Цель
Проект “Индекс цифровой грамотности граждан РФ” — это ежегодное комплексное всероссийское социологическое исследование уровня цифровой грамотности населения России. Согласно результатам 2016 г., Индекс цифровой грамотности граждан РФ составляет 5,42 (из 10,0) пунктов. В 2017 г. должна быть реализована третья волна исследования. Экспертными методами будет путем проведения всероссийского опроса населения измерен уровень использования интернет-услуг, а так же знание о них среди населения страны.
Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Данный социальный феномен включает 3 аспекта: цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.
Цифровое потребление — знание и использование интернет-услуг для работы и жизни.
Цифровые компетенции — навыки эффективного пользования технологиями
Цифровая безопасность — основы безопасности в интернет-пространстве и при пользовании цифровыми технологиями.
В текущем году планируется оценить динамику основных показателей исследования за три года проведения исследования (2015-2017 гг.), а также обновить методологию исследования за счет расширения перечня индикаторов в соответствии с последними тенденциями ИТ-отрасли. Также методология должна включить не только измерения по федеральным округам, но и по 10 регионам РФ.
В рамках реализации гранта также планируется обновление сайта проекта: http://цифроваяграмотность.рф/ за счет создания разделов, посвященных результатам исследования 2017 года.
Статус проекта: проект не получил поддержку
Индекс цифровой грамотности граждан РФ
Результаты 2017 года продемонстрировали неуклонный рост большинства измеряемых показателей. Индекс цифровой грамотности по России в целом вырос на 5,7% и на данный момент составляет 5,99 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 4,17 до 6,41 пт. между федеральными округами. Особый рост продемонстрировал субиндекс цифровых компетенций, достигший в 2017 г. отметки в 6,84 пт.
На протяжении трех лет показателю цифровых компетенций уделялось особое внимание, поскольку для получения от интернета и цифровых технологий максимума пользы гражданам необходимы именно высокоразвитые цифровые компетенции – способность уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять технологии в разных сферах жизни.
В первой и второй волне исследования цифровые компетенции с незначительным отрывом занимали лишь третье место. В связи с этим, РОЦИТ инициировал совместную работу государства, бизнеса и общественных организаций по просвещению населения за счет создания специализированных курсов, проведения очных единоразовых уроков для всех групп населения, выпуска просветительских брошюр, инфографик и реализации интернет-проектов.
По его словам, наблюдается тенденция роста практически всех компетенций – от проведения финансовых операций через интернет до производства мультимедийного контента. Ключевыми в 2017 году выступили компетенции в области поиска информации в интернете, проведения финансовых операций онлайн и потребления товаров и услуг в интернете. Самыми популярными финансовыми операциями, проводимыми через интернет, остались использование мобильного банка и покупка товаров или услуг в российских интернет-магазинах. Однако их значения выросли, приблизившись в максимальным.
Ключевые тренды цифровой грамотности 2017 года:
Напоминаем, всероссийское исследование “Индекс цифровой грамотности граждан РФ” – проект Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ), направленный на измерение уровня знаний и умений населения, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Партнеры исследования в 2017 году: Ростелеком (генеральный партнер), Координационный центр доменов . RU и . РФ (отраслевой партнер), РАЭК (отраслевой партнер), МГТС (партнер), ВЦИОМ (исследовательский партнер), НИУ ВШЭ (исследовательский партнер), TNS (исследовательский партнер).
В 2018 году РОЦИТ в партнерстве с исследовательской группой ЦИРКОН провел четвертую волну ежегодного всероссийского исследования “Индекс цифровой грамотности граждан РФ”, по результатам которого среднее значение Индекса составило 4,52 пункта, что на 14,7% меньше в сравнении с прошлым годом (5,99 пт.) и на 2,7% меньше, чем в начале измерений в 2015 году (4,79 пт.).
Такое резкое падение среднего значения объясняется в первую очередь увеличением диспропорций между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности россиян. Если в 2015 и 2016 году цифровые компетенции граждан были их главной уязвимостью, то в 2017 и 2018 годах они вышли на первое место по значению. При этом, по сравнению с прошлыми годами в знаниях и навыках россиян значительно увеличился разрыв между цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью.
Среди ключевых тенденций развития цифровой грамотности в 2018 году: развитие инфраструктуры и вовлеченности россиян в информационные процессы, а также рост и расширение спектра цифровых компетенций.
По данным установочного исследования Mediascope, в первом полугодии 2015 года среднемесячная доля россиян, пользующихся мобильным интернетом, составляла 51,6%. В 2018 году этот показатель достиг уже 67,6%. При этом, на фоне развития мобильного интернета снизилась активность использования десктопного интернета.
В 2018 году россияне стали больше пользоваться финансовыми онлайн-сервисами, электронными государственными услугами и поисковыми системами. Если в 2015 году каждый или почти каждый день к поисковым системам обращались 38,9% соотечественников, в 2018 году – уже 49,7%.
Сегодня множество устройств буквально “заставляют” пользователей совершенствоваться и осваивать все новые и новые модели поведения для удобства и скорости осуществления коммуникации, оплаты, передачи данных и других операций. Однако более активное пользование приводит и к более высокому уровню знания, действия в онлайн-среде становятся более осознанными, у россиян растет уровень критического мышления. Пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и ПО, начинают задумываться о безопасности онлайн-платежей, а потому оценивают свой уровень цифровой безопасности как более низкий.
В частности, по сравнению с прошлым годом, резко сократилось количество людей, которые, не обладая необходимыми знаниями, будут пытаться починить свое электронное устройство (8% в 2018 году против 22% в 2017 году). Также граждане стали чаще сомневаться в том, что способны отличить легальный контент от нелегального, что обладают необходимыми знаниями для защиты своих персональных данных онлайн.
В 2015 году полностью согласились с утверждением «Мне всегда (или почти всегда) удается отличить легальный контент (музыку, фильмы, электронные книги и т.д.) от пиратского» 21,7% респондентов, в 2018 году — 17,0%. В 2015 году с утверждением «Я обладаю необходимыми умениями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию при работе в интернете» были полностью согласны 24,1% россиян, в 2018 году – 22,1%.
Другими словами, развитие компетенций обостряет для пользователей проблему информационной безопасности, что и показывает динамика индекса за весь период измерений. Например, покупать в интернете могут многие, а вот уберечь себя способны далеко не все.
Исследование 2018 года также продемонстрировало сохранение региональных диспропорций и неравномерность развития федеральных округов.
Наибольшую стабильность в развитии цифровой грамотности показывают Северо-Западный, Уральский и Приволжский ФО. За 4 года измерений они сохранили свои позиции в общем рейтинге за счет устойчивого и равномерного развития своих показателей. При этом, темпы развития в этих округах отличаются достаточно значительно.
Наибольший рост продемонстрировали 2 федеральных округа: Дальневосточный и Сибирский. В частности, Дальневосточный ФО вышел с третьего места на второе. Он сохранил лидерство в области цифровой безопасности, поднялся по уровню цифрового потребления с 3-го места на 2-е. Однако опередить Центральный ФО ему удалось прежде всего за счет значительного развития цифровых компетенций (скачок с 7-го места на 2-е). Потенциал этого региона был отмечен еще в первой волне измерений. Также стоит отметить положительную динамику Сибирского ФО, который за 4 года исследований переместился с 7-го места на 5-е за счет нивелирования диспропорций между субиндексами цифровых компетенций, цифровой безопасности и цифрового потребления.
Сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности до 2%, выросла доля россиян с продвинутым уровнем (29% россиян демонстрируют отличные знания и компетенции в этой сфере, в 2020 году эта доля составляла 27%). Базовый уровень цифровой грамотности у 69% населения.
Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и готовности россиян к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах* с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».
Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 до 100. Индекс отражает компетенции россиян в сфере информационной грамотности, коммуникативной грамотности, создания цифрового контента, цифровой безопасности и решения проблем в цифровой сфере.
Индекс цифровой грамотности россиян по итогам 2022 года составил 71 п.п.
С начала измерений в 2018 году индекс цифровой грамотности россиян демонстрирует уверенный рост с 52 до 71 п.п.
Две трети россиян (69%) на сегодняшний день обладают базовым уровнем цифровой грамотности. Менее трети (29%) – продвинутым. 2% жителей России имеют начальный уровень цифровой грамотности.
В динамике за два года доля населения с начальным уровнем цифровой грамотности падает, с продвинутым и базовым растет. Так, рост доли тех, кто демонстрирует уверенные знания и компетенции в цифровой среде, с 2020 года выросла на 2 п.п. (с 27% до 29%), средние – 3 п.п. (с 66% до 69%). Доля россиян, плохо разбирающихся в цифровых технологиях, сократилась на 5 п.п. (с 7% до 2%).
Сильные и слабые цифровые компетенции
Исследование показало, что наиболее высокие показатели у россиян в умении работать с информацией онлайн и работать с данными.
В сфере коммуникативной грамотности лучше всего россияне справляются с использованием мобильных устройств для общения.
Также довольно хорошо россияне справляются с настройкой антивирусной защиты, однако не осознают до сих пор важность умения защищать свои персональные данные.
Хуже всего у жителей России обстоят дела с умением самостоятельно настраивать ПО.
Мужчины демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности, чем женщины (72 п.п. против 69 п.п.).
Уровень цифровой грамотности также зависит от возраста человека: наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте от 25 до 54 лет (72 п.п.), а наиболее низкие – россияне от 55 лет и старше (68 п.п.).
Работающие и студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (68 и 71 п.п. соответственно). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 65 п.п.
Цифровая грамотность россиян во многом определяется типом населенного пункта, в котором проживает человек. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности на уровне 70 п.п., а среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и других городов-миллионников среднее значение индекса составило 72 и 73 п.п. соответственно.
Лейсан Баймуратова, директор направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:
«Рост цифровой грамотности населения вполне ожидаем, так как во всем мире продолжает происходить активная цифровизация большинства сфер жизнедеятельности. Росту уровня цифровой грамотности способствует и так называемое «цифровое наставничество» со стороны молодого поколения. 89% молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и интернета. Благодаря такой помощи россияне старшей возрастной категории начинают привыкать к цифровым инструментам, цифровые технологии становятся для них привычными. В результате растет число пожилых пользователей, доля тех, кто демонстрирует низкие компетенции в этой сфере, снижается. Что касается представителей молодежи, то среди них в большей степени происходит углубление знаний и навыков, что коррелирует с ростом популярности IT-профессий. Проблемой на сегодняшний день остается уязвимость в вопросах цифровой безопасности: здесь мы видим самые низкие показатели, особенно в умении обеспечивать защиту своих персональных данных. Зачастую это связано не с нежеланием россиян уделять этому внимание и беспокоиться о своей безопасности, а с недостатком достоверной и проверенной информации по тому, как эффективно защищаться от цифровых угроз. Поэтому следует расширять программы просвещения в цифровой финансовой безопасности».
Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.
Аналитический центр НАФИ более 10 лет измеряет уровень финансовой грамотности россиян. С 2018 года измерение проводится по международной методологии ОЭСР*, а с 2022 года, в соответствии с обновлением данной методологии, измерение финансовой грамотности пополнилось таким показателем, как индекс цифровой финансовой грамотности.
Цифровая финансовая грамотность предполагает знание базовых цифровых финансовых понятий, отражает умение человека принимать взвешенные решения в обращении с финансовыми продуктами в интернете, а также его осведомленность о цифровых финансовых рисках.
Ранее НАФИ исследовал отдельные аспекты цифровой финансовой грамотности**, но комплексный подход и оценку в формате индекса представляет впервые.
Индекс цифровой финансовой грамотности измеряется в баллах и в 2022 году для России он составил 5,63 балла из 10 возможных***.
Более чем две трети россиян (70%) демонстрируют средний уровень цифровой финансовой грамотности. Чаще всего к этой категории относятся женщины (73% против 63% мужчин), жители городов (73% против 61% жителей сельской местности) и одинокие россияне (81%).
17% россиян имеют высокий уровень цифровой финансовой грамотности. Портрет наиболее подкованного в цифровой финансовой среде – мужчина старше 45 лет, имеющий более 3 человек в семье и проживающий в небольшом городе.
13% россиян имеют низкий уровень цифровой финансовой грамотности.
Измерение цифровой финансовой грамотности предусматривает оценку цифровых финансовых знаний, установок и поведения.
Цифровые финансовые знания
Большинство россиян имеют высокие знания о финансовых продуктах. Две трети опрошенных (66%) хорошо понимают принцип использования персональных данных в интернете, а 49% осведомлены о необходимости подписания цифрового финансового договора для того, чтобы он считался действительным.
Однако среди жителей нашей страны распространены заблуждения в отношении криптовалюты. Так, 38% опрошенных считают, что криптовалюту можно использовать в качестве законного платежного средства. Чаще всего такое неверное убеждение разделяет молодежь (каждый второй молодой человек от 18 до 34 лет – 50%) и те, кто имеет хорошее материальное положение (48%).
Цифровые финансовые установки
Большинство россиян имеют верные установки в отношении возможных рисков пользования сайтами для онлайн-покупок:
Однако осведомленность о том, что платежи небезопасно проводить, используя общественный Wi-Fi, среди россиян довольно низкая. 31% россиян не знают о рисках утечки персональных данных через общедоступные сети Wi-Fi и считают, что совершать интернет-платежи с таким подключением абсолютно безопасно. В первую очередь, это неверное представление разделяют работающие россияне (34% против 27% нетрудоустроенных) и опрошенные с высоким уровнем дохода (41%).
Цифровое финансовое поведение
Большинство россиян демонстрируют правильное поведение в отношении защиты собственных персональных данных в цифровой финансовой среде. Так, 75% опрошенных говорят, что не разглашают даже близким друзьям свои пароли и ПИН-коды, 79% не делятся в интернете личной информацией о своих финансах.
В то же время россияне довольно часто пренебрегают регулярной сменой паролей на сайтах для онлайн-покупок – делают это только 34% участников исследования, а 38% россиян практически никогда их не меняют. Не меняют пароли чаще всего женщины (42% против 33% мужчин), жители небольших городов и сел (50%), опрошенные без высшего образования (40%).
Самооценка уровня цифровой финансовой грамотности
Исследование показало, что россияне склонны недооценивать или переоценивать собственный уровень цифровой финансовой грамотности.
Доля тех, кто заявляет о высоком уровне знаний на 11 п.п. выше, чем доля тех, кто в действительности имеет высокий уровень цифровой финансовой грамотности (28% и 17% соответственно).
В то же время доля тех, кто считает свои знания низкими, выше реальной на 10 п.п. (23% оценивают свои компетенции низко и 13% имеют низкий уровень в действительности).
Средними свои знания оценивают 47% россиян – на 23 п.п. меньше, чем реальная доля жителей России, имеющих средний уровень цифровой финансовой грамотности.
Вместе с тем 74% россиян выражают готовность повышать свои знания в областях, связанных с цифровыми финансовыми услугами и их безопасным использованием.
Екатерина Сушко, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:
«Рост цифровизации финансовых услуг требует внимательного отношения и контроля за верным пониманием населения принципов управления своими деньгами в онлайн-среде. По данным проведенного нами исследования, индекс цифровой финансовой грамотности россиян сегодня принимает средние значения, а значит население в целом демонстрирует правильное поведение при взаимодействии с финансовыми продуктами в интернете, однако в сознании граждан недостаточно сформирован ряд важных базовых правил безопасности. К таковым относятся: необходимость регулярной смены паролей и проверки интернет-поставщиков финансовых товаров и услуг в официальном реестре, чтение условий и отказ от использования общедоступного Wi-Fi для совершения онлайн-покупок. Безусловно, необходима информационная работа с населением, в том числе со стороны финансовых и правозащитных организаций, направленная на упреждение возможных рисков. Кроме того, в прошлом году мы совместно с Минцифры России, СПбГУТ и «РТК-Солар» провели всероссийское исследование киберграмотности россиян. Общий индекс киберграмотности населения составил 48,2 пункта из 100 возможных****. Наши исследования говорят о том, что необходимо повышать осведомленность россиян как о киберугрозах в целом, так и о рисках в использовании цифровых финансовых продуктов в частности».
ПРИЛОЖЕНИЕ. Методология исследования
Индекс цифровой финансовой грамотности рассчитывается по международной методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Максимальное значение, которое может принимать индекс, составляет 10 баллов.
На основании значений, которые принимает Индекс, могут быть выделены три группы населения – с низким (0-3 баллов), средним (4-7 баллов) и высоким (8-10 баллов) уровнем цифровой финансовой грамотности.
Индекс рассчитывается на основании трех частных индексов: частный индекс «Цифровые финансовые знания», частный индекс «Цифровое финансовое поведение» и частный индекс «Цифровые финансовые установки».
Частный индекс Цифровые финансовые знания строится на основе анализа ответов респондентов о том, истинны или ложны 3 суждения, касающиеся базовых цифровых финансовых понятий:
Максимальное значение частного индекса «Цифровые финансовые знания» составляет 3 балла.
Частный индекс Цифровое финансовое поведение строится на основе согласия или несогласия респондентов с 4 утверждениями, касающихся базовых финансовых стратегий поведения в Интернете, таких как:
Максимальное значение частного индекса «Цифровое финансовое поведение» составляет 4 балла.
Частный индекс Цифровые финансовые установки строится на основе согласия респондентов с 3 утверждениями, касающимися базовых финансовых установок в отношении совершения покупок в Интернете:
Максимальное значение частного индекса «Цифровые финансовые установки» составляет 3 балла.
Подпишитесь на нашу рассылку
Полезные материалы об интернет-безопасности и опросы с призами — в нашей ежемесячной рассылке.
Подпишитесь и будьте в курсе!
Целевые группы
Есть разные взгляды на определение понятия и измерение уровня цифровой грамотности. Анализ российских и международных практик показал актуальность и комплексность подхода, предложенного в рамках саммита G20 в апреле 2017 года и базирующийся на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.
Под цифровой грамотностью мы понимаем базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.
Компоненты цифровой грамотности:
Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам.
Подиндексы цифровой грамотности
Презентация данных
Материалы исследования были презентованы 20 июня на пресс-конференции для федеральных СМИ с участием Гузелии Имаевой, генерального директора Аналитического центра НАФИ, Дмитрия Сазонова, депутата Госдумы РФ, председателя Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн технологиям при Госдуме, Юлии Алферовой, советника Министра экономического развития РФ, Андрея Сельского, директора по направлению «Кадры и образование» Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», Илии Димитрова, общественного омбудсмена по цифровой экономике и Елены Луценко, руководителя образовательного проекта QIWI FINTEEN.
Видеозапись пресс-конференции доступна по ссылке.
Позиции экспертов
Основные публикации по результатам проекта
ТАСС: Российские школьники превзошли родителей по уровню цифровой грамотности
Известия: Аналитики оценили цифровую грамотность россиян
Другие новости
Похожие публикации