План – конспект урока по ОБЖ для 11 класса.
Тема: Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
Цели: познакомить учащихся с основными понятиями и определениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной агитации по истории ЧС и ГО, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
III. Изучение новой темы.
Изложение нового материала.
Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:
• ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;
• оползни, извержения вулканов – до 18 %;
• землетрясения, засухи – до 15 %.
К опасным явлениям техногенного характера относятся загрязнение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбросами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблагоприятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.
Определение понятия «ликвидация чрезвычайных ситуаций».
Учащиеся записывают определение в тетради:
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов.
Изучение второго вопроса.
Учащиеся записывают основные понятия:
Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.
Цели и задачи гражданской обороны – обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.
Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ.
Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповещение, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий нападения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицинской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводилась на специальных курсах.
В годы Великой Отечественной войны система ПВО существенно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации.
В 40-50-е годы появилось новое оружие – ядерное – и новые носители – ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты.
В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприятий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спасательных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах.
Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных мероприятий.
Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения.
В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи населению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.
Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федерации – соответствующие руководители.
Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (из положений федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
«Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;
• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации
После принятия в 1994 году федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» главная роль в ликвидации подобных явлений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.
В ее задачи входит:
• проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
• проведение мероприятий по защите населения и территорий;
• оповещение и информирование населения о ЧС;
• ликвидация ЧС;
• создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;
• выполнение мероприятий ГО и др.
Далее ученики записывают пять структурных уровней системы РСЧС:
• региональный (ЮФО);
• объектовый.
На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управления.
Итог урока.
– Какова основная задача Гражданской обороны страны?
– Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в военное время, в мирные дни?
– Какие существуют сигналы оповещения Гражданской обороны и каков порядок действия по ним?
– Какова структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
– Назовите задачи, решаемые этой системы.
– Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например в вашей школе)?
Домашнее задание: начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хозяйства.
Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по ОБЖ для 11 класса “Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях” »
Зайцева Татьяна Владимировна – Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №46» г. Саратов Дата поступления работы на конкурс: 10. 2018г.
Классный час на тему: «Действия при Чрезвычайной Ситуации»
Классный руководитель 8 “а” класса: Зайцева Т.
Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.
Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.
Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Внеклассное мероприятие в форме “Заседания экспертов по чрезвычайным ситуациям”.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход внеклассного мероприятия
Представление экспертных групп:
Эксперты в области наводнений. “Для нас преград не существует”
Эксперты в области ураганов. “Наш класс хоть в космос отправляй”
Эксперты в области пожаров. “Нам по плечу любое дело”
Исследователи химических веществ. “Нас ждут великие дела”
Эксперты по борьбе с терроризмом. “Себя в обиду не дадим”
Мы вынуждены были создать экспертные группы, т. в современном мире происходят ситуации, справиться с которыми можно, лишь владея определенными знаниями.
– Что вы сейчас увидели?
– Какие впечатления произвели на вас эти кадры?
– Что самое ужасное от этих стихий?
– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? Слайд №1
И ТАК ТЕМА НАШЕЙ ВСТРЕЧИ «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ» Слайд №2, №3
– Подумайте, на какие 2 группы можно разделить чрезвычайные ситуации?
Природные
Произошедшие по вине человека
землетрясение
отравление хим. веществами
бури
авиакатастрофы и автокатастрофы
ураганы
кораблекрушения
смерч
пожары
наводнение
теракты
– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?
пожар
наводнение
заражение химическими веществами
ураган
теракты
бури
автокатастрофы
III. Весной время паводков и наводнений многие люди страдают и попадают трудную ситуацию. Что же такое наводнения и чем они опасны, прошу рассказать 1 экспертную группу. Слайд №6-7
Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганов ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длинными (более двух недель).
Что делать при наводнении
Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: “Внимание! Слушайте все!. ” После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.
– Это была стихия воды. Но в нашей местности разрушительными могут быть и стихии воздуха.
– Ураганы – что это такое?
Выступление 2 экспертной группы. Слайд №8-9
Ураганы, бури, тайфуны, смерчи
Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч).
Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. Бурю на море называют “шторм”.
Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.
Что делать при стихийных бедствиях
Обо всех стихийных бедствиях люди предупреждены заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Если вы услышали сигнал сирены дома, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы, электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие (во время смерча в подвал). Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены. Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом. Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями электропередач.
– Это были природные стихии. А как может навредить себе сам человек, расскажет 3 группа экспертов в области пожаров. Слайд № 10-12
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Основные поражающие факторы пожара:
- высокая температура окружающей среды;
- в дыме содержится ядовитые вещества;
- потеря видимости вследствие задымления.
Что делать при пожаре
При пожаре нужно звонить 01. Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится! Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом! Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто. Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись. Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя. Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите. Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.
Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на ближайшем заводе, фабрике может привести к опасности заражения химическими веществами.
– Какие химические вещества наиболее опасны, расскажет группа исследователей химических веществ. Слайд №13-17
Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности. Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения. Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак. Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение, одышка. Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит. Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.
Что делать в случае угрозы химического заражения
Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту. Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды. Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой. В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы. При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:
- двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
- избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
- на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.
– Мы прослушали выступления четырех экспертных групп. Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.
– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации расскажет нам пятая группа. Слайд №18-21
Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.
Что делать в экстремальной ситуации
Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации. Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их поиск. Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам. Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг. Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.
Что нужно сделать, чтобы успокоиться:
- глубоко вздохните, начните дышать спокойно;
- поговорите с собой, “про себя”, называя себя по имени несколько раз;
Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга. Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов. Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.
– Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение” Слайд № 22
При пожаре звонить
01
Спички детям
не игрушка
От дыма и огня нужно
убегать
Телефон милиции
02
Телефон скорой помощи
03
Через задымленное помещение лучше двигаться
пригнувшись
При угрозе заражения хлором избегать
низких участков местности
Ветер силой 12 баллов
ураган
При любой чрезвычайной ситуации взять с собой
документы
При наводнении
подняться на верхние этажи зданий
Марлевые повязки смочить
водой
– Осталось выяснить, что же делать в случае пожара, наводнения, теракта, химического заражения, урагана.
Нужно создать памятки:
- Как вести себя при смерче и урагане.
- Как вести себя при пожаре.
- Как вести себя при наводнении.
- Как вести себя при теракте.
- Как вести себя при угрозе химического заражения.
Командам раздаются конверты с отдельными пунктами памяток, нужно собрать по очереди памятку. Примеры памяток смотреть в приложении.
Кроссворд. Слайд №23
Как вести себя при смерче или урагане
- Если вы видите воронкообразный столб воздуха в небе, спрячьтесь в надежное укрытие. Таким укрытием может быть место под мостом, железобетонным навесом, подвал, погреб, хорошо укрепленное здание и сооружение.
- Если вы услышали сигнал дома, закройте окна, выключите газ и электричество.
- Глаза, рот, нос защитите от песка и земли.
- Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
- Остерегайтесь оборванных проводов.
- Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены.
Как вести себя при пожаре
- Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом или пальто.
- Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый приток свежего воздуха вызовет вспышку пламени.
- Передвигаться лучше ползком или пригнувшись.
- Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.
- Небольшие загорания можно потушить, плотно накрыв огонь покрывалом (лучше мокрым), а также используя воду, огнетушители и др.
Как вести себя при наводнении
- После сигнала сирены и объявления, начинающегося со слов: «Внимание! Слушайте все!..» Выключить электричество, закрыть воду и газ.
- Быстро подняться на высокое место (чердак, верхние этажи дома).
- Взять с собой документы, запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы.
- Когда плавсредства отсутствуют, надо пользоваться подручными средствами – бочками, бревнами, деревянными щитами деревьями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удержать человека.
- Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце.
- Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.
Как вести себя при теракте
- Держать документы, деньги, предметы первой необходимости в доступном месте.
- Вести себя сдержанно, не впадать в панику. Быть очень внимательным и осторожным.
- Не сопротивляйтесь напрасно, особенно на начальной стадии.
- Умейте правильно оценить реальность и масштабы угрозы, а также возможность получить помощь.
- Не поддавайтесь ужасу.
- Умейте усмирить свой страх.
Как вести себя при угрозе химического заражения
- Нужно знать какие химически – опасные объекты находятся в вашем районе.
- Подняться на верхние этажи (при заражении хлором).
- Проклеить окна, двери, отдушины пленкой, лейкопластырем или обычной бумагой.
- Использовать ватно-марлевые повязки, смоченные раствором питьевой соды.
- При подозрении на поражение опасными химическими веществами исключите любые физические нагрузки, примите обильное теплое питье (чай, молоко) и обратитесь к медицинскому работнику.
Подземные толчки или колебания земной поверхности.
То, что не купишь не за какие деньги.
Большая поломка оборудования на предприятии.
Специалисты, помогающие в чрезвычайных ситуациях.
Сильный ветер, в виде вращающегося столба.
Вредное воздействие на организм ядовитых веществ.
Место для хранения лекарственных препаратов.
Опасное вещество, находящееся в градуснике.
Насилие или угроза его применения в отношении людей.
Вспышка света на небе, сопровождающаяся громом.
«Основы безопасности жизнедеятельности
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
воспитывать у младших школьников негативное отношение к дурным
привычкам, предупреждать возникновение желания попробовать
Повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;
способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к
безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил
безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе,
желание прийти ни помощь людям.
Выявить, насколько хорошо учащиеся владеют информацией о том, что
такое здоровье, здоровый образ жизни.
Способствовать формированию навыков здорового образа жизни у
Уроки безопасности. Демонстрационный материал: Если
ты дома один.
Видео Уроки тетушки Совы
Памятки для родителей и детей
песня «Крылатые качели», муз. Е Крылатова, «Человек собаке друг», «Не
дразните собак», муз. Шаинского
– Ребята, отгадайте загадку: что на свете всего дороже? (Здоровье)
– Действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье, и обо всём, что так или
иначе с ним связано; о профилактике несчастных случаев, т
– А что означают слова «опасность» и «безопасность»? (Опасность – угроза
чего-нибудь, безопасность – отсутствие угрозы).
– Итак, сидящие слева это команда «ОПАСНОСТЬ», а сидящие справа
команда «БЕЗОПАСНОСТЬ».
Учащимся предлагается просмотреть 2 урока осторожности из серии «Уроки
тётушки Совы» и назвать все случаи нарушения правил безопасности.
Работа с демонстрационным материалом « Если ты дома один»- 16
Задание по теме «Как вести себя с незнакомыми людьми».
На улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама
прислала его за тобой. Как ты поступишь?
Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним
Опиши, как выглядят современные злодеи.
Если незнакомый человек взял тебя за руки и пытается увести тебя с
собой, что ты будешь делать?
Если тебе предлагают поиграть во взрослые игры на деньги, или
попробовать что-либо запретное, как ты поступишь?
Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть
в машину и поехать на съёмки «Ералаша»?
Если ты нашёл деньги, что ты будешь с ними делать?
Незнакомая женщина предлагает проводить тебя домой и говорит, что
она твоя тётя. Что ты ей ответишь?
Незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать
им дорогу, сидя в машине. Как ты поступишь?
– Чаще всего злодеи прячутся за добрыми масками, словами и кажутся
друзьями и помощниками.
– Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми.
– если кто-то обратился к тебе или ты хочешь спросить что-нибудь, то
разговаривай всегда вежливо, уважительно.
– Никогда не соглашайся уходить (уезжать) с незнакомыми людьми, что
бы они тебе ни говорили и ни предлагали.
– Если тебя пытаются увести силой, вырывайся, сопротивляйся, кричи: «Я
вас не знаю! Отпустите меня! Помогите!»
– Что (какие нарушения основ безопасности) привело сказочного героя к
«Колобок» (чрезмерное доверие к незнакомцам);
«Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим);
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (слушайся старших);
Андерсен «Снежная королева» (нельзя цеплять санки за впереди
идущий транспорт).
Ребятам предлагаются отрывки из популярных песен, после чего им
задаются вопросы, на которые они должны ответить.
Звучит песня «Крылатые качели», муз. Е Крылатова.
Вопрос: Какие меры предосторожности надо предпринять, чтобы сделать
это увлекательное занятие безопасным? (Качаясь на качелях, не забывать
держаться руками. Если хочешь покачаться следующим, стой только
сбоку около столба. Не подходи к качающимся качелям спереди и сзади)
Звучит песня «Человек собаке друг», (№12,№196) «Не дразните собак»,
муз. Шаинского.
Вопрос: Назовите правила поведения с животными. (Не пытаться гладить
незнакомых животных. Не отнимать корм у животного. Не подходить к
животному, когда оно ест. Не беспокоить животных, когда они
окружены животными. Не поднимай руки, если перед тобой собака в
угрожающей позе. Не убегать при встрече с незнакомыми животными,
лучше замереть на месте
ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»
Явление, предмет охарактеризовать сначала словом «хорошо», а затем –
( а) приносит много радости, расширяет знания, избавляет от
одиночества и т
б) утомляет глаза, излучает вредные электромагнитные волны, может
стать источником пожара при неправильном обращении и т
Нельзя близко сидеть возле телевизора. Не ближе двух метров, если
размер экрана по диагонали 35-47 см, и не ближе 3-5 метров, если размер
экрана по диагонали 50 – 61 см.
Смотреть телевизор надо не очень высоко и не слишком низко. Экран
должен находиться над полом на высоте 80 – 90 см.
Не следует смотреть передачи в темноте. Лучше, если в комнате горит
неяркий свет.
Не рекомендуется осуществлять просмотр лёжа. Это создаёт
дополнительную нагрузку на глаза и нервную систему.
После просмотра передачи надо обязательно дать отдых глазам.
раза в неделю.
Солнце. ( а) учёные подсчитали, что за 5 минут пребывания человека на
пляже он получает такое количество энергии , которое необходимо,
чтобы нагреть до кипения 4 стакана ледяной воды. Под влиянием
солнечных лучей в организме человека образуется витамин Д,
необходимый для крепости костей,
б)если долго находиться на солнце, то очень легко перегреться, получить
солнечный или тепловой удар, т. заболеть).
Правила, которые нужно соблюдать, чтобы солнышко было другом.
Загорать лучше всего в промежутке между 9 и 12 часами. В это время
уже не холодно, но солнце ещё не очень жаркое.
Загорать нужно начиная с 5 минут в день, затем постепенно
увеличивать время приёма солнечных ванн до 1 часа.
Идёшь на пляж или просто на прогулку в солнечный день – нужно
обязательно защитить голову панамой от солнечных лучей.
Загорать целесообразно до тех пор, пока получаешь от этого
удовольствие (но не больше 1 часа)
После солнечной ванны желательно облить тело прохладной водой, а
затем на 20-30 минут перейти в тень и отдохнуть.
НА РЕКЕ РОДНОЙ НЕ БУДЬ ДУРНОЙ
– Какие правила поведения нужно соблюдать, отдыхая на водоёме?
(Не купайся один, без старших. Купайся только в хорошо известных и
специально отведённых для купания местах. Не ныряй, не прыгай в воду в
незнакомом тебе месте. Не заплывай за буйки. Не шали на воде! Не «топи»
другого, даже в шутку. Не отплывай далеко от берега на надувных
матрасах, кругах, лодках
Загадки (с. 16,М. Максиняева. Занятия по ОБЖ)
Красная корова всю солому поела (огонь)
В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре (спичечный коробок и
Красный бык стоит, дрожит, чёрный – на небо бежит (огонь и дым)
Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит (искра)
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует
сообщить о происшествии?
/01- при этом необходимо назвать точный адрес, что случилось, свою фамилию,
имя и отчество/.
Почему на чердаке дымоходы должны быть всегда побелены?
/На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через
которые огонь может проникнуть на чердак, по обнаружению таковых, необходимо
заделать изъяны глиняным, песчаным раствором и побелить/.
Какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара
при топке печей?
/Нельзя растапливать дрова в печи бензином, керосином и другими огнеопасными
жидкостями, топить печь с открытыми топочными дверцами, сушить дрова и другие
горючие материалы на печах или около них, топить неисправные печи и главное, поручать
топку печей малолетним детям/.
Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара?
/Нельзя, т. через открытые оконные и дверные проемы в помещение будет
поступать кислород, что способствует усилению горения/.
Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?
/Нельзя. При включении или выключении выключателя или штепсельной розетки
может возникнуть искрение между контактами и произойти взрыв газа/.
Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются,
/Чтобы в случае возникновения пожара двери не стали препятствием для эвакуации
Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении
костра в лесу?
/Очистить от сгораемых предметов площадку для костра, окопать ее.
Перед уходом из леса угли следует залить водой, либо засыпать землей/.
Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду?
/Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой/.
/Упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками
одежды к земле/.
Какими средствами пожаротушения должен быть обеспечен каждый дом
/В каждой квартире обязательно должен быть огнетушитель и специально
оборудованный шкаф со шлангом (15м) для тушения пожара. Возле частного дома
дополнительно должна находиться емкость с водой не менее чем на 200л (в летний
Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить
/Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат,
убрать спички от детей/.
11*. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве
/Нельзя применять свечи, бенгальские огни, хлопушки. Нельзя делать костюмы из
ваты, марли, бумаги, непропитанные огнезащитным составом/.
Какие меры нужно принять, чтобы не допустить пожар из-за шалости
детей с огнем?
/Следить, чтобы дети не играли со спичками, не включали электроприборы, не
разводили костры/.
Как выйти из помещения, заполненного дымом?
/Ползком, закрыв лицо мокрым платком, ползти вдоль стены/.
Каковы ваши действия при загорании телевизора?
/Сообщить в пожарную охрану. Выключить из розетки и тушить подручными
средствами /порошковый или углекислотный огнетушитель, кошма или плотное
шерстяное одеяло, песок, земля из цветочного горшка/.
Назовите основные причины пожаров в быту.
/Неосторожное обращение с огнем, в т. при курении, короткое замыкание
электропроводки, оставленные включенными в сеть электроприборы, неисправность
печного отопления, детская шалость, поджоги/.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?
/Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!»/.
Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!».
/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения
противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен
непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется
гудками на предприятиях, транспортом/.
Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны
/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.
При необходимости эвакуации следует:
/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости;
приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть
газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.
Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?
/Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения,
ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь
запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для
спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.
Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи?
/При поражениях любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью,
растворителем, спецтопливом, маслами и т. ) – необходимо промывать под струей
холодной воды до прибытия «Скорой помощи»/.
Если вы обнаружили подозрительный предмет?
/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите
близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию/.
Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и
относительно безопасные места в доме?
/На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные
проемы, встроенные шкафы/.
/Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и
прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более
надежное укрытие/.
/Нельзя подходить ближе, чем на 5 метров/.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
Как избежать отравлений препаратами бытовой химии?
/Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;
не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они стоят на полу
или в «укромном месте»; не пользоваться спичками рядом с банками или бутылками с
резким запахом, не распылять содержимое аэрозольных баллончиков вблизи открытого
огня, хранить химические вещества в закрывающихся шкафчиках/.
Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила
вреда вашему здоровью?
/Открою окна и двери, чтобы проветрить помещение. С помощью резиновой груши
соберу ртутные шарики в банку с водой, закрою плотной крышкой. Обработаю
поверхность 5% раствором марганцовки. Ртуть сдам в штаб Гражданской обороны/.
Чем опасна ртуть?
/Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно
усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по
поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие
Итог урока. Каждое утро человек выходит из дома и попадает в
огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная
от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности
получили название экстремальных ситуаций. Экстремальный – значит
трудный, сложный. Экстремальные ситуации – значит сложные, трудные,
неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.
Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда
обращаться за помощью? ( ответы детей)
Вывод «Твоя безопасность – в твоих руках!».
Правила поведения при ЧС.
Цель: обратить внимание учащихся на конкретные действия в опасных ситуациях.
Задачи: расширить знания о безопасности жизнедеятельности.
Форма проведения: беседа.
Как уберечь себя от преступлений.
Как защитить свой дом.
Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах.
Как защитить себя при угрозе террористического акта?
правила поведения при пожаре, наводнении, землетрясении( просмотр видеороликов: «Наводнение», «Лесные пожары», «Землетрясение»)
Подведение итогов.
1 Как уберечь себя от преступлений?
Склонность некоторой части человечества к совершению противоправных действий существовала во все времена. Время, в котором мы живем, не исключение.
Первое свидетельство о попытке покушения относится примерно к 2000 году до н. когда в эпоху Среднего царства в Египте было совершено покушение на фараона Аменхотепа I.
Во все времена люди делились на тех, кто чаще других становился жертвой преступлений, и тех, кто лучше других умел избегать этой участи. Конечно, между ними нет четкой границы, да и невозможно стать полностью неуязвимым для преступников. Важно понять, что вне зависимости от уровня преступности в районе проживания (городе, поселке) и качества работы правоохранительных органов ты можешь позаботиться о себе сам и существенно снизить риск самому стать жертвой преступления, если усвоишь определенные представления и советы.
Подавляющее большинство преступников выбирают объект нападения, то есть берут то, что плохо лежит, и быстро теряют интерес, если им помешать. На этот счет есть даже народная поговорка: «Не там вор ворует, где много, а там, где оплошно». Действуют они чаще всего с минимальной подготовкой, а иногда и вовсе исходя из неожиданно сложившейся «удобной» ситуации.
( учащиеся приводят примеры подобных ситуаций).
Преступник чаще всего оценивает жертву быстро и из большого количества людей выбирает немногих. Умение выбирать объект для нападения — основной «профессиональный навык» преступника.
Твоя задача — не стать этим объектом!
Как свидетельствует статистика, мужчины подвергаются нападению чаше женщин; наибольшее количество жертв приходится на возрастную группу от 12 до 24 лет, наименьшее — после 65 лет.
Как ты думаешь, почему складывается такая картина? ( уч-ся отвечают: женщины и опытные пожилые люди принимают больше мер предосторожности и тем самым существенно уменьшают преступнику шансы на успех, подростки, часто не обращает внимания на то, что происходит вокруг на улице)
Как надо вести себя, чтобы языком жестов «сообщать» преступнику: «Я — не объект для нападения»( уч-ся отвечают).
Помни! В большинстве случаев преступление можно предотвратить или выйти из опасной ситуации с минимальным ущербом,
если действовать осторожно и грамотно.
Во многих старинных сказках и песнях даются очень актуальные советы, как действовать в разных сложных ситуациях. Какие полезные советы есть в этих книжках? (уч-ся отвечают)
Как защитить свой дом?
Наиболее распространенными опасными криминальными происшествиями по статистике являются:
ссоры на почве пьянства и хулиганства, в результате которых одуревшие от водки люди наносят друг другу и окружающим повреждения, а потом не могут вспомнить, что произошло;
кражи из квартир, подвалов, гаражей, построек;
силовое проникновение в квартиру с целью захвата имущества путем открытого грабежа или разбоя (с применением оружия);
проникновение в подъезд, лифт, квартиру с целью сексуального домогательства, совершения развратных действий.
Ежегодно в квартирах российских граждан совершается около 300—400 тысяч краж, разбоев и ограблений. Это значит, что каждые полторы минуты одна квартира оказывается Пострадавшей;
Как это можно предотвратить? (уч-ся отвечают)
Ценные вещи не должны быть видны с улицы, особенно переносные: телевизор, картина, предметы старины. Они могут привлечь воров.
Ученик 5. Помни! Наряду со взломщиками и грабителями существует много воров, рассчитывающих на неопытность и доверчивость детей.
Никакая сигнализация не защитит твой дом, если ты будешь неправильно себя вести: открывать дверь всем подряд, не посмотрев в «глазок» и не спросив: «Кто там?», впускать незнакомых людей, оставлять незапертой дверь.
Вопросы и задания:
Есть ли у тебя записная книжка с телефонами служб, в которые нужно обращаться в экстренных случаях? Знаешь ли ты телефон районного отделения милиции?
Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона?
Как можно привлечь внимание окружающих к твоей квартире, если дверь пытаются открыть?
Почему Волку в известной сказке удалось съесть семерых козлят?
Что помогло Волку проникнуть в их дом?
дверь была недостаточно крепкой, и не было замков.
На двери не было цепочки.
На двери не было глазка.
Козлята не прочли раздел учебника ОБЖ «Если твою дверь пытаются открыть снаружи».
Ты вернулся домой и увидел, что входная дверь открыта, а из квартиры доносятся посторонние голоса. Твои действия?
Незаметно уйти и вернуться через час.
Спуститься к соседям и вызвать по телефону милицию, запомнить приметы преступников.
«Эта странная Катя». Ситуационная задача.
Недавно я была в гостях у моей одноклассницы Кати, когда ее родители уехали проведать бабушку. Меня удивило, что Катя вела себя как-то странно. Судите сами. В подъезде — железная дверь с кодовым замком, еще одна — в их квартире, имеется сигнализация; на лоджии — решетки, хотя живут они на последнем, 9-м этаже. А Катя — трусиха! Позвонили в дверь, а она вместо того, чтобы открыть, тихонечко подошла к двери и, посмотрев в «глазок», отошла. »Как же так?!» — говорю я. А она палец ко рту прикладывает: «Молчи, это чужие.
А вскоре телефон зазвонил. «Извините, но мама сейчас очень занята,
куда вам перезвонить?» — говорит Катя. А мамы и дома-то нет.
В общем, я думаю, что не буду с этой трусихой и вруньей больше дружить.
а) Что в обустройстве квартиры Кати показалось однокласснице лишним и так ли это на самом деле?
б) Что в поведении Кати удивила девочку и была ли она права в своих оценках?
в) Какие правила безопасного поведения не знала девочка — гостья Кати.
Довольно часто сообщают по радио и телеканалам, пишут в газетах о мошенничествах, нападениях, пропавших детях, взрывах и перестрелках в общественных местах.
Ежедневно на улицах, дорогах, на транспорте и в других общественных местах Российской Федерации совершается более тысячи уголовных преступлений.
Помни: никто от этого не застраховал!
Некоторые ситуации.
Нападение в подъезде.
Не все подъезды домов, лестницы, лифты имеют хорошее освещение и охрану.
Лена покупала в магазине дорогой подарок и не заметила, что за ней внимательно следит стройный молодой человек в темной куртке. Только в подъезде она почувствовало за спиной чьи-то быстрые шаги, и в ту же секунду парень стал вырывать из рук девушки сумку. Елена не растерялось, стала громко кричать и отбиваться ногами. Парень достал нож, но девушка, бросив сумку, подбежала к двери соседской квартиры и громко стола звать соседей по именам. Нападавший поспешил скрыться.
Правильно ли поступила Лена?
Вот как советуют поступать в таких случаях работники милиции:
если ты возвращаешься из гостей поздно вечером, попроси их проводить тебя до дому;
предупреди своих домашних о времени прихода. Старайся быть точным в расчетах времени на дорогу и не опаздывать: тогда тебе будут больше доверять и меньше беспокоиться:
если за тобой идет незнакомый человек, не заходи в подъезд, сделай вид, что что-то забыл или ищешь в сумке, портфеле, и задержись у подъезда на некоторое время;
не входи в лифт с незнакомым человеком; откажись от поездки под предлогом того, что забыл что-либо во дворе или дома;
если, когда ты едешь в лифте, в него вошел посторонний — постарайся выйти из кабины;
если же тебе все-таки пришлось продолжить подниматься в лифте с незнакомцем — нажми кнопку ближайшего этажа; повернись спиной к доске с кнопками и постарайся незаметно нажать кнопку «вызов диспетчера». Имей в виду, что лифт можно использовать как средство связи в случае, когда тебе угрожает опасность в подъезде, на улице, во дворе. для этого, забежав в лифт и вызвав диспетчера, попроси его сообщить о своих опасениях в милицию и дай свой адрес;
подходя к дому (квартире). осмотрись, приготовь ключи заранее, чтобы долго не возиться у входа, быстро войди и закрой за собой дверь;
если у тебя вымогают ценные вещи или деньги — отдай, ведь жизнь и здоровье дороже.
Большинство представителей преступного мира — неплохие психологи и актеры. Они легко играют на струнах человеческой души. Подростки очень чувствительны. С детства их учат быть милосердными, проявлять жалость и заботу к слабым, больным, пожилым людям и к братьям нашим меньшим. Отсюда такое количество разнообразных вариантов просьб о помощи кому бы то ни было: «Бабушке очень плохо!», «Маленький ребенок плачет!», «Котенок потерялся».
Водитель знакомился с мальчиками и предлагал им заработать. Ребята легко соглашались, преступник сажал их в свою машину и увозил к себе в гараж. Больше ребят никто не видел. Через много месяцев милиция задержала преступника и нашла могилы замученных им жертв.
Запомни! Порядочный человек, как правило, не обратится к ребенку за помощью. Чтобы не попасть в беду, соблюдай эти правила, избегай опасных мест и сам не создавай заведомо опасных ситуаций.
Средствами самозащиты, позволяющими убежать от нападающего, могут служить пригоршня песка; заранее приготовленная и носимая полиэтиленовом пакете смесь табака и молотого перца, брошенная в глаза нападающему; аэрозольный баллон с лаком для волос, дезодорантом.
Если все-таки над тобой совершено насилие — немедленно расскажи об этом старшим. Не обязательно сообщать всем, но поделиться своей бедой с самыми близкими тебе людьми — родителями необходимо. С этой минуты ты будешь находиться под двойной защитой — родителей и милиции.
Бывают и такие случаи, когда существует угроза применения огнестрельного оружия (при перестрелках, разборках бандитов, ссорах, при массовых беспорядках). Тебе следует помнить: ничто не может защитить от случайной пули. Поэтому при таких обстоятельствах нужно быстро покинуть опасное место.
В последние годы мы все чаще слышим слова «террористы» и «террористический акт». Слово «террор» означает «страх» и «ужас». Террористические акты проявляются в насильственных действиях:
разрушение зданий и транспортных средств, а также захвате заложников.
Преступники используют страх для достижения своих целей.
Они стремятся заставить власти выполнить их требования, угрожая расправой с заложниками — мирными жителями.
Какие бывают криминальные ситуации на улице?
Как можно привлечь к себе внимание окружающих, если незнакомый человек пытается силой увлечь за собой?
Назови основные правила поведения при встрече с незнакомыми людьми, которые хотят с тобой познакомиться.
Каковы твои действия: 1) при обнаружении подозрительного предмета,
похожего на взрывное устройство; 2) при угрозе взрыва?
Что делать, если тебя хватает с непонятными целями в твоем подъезде неизвестный мужчина или женщина?
На всякий случай помалкивать.
Закричать: «Пожар!», а потом, когда двери откроются и выглянут соседи, просить о помощи.
Когда Катя Глухова идет из школы и слушает плеер, она не замечает ничего вокруг и ничего не слышит. В чем состоит ее ошибка?
По дороге из школы лучше смотреть видик, а не слушать плеер.
Ей нужна собака-поводырь.
Плеер лучше оставить дома, так как на улице много опасностей и надо быть внимательным.
Что должны мы знать при встрече с опасной ситуацией?
ПРИ УГРОЗЕ ВЗРЫВА:
- Не подходите к взрывному предмету
- Немедленно покиньте взрывное место
- Предупредите окружающих об опасности
- Сообщите о находке в полицию или любому должностному лицу
- Если взрыв неизбежен: ложитесь и прикройте голову руками
ПРИ ВЗРЫВЕ РЯДОМ С ВАШИМ ДОМОМ:
- Позвоните в полицию или РЭУ и уточните обстановку
- В случае эвакуации возьмите документы, деньги и предметы первой необходимости
- Действуйте в строгом соответствии с указаниями спасателей или сотрудников полиции
ОБНАРУЖИВ ПРЕДМЕТ, ПОХОЖИЙ НА ВЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО:
- Не трогайте его
- Сообщите о находке в полицию или другому должностному лицу
ПРИ ЗАХВАТЕ ТРАНСПОРТА ТЕРРОРИСТАМИ:
- Оставайтесь на своем месте
- Выполняйте требования террористов
- Не создавайте конфликтных ситуаций
- Спрашивайте на все разрешение
- При применении слезоточивого газа дышите через мокрый платок
- При штурме самолет ложитесь на пол
- Покидайте самолет только после специального разрешения или команды
Просмотр видеороликов.