ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

Детей и подростков принято считать едва ли не главными специалистами в области информационных технологий – ведь они, в отличие от большинства родителей, появились на свет уже в новую эру, насыщенную гаджетами и чудесами техники. Однако исследования показывают, что подростки, иногда проводящие в интернете больше времени, чем с родителями, далеко не так хорошо ориентируются в Сети и правилах поведения в ней, как хотелось бы. И решить эту проблему можно только повышая уровень цифровой грамотности.

Сетевое детство

Количество пользователей сайтов с детским контентом за 2019 год увеличилось до 26 миллионов человек – таковы данные отраслевого доклада «Детский Рунет 2019», подготовленного Институтом исследований интернета.

Согласно данным исследования, на платформах, включая социальные сети и видеохостинги, количество потребителей детского контента возросло на 9,7% и достигло 45 миллионов человек. Включая детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, совокупная аудитория детского Рунета продемонстрировала рост на 12% и подскочила до отметки в 59,3 миллиона человек. Аналитики отмечают, что наиболее популярными практиками у детей в интернете, по мнению родителей, являются онлайн-игры (59% детей), просмотр видео (53%) и потребление образовательного контента (42%).

В том же исследовании содержатся данные опроса, согласно которым 79,1% родителей юных интернет-пользователей следят за тем, что их дети делают в Сети, 20% не интересуются этим вопросом, и еще 1% респондентов затруднились с ответом. Кроме того, 72,5% родителей считают актуальной проблему защиты персональных данных детей, 13,8% с этим не согласны, 8,6% не нашлись с ответом по этому поводу, а чуть более 5% вообще не слышали о проблеме защиты персональных данных.

И хотя большинство родителей уверяет, что они следят за поведением своих детей в интернете, серьезность проблемы не вызывает сомнений: во-первых, постоянно следить за детьми, особенно подростками, вряд ли возможно, во-вторых – далеко не все родители сами представляют, что в Сети может представлять потенциальную опасность.

Стоит отметить, что в настоящее время уже существуют федеральные проекты, направленные на повышение цифровой грамотности, в том числе так или иначе связанные с обучением в области информационной безопасности, например, «Цифровой диктант» или «Урок цифры», говорит эксперт. В этих проектах «Лаборатория Касперского» принимает активное участие и помогает в разработке контента.

«Однако мы понимаем, что уровень цифровой грамотности сегодня остается все еще не на достаточно высоком уровне, поэтому, на наш взгляд, важно уделять этому вопросу больше внимания, особенно в рамках образовательного процесса, в частности, на уроках информатики. Детям важно изучать, например, не только общие аспекты, связанные с вопросами безопасного использования интернета, но и узнавать больше о защите данных в цифровой среде, о том, как обеспечить приватность, а также о влиянии цифровых технологий на окружающую среду, методах социальной инженерии и многом другом», — уверен Андрей Сиденко.

Обучение безопасности

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников также выступает за то, чтобы в рамках уроков обществознания или ОБЖ были введены уроки цифровой грамотности, пусть на эту тему сейчас и начали говорить во время изучения таких предметов, как «Информационные технологии» или «Информатика».

«Но цифровую среду, на мой взгляд, нужно преподавать не как техническую, а как гуманитарную науку. Очень важно смотреть на эту проблему именно с гуманитарной точки зрения. Когда дети будут выпускаться из школы, у них будет багаж знаний по использованию информационных технологий для жизни. На уроках обществознания учат многим вещам, связанным с государством, но при этом там не дают знаний о том, как пользоваться сервисом государственных услуг и так далее. Это очень важно, и нужно начинать это делать», — не сомневается эксперт.

Цифровой диктант, который ежегодно проводит РОЦИТ, показывает, что у детей в категории от 7 до 13 лет достаточно высокий уровень цифровой грамотности, но это, возможно, связано с тем, что вопросы поданы в игровой манере, соответствующей аудитории, рассказывает Гребенников. Но при этом один из наиболее низких уровней цифровой грамотности демонстрируют подростки в возрасте от 14 до 17 лет, то есть как раз те, кто учится в школе, активно пользуется гаджетами, интернетом и так далее.

«По сути, ребенок, который сейчас выходит из школы, недостаточно осведомлен о безопасности в интернете, и это не хорошо. На этом нужно делать серьезный акцент. Уроки цифровой грамотности нужны уже сегодня. Программа цифровой экономики уже продлена до 2030 года. Президент, премьер-министр делают серьезную ставку на развитие ИТ в нашей стране, и чтобы это было реализуемо, нам будет необходимо большое количество специалистов в этой области. А для того, чтобы привлечь выпускников школ к работе в ИТ-сфере, нужно им показать, из чего она состоит, как она работает, и прочее», — рассуждает глава РОЦИТ.

Опереться на успешный зарубежный опыт в данном случае не удастся – в разных странах процесс идет по-разному, но Сергей Гребенников не может сказать, что где-то уроки цифровой грамотности были внедрены особенно успешно. Россия может быть первой страной, где это будет реализовано на государственном уровне, подчеркивает эксперт.

«Что касается знаний в области интернета – конечно, можно возложить обязательства на родителей, но ведь мы не обязываем их, например, обучать детей математике. Для этого есть профессиональные учреждения, такие как детские сады, школы и университеты, где детей и подростков учат определенным вещам. Точно также и здесь: это определенные знания, и не каждый родитель должен обладать знаниями в сфере ИТ, чтобы учить ребенка. Конечно, необходимы какие-то базовые навыки, которым также необходимо научить ребенка», — говорит Сергей Гребенников.

Глава РОЦИТ подчеркивает, что сегодняшний ребенок – это завтрашний взрослый, и если его в школе научили базовым принципам работы с информационными технологиями, то через 7-10 лет у него родится ребенок, и он уже тоже будет вооружен этими знаниями.

«Поэтому я уверен, что вводить уроки цифровой грамотности нужно сейчас, а не через год, два или десять лет. Мы должны сейчас обучить этому детей, чтобы они смогли передать эти знания уже своим детям, когда станут родителями. Так мы подготавливаем общество к тому, что у нас повсюду будут информационные технологии», — не сомневается эксперт.

Центр оказался грамотнее всей России

Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провел вторую волну ежегодного всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности». О том, насколько вырос этот показатель и какие регионы лидируют в области интернет-знаний, — в материале «Газеты. Ru».

Безопасность важнее сервисов

Согласно результатам исследования РОЦИТа, которые были презентованы в рамках ежегодной конференции RIW, индекс в 2016 году составил 5,42 пункта из десяти возможных. Годом ранее показатель находился на отметке 4,79 пункта.

В основу индекса легли субиндексы информбезопасности, потребление контента и цифровые компетенции. Если в 2015 году пользовательские знания касались в основном работы с интернет-сервисами и сайтами (потребление контента), то в 2016 году вперед вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший по России 5,57 пункта против 4,86 пункта ранее.

РОЦИТ отмечает, что для многих округов данный показатель являлся болевой точкой. В этом году регионы продемонстрировали улучшение ситуации в сфере цифровой безопасности. Рост зафиксирован в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах.

На рост данного субиндекса повлиял, по данным экспертов, уровень культуры поведения в социальных сетях.

«Уровень цифровой безопасности — ключевой момент, которым должен обладать каждый пользователь», — подчеркнул директор РОЦИТа Сергей Гребенников, представляя результаты исследования.

Вторым по величине значением стал субиндекс цифрового потребления с показателями 5,49 пункта, что на 0,32 пункта больше по сравнению с 2015 годом. Данные, по оценке РОЦИТа, менялись за счет расширения зоны покрытия широкополосного доступа в интернет. Кроме того, население России стало чаще обращаться к интернету как к главному источнику новостной информации. Растет также уровень потребления социальных сетей и расширяется набор цифровых устройств.

Слабым местом российских пользователей, как и годом ранее, по-прежнему остаются цифровые компетенции. Однако этот субиндекс увеличился за год с 4,48 до 5,27 пункта.

РОЦИТ зафиксировал рост на 12% числа финансовых операций в интернете.

Также аналитики выделили повышение уровня производства мультимедийного контента на 15%. По мнению аналитиков, это демонстрирует развитие компетенций работы с социальными сетями.

«Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения, над которыми мы так старательно работали», — отмечает Гребенников.

Центральный регион вырвался вперед

За 2016 год произошла смена лидера индекса: им стал Центральный федеральный округ (6,78 пункта), чьи показатели выросли почти на 10% и позволили потеснить Северо-Западный регион (6,39 пункта). По данным РОЦИТа, на его отставание повлияло снижение показателя цифровых компетенций.

Третье место занял Уральский федеральный округ (5,07 пункта), который продемонстрировал стабильность: его значения практически не изменились за год. Небольшое улучшение показателей (3%) зафиксировано в Северо-Кавказском округе, который занял четвертую строчку с показателем 3,47 пункта.

Значительной точкой роста в 2016 году стал Приволжский федеральный округ, повысивший свои показатели на 11%, до 4,42 пункта. Регион занял пятое место в рейтинге. Подобный рост обеспечило повышение уровня цифровых компетенций.

В нескольких регионах РОЦИТ отметил снижение значений. Ими стали Сибирский (3,71), Дальневосточный (4,17) и Южный (3,47) федеральные округа .

Снижение показателей последнего объясняется присоединением к нему Крыма, который был аутсайдером и значительно отставал по уровню интернетизации, потребления контента и цифровой безопасности.

В связи с этим рейтинг индекса цифровой грамотности за 2016 год замыкает юг России.

В РОЦИТе полагают, что динамика развития цифровой грамотности в стране высокая и неравномерная. Отмечается, что за год не только увеличилось число интернет-пользователей, но и возросла интенсивность использования онлайн-ресурсов.

Цифровая грамотность
Ключевые показатели, замеряемые во второй волне измерения цифровой грамотности в России, показали положительную динамику. Несмотря на существенный рост многих параметров, развитие цифровой грамотности в стране происходило неравномерно.

Индекс цифровой грамотности по России в целом вырос на 6,3% и на данный момент составляет 5,42 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 3,47 до 6,78 пт. между федеральными округами. Данные 2016 года демонстрируют рост округов-лидеров и улучшение позиций аутсайдеров.

Зафиксирован рост значений всех субиндексов, входящих в состав интегрального Индекса. На первое место по усредненному значению вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 пт. (рост: +7,1%). Вторым по величине значения стал субиндекс потребления – 5,49 пт., рост которого составил 3,2% за год. По-прежнему наименьшим значением обладает субиндекс цифровых компетенций – 5,27 пт. (+7,9%). Заметная тенденция – это выравнивание значений субиндексов между собой, они находятся практически на одном уровне, разница – 3%, в прошлом году она достигала 7%. Это говорит о повышении общей цифровой культуры и доверия, что приводит к повсеместному использованию цифровых технологий.

«В 2016 году РОЦИТ провел активную работу по повышению цифровой грамотности россиян: проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущена серия информационно-просветительских материалов, а также заключен ряд соглашений о взаимодействии с администрациями регионов (Республика Дагестан, Воронежская область, Приморский край). В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности через СМИ, высшие учебные заведения, школы и другие площадки и привлечь к ее решению бизнес и государство. Мы видим, как уже сейчас бизнес стал самостоятельно обучать своих пользователей правильному и безопасному использованию интернета. Мы гордимся, что это произошло благодаря введению нами понятия цифровой грамотности.

Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций, несмотря на то, что до сих пор он остается в аутсайдерах. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения, над которыми мы так старательно работали. В октябре этого года в очередной раз в школах России прошёл урок безопасного интернета, но, к сожалению, сегодня данный урок не охватывает все школы, что нас очень огорчает. Но все мы знаем, начинать нужно с малого, и как положено, свою работу мы начали с небольшого количества организаций, которые, как и мы, были заинтересованы в популяризации безопасного интернета.

В 2017 году мы планируем продолжить работу по взаимодействию государства, бизнеса и пользователей для повышения уровня цифровой грамотности населения всей страны. В частности, большое внимание стоит уделить внедрению уроков по цифровой грамотности в школьную программу, сделать их регулярными. Сейчас проводимые нами уроки носят периодический и точечный характер, что, конечно, не позволяет говорить о повышении уровня цифровой грамотности всего населения России», – комментирует Сергей Гребенников, Директор РОЦИТ.
Цифровое потребление

Радикальные изменения произошли в сфере потребления цифровых государственных услуг. Если в ходе общероссийского опроса, проведенного в 2015 г., доля респондентов, не пользующихся данным видом сервисов, составляла 70,3%, то в 2016 г. она сократилось до 26,4%. Значительно чаще россияне стали пользоваться возможностями оплаты услуг ЖКХ и телефонной связи, вызова врача на дом или записи в поликлинику, оплаты штрафов или услуг ГИБДД и др.

Цифровые компетенции

Зафиксирован рост уровня компетенций пользования поисковыми системами. Если в 2015 году к ним обращался каждый или почти каждый день 38,9% взрослых россиян, то в 2016 году данный параметр достиг 42,3%. Повысилась финансовая онлайн активность населения. Например, в 2015 году оплачивали через интернет штрафы, пошлины, счета 9,4% россиян. В 2016 году этот показатель достиг 17,5%.

Цифровая безопасность

Усложнение медийной среды и интенсификация использования цифровых устройств приводят к сокращению числа людей, готовых самостоятельно справляться с информационными угрозами. В 2015 году в случае угрозы данным на электронном устройстве (компьютер, планшет и др.) или вирусной атаки самостоятельно решать проблему были готовы 16,9% россиян, в 2016 году – на 1,1% меньше. При этом доля людей, собирающихся в такой ситуации обратиться к профессионалам, увеличилась на 15,3%, достигнув 53,4%.

Если в случае использования социальных сетей, проведения финансовых операций и использования через интернет государственных услуг ключевым является отсутствие желания у респондентов при наличии соответствующих возможностей, то число пользователей интернета и мобильных устройств может быть увеличено при создании необходимых условий.

Отказ от пользования интернетом, мобильными устройствами и поисковыми системами часто связывают с отсутствием денег. В случае интернета и государственных сервисов важным является отсутствие необходимых навыков. Отказ от социальных сетей часто связывается с нехваткой времени.

Ознакомиться с результатами исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ 2016» можно на сайте цифроваяграмотность.рф.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 No68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

РОЦИТ поделился результатами второго исследования ИЦГ в рамках RIW 2016.

Индекс цифровой грамотности россиян (ИЦГ) в 2016 году вырос на 6,3% и составил 5,42 пунктов по десятибалльной шкале. Все субиндексы, измеряемые в исследовании, также выросли.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности — 5,57 против 4,86 пунктов в 2015 году. Показатель активно вырос в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

Субиндекс цифрового потребления вырос на 3,2% за год и достиг отметки 5,49 пунктов. Во многом это обусловлено увеличением зоны покрытия широкополосного интернета. Пользователи все чаще ищут информацию онлайн, проводят больше времени в социальных сетях, активно покупают и используют гаджеты.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

Стремительный рост с 4,48 до 5,27 демонстрирует субиндекс цифровых компетенций: более чем на 12% увеличилось количество проведенных через интернет финансовых операций, на 15% выросло производство мультимедийного контента.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

В 2016 году РОЦИТ активно работал над повышением цифровой грамотности россиян: проводились тематические уроки для пользователей всех возрастов, выпускались образовательные материалы. Также были заключены соглашения с администрациями Республики Дагестан, Воронежской области и Приморского края.

«Нам удалось привлечь к работе над повышением уровня цифровой грамотности населения бизнес и государство», — отмечает директор РОЦИТ Сергей Гребенников.

В 2016 году Центральный федеральный округ вырос почти на 10% и вышел в лидеры по цифровой грамотности, потеснив Северо-Западный на второе место. На третьем месте снова оказался Уральский федеральный округ. Незначительное (+3%) улучшение показателей позволило Северо-Кавказскому ФО стать четвертым. Приволжский округ улучшил показатели на 11% и занял пятое место — столь бурный рост обеспечило повышение уровня цифровых компетенций.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

По словам председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председателя Правления РОЦИТ Леонида Левина, в ходе исследования ИЦГ все полученные по стране и отдельным регионам данные накладываются друг на друга, чтобы выявить закономерности. Например, каким образом уровень доходов населения зависит от проникновения интернета, как связаны зарплаты и потребление цифровых услуг и т.д.

«За последние несколько лет Рунет вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли. Результаты бизнеса в Рунете напрямую зависят от активности пользователей — именно эти закономерности демонстрирует ИЦГ», — поясняет Леонид.

Ознакомиться с первыми результатами исследования Индекса цифровой грамотности россиян за 2016 год можно на сайте цифроваяграмотность.рф. Развернутая презентация исследования состоится в рамках специального мероприятия в декабре этого года.

Проект реализуется на средства, выделенные в качестве гранта по распоряжению президента Российской Федерации от 05.04.2016 No68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

Другие новости


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

Подпишитесь на нашу рассылку

Полезные материалы об интернет-безопасности и опросы с призами — в нашей ежемесячной рассылке.
Подпишитесь и будьте в курсе!

Внедрение цифровых технологий осуществляют как бизнес, так и государство и обычные граждане. Именно активность всех трех сегментов обеспечивает фундамент для дальнейшей диджитализации экономики. На ее фоне быстро растет

Стремительное развитие интернет-отрасли требует постоянного притока квалифицированных IT-кадров. В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, работают около 2 млн человек, включая самозанятое население, отмечают в РАЭК. При этом кризис не сильно отразился на отрасли — спрос на специалистов сократился здесь на 15%, в то время как в других секторах российского рынка количество вакансий уменьшилось на 20–40%.

К темпам изменений на рынке интернет-технологий пока не успевает адаптироваться система образования и самообучения. Сегодня IT-специальность можно получить в каждом третьем вузе страны. Однако не решена проблема подготовки и цифровой грамотности рядовых пользователей или специалистов, не имеющих профильного IT-образования. ( Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета; включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность).

Цифровое пользование растет на фоне распространения интернета и бума онлайн-сервисов. При этом темпы роста цифровой грамотности несколько запаздывают. Эту проблему помогут решить государственная поддержка и инвестиции в повышение цифровой грамотности, считают в РОЦИТ.

Интернет-индустрия Рунета — самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. За последние несколько лет рынок вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли, говорит Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ: «Но, в отличие от подавляющего большинства европейских стран, Рунет имеет серьезный запас роста по всем названным позициям и многим другим направлениям инновационной экономики страны. Результаты бизнеса в Рунете напрямую зависят от активности пользователей— именно эти закономерности демонстрирует Индекс цифровой грамотности».

В 2016 году Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета составил 5,42 по десятибалльной шкале (по результатам второй волны всероссийского исследования РОЦИТ совместно с ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, Acronis и DCA). На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 (против 4,86 в 2015 году). Для многих округов этот показатель был болевой точкой. Данные второй волны демонстрируют его активный рост в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах. Вторым по величине значения стал субиндекс потребления — 5,49. Рост +0,32 за год стимулировался за счет расширения зоны покрытия широкополосного интернета. Население все чаще обращается к интернету как источнику информации. Растет уровень потребления социальных сетей, происходит расширение набора цифровых устройств, которыми пользуются россияне.

Значительный прорыв — с 4,48 до 5,27 совершил субиндекс цифровых компетенций. В частности, заметно развитие компетенции проведения финансовых операций через интернет (+12%) и повышение уровня производства мультимедийного контента (+15%).

Исследователи отмечают неравномерность уровня цифровой грамотности по регионам. Передовым стал в этом году Центральный федеральный округ, сместивший прежнего лидера — Северо-Западный ФО, в котором наблюдается снижение уровня цифровых компетенций. На третьем месте стабильно остается Урал. Быстрее всего уровень цифровых компетенций растет в Поволжье.

В РОЦИТ связывают рост показателей цифровой грамотности по стране в целом с планомерно осуществляемой работой в этом направлении. « Проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущен ряд информационно-просветительских материалов, а также заключены соглашения о взаимодействии с администрациями регионов — например, в Дагестане, Воронежской области, Приморском крае, — рассказывает директор РОЦИТ Сергей Гребенников. — В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности и привлечь к ее решению бизнес и государство. Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения».


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2016

При реализации проекта «Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *