ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КАКИЕ БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОНА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЕДКАМПУС

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КАКИЕ БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОНА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЕДКАМПУС

Валентина Шарова Цифровая грамотность педагога ДОО

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на встрече мы с вами разберем

Понятие «цифровая грамотность»

Ключевые аспекты цифровой грамотности

Особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Цифровая грамотность состоит из нескольких составляющих

Концепция цифровой грамотности

Отношение к инновациям

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.

Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

Онлайн-курс «Цифровая грамотность» НИУ ВШЭ направлен на формирование  компетенций, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета в рамках академической и профессиональной деятельности.

Большинство заданий в дистанционном курсе будут носить практический характер и помогать в отработке навыков, необходимых в XXI веке.

В онлайн-курсе “Цифровая грамотность” НИУ ВШЭ вы шаг за шагом разберетесь в  различных аспектах работы в цифровой среде. В одном курсе мы постарались собрать все самое важное и нужное для успешного существования в мире информационных технологий.

Дистанционный курс представлен в разных конфигурациях и адаптирован под разные направления подготовки. Данная конфигурация подойдет студентам интересующимся гуманитарными науками и содержит дополнительные блоки, посвященные анализу текстовых данных.

Курс начинается с простых, но не всегда очевидных вещей: например, по каким параметрам выбирать компьютер и как не допустить кражи данных в интернете; как работает интернет и какие законы регулируют деятельность в сети.

Вторая часть удаленного курса закладывает основы работы с данными. Умение работать с  источниками информации, оформлять таблицы, делать несложную аналитику – все это пригодится не только для учебы в университете, но и для будущей работы.

Третья часть курса посвящена работе с текстовыми данными в гуманитарных науках. Рассмотренные инструменты и подходы помогут разобраться в популярном направлении цифровых гуманитарных наук.

Также представлены конфигурации, которые включают ряд других специализированных тем, полезных для различных направлений подготовки:

Курс состоит из видеолекций и скринкастов, разбитых на короткие фрагменты от 5 до 15 минут длиной. После видео есть неоцениваемые задания на самопроверку. В конце каждой недели представлен тест на 15-20 вопросов или практическое задание.  В конце курса слушателей, претендующих на получение сертификата, ждет итоговый экзамен по всем материалам курса.

Для изучения курса понадобится компьютер с доступом в интернет и необходимым количеством памяти для установки программного обеспечения, Google-аккаунт и установленный пакет MS Office. Также необходимо будет установить бесплатное ПО для анализа текстовых данных.

Действующие студенты  могут получить бесплатный доступ к MS Office в своем университете. Уточните процесс получения подписки у сотрудников учебного офиса.

В результате освоения курса вы сможете более эффективно пользоваться технологиями, с которыми ежедневно сталкиваетесь в стенах университета и за его пределами:

Цифровая грамотность —
это способность находить, оценивать,
использовать, создавать контент и делиться им с помощью онлайн-ресурсов, таких
как сайты, соцсети, видео и электронные книги

Основные навыки — это создание своего контента, поиск и обмен информацией,
работа в интернете, грамотное использование цифровых ресурсов; это решение
жизненных задач средствами информационных технологий

Цифровая грамотность
каждого человека строится на трех ключевых аспектах: цифровом потреблении, цифровых компетенциях и цифровой
безопасности

Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества
считают, что цифровая грамотность — это обязательный навык для каждого
осознанного человека в XXI веке.

Она тесно связана с понятием цифровой безопасности.
По данным «Лаборатории Касперского», 91% родителей используют девайсы для
обучения и развития детей. Но на практике просвещению по вопросам цифровой
грамотности специального внимания не уделяют. Главная причина — взрослые сами
плоховато ориентируются в этой сфере. Большинство взрослых, например, считают,
что забота о персональных данных — вообще не их дело.

С чего начать

Данные «Лаборатории Касперского» свидетельствуют,
что родители впервые дают смартфон детям в возрасте 5-7 лет. И уже с малых лет
они – уверенные пользователи соцсетей, мессенджеров и приложений. При этом 25%
родителей не знают, что размещают их дети в социальных сетях. Эксперты Центра
цифровой экспертизы Роскачества не рекомендуют публиковать в открытом доступе
личные данные:

Дата и место рождения

Личный номер телефона

Фотографии имущества и ценностей

Пароли и кодовые слова

Родителям обязательно стоит рассказать детям о
схемах злоумышленников в Сети. Кроме того, давно не новость, что онлайн-игры
могут вызывать психологическую зависимость и у детей, и у взрослых. Поэтому
взрослым стоит быть в курсе о системе игровых микротранзакций, тогда в нужный
момент они смогут понять, что ребенок «заигрался».

Цифровая грамотность включает в себя также умение
работать на компьютере. Взаимодействуя с электронными устройствам с ранних лет,
дети имеют возможность развивать такие навыки, которые их родители начинали
осваивать лишь в средней школе на уроках информатики.

Начинайте закладывать фундамент интеллектуального
капитала уже сейчас, обучая чадо базовым компьютерным «скиллам», которые
пригодятся в дальнейшем — как в учебе, так и на работе:

Сергей Бодров, руководитель Центра цифровой
экспертизы Роскачества: «Цифровая грамотность — это один из ключевых
навыков XXI века, но к сожалению, не каждый об этом задумывается. Жизнь
современного человека все больше и больше связана с цифровым пространством. И
безопасность современного человека в Интернете напрямую зависит от его знания
цифровых основ. Именно поэтому сегодня важно знать и понимать принципы
безопасного использования Интернета и шагать в ногу с технологиями самим, а
также помочь детям освоить ключевые цифровые навыки для профессионального
развития и легкой адаптации в цифровом мире. Освоить кибертехнологии реально в
любом возрасте и это не так сложно, как может показаться. Быть кандидатом наук,
вундеркиндом или хакером вовсе не обязательно. В добавок Вы можете превратить
это в увлекательную игру и вместе с ребенком следить за последними новинками в
мире IT и Интернета, обсуждая и вместе обучаясь новому».

Что такое цифровая грамотность и почему она вам нужна

Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.

Оля Ежак для Skillbox Media

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.


ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КАКИЕ БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОНА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЕДКАМПУС

Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.

Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:

А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.

Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.

Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.

Да, но только в одной области. И то не факт: вы можете не сообщать никому , но дать взаймы написавшему в мессенджер старому знакомому, у которого что-то случилось. А потом окажется, что его страница в соцсети взломана и на самом деле вы перевели деньги мошеннику.

Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.

Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.


ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КАКИЕ БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОНА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЕДКАМПУС

Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.

Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.

О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.

Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.

А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.

Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.

Внимательно изучать всё вокруг — читать сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.


ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КАКИЕ БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОНА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЕДКАМПУС

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Публикация «Цифровая грамотность педагога ДОО» размещена в разделах

Эту классификацию считаю самой оптимальной! По этим индикаторам ученые определяют уровень цифровой грамотности. В каждом индикаторе есть по три аспекта. Это те знания, навыки и установки, которые должны быть у педагога.

Информационная грамотность. С каждым днём информация удваивается и приумножается с большой скоростью, мы должны понимать, как влияет информация на нашу жизнь. И конечно весь свой опыт, мы как педагоги (по профессиональному стандарту) должны передавать детям, родителям.

Основная установка в информационной грамотности заключается в том, что мы должны понимать пользу и вред информации. Я думаю, по этому индикатору, можно оценить педагогов, как высокий уровень.

Каждый педагог понимаеть, что можно подчерпнут от информации: вред или пользу. Педагоги могут найти информацию на разных ресурсах.

Этот индикатор довольно высокий у педагогов.

Индикатор компьютерная грамотность представляет собой те навыки, с помощью которых легко пользоваться и использовать цифровые устройства и это не должно зависеть от интерфейса, платформы. То есть мы должны свободно владеть технологиями: пользоваться смартфоном, персональным компьютером.

Знание компьютерной грамотности подразумевают понимание технических составляющих компьютера и принцип их взаимодействия.

Если мы хотим повысить компьютерною грамотность по всем трем аспектам, то следует знать азы и основы работы компьютера.

Следующий индикатор – медиаграмотность. В медиа грамотности основой установкой должно быть критическое мышление к информации, к новостям. Здесь педагог как близкий человек к формирующимся личностям, а сегодня ми говорим про воспитательный процесс, должен не только иметь в себе такую установку, но и знать и понимать, как распространяется информация, с помощью каких каналов и уметь передавать эти знания обучающимся, родителям. Для того, чтобы у них тоже формировалась медиа грамотность. Потому что, критическое мышление это один из основных 4 К компетентности.

Коммуникативная грамотность. Педагог должен понимать нормы и определенные особенности этикета в цифровой среде.

Основные моменты цифрового этике: Как вести себя в мессенджерах. Как вести деловую переписку? Как общаться с родителями.

Этому стоит учить детей и родителей.

Следующий индикатор – отношение к инновациям. Педагог должен понимать пользу инноваций и разбираться в технологических трендах. Это сложно, но для этого мы постоянно обучаемся.

Мы должны понимать, что мы живем в обществе и воспитываем детей. Социализации не будет без приобретения цифровых навыков, поведения в цифровой среде, потому что трансформация идет. Она вошла во все сферы нашей жизни. Эти навыки нужны не только детям и педагогам, а всем.

Какие цифровые компетенции нужны педагогам?

Подготовка контента (разрабатываем презентации, различные мероприятия). Готовим тот контент, который мы используем в работе.

Придание наглядности (фотографии, презентации, коллажи). Иллюстраторы, фотошоп, премьер для обработки видео, а кто-то использует, а кто-то еще нет. Но у нас всегда есть возможность научиться.

Цифровые компетенции для нашей коммуникации. В последнее время с родителями мы общаемся исключительно через менеджеров и другие цифровые технологии. Поэтому педагогу очень важно этими компетенциями обладать, также, как чтение и письмом.

С чего нужно начать?

Если вы понимаете, что сами не в силах создать мощный видеоролик или видео занятие. То можно использовать готовый материал, который уже есть.

Самая главное не боятся экспериментировать, ведь даже очень крутой разработчик тоже когда-то это начинал. Узнали что-то новое и сразу нужно попробовать. Потому что мы забываем часто то что увидели. Даже если вы сохраните эту закладку, но не примените её сегодня, то это скорее всего вы забудете через несколько дней.

Не забывайте про цифровую безопасность и информационные следы. Задумайтесь, на минутку, как часто вы думаете о своей безопасности заходя в интернет? Сколько платформ, сайтов, где вы оставляли свои персональные данные? Сколько паролей? Не забывайте, что пароли периодически нужно менять, не делать пароли одинаковые? Фотографии, даже если вы их удалили, они все равно остались в цифровом следе.

Многие часто не выходят из своих акаунтов. Сейчас уровень мошенничества зашкаливает. Но хотя и пытаются бороться с ними, но они мега шустрые, грамотные, обходят любые системы и защиты. Будьте бдительны. Это цифровая среда и она в принципе может быть зачастую опасней чем выйти на улицу.

Трансформация воспитательного процесса

Наш воспитательный процесс трансформируется. В профессиональный стандарт педагога введены эти понятия, и мы должны быть грамотными по

вопросам использования цифровых технологий. Еще до пандемии мы уже использовали ИК технологии, различные инструменты для создания портфолио, мессенджеры, у каждой образовательной организации есть свой сайт. Это произошло не полгода назад, это такая трансформация воспитательно – образовательного процесса. Эти инструменты уже давно вошли в нашу жизнь.

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

методист по информатике и ИКТ

В статье рассматриваются основные аспекты, уровни и содержание ИКТ-компетенции педагога, обозначены этапы совершенствования учителя в сфере ИКТ. Актуализируется такая проблема, как подготовка педагогов образовательных учреждений к использованию в работе информационно-коммуникационных технологий. Раскрываются понятия «ИКТ», «ИКТ-компетентность». Уточнены возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога. Сформулированы психолого-педагогические условия формирования ИКТ-компетентности.

«ИКТ компетентность учителя. Формирование и реализация

ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе»

В последнее время персональные компьютеры вошли во все сферы общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке важней­шей проблемы, к организации своей деятельности. Современную школу, уже не назовешь современной без новых информационных (компьютерных) технологий.

Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений обучающегося, учителя и образовательной среды.

С переходом на новый образовательный стандарт решение задач информатизации образования ложится в первую очередь на плечи учителя начальных классов. Только учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), предусмотренных стандартом второго поколения, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций учителя, в том числе и ИКТ-компетенциями.

ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие. Его понимают как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. И КТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.

ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:

новых целей образования;

новых форм организации образовательного процесса;

нового содержания образовательной деятельности.

Выделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:

первый: наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

второй: эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной дея­тельности для решения профессиональных задач;

третий: понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направ­ленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способ­ных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального результата.

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя – это разные понятия.

– это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

– это использование различных информационных ин­струментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.

В профессиональной ИКТ-компетентности есть два уровня: уровень подготов­ленности и уровень реализованности.

Уровень подготовленности к деятельности – это уровень овладения ИКТ. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфе­ре ИКТ.

Уровень реализованности (деятельностный) – это уровень использования ИКТ. На этом уровне грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применя­ется учителем для:

организации и сопровождения сетевых форм образовательного процесса;

реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения

организации обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся;

соорганизации разных форм деятельности – урочной, внеурочной, самостоя­тельной, воспитательной – в единый образовательный процесс;

применении современных технологий мониторинга образования.

Часто учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квали­фикации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. Такой учитель не может называться ИКТ – компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.

Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профес­сионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.

ИКТ-компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном про­цессе возникает с появлением компьютера, его использованием как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках модернизации российского образования. В связи с этим изменились требования к педагогу, он должен быть ИКТ-компетентен и обеспечивать реализацию:

ИКТ-компетентность – это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогиче­ской деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других посо­бий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из име­ющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая раз­личные данные.

Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, про­граммы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (,) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса (материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса об­учения и т.д.).

Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с ис­пользованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы ор­ганизации учебной деятельности учащегося и т.д.).

Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходи­ма организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки. Модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы представлена общедидактической целью, теоретическими основами, компонентами ИКТ-компетентности (мотивационным, информационным, технологическим, содержатель­но-методическим, сетевым), организационно-педагогическими условиями ее реа­лизации, результатом.

Организационно-педагогические условия непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагога включают:

обучение педагогов по различным модулям программы повышения квалифи­кации в области ИКТ;

непрерывное методическое сопровождение формирования ИКТ-компетентности педагога;

создание системы ресурсного обеспечения;

разработку системы критериев оценки уровней сформированности ИКТ-компетентности педагогов.

Непрерывное формирование ИКТ-компетентности будет успешным, если:

выделить составляющие ИКТ-компетентности педагога;

разработать модель формирования ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы;

реализовать организационно-педагогические условия формирования ИКТ компетентности педагога в условиях информационного образовательного про­странства школы.

Не менее важной проблемой является обоснование методов развития ИКТ-компетентности педагога. Непрерывность этого процесса позволяет связать изменение компонентов ИКТ-компетентности с поэтапным развитием профессиональных ка­честв педагога:

Достижение элементарной и функциональной грамотности.

Достижение базового уровня с наиболее общими способами деятельности.

Достижение профессиональной компетентности, которая позволяет исполь­зовать новые инструменты деятельности.

Овладение новой культурой, в нашем случае информационной.

Формирование индивидуального информационного менталитета личности.

Роль технологической, дидактической и личностной сферы взаимодействия пе­дагога с образовательной средой в процессе развития ИКТ-компетентности явля­ется двусторонним процессом.

С одной стороны, активная роль педагога в преобразовании ИОС обусловли­вает его профессиональное развитие, а с другой – поступательное и необратимое изменение самой ИОС создает новые условия субъектного развития.

Формирование основных факторов поэтапного развития ИКТ-компетентности педагога в информационно-образовательной среде это:

включение педагога в программно-целевые мероприятия по развитию среды

формирование системы непрерывного образования педагога в ОУ;

активизация инновационной деятельности педагога, направленной на эффек­тивное использование ресурсов ИОС;

обновление педагогической системы педагога;

формирование и развитие педагогом локальных сред в единой ИОС.

Таким образом, развитие ИКТ-компетентности педагогов как компонента про­фессиональной компетентности зависит от деятельности, направленной на преоб­разование актуальной информационно-образовательной среды.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/257818-ikt-kompetentnost-uchitelja-formirovanie-i-re

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *