безопасность в глобальной сети урок

Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»

Цель урока: изучить риски сети Интернет и методы борьбы с ними;

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», интернет-риски, изучить основные правила при работе в сети Интернет, рассмотреть ситуации при столкновении с какой-либо интернет-угрозой, рассказать о Всемирном Дне безопасного Интернета;

Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества.

Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска (или экран), ПК, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет».

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1461174095. pptx (Презентация к уроку)

Организационный момент (1-2 мин

Введение в тему (8-10 мин

Объяснение нового материала (20-22 мин

Беседа о Всемирном Дне безопасного Интернета (1 – 2 мин

Рефлексия (5-7 мин

Итог урока (1-2 мин

Организационный момент, 1-2 мин

сообщение темы урока (занесение темы в тетрадь), его целей и задач;

краткий план деятельности.

Введение в тему, 3-5 мин

подготовить детей к восприятию темы;

нацелить на продуктивную работу.

Сегодня наш урок посвящен теме «Безопасность в сети Интернет». (Слайд 1)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/a1461174330. jpg (448×334)

(Учащиеся записывают в тетрадь основные определения самостоятельно по ходу лекции)

Что такое интернет? Нужен ли интернет современному человеку? Какую роль играет интернет в жизни человека? На данную тему вы приготовили сообщения, я предлагаю ознакомиться с актуальными высказываниями юристов, психологов и общественных деятелей.

(Учащиеся рассказывают свои сообщения)

Жунич Марина Алексеевна, директор по взаимодействию с органами государственной власти

Интернет предоставляет бесконечные возможности для образования, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, и в этом существенное преимущество сетевых технологий по сравнению с офлайновой эпохой. Благодаря Интернету знание оказывается сегодня доступным как никогда: например, для того чтобы прочитать редкую, больше не переиздающуюся книгу или совершить прогулку по музею в другой стране, достаточно иметь доступ в Сеть.

Конечно, в Интернете, как и в реальном мире, можно встретить любой контент. Как компания, которая более 13 лет занимается поиском и организацией информации в Сети, мы хорошо понимаем, с чем дети и взрослые могут столкнуться в киберпространстве. И мы убеждены, что освоение детьми Интернета должно сопровождаться поддержкой взрослых. Мы, в свою очередь, предлагаем в помощь родителям современные компьютерные технологии, которые позволяют оградить ребенка от нежелательного контента и других рисков в Интернете, не ограничивая при этом его доступ к огромному количеству полезных образовательных и развлекательных ресурсов в Интернете. Среди таких технологий – безопасный поиск Google и безопасный режим просмотра видео на YouTube, которые помогут родителям ограничить доступ детей к взрослому контенту и сценам насилия.

Одновременно с этим мы полагаемся на пользователей многомиллионного интернет-сообщества и вооружаем их инструментами, позволяющими сообщить о неприемлемом контенте на наших ресурсах. На наш взгляд, подобные принципы саморегулирования, на основе которых Google, как и многие другие интернет- компании, работает по всему миру, является более эффективным и гибким способом реагирования на угрозы детской безопасности в Интернете, чем законодательные ограничения.

София Малявина, Помощник Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, пресс-секретарь

Интернет – это возможность уникальной коммуникации, построенной на принципе равного доступа. Такой тип коммуникации позволяет объединять людей вокруг общих интересов или целей, выстраивая внутри общества горизонтальные связи.

В Министерстве здравоохранения мы использовали эту возможность, чтобы через Интернет создать сообщества доноров крови, приверженцев здорового образа жизни, клуба людей, бросивших курить, и экспертного сообщества для обсуждения законодательных инициатив в здравоохранении и социально-трудовой сфере.

Каждое из этих сообществ – уникально. Вклад каждого участника помог нам выстроить политику, основанную на мнении независимых экспертов, пациентских организаций, волонтеров и интернет-пользователей.

Именно эта возможность равного доступа делает Интернет особенным. Здесь нельзя не сказать о роли Интернета для образования детей, и, особенно, детей-инвалидов. Ведь благодаря Интернету все границы стираются. Важно, чтобы оставались границы безопасности, чтобы появлялись и развивались правила для регулирования Интернета в вопросах детской безопасности

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461174543. jpg (446×336)

(Слайд 2) Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое.

С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети и подростки – активные пользователи интернета. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1461174640. jpg (448×335)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1461174654. jpg (448×327)

(Слайд 3, 4) Если посмотреть на статистику, то 48% детской аудитории Рунета не сталкивается с ресурсами нежелательного содержания, 39% детей просматривали порносайты, 38% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми, 14% – наркотическими веществами, 16% – экстремизмом или национализмом, 80% российских детей из числа пользователей интернета считают себя завсегдатаями социальных сетей.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1461174776. jpg (448×335)

(Слайд 5) Все опасности интернет-среды объединяют в четыре крупные группы рисков:

Здесь будет изображение: /data/edu/files/h1461174828. jpg (448×336)

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/x1461174894. jpg (447×336)

(Слайд 7) Негативные контентые материалы можно условно разделить на:

Незаконные, к которым могут относиться: детская порнография (включая изготовление, распространение и хранение); наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизм, терроризм, национализма и др. ), а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным), азартные игры и т.

Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение такой информации. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции.

Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам.

Подобные материалы не попадают под действие уголовного кодекса, однако могут оказывать негативное влияние на психику столкнувшимися с ними человека, особенно ребенка. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, в том числе и порнография, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления, и др. Информация, относящаяся к категории неэтичной может быть также направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей.

Контентные риски связаны с другими типами рисков Сети. Например, просмотр тех или иных видео-материалов может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных. Очень многие распространители подобного негативного контента преследуют цель заразить компьютер, чтобы в дальнейшем иметь возможность манипулировать данными и действиями зараженного компьютера. Пропаганда негативных материалов также может идти через социальные сети, блоги, различные форумы. В данном случае контентные риски пересекаются с коммуникационными.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1461174959. jpg (444×336)

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др. ), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.

Даже если большинство пользователей существующих чат-систем (веб-чатов или IRC) обладают добрыми намерениями, существует, к сожалению, растущее число людей, использующих эти беседы со злым умыслом. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться педофилами в поисках жертвы. Выдавая себя за сверстника и устанавливая дружеские отношения с ребенком, они выведывают о нем много информации и понуждают к личной встрече.

Оказаться жертвой намного проще, чем кажется. Каждый участник той или иной социальной сети может признаться, что хотя бы один раз ему приходило непристойное предложение от неизвестного человека. Это беда не только социальных сетей. На любом популярном форуме, в блоговом сообществе и чате появляются такие участники, которые хамят и оскорбляют других участников.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1461175031. jpg (445×336)

(Слайд 9) Коммуникационные риски включают в себя «незаконный контакт» и «киберпреследование» (или кибер-буллинг).

Здесь будет изображение: /data/edu/files/s1461175110. jpg (448×336)

(Слайд 10) Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство и груминг.

Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Такое поведение может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.

Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.

Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече.

Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.

Подобный унизительный контент может исходить от одного человека или группы людей по одному или нескольким электронным контактам жертвы, на электронный ящик или в сообщениях онлайн-мессенджеров. Распространены также случаи преследования в социальных сетях или на подобных им ресурсах. При этом помимо рассылки оскорбительных сообщений и вывешивания унизительных материалов, изображений или видеозаписей, буллер может также взломать профиль или страницу жертвы и организовать спам-рассылку по всем контактам жертвы.

К сожалению, кибербуллинг — очень распространенное явление среди российских подростков. Каждый пятый ребенок может признать, что подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только России, она распространена во всем мире. Но в России дети становятся жертвами буллинга в интернете так же часто, как и в реальной жизни.

Нередко кибербуллинг берет начало в отношениях с реальными людьми, и в этом случае, жертва знает своих оскорбителей. Когда же буллинг берет свое в интернете, всегда важно удостовериться, чтобы он не перерос в реальное насилие над ребенком.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461175167. jpg (446×336)

Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1461175237. jpg (448×334)

(Слайд 12) Вредоносное ПО (Программное Обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему семейному компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. Защита в социальных сетях — это задача, которая не так давно стала актуальна для их пользователей. Буквально несколько месяцев назад, взлом страниц в социальных сетях превратился в один из основных способов распространения спама в Интернете.

В частности, теперь вирусное ПО (программное обеспечение), которое рассылает спам в социальной сети может быть установлено на ваш компьютер с любого сайта. И от вашего лица могут регулярно рассылаться абсолютно любые сообщения, избавиться от которых не поможет ни одна защита самого сайта. Хотя бы просто по той причине, что в этом случае потребуется не защита вашей страницы, а современное антивирусное программное обеспечение. Поэтому не забывайте обновлять свою антивирусную программу и следить за защитой своего компьютера.

К сожалению, вероятность наткнуться на подобные вредоносные программы очень велика. Помимо негативного воздействия на компьютер и мобильное устройство, можно стать жертвой еще одного вида кибер-преступления — кибер-мошенничества. В самом широком смысле мошенничество — это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды.

Мошенничество в сети Интернет (кибермошенничество) — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др. ), с целью причинить материальный и финансовый ущерб.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461175290. jpg (448×336)

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др.

Также дети, зачастую совершая онлайн покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или получили к ним доступ.

Одним из самых распространенных видов данного типа рисков является мошенничество — это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды. Мошенничество, как правило, является преступлением.

Поскольку мошенничество в сети интернет совершается с помощью различных технических средств и разнообразного количества программ, то некоторые его виды могут быть отнесены и к группе электронных рисков, а часть к группе коммуникационных, поскольку включает в свою схему установления более близкого контакта с жертвой в течение какого-либо времени (например, с помощью электронных писем и смс, которые могут привести и к реальным встречам с мошенниками).

Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфо-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве является важной задачей. Линия помощи «Дети онлайн» предлагает полезную информацию и серию рекомендаций.

В основе рекомендаций лежит разработанная Фондом Развития Интернет классификация интернет-рисков, результаты исследования «Дети России онлайн», которое было проведено Фондом Развития Интернет по методологии международного исследовательского проекта Еврокомиссии «EU Kids Online II» (2010—2011 годы), а также обращения пользователей, поступившие на Линию помощи «Дети Онлайн».

Основные правила безопасности для родителей

Прежде, чем позволить ребенку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях Сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники и др. ) и их последствиях.

Четко определите время, которое Ваш ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать.

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.

Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения.

Спрашивайте ребенка о том, что он видел и делал в Интернтете

Объясните ребенку, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. ), а также “показывать” свои фотографии.

Помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете — правда. Приучите его спрашивать то, в чем он не уверен.

Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.

Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации.

Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.

Постараться регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;

Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов — читать грубости также неприятно, как и слышать;

Проверяйте актуальность уже установленных правил. Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.

Что делать, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой

Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр. ), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.

Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.

Соберите наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться для обращения в правоохранительные органы.

В случае, если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др. ), где вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме.

Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1461175347. jpg (448×335)

По инициативе Еврокомиссии, которая была поддержана европейскими некоммерческими организациями в январе 2004 года, в феврале отмечают Всемирный День безопасного Интернета. Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас. Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз приватности!

Теперь давайте, попробуем разработать правила поведения в интернете. Для этого Вам необходимо продолжить фразу:

Я никогда не буду помещать информацию более личную, чем мое имя.

Я не буду помещать фотографии других людей (членов моей семьи, других учеников, учителей).

Я буду использовать язык, подобающий в школе.

Я не буду заниматься плагиатом, напротив, я буду развивать и дополнять идеи других и помогать там, где это необходимо.

Я не буду обижать моих одноклассников и коллег.

Я не боюсь высказывать публично мои идеи, но при этом я не позволю себе обидных и оскорбительных высказываний.

Отстаивая свои идеи, я использую только конструктивную критику.

Я несу ответственность за все, что высказывается в интернете от моего имени.

Я буду стараться высказывать все грамотно, используя справочный аппарат и проверяя написанное.

Я не буду преследовать других в своих блогах или комментариях.

Я не буду провоцировать других учеников в своих блогах или комментариях.

Я не буду использовать аккаунты других учеников для того, чтобы выдавать себя за них.

Я буду пересылать только подобающие в школе изображения с корректными ссылками.

Я не буду рассылать спам.

Если мне попадется неподобающий сайт или изображение, я уйду с него и проинформирую взрослых.

Я не буду поддерживать контакты в том пространстве, которое не создано специально для этого проекта и не контролируется моим учителем.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1461175403. jpg (448×332)

Чем полезен Интернет? Какие опасности таит в себе Интернет? Какие правила безопасного поведения в сети Интернет вы запомнили?

Окружи себя реальными друзьями! Научись использовать Интернет с пользой для учебы, самообразования и любимых увлечений. Тот, у кого много друзей, у кого есть любимое занятие, вряд ли окажется в онлайн-западне.

Безопасного тебе путешествия в сети Интернет, дорогой друг!

Учитель: Глотова Татьяна Александровна

«Безопасность в Интернете»

(для учащихся 7-9 классов)

Цель: изучение структуры глобальной сети Интернет и освоение правил безопасного поведения в сети Интернет;

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как относиться к сообщениям в СМИ (в т. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, доступ к интернету.

Ход урока.

Мотивация к деятельности.

Вступительная часть — сообщение цели и задач урока. Хотелось бы вам узнать какая погода в другом городе или получить сведения о спектаклях, идущих в нашем городе, а также узнать последние новости. Все это и многое другое можно узнать, не выходя из дома, если у вас есть Интернет.

Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью. И ни когда-то, а прямо сейчас.

Сегодня на уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию.

Обратите внимания на следующую статистику. Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Количество пользователей в сети более 1 млрд. людей.

Беседа с классом по вопросам:

Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

Что дает Вам интернет?

(Предпологаемые ответы: общение с друзьями, родственниками; доступ к новой информации и развлечениям; возможность учиться новому, знакомиться с новыми людьми и т. Бесконечный поток информации на любую тему- – от медицины до науки и техники; – подробнейший материал обо всех видах искусства; – массу полезной информации для студентов и школьников; – сведения для тех, кто ищет работу; – справки об отдыхе, развлечениях, спорте и самых разных товарах. В Интернет можно отыскать различные справочники, словари, энциклопедии и географические карты).

Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.

Краткая справка.

ИСТОРИЯ И ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТА.

Интернет возник в 1960-е годы, когда Министерство обороны США решило, в целях содействия коллективной работы ученых и исследователей из территориально отдаленных регионов, дать им возможность подключаться к одним и тем же компьютерам, редким тогда и дорогостоящим машинам и иметь доступ к общим файлам. Для этого требовалось объединить все компьютеры в одну сеть и превратить их в единую систему.

Обсуждение вопроса: почему сегодня тема информационной безопасности стала очень актуальной?

Основные угрозы в сети интернет для детей.

Более 40% детей сталкиваются с сексуальными изображениями в интернете. Младшие школьники сталкиваются с сексуальными изображениями реже, чем старшие, но испытывают больший стресс.

В сети есть множество сайтов о похудании, о наркотиках, “к которым не привыкаешь”, о взрывчатых веществах, приготовленных в домашних условиях и т.

Прилежные дети в 2 раза чаще попадают на «плохие» сайты в силу природной любознательности.

Более 20% детей становятся жертвами нападок со стороны сверстников. 80% школьников имеют аккаунты в социальных сетях. 70% в своих аккаунтах указывают свою фамилию, точный возраст и номер школы. 40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни. У 30% школьников данные аккаунта открыты всему миру.

Существует 5 типов Интернет-зависимости:

• бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.

• пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.

• игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.

• навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.

• киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.

Осмыслите следующие факты.

В России средний возраст начала самостоятельной работы в Сети – 10 лет (в 2009 году – 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет.

30% несовершеннолетних РФ проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета: 46% (13-14 лет), 54% (15-16 лет).

Самые “любимые” детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами; использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;ведение блогов и пр.

4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией, 40% получают непосредственные предложения о встречах “в реале”.

Просмотрев видеоролик, ответьте на вопрос: как избежать опасных ситуаций в Интернете?

Защитите себя в Интернете. Думайте о том, с кем разговариваете. Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам. Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Просмотрев видеоролик, ответьте на вопрос: как распознать ложь и правдиво вести себя в Интернете?

Думай о других пользователях. Закону необходимо подчиняться даже в Интернете. При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети. Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей. Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено. Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т. ) является противозаконным. Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Просмотрев видеоролик, ответьте на вопрос: как уберечься от разного рода мошенничества в Интернете?

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Практическая работа.

Работа в группах.

I группа. Составление правил безопасного использования сети интернет.

При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.

Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т. он может быть записан.

Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылась вам спам.

Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.

Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

II группа. Составление памятки для родителей. Для родителей можно предоставить памятку на родительском собрании.

Памятка для родителей:

Поговорите с детьми о том, чем они занимаются в интернете.

Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас, поэтому создайте свой собственный список правил работы ребенка в Интернете и повесьте его на стену около компьютера.

Конфидециальность: при общении использовать только имя или ник (псевдоним), который лучше чтобы придумал сам родитель и оно не несло личной информации, не сообщать посторонним людям номер телефона, адрес, место учебы и прочую важную информацию, не высылать свои фотографии Установите и регулярно обновляйте антивирусную программу.

Контролируйте приобретение ребенком компьютерных дисковс играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

Всегда держите компьютер в центре внимания, узнавайте, для чего ваши дети используют Интернет.

Научите детей рассказывать вам даже о малейшем беспокойстве, что что-то пошло не так.

Расскажите детям о мошенниках и прочих “плохих” людях в Сети, которые могут выдавать себя за других, поэтому надо отказываться от встреч с ними. Научите ребенка говорить “Нет”.

Не забудьте рассказать об авторском праве, что неправомерное использование чужого материала может быть уголовно наказуемым.

Расскажите, что далеко не все, что есть в интернете – правда, всегда нужно уточнять у родителей.

III. Закрепление.

Заполнение таблицы достоинства и недостатки сети Интернет.

Рефлексия. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  • Интернет-ресурсы. Википедия.
  • Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. 5-11 классы. М «ВАКО», 2005.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *