ЦИФРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Белгородский политехнический колледж

«Использование ЦОР для формирования финансовой грамотности обучающихся колледжа»

Подготовили преподаватели ОГАПОУ БПК

Белгород – 2021

В современном обществе большое внимание уделяется вопросу формирования у учащихся не просто знаний, как набора сведений о мире, а способности действовать в этом мире на благо общества, и самого себя. Наряду с такими видами функциональной грамотности как читательская, математическая, естественно – научная, глобальные компетенции и креативное мышление, выделяется финансовая грамотность. И сегодня для предмета «финансовая грамотность» в части создания программ обучения и учебно-методического потенциала, в том числе с использованием цифровой образовательной среды, отработки методики обучения функциональной финансовой грамотности, сделано очень много.

Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.». Учебные заведения профессионального образования Белгородской области принимают активное участие в её реализации.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние граждан, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.

Министерство образования и науки связывает наличие данных проблем с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком образовательных программ и материалов для школьников и студентов.

В отличие от других предметов школьной программы, у финансовой грамотности практически не было опыта. Разрабатывалось все практически с нуля. И в современных условиях это создало очень хорошую возможность использовать самые передовые методы обучения и сразу, без перестройки применять в обучении интерактивные технологии и разрабатывать цифровые образовательные ресурсы — мобильные приложения, онлайн и браузерные игры, интерактивные мультфильмы, многофункциональные сайты, электронные образовательные курсы и цифровые учебные пособия.

Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности к настоящему времени разработано достаточное количество программ и методик. В нашем колледже нет отдельной дисциплины “Основы финансовой грамотности”, она изучается в “Основах экономики” и “Основы предпринимательской деятельности”. Но этого недостаточно.

В Белгородском политехническом колледже создана творческая группа, реализующая воспитательное направление финансовой грамотности студентов. В текущем учебном году творческая группа провела несколько внеклассных мероприятий, вовлекая в финансовое образование все большее количество обучающихся. Ребята разных курсов приняли участие в он-ланй уроках по финансовой грамотности населения.

Образовательные ресурсы, созданные в рамках Проекта Минфина России, прошли экспертизу, не содержат прямой или скрытой рекламы, отражают основные содержательные линии обучения финансовой грамотности, принятые на международном уровне, а также в Российской Федерации Кроме того, значительная часть качественных образовательных ресурсов создано в рамках региональных программ повышения финансовой грамотности регионов-участников Проекта Минфина России, а также регионов-партнеров. Большое внимание уделяется созданию различных просветительских материалов Банком России.

Вместе с тем, эксплуатируя важность темы повышения финансовой грамотности в стране и, ссылаясь на Стратегию, сегодня многие некоммерческие и коммерческие организации пытаются продвигать себя и, нередко, зарабатывать на финансовой грамотности. Нельзя сказать, что все созданные ими просветительские и образовательные ресурсы и программы обучения плохие или некачественные. Они все разные. Дело в том, что эти программы и ресурсы не имеют государственной экспертизы и за них в этом случае ответственности нести некому. Поэтому при выборе к использованию образовательных ресурсов нужно подойти очень внимательно. Тем более, когда речь идет о программах и материалах частных лиц.

Сайты, где представлены образовательные и просветительские продукты по финансовой грамотности

Сегодня не стоит изобретать велосипед, а лучше воспользоваться теми просветительскими и образовательными ресурсами, которые прошли апробацию и экспертизу Минфина России, многими из них успешно пользуются Педагоги в разных регионах страны. Выделим ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России:

1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/ .

2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф.

3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/.

4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/.

5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/

6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/

7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф

8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф

9. Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» // https://fingram-history.oc3.ru/

10. Командная игра на интерактивном полу «Умное счастье» // https://happyfinance.ru/clever/

11. Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» // https://intpract.oc3.ru//

По заказу Минфина России в рамках реализации Проекта был разработан сайт методической поддержки под названием «Электронный учебник по финансовой грамотности» https://школа.вашифинансы.рф. На сайте размещены электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) по финансовой грамотности, разработанные в Проекте.

Всего в библиотеке «Электронный учебник по финансовой грамотности» размещены 12 комплектов ЭУММ для разных возрастных категорий обучающихся. Комплект ЭУММ представляет собой упорядоченную коллекцию электронных книг.

В рамках Проекта Минфина России было создано три типа видеоматериалов: анимированные презентации, короткометражные художественные фильмы и мультипликационные фильмы. Организатором и модератором этой работы выступила консультационная компания ПАКК. На сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования можно познакомиться с видеоматериалами, созданными в рамках Проекта URL: https://fmc.hse.ru/news/365993683.html. В специальной педагогической литературе можно встретить понятие «CINEMA – технология». Данным термином обозначается образовательная технология, включающая методы, помогающие воспринять обучающимся реальное представление о сложном мире с помощью кинематографических произведений. Мультипликационные фильмы предназначены для учащихся начальной школы. Методически грамотное использование мультипликационных фильмов на занятиях по финансовой грамотности может стать действенным педагогическим инструментом для достижения планируемых результатов обучения. Третий тип видеоматериала, разработанный в рамках Проекта для формирования финансовой грамотности обучающихся – это анимированные презентации. Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Анимированные презентации предназначены в основном для оживления восприятия материалов занятий, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования учебной информации. Сюжеты мультипликационных фильмов иллюстрируют типичные ситуации и возможные модели поведения, как правильные, так и ошибочные.

Использование видеоматериалов на занятиях по финансовой грамотности направлено на:

• визуализацию основного содержания учебных пособий, входящих УМК, разработанных в рамках Проекта;

• акцентирование внимания на наиболее важных вопросах содержания тем по финансовой грамотности;

• создание учебных ситуаций (проблемных), организацию разных форм групповой/парной работы на занятиях;

• наглядное, интерактивное представление новой информации; • демонстрацию проблемных ситуаций, которые требуют принятия грамотных финансовых решений, и модели этих решений;

• рассмотрение типичных ошибок потребителей финансовых услуг;

• формирование у школьников универсальных учебных действий. Технологическая схема включения видеоматериала в занятие включает 2 этапа: до и после просмотра.

Использование видеоматериалов в процессе формирования финансовой грамотности предполагает их включение в учебное занятие на конкретном заранее запланированном этапе занятия, которое сопровождается организацией разнообразных видов познавательной деятельности обучающихся.

Мобильные приложения: педагогический потенциал и возможности. О ОО «АйТи Агентство ОС3» (www.oc3.ru) по заказу Минфина России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработала ряд мобильных приложений для изучения финансовой грамотности. Созданные цифровые инструменты доступны для разных возрастных групп обучающихся. Уровень сложности вопросов и заданий, заложенных в игре, учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень их психоэмоционального и интеллектуального развития. Мобильные приложения – это достаточно новый педагогический инструмент, который уже набирает популярность среди школьников и учителей благодаря своим возможностям, обеспечивать интерактивные форматы обучения финансовой грамотности. Главная задача педагогов методически обоснованно включать мобильные приложения в образовательный процесс.

Такие мобильные приложения: “Понимаю финансовый договор”, “Монеткины”, “Богатый бобренок”.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов способствует повышению интереса к изучению основ финансовой грамотности школьников и повышает уровень финансовой грамотности всех участников образовательного процесса.

Масюк Н. Н.1, Герасимова А. А.1, Бушуева М. А.21 Владивостокский государственный университет2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова – Ивановский филиал

Цифровые технологии все
больше интегрируются в экономику и оказывают значительное влияние на финансовую
отрасль, внедряя новые продукты, услуги и поставщиков. Цифровизация влияет на
отдельных лиц и предприятия во всем мире. Цифровые технологии играют ключевую
роль в управлении знаниями и расширении доступа к финансовым услугам.

Управление
знаниями (УЗ) — это процесс сбора, организации и обмена знаниями для повышения
эффективности организации. Для успешного управления знаниями важно включить в
процесс финансовые знания.

Финансовые знания могут
предоставить организациям информацию, необходимую им для управления своими
экономическими ресурсами, принятия решений и отслеживания последних тенденций.
Финансовые знания также могут помочь организациям разработать стратегии и
планы, которые помогут им достичь своих организационных целей.

Вот несколько способов
включения финансовых знаний в инициативы по управлению знаниями:

1. Поддержание
актуальной библиотеки цифровых финансовых ресурсов. Организации могут создать
библиотеку цифровых финансовых ресурсов, включая книги, статьи, официальные
документы и отчеты по таким темам, как налогообложение, бухгалтерский учет и
бюджетирование.

2. Разработка и
предложение программ цифрового финансового обучения. Организации могут
создавать специальные программы обучения цифровым компетенциям и цифровым финансам,
которые сосредоточены на составлении бюджета, анализе затрат и результатов и
прогнозировании с использованием цифровых платформ. Эти программы могут помочь
сотрудникам понять финансовые последствия их решений.

3. Включение цифровых финансовых
знаний в процессы принятия решений. Организации могут гарантировать, что их
финансовые решения основаны на достоверных фактах и информации, включив
финансовые данные в свои процессы принятия решений.

4. Использование цифровых
финансовых аналитических инструментов. Организации могут использовать такие
инструменты, как бизнес-аналитика (BI) и прогнозная аналитика, чтобы получать
представление о своих финансовых показателях и принимать обоснованные решения.

Эти инициативы могут
помочь организациям включить финансовые знания в свои инициативы по управлению
знаниями для улучшения организационной деятельности и принятия решений.

Цифровые знания в
управлении знаниями обычно относятся к знаниям, которые можно приобретать,
хранить и распространять в электронном виде через различные цифровые платформы.
Этот тип знаний может включать информацию, хранящуюся в базах данных,
веб-сайтах, веб-приложениях, социальных сетях и облачных сервисах. С помощью
управления цифровыми знаниями предприятия могут повысить свою эффективность,
производительность и обучение, упростив доступ к знаниям и обмен ими, быстро и
эффективно. Кроме того, предприятия могут воспользоваться цифровыми
инструментами для отслеживания и измерения эффективности обмена знаниями и
обучения, улучшая общий процесс повышения цифровой финансовой грамотности.

Цифровая финансовая
грамотность (Digital
Financial Literacy
– DFL) становится все более важным аспектом образования в цифровую эпоху.
Развитие продуктов и услуг в области финансовых технологий (финтех) создает
более широкие возможности для финансовой доступности, но требует от
потребителей более глубоких знаний, чтобы понимать свои затраты и выгоды, а
также знать, как избежать мошенничества и дорогостоящих ошибок.

Цифровая финансовая
грамотность определяется как способность понимать, интерпретировать и
использовать цифровые финансовые инструменты и услуги. Для этого требуется
знание различных финансовых продуктов и услуг, включая банковские счета,
инвестиции, страхование, пенсии, кредиты, ипотечные кредиты и другие цифровые
платежные системы, а также понимание того, как использовать эти продукты и
услуги для управления своими финансами и защиты от финансовых рисков. аферы.

Таким образом, цифровая
финансовая грамотность охватывает концепции цифровой грамотности и финансовой
грамотности, но имеет свои уникальные аспекты, обусловленные характером
продуктов и сопутствующих рисков. В дополнение к базовой финансовой грамотности
цифровая финансовая грамотность становится все более важным аспектом
образования в эпоху цифровых технологий. Финансовая грамотность не означает
грамотность цифровую; и наоборот, человек с высоким уровнем цифровой грамотности
не становится по умолчанию грамотным в финансовой сфере. Цифровая
финансовая грамотность есть одновременное применение цифровой грамотности и
финансовой грамотности для обеспечения возможности использования цифровых
финансовых услуг

Цель
работы состоит в том, чтобы сформировать концептуальные основы цифровой
финансовой грамотности, определить ее место в управлении знаниями, начиная с
понятийно-категориального аппарата и заканчивая структурой этого понятия, а
также узнать, какие цифровые финансовые компетенции необходимы сегодня для
того, чтобы уверенно чувствовать себя в цифровой финансовой среде.

Материал и методы
исследования

В
процессе работы использовался контент-анализ, метод систематического обзора и
анализа статистических данных для исследования уровня развития цифровых
финансовых инструментов и способов цифрового финансового обучения.

Результаты исследования
и их обсуждение

Современные потребители
требуют беспрепятственного использования цифровых технологий при работе со
своими средствами, этому способствует стремительный рост мобильных денег на
развивающихся рынках в последние годы. Финансовые компании должны работать,
чтобы обеспечить это для них, иначе рискуют проиграть. Эти ожидания породили
новые партнерские отношения между финтех-стартапами, технологическими
компаниями и авторитетными финансовыми учреждениями. Однако в большинстве национальных
стратегий финансового образования не рассматривается конкретная цифровая
финансовая грамотность, а вместо этого основное внимание уделяется основным
финансовым концепциям. Более того, G20 еще не разработала руководящие принципы
цифровой финансовой грамотности или цифрового финансового образования. Мы
считаем это важным пробелом, который необходимо восполнить.

По цифровой финансовой
грамотностью мы предлагаем понимать знание и способность уверенно использовать
цифровые инструменты для понимания, управления и принятия решений в отношении
денег, знание цифровых финансовых продуктов и услуг, наличие цифровых
компетенций, умение использовать современные цифровые устройства и приложения, осведомленность
о цифровых финансовых рисках. Она включает в себя понимание преимуществ и
недостатков различных способов сбережения, инвестирования и расходов, изучение
вариантов цифровой валюты и использование финансовых технологий, а также знание
прав потребителей и процедур возмещения ущерба, произошедшего в результате
цифрового финансового мошенничества.

Не претендуя на
полноту, рассмотрим лишь некоторые аспекты (измерения) этого понятия.

Первое измерение — это
знание цифровых финансовых продуктов и услуг, которое охватывает базовые знания
о современных цифровых финансовых продуктах и ​​услугах. Физические
лица должны знать о существовании нетрадиционных финансовых продуктов и услуг,
предоставляемых с помощью цифровых средств, таких как Интернет и мобильные
телефоны. Эти услуги, как правило, делятся на четыре основные категории, хотя
есть и дублирующие друг друга:

а) платежи: электронные
деньги, кошельки для мобильных телефонов, криптоактивы, услуги денежных
переводов;

б) управление активами:
интернет-банкинг, онлайн-брокеры, робо-советники, торговля криптоактивами,
управление личными финансами, мобильная торговля;

в) альтернативное
финансирование: краудфандинг, одноранговое кредитование (P2P), кредитование
онлайн-баланса, финансирование счетов-фактур и цепочки поставок и т.д.;

г) прочее: страховые
услуги через Интернет и т. Д.

Помимо осведомленности
о цифровых финансовых услугах, люди должны иметь возможность сравнивать плюсы и
минусы каждой доступной услуги. Такие знания помогут им понять основные функции
различных типов цифровых финансовых услуг (например, для личных или деловых
целей).

Второе измерение
цифровой финансовой грамотности — это осознание цифровых финансовых рисков.
Физические лица и компании должны понимать дополнительные риски, которые они
могут понести при использовании цифровых финансовых услуг, которые более
разнообразны, но иногда труднее обнаружить, чем риски, связанные с
традиционными финансовыми продуктами и услугами. Пользователи цифровых
финансовых услуг должны знать о существовании онлайн-мошенничества и рисков
кибербезопасности. Они сталкиваются с множеством потенциальных рисков, таких
как:

а) фишинг: когда хакер
выдает себя за организацию, чтобы заставить пользователя раскрыть личные
данные, такие как имена пользователей или пароли, через электронную почту или
социальные сети;

б) фарминг: когда вирус
перенаправляет пользователя на ложную страницу, заставляя ее раскрыть личную
информацию;

в) шпионское ПО: когда
вредоносное ПО внедряется в персональный компьютер или мобильный телефон
пользователя и передает личные данные;

г) замена SIM-карты:
когда кто-то выдает себя за пользователя и получает SIM-карту пользователя, тем
самым получая личные данные.

Пользователи цифровых
финансовых услуг также должны знать, что их цифровой след (внешняя ссылка),
включая информацию, которую они предоставляют поставщикам услуг, также может
быть источником риска, даже если это не приводит непосредственно к убыткам,
включая:

д) профилирование:
пользователи могут быть лишены доступа к определенным сервисам на основании их
онлайн-данных и действий;

е) взлом: воры могут
красть личные данные в ходе своей онлайн-деятельности, например, в социальных
сетях.

Из-за легкого доступа к
кредитам, обеспечиваемого финансовыми технологиями, потребители цифровых
финансовых услуг также могут столкнуться с потенциальными проблемами
заимствования или чрезмерно высоких процентных ставок. Такой риск может
привести к неожиданным и крупным убыткам, если поставщики услуг не регулируются
или регулируются слабо. Чрезмерное заимствование может также повредить их
кредитному рейтингу. Наконец, неравный доступ к цифровым финансовым услугам
может усугубить разрыв между богатыми и бедными.

Пользователи должны
полностью понимать положения и условия, предусмотренные в контрактах, которые
они подписывают цифровой подписью с поставщиками услуг. Они также должны знать
о (рискованных) последствиях цифровых контрактов. Они должны понимать, что
поставщики цифровых финансовых услуг могут использовать их личную информацию
для других целей. Что касается финансовых рисков, легкость доступа к
финансированию может привести к чрезмерному заимствованию.

Четвертое измерение —
это знание прав потребителей и процедур возмещения ущерба в случаях, когда
пользователи становятся жертвами вышеупомянутых рисков.
Пользователи цифровых финансовых услуг должны понимать свои права и знать, куда
они могут обратиться и как получить компенсацию, если они станут жертвами
мошенничества или других убытков. Они также должны понимать свои права в отношении
своих персональных данных.

ИФГ = ИФЗ+ИФН+ИФУ, ИФГmax = 21 балл.

Индекс финансовой грамотности россиян в 2022 году составил 12,79 балла
при возможном максимуме в 21 балл, в т.ч.

ИФЗ=4,19; ИФН=5,75; ИФУ = 2,86.

Он также представляет собой сумму значений трех частных индексов и
принимает значения в диапазоне от 1 (минимальный уровень) до 10 баллов
(максимальный уровень цифровой финансовой грамотности). Частными индексами для его расчета являются частный индекс
цифровых финансовых знаний ИЦФЗ (ИЦФЗmax=3), частный индекс цифрового финансового поведения ИЦФП (ИЦФПmax=4) и частный индекс цифровых финансовых установок ИЦФУ (ИЦФУmax=3).

Индекс цифровой финансовой грамотности

ИЦФГ = ИЦФЗ + ИЦФП + ИЦФУ, ИЦФГmax=10 баллов.

По
данным НАФИ на февраль 2023 года «уровень цифровой финансовой грамотности россиян оценивается
в 5,63 баллов из 10 возможных, при
этом только 17% россиян имело высокий уровень цифровой финансовой
грамотности [26] (см. табл

Таблица
1 – Распределение россиян по уровню цифровой финансовой грамотности (ЦФГ), % от всех опрошенных

Дальше возникает
резонный вопрос: как, где и когда научить людей цифровой финансовой
грамотности? Сегодня, в условиях цифровых трансформаций, стратегии обучения
цифровой финансовой грамотности должны использовать как традиционные, так и
инновационные цифровые инструменты и быть нацелены, в первую очередь, на
группы, находящиеся в неблагоприятном положении, чтобы сократить эти пробелы.

К традиционным
инструментам и способам обучения относятся:

а) университетские
программы и специальные курсы;

б) программы,
ориентированные на все населения, например, кампании по повышению
осведомленности и образовательные сайты, которые должны постоянно обновляться в
соответствии с цифровыми новшествами;

в) программы для
конкретных целевых аудиторий:

– молодежь – школьная
программа;

– студенты – программы
вузов и колледжей;

– малый и средний
бизнес – специализированные семинары;

– старшее поколение –
специальные курсы;

К инновационным
цифровым инструментам и способам обучения можно отнести:

Все вышеперечисленные
способы будут способствовать:

Понятие цифровой
финансовой грамотности неразрывно связано с понятием «цифровые финансовые
компетенции». Структурирование дефиниции этого понятия приведено в табл. 2.

Таблица 2 –
Структурирование дефиниции «цифровые финансовые компетенции»

Анализируя таблицу 2, можно
констатировать, что цифровые финансовые компетенции становятся все более
важными как для частных лиц, так и для бизнеса. По мере развития цифровых технологий
те, кто обладает необходимыми навыками для понимания и использования цифровых
финансовых инструментов и услуг, могут лучше управлять своим финансовым
здоровьем. Организации и отдельные лица должны будут развивать навыки цифровых
компетенций, чтобы оставаться конкурентоспособными и успешными во все более
цифровой экономике. Инвестируя в цифровые финансовые компетенции, частные лица
и компании могут лучше понять цифровой финансовый ландшафт, оптимизировать свои
финансовые решения и получить преимущество над конкурентами.

Цифровая
финансовая грамотность и управление знаниями являются ключевыми инструментами
для создания образовательной финансовой экосистемы. Они предоставляют людям
необходимые знания и инструменты для управления своим финансовым благополучием.
Благодаря цифровой финансовой грамотности и управлению знаниями люди могут
принимать более обоснованные решения о своих финансах и быть более
самостоятельными. Кроме того, это может помочь сократить финансовое
неравенство, повысить финансовую доступность и укрепить финансовую
стабильность. Дальнейшие исследования должны идти в направлении создания
современных цифровых образовательных технологий, способствующих повышению
цифровой финансовой грамотности всех слоев населения и развитию у людей
цифровых финансовых компетенций.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *