ЧТО ДЕЛАТЬ ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ОПОРНОГО ПРЫЖКА

Прыжки в гимнастике являются тем самым элементом, который требует комплексной подготовки спортсмена во многих компонентах. Тренируются ноги (путём разбега и отталкивания от мостика), руки (отталкивание от снаряда), развивается координация движения и умение владения телом непосредственно для прыжка.

Что представляют собой прыжки через коня (или козла) способом «ноги врозь в длину, в ширину», какова техника их выполнения, пойдёт речь в этой статье.

Что представляет собой гимнастический козел

Данный гимнастический снаряд предназначен для исполнения различных видов прыжков. Состоит из корпуса с различным покрытием (это могут быть кожа, дерматин, синтетика); установлен на 4 металлические опоры, высоту которых можно менять.

Обычно бывают такие разновидности: малый (50/32/27 см) и большой (68/36/27 см) козёл. По высоте снаряд регулируется в пределах 85-135 см. Максимальный вес, с которым можно работать на козле, — 100 кг.

Важно! Перед выполнением опорного прыжка необходима серьёзнейшая подготовка в виде разминки суставов, связок и разогрева мышц (в противном случае велика вероятность получения травмы). Разминка зачастую длится не меньше непосредственной тренировки, а бывает, что и дольше.

Виды прыжков

В гимнастике существует два вида прыжков: простые (или безопорные) и опорные. Несколько слов об их отличительных особенностях.

Безопорные

К безопорным прыжкам относятся те, в которых препятствие (в данном случае козёл) преодолевается без опоры на снаряд руками. При этом мостик может быть использован, а могут быть прыжки и без него.

То есть атлет делает разбег и преодолевает препятствие таким образом: прыгает через него, не касаясь руками.

В данном случае спортсмен перепрыгивает через снаряд, используя его в качестве опоры для рук. Но существуют варианты данного типа прыжка, когда в качестве опоры используется не само препятствие, которое следует преодолеть, а находящаяся перед ним опора.

Фазы опорного прыжка

Опорный прыжок состоит из нескольких фаз. Хотя сам прыжок является гармоничным сочетанием всех этих фаз, но тренируют каждую из них зачастую отдельно. Сам по себе прыжок — очень сложный элемент, и отрабатывать его целесообразнее, разбив на фазы и совершенствуя каждую по отдельности, чтобы в итоге получить технически правильно выполненное единое целое.

Разбег

Разбег является одним из ключевых элементов прыжка. От того, как хорошо спортсмен разгонится, и в правильной ли фазе будет находиться в нужный момент его толчковая нога, зависит, насколько удачно он сможет оттолкнуться.

Разбег производится таким образом, чтобы достигнуть максимальной скорости в точке, из которой вы будете совершать наскок на мостик. Длина разбега может меняться, составляя около 9-11 м.

Наскок на мостик

Данный элемент необходимо выполнять при достижении наибольшей скорости. В момент наскока следует контролировать основные моменты: лёгкий наклон корпуса в сторону снаряда, ноги — за линией корпуса, расположение рук — нижнее. Расстояние между мостиком и козлом варьируется, исходя из скорости разбега гимнаста, но в среднем составляет около 1 м.

Наскок на мостик со слишком малой дистанции не даст необходимой силы последующего отталкивания. Если его выполнять с чрезмерно большого расстояния, то выполнение этого элемента может привести к потере равновесия, неуверенной стойке перед отталкиванием, что вкупе с сильной реакцией мостика может привести к падению.

Толчок ногами

В этой фазе необходимо сгруппироваться и оттолкнуться от мостика. В момент отталкивания спортсмен должен быть максимально собран, контролировать ситуацию и твёрдо стоять на ногах.

Малейшее отклонение равновесия тела может привести к падению, или неправильному прыжку. В момент отталкивания ногами корпус должен иметь лёгкий наклон вперёд, а спина быть скруглённой.

Полёт после толчка ногами

Можно сказать, что это первая фаза непосредственно прыжка. Длится она от момента отталкивания от опоры до момента касания снаряда руками.

Здесь важно сгруппировать тело таким образом, чтобы уверенно опереться руками на козёл и ими же оттолкнуться для продолжения выполнения элемента. В момент полёта атлет должен совершить мах ногами назад и разгибание туловища.

Толчок руками

Это момент отталкивания от снаряда руками.

Атлет должен оттолкнуться от козла руками таким образом, чтобы сила его толчка дала нужный импульс для хорошего приземления: сила толчка руками должна быть такой, чтобы при приземлении не было «перекрута» или «недокрута».

Само же отталкивание состоит из трёх этапов:

Важно! Работа рук должна быть скоординирована с резким движением корпуса. В таком случае движение ног останавливается, и это содействует высоте полёта.

Полёт после толчка руками

Финальная стадия прыжка, когда полёт предшествует приземлению. Как известно, плохое приземление может испортить даже идеальный прыжок.

На данном этапе атлет должен сгруппироваться таким образом, чтобы подготовить ноги к контакту с матом, а всё тело находилось в нужном положении, чтобы не потерять равновесие.

Приземление

Идеально приземление — чёткое, синхронное, касание мата двумя носками чуть согнутых ног, после чего моментально гимнаст переносит вес тела на всю стопу и выпрямляет ноги. Перед касанием мата тело должно быть выпрямлено, а ноги напряжены, а в момент контакта с ним — иметь лёгкий наклон вперёд. Руки — перед собой под прямым углом, после чего гимнаст распрямляется.

Упражнения для овладения техникой

До того как вы научитесь выполнять прыжок без ошибок, необходимо довести до совершенства каждую из фаз в отдельности. Для тренировки и улучшения техники выполнения тех или иных элементов, у каждого тренера есть своя методика.

Но существует ряд универсальных упражнений, которые помогут улучшить исполнение того или иного элемента:

Наскок на мостик и отталкивание

Полёт после отталкивания руками

Разминка перед прыжками

Как и в других гимнастических (и не только) дисциплинах, разминка необходима для разогрева мышц, связок и подготовки суставов для последующих нагрузок.

Для начала следует просто сосредоточиться, подготовить дыхание, походить. Меняйте скорость ходьбы, периодически переходя на бег; следите за правильным дыханием. Разомните разные части ступни: носки, внешнюю сторону, пяточную область. Хорошо подойдут для разминки прыжки и приседания.

Важно! Начинать разбег лучше коротким шагом, при этом шаг должен быть максимально быстрым. Малая длина шага нужна для подбора ног: толчковая нога должна оказаться перед мостиком в нужной точке.

Потяните мышцы. Начните с наклонов корпуса: в стороны, фронтальные — этим упражнением вы разомнёте свой поясничный отдел. Потяните широчайшие мышцы спины. Для этого поставьте ноги шире плеч. Руку с той стороны, которую собираетесь тянуть, поместите за голову, другую на пояс. Потянитесь до упора в сторону руки, находящейся на поясе.

Тяните до упора, после чего чуть расслабьтесь — и снова до максимума. Повторите так 8-10 раз, затем тренируйте другую сторону.

Разомните шею и позвоночник. Руки сомкнуты в локтевой замок перед собой на уровне груди: ладонь одной держит локоть другой, ноги шире плеч.

Делайте повороты тела из стороны в сторону, пользуясь локтевым замком в качестве маховика. Сначала плавно и без рывков, постепенно наращивая темп и резкость.

После можно переходить непосредственно к прыжковой разминке. Попрыгайте на месте, стремясь тянуть колени к подбородку. Прыгать нужно с высокой интенсивностью в течение 1 минуты.

Продолжительность разминки должна быть такая, чтобы вы почувствовали приток крови к мышцам и лёгкую одышку, но никак не меньше 20 минут.

Техника выполнения опорного прыжка ноги врозь через козла

Техника выполнения опорных прыжков «ноги врозь в длину и ширину» схожа в большинстве компонентов: разбеге, отталкивании, приземлении. Однако они различаются в главном — отталкивании от опоры и способе её преодоления (в положении ног). Несколько слов об этом подробнее.

В длину

Снаряд устанавливается на высоту 120-135 см, дистанция между снарядом и мостиком выбирается произвольно. Сам прыжок выполняется в такой последовательности:

В ширину

Опорные прыжки являются одним из основных элементов спортивной гимнастики.

Помимо развития нескольких групп мышц (ног, рук, мышц кора и спины), прыжки развивают ещё два важнейших качества: смелость и решительность.
Ознакомтесь с комплексом упражнений на развитие координации движений.

Даже при наличии хорошего наставника преодолеть себя достаточно сложно:поначалу прыгать через козла довольно страшно.

Но тем и хорош этот снаряд: укрепляя физически, он воспитывает настоящие бойцовские качества.

Техника выполнения прыжка через козла на физкультуре

Все мы помним со школьных лет уроки физкультуры. Разные темы: волейбол, футбол, метание, отжимание, гимнастические прыжки и т.д. Одним из самых известных таких упражнений является прыжок через гимнастический снаряд.  Данное упражнение называют прыжки через «козла» или «коня». Рассматриваемый тренажёр-это поверхность, обтянутая кожей, ножки снаряда стойки из стали.

Высота «коня» варьируется от 90 см до 130 сантиметров. Выдерживает такой тренажер до 100 кг. Как и другие тренировки на школьной физкультуре прыжки через козла развивают все мышцы тела в комплексе. Благоприятно это упражнение влияет и на сердечную мышцу, являясь хорошей кардионагрузкой.

Также прыжки через «козла» развивают морально-волевые качества ученика, такие как решительность, мужество и смелость.

На уроках физкультуры во многих классах дети сдают нормативы на технику выполнения прыжка

Для того, чтобы приступить к выполнению прыжка необходимо провести разминку, хорошо разогреть мышцы, иначе ситуация может закончиться травмой. Для разминки подойдет медленный бег, повороты корпусом, прыжки на скакалке и приседания.

Гимнастический «конь» устанавливается в ширину или длину, этим и будет определяться дистанция разбега.

Для того, чтобы правильно и безопасно выполнить упражнение, необходимо знать все этапы его исполнения, рассмотрим каждый более подробно.

Техника безопасности при таком упражнение сводится к нескольким главным правилам: запрещается выполнять прыжок без команды учителя, нужно осуществлять прыжок со страховкой, приземляться только на согнутые ноги, во избежание травмы на полу должен лежать гимнастический мат.

Бывает, что школьники совершают некоторые ошибки при выполнении такого упражнения. Рассмотрим типичные из них: длительная опора руками и рывок под себя, в полёте после толчка руками не происходит разгибание в тазобедренных суставах.

Рассмотрев все этапы выполнения прыжка через «козла», можно сделать вывод, что их последовательность несложна и одинаково важна, поэтому допущение ошибки в какой-то одной фазе может испортить все упражнение. В некоторых школах из-за опасности травмирования урок, посвященный прыжку через «козла», был отменен.

Однако остались учебные заведения, где данное упражнение осталось обязательным после 4 класса. Бытует мнение, что некоторые ученики стесняются выполнять такое упражнение, бояться сделать что-то неправильно: не с такой скоростью начать разбег, недопрыгнуть, промахнуться или упасть.

Однако при грамотном подходе  учителя и соблюдении техники безопасности такое упражнение очень полезно не только для физического воспитания школьников, но и для морального.

Гимнастика. Прыжок через козла

Ученик ставит руки на снаряд значительно впереди туловища, под тупым углом к нему. При постановке рук под углом меньше 90° плечи уйдут далеко вперёд, и усилия придётся тратить на то, чтобы поднять их.

В результате отталкивание получится низким. С началом толчка руками развести ноги врозь пошире. Толчок должен быть очень быстрым («в одно касание»). После толчка ученик, разгибаясь в тазобедренных суставах, поднимает руки назад-вверх , описывая почти круг.

Это помогает разогнуться до слегка прогнутого положения. Зафиксировав положение ноги врозь прогнувшись, ученик соединяет ноги и сгибается в тазобедренных суставах.

Ноги несколько обгоняют туловище, чтобы, встретив опору, задержать движение тела вперёд и сохранить устойчивость в момент приземления.

Прыжок на месте толчком двумя ногами с разведением и сведением их в полёте; Прыжок ноги врозь с высоты (50-100 см); Из упора лёжа на полу толчком ногами перейти в упор стоя согнувшись ноги врозь; Исходное положение – упор стоя у гимнастической стенки.

Прыжки на месте с разведением и сведением ног после отталкивания. Следить, чтобы в момент полного разведения ног в стороны таз поднимался до уровня плеч; Упражнение с партнёром: прыжок ноги врозь, сгибаясь и разгибаясь.

Прыжок выполняется толчком двумя ногами, партнёр стоит сзади и поддерживает товарища за поясницу. Одной рукой поддерживать под грудь или под спину – в зависимости от положения тела ученика перед приземлением, другой – за предплечье или за запястье. Прыжок ноги врозь через коня в длину Длина разбега 14-16 м. Мостик устанавливается на расстоянии 60-70 см.

Для правильного выполнения прыжка необходимо в полёте слегка прогнуться. Замах, как правило, не превышает 15-20°. Учащийся ставит руки на снаряд значительно впереди туловища ( плечетуловищный угол равен 150-168°). Если угол меньше, то плечи сваливаются вперёд и толчок выполняется «под себя».

После такого толчка полёт будет низким. Ноги разводятся в стороны только с началом толчка руками, и одновременно тело сгибается в тазобедренных суставах. Таз перемещается вверх. Закончив отталкивание руками, учащийся поднимает плечи вверх и постепенно разгибается.

Торопиться с разгибанием не следует, так как прогибание при толчке руками – грубейшая ошибка.

Прежде чем приступить к изучению данного прыжка, необходимо проверить степень овладения прыжками ноги врозь через козла в ширину и длину (высота снаряда 110-120 см, мостик на расстоянии 1 м, приземление не ближе 150 см от снаряда).

Если в этих прыжках допускаются ошибки, то рекомендуется повторить упражнения для изучения отдельных фаз опорных прыжков.

Овладение прыжком ноги врозь через коня в длину осуществляется в следующей последовательности: С 2-3 шагов разбега прыжок на руки на горку из 3-5 гимнастических матов и толчком руками переход в стойку ноги врозь на матах; Стоя в приседе на ближней части коня, прыгнуть ноги врозь толчком руками о дальнюю часть коня; Прыжок ноги врозь через двух козлов, поставленных вплотную, толчком руками о дальний снаряд. Выполнять разбег, не снижая скорости перед наскоком на мостик. Следить за тем, чтобы тело в полёте было выпрямленным и руки полностью вынесены вперёд; Прыжок ноги врозь через коня с положенным на него гимнастическим матом; Прыжок ноги врозь через коня в длину с приземлением в стойку ноги врозь на горку матов, уложенных вплотную к коню на одном с ним уровне.

Обратить внимание на высоту взлёта после толчка руками и полное выпрямление в полёте. Поддерживать ученика под грудь и за руку выше локтя.

Опорный прыжок через козла в гимнастике и на физкультуре

Прыжки создают такое напряжение в мышцах, что они сразу приходят в тонус, также в полете защитные функции организма способствуют развитию гибкости и равновесия. Конь и козел как гимнастические снаряды стоят в спортивных залах школ, высших учебных заведений, упражнения на них делают спортивные гимнасты на соревнованиях. Однако не только сложные, но и простые трюки доступны после несложных тренировок. Этот текст может использоваться в качестве реферата по физкультуре.

При прыжках работают все мышцы, в том числе и сердечный, поэтому это хорошая кардионагрузка. Сердечная мышца тренируется при разбеге, который способствует правильному исполнению прыжка. Прыжки предусмотрены школьной программой по физкультуре с первого класса, однако через козла прыгают ученики средней и старшей школы. Конечно, в спортивной гимнастике все по другому — этот снаряд обязательной гимнастической программы начинают изучать с пятилетнего возраста.

Для прыжков нужны волевые качества, которые развиваются на тренировках:

Связки, суставы, мышцы рук, ног, корпуса отлично развиваются на прыжке, также развивается дыхательная система, двигательный аппарат нацеливается на выполнение быстрых движений, которые требуют слаженности всего организма.

Фазы упражнения

Если конь или козел в прыжке используется в качестве опоры, то и прыжок будет опорным. Гимнастический снаряд можно поставить в длину, ширину, прыжок можно исполнять прямо, боком, техника предусматривает запрыгивание или перепрыгивание ноги врозь.

Простейший прыжок через коня или козла в спортивной гимнастике имеет этапы:

В спортивной гимнастике и мужчины и женщины начинают прыжок практически одинаково, однако после отталкивания от снаряда во взрослых разрядах совершаются разные упражнения, усложняющие выполнение, но приносящие дополнительные баллы, это может быть цукахара или сальто (двойное или даже тройное).

Спортсмен должен быть максимально внимательным, так как гимнастические травмы часто происходят при отталкивании или приземлении. Были случаи тяжелых последствий выполнения упражнения после удара головой о козла или коня, возможно травмировать кисть руки при отталкивании, при касании земли возможны вывихи ног.

Так что это упражнение требует предварительной разминки и хорошей концентрации спортсмена.

Поэтапная техника

Данный текст можно использовать как краткую-инструкцию, своеобразный реферат о прыжках через коня, козла, или о запрыгивании на снаряд, о прыжках через снаряд с ногами врозь. В этом реферате кратко говорится о пользе прыжков через специальное гимнастическое снаряжение и о безопасности исполнения трюков.

Техника выполнения и методика обучения опорному прыжку ноги врозь через козла в длину

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность средств и методов воспитания личности.

Эта спортивно-педагогическая дисциплина многие века известна людям, ее применяли в древние времена, успешно решая задачи физического и нравственного воспитания людей с самого раннего возраста до глубокой старости.

Возможность эффективно и целенаправленно воздей­ствовать на двигательные функции организма, а через них на психическую сферу и личностные свойства занимающихся выдвигает гимнастику на одно из первых мест для применения ее в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях.

Как система физических упражнений и методических приемов гимнас­тика способствует укреплению здоровья, развитию физических качеств, совер­шенствованию специальных и прикладных навыков, повышению спортив­ного мастерства, нравственному и эстетическому воспитанию, становлению работоспособности, профилактике и лечению травм с помощью гимнастичес­ких упражнений. Гимнастика располагает огромным количеством самых разнообразных упражнений, которые возможно при­менять для решения задач общей и специальной физиче­ской подготовки, эти упражнения оказывают разносто­роннее влияние на основные функции организма, способствуют избирательному воздействию на мышеч­ную и другие системы человека.

Четкая организация занятий, строгая регламентация и дозирование движений обеспечивают точное регулирование нагрузки.

В гимнастике одни и те же упражнения применяются для решения самых различных задач. Каждое движение или элемент могут быть усложнены или облегчены, при­менены отдельно или в комплексе с другими упражнениями, что позволяет в одном случае совершенствовать фи­зические качества, в другом – эстетические и т.п.

Большой выбор гимнастических средств и методов, доступность их для людей самых различных возрастов поз­волили выделить в системе физического воспитания виды и разновидности гимнастики.

Одной из таких разновидностей являются гимнастические прыжки.

Виды гимнастических прыжков

Гимнастические прыжки – ценные упражнения, оказы­вающие всестороннее воздействие на физическое разви­тие военнослужащих. Прыжки имеют большое прикладное значение, так как совершенствуют навыки в быстром и сноровистом преодолении вертикальных и горизонтальных препятствий, воспитывают смелость и решительность, раз­вивают силу, быстроту, ловкость и координацию движений.

Наличие в прыжках фаз свободного полета позволяет использовать их как средство совершенствования про­странственной ориентировки. Кроме того, гимнастические прыжки весьма полезны при тренировках, направленных на повышение устойчивости организма военнослужащих к действию перегрузок.

Прыжки дают возможность быстро повышать физиче­скую нагрузку на занятии. Применение разнообразных прыжков делает их интересными, повышает эмоциональ­ное состояние занимающихся.

Различают прыжки: безопорные и опорные.

Безопорные прыжки выполняются без касания снаряда. К ним относятся: прыжки в высоту с места и с разбегу; прыжки в длину с места и с разбегу; высоко-да­лекие прыжки; прыжки в глубину, простые, с поворотами и с различными движениями руками и ногами; прыжки через препятствия; прыжки с трамплина.

Опорные прыжки выполняются с опорой о сна­ряд. К ним относятся прыжки через гимнастические сна­ряды: козла – в ширину и длину; коня – в ширину и длину. Прыжки с опорой руками выполняются толчком о дальнюю и ближнюю части коня.

Опорные прыжки делятся на прямые, боковые и пере­вороты. При прямых прыжках гимнаст прыгает в направ­лении разбега (ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, лётом и т.п.), без поворотов и с поворотами.

Боковые прыжки (углом, боком, прогнувшись) отличаются тем, что при их выполнении занимающийся проходит над снарядом, ноги в сторону. Прыжки переворотом (вперед, в сторону, сги­баясь и разгибаясь и т.п.) выполняются с переворотом че­рез голову в согнутом или прямом положении.

Основные фазы опорного прыжка. Ошибки возникающие при выполнении движений, причины и способы их устранения.

Устройство и размеры прыжковых снарядов и инвен­таря показаны на рисунке 59.

Опорные прыжки состоят из ряда последовательно вы­полняемых фаз движений, каждая из которых имеет свои особенности. Различают 7 фаз опорного прыжка: разбег, наскок, толчок ногами, полет после толчка ногами, толчок руками, полет после толчка руками и приземление.

Разбег: длина и скорость разбега зависят от положе­ния снаряда, высоты и способа его преодоления. Обычно наскоки на снаряды, простые прыжки, прыжки через снаряды, поставленные в ширину, выполняются с разбегу. При выполнении сложных прыжков и прыжков через снаряды, поставленные в длину, разбег увеличивается.

Устройство прыжковых снарядов и мостика

Перед началом следует сосредоточиться, настроиться на выполнение прыжка. Бег должен быть ритмичным, энергичным с постепенным наращиванием скорости. Так. например, у высококвалифицированных гимнастов ско­рость достигает 7,6–8,6 м/с. Разбег производится с неболь­шим наклоном туловища вперед (5–15°), что позволяет бы­стрее развить нужную скорость.

Для определения длины разбега следует встать около мостика в месте толчка спиной к снаряду и отсчитать нуж­ное количество метров (ступней, шагов). При соблюдении всех условий (ритмичность, постепенное наращивание скорости) наскок на мостик всегда будет производиться толчковой ногой с точным попаданием в место толчка.

Несмотря на кажущуюся простоту техники разбега, мно­гие обучаемые выполняют его неправильно. Наиболее рас­пространенными ошибками при разбеге являются нарушение скорости разбега и изменение ритма. Это влияет на точ­ность разбега и приобретение необходимой скорости.

Наскок на мостик выполняется в момент приобрете­ния наибольшей горизонтальной скорости. В это время спортсмен наклоняется плечами вперед (от 5 до 26°), а но­ги обгоняют туловище.

При этом толчковая нога, согнутая в тазобедренном и коленном суставах, подтягивается к ма­ховой, затем ноги соединяются и почти прямые выносятся вперед, обеспечивая тем самым стопорящий наскок на мостик. Большое значение имеет траектория наскока.

Чрезмерно высокий наскок снижает горизонтальную ско­рость, а следовательно, и дальность полета в безопорной фазе. При слишком низком и быстром наскоке гимнаст проскакивает толчок.

Толчок ногами. После разбега и наскока на мостик внимание и волевое усилие обучаемого концентрируется на правильном выполнении толчка, так как от этого во мно­гом зависит выполнение самого прыжка.

Толчок произво­дится наскоком напряженных почти выпрямленных ног. В данном случае используется «рессорное» свойство стопы.

Ноги ставятся параллельно на ширину ступни и на рас­стоянии одной ступни от верхнего края мостика.

Толчок ногами носит «взрывной» характер. Субъектив­но должно создаваться такое впечатление, что толчок на­чинается еще как бы в воздухе.

Толчок производится вол­нообразным разгибанием ног в тазобедренных, коленных суставах и заканчивается активным подошвенным сгиба­нием стопы.

Основная работа мышц ног, связанная с вы­полнением толчка, должна быть закончена к моменту, когда ось тазобедренных суставов пересечет вертикальную плоскость, проходящую через площадь опоры ногами.

Всякая задержка в выполнении толчка приведет к ухудшению техники выполнения прыжка в целом. Иссле­дования показали, что, например, у мастеров спорта дли­тельность опоры при толчке составляет всего 0,09–0,12 се­кунды.

Вместе с окончанием толчка ногами заканчивается взмах руками вверх-вперед.

В результате взмаха руками и последующего их торможения тело гимнаста получает дополнительное количество движения, направленное по касательной вверх.

Полет после толчка ногами. После толчка ногами гимнаст переходит в фазу полета над снарядом.

Важно при этом, чтобы полет (так называемое вхожде­ние на снаряд) выполнялся по высокой крутой траекто­рии в слегка согнутом положении тела.

В фазе полета гим­наст делает замах ногами в пределах от 25 до 60° в зави­симости от сложности прыжка, используя в данном слу­чае согнутое положение тела. Замах выполняется до мо­мента касания сна­ряда руками.

Толчок руками. Это одна из самых ответственных фаз прыжка. Для выполнения толчка руки энергично вы­носятся вперед. Угол между руками и снарядом должен составлять 35–40°, что обеспечивает стопорящий момент при толчке. Ладони во время толчка о снаряд ставятся параллельно.

Толчок производится совершенно прямыми руками за счет быстрого поднимания плечевого пояса впе­ред-вверх.

Отталкивание руками сопровождается быстрым сгибательным движением туловища в тазобедренных су­ставах и пояснице (так называемое рывковое движение туловищем), что способствует лучшему использованию ре­акции опоры снаряда при толчке для подъема тела вверх-вперед.

Толчок руками является наиболее сложным элементом прыжка и требует хорошей физической подготовленности, так как динамическая нагрузка, по данным исследований, достигает в момент постановки рук 350–400, а в момент отталкивания – 280 килограммов.

Толчок руками должен быть закончен в момент, когда ноги пересекут вертикаль, переходящую через площадь опоры. Высота прыжка в этом случае будет наивысшей.

Полет после толчка руками. Положение тела в полете после толчка руками определяется видом прыжка (согнувшись, прогнувшись и т.д.). У лучших гимнастов высота полета в этой фазе достигает 2,5–2,8 м от уровня пола.

Основным условием выполнения данной фазы является четкое, фиксированное положение тела, характеризующее форму прыжка. Чем дольше сохраняет­ся в полете необходимая поза, тем эффективнее прыжок. Руки после отталкивания движутся назад-вверх. Проги­бание – главный элемент полета.

Оно должно осуществ­ляться преимущественно подниманием плечевого пояса вверх-назад.

Приземление. Оно будет устойчивым только в том случае, если в момент соприкосновения с полом линия, продолжающая траекторию движения ОЦТ, будет проходить через площадь опоры. Для приземления ноги посы­лаются вперед почти прямыми.

Это создает лучшие усло­вия для сохранения устойчивости при встрече опоры. При­земляться следует быстрым перекатом с носков на всю ступню. При этом пятки удерживаются вместе, а носки разведены.

Всякое расслабление в момент приземления затрудняет сохранение равновесия.

Особое внимание при приземлении следует уделять по­ложению головы. Наклон головы вперед ухудшает условия равновесия тела в момент приземления, которое заканчи­вается строевой стойкой.

Опыт показывает, что изучение основ техники прыжка целесообразно осуществлять в таком порядке: овладеть устойчивым приземлением; научиться хорошо выполнять разбег; освоить прыжок с одной ноги на две (наскок) и тол­чок ногами; изучить технику безопорной фазы после толчка руками. Такая последовательность обеспечит ус­пешное формирование навыков выполнения прыжков.

Упражнения для овладения фазами опорных прыжков

Упражнения для овладения техникой разбега. В стойке ноги на ширине плеч, слегка наклонившись вперед, – имитационные движения руками, как при беге; бег на месте с высоким подниманием бедра; бег в узком коридоре, обо­значенном 2 линиями; бег с постепенным ускорением на 15–20 метров.

Упражнения для освоения наскока на мостик и толчка ногами.

Прыжок с одной ноги на две после 2–3 шагов или короткого разбега; прыжок с одной ноги на две на возвы­шение; держась руками за коня, – прыжки вверх толчком двумя ногами; серия прыжков на одной ноге (толчковой); серия прыжков на носках двух ног; прыжок с гимнасти­ческой скамейки на мостик и в темпе акцентированное отталкивание с носков ног; 2–3 шага разбега, прыжок на мостик и в темпе акцентированное отталкивание вверх.

Упражнения для освоения замаха и полета после толчка ногами.

Прыжок вверх-вперед с поддержкой партнера под грудь, отход с ним назад; прыжок в стойку на руках на маты, положенные один на другой, с постепенным увели­чением их высоты; с разбегу – полет-кувырок через стой­ку на руках на горку из 6–8 матов через веревочку, козла, коня с постепенным увеличением длины полета; держась руками за гимнастическую стенку, – прогибание тела из положения лежа на козле лицом вниз, прыжки ноги врозь через козла с постепенным отодвиганием мостика через натянутую перед козлом веревочку.

Упражнения для освоения толчка руками. Из упора стоя у стены – отталкивание двумя руками; прыжки в упоре лежа с продвижением вперед; с небольшого разбега – прыжок в упор на коня на прямых руках, затем, отталки­ваясь руками, – соскок назад.

Упражнения для освоения техники полета и прогиба после толчка руками.

После отталкивания о снаряд руками в полете – фиксирование положения прогиба; прыжок че­рез снаряд с приземлением на руки товарищей, стоящих за снарядом или, на стопу матов; прыжки с места вверх с разведением ног и прогибом в доскок; прыжки без за­маха, но с разгибанием тела и приземлением не ближе 150–200 сантиметров.

Упражнения для овладения техникой приземления. По­луприсед на месте, руки – вперед-в стороны, спина пря­мая (как при соскоке со снаряда); то же, но после прыжка с места вверх-вперед с гимнастической скамейки, с козла, коня и т.д.

Прыжок ноги врозь через козла в длину (рис. 60).

Гимнастика является основой для формирования у будущих специалистов и руководителей занятий педаго­гических навыков, методических умений, организатор­ских способностей. Это очень важно для педагога, которо­му предстоит работать с молодыми людьми и быть носи­телями нравственности, культуры, этики.

Таким образом, гимнастика является наиболее массо­вым и доступным средством физического воспитания лю­дей, развития физических и прикладных навыков.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *