ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ

ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ

Анализ современных исследований в области цифровизации образования

показывает, что этап цифровизации идет следующим после компьютеризации

В нашей стране уже успешно завершился этап формирования и

совершенствования инфраструктуры и цифровизация современного

образования, прежде всего, должна осуществляться через мотивацию и

подготовку учителей к эффективному её использованию. Компьютеры,

поступившие в школы, стали катализаторами инновационных процессов в

образовании и широко применялись для преподавания, обучения, получения

доступа к данным, управления и коммуникационного взаимодействия школ.

Оценка результатов образования почти всегда связана с видами

образовательной деятельности, основанными на применении ИКТ, а методика

обучения с использованием ИКТ получает все большее распространение.

Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) —

одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается

созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-

технологий с 1996 года, проводит всероссийское исследование, которое

позволит оценить уровень знаний россиян о современных технологиях и

электронных услугах (сайт доступа — Индекс цифровой грамотности). В

основу положены следующие основные понятия: цифровая грамотность,

рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью:

компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит

катализатором развития, потому что содействует самообразованию и

приобретению других важных жизненных навыков гражданина

информационного общества, потребителя электронных услуг.

Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и

специальные технические навыки в области компьютеров.

ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как

набор пользовательских навыков для использования сервисов и

культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и

распределяются через Интернет, и информационную составляющую,

которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного

на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать,

выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе

международного опыта сформулировала «индикаторы развития

информационного общества», определяя цифровую грамотность как

важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых

индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области

образования в условиях формирования информационного общества. Многие из

них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ,

гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в

непрерывном обучении на протяжении жизни.

Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует

непрерывного развития цифровой грамотности граждан.

Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на

все области современной жизни и профессиональной деятельности.

Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного

общества центральную роль играет именно цифровая грамотность. В прошлом

веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к

построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры

заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач,

но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд.

Современные организации и компании столкнулись с проблемой

реструктуризации рабочего процесса, что означает появление

распределенных организационных структур, децентрализацию процесса

принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий

график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом.

Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и

деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой

организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена

информацией и компьютерного моделирования производственных процессов.

Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а

доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает.

Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников

способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно

использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде,

использовать информационные технологии и производить новые знания.

Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования

становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех

уровнях образования, а это требует профессионального развития

преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в

системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия

решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию

интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную

образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами

на основе использования ИКТ.

Цифровая грамотность и базовые компетенции

Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами

образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно

быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая

грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других

базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем

национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых

технологий на общие измеряемые результаты обучения.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся

легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз

данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с

традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой

грамотности является и управленческая информация, предоставляемая

учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн

сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны,

интегрированная и оценочная информация становится частью навыков,

осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке

информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для

будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ –

доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный

обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети,

поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и

досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями,

следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная

грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление

Доступ к информации определяется как идентификация информационных

источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что

является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда

значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако

поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по

управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно

применить существующие традиционные организационные или

классификационные схемы для оценки содержания источника. Например,

книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство

веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением,

Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности,

актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет

здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время

создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие

навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в

результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление

информацией стало насущной частью программ формирования цифровой

грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и

обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В

случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и

репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая

трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять

противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников.

Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую

разные типы данных должны обрабатываться одновременно.

Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и

вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты,

таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием

ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте

особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.

Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов

грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации

путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения

или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой

грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков,

способных поддерживать процесс творчества. И КТ стимулируют

формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.

Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных

видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. И КТ

обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее

презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые

прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать

другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал

коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве

Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку,

работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и

интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными

компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в

цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно

использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной

грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая

грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в

области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны

следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность

преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать

ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной

деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.

Оценка уровня цифровой грамотности

Наиболее распространенным инструментом для оценки цифровой

грамотности является электронное или цифровое портфолио – собрание

электронных свидетельств, собранных и определяемых пользователем,

обычно с использованием Web.

Каждое электронное свидетельство может включать электронный текст,

файлы с изображениями, мультимедиа, данные из блогов и гиперссылки.

Электронные портфолио одновременно являются демонстрацией умений

пользователя и платформой для самовыражения, а также, если они размещены в

Интернете, ими можно динамично управлять на протяжении необходимого

времени. Некоторые электронные портфолио имеют установки, позволяющие

варьировать степень доступа аудитории, так что их можно использовать для

Вот три основных типа электронных портфолио, хотя о них можно

говорить и в других контекстах:

направленное на развитие (например, рабочее);

рефлексивное (например, учебное);

презентационное (например, пакет образцов работы).

Портфолио, направленное на развитие, – это регистрация того, что автор

сделал за определенный период времени, оно может быть структурировано в

связи с результатами пользователя. Рефлексивное портфолио включает личные

размышления по поводу контента и оценки того, что он означает для развития

владельца портфолио. Презентационное портфолио показывает достижения

владельца в плане конкретной работы или в отношении поставленных целей,

следовательно, оно составлено избирательно. Когда оно используется для

заявки на получение работы, его можно назвать «карьерным портфолио». Три

основных типа могут соединяться для достижения определенных учебных,

личных или деловых целей; владелец электронного портфолио обычно сам

определяет уровень доступа к нему.

1. Тимофеева Н. М. Цифровая грамотность как компонент жизненных

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Электронный

ресурс. Доступ: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

3. Кучмаева О. В., Ростовская Т. К., Рязанцев С. В. Вызовы цифрового

будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и

демографическая ситуация в 2017–2018 годах. М.: ИСПИ РАН, 2018.

4. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной

грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества

(МЦБС), Москва. 2013. С. 68.

5. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности.

Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87-98.

6. Давыдов С. Г., Логунова О. С. Проект “Индекс цифровой грамотности”:

методические эксперименты. Журнал «Социология: методология, методы,

математическое моделирование». 2015. № 41. С. 120-141.

7. Давыдов С. Г., Логунова О. С., Шариков А. В. Цифровая грамотность

российских регионов: индустриальный взгляд. X VII Апрельская

международная научная конференция по проблемам развития экономики и

общества: в 4 кн. Кн. 3. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 238-246.

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков.  Уровни  цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков.   включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:

1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.

2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.

Можно сказать, что информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:

· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

· найти информацию, соответствующую данной теме;

· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

· сформировать собственное отношение к этой информации;

· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.

Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому  мы можем взять их  в качестве показателей.  При этом у каждого из этих показателей можно  выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.

Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности :

1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.

2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.

3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны . Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.

Использование ИТ в техническом направлении:

Использованием ИТ в технической направленности  в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся  в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop,  Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).

Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые,  на первый взгляд далеки от техники и науки.

Использование ИТ в художественном направлении:

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как  Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок,  SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.

Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:

В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот  некоторые примеры:

— текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

—  использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать  технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.

—  использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.

—  использование  видеозаписей игр для анализа.

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:

Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это  создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе — практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.

Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:

В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе,  онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению;  это ПДД в режиме реального времени;  это различного вида тесты; это просмотр различного вида  фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.

Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса  обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности – это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов( в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.

Говоря об ИКТ–компетентности, следует определять два понятия: это ИКТ–грамотность и ИКТ–компетентность. ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникаций для доступа к информации и управление ею. ИКТ-компетентность – это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. Конечным результатом обучения ИКТ-грамотности должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач.

На уроках ученики овладевают отдельными приёмами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Поэтому большое внимание я уделяю тому, чтобы полученные на уроках информатики знания мои ученики использовали в практической, проектной и иной деятельности. Приведу некоторые примеры трансформации ИКТ-грамотности в ИКТ-компетентность.

Тема «Электронные таблицы»
ИКТ–грамотность.
Знакомство с прикладными программами, предназначенными для проведения табличных расчетов, построения графиков и диаграмм.
ИКТ–компетентность:
Пример 1. Задание для учащихся на уроке: создайте таблицу “Крупные реки России”.
Используя программу поиска, учащиеся должны найти сайты со статьями по этой тематике и, проанализировав информацию, заполнить таблицу 1:
Таблица 1.
Название
реки Местонахождение Длина
(км) Площадь
бассейна
(тыс. км²) Источник питания

Можно также предложить добавить дополнительные параметры для сравнения рек, определить самую длинную и самую короткую реку, подсчитать суммарную площадь бассейнов рек, среднюю протяженность рек, построить диаграммы, графики и т.п., используя электронные таблицы.

Составление и заполнение электронных таблиц является одним из навыков ИКТ-компетентности, т.к. они помогает выделить главное и детализировать информацию, выявить взаимосвязи в предмете изучения, помогают выразить информацию в сжатой форме (это особенно важно так как поток информации очень велик), развивают творческие способности через язык графики.

Пример 2. Использование полученных знаний во внеурочной деятельности. В гимназии проводилась исследовательская работа «Влияние коммуникационных технологий на психику учащихся МОУ ОГ №6». Результаты исследовательской деятельности были представлены на научно-практической конференции в виде разнообразных диаграмм.

Тема «Системы управления базами данных»
ИКТ–грамотность.
На уроках мы знакомились с прикладными программами, предназначенными для организации и ведения базы данных.
ИКТ–компетентность. Знания, полученные на уроке, ученик применил для написания исследовательской работы «Базы знаний – применение в учебном процессе», цель которой – изучение искусственного интеллекта на основе создания обучающей базы знаний о свойствах металлов по химии.

Тема «Компьютерная презентация»
ИКТ–грамотность.
Учащиеся получают представление о мультимедиа, познакомятся с программой для создания мультимедийных презентаций, с требованиями, предъявляемыми к презентации.
ИКТ – компетентность. Следует помнить, что создание презентаций – важный и необходимый вид деятельности учащихся. Для подготовки презентации ученик должен провести серьёзную исследовательскую работу, использовать большое количество разнообразных источников информации, самостоятельно продумать сюжет, подобрать картинки, фотографии из сети Интернет.

Учащиеся разрабатывают презентации на заданную учителем тематику, или сопровождают выступление на научно-практической конференции.

Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

Тема «Текстовый процессор»
ИКТ–грамотность.
Знакомство с программным обеспечением для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов, а также для выполнения операций над текстовой и графической информацией.
ИКТ–компетентность.
Ребята, проанализировав информацию из различных источников (энциклопедии, Интернет, учебники и т.д.), составляют доклад на предложенную учителем тему, а также применяют знания для оформления материалов, с которыми выступают на научно-практических конференциях.

Тема «Графический редактор»
ИКТ–грамотность
Учащиеся знакомятся с ПО для создания, редактирования, сохранения и вывода рисунков на печать.
ИКТ–компетентность.
Эти знания учащиеся применяют для разработки плакатов по школьным предметам, стенгазет, для выпуска школьной газеты «МиГ».

Данный вид деятельности развивает творческие и коммуникативные способности учащихся, логическое мышление, совершенствует навыки сотрудничества с младшими школьниками, одноклассниками и взрослыми людьми, формирует активную жизненную позицию.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те навыки, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Следует помнить, что формирование ИКТ–грамотности идет на уроках информатики, но формировать ИКТ–компетентность можно на всех школьных уроках.

Список использованной литературы
1. Бурмакина В. Ф. , Фалина И. Н. , Как подготовиться к тестированию по проверке ИКТ – компетентности школьников. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2007, -60с.
2. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ–компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.

Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *