Последнее обновление 10 марта 2023
Умный счётчик электроэнергии
Современные умные устройства предназначены для облегчения жизни людей. Умный счетчик электроэнергии позволяет автоматически снимать и передавать их дистанционно, благодаря чему владельцы квартир могут удаленно оплачивать коммунальные услуги. Такие счетчики отлично впишутся в систему “Умный Дом”.
Умный или дистанционный счетчик электроэнергии – это устройство, которое передает показания о потреблении электричества в информационные сети через интернет без участия человека. Классический счетчик только выводит расход на индикатор.
Конструкция умного счетчика включает следующие элементы, находящиеся внутри корпуса:
С точки зрения конструктивных особенностей умный счетчик почти не отличается от обычного. Основная разница – наличие микроконтроллера, который передает данные на сервер.
Основная деталь умного счетчика – это контроллер. Он преобразует сигнал, обрабатывает и передает данные, а также управляет интерфейсом. Микроконтроллер может быть оснащен дополнительными функциями:
Количество дополнительных опций и их характер зависят от установленного программного обеспечения.
Особенности системы контроля и передачи данных
Автоматизированная система учета (контроля) собирает данные о всех потоках электроэнергии и анализирует полученную информацию. После анализа создается подробный отчет о расходе электричества в доме или квартире. Также умная система способна прогнозировать энергопотребление в следующем периоде, на основании чего можно выбрать оптимальный тариф.
Система передачи данных должна работать стабильно и без задержек. Для этого нужно заранее позаботиться о монтаже качественного оборудования и загрузить данные в специальные блоки. После этого формируется центр обработки информации и устройство комплектуется нужным оборудованием. Современные счетчики имеют встроенный интерфейс, позволяющий сразу подключиться к автоматизированной системе учета данных.
Как работает умный счётчик электроэнергии?
Основная задача счетчика – сбор, передача, анализ и хранение данных о количестве потребляемой электроэнергии. Оптимальная частота отправки информации составляет один раз в 60 минут. Способ передачи полученного расхода энергии зависит от типа установленного контроллера.
Самый бюджетный вид – беспроводной микроконтроллер. Он может передавать информацию следующими способами:
GPRS – Устройство подключается через обычную сим-карту. Информация поступает на серверы по сотовой связи. К недостаткам способа можно отнести необходимость периодического пополнения карты.
LRWAN – Информация передается благодаря специальным вышкам. Их основная задача – связь микроконтроллера и сервера.
Wi-Fi – Совмещает преимущества двух предыдущих методов. Отличается низким энергопотреблением.
Первый способ подходит для установки в многоквартирном доме или на производствах. Для загородных участков более целесообразен второй способ.
После сбора информации сведения обрабатываются модулем учета и передаются на сервер. Затем происходит этап архивации и анализа полученных данных.
Функционал умных электросчетчиков
Умный счетчик способен выполнять сразу несколько функций:
Вся информация о состоянии сети хранится в системе в течение 3,5 лет. В случае поломки оборудования из-за неисправности сети и изменения в результате этого счетов за электричество абонент сможет подтвердить причину в суде.
Существуют модели умных счетчиков, способные распознавать попытку незаконного подключения третьих лиц к распределительной сети.
Преимущества и недостатки перехода на умные счётчики
Удобство и экономия времени. Все данные онлайн отправляются в энергосбытовую организацию. Пользователю не нужно запоминать, когда были сняты показания.
Возможность получения информации о расходах в личном кабинете на сайте или в приложении.
Высокая точность. Автоматическая передача данных исключает возможность отправки неверного результата или несанкционированного вмешательства в работу устройства.
Возможность снятия показаний в любом удобном режиме.
Безопасность. Клиент может отключить электроприборы со смартфона или компьютера, если они остались включенными.
Уменьшение счетов за коммунальные услуги. Потери энергоресурсов сводятся к минимуму, а процесс расходов прозрачен.
Возможность перехода на более выгодную многотарифную систему оплаты.
Необходимость стабильного покрытия интернета. В ином случае возможны сбои в работе и риск несвоевременной передачи информации.
Высокая стоимость самого оборудования. Положительный результат установки умного устройства нужно оценивать в перспективе.
Риск перехвата информации мошенниками. Они могут увидеть время меньшего потребления энергии и вычислить, когда дома никого нет.
Стоит отметить, что благодаря умным счетчикам компании, занимающиеся сбытом энергии, могут удаленно отключать абонента от сети в случае неуплаты счетов.
Установка умных счетчиков
Старый счётчик / Умный счётчик
С 1.07.2020 во всех регионах РФ происходит построение интеллектуальной системы учета коммунальных услуг. Классические счетчики по мерк истечения их срока годности или выхода из строя меняются на дистанционные согласно федеральному закону 522-ФЗ.
Если собственник квартиры решил поставить счетчик до выхода из строя старого, ему нужно подать заявку на установку и пломбировку в организацию по сбыту энергии в его регионе. Узнать ее контакты можно в квитанции об оплате и в офисе управляющей компании.
После рассмотрения заявки абоненту будет передана информация по установке оборудования. Хозяин покупает счетчик, оплачивает его установку и демонтаж старого прибора. Заниматься установкой оборудования самостоятельно запрещено: это делают представители компании-поставщика.
Стоимость умных счетчиков
На стоимость дистанционных приборов учета оказывают влияние два важных фактора: это цена самого счетчика и цена контроллера, который отвечает за сбор и отправку данных на сервер. Цена счетчика зависит от класса точности, типа напряжения и бренда, выпускающего оборудование.
Рекомендации по выбору
Основными критериями при выборе дистанционного счетчика электроэнергии являются:
Яковлев Алексей Сергеевич
Электрик с 20 летним стажем и богатым опытом
Если умный счетчик размещается на улице, то согласно требованиям ПУЭ он должен обязательно утепляться.
Современные модели для установки на столбах способны работать при отрицательных температурах, осадках и других неблагоприятных условиях окружающей среды. В случае установки счетчика на небольшой высоте, требуется сделать небольшое окно. Остальные модели требуют свободного пространства, где будет размещен модем.
Потребление энергии и размеры строения влияют на число фаз. Если дом небольшой, достаточно 1 фазы для построек высотой свыше трех этажей – 3 фазы. Они должны подключаться в общую сеть для равномерности распределения нагрузки.
Способ крепления и дата последней проверки прибора уточняются перед его монтажом. Обычно счетчики крепятся при помощи DIN-рейки. Дата последней проверки для однофазной модели – не более двух лет назад, для трехфазной – не более года.
Ведущие производители и популярные модели
Приборы учета устанавливаются на несколько лет, поэтому нужно приобретать только качественное и проверенное оборудование. Из популярных российских изготовителей можно выделить Инотекс, Энергомера и Тайпит.
Компания Инотекс− известный российский бренд с 15-летней историей. Производит электронные приборы учета электроэнергии, которые занимают лидирующее место по продажам на территории РФ. Пример – дистанционные счетчики Меркурий.
Энергомера является крупнейшим производителем счетчиков. На рынке электроприборов компания появилась в 2010 году.
Тайпит – компания из Санкт-Петербурга, основанная в 1999 году. Фирма занимается производством измерительной аппаратуры, в том числе электросчётчиков.
Счетчики электроэнергии с автоматической передачей показаний подойдут для:
Нева 103 1SO – для обычных квартир;
Меркурий 200.02 – для муниципальных помещений;rn
Энергомера СЕ300 R31 043-J – для небольшого жилого дома;
Меркурий 231 АТ-01 – оптимальный вариант для большого коттеджа.
Переход на умные счетчики стал обязательным для всех граждан с 2020 года. Подобный вид приборов контроля энергопотребления имеет ряд достоинств – это удобство сбора и передачи информации, высокая точность, контроль состояния сети, возможность уменьшения счетов за оплату. Но нужно выделить и недостатки, основным из которых является высокая стоимость оборудования. Также системы защиты данных еще недостаточно надежны, из-за чего есть риск перехвата информации мошенниками.
Кто оплачивает установку умных счетчиков?
Установкой и подключением в случае замены старого устройства на новое занимаются энергосбытовые компании региона. Расходы на замену и обслуживание будут включены в итоговый счет за электричество.
Можно ли отказаться от установки новых приборов?
Отказ возможен только в том случае, где отсутствует техническая возможность его использования (например населенные пункты только со спутниковой связью). В ином случае отказаться от установки нельзя.
Есть ли ответственность за отсутствие такого прибора?
На данный момент штрафов не предусмотрено, но в соответствии с Градостроительным кодексом существует обязательный набор документов, необходимых для ввода дома в эксплуатацию. Среди них — документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии.
Где можно купить умный счетчик?
Покупать оборудование рекомендуется в специализированных магазинах. В ином случае есть риск покупки поддельного устройства.
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков. включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:
1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
Можно сказать, что информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:
· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
· найти информацию, соответствующую данной теме;
· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
· сформировать собственное отношение к этой информации;
· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.
Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности :
1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.
2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.
3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны . Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.
Использование ИТ в техническом направлении:
Использованием ИТ в технической направленности в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).
Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.
Использование ИТ в художественном направлении:
Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.
На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.
Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:
В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:
— текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.
— использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.
— использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.
— использование видеозаписей игр для анализа.
ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:
Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе — практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.
Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:
В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.
Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности – это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов( в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.
Цифровая грамотность: учиться, чтобы учить
Горева Виктория Борисовна, старший методист СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества»
Цифровая грамотность — это грамотность XXI века, язык, на котором говорят все — и люди, и машины. В связи с развитием цифровой экономики возникает необходимость повышения цифровой грамотности как школьников, так и взрослых. В современном мире, в условиях развития цифровой экономики подход к образованию также должен измениться. Он должен стать доступен для всех граждан Российской Федерации.
«Важнейший вопрос — это готовность общества, граждан к повсеместному внедрению таких технологий. Нужно обеспечить широкое цифровое просвещение, запустить программы переобучения о цифровых технологиях», — заявил Президент РФ Владимир Путин на Совещании по развитию технологий в области искусственного интеллекта 30 мая 2019 года.
Развитие цифровой грамотности населения — одна из ключевых задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был утвержден по итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 9 февраля 2018 года.
Актуальность этой задачи сегодня поддержана не только государством, но и бизнесом — у многих компаний уже есть открытые программы развития цифровой грамотности — современные, дружественные для пользователей, регулярно обновляемые. В 2020 году обучение по таким программам пройдут 2 миллиона человек, а до конца 2024 года это число вырастет до 10 миллионов.
Работа по повышению цифровой грамотности, с одной стороны, важна как для работодателя — она поможет профориентации, появлению новых профессионалов, призванных развивать цифровые технологии и сервисы в компании. С другой стороны, будет расти профессионализм потребителей цифровых сервисов в понимании услуг дата-центров и облачных решений, информационной безопасности, больших данных и аналитики, биометрии, квантовых коммуникаций и многого другого.
Компании, которые входят в эту эпоху, должны заботиться не только о качестве выпускаемой продукции, но и о том, что их потребители будут готовы к ней, применять технологии и пользоваться различными цифровыми решениями. Главная задача — выстроить взаимодействие между гражданами и производителями сервисов, сделать их максимально доступными для каждого.
Готовность педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе
В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Определение ИКТ‑компетенций педагога включает как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).
В 2018 году Аналитический центр НАФИ от лица Российской Федерации вступил в работу межстрановой экспертной группы Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов. Итогом совместной работы экспертов стала Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu). В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков: «Профессиональные обязанности», «Цифровые ресурсы», «Преподавание и учеба», «Оценка учащихся», «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе», «Развитие цифровой компетенции учащихся».
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п. п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 года.
Коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. И КТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.
Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.
Понятие «цифровая грамотность» относится к таким категориям, которые находятся в постоянном движении. Это понятие меняется и расширяется, с тем чтобы включить в него новые виды практики и навыки, обеспечиваемые новыми цифровыми технологиями.
Одно из определений цифровой грамотности выглядит следующим образом: «Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета».
Однако в свете революции в социальных сетях, широкого распространения интернет-технологий, понимание цифровой грамотности быстро меняется. Что значит обладать цифровой грамотностью в современных условиях? Это, прежде всего, уметь:
Это актуальные требования сегодняшнего дня. Учитель может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или в недостаточной степени. Что из данных умений для него является более приоритетным. Наверняка через несколько лет приоритеты поменяются. Но в том и особенности современного учителя: учиться всю жизнь.
Правительство утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников. Помимо чисто бюрократических процедур вроде создания паспортов проектов, мониторингов и дорожных карт из документа можно узнать о планах государства в отношении повышения квалификации и аттестации педагогов.
Прежде всего, новая система аттестации заработает не ранее 2022/2023 учебном году. Только к 1 марта 2022 года должны быть, в соответствии с постановлением правительства, подготовлены предложения о модернизации системы с учетом результатов пилотной апробации. Апробация же пройдет в 2021-2022 годах. 1 июня нынешнего года должен появиться приказ «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который обобщит предложения по итогам общественного обсуждения. К 1 ноября запланированы разработка и согласование оценочных средств для проведения квалификационного экзамена. При этом предложения по квалификационным категориям должны, судя по документу, появиться к началу 2021 года.
Помимо уже начавшейся формироваться сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства Министерство просвещение создаст сеть симуляционных центров (виртуальных лабораторий), а на базе вузов – центры сопровождения педагогов. Кроме того, гранты будут выделены на обновление дополнительных профессиональных программ и повышение квалификации педагогических работников системы общего образования.
Онлайн-сервисы и платформы для бесплатного обучения цифровой грамотности
В конце декабря 2019 года Университет 20.35 и российские компании-лидеры цифровой экономики запустили образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф. Портал представляет собой библиотеку знаний по безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов.
На онлайн-сервисе представлены видеокурсы по самым важным цифровым компетенциям: большие данные, кибербезопасность, навыки программирования. На сайте размещены обучающие видеоролики и статьи о том, как настроить и пользоваться гаджетами, как не стать жертвой мошенников в интернете, как работать с приложениями банковских и других сервисов, что делать с компьютерными вирусами, как безопасно инвестировать накопления и почему важна цифровая гигиена. Платформа содержит ответы на вопросы как для начинающих, так и продвинутых пользователей.
Новый сервис позволит обучиться необходимым в повседневной жизни навыкам, поможет настроить и пользоваться гаджетами, покажет, как не стать жертвой мошенников в интернете, как работать с приложениями банковских и других сервисов, что делать с компьютерными вирусами, как безопасно инвестировать накопления.
Платформа предоставляет пользователям структурированную информацию в формате микрообучения и гарантирует экспертизу в вопросах цифровой грамотности со стороны компаний-разработчиков.
Выбрать дополнительную профессиональную программу учителям поможет единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования цифровой образовательной среды ДПО (dppo.edu.ru), разработанный под эгидой Минпросвещения России.
В нём представлены ресурсы, позволяющие педагогам ориентироваться в перечне образовательных программ, модули методической информации и каталог лучших электронных образовательных программ и ресурсов для организации обучения по программам ДПО.
Портал позволяет размещать информацию для педагогических работников, авторов и разработчиков программ ДПО, экспертов, преподавателей и администрации образовательных организаций ДПО.
Проект стартовал в декабре 2018 года по инициативе Минпросвещения России, Минкомсвязи и организации «Цифровая экономика». Серия необычных уроков информатики, рассчитанных на учеников с 1‑го по 11‑й класс, в игровой форме знакомит ребят с основами программирования и цифровыми технологиями. Кроме того, учебные материалы, разработанные ведущими ИТ-компаниями, помогают ученикам сориентироваться в престижных профессиях будущего. По данным Минпросвещения РФ, за год в акции приняли участие более 14 млн школьников из всех регионов страны.
31 октября 2019 года в Москве состоялась конференция «Урок цифры для учителей России», приуроченная к запуску нового сезона всероссийского проекта. Обучение по использованию современных цифровых технологий для популяризации уроков информатики прошли более 150 педагогов из 14 регионов страны.
В течение 2019-2020 учебного года планируется провести пять «Уроков цифры» для школьников. Первым стал ноябрьский урок по большим данным от Mail.ru Group. В нем приняли участие свыше 2,6 миллиона школьников, родителей и учителей. В декабре прошли занятия от фирмы «1С» на тему «Сети и облачные технологии». В феврале 2020 года запланирован урок «Персональные помощники» по материалам Яндекса. В марте 2020 года главным партнером урока на тему «Безопасность будущего» станет «Лаборатория Касперского». Завершится учебный цифровой год уроком «Искусственный интеллект и машинное обучение», подготовленным благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».
Программа развития педагогов, которая помогает учителям освоить навыки и практики преподавания, необходимые для обучения детей в современном мире. Материалы — это готовые практики, которые можно сразу применять на уроке. Все материалы «Я Учителя» бесплатные. Вебинары и онлайн-курсы от Яндекс. Учебник. Сегодня вопрос формирования информационных компетенций у детей как никогда становится актуальным. Чтобы ученики смогли ориентироваться в огромных массивах данных, важно заложить умение работать с информацией еще в начальной школе. Как научить детей работать с разными типами – вебинары от Яндекс. Учебник.
Курс для школьников 6—9 классов на платформе Stepik будет полезен и родителям, а также учителям, планирующим рассказывать в школе о безопасном использовании интернета, например, во время Всероссийского урока по безопасности в интернете, или проводить уроки финансовой грамотности. В курсе три раздела. Каждый раздел состоит из конспекта для самостоятельного изучения, видео-урока и теста, помогающего лучше усвоить изученный материал.
Cистема качественного обучения граждан старшего поколения и людей с ограниченными возможностями основам работы с компьютером и интернетом.
На сайте Единого урока информационной безопасности обучающиеся образовательных организаций в возрасте с 7 до 19 лет могут пройти тестирование, разделенное для трех возрастных категорий: младшая группа (6-11 лет), средняя (12-16 лет) и старшая (17-19 лет).
В каждом тесте представлены 20 вопросов, разработанные с учетом возрастной группы и включающие основные аспекты информационной безопасности: информационные, потребительские, технические и коммуникативные аспекты информационной безопасности. В конце теста обучающийся может узнать сразу результаты своего тестирования, а также получить бесплатный электронный документ об успешном прохождении контрольной работы и об участии в Едином уроке безопасности в сети «Интернет» в 2019 году со своими результатами.
Портал является проектом Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. Проект направлен на эффективную реализацию за счет использования информационных технологий письма заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгиной от 27 мая 2019 года N ТС-1314/04 “О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год”. На сайте обучающиеся в возрасте от 11 до 21 года могут пройти информационные викторины и дистанционные курсы в рамках тематических уроков и мероприятий Календаря.
«Нетология-групп» — крупнейшая компания в русскоязычном пространстве, специализирующаяся на онлайн-образовании полного цикла. Компания фрмирует эффективные, образовательные методики обучения; разрабатывает технологические платформы, инструменты и интерфейсы онлайн-образования для реализации методических разработок; привлекает лучших методистов и преподавателей для создания образовательного контента.
Уникальная авторская программа, созданная ведущими экспертами Московского педагогического государственного университета, педагогами-победителями всероссийских образовательных конкурсов и признанными лидерами ИТ-индустрии.
Всероссийский образовательный проект, который состоит из тестов, заданий и сценариев уроков, разработанных Яндексом в сотрудничестве с признанными экспертами. Используя эти материалы, можно провести увлекательное занятие в любой точке страны. Уроки посвящены четырем темам — кино, архитектуре, театру и музыке — и рассчитаны на разные возрастные группы.
Существуют игры, которые не только способствуют развитию межпредметных навыков, но и помогают в изучении истории и обществознания.
Этой игре уже 28 лет, но ее популярность не падает и сегодня. Civilization регулярно обновляется.
В Civilization с удовольствием играет уже не одно поколение школьников. Для того чтобы она приносила им не только удовольствие, но и пользу, учителю истории стоит вникнуть в суть игры и придумать особые домашние задания ученикам-геймерам: например, разработать и применить на высоком уровне сложности стратегию развития России, избегая войн и конфликтов с государствами-соседями.
Democracy 3 – полноценный симулятор, который помогает разобраться в закономерностях и тонкостях демократической системы, а также дает возможность не со страниц скучного учебника, а в игровых ситуациях получить представление о политических коммуникациях.
Игра помогает наглядно представить теоретические положения курса обществознания: как граждане влияют на действия власти, как взаимодействуют партии и благодаря каким действиям политические лидеры становятся любимцами народа.
Игры Democracy 3 и Civilization VI тренируют умение мыслить критически, просчитывать последствия тех или иных действий, выявлять причинно-следственные связи между событиями. Ну а кроме этого, учитель, владеющий геймерской терминологией и предлагающий изучать материалы урока с помощью компьютерных игр, обязательно завоюет дополнительный авторитет у школьников.
В 2009 году шведский программист Маркус Перссон в свободное от работы время создает игру. К концу 2011 года она уже становится культурным феноменом. Теперь это третья по популярности видеоигра в истории после Tetris и Wii Sports. В ней нет рейтинговых систем или финального босса, нет цели, которую создатели ставят перед игроками. Каждый преследует свою собственную. Minecraft — это своего рода цифровое лего, где все сделано из блоков, а единственное ограничение — воображение игрока.
В игру для образовательных учреждений добавили такие инструменты, как камера и портфолио. С их помощью ученики делают снимки, фиксируют прогресс. Нововведения для преподавателей создавались с учетом реального опыта учителей, которые использовали игру на своих уроках.
Сегодня преподаватели более 400 школ по всему миру используют Minecraft на своих занятиях. Школьники исследуют затонувшие корабли и пишут о них сочинения, изучают трехмерную систему координат, строят модели атомов и молекул, знакомятся с альтернативными источниками энергии. Благодаря своей гибкости игра легко подстраивается под разные дисциплины.
Источники и литература