятий.

При проведении соревнований по спортивному туризму и других

массовых мероприятий в туристском зале должны быть предусмотрены меры,

обеспечивающие безопасность участников, судей, зрителей.

При проведении учебных занятий и соревнований по спортивному

туризму в туристском зале возможно воздействие на участников следующих

опасных факторов: – слабая дисциплина учащихся, самовольное оставление места расположения

команды, лихачество; страх, паника в сложной ситуации;

– несоответствие оборудования, снаряжения, одежды, обуви участников

техническим требованиям мероприятия, учебного занятия, классу дистанции

– возникновение возгорания при неисправности электропроводки, использовании

открытого огня, световых эффектов;

– травмы при падении, при выполнении упражнений на неисправном

оборудовании, без страховки;

– возникновение паники в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций.

В туристском зале должно размещаться только оборудование,

необходимое для проведения данного мероприятия. Для хранения инвентаря

должно быть выделено специальное помещение.

Туристский зал должен быть обеспечен медицинской аптечкой,

укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами

для оказания первой помощи при травмах.

На соревнованиях должен присутствовать медицинский работник, готовый

к оказанию первой медицинской помощи.

Во время проведения в туристском зале занятий по различным видам

спорта, уроков физической культуры и других мероприятий выступающие

конструкции скалодрома и других объектов туристского зала должны быть

Педагог (учитель физической культуры, тренер) должны проводить

занятия в туристском зале только в спортивной одежде, обуви с нескользкой

подошвой, на исправном оборудовании.

Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по

охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с

правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости,

подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности при проведении в туристском зале

Принимать необходимые меры, направленные на обеспечение

безопасности учащихся во время проведения в туристском зале массовых

мероприятий (соревнований, культурных мероприятий), вплоть до прекращения

мероприятия, в связи с возникшими опасными явлениями и другими

обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи

Перед мероприятием организовать тщательную проверку всех

прилегающих помещений, эвакуационные пути и выходы на соответствие их

требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправности

первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

Все эвакуационные выходы во время проведения массового

мероприятия должны закрываться на легко открывающиеся запоры, световые

указатели «Выход» должны быть во включенном состоянии.

При проведении массового мероприятия запрещается применять

открытый огонь, устраивать световые эффекты, могущих вызвать загорание. Общие требования безопасности во время проведения учебных занятий,

соревнований на искусственном скалодроме

Весь процесс лазания учащимися и страховки на искусственном

скалодроме осуществляется под непосредственным строгим контролем педагога

по спортивному туризму.

Запрещено использовать для лазания неисправные конструкции

скалодрома и других сооружений (навесных и маятниковых переправ, канатов для

подъема и т. ), личное и групповое снаряжение (страховочные системы, веревки,

карабины и др. ) при наличии видимых дефектов (потертостей, надрывов).

Лазание на скалодроме разрешается только в отмеченных маркировкой

зонах, с организацией страховки веревкой, при обязательном наличии под

трассами страховочных матов. При траверсе стены не выше 1 м от пола

допускается гимнастическая страховка.

Недопустимо нахождение под трассами посторонних лиц, кроме

страхующих и педагога по спортивному туризму.

Трассы должны быть подготовлены таким образом, чтобы при срыве

исключить падение учащегося на примыкающие к скалодрому конструктивные

элементы зала.

Требования по техническому надзору за конструкциями спортивного зала,

оборудованного для занятий спортивным туризмом:

Руководитель образовательного учреждения назначает приказом по

учреждению ответственное лицо и состав комиссии по техническому надзору за

конструкциями туристского зала из числа администрации учреждения,

управления образования, специалистов по скалолазанию и педагогов по

Ответственное лицо не реже одного раза в неделю, а так же перед

массовыми мероприятиями и после них проверяет целостность крепления веревок

к верхним опорам. Крючья на пунктах страховки должны крепиться болтами М10

(с двумя гайками) только через несущие металлоконструкции. Гайки,

фиксирующие болты со страховочными крючьями, должны быть надежно

законтрены во избежание саморазвинчивания.

Проверку состояния зацепов, стационарных пунктов страховки, болтов,

крючьев, крепление панелей скалодрома осуществляет комиссия не реже двух раз

в год.

По итогам каждой проверки составляется акт освидетельствования с

заключением о годности к эксплуатации всех элементов конструкций туристского

зала. До устранения неисправностей, указанных в акте, занятия на скалодроме,

других конструкциях зала должны быть прекращены.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

В аварийных ситуациях, ситуациях, содержащих угрозы

террористического характера, не допускать паники, суеты, растерянности

При получении участником мероприятия травмы немедленно оказать

пострадавшему доврачебную помощь, обратиться к медицинскому работнику

образовательного учреждения, при его отсутствии – вызвать «скорую

медицинскую помощь», сообщить родителям.

Ежегодно в зданиях и сооружениях образовательных учреждений происходят пожары. Во всех без исключения образовательных учреждениях лидирующая причина пожаров — неосторожное обращение с огнём; на втором месте — нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования и на третьем — нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ. Наиболее часто местом возникновения пожаров в зданиях образовательных учреждений являются чердачные, подсобные и складские помещения, а также подвалы. Из всех учебных помещений наиболее опасны в пожарном отношении кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь находятся горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, спиртовки, электроплитки и другое оборудование, представляющее пожарную опасность.

На случай пожара пути эвакуации должны быть свободны, не захламлены. Нередки случаи, когда пути эвакуации оказываются заставленными устаревшей мебелью или каким-нибудь оборудованием. Но даже при полном соответствии путей эвакуации всем нормам организовать эвакуацию в здании, где большинство находящихся людей — дети, очень сложно, потому что дети, по сравнению со взрослыми, легче поддаются панике и хуже воспринимают сложившуюся при пожаре обстановку. Поэтому ежегодно сотрудники ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале проводят в зданиях образовательных учреждений плановые пожарно-тактические учения. В это время совместно с администрацией учреждений отрабатывается эвакуация учеников и преподавателей, проверяются подъездные пути к зданию и состояние водоисточников.

Для того чтобы опасность возникновения пожара была минимальной, необходимо проводить работу по обучению детей основам безопасного поведения, начиная с дошкольного возраста. В течение года с детьми дошкольного возраста и учениками проводятся беседы, конкурсы, викторины и соревнования. Основной же объем информации в области пожарной безопасности ребята получают за период учебы в школе на уроках «Основы безопасности и жизнедеятельности» (ОБЖ). В соответствии с российским законодательством руководители образовательных учреждений обеспечивают пожарную безопасность и осуществляют контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками.

Как избежать пожара в школе:

Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.

Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т. При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки. Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи. Раньше их сжигали, что вело к пожароопасной ситуации: тлеющие листья ветром могло занести на кровлю здания или в слуховые окна, с образованием очагов горения. В соответствии с законодательством сжигание листвы и мусора запрещено, т. помимо создания пожароопасной ситуации это ведет к повышению углекислого газа в воздушной среде, усилению парникового эффекта и глобальному потеплению.

Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

Порядок эвакуации из образовательных учреждений

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре. Если в школе возникло загорание, необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану и быстро организовать эвакуацию всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям. В плане эвакуации важны вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены. Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают открытыми. На план наносят стрелки, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации. Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками. Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу по лестницам. Нередко люди спасаются, выходя на крышу здания. Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты, телефонов. Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, их порядок и последовательность, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.

Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие – устное оповещение об эвакуации. Оповещение должно делаться спокойно, но повелительным и внушительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей сети в рамках Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:
— подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, приём пищи, необходимо быстро одеть детей;

— объявить порядок, направление движения и место сбора;

— в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того, как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;

— собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);

— оказать при необходимости первую помощь;

— проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести детей в теплое помещение; вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим; выполнять отдельные поручения по тушению незначительных очагов загорания.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

В случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей используется второй.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного их открывания изнутри без ключа.

При пожаре нужно в считанные минуты попытаться оказаться на улице или хотя бы в помещении, где есть возможность дышать свежим воздухом. Интенсивное образование продуктов горения (дым, пары) и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. В этой ситуации концентрация СО предельно опасна для человека, когда достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.

Передвигаться сквозь густой дым (при видимости менее 10 метров) можно только в том случае, если вы уверены, что расстояние небольшое и вы сможете задержать дыхание на этой дистанции, а также не потеряете ориентировку и не зацепитесь за что-то одеждой.

Безопасность на все 100

В школе села Гостищево всегда уделялось большое внимание безопасности, а тем более в наше непростое время.

«Безопасность в быту, на воде, в общественных местах, а также как вести себя дома или с незнакомыми людьми, как эвакуироваться в различных ситуациях и какие службы могут помочь – каждый день педагоги озвучивают это на минутках безопасности, уроках, классных часах. В каждом классе в рамках внеурочной деятельности проводится занятие «Культура безопасного поведения», – подчеркнула директор образовательной организации Татьяна Золотова.

В этот день состоялась тренировочная эвакуация в школе. Она прошла организованно, без паники и в установленное время.

Тематический час в третьем кадетском классе с участием семиклассников, их старших товарищей-кадетов, и родителей, кто непосредственно работает в системе экстренных служб, прошёл на базе образовательного центра «Точка роста» гостищевской школы.

Третьеклассники вместе с педагогом Еленой Мулярчик увлечённо разгадывали ребусы, загадки, участвовали в сценках, разбирали и повторяли правила безопасности в быту, в школе, на улице. Демонстрировали, как правильно нужно обращаться с электроприборами, и какую опасность они таят для тех, кто этими правилами пренебрегает. Представители МЧС, правоохранительной, медицинской, газовой и единой диспетчерской службы, а также кадеты-волонтёры помогали ребятам в решении ситуационных заданий.

ПДД, безопасность в весеннем лесу и антитеррористическая угроза

В рамках Единого дня безопасности в образовательных организациях Яковлевского городского округа прошли уроки безопасности.

Школа № 2 г. Строителя – самая большая школа Яковлевского городского округа. На сегодня в ней обучается 1331 ученик.

«Мы постоянно заботимся о соблюдении мер безопасности для наших обучающихся, используем все возможности, все ресурсы, для того чтобы научить детей правильно ориентироваться в любой ситуации, в которой они могут оказаться», – подчеркнула директор школы Алла Кононова.

Вторая городская школа одна из немногих работает по триместровому режиму. Поэтому проведение уроков безопасности выпало на каникулярную неделю. Отрадно, что время каникул здесь используют с максимальной пользой.

На школьном дворе при участии социального партнёра – Яковлевского политехнического техникума – ребята начальных классов вспомнили и повторили Правила дорожного движения.

Участковый государственный инспектор леса ОКУ «Яковлевское лесничество» и специалисты Станции юных натуралистов подготовили для учеников презентацию по правилам безопасного поведения в весеннем лесу.

Как не стать жертвой терроризма и что означает само понятие «терроризм» – в этих актуальных вопросах разбирались старшеклассники вместе с учителем географии, воспитателем кадетского класса Николаем Михайловым. Ребята моделировали различные ситуации и находили пути их безопасного решения.

Например, как правильно вести себя при возникновении террористической угрозы, какие действия необходимо предпринимать при обнаружении опасного предмета, взрывного устройства, похищении, возникновении стрельбы.

В нашей беседе парни и девушки подчеркнули, что терроризм и экстремизм – большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. Самое главное при возникновении чрезвычайной ситуации – не растеряться, не паниковать, соблюдать спокойствие и верить, что помощь обязательно придёт. Меры предосторожности и знания правил безопасности, а также грамотные действия при террористической угрозе помогут избежать беды.

Не терять бдительности

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. Как отметила начальник управления образования администрации Яковлевского городского округа Татьяна Золотарева, одна из актуальных проблем воспитания – формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.

«На официальных сайтах учреждений, аккаунтах в социальных сетях, родительских чатах в популярных мессенджерах проводится информационно-пропагандистская работа по проблеме аварийности на дорогах с участием несовершеннолетних, размещены рекомендации и памятки по соблюдению ПДД и антитеррористической угрозе, – сказала Татьяна Алексеевна. –  Для формирования навыков обучающихся и педагогов, как действовать в экстремальных ситуациях, в школах Яковлевского округа регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по безопасности дорожного движения, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Уроки безопасности, которые прошли в школах округа, наглядно показали эту работу».

Безопасность на воде и первая помощь при сердечно-лёгочной реанимации

Жизнь человеческая полна неожиданностей, и никто из нас не может предугадать, что  может случиться через минуту, час, день. Мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. На внеурочном занятии старшеклассники первой городской школы на базе медкласса закрепляли знания по проведению сердечно-лёгочной реанимации.

Две команды «Хирурги» и «Терапевты» вспомнили из курса биологии строение сердца и лёгких, причём, для своих ответов они использовали модели внутренних органов, разобрались в каких случаях реанимационные действия необходимо проводить, а когда они могут быть прекращены, а затем перешли к практической части. На тренажёре они продемонстрировали навыки проведения СЛР.

Полученные знания это не зря потраченное время. Они помогают ребятам действовать чётко и оперативно в чрезвычайных ситуациях. Десятиклассница Вероника Ефимова профессионально занимается плаванием. На одной из тренировок один из пловцов жевал жевательную резинку в воде и поперхнулся. Вероника не растерялась и провела приём Геймлиха. Вот тот случай, когда знания обернулись не только силой, но и спасённой жизнью.

Четвероклассники вместе с классным руководителем Еленой Бессоновой провели интерактивную игру в рамках «Азбуки безопасности» и вспомнили, как правильно нужно себя вести на воде. Ученики уверенно работали на ноутбуках и отвечали на вопросы викторины.

Помимо теории ребята вместе с педагогом посещают бассейн «Волна». По поручению губернатора региона Вячеслава Гладкова дети должны быть обучены первичным навыкам плавания. После проведённого мониторинга были сформированы группы детей, которые в рамках «внеурочки» два раза в неделю обучаются плаванию в бассейне. Кстати, там учатся плавать ученики и из других школ города.

– В нашей школе в каждом классе есть занятия, которые связаны с безопасностью и жизнедеятельностью детей. У обучающихся с 1-го по 7-й классы – это внеурочные занятия, а с 8-го по 11-й – это занятия урочной системы. Как себя повести в той или иной ситуации, как помочь другим – этому обучающиеся учатся в школе, – говорит директор школы Татьяна Булгакова.

Ход урока

Посмотрите небольшой фрагмент, и скажите, чему будет посвящен наш урок.

-Как вы думаете, для чего мы изучаем данные темы?

– Всегда ли легко применить полученные знания на практике?

-Отчего это зависит?

Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу!

А урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам принять участие в игре – калейдоскоп.

-Что такое калейдоскоп? (узорник, трубки, при вращении которой узорчатые звезды из цветных стеклышек)

-При вращении нашего калейдоскопа будет высвечиваться определенный сектор, в котором вам будут даны определенные задания. Выполняя данные задания мы сможем повторить материал, проверить наши знания, применить наши знания на практике, выявим самых активных, сообразительных, с которыми не страшно будет отправится в любой поход.

Класс разбивается на 3 группы, каждая составляет отдельную команду.

Руководители групп в конце урока оценят работу членов своей группы.

Актуализация знаний. Сектор «Домашнее задание»

Самопрезентации учащихся по темам:

– «Пешие походы на равнинной и горной местности»

– «Проведение лыжных походов»

– «Водные походы»

Закрепление.

Решение ситуативных задач. Вы успешно справились с домашним заданием, и теперь Вам предстоит решить ситуативные задачи. Для того чтобы Вы нашли правильное решение по выходу из сложной ситуации, Вам предлагаются памятки.

Сектор «Веер проблем»

Наступил вечер, вы заблудились в лесу.

Ваши действия.

Во время водного похода судно перевернулось.

Во время лыжного похода сломалась лыжа.

Практическая работа

  • Приготовить костер для приготовления пищи
  • Собери рюкзак для похода по равнинной местности
  • Приготовить костер для обогрева
  • Собери рюкзак для водного похода.
  • Приготовить костер для подачи сигнала и освещения бивака
  • Собери рюкзак для похода в горы

Тестирование

Что необходимо сделать, прежде чем разводить костер? Выберите ответ:

а) следует дождаться хорошей погоды;
б) следует выбрать и расчистить место;
в) следует вымыть руки;
г) таких правил не существует.

С какой стороны пней и деревьев любят строить свои жили­ща муравьи? Выберите ответ:

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны

Где категорически запрещается разжигать костер? Выберите ответ:

а) таких ограничений не существует;
б) в хвойных молодняках;
в) на участках с сухим тростником, камышом, мхом, травой;
г) на вырубках, на торфяниках, в лесу

С какой стороны на сосне обычно растут лишайники и мхи? Выберите ответ

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны.

3адание № 3.

Какое считается лучшее топливо для костра? Выберите ответ

а) бензин, керосин;
б) молодые деревья;
в) сухостой сосны, ели;
г) валежник березы.

С какой стороны ствола сосны выступает смола? Выберите ответ;

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны.

Рефлексия

– Скажите, ребята, а нам было ли сегодня скучно на уроке? Почему?

Молодцы! Вы ответили на все вопросы и выполнили все задания

– Какой вопрос или задание вам больше всего понравился?

Вот и подошла к концу наша игра. Чем можно измерить глубину озера, глубину мыслей, знаний? Я сегодня постарался измерить глубину Ваших знаний. А теперь посоветуйтесь и решите, кто был самым активным в сегодняшней игре.

– Спасибо всем за работу.

Подведение итогов.

Закончить урок я хочу словами учёного Тома Петзингера:

«Все вместе мы умнее, чем каждый из нас»

Я, думаю, вы со мной согласитесь! Все вместе мы сила! До новых встреч!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *