Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.
Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.
По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.
Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.
На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.
Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры
«Цифровой тьютор»- каким он может быть?
«Цифровой тьютор»- каким он может быть?
То, каким может (и -должен?) стать цифровой тьютор, определяется свойствами среды, в которой он ведет свою деятельность. Это вопрос, по сути, о новой образовательной среде, в которой мы все оказались. По моим наблюдениям, эта среда:
а. Хаотична (попробуйте несколько раз дать поисковику один и тот же запрос- что получится?)
б. Избыточна (доступно безумное количество разнородных образовательных ресурсов)
в. Вариативна (доступны ресурсы по любой тематике, в любом формате)
г. Провокативна (даже просто зайти куда-то удается с первого раза не всегда)
д. Высоко контактна (хотя часто утверждается, что наоборот)
е. Высоко конкурентна (борьба за внимание обучающегося идет нешуточная)
ж. Предъявляет высокие требования к обучаемому в плане самоконтроля
з. Предъявляет высокие требования к обучающему в плане самораскрытия (соответственно, нужно определиться с его собственной идентичностью и на ней «стоять»)
и. Самое банальное: требует цифровой грамотности (владения цифровыми технологиями).
Тогда «цифровой» тьютор, как наставник, сопровождающий обучаемого в процессе его выбора и самоопределения:
• Востребован в «цифре» более, чем в традиционной образовательной среде;
• Владеет технологиями: информационными, менеджерскими, педагогическими и социальными;
• Имеет выраженную идентичность, в том числе цифровую;
• Открыт для контактов, новых идей и технологий
Мой эмпирический опыт говорит, что основные концепции и модели тьюторской деятельности (полная ресурсная схема, этапы тьюторской деятельности) вполне уместны в цифровой среде и работают там. Каких-то фундаментальных барьеров, которые препятствовали бы тьюторской деятельности в ЦОС, я тоже не обнаружила (пока?). Получается, что «цифровой» тьютор- это тьютор с выраженной идентичностью, сетевой, динамичный, конкурентоспособный
Krasheninnikova
Life-Long_Learner: биофак МГУ, аспирантура АН СССР, Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, Virtual Teache Specialization (UCI via Coursera), Летние университеты тьюторства, эксперт конкурса онлайн курсов EdCrunch Award, лауреат IV конкурса онлайн курсов EdCrunch Award 2018
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.
С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.
Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.
Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.
Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.
Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:
Сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности до 2%, выросла доля россиян с продвинутым уровнем (29% россиян демонстрируют отличные знания и компетенции в этой сфере, в 2020 году эта доля составляла 27%). Базовый уровень цифровой грамотности у 69% населения.
Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и готовности россиян к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах* с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».
Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 до 100. Индекс отражает компетенции россиян в сфере информационной грамотности, коммуникативной грамотности, создания цифрового контента, цифровой безопасности и решения проблем в цифровой сфере.
Индекс цифровой грамотности россиян по итогам 2022 года составил 71 п.п.
С начала измерений в 2018 году индекс цифровой грамотности россиян демонстрирует уверенный рост с 52 до 71 п.п.
Две трети россиян (69%) на сегодняшний день обладают базовым уровнем цифровой грамотности. Менее трети (29%) – продвинутым. 2% жителей России имеют начальный уровень цифровой грамотности.
В динамике за два года доля населения с начальным уровнем цифровой грамотности падает, с продвинутым и базовым растет. Так, рост доли тех, кто демонстрирует уверенные знания и компетенции в цифровой среде, с 2020 года выросла на 2 п.п. (с 27% до 29%), средние – 3 п.п. (с 66% до 69%). Доля россиян, плохо разбирающихся в цифровых технологиях, сократилась на 5 п.п. (с 7% до 2%).
Сильные и слабые цифровые компетенции
Исследование показало, что наиболее высокие показатели у россиян в умении работать с информацией онлайн и работать с данными.
В сфере коммуникативной грамотности лучше всего россияне справляются с использованием мобильных устройств для общения.
Также довольно хорошо россияне справляются с настройкой антивирусной защиты, однако не осознают до сих пор важность умения защищать свои персональные данные.
Хуже всего у жителей России обстоят дела с умением самостоятельно настраивать ПО.
Мужчины демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности, чем женщины (72 п.п. против 69 п.п.).
Уровень цифровой грамотности также зависит от возраста человека: наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте от 25 до 54 лет (72 п.п.), а наиболее низкие – россияне от 55 лет и старше (68 п.п.).
Работающие и студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (68 и 71 п.п. соответственно). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 65 п.п.
Цифровая грамотность россиян во многом определяется типом населенного пункта, в котором проживает человек. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности на уровне 70 п.п., а среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и других городов-миллионников среднее значение индекса составило 72 и 73 п.п. соответственно.
Лейсан Баймуратова, директор направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:
«Рост цифровой грамотности населения вполне ожидаем, так как во всем мире продолжает происходить активная цифровизация большинства сфер жизнедеятельности. Росту уровня цифровой грамотности способствует и так называемое «цифровое наставничество» со стороны молодого поколения. 89% молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и интернета. Благодаря такой помощи россияне старшей возрастной категории начинают привыкать к цифровым инструментам, цифровые технологии становятся для них привычными. В результате растет число пожилых пользователей, доля тех, кто демонстрирует низкие компетенции в этой сфере, снижается. Что касается представителей молодежи, то среди них в большей степени происходит углубление знаний и навыков, что коррелирует с ростом популярности IT-профессий. Проблемой на сегодняшний день остается уязвимость в вопросах цифровой безопасности: здесь мы видим самые низкие показатели, особенно в умении обеспечивать защиту своих персональных данных. Зачастую это связано не с нежеланием россиян уделять этому внимание и беспокоиться о своей безопасности, а с недостатком достоверной и проверенной информации по тому, как эффективно защищаться от цифровых угроз. Поэтому следует расширять программы просвещения в цифровой финансовой безопасности».
Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.
Ведя курс “Интерактивное вопрошание” в магистратуре МГПУ по подготовке тьюторов я дал задание магистрантам прочитать текст Карла Роджерса «Какие бы я задал вопросы, если бы был учителем». А затем им нужно было написать эссе: «Какие бы я задал вопросы, если бы стал тьютором». С согласия авторов представляю их работы.
Елена Неволина: “Какие бы вопросы я бы задал себе, если бы стала тьютором?”
Я учитель русского языка и литературы, проработавший в школе 25 лет. За эти годы в образовательном учреждении выполняла разные виды деятельности: работала учителем начальных классов, учителем словесности, заместителем директора школы, приобрела экспертные знания по организации Единого государственного экзамена, но о тьюторской деятельности узнала только, когда ушла из школы. Ушла сознательно, понимая, что хочу работать в системе открытого образования, помогать молодому поколению в самоопределении, а не заполнять бесконечные бумаги в угоду чиновникам.
Четыре месяца обучения в магистратуре МГПУ «Тьюторство в цифровой образовательной среде», встречи с известными, блестящими педагогами, участие в международных конференциях, чтение актуальных книг, учебников помогают получить ответы на данные вопросы.
Сначала я познакомилась с моделями этики поведения тьютора и соотнесла их со своими жизненными и профессиональными ценностями. На Международной конференции тьюторов в октябре 2019 г. в Москве я узнала, что этический кодекс российского тьютора находится в разработке, но набор этических правил, сформированных тьюторами МИМ ЛИНК соответствует моим жизненным принципам: лояльность к организации, которую представляю; корректное обращение с любым обучающимся, сдержанность перед обучающимися в публичной критике учебных материалов, которые помогаю им осваивать; уважение сложившихся традиций в отношениях региональных центров со своими обучающимися; недопущение критики своих коллег-тьюторов перед обучающимися; открытость людям; презентабельность; культурность; эрудированность; общительность; адекватность в оценке себя; красноречие; приятие чужого мнения; способность к рефлексии деятельности в образовательном процессе; способность к непрерывному самообучению — всё это не противоречит моему мировоззрению, в жизненных и профессиональных ситуациях я последовательно стремлюсь данные правила не нарушать.
Но уровень моей тревожности при ответе на вопрос «Кто может быть тьютором?» не снижается, так как меня беспокоит в деятельности тьютора моя роль фасилитатора. Смогу ли я, отработав 25 лет у учительского стола, не подменять собой обучающегося, имея иную, нежели преподаватель, зону ответственности? Ведь тьютор не носитель истины в последней инстанции, и не он определяет конечный результат обучения обучающегося.
Изучая функции тьютора в ДО, я пришла к выводу, то во многом они пересекаются с функциями преподавателя. Тьютор так же, как и учитель, организовывая работу с обучающимися, определяет цели деятельности, наблюдает за ходом образовательной деятельности, корректирует её; диагностирует степень усвоения обучающимися содержания изучаемого курса; определяет индивидуальные особенности учащихся; стимулирует учебную мотивацию; определяет последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами; организовывает совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества; оценивает достижения отдельных обучающихся и группы в целом; организует рефлексию деятельности обучающихся; анализирует и описывает собственный тьюторский опыт, внедряет в собственную деятельность эффективный опыт других тьюторов.
Думаю, что в этом мне поможет стремление уйти от командно-подчинённой («учительской») формы общения с обучающимися и установление партнёрских отношений.
Анализ моего опыта образовательной деятельности как учителя (и воспитательной в качестве матери) помог определить доминирующие роли из четырёх ролей тьютора, которые я чаще всего исполняю: это роли «формирователя» и «перемещателя» -типичные роли учителя при трансляции знаний на уроках. Поэтому одной из основных моих задач формирования себя как тьютора, возможно является активное развитие поведенческих навыков «гида» и «выращивателя». И конечно, идеалом моего развития как тьютора является образ «всестороннего тьютора», представленный в учебном пособии «Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования» С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской и др., только так я стану тьютором –профессионалом.
Анастасия Норштейн: “Стремишься ли ты стать не нужным ребенку? Не манипулируешь ли?”
Владимир Гагарин: “Каковы границы тьютора? Хватит ли мне выдержки в работе с разными людьми?”
Елена Ломакина: «Какие бы вопросы я задал себе, если бы стал тьютором?»
Ольга Глуховская: “Как научить тьюторанта задавать правильные вопросы самому себе для выявления своего личностного мировоззрения?”
Ирина Василевская: “Как может сегодня образование конкурировать с «продвинутым потреблением»? Чем здесь может помочь тьютор?”
Список использованной литературы:
В работе ставится вопрос об уместности и применимости некоторых моделей тьюторской деятельности, разработанных для традиционной среды, в цифровой образовательной среде (ЦОС. Тьюторская деятельность рассмотрена как процесс, состоящий из последовательности определенных этапов (диагностического, проектировочного, реализационного и рефлексивного). Предположено, что при переходе на ЦОС последовательность этапов не меняется, и тьютор может сопровождать своих подопечных (тьюторантов) в ЦОС с помощью доступных ему цифровых образовательных ресурсов. На базе опыта автора выявлены цифровые образовательные ресурсы, уместные и доступные в контексте тьюторской деятельности на каждом из этапов. Показано, что тьюторская деятельность как процесс в достаточной степени обеспечена цифровыми образовательными ресурсами, делается вывод о том, что процессная модель тьюторской деятельности уместна и применима в ЦОС и может быть использована в профессиональной подготовке тьюторов.
Крашенинникова Любовь Вениаминовна, канд. биолог. наук, эксперт лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Master of Management, Virtual Teacher (California University Irwine via Coursera).
В связи со становлением тьюторства в российском образовании, а также в связи с переходом к цифровой образовательной среде актуальным становится вопрос о возможности и уместности тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде (ЦОС), а также вопросы подготовки специалистов по индивидуализации образования для работы в этой среде. По мере насыщения образовательной среды технологическими ресурсами все более актуальным становится также вопрос о том, какие концепции и модели проектирования и реализации педагогической деятельности, разработанные для традиционной среды, могут быть эффективны в среде цифровой?
Каждый этап имеет свою специфику и требует определенных тьюторских навыков и инструментов. Но границы этапов не закреплены жестко, и некоторые технологии и приемы универсальны для всех этапов. Так, технология создания и пополнения Портфолио востребована на всех этапах тьюторской деятельности.
Раскроем содержание каждого из этапов тьюторской деятельности.
Диагностический этап тьюторского сопровождения
Диагностический этап призван в основном решить задачу создания у тьюторанта мотивации к последующей образовательной деятельности. Это достигается путем решения нескольких подзадач (перечень далеко не исчерпывающий):
На этапе диагностики тьютор использует такие инструменты, как:
Что происходит с задачами и/или инструментами тьюторской деятельности на данном этапе при переходе к цифровой среде? Тьютор не только не теряет здесь возможности результативно провести первый этап тьюторского сопровождения, но дополнительно получает ряд цифровых ресурсов и инструментов, которые позволяют ему сократить расходы ресурсов на его проведение. Цифровые ресурсы, уместные в контексте тьюторской деятельности на этапе диагностики в ЦОС, приведены в Таблице 1.
Полный текст статьи приведен в журнале Интерактивное образование. 2018. №4. С. 19-26.
В работе рассмотрены возможность и уместность тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде (ЦОС), а также вопросы подготовки специалистов по индивидуализации образования для работы в этой среде. Рассмотрены основные трудовые действия тьютора в контексте их уместности и реализуемости в цифровой образовательной среде. Показано, что трудовые действия тьютора, перечисленные в Профессиональном стандарте тьюторской деятельности, не только возможны в ЦОС, но обеспечены там достаточным количеством доступных цифровых образовательных ресурсов и могут быть реализованы в ней с высокой эффективностью. Показано, что тьюторская деятельность как со структурной, так и с процессной точки зрения, в достаточной степени обеспечена цифровыми образовательными ресурсами. Рассмотрены некоторые актуальные концепции педагогического дизайна (модели Community of Inquiry и Community of Practice) с точки зрения их применимости для тьюторской деятельности в ЦОС. Показано, что как Community of Inquiry, так и Community of Practice вполне релевантны педагогической деятельности в ЦОС, включая тьюторскую, и могут быть там успешно реализованы на базе имеющихся цифровых образовательных ресурсов.
Захаров Константин Павлович, канд. пед. наук, доцент, Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Отличительной чертой текущего этапа развития образования в России и мире является перенос учебной деятельности в цифровую образовательную среду (ЦОС). Этот перенос сопровождается бурным созданием технологий, ресурсов и сервисов для ведения учебного процесса в ЦОС со стороны ИТ-сообщества и параллельно идущим процессом освоения этих технологий и сервисов со стороны сообщества педагогического. В целом эти процессы, очевидно, имеют общую направленность и способствуют развитию навыков создания и поддержания педагогами разных специальностей цифровой образовательной среды, адекватной современным требованиям к ее качеству. Однако у этих процессов есть несколько аспектов, которые затрудняют продвижение к заявленной цели — созданию качественной цифровой образовательной среды:
Условия уместности и границы применимости классической дидактики в цифровой образовательной среде на сегодня очень слабо изучены, особенно в контексте новых видов педагогической деятельности. То же самое можно сказать и о цифровых образовательных ресурсах, которые, хотя и имеются в достаточном (а порой и в избыточном) количестве, но далеко не всегда применяются осознанно и, тем более, эффективно. В том числе, педагогическом сообществе поднимается вопрос о том, является ли тьюторская деятельность уместной в ЦОС или цифровая среда и тьюторская деятельность взаимно исключают друг друга?
Данная статья посвящена исследованию:
Ни один из перечисленных видов трудовых действий тьютора не может быть отменен или прекращен с переходом в цифровую образовательную среду, однако могут с определенной вероятностью возникнуть затруднения с их реализацией.
Какие затруднения здесь могут встретиться и какова вероятность их появления?
Организация тьютором участия обучающегося в разработке индивидуальных образовательных маршрутов и сопровождение прохождения им этих маршрутов достигается в цифровой образовательной среде тем легче, чем большим числом ресурсов для фиксации процесса и результатов каждого этапа маршрута, предоставления и получения обратной связи, формирования портфолио имеется у тьютора. А это число реально велико и все время увеличивается при улучшении их качества. Так, онлайн сервис Vimeo, дает возможность воспользоваться видеоредактором, видеохостингом, возможностью прямой трансляции и хранилищем на 250 GB (есть тридцатидневный бесплатный тестировочный период).
Задача получения и предоставления обратной связи в цифровой среде решается существенно легче, чем в традиционной, поскольку:
Полный текст статьи в журнале Интерактивное образование. 2018. №4. С. 6-13.
Некоторые дети могут посещать школу или детский сад только при определенных условиях, это и называется «доступная среда». Но что делать, если учреждение отказывается обучать ребёнка, ссылаясь на отсутствие этой среды? Рассказывают в блоге общественной организации «Перспектива».
В статье 43 Конституции РФ закреплено право на образование. У родителей каждого ребенка, независимо от того, есть у ребенка инвалидность или нет, существует право выбора: садика, школы, а также — формы обучения. Но иногда, вопреки Конституции, на пути детей с инвалидностью в образовательное учреждение возникают препятствия, которые существенно влияют на их интеграцию в общество.
Например, когда ребенка с инвалидностью не зачисляют в образовательное учреждение под предлогом отсутствия элементов доступной среды в учебном заведении или отказывают в предоставлении услуги тьютора или вовсе предлагают оформить домашнюю форму обучения. Но самая большая сложность — отсутствие у родителей информации о своих правах и правах ребенка.
Задача этого блога, который мы — юристы региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» — решили завести в преддверии учебного года — восполнить этот пробел и дать родителям детей с инвалидностью максимально корректную информацию. А также в формате небольших инструкций дать рабочие инструменты по защите своих прав для конструктивного диалога с образовательными учреждениями и органами образования.
Этому же посвящена работа одного из наших проектов — горячей линии по инклюзивному образованию на портале «Все включены», где каждый: родитель ребенка с инвалидностью, студент с инвалидностью, педагоги и другие представители образовательного сообщества, работающие с детьми с инвалидностью, могут задать свой вопрос об инклюзивном образовании нашим юристам совершенно бесплатно. Для этого нужно заполнить форму. Обращения принимаются со всех регионов России.
Тьютор — специалист, который помогает организовать весь процесс обучения: учит ребенка искать информацию и правильно распределять ресурсы для обучения, определяет методику обучения, взаимодействует с родителями, сопровождает ребенка, оказывает ему педагогическую и психологическую поддержку.
Ассистент (помощник) оказывает ребенку техническую помощь, помогает ему быть независимым, обеспечивает взаимодействие с другими детьми, в том числе с использованием планшетов и средств альтернативной коммуникации. Ассистент также помогает ребенку выполнить повседневные задачи: снять верхнюю одежду или надеть ее, сменить обувь, передвигаться по школе, делать конспект урока, если есть такая необходимость.
Необходимость сопровождения ребенка тьютором как и необходимость в помощи ассистента обычно установлена:
Но бывает и так, что даже при отсутствии этой рекомендации в заключении ПМПК, школьный консилиум может принять положительное решение, то есть признать необходимость постоянного или временного сопровождения ребенка тьютором или ассистентом.
Заявление в ПМПК
Если ваш ребенок нуждается в помощи тьютора или ассистента, обязательно указывайте на это при прохождении ПМПК. Напишите в ПМПК заявление о том, чтобы обязательно был рассмотрен вопрос насколько вашему ребенку необходима помощь тьютора или ассистента. Подробно укажите конкретные причины такой потребности. В качестве доказательств приложите характеристику из школы, заключения врачей и психологов, указывающих на трудности, которые ребенок не сможет преодолеть без помощи специалистов.
Как вы уже поняли, потребность ребенка в помощи тьютора или ассистента определяется психолого-медико-педагогической комиссией. В заключении ПМПК должны быть указаны рекомендации по созданию специальных условий для обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации. В том числе, потребность в получении услуг ассистента (помощника) или тьютора (п. 2.16 письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»; п. 21 приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Помощь тьютора или ассистента — не простая формальность
Это часть права ребенка на создание специальных условий для получения образования, напрямую гарантированного законом. В организациях, осуществляющих образовательную деятельности по АООП, создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися по ч. 2 ст. 79 ФЗ «Об образовании».
Специальные условия для получения образования — это предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 «Об образовании»).
Если в заключении ПМПК прописана потребность ребенка в услугах тьютора или ассистента, ему должна быть предоставлена помощь таких специалистов. Это в рамках закона.
Идём в школу
Для получения услуг тьютора или ассистента необходимо предоставить заключение ПМПК в школу и в орган образования, который является учредителем школы. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей (п. 23 приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
А если в заключении ПМПК не прописана потребность ребенка в услугах тьютора или ассистента? Есть два варианта действий.
На школьном ПМПК (консилиуме) может быть принято решение о том, что ребенок, получающий образование по АООП НОО, действительно нуждается в помощи таких специалистов. Из письма Минпросвещения России от 20 февраля 2019 года № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» следует, что в случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
Обжалуем отказ
Образовательное учреждение или орган образования не могут отказать в создании специальных условий при наличии соответствующей рекомендации ПМПК. Финансовые, кадровые и административные трудности не могут служить причиной задержки или отказа в предоставлении помощи тьютора или ассистента. Такие действия родители вправе обжаловать в прокуратуре или в суде.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Из чего складывается цифровая грамотность
Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.
Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.
Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.
Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями
Как оценить уровень своей цифровой грамотности
Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:
Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.
Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».
Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.
Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.
Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.
Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Практические советы по компьютерной грамотности
То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.
Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету
Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.
Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.
Проверьте свой технический бэкграунд
Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:
Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!
Кто такой цифровой тьютор и зачем он нужен
В новый учебный год я вхожу с новым образовательной идеей-мечтой — цифровое тьюторство. Эта мечта долго вынашивалась и оформлялась, и теперь, наконец, обрела достойный и симпатичный мне вид.
Весной, в разгар карантина, я предложила миру школьного образования экстренную профессиональную помощь — дистанционную тьюторскую поддержку школьников, которые запутались в учёбе онлайн; что-то вроде консультаций по продуктивности. Позже коллеги напомнили мне, что дистанционное педагогическое сопровождение — внекризисная необходимость цифровой эпохи: многие школьники и без экстренного дистанта осваивали и осваивают самостоятельно предметы, дисциплины, проходят курсы онлайн, готовят проекты и делают исследования. Тогда же я узнала, что есть и другая сторона: организаторы прогрессивного и технологичного образования предлагают смелую модель взаимодействия, где учитель будет появляться тогда и там, где он необходим в конкретный момент (как машина с водителем из приложения-агрегатора). Сложив две идеи, я определила собственные цели и задачи в тьюторстве.
Вот что получилось.
Цифровой тьютор — это профессиональный педагог, специалист по образовательным технологиям и цифровым инструментам образования и коммуникации. Цель тьюторства — создание эффективных образовательных отношений: тьютор работает со школьником удаленно и организует такое общение, в котором школьник получает и применяет инструменты самореализации. Такое сопровождение нужно для того, чтобы учащийся становился более осознанным и самостоятельным в вопросах учёбы и приближался к ощущению успешности и довольства собой.
Когда я обдумывала функционал тьютора, я поняла, что очень важно не только перечислить главные его действия, но и определить, чем он заниматься не должен. Слова «сопровождение» и «наставничество», которые часто следуют за «тьютором», для кого-то наверняка подразумевают в том числе психологическую поддержку, консультирование по воспитанию, взрослению, профориентацию. Конечно, тьютор, как профессиональный педагог, имеет представление о развитии личности, особенностях поведения детей и подростков, изменениях и тенденциях на рынке труда, но, на мой взгляд, граница слов и действий тьютора должна проходить рядом со списком образовательных задач. Если тьютор и ученик готовят проект или осваивают онлайн-курс, они, конечно, будут обсуждать сильные и слабые стороны учащегося; но тьютор не станет давать советы, как повысить самооценку, потому что это уже запрос на психологическое консультирование. Что касается профориентирования, то здесь я пока не нашла однозначного ответа. Но мне кажется, что эта задача может быть решена тьютором только отчасти — на уровне определения потенциала ученика, а последующие шаги ученик может сделать вместе со школой и родителями.
И отдельно от прочих возник вопрос: в чем разница между тьюторством и репетиторством? Я нашла два основных различия. Первое — в целях работы; потому что репетитор в большинстве случаев работает на повышение успеваемости или подготовку к экзаменам, а тьютор создает условия для роста. Второе — содержание процессов: репетиторство, как правило, замкнуто на конкретном предмете, тьюторство же междисциплинарно.
Не исключено, что мое представление о роли и задачах тьютора будет меняться. Но пока мне нравится такой подход, и я представила его в виде инфографики.