ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Цифровая грамотность — это способность человека разбираться в цифровых технологиях и гаджетах. Почему люди считают, что цифровая грамотность упрощает жизнь и приносит пользу, какие навыки говорят о том, что вы владеете цифровой грамотностью, и как эту грамотность повысить — об этом в нашей статье.

Почему важна цифровая грамотность?

Сегодня развитие цифровой грамотности жизненно необходимо. Если человек не умеет пользоваться цифровыми технологиями, он упускает много возможностей.

Навыки цифровой грамотности позволяют:

Но самое главное, обладая цифровой грамотностью, человек чувствует себя защищенным в сети — он понимает, как распознать мошенника, защитить себя от фишинговой атаки или сохранить свои персональные данные в тайне.

Ещё цифровая грамотность помогает не нарушить закон в интернете и отличить реальную новость от фейка. И это далеко не полный список причин. Но чтобы всё это уметь, пользователю нужно освоить определенные навыки.

Что такое цифровая грамотность?

Цифровая грамотность — это способность находить, оценивать, использовать, создавать контент и делиться им с помощью онлайн-ресурсов, таких как сайты, соцсети, видео и электронные книги.

Цифровая грамотность — это обширный термин, который охватывает всё, что связано с цифровыми данными: технологии, ресурсы, программы, приложения и результаты от их использования.

Если вы нашли эту статью через поисковик, вбив запрос в поисковую строку, вы использовали сразу несколько навыков цифровой грамотности:

Когда вы ищите информацию в интернете, создаете страничку во ВКонтакте, читаете электронную книгу, отмечаете дату рождения друга в онлайн-календаре или используете приложение для вызова такси, вы демонстрируете цифровую грамотность.

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.

Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

Цифровая грамотность — это комплекс навыков, который позволяет свободно и безопасно существовать в цифровой среде.

Эти навыки можно разделить на три группы:

Разберемся с каждой по-отдельности.

Поиск и потребление информации

«Брэд Питт умер» — в 2016 году эта новость всполошила весь интернет. Люди разделились на два лагеря:

Кто более грамотно потребляет информацию? Ответ очевиден.

Вторая группа продемонстрировала сразу несколько полезных в цифровом мире навыков:

Также важно знать основы кибербезопасности. Вовремя выявлять фишинг?, не переходить по подозрительным ссылкам, не открывать письма от незнакомых отправителей и скачивать приложения только с надежных сайтов — это базовые правила цифровой безопасности.

Создание контента и использование программного обеспечения

Это самая обширная группа навыков. Сюда относится все: от умения пользоваться горячими клавишами в «Google Документах» до способности сверстать сайт.

Что нужно , чтобы комфортно существовать в цифровой среде:

Более продвинутые навыки:

Передача и хранение информации

Допустим, вам нужно отправить 200 фотографий с семейной встречи вашим родителям. Как вы это сделаете? Есть несколько способов: записать на флешку и отдать при встрече, отправить через мессенджеры, распечатать и отправить по почте. Но самый оптимальный — загрузить их в облачное хранилище и отправить ссылку.

К привычкам грамотного в цифровом плане человека также относятся:

Цифровая грамотность включает и цифровой этикет. Вы когда-нибудь отправляли голосовые сообщения, не предупредив об этом собеседника? Может быть, вы в грубой форме комментировали чье-то видео или фотографию? Или не выключали микрофон на корпоративной онлайн-встрече, когда заканчивали говорить? Все это считается дурным тоном. Поэтому, если вы не хотите прослыть цифровым невежей, соблюдайте правила поведения в интернете.

Что такое цифровая грамотность и почему она вам нужна

Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.

Оля Ежак для Skillbox Media

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.

Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:

А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.

Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.

Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.

Да, но только в одной области. И то не факт: вы можете не сообщать никому , но дать взаймы написавшему в мессенджер старому знакомому, у которого что-то случилось. А потом окажется, что его страница в соцсети взломана и на самом деле вы перевели деньги мошеннику.

Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.

Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.

Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.

О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.

Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.

А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.

Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.

Внимательно изучать всё вокруг — читать сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Развитие цифровых навыков сегодня в приоритете — и у взрослых, и у детей. Последним, кажется, должно быть проще освоить сервисы, программы. Однако исследование НИУ ВШЭ «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой» показывает, что до уверенного владения цифровыми навыками школьникам ещё далеко.

Исследователи опросили 14 337 родителей школьников 1–11-х классов из разных регионов России и выяснили, как они оценивают навыки своих детей и есть ли у ребят полноценный доступ к компьютерной технике в целом.

Хотя в наши дни может показаться, что доступ к технологиям есть практически у всех, на деле это не так. В 2020/2021 году у детей 17% респондентов компьютеров не было ни дома, ни в школе.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Конечно, у большинства (74%) возможность пользоваться благами прогресса всё же есть. Ещё 9%, хотя и не обладают личным компьютером, могут воспользоваться техникой в школе. Правда, многие дети получают доступ к ней только непосредственно во время занятий.

Непростая ситуация с техникой отразилась и на цифровых компетенциях детей. Так, больше трети опрошенных родителей (37%) считают, что их дети не обладают навыками, которые перечислили исследователи (например, работа с текстовыми редакторами, установка программного обеспечения и так далее). В сёлах эта доля составила 42%.

Ещё 16% родителей сочли, что у их детей нет навыков работы с цифровой информацией (например, создания и потребления цифрового контента), среди сельских жителей так ответили 22% опрошенных.

Учитывая, что для обучения в интернет-среде нужно обладать цифровой грамотностью, недостаточная развитость таких навыков мешает и равному доступу к онлайн-образованию. Сложно ожидать отличных результатов дистанционного обучения от ребят, которые не умеют пользоваться базовыми сервисами.

Судя по ответам респондентов, чаще всего дети работают с текстовыми редакторами — 42% родителей ответили, что дети используют их для учёбы. Второй по популярности ответ (34%) — создание электронных презентаций, третий (30%) — редактирование фото-, видео- и аудиофайлов. Причины у такого распределения очевидны — редакторские программы часто используются для подготовки домашних заданий, рефератов, докладов и проектов.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Однако с подключением и установкой новых устройств, созданием таблиц и установкой компьютерных программ ситуация оказалась значительно хуже: этими навыками обладают не более 20% ребят, если судить по ответам родителей. Последнее место занимает использование языков программирования — с ними, по оценке родителей, работали только 4% детей.

Что касается работы с цифровой информацией, результаты оказались в целом предсказуемыми. Больше половины опрошенных родителей (57%) ответили, что дети справляются со скачиванием игр или игровым контентом онлайн, — эта позиция, конечно, оказалась на первом месте.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Зато куда меньше ребят пользовались сервисами для онлайн-конференций (например, Zoom) — по крайней мере, так думают только 34% родителей. Столько же респондентов ответили, что их дети используют научно-популярный и развлекательный цифровой контент.

Реже всего, по мнению родителей, школьники редактируют веб-сайты — положительный ответ на вопрос исследователей дали всего 2% опрошенных.

Оказалось, что для разных социальных групп некоторые навыки наиболее характерны. Например, для детей, которые проживают в мегаполисе и с высшим образованием у родителей, характерно владение сервисами для онлайн-конференций, языками программирования и умением устанавливать программное обеспечение. К тому же они чаще ведут блоги, совершают покупки и потребляют интернет-контент в целом.

Опираясь на данные, полученные от родителей, исследователи разделили семьи на несколько групп по уровню работы с компьютером и взаимодействия с цифровой информацией:

У ребят из этой группы в той или иной степени развиты все интересующие исследователей навыки. Более того, они владеют навыками сложными — например, могут или пробовали установить операционную систему. Характерно, что обычно родители этих школьников обладают соответствующими ресурсами. Группа немногочисленна, и в ней наблюдается серьёзный гендерный разрыв — здесь 77% мальчиков.

В эту группу включили школьников, у которых цифровые навыки развиты лучше, чем у ребят из других групп, но меньше, чем у «профессиональных». Например, в 8–9-х классах доля таких учеников составляет 15%, а в 10–11-х классах — 21%. Хотя в этой группе уже чуть больше девочек, преобладают там всё равно мальчики — 67%.

К этой категории относятся те, у кого есть только базовые навыки работы с ПК, — такие ребята могут создать текст, таблицу, презентацию или отредактировать фото. То есть вещи, которые чаще всего нужны для выполнения домашних работ и проектов. Чем старше ребята, тем значительнее доля этой группы. Если в 1–4-х классах она составляет 10%, то в 5–7-х классах — 26%, а к 10–11-му классу — уже 45%.

Основные навыки работы с компьютерами у детей из этой группы развиты слабо, но они при этом активно потребляют и создают контент. Например, ведут блоги, делают онлайн-покупки и так далее. Примечательно, что в младших классах доля этой группы составляет 19%, по мере взросления ребят количество её участников растёт — до седьмого класса. А потом начинается спад — и к старшим классам доля составляет всего 11%. Девочек в этой группе чуть больше, чем мальчиков, — 56%.

В эту категорию входят те, кто слабо владеет навыками работы с ПК и цифровой информацией. Предсказуемо, это в основном относится к младшим школьникам, только начавшим учёбу. Чем старше дети, тем меньше эта группа: если в 1–4-х классах она составляет 70%, то в 10–11-х классах — всего 14%.

В целом чуть больше половины владеют относительно продвинутыми навыками, 48% показывают не лучшие результаты.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Естественно, развитие навыков во многом зависит от возможностей. Доли практически всех групп (кроме потребителей интернет-контента) оказались выше среди тех, у кого дома есть компьютер.

А вот ребята, у которых доступа к технике нет вообще (ни в школе, ни дома), предсказуемо в отстающих — у 56% из них слабые цифровые навыки. Среди их сверстников, более удачливых в плане обладания техникой, доля ребят с низкой степенью владения цифровыми навыками — 17%. Казалось бы, проблему можно решить в школе, но на деле этого недостаточно — среди тех, у кого доступ к ПК есть только в учебном учреждении, 46% также обладают слабыми навыками.

Что такое цифровая грамотность?

Почему важна цифровая грамотность?

7 навыков цифровой грамотности, которые могут улучшить вашу жизнь

Сбор и обработка информацииПовышение производительностиПокупка вещейИспользование соцсетейКибербезопасность и защита от мошенниковЗащита интеллектуальной собственности в интернетеАдаптация к новым технологиям

Как повысить свою цифровую грамотность?

Шаг 1. Начните с прохождения бесплатных онлайн-курсов и уроковШаг 2. Постараться закрепить знания на практикеШаг 3. Прокачивайте навыки

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Как повысить свою цифровую грамотность?

Мы сделали для вас инструкцию из 6 простых шагов, которые помогут вам прокачать свои навыки.

Шаг 1. Начните с прохождения бесплатных онлайн-курсов и уроков

Если вы только начинаете осваивать цифровые навыки, лучше всего начать с онлайн-курсов, уроков или модулей. Они бесплатные и помогут получить общее представление об изучаемом предмете.

Если вы захотите более углублённо изучить какую-то тему, просто найдите специализированный бесплатный курс или видео на Youtube.

Вот ресурсы на русском языке, которые вам могут подойти:

Шаг 2. Постараться закрепить знания на практике

Идеальная ситуация, если вы сможете интегрировать новые навыки в работу и повседневную жизнь. Начните с чего-то простого, например, создайте новый профиль в социальной сети. Затем перейдите к чему-то вроде хранения всех ваших заметок, задач и важных документов в онлайн-редакторе.

Чем больше вы будете прилагать усилий для внедрения цифровых технологий и интернета в свою жизнь, тем быстрее будут улучшаться ваши навыки.

Шаг 3. Прокачивайте навыки

Пройдите тест на сайте «Цифровой гражданин» ещё раз, оцените уровень своих знаний. Если что-то забыли, восполняйте пробелы.

Освоение базовых знаний — это здорово, но на этом останавливаться не стоит. Подумайте, что вам интересно, и углубитесь в это направление. Поищите подходящие курсы и образовательный контент на сайте Университет 20.35 — это проект, направленный на развитие общих и специализированных навыков цифровой грамотности у общества.

Высоких вам конверсий!

Как развивать цифровые навыки

Цифровая грамотность уже прочно вошла в нашу жизнь. Осведомленность об информационных технологиях стала обязательным требованием не только для работников, но и для студентов и даже школьников.

Так, Минкомсвязь России с 2013 года внедряет курсы основ цифровой грамотности в учебные программы ведущих российских вузов. А к 2024 году министерство планирует обучить цифровой грамотности 75% населения.

Владеть цифровой грамотностью значит владеть определенными навыками. Ниже мы собрали список из 8 навыков, обладание которыми говорит о цифровой грамотности человека.

Сбор и обработка информации

Умение искать, собирать и анализировать информацию в интернете — первоочередной навык. Если человек знает, как использовать поисковые системы для поиска информации, он получает доступ к многочисленным онлайн-ресурсам — библиотекам, книгам, контенту и новостям со всего мира.

Повышение производительности

Умение использовать технологии для повышения своей производительности — еще один важный навык цифровой грамотности. Работа с текстовыми редакторами (Microsoft Word или Google Docs) и электронными блокнотами (например, Evernote и Todoist) облегчает хранение и структурирование информации.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Компьютерные программы помогают собирать, упорядочивать и хранить данные, доступ к которым можно получить с любого устройства. Изображение

Возможность делать покупки онлайн существенно облегчает жизнь. Это экономит не только время, но ещё и деньги. Навык проявляется в умении искать товары на специализированных сайтах и маркетплейсах, сравнивать цены и находить более выгодные предложения.

Использование соцсетей


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

В любой соцсети навык цифровой грамотности проявляется в умении продвигать свой бренд или компанию, искать клиентов, повышать лояльность, генерировать лидов и др. Изображение

Навык помогает не стать жертвой мошенников и не слить свои персональные данные. Для этого нужно понимать правила безопасности в интернете и знать, как можно защитить свои пароли и личную информацию: уметь придумывать надёжные пароли, использовать VPN, соблюдать правила работы сайтов.

Защита интеллектуальной собственности в интернете

Любой желающий может легко получить доступ к текстам, картинкам и другим материалам в цифровой среде. Но пользователи, владеющие этим навыком цифровой грамотности, умеют использовать чужие объекты без нарушений авторского права и знают, как защитить свою интеллектуальную собственность.

Адаптация к новым технологиям

Еще один навык цифровой грамотности — это способность быстро адаптироваться к новым технологиям. Важно развивать гибкость мышления и следить за новинками.

Зачем развивать цифровую грамотность

Цифровая грамотность — это оптимизация всех аспектов вашей жизни. Даже ежедневная рутина становится проще, если вы уверенно себя чувствуете в цифровом пространстве. Например, покупка продуктов менее энергозатратна, если вы пользуетесь сервисами доставки вместо того, чтобы часами ходить между полками в магазине.

Эти улучшения затрагивают и более обширные области:

Образование. Если вы проходите программу в вузе, хотите повысить свою квалификацию или просто любите учиться новому и «коллекционировать» знания, вам понадобятся все три группы цифровых навыков.

Работа. Здесь такая же ситуация, что и с образованием. Только кроме базовых навыков вроде оформления презентации или работы с большими объемами информации, нужны более продвинутые. Какие именно, зависит от вашей профессии. Копирайтерам неплохо бы знать основы SEO. Фотографам, дизайнерам, художникам — создать и вести сайт-портфолио и изучить SMM-продвижение. Офисным работникам и фрилансерам — уметь пользоваться таск-трекерами, например trello, notion или jiro.

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Какой смысл вкладывается в термин «читательская грамотность»

Даже среди взрослых образованных людей многие только думают, будто умеют читать.

Иллюстрация: Wiroj Sidhisoradej / pch.vector / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Журналистка-аквалангистка с глубоким погружением в тему образования.

Чтение — далеко не элементарный навык, как может показаться. Даже для взрослых людей. В том, как мы воспринимаем информацию из текста, проявляются наше мышление, знания и опыт.

Читательская грамотность — это не только умение бегло складывать знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями.

Кроме того, особое значение в наше время приобрёл такой навык, как оценка достоверности информации в тексте, ведь если раньше новые знания черпали из книг и печатных СМИ, то сейчас огромный поток информации идёт также из непроверенных интернет-источников, да и в настоящих СМИ фейковые новости — уже не редкость.

Есть два международных теста, организованных ОЭСР: один определяет уровень читательской грамотности у 15-летних подростков (он проводится в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — у людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC). Расскажем, какие элементы они вкладывают в понятие читательской грамотности, какие уровни грамотности выделяют и какой процент людей обладает читательской грамотностью на самом высоком уровне.

В исследовании PISA даётся такое определение:

«Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни».

Чтение, как пишут аналитики по итогам PISA, больше не сводится главным образом к извлечению информации — оно подразумевает накопление знаний, критическое мышление и вынесение обоснованных суждений.

Иными словами, читательская грамотность — гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст. Кроме того, как дальше будет видно по набору конкретных навыков, составляющих читательскую грамотность, это проявление понятийного мышления человека и его кругозора, потому что всё это задействуется при интерпретации смысла текста.

Навыки, которые оценивает тест PISA, ярко показывают, что чтение — богатый когнитивный процесс, к тому же опирающийся на кругозор.

Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.

Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Перечисленные навыки нужны нам как для решения простых жизненных задач (скажем, узнать новости и составить своё мнение о них, ознакомиться с инструкцией к лекарству или правилами подачи заявления на «Госуслугах»), так и для более сложных — например, во время любого обучения, как правило, приходится читать учебники и множество дополнительной литературы.

Тест PISA содержит задания, от простых до сложных, на проверку всех этих навыков. Тексты, которые предлагаются участникам тестирования, сами по себе тоже разного уровня сложности. В PIAAC устройство аналогичное, и оценивает оно те же навыки.

В зависимости от того, какие навыки и в какой степени демонстрируют участники теста PISA (это оценивается по баллам за задания, отнесённые к конкретной группе умений), выделяют шесть уровней читательской грамотности. Правда, элементарный — первый — разбивается на три подуровня, но здесь мы опишем только верхний.

Разумеется, каждый уровень выше первого предполагает, что человек обладает и навыками более низких уровней. То есть, например, человек с шестым уровнем грамотности обладает всем набором умений, соответствующих уровням от первого до шестого.

Уровни читательской грамотности согласно тесту PISA

Совершенно очевидно: чтобы осваивать новые знания с опорой на текст (много читать в вузе, заниматься самообразованием), надо иметь уровень не ниже четвёртого.

В тесте PIAAC для взрослых распределение по уровням похожее, только их не шесть, а пять. Они представлены в таблице ниже.

Уровни читательской грамотности согласно тесту PIAAC

В среднем по ОЭСР шестого уровня, по данным PISA-2018, достигли лишь 1,3% подростков, а пятого — 8,7%, четвёртого — 27,6%. При этом 23% подростков не достигли и второго уровня.

Тех, кто демонстрирует пятый и шестой уровни, во всех странах меньшинство. Это видно на представленной ниже инфографике, где уровни распределены слева направо: серым и белым цветами показаны разные градации первого уровня, а разными оттенками рыжего — уровни со второго по шестой (чем темнее рыжий цвет, тем выше уровень).


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Результаты исследования PISA-2018 в сопоставительном анализеИнфографика: ФИОКО

В России в 2018 году шестого уровня достигли 1% тестируемых, пятого — 5%, четвёртого — 16%, не поднялись выше третьего и второго уровней по 28%, а не преодолели даже первый 22%.

Для сравнения, в Финляндии, например, расклад такой: на шестом уровне — 2%, на пятом — 12%, на четвёртом — 25%, на третьем — 28%, на втором — 19%, на первом — 13%.

Как отмечалось в пояснениях Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) к результатам PISA-2018, российские обучающиеся справились с поиском информации несколько хуже, чем с пониманием прочитанного.

А что же оказалось самым сложным для подростков всех стран ОЭСР? Как поясняли международные аналитики по итогам тестирования, менее одного из десяти учащихся смогли отличить факт от мнения, основываясь на неявных сигналах, относящихся к содержанию или источнику информации. « Образование выигрывало гонку с технологиями на протяжении всей истории, но нет никакой гарантии, что оно сделает это в будущем», — резюмировали исследователи.

Но и у людей постарше результаты ненамного лучше. Тех, кто достигает самых высоких уровней (в тесте PIAAC, напомним, это пятый и четвёртый), мало. Даже к четвёртому уровню грамотности в среднем, по данным исследования, завершившегося в 2013 году (в России оно проходило в 2009–2013 годах), относились лишь 11% взрослых. Больше всего доля таких людей оказалась в Японии и Финляндии (по 20 и 21%). А до самого высокого, пятого, уровня почти везде дотянули меньше 1% взрослых (если точнее, то 0,7%). Самая большая доля взрослых на этом уровне тоже в Финляндии (2%), Австралии, Нидерландах, Японии и Швеции (везде чуть больше 1%).

Больше всего взрослых находятся на втором и третьем уровнях читательской грамотности: по 33 и 38% респондентов во всех странах, принявших участие в исследовании. Но, например, во Франции, Ирландии, Италии, Польше и Испании больше доля людей, остановившихся на втором уровне, а в Японии, Словакии, Корее больше доля тех, кто достиг третьего уровня.

В России самым распространённым уровнем читательской грамотности оказался третий (41% респондентов). На втором уровне было 35% взрослых, на первом и четвёртом — по 13 и 10% соответственно. Пятого уровня достигли тоже меньше 1%, как и в среднем по странам ОЭСР.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Слайд из презентации НИУ ВШЭ «Результаты „Программы международной оценки компетенций взрослых“»Инфографика: НИУ ВШЭ

Конечно, чем выше уровень образования, тем выше и уровень читательской грамотности. Самые высокие показатели у людей с научными степенями либо с двумя высшими образованиями.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

А если взглянуть в разрезе возрастных групп, то в России на момент исследования наблюдался нехарактерный для других стран провал показателя читательской грамотности у людей 30–34 лет. Исследователи связали это с тем, что к группе тридцатилетних во время тестирования относилось поколение, которые окончили школу в начале 1990-х годов — в кризисную для образования эпоху.


ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

В России собственное тестирование по модели PISA среди подростков проводит Федеральный институт оценки качества образования. Среди прочего исследуется читательская грамотность. Мы рассказывали о результатах 2021 года.

Кроме того, есть множество локальных и немасштабных исследований, предметом которых тоже является понимание текста, навыки беглого или смыслового чтения. Так, исследователи из СПбГУ установили, что современным студентам с трудом даётся понимание переносного смысла текстов — иными словами, есть сложности с понятийным мышлением. А учёные из Приволжского исследовательского медицинского университета выяснили, что с пониманием скрытого смысла текста не справляются довольно высокие доли учащихся 8–10-х классов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *