Безопасность на уроках русского языка 4 класс

Безопасность на уроках русского языка 4 класс

Современный урок русского языка, созданный по всем эталонам новых требований ФГОС

Содержимое разработки

Современный урок с использованием ТРКМ и ИКТ

Предмет: русский язык

Учебная тема: Имя существительное. Закрепление.

Класс: 4 класс

Используемый прием ТРКМ: верю – не верю, корзина понятий

ФАЗЫ Описание учебной ситуации Формируемые УУД Планируемые результаты ВызовКорзина понятий – С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках. (Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками). – Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока. (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону). А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок?Все ль на месте, Всё ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят,Все ль внимательно глядят?Все ль готовы слушать,Думать и запоминать?- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, место выполнения работы. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Тему урока мы запишем чуть позже. Постановка темы и целей урока. Ребята, нам с вами доверили составление и оформление стендов для недели русского языка. 21 февраля – Международный день русского языка. – Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:«Я – важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов». Давно живу я в мире этомДаю названия предметам. – О какой части речи можно так сказать?- Молодцы. Конечно, это – имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков. Составление корзины понятий Словарная работа. – А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы. Посмотрите на иллюстрацию и самостоятельно запишите, что на ней изображено. (Природа)2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, теплоходе или другом виде транспорта?(Пассажир)3. Ещё одна иллюстрация. Запишите, а на ней что изображено?(Горизонт)- Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради. – Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?(Все слова – имена существительные)Физминутка ИТОГ: составление ПЛАКАТОВ Регулятивные:Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные:Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку). Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. Определение уровня усвоения ранее изученного материала. ОсмыслениеАктуализация опорных знаний. Игра «Большая стирка»- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет – книгу). – Только ли предмет может обозначать имя существительное?(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). – Почему у имени существительного два вопроса?(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить егоот других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные. – Приведите примеры собственных и нарицательных существительных. – Как пишутся собственные и нарицательные существительные?(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы). – Что вы знаете о роде имён существительных?(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода). – Как изменяются имена существительные?- Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы). – Как может изменяться имя существительное?(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу). – Что мы ещё не сказали о существительном?(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м. и ж. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м. с нулевым окончанием и ср. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь). – Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи. – Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи). – Правильно. Молодцы. – Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, проверим домашнее задание, которое вы готовили к сегодняшнему уроку, а в конце урока вас ждёт экспресс-опрос. Зрительная гимнастика «Собери цветы в вазу». ИТОГ: Презентация и интеллектуальная карта Личностные:Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные:Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Определение основных признаков классификации. РефлексияПрием Верю/не верю (согласен/не согласен) 6). Экспресс – опрос «Да или нет». – А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. У каждого из вас есть таблица из двух граф: в одной обозначен номер вопроса, в другой – вы будете делать отметки. Если согласны с утверждением, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+). Небо – это существительное мужского рода (-). Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (-). К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (+). Склонение – это изменение существительных по падежам (+). Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-). 1 2 3 4 5 6 + – – + + – – Давайте проверим. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Анализ свои собственные достижения, неудачи, поиск способов решения проблем.

Почему при изучении данной темы целесообразно воспользоваться ТРКМ?

ТРКМ помогает учителю раскрыть творческие возможности учащихся, так как в процессе работы у детей задействованы разные виды восприятия. При изучении темы «Имя существительное» приёмы ТРКМ делают процесс обучения интересным, что способствует повышению мотивации, росту познавательной активности. Выбранные мной приемы помогают ученикам работать с информацией, извлекать нужное и важное. Например, текст преобразовывать в наглядную схему (верю – не верю) выделять и использовать тезисы (прием согласен/не согласен). Использование этих приемов сподвигает детей проводить различные дискуссии, выражать свое мнение, что способствует развитию универсальных учебных действий.

Почему в данном приеме целесообразно применять ИКТ?

Использование ИКТ на уроках окружающего мира – залог успеха. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. Поэтому при изучении темы «Имя существительное» с использованием приема интеллектуальная карта и презентация, очень важно строить обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Безопасность на уроках русского языка 4 класс

Похожие файлы

Конспекты по русскому языку 4 класс собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать
учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для
учителя русского языка, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.

Как пользоваться видеоуроками и конспектами?

  • Все разработки
  • Уроки
  • Тесты
  • Презентации
  • Планирование
  • Мероприятия
  • Видеоуроки
  • Кабинет
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Проверочные работы
  • Практикумы
  • Подготовка к ОГЭ
  • Факультативы
  • Классные часы
  • Разное
  • Все классы
  • Дошкольникам
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Прочее
  • Все учебники
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 5-е изд., перераб. – М.: 2016. – Ч.1 – 160с., Ч.2 – 144с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М.: 2013; Ч. 1 – 192с., Ч. 2 – 192с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Иванов С.В. и др. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ч. 1- 2009. – 160 с.; Ч.2 – 2012. – 176с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: 2013; Ч. 1 – 162с., Ч. 2 – 162с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 3- изд. – М.: 2014; Ч. 1 – 127с., Ч. 2 – 143с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Рамзаева Т.Г. М.: 2013. – 160 с., 160с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2. Полякова А.В. М.: 2009 – Ч.2 – 127 с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 3 ч. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. М.: Ч.1 – 2013, 176с.; Ч.2 – 2016, 192с.; Ч.3 – 2016, 192с.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Целенаправленность, чёткость и логика урока

Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть  сформулированы  конкретно,  корректно  и  в  сфере  деятельности учащихся.

 устная форма постановки целей и задач;

 постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо  получить ответ.

Отбор содержания проводится в соответствии с темой и целью урока.

Все выполняемые на уроке упражнения  должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели. Каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.

Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться оптимальным способом.

Реализация коммуникативно-деятельностного подхода

Основные направления работы:

  развитие  связной  речи  (работа  над  текстом,    пересказ  текста, обучающие устные и письменные изложения и сочинения);

  развитие  синтаксического  строя  речи  (работа  над  предложением  и словосочетанием);

  словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся);

  работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение).

Требования  к  речи  учащихся:  содержательность;  логичность;  точность; выразительность; чистота речи; ясность речи; правильность речи.

Систематическая  и  системная  работа  по  развитию  навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

Минутки чистописания на каждом уроке – 5–8 минут

2 класс – не менее 2 строк;

3 класс – 2–3 строчки;

4 класс – 3–4 строчки.

  сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;

  образец учителя на доске;

  опора на анализ графических ошибок учащихся;

  связь с уроком (по возможности).

Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

Начало обучения – со 2 полугодия 2 класса.

Тетради в одну линию – с 3 класса.

Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся:

2 класс – после каждого урока;

3 класс – 2–3 раза в неделю;

4 класс – 1–2 раза в неделю.

Обязательное требование – учёт индивидуальных графических ошибок.

Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

На каждом уроке обязательно проводится как отдельный этап урока (5–8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы  по  каллиграфии (для  отработки  графических  навыков  берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.

Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической  работой  (подбор  однокоренных  существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т

Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы –  вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок  – знакомство с новым словом, на 2-х последующих – отработка, слово  обязательно  включается  в  работу  на  уроке. В  этом  случае упражнения  учебника  используются  не  для  знакомства,  а  в  качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

1) осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);

2) звуковой анализ слова (произносим –  выделяем слоги –  ставим ударение – интонируем  все звуки);

3) зрительный образ слова (карточка);

4) орфографическое чтение;

5) установление разницы в произношении и написании;

6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»;  ученики  пробуют  подобрать  проверочные  слова  (очень полезное задание для осознания общего способа действия);

7) запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9) определение  лексического  значения  однокоренных  слов, составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

!!!  Важно  обратить  внимание  на  единообразное  написание  всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» – с ошибкой!!!).

Этап закрепления – используются разнообразные приёмы:

  группировка слов по тематическому принципу;

  группировка по алфавиту;

  группировка по принципу «сходного гласного» (а/а;  а/а/а; о/о;  о/о/о; о/а;  а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс);

  составление индивидуального орфографического словарика;

  зрительный  диктант  –  «сфотографировать»  (мысленно)  словарные слова и через минуту записать их по памяти;

  картинный  диктант  –  учитель  молча  показывает  рисунок  с изображением предмета, ученики записывают слова в тетрадях;

  диктант «Самоконтроль» – лист тетради делится на две части: «умею писать» (+) и «не знаю, сомневаюсь» (?). Учитель диктует словарные слова,  ученики  распределяют  их  в  два  столбика. Затем  проверяют правильность написания по словарю.

Объём словарных диктантов (по четвертям):

2 класс – 4 – 6 – 6 – 8 слов;

3 класс – 8 – 8 – 10 – 10 слов;

4 класс – 10 – 10 – 12 – 12 слов.

Организация сопутствующего повторения

Обязательным  элементом  каждого  урока  является  повторение пройденного  по  фонетике,  орфографии,  грамматике:  орфографические тренинги-пятиминутки,  дополнительный  орфографический  разбор  1–2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.

Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора

На  каждом  уроке  необходимо  находить  возможность  обращаться  к грамматическому разбору.

Обязательно 1 вид разбора:

  звуко-буквенный (полный или частичный) – только устная форма;

  по составу слова (морфемный) –  устная и письменная форма;

  слово как часть речи (морфологический) – только устная форма;

  предложения  –  графически  выделяем  только  главные  члены предложения,  устно  устанавливаем  связь  слов  в  предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

Учёт психологической природы формирования орфографического действия 6. Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой со зрительной опорой, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

В  школьной  практике  существует  противоречие  между  способом обучения и способом контроля – диктант основан на слуховом восприятии, а  основная  работа  на  уроке  имеет  зрительную  опору  (упражнения  в учебнике, слова записаны на доске).

Использовать  на  уроке  диктанты  различных  видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.

Диктант  как  вид  орфографического  упражнения  имеет  свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он  поставлен  в  условия мгновенного  реагирования  на  услышанное. В сознании  ребёнка  уже  должен  иметься  целый  арсенал  готовых орфографических  моделей  языковых  единиц,  которые  являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила. Существует  научная  теория  М. Шехтера,  согласно  которой «свёрнутое»  действие  базируется  на  новой  ориентировочной  основе, требует специальных  педагогических  мер  по  его  формированию,  а  не опирается  на  ту  ориентировочную  основу,  которая  строится  в  начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока).

Целевая установка учителя на безошибочное письмо.

Реализуется  последовательной  работой  по  предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством  предупреждения  и  исправления  ошибок  является  звуко-буквенный  анализ,  предварительный  орфографический  разбор  текста, комментирование,  проговаривание  по  слогам,  подбор  проверочных  слов,

сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.

Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:

  сверка написанного с образцом (по книге);

  сверка написанного с записью на доске;

  взаимопроверка (ученики обмениваются тетрадями);

  учитель  ставит  знак  на  полях,  дети  сами  должны  найти  и исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками –  обязательное требование учебной программы по русскому языку.

Следует различать следующие формы:

1)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  обучающих  классных  и домашних работах, – выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;

2)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  обучающих  изложениях  и сочинениях,  –  выполняется  коллективно  в  рабочих  тетрадях (только  в классе под руководством учителя!);

3)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  контрольных  работах,  – выполняется коллективно и самостоятельно  в  тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей  надо  научить  выполнять  работу  над  ошибками!  Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.

Образец  выполнения  даёт  учитель  (условные  обозначения,  образец записи).

Работа  над  ошибками  после  контрольной  работы  проводится обязательно (на следующем уроке)!

Раздать тетради для контрольных работ.

Общая характеристика выполненной работы.

Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.

Коллективное выполнение работы над ошибками.

Индивидуальное  выполнение  работы  над  ошибками  (те  ошибки, которые не были проработаны коллективно).

Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.

Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

1) проверка понимания содержательной части упражнения:

– Просмотрите домашнее упражнение.

– Что требуется сделать?

– На какое правило?

– Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны (Как оформить запись?)

Проведение в конце урока мини-проверочной работы  как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской !!!) работы  –  проведение  в  конце  урока  мини-проверочной  работы (продиктовать 2–3 слова или 1 предложение со словами на то правило,

которое отрабатывалось на уроке).

Результаты  работы  покажут  учителю,  на  что  следует  обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

Выполнение общедидактических требований:

  лингвистическая грамотность урока;

  рациональное распределение времени на уроке;

  наличие  обратной  связи  (фронтальный  устный  опрос;  учебный диалог;  оперативные  проверочные  работы;  использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи – веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др

  индивидуальный и дифференцированный подходы;

  формирование общеучебных умений и навыков;

  учёт и использование межпредметных связей;

  перспективность и преемственность в работе;

  эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

У:Я хочу начать урок русского языка с пожелания вам на сегодняшний урок:

-Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет

Пусть будет добрым ум у вас

И сердце умным будет.

Чистописание. Запись числа , классная работа

Упражнение для пальцев рук: ?  – Слайд №2

Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.

На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети на местах читают вслух слово и объясняют орфограмму, подбирают проверочные слова.

(золотой-безударная гласная первая о и вторая о,проверяем первую золото, проверяем вторую –позолото)

(кольчуга-это воинский доспех старинный в виде рубашки состоящий из металлических колец)

(лесоруб – что за слово? Сложное, состоит из двух корней, первый корень лес, второй –руб ,соединительная гласная –о)

Учитель:Какую орфограмму мы повторяли во время орфографической минутки. Что это за орфограмма

Дети:Безударная гласная в корне слова

У: Какое правило для проверки безударных гласных в корне слова

Д:Чтобы проверить безударную гласную в корне слова  надо подобрать родственное слово или  так чтобы на гласную падало ударение

После этого дети переписывают в тетрадь  подчёркнутые слова только существительные.

Повторение изученного. Актуализация знаний.

– Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи – имя существительное)

– Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)

– А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу.

– Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы  кто? что?)

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

– Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными.

Очень удивительное.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно. ( Слайд 5)

Какими признаками обладает имя существительное?

(постоянными и непостоянными)

– Что относим к постоянным признакам?  (ответы: род,одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)

– Почему в определении существительного указываются два вопроса:

кто? что?  (одуш. и неодуш

– Какие имена существительные называются одушевленными?

– Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)

(если слово отвечает на вопрос «что?» – подпрыгнули, «кто?» -присели)

Ручка ,птичка,пенал, кошка , рыбка, , ведро, девочка , паук, доска, ромашка, мама.

Изучение новой темы.

1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

(работа в тетради,взаимопроверка)

– посмотрите на экран (Слайд 6). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (меняются тетрадями. Ученики сверяют свои ответы с экраном

– Давайте сделаем вывод:  какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос – что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные)  – вывод на слайде №7.

3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд №8)  (кто сможет, приведите по одному своему примеру)

– Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? – Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).

Собственные и нарицательные  имена существительные

На слайде (№9)  написано 12 букв:

– Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля

– Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:

Как называются такие существительные?  (собственные и нарицательные)

6) Что еще мы знаем об имени существительном? Какой ещё постоянный признак вы можете назвать?

Давайте  поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м. , ж. , с

Под музыку дети выстраиваются у доски.

Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.

Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)

-Как определить число им. сущ.

Работа по учебнику, проверка.

Что ещё мы можем отнести к непостоянным признакам?

– Что мы называем склонением?

На какие группы делятся сущ. по типам склонения?

Что значит просклонять слово?

– Сколько падежей?  Как определить падеж?  (по вопросу и предлогу)

– Чем И. отличается от всех остальных? (Это н. , без предлогов, подлеж

Задание группам.

1группа. Найди падежу свои вопросы?

о ком? о чём?

2 группа. Какие предлоги соответствуют падежу?

через, в, на

в, о, при, на

Мини – сочинение на тему «Забота о пти(С первым снегом  прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном парке развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота

– Каких существительных больше в вашем сочинении?

(существительных во множественном числе)

4 группа:Просклонять слово РИСУНОК

– Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)

– На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные)

Индивидуальная работа с тестами,конспектами. (у кого красные жетоны работают с конспектами, у кого зелёные работают с тестами).

Четверо детей работают с кластером «Виноградная гроздь». Дети сдают свои работы. Ученики которые работали с кластером ,выходят с объяснением.

Итог урока. Рефлексия.

-Что нового мы узнали на уроке? Посмотрите на получившейся кластер. (Слайд №18)Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное.

– Кто все понял и запомнил о существительном?

– Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?

Ребята сейчас я попрошу вас прикрепить смайлики на экран обозрения соответствующие вашему  впечатлению от сегодняшнего урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *