В статье мы расскажем:
Сегодня уже невозможно представить себе нашу жизнь без присутствия в ней современных цифровых технологий. С каждым годом производится совершенствование имеющихся ресурсов, и создаются новые «умные» вещи. Дома людей оснащены различными девайсами, практически каждый индивид использует гаджеты, интернет-технологии развиваются семимильными шагами. Цифровая реальность – это не будущее из фантастических фильмов, это уже наше настоящее.
Для того чтобы не потеряться в потоке новейших технологий и шагать, что называется, в ногу со временем, необходимо понимать принципы работы устройств, знать, где искать информацию и как ее применять в своей жизни.
Большая часть населения в возрасте от 15 до 72 лет (81 %) использует компьютер и интернет. В понятие «цифровая грамотность» входит владение навыками использования цифровых технологий, поиск и создание контента, обмен информацией с другими лицами, компьютерное программирование и т.д.
Нормы цифровой грамотности
Сохранить в закладкиСохранить в закладкиКультуролог Оксана Мороз о понятии медиа, исследованиях цифровой среды и типах информационной и цифровой грамотностиНад материалом работаликандидат культурологии, доцент департамента медиа Высшей школы экономики Показать расшифровку Добавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете ПРОМО Вы нужны нам: как поддержать ПостНаукуДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете Видео Экономический кризис в КНДРДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете ПРОМО Поддержите ПостНауку в BoostyДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете FAQ Репрезентация любви в медиаДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинетеЭстетизация и современное обществоДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете ПРОМО Подписывайся на телеграм ПостНаукиДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете FAQ Карикатура как форма подражанияДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете ПРОМО Поддержите ПостНауку в PatreonДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинетеГумбольдт и создание Берлинского университета
Что такое цифровая грамотность
Не следует путать это понятие с компьютерными навыками, хотя, безусловно, хорошее знание и уверенное использование ПК – это залог цифровой грамотности.
На самом это определение охватывает очень большую сферу действий, включая поиск и потребление информации без угрозы для своего здоровья, финансов и личных данных, умение обезопасить себя от рисков цифровой среды.
Можно уверенно назвать человека освоившим на хорошем уровне цифровую грамотность, если он способен:
Получение таких знаний сейчас особенно актуально, потому как цифровые технологии прочно и надежно вошли в нашу жизнь. Даже безобидное ведение странички в социальной сети может привести к печальным последствиям, если человек не будет знать, как сохранить безопасность своих персональных сведений, какой информацией можно делиться в интернете, а какую лучше сохранить в закрытом доступе.
Цифровая грамотность — это комплекс навыков, который позволяет свободно и безопасно существовать в цифровой среде.
Эти навыки можно разделить на три группы:
Разберемся с каждой по-отдельности.
Поиск и потребление информации
«Брэд Питт умер» — в 2016 году эта новость всполошила весь интернет. Люди разделились на два лагеря:
Кто более грамотно потребляет информацию? Ответ очевиден.
Вторая группа продемонстрировала сразу несколько полезных в цифровом мире навыков:
Также важно знать основы кибербезопасности. Вовремя выявлять фишинг?, не переходить по подозрительным ссылкам, не открывать письма от незнакомых отправителей и скачивать приложения только с надежных сайтов — это базовые правила цифровой безопасности.
Создание контента и использование программного обеспечения
Это самая обширная группа навыков. Сюда относится все: от умения пользоваться горячими клавишами в «Google Документах» до способности сверстать сайт.
Что нужно , чтобы комфортно существовать в цифровой среде:
Более продвинутые навыки:
Передача и хранение информации
Допустим, вам нужно отправить 200 фотографий с семейной встречи вашим родителям. Как вы это сделаете? Есть несколько способов: записать на флешку и отдать при встрече, отправить через мессенджеры, распечатать и отправить по почте. Но самый оптимальный — загрузить их в облачное хранилище и отправить ссылку.
К привычкам грамотного в цифровом плане человека также относятся:
Цифровая грамотность включает и цифровой этикет. Вы когда-нибудь отправляли голосовые сообщения, не предупредив об этом собеседника? Может быть, вы в грубой форме комментировали чье-то видео или фотографию? Или не выключали микрофон на корпоративной онлайн-встрече, когда заканчивали говорить? Все это считается дурным тоном. Поэтому, если вы не хотите прослыть цифровым невежей, соблюдайте правила поведения в интернете.
К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация
В статье рассматривается понятие «цифровая грамотность». Проводится различие между компьютерной и цифровой грамотностью. Определяются структурные составляющие цифровой грамотности.
Ключевые слова: информация; цифровые технологии; цифровая грамотность; компьютерная грамотность; цифровые компетенции; цифровая безопасность; цифровое потребление; информационные технологии.
ТО THE QUESTION OF DIGITAL LITERACY Berman N. D.
ORCID: 0000-0002-3573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
This article deals with the concept of “digital literacy “. A distinction is made between computer and digital literacy. Identifies the structural components of digital literacy.
Keywords: information; digital technology; digital literacy; computer literacy; digital competence; digital security; digital consumption of information technology.
Однако в настоящее время темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей. В связи с этим вопрос цифровой грамотности стоит весьма остро.
Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Так как цифровые технологии становятся основными в обществе, то понимание цифровой компетенции расширились с технических аспектов к более широкому пониманию применения цифровых технологий – социальных, этических и экономических.
Понятие «цифровая грамотность» включает в себя три составляющие: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность.
К цифровым компетенциям относятся: владение технологиями поиска в Интернете, способность критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умения создавать мультимедийный контент для размещения в сети Интернет, готовность использовать мобильные средства коммуникаций, умения выполнять финансовые операции через Интернет, использовать онлайн-сервисы для получения услуг и товаров.
Цифровое потребление отражает уровень доступности различных цифровых технологий, как аппаратных, так и программных и уровень их использования: доступность широкополосного и мобильного Интернета, наличие цифровых устройств, количество в регионе интернет-СМИ, интернет-магазинов, уровень предоставления и использования государственных услуг в электронном виде.
К цифровой безопасности относятся владение навыками безопасной работы в сети как технического, так и социально-психологического характера: способность защитить свои персональные данные, обеспечить конфиденциальность и целостность информации, обезопасить ее от компьютерных вирусов, отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению, уровень культуры общения в социальных сетях, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети.
Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии
1. Ахметжанова Г. В. Система научного обеспечения дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. №1
.
2. Берман Н. Д. Формирование информационной компетентности студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Том 8. №2-2. С. 28-34. с!о1:10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34.
3. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), Москва. 2013. С. 68.
УДК 37.016:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2020.79.44.020
О. В. Елъцова1’2, М. В. Емельянова 1 К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
‘Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я, Яковлева, г. Чебоксары, Россия
2Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма, г. Надым, Россия
Аннотация. В настоящей статье автором рассматривается вопрос о цифровой грамотности. Изучаются роль цифровой грамотности в современном обществе, история возникновения понятия. Приводятся ведущие определения и подходы к структуре понятия «цифровая грамотность». Рассмотрены основные компоненты цифровой грамотности, определена необходимость формирования цифровой грамотности на всех уровнях образования. Сделан вывод о том, что цифровая грамотность – важнейший навык, необходимый для успеха в XXI веке, наравне с умениями критически мыслить, вести коммуникацию, сотрудничать, решать проблемы.
Ключевые слова: грамотность, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровое потребление, цифровая безопасность.
О. V. Eltsova1’2, M. V. Emelyanova1 ON THE CONCEPT OF DIGITAL LITERACY
‘/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2 Secondary School № 3 of Nadym, Nadym, Russia
Abstract. This article addresses the issue of digital literacy; considers the role of digital literacy in modern society, the origin of the concept; provides the key definitions and approaches to the structure of digital literacy. The article also considers the main components of digital literacy, determines the need to develop digital literacy at all the levels of education; concludes that digital literacy is the most important skill for being successful in the 21st century along with the ability of critical thinking, communication, cooperation and problem solving.
Keywords: literacy, digital literacy, digital competences, digital consumption, digital security.
Актуальность исследуемой проблемы. В современном обществе цифровая грамотность является одним из важных личностных образований человека. Цель статьи -проанализировать содержание и структуру понятия «цифровая грамотность», используемые в современных исследованиях.
Материал и методика исследований. В ходе исследования осуществлен анализ научной литературы, нормативных документов, педагогического опыта; применялись также такие методы, как сравнение, классификация, педагогическое наблюдение, обобщение, моделирование.
Результаты исследований и их обсуждение. Способность человека успешно заниматься той или иной практической деятельностью обозначают такими категориями, как «грамотность», «квалификация», «компетентность», «образованность». Каждая из этих категорий сейчас используется и на практике, и в теоретических исследованиях,
представляя собой грани указанной способности. Ключевой среди них является грамотность, так как она состоит из знаний, умений и навыков, заключающихся в способности оперировать знаковыми системами искусственных и естественных языков при восприятии и выполнении поставленных задач; это способность современного человека действовать в соответствии с объективной логикой окружающего предметного мира и достигать поставленных целей.
В рамках формирования информационного общества, доступного для всех, ЮНЕСКО в 2000 г. была учреждена программа «Информация для всех» (http://www.ifapcom.ru). Была установлена область деятельности программы, прежде всего связанная с использованием человеческих ресурсов и возможностей для современного информационного мира.
Итак, цифровая грамотность – это достаточно важное образование личности, она оказывает влияние на все области человеческой жизни и профессиональной деятельности.
Но что включает в себя это понятие в современном мире? Все исследователи говорят о том, что нельзя отождествлять обычную грамотность и цифровую. Цифровая грамотность позволяет человеку, обладающему ей, быть интеллектуально мобильным, взаимодействовать с людьми так, как это не может сделать человек, владеющий только традиционной грамотностью.
Впервые понятие «цифровая грамотность» ввел Пол Гилстер в 1997 году, который рассматривал ее как умение воспринимать предоставленную в широком круге источников и во множестве разнообразных форматов информацию, пользоваться ею с помощью компьютеров. По П. Гилстеру, в настоящее время работа в интернете с гипертекстом, который предлагает возможность быстрого перемещения от одного ресурса к другому, способствует возникновению новых шаблонов поведения, изменению образа действий человека при общении. Возникает сетевое мышление, основной характеристикой которого можно назвать высокую степень информационно-коммуникационной активности.
Г. У. Солдатовой предложена четырехкомпонентная структура цифровой компетентности, включающая в себя:
– умения и навыки;
– ответственность (в том числе безопасность).
На текущий момент едва ли можно назвать нашу страну лидером цифровизации: доступность интернета в России по сравнению с Европой до сих пор достаточно низкая -чуть более 70 % против 90 %; далеко не у всех есть кредитные карты, и не каждый россиянин в состоянии записаться к врачу через сайт «Госуслуги». Более того, согласно исследованию НАФИ, лишь 42 % россиян пользуются мобильным интернетом. Преимущества сервисов в оптимизированном цифровом формате не всегда донесены до потенциальных пользователей, что создает определенный мотивационный барьер.
В 2017 году на государственном уровне был поднят вопрос о том, что повышать степень осведомленности граждан о правилах безопасного пользования цифровыми технологиями необходимо уже на уровне начальной школы. Развитие цифровой экономики и связанные с этим задачи модернизации образовательных систем и проектов – один из национальных приоритетов, указанных в указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В Российской Федерации образовательные инициативы в сфере цифровой грамотности реализуются точечно на федеральном уровне, в том числе в рамках мероприятий «Университет 20.35». В регионах комплексные образовательные программы в сфере повышения цифровой грамотности детей и молодежи развиты недостаточно. Это повышает риски для учащихся и молодежи в их личностной и профессиональной деятельности в сфере информационных технологий (кибербезопасность, цифровая гигиена и медиапотребление, использование интернет-сервисов, в том числе финансовых и т. д.).
Под цифровым потреблением понимается использование услуг интернета для жизни и работы. Сюда входят: стационарный интернет, который есть сейчас почти в каждом доме; мобильный интернет; цифровые устройства, которыми люди начинают пользоваться иногда до того, как начинают говорить; интернет-СМИ, новости; социальные сети разных форматов; государственные услуги; облачные технологии для хранения и передачи данных.
Цифровыми компетенциями называют навыки эффективного пользования технологиями. К ним относятся поиск информации в разнообразных источниках, использование цифровых устройств и функционала социальных сетей, покупки в интернете, совершение финансовых операций с использованием технологий, производство медийного контента, синхронизация устройств, критическое восприятие информации.
Цифровая безопасность обозначает в рамках цифровой грамотности такие основы сетевой безопасности, которые включают в себя защиту персональных данных, формирование надежных паролей, обращение только к легальному контенту, сетевой этикет, репутацию в Сети, создание резервных копий информации, хранение.
Прошло не так много лет, но понятие цифровой грамотности, которое ранее отождествлялось только с умением человека использовать компьютер, теперь воспринимается как весьма серьезный инструмент информационной деятельности и рассматривается наряду с другими понятиями, связанными с технологической грамотностью, такими как компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность. Информационное общество нацелено на потребителя электронных услуг, и цифровая грамотность содействует обретению гражданами важных жизненных навыков. Цифровая грамотность является катализатором развития современного человека.
Компонент Знания Навыки Установки в отношении
Информационная грамотность Отличительные черты информации и различные источники информации Поиск соответствующей запросу информации и ее сопоставление Польза и вред информации
Компьютерная грамотность Устройство компьютера, его функции Использование компьютера и аналогичных устройств Роль компьютера в ежедневной жизни
Медиаграмотность Медиа-контент и его источники Поиск новостей и проверка их достоверности Достоверность информации, сообщаемой через СМИ
Коммуникативная грамотность Специфика диалога при цифровой коммуникации Использование современных средств коммуникации Сетевой этикет
Технологические инновации Современные технологические тенденции Работа с гаджетами и приложениями Польза технологических инноваций
Предлагаем использовать следующее определение: цифровая грамотность – знания, умения и мотивация в области разработки, безопасного и эффективного использования и применения цифровой информации и ресурсов. Цифровая грамотность предусматривает овладение знаниями, закрепление, освоение и эффективное использование навыков и умений.
Рассмотрим компоненты цифровой грамотности:
Когнитивный компонент структуры цифровой грамотности характеризуется системой знаний прикладного характера, являющихся ядром цифровой грамотности.
Деятельностный компонент содержит умения, навыки эффективного осуществления базовых операций самостоятельной работы с цифровыми ресурсами, а также способы планирования и деятельности по решению задач с использованием цифровых данных и ресурсов.
Нацеленность на создание сознательной потребности человека в компетентном использовании цифровой среды характеризует мотивационную составляющую цифровой грамотности.
В понятии «цифровая грамотность» выделяются шесть главных умений:
– найти нужную информацию в интернете и быть в состоянии оценить ее достоверность и качество;
– произвести анализ проблемы и подобрать те цифровые инструменты, которые смогут найти ее решение;
– непрерывно обучаться в течение всей жизни, используя доступность информации;
– оценивать постоянно меняющиеся технологические инструменты и выбирать их них наиболее подходящие для решения конкретной проблемы;
– обучаться и перестраиваться, чтобы успешно работать с постоянно обновляющимися цифровыми инструментами;
Учитывая современный уровень использования технологий, а также благоприятные условия для развития грамотного общества, мы считаем, что цифровую грамотность и детей, и молодежи необходимо повышать. Сложность современного информационного мира в том, что доступность технологий и умение искать нужную информацию не обеспечивают наличия у молодежи навыков, необходимых для успешного существования в цифровом обществе. Уверенно пользующиеся технологиями дети и молодые люди часто переоценивают свои умения. Им не хватает знаний для эффективного использования технологий, критической оценки своих умений, они не могут избежать риска и подвергают себя опасности. Формирование и развитие цифровой грамотности должно давать молодым людям навыки не только необходимые, но и востребованные.
Использование цифровых образовательных ресурсов может стать эффективным инструментом обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе.
Специально разработанные программы и мероприятия для детей и подростков по формированию и развитию цифровой грамотности необходимы. Благодаря им подрас-
тающее поколение сможет научиться безопасно, разумно, ответственно и эффективно пользоваться доступными цифровыми и интернет-ресурсами, критически осмысляя происходящее. Вместе с тем молодым людям необходимо овладевать навыками, необходимыми для успешной жизни в XXI веке. Цифровая грамотность сегодня – это, разумеется, ответственность не только образовательных организаций. Семья, общество, библиотека, бизнес также должны сыграть свою роль.
Цифровая грамотность является важнейшим навыком, который в условиях XXI века необходим для успешности ничуть не меньше, чем умение критически мыслить, а также умение решать проблемы, сотрудничать и общаться друг с другом. Некоторые исследователи называют цифровую грамотность столь же важной, как умение читать и писать, давая ей название «четвертой грамотности». Большое значение имеет повышение цифровой грамотности как отдельного гражданина, так и населения всей страны в целом. Если говорить об уровне цифровой грамотности отдельного человека, мы считаем, что от способности человека находить необходимую информацию в условиях огромных объемов данных, передавать ее, использовать возможности, открывающиеся с появлением цифровых ресурсов, напрямую зависит, сможет ли он адаптироваться к требованиям современности. Человек, обладающий цифровой грамотностью, может отбирать нужную ему информацию из огромных потоков данных в интернете, он понимает, как устроен виртуальный мир, и способен быть в цифровой среде в безопасности. Если говорить о населении России, то общий уровень цифровой грамотности складывается из уровней цифровой грамотности каждого гражданина. А это, в свою очередь, влияет на культурный уровень населения, на то, способен ли человек в эпоху цифровой экономики внести свой вклад для выведения страны на передовые позиции в сфере инноваций. Поэтому мы считаем, что программы развития цифровой грамотности должны внедряться уже в школьное образование.
Резюме. Цифровая грамотность учащегося – личностное образование субъекта, включающее следующие компоненты: систему знаний, умений и навыков в сфере использования цифровых ресурсов и цифровой информации, положительную мотивацию к цифровой активности, положительный опыт работы в Сети; позволяющие находить, оценивать, использовать, распространять и создавать контент при помощи современных информационных технологий. Рекомендуемое включение в школьное образование программ развития цифровой грамотности позволит детям и молодежи осознанно выбирать релевантную информацию из большого потока, понимать, как работает виртуальный мир, и не подвергать себя опасности в цифровой среде.
2. Гендина И. И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта : по материалам докладов // Школьная библиотека. – 2009. – № 9-10. – С. 28-39.
3. Давыдов С. Т., Логунова О. С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4M). -2015. -№41. – С. 120-141.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Б. Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013.-320 с.
9. Цифровая компетентность подростков и родителей : результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. – М. : ФондРазвития Интернет, 2013. – 144 с.
ХО. Хуатэн Ма. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 250 с.
Статья поступила в редакцию 25.10.2019
2. Gendina N. I. Informacionnaya gramotnost’ v kontekste drugih vidov gramotnosti: dajdzhest zarabezhnogo opyta : po materialam dokladov // Shkol’naya biblioteka. – 2009. – № 9-10. – S. 28-39.
3. Davydov S. G., Logimova O. S. Proekt «Indeks cifrovoj gramotnosti»: metodicheskie eksperimenty // Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M). -2015. – № 41. – S. 120-141.
4. Informacionnve i kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii / pod red. B. Dendeva. – M. : НТО YuNESKO, 2013, – 320 s.
9. Cifrovaya kompetentnost’ podrostkov i roditelej : rezul’taty vserossijskogo issledovaniya / G. U. Soldatova, T. A. Nestik, E.-1. Rasskazova, E.-Yu. Zotova. – M. : Fond Razvitiya Internet, 2013. – 144 s.
10. Huaten Ma. Cifrovaya transformaciya Kitaya. Opyt preobrazovaniya infrastruktury nacional’noj ekonomiki. – M. : Al’pina Pablisher, 2019. -250 s.
The article was contributed on October 25, 2019
Сведения об авторах
Навыки цифровой компетенции
Итак, с какими рисками можно столкнуться в информационном пространстве, и какие навыки использовать для защиты своей безопасности? Специалисты выделяют четыре основных направления цифровой грамотности:
Информационная безопасность
Это, прежде всего, умение проверять информацию на достоверность, а также навык противостояния клиповому мышлению. Все чаще можно услышать такое понятие как «информационная диета». Под ним подразумевается способность человека избегать информации, не несущей в себе никакой смысловой нагрузки.
Коммуникативная безопасность
Это своеобразный имидж каждого пользователя интернета. По нашей активности в социальных сетях, публикуемых фотографиях и видео, кликов на страницах различных сайтов формируется так называемый цифровой слепок. С помощью специальной программы эти данные анализируются, создавая информационный портрет пользователя.
Техническая безопасность
В этом случае речь идет непосредственно об устройстве, с использованием которого осуществляется выход в интернет. Это может быть смартфон, компьютер, ноутбук или планшет. В зависимости от того, какая степень защиты обеспечена хранящимся на устройстве личным данным, можно говорить о наличии рисков ее попадания в чужие руки. А потому уметь пользоваться гаджетами правильно очень необходимо.
Потребительская безопасность
Действия, привычные для нас в реальной жизни, постепенно завоевывают кибернетическое пространство. Через интернет мы оплачиваем счета, делаем покупки, общаемся, играем в игры, работаем и т.п. Но всегда нужно помнить о том, что это все же виртуальный мир, а потому его правила и законы могут отличаться от реально существующих.
Как оценить свой уровень цифровой грамотности
Вы можете назвать уровень своей цифровой грамотности высоким, если вы:
Что такое контент? Это информация любого рода, которую мы можем создать и транслировать с использованием цифровых технологий. Сюда относятся электронные письма, посты в социальных сетях, статьи на сайтах, видео ролики, выкладываемые пользователями интернета.
Очевидно, что влияние современных технологий находит отражение во всех сферах. В частности развитие цифровой экономики привело к появлению новых требований к соискателям на рынке труда:
Поэтому получение новых знаний в цифровых областях является необходимой и очень важной задачей каждого человека.
В 80 % случаях одним из основных условий предлагаемой вакансии является уверенное владение соискателем компьютером. Приход пандемии значительно ужесточил эти требования, потому как в своем большинстве люди вынуждены были переходить на удаленную работу с использованием как раз таки цифровых технологий.
В течение последних пяти лет наблюдалось значительное повышение требований к уровню пользователей ПК. На сегодня 90 % должностей предполагают знание определенных компьютерных программ, базового языка программирования, навыки обработки информации с использованием новых программных разработок и технологий. И такая тенденция роста требований в сфере цифровой грамотности сохраняется до сих пор.
Все навыки работы с цифровыми устройствами можно разделить на две категории:
Как повысить уровень цифровой грамотности
Для начала – тщательно изучать имеющуюся информацию. Обязательно посещать раздел FAQ различных сервисов, знакомится с тематическими статьями или даже пройти специальное обучение цифровой грамотности и безопасности в сети. Внимательно следите за новостями о случаях мошенничества в интернете, не доверяйте непроверенным источникам информации, не совершайте тех действий, в результате которых вы не уверены.
Подумайте, что вам уже известно, какими умениями обладаете? Навыки работы с какими программами имеете? Это и есть ваша точка отсчета на пути к дальнейшему развитию.
Выберите направления в сетевом пространстве, которые могут быть вам интересны. Возможно, вы хотите научиться создавать сайты или реализовать себя в качестве графического редактора? Умеете писать полезные и интересные программы? Выбрав приоритет в своих предпочтениях, продолжайте следовать к этой цели.
Теории недостаточно. Без практики цифровой грамотности достичь невозможно. Только путем последовательных действий можно действительно приобрести необходимые навыки.
И в заключение стоит сказать, что в одиночку добиться успехов в этой области очень трудно. Налаживание контактов с людьми, общение с ними не только помогает реализовать свои стремления в выбранной цифровой сфере, но еще может стать очень приятным, интересным и выгодным.
Зачем развивать цифровую грамотность
Цифровая грамотность — это оптимизация всех аспектов вашей жизни. Даже ежедневная рутина становится проще, если вы уверенно себя чувствуете в цифровом пространстве. Например, покупка продуктов менее энергозатратна, если вы пользуетесь сервисами доставки вместо того, чтобы часами ходить между полками в магазине.
Эти улучшения затрагивают и более обширные области:
Образование. Если вы проходите программу в вузе, хотите повысить свою квалификацию или просто любите учиться новому и «коллекционировать» знания, вам понадобятся все три группы цифровых навыков.
Работа. Здесь такая же ситуация, что и с образованием. Только кроме базовых навыков вроде оформления презентации или работы с большими объемами информации, нужны более продвинутые. Какие именно, зависит от вашей профессии. Копирайтерам неплохо бы знать основы SEO. Фотографам, дизайнерам, художникам — создать и вести сайт-портфолио и изучить SMM-продвижение. Офисным работникам и фрилансерам — уметь пользоваться таск-трекерами, например trello, notion или jiro.