ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития.

Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка».

Л. С. Выготский

Тема моего выступления : Информационная  грамотность в начальной школе.

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире,   в  в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании

заключается также и в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных  УУД.

Мы живем в   эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна  в полной мере использовать новые возможности.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и  включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить , оценивать и использовать информацию в образовательных целях.

относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»

-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных  предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

С этим термином тесно взаимосвязаны “информационная грамотность” и “информационная культура”.

Что такое “информационная грамотность» школьника?

Под термином ” информационная   грамотность ” будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.

умение работать с информацией индивидуально и в группе.

рассматривается,  как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.

Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода . Учитель  должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?

Во-первых, для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией»

ИКТ-ресурсы в предметах(интерактивная доска, магнитофон, фотоаппарат, микроскоп, диагностические датчики, аудио оборудование, др.)

С помощью таких электронных образовательных ресурсов как:  Мультимедийное пособие «Начальная школа. Уроки  Кирилла и Мефодия» », содержит все области знаний, снабжено  видео и аудиофрагментами,  анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание  “Презентация” – переводится с английского как “представление”. Для подготовки к уроку можно создавать свои презентации или использовать готовые на различных сайтах.

,  информационная культура и информационная грамотность школьников включает в себя не только умения пользоваться современными компьютерными технологиями, но и умения, связанные с использованием традиционных носителей информации: книгами, словарями, наблюдением, межличностным общением.

Формирование основ информационной компетентности я рассматриваю как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимо дополняют и взаимообогащают друг друга.

Самой приемлемой формой познания мира для младших школьников являются

После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки,  пишут сочинения.

Проведение игр на эрудицию ( например, викторины)- школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников  информации по тематике игры;

– создание своей книги или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует сбора сведений по этой теме.

– сбор сведений по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами.

выбор средств и форм имеет очень широкий спектр, и каждый учитель, используя разные варианты, имеет свои приоритеты. Мне, например, ближе работа с текстовой информацией. Может, потому что столкнулась с проблемой при выполнении комплексных проверочных работ, где выполнение различных заданий, поиск нужной информации требует постоянного обращения к исходному тексту. А дети ,ведь, читать не очень любят, точнее не могут осмысленно, прочитав раз поверхностно, и всё- больше им неинтересно. У меня в классе, например, любят читать и умеют пользоваться чтением как инструментом очень немногие ребята, остальные любят слушать. И вот тут пригодилась технология продуктивного чтения, где моя задача научить читать один и тот же текст по- новому, с разной целью, читать вдумчиво , между строк.

Еще меня заинтересовала одна технология. Она называется «Квант»;  направлена на работу с информацией и полностью отвечает требованиям ФГОС по формированию УУД на основе текстовой информации.

Технология работы с информацией «Квант» подразумевает осмысление,  преобразование и сжатие информации до наименьшего объёма, несущего в себе основной смысл текста.

Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы?

В соответствии  с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:

1. Работа с источниками информации.

Знание о том, какие источники информации существуют.

Умение использовать различные источники информации

Умение использовать компьютерные технологии.

Обработка и представление результатов

Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.

Умение находить альтернативную и дополнительную информацию

Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.

Умение описать и представить результаты своей работы.

Использование компьютерных технологий.

Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах.

Умение  вводить и оформлять текст на компьютере. Умение работать со средствами Интернета

Формирование информационной  грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

Информационная грамотность детей

В настоящее время вопрос внедрения в жизнь школьников информационных технологий является очень актуальным. Важно подтолкнуть их интерес в нужное направление.

Современное поколение выросло в век информационных технологий, поэтому у них нет сложностей в получении и поиске информации. Через них с самого раннего детства проходят тысячи разных источников. Важно не упустить этот момент и научить их правильно их использовать.

При работе в среднем и старшем звене можно сделать вывод о том, что не все дети знают и умеют находить и «фильтровать» информацию, без проблем создавать и редактировать текст и презентации, что в наше время просто необходимо уметь. Из-за этого приходится тратить дополнительное время на объяснение самых простых правил техники безопасности и алгоритмов выполнения работ.

Поэтому, нужно стараться обучить детей правильному использованию персонального компьютера (ПК), социальных сетей и основных программ Microsoft Office.

Необходимо проводить беседы и классные часы:

Также считаю, что с первого класса необходимо проводить внеурочные занятия для учеников, на которых можно познакомить обучающихся с архитектурой компьютера и  обучать их возможностям при работе с ПК, интернетом и основными программами Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Paint, Microsoft Power Point).

На таких занятиях важно показать детям, что работать с ПК может быть интересно и весело. Для этого стандартные задания можно изменить на «фантазийные», а контроль знаний производить в форме игры и проектов.

Проводя классные часы, беседы и курс «Занимательная информатика», могу сделать вывод о том, что это развивает их интерес к предмету «информатике» в целом, к самостоятельной индивидуальной работе в программах и помогает детям в поиске дополнительной информации к выполнению домашнего задания и составления проектов по учебным предметам.  Исходя из этого,  с уверенностью могу сказать, что обучать детей информационной грамотности нужно с раннего школьного возраста.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Знакомство с Интернет

Жумагулова Н. А. Актобе,2021


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Автор приема для Smart Notebook – Елена Чулихина

Переложение для MS Office Power point – Ирина Жакулина

Картинки на слайдах


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Самый верный спутник современного человека – это компьютер, а сеть, которая связывает между собой много компьютеров – Интернет.

Мы понимаем, что ты ёще учишься читать. Поэтому узнать возможности Интернета помогут взрослые и наши герои Айша и Маргулан. Они тоже учаться в 1 классе. Вместе с ними ты совершишь удивительное путешествие в страну Интернет.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Что такое Интернет?

Есть такая сеть на свете –

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться или играть,


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Путешествовать в сети Интернет очень интересно. Можно найти много полезной информации. Также с помощью Интернета можно управлять разными устройствами.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Браузер – это специальная программа. Она поможет тебе открыть сайты и получить информацию. Значик браузеров могут быть разными.

Формирование цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста.

Формирование цифровой грамотности младшего школьника – это важный процесс, который помогает детям научиться использовать технологии для своих нужд и развития. В современном мире, где технологии играют все более важную роль, цифровая грамотность становится необходимым навыком для каждого человека.

Цифровая грамотность включает в себя не только умение пользоваться компьютером и интернетом, но и навыки работы с информацией, ее поиска и анализа, а также умение создавать и распространять информацию. Младшие школьники должны уметь использовать различные программы и приложения для обучения, общения и развлечений.

Одним из главных аспектов формирования цифровой грамотности является обучение детей безопасному использованию интернета. Родители и учителя должны объяснить детям, как не стать жертвами кибербуллинга или фишинга, а также как защитить свои личные данные.

Кроме того, важно научить детей искать и анализировать информацию, чтобы принимать обоснованные решения. Младшим школьникам необходимо уметь работать с различными источниками информации, такими как учебники, энциклопедии и интернет-ресурсы. Они должны понимать, что не вся информация, которую они находят в интернете, является достоверной и полезной.

Формирование цифровой грамотности также включает в себя навыки создания и распространения информации. Младшие школьники могут использовать различные программы для создания презентаций, видео и других материалов. Они также могут участвовать в онлайн-проектах и сообществах, чтобы делиться своими знаниями и опытом с другими детьми.

В целом, формирование цифровой грамотности младших школьников – это процесс, который требует от родителей, учителей и детей совместной работы. Важно создавать условия для развития навыков использования технологий и обучения безопасному поведению в интернете. Это поможет детям стать более успешными и уверенными в использовании технологий в будущем.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Линейный алгоритм Цифровая грамотность 1 класс


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Информация о ресурсе

Данный ресурс можно использовать как дополнительный материал по первой теме, раздела «Программирования» предмета «Цифровая грамотность» для 1-х классов.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Открывает слайд с описанием управляющих кнопок

Открывает слайд с информацией об авторе

Открывает слайд со списком заимствованных источников

Открывает слайд с меню

Открывает слайд с информацией о ресурсе

Возвращает на главную страницу

Открывает следующий слайд

Открывает предыдущий слайд


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Что такое алгоритм? Новые слова

Алгоритм – это последовательность команд для достижения целей.

Команда – это приказ на выполнения действий.

Линейный алгоритм – это алгоритм, где все действия идут строго друг за другом.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Для того чтобы победить, Арману пришлось выполнить определенный порядок действий. Такой порядок действий можно отнести к линейному алгоритму.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Пример линейного алгоритма

І. Алдаркосе должен дойти до монеты.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

Линейный алгоритм по сказке “Репка”

Цифровая грамотностьпедагога

с 11 сентября 2023по 23 октября 2023

В рамках программы повышения квалификации вы научитесь применять в работе цифровые педагогические инструменты. Обучение проходит по индивидуальной образовательнойтраектории

Востребованная профессия с нуля

Использовать отечественные цифровые педагогические инструменты

Организовывать проектную деятельность учащихся в цифровой среде

Проектировать образовательный процесс в условиях цифровизации

Как будет проходить обучение

Курс включает в себя просмотр лекций на образовательной платформе Университета Иннополис

Онлайн-вебинары со специалистами, которые продемонстрируют механику использования определенных цифровых инструментови предложат кейсы по внедрениюих в образовательный процесс

После каждого вебинара слушателям будет предложено выполнить домашнее задание по разработке собственного кейса. По домашнему заданию слушатели курса получают обратную связь

сервисы для создания квизов и тестов: MyQuiz, Яндекс Формы, MadTest, QuestionStar

сервисы для организации видеоконференцсвязи: Телемост, Webinar.ru, SberJazz

онлайн-доски: Miro, sBoard, getLocus

сервисы для создания интерактивного контента: Udoba, FlikTop, Joyteka

конструктор одностраничных сайтов Tilda

инструменты социальных сетей: VK и Telegram

организация рабочего пространства в Notion

инструменты для совместной работы: канбан доски, пространства для совместной работы

конструкторы no-code чат ботов

основы программирования на Python

Об Университете Иннополис

Университет Иннополис специализируется на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники. Вуз работает по уникальной для России модели, сочетающей образование, науку и бизнес

С 2016 года в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» более 60 000 человек прошли обучение по программам Института дополнительного образования Университета Иннополис

Также вы можете пройти обучение в беспроцентную рассрочку или за счет работодателя, у которого вы оформлены на момент подачи заявки

Если ваш работодатель хочет обучить сотрудников (оплата от юридического лица), необходимо заключить соответствующий договор. Запросить необходимые документы вы можете у специалиста Университета Иннополис через email

Беспроцентная рассрочка от Банка-партнера АО «Тинькофф Банк» от 4 до 12 месяцев

Antigua and BarbudaBosnia and HerzegovinaCape Verde (Kabu Verdi)Central African Republic (République centrafricaine)Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)Czech Republic (Česká republika)Dominican Republic (República Dominicana)Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)Guinea-Bissau (Guiné Bissau)Macedonia (FYROM) (Македонија)Moldova (Republica Moldova)Montenegro (Crna Gora)Myanmar (Burma) (မြန်မာ)North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)Russian Federation (Российская Федерация)Saint Kitts and NevisSaint Vincent and the GrenadinesSao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)South Sudan (جنوب السودان)Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)Trinidad and TobagoUnited Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)Vatican City (Città del Vaticano)

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *