ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4

. С. 232—245

00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Воронина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА

Полный текст статьи в формате PDF

Список использованных источников

Библиографическая ссылка на данную статью:

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.

Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

УДК 37.016:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2020.79.44.020

О. В. Елъцова1’2, М. В. Емельянова 1 К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

‘Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я, Яковлева, г. Чебоксары, Россия

2Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма, г. Надым, Россия

Аннотация. В настоящей статье автором рассматривается вопрос о цифровой грамотности. Изучаются роль цифровой грамотности в современном обществе, история возникновения понятия. Приводятся ведущие определения и подходы к структуре понятия «цифровая грамотность». Рассмотрены основные компоненты цифровой грамотности, определена необходимость формирования цифровой грамотности на всех уровнях образования. Сделан вывод о том, что цифровая грамотность – важнейший навык, необходимый для успеха в XXI веке, наравне с умениями критически мыслить, вести коммуникацию, сотрудничать, решать проблемы.

Ключевые слова: грамотность, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровое потребление, цифровая безопасность.

О. V. Eltsova1’2, M. V. Emelyanova1 ON THE CONCEPT OF DIGITAL LITERACY

‘/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2 Secondary School № 3 of Nadym, Nadym, Russia

Abstract. This article addresses the issue of digital literacy; considers the role of digital literacy in modern society, the origin of the concept; provides the key definitions and approaches to the structure of digital literacy. The article also considers the main components of digital literacy, determines the need to develop digital literacy at all the levels of education; concludes that digital literacy is the most important skill for being successful in the 21st century along with the ability of critical thinking, communication, cooperation and problem solving.

Keywords: literacy, digital literacy, digital competences, digital consumption, digital security.

Актуальность исследуемой проблемы. В современном обществе цифровая грамотность является одним из важных личностных образований человека. Цель статьи -проанализировать содержание и структуру понятия «цифровая грамотность», используемые в современных исследованиях.

Материал и методика исследований. В ходе исследования осуществлен анализ научной литературы, нормативных документов, педагогического опыта; применялись также такие методы, как сравнение, классификация, педагогическое наблюдение, обобщение, моделирование.

Результаты исследований и их обсуждение. Способность человека успешно заниматься той или иной практической деятельностью обозначают такими категориями, как «грамотность», «квалификация», «компетентность», «образованность». Каждая из этих категорий сейчас используется и на практике, и в теоретических исследованиях,

представляя собой грани указанной способности. Ключевой среди них является грамотность, так как она состоит из знаний, умений и навыков, заключающихся в способности оперировать знаковыми системами искусственных и естественных языков при восприятии и выполнении поставленных задач; это способность современного человека действовать в соответствии с объективной логикой окружающего предметного мира и достигать поставленных целей.

В рамках формирования информационного общества, доступного для всех, ЮНЕСКО в 2000 г. была учреждена программа «Информация для всех» (http://www.ifapcom.ru). Была установлена область деятельности программы, прежде всего связанная с использованием человеческих ресурсов и возможностей для современного информационного мира.

Итак, цифровая грамотность – это достаточно важное образование личности, она оказывает влияние на все области человеческой жизни и профессиональной деятельности.

Но что включает в себя это понятие в современном мире? Все исследователи говорят о том, что нельзя отождествлять обычную грамотность и цифровую. Цифровая грамотность позволяет человеку, обладающему ей, быть интеллектуально мобильным, взаимодействовать с людьми так, как это не может сделать человек, владеющий только традиционной грамотностью.

Впервые понятие «цифровая грамотность» ввел Пол Гилстер в 1997 году, который рассматривал ее как умение воспринимать предоставленную в широком круге источников и во множестве разнообразных форматов информацию, пользоваться ею с помощью компьютеров. По П. Гилстеру, в настоящее время работа в интернете с гипертекстом, который предлагает возможность быстрого перемещения от одного ресурса к другому, способствует возникновению новых шаблонов поведения, изменению образа действий человека при общении. Возникает сетевое мышление, основной характеристикой которого можно назвать высокую степень информационно-коммуникационной активности.

Г. У. Солдатовой предложена четырехкомпонентная структура цифровой компетентности, включающая в себя:

– умения и навыки;

– ответственность (в том числе безопасность).

На текущий момент едва ли можно назвать нашу страну лидером цифровизации: доступность интернета в России по сравнению с Европой до сих пор достаточно низкая -чуть более 70 % против 90 %; далеко не у всех есть кредитные карты, и не каждый россиянин в состоянии записаться к врачу через сайт «Госуслуги». Более того, согласно исследованию НАФИ, лишь 42 % россиян пользуются мобильным интернетом. Преимущества сервисов в оптимизированном цифровом формате не всегда донесены до потенциальных пользователей, что создает определенный мотивационный барьер.

В 2017 году на государственном уровне был поднят вопрос о том, что повышать степень осведомленности граждан о правилах безопасного пользования цифровыми технологиями необходимо уже на уровне начальной школы. Развитие цифровой экономики и связанные с этим задачи модернизации образовательных систем и проектов – один из национальных приоритетов, указанных в указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В Российской Федерации образовательные инициативы в сфере цифровой грамотности реализуются точечно на федеральном уровне, в том числе в рамках мероприятий «Университет 20.35». В регионах комплексные образовательные программы в сфере повышения цифровой грамотности детей и молодежи развиты недостаточно. Это повышает риски для учащихся и молодежи в их личностной и профессиональной деятельности в сфере информационных технологий (кибербезопасность, цифровая гигиена и медиапотребление, использование интернет-сервисов, в том числе финансовых и т. д.).

Под цифровым потреблением понимается использование услуг интернета для жизни и работы. Сюда входят: стационарный интернет, который есть сейчас почти в каждом доме; мобильный интернет; цифровые устройства, которыми люди начинают пользоваться иногда до того, как начинают говорить; интернет-СМИ, новости; социальные сети разных форматов; государственные услуги; облачные технологии для хранения и передачи данных.

Цифровыми компетенциями называют навыки эффективного пользования технологиями. К ним относятся поиск информации в разнообразных источниках, использование цифровых устройств и функционала социальных сетей, покупки в интернете, совершение финансовых операций с использованием технологий, производство медийного контента, синхронизация устройств, критическое восприятие информации.

Цифровая безопасность обозначает в рамках цифровой грамотности такие основы сетевой безопасности, которые включают в себя защиту персональных данных, формирование надежных паролей, обращение только к легальному контенту, сетевой этикет, репутацию в Сети, создание резервных копий информации, хранение.

Прошло не так много лет, но понятие цифровой грамотности, которое ранее отождествлялось только с умением человека использовать компьютер, теперь воспринимается как весьма серьезный инструмент информационной деятельности и рассматривается наряду с другими понятиями, связанными с технологической грамотностью, такими как компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность. Информационное общество нацелено на потребителя электронных услуг, и цифровая грамотность содействует обретению гражданами важных жизненных навыков. Цифровая грамотность является катализатором развития современного человека.

Компонент Знания Навыки Установки в отношении

Информационная грамотность Отличительные черты информации и различные источники информации Поиск соответствующей запросу информации и ее сопоставление Польза и вред информации

Компьютерная грамотность Устройство компьютера, его функции Использование компьютера и аналогичных устройств Роль компьютера в ежедневной жизни

Медиаграмотность Медиа-контент и его источники Поиск новостей и проверка их достоверности Достоверность информации, сообщаемой через СМИ

Коммуникативная грамотность Специфика диалога при цифровой коммуникации Использование современных средств коммуникации Сетевой этикет

Технологические инновации Современные технологические тенденции Работа с гаджетами и приложениями Польза технологических инноваций

Предлагаем использовать следующее определение: цифровая грамотность – знания, умения и мотивация в области разработки, безопасного и эффективного использования и применения цифровой информации и ресурсов. Цифровая грамотность предусматривает овладение знаниями, закрепление, освоение и эффективное использование навыков и умений.

Рассмотрим компоненты цифровой грамотности:

Когнитивный компонент структуры цифровой грамотности характеризуется системой знаний прикладного характера, являющихся ядром цифровой грамотности.

Деятельностный компонент содержит умения, навыки эффективного осуществления базовых операций самостоятельной работы с цифровыми ресурсами, а также способы планирования и деятельности по решению задач с использованием цифровых данных и ресурсов.

Нацеленность на создание сознательной потребности человека в компетентном использовании цифровой среды характеризует мотивационную составляющую цифровой грамотности.

В понятии «цифровая грамотность» выделяются шесть главных умений:

– найти нужную информацию в интернете и быть в состоянии оценить ее достоверность и качество;

– произвести анализ проблемы и подобрать те цифровые инструменты, которые смогут найти ее решение;

– непрерывно обучаться в течение всей жизни, используя доступность информации;

– оценивать постоянно меняющиеся технологические инструменты и выбирать их них наиболее подходящие для решения конкретной проблемы;

– обучаться и перестраиваться, чтобы успешно работать с постоянно обновляющимися цифровыми инструментами;

Учитывая современный уровень использования технологий, а также благоприятные условия для развития грамотного общества, мы считаем, что цифровую грамотность и детей, и молодежи необходимо повышать. Сложность современного информационного мира в том, что доступность технологий и умение искать нужную информацию не обеспечивают наличия у молодежи навыков, необходимых для успешного существования в цифровом обществе. Уверенно пользующиеся технологиями дети и молодые люди часто переоценивают свои умения. Им не хватает знаний для эффективного использования технологий, критической оценки своих умений, они не могут избежать риска и подвергают себя опасности. Формирование и развитие цифровой грамотности должно давать молодым людям навыки не только необходимые, но и востребованные.

Использование цифровых образовательных ресурсов может стать эффективным инструментом обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе.

Специально разработанные программы и мероприятия для детей и подростков по формированию и развитию цифровой грамотности необходимы. Благодаря им подрас-

тающее поколение сможет научиться безопасно, разумно, ответственно и эффективно пользоваться доступными цифровыми и интернет-ресурсами, критически осмысляя происходящее. Вместе с тем молодым людям необходимо овладевать навыками, необходимыми для успешной жизни в XXI веке. Цифровая грамотность сегодня – это, разумеется, ответственность не только образовательных организаций. Семья, общество, библиотека, бизнес также должны сыграть свою роль.

Цифровая грамотность является важнейшим навыком, который в условиях XXI века необходим для успешности ничуть не меньше, чем умение критически мыслить, а также умение решать проблемы, сотрудничать и общаться друг с другом. Некоторые исследователи называют цифровую грамотность столь же важной, как умение читать и писать, давая ей название «четвертой грамотности». Большое значение имеет повышение цифровой грамотности как отдельного гражданина, так и населения всей страны в целом. Если говорить об уровне цифровой грамотности отдельного человека, мы считаем, что от способности человека находить необходимую информацию в условиях огромных объемов данных, передавать ее, использовать возможности, открывающиеся с появлением цифровых ресурсов, напрямую зависит, сможет ли он адаптироваться к требованиям современности. Человек, обладающий цифровой грамотностью, может отбирать нужную ему информацию из огромных потоков данных в интернете, он понимает, как устроен виртуальный мир, и способен быть в цифровой среде в безопасности. Если говорить о населении России, то общий уровень цифровой грамотности складывается из уровней цифровой грамотности каждого гражданина. А это, в свою очередь, влияет на культурный уровень населения, на то, способен ли человек в эпоху цифровой экономики внести свой вклад для выведения страны на передовые позиции в сфере инноваций. Поэтому мы считаем, что программы развития цифровой грамотности должны внедряться уже в школьное образование.

Резюме. Цифровая грамотность учащегося – личностное образование субъекта, включающее следующие компоненты: систему знаний, умений и навыков в сфере использования цифровых ресурсов и цифровой информации, положительную мотивацию к цифровой активности, положительный опыт работы в Сети; позволяющие находить, оценивать, использовать, распространять и создавать контент при помощи современных информационных технологий. Рекомендуемое включение в школьное образование программ развития цифровой грамотности позволит детям и молодежи осознанно выбирать релевантную информацию из большого потока, понимать, как работает виртуальный мир, и не подвергать себя опасности в цифровой среде.

2. Гендина И. И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта : по материалам докладов // Школьная библиотека. – 2009. – № 9-10. – С. 28-39.

3. Давыдов С. Т., Логунова О. С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4M). -2015. -№41. – С. 120-141.

4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Б. Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013.-320 с.

9. Цифровая компетентность подростков и родителей : результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. – М. : ФондРазвития Интернет, 2013. – 144 с.

ХО. Хуатэн Ма. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 250 с.

Статья поступила в редакцию 25.10.2019

2. Gendina N. I. Informacionnaya gramotnost’ v kontekste drugih vidov gramotnosti: dajdzhest zarabezhnogo opyta : po materialam dokladov // Shkol’naya biblioteka. – 2009. – № 9-10. – S. 28-39.

3. Davydov S. G., Logimova O. S. Proekt «Indeks cifrovoj gramotnosti»: metodicheskie eksperimenty // Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M). -2015. – № 41. – S. 120-141.

4. Informacionnve i kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii / pod red. B. Dendeva. – M. : НТО YuNESKO, 2013, – 320 s.

9. Cifrovaya kompetentnost’ podrostkov i roditelej : rezul’taty vserossijskogo issledovaniya / G. U. Soldatova, T. A. Nestik, E.-1. Rasskazova, E.-Yu. Zotova. – M. : Fond Razvitiya Internet, 2013. – 144 s.

10. Huaten Ma. Cifrovaya transformaciya Kitaya. Opyt preobrazovaniya infrastruktury nacional’noj ekonomiki. – M. : Al’pina Pablisher, 2019. -250 s.

The article was contributed on October 25, 2019

Сведения об авторах

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *