Из чего состоит работа Chief Digital Officer и какие компетенции для этого нужны? Где и чему обучаются цифровые менеджеры?
Об эксперте: Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School.
Зачем крупной компании создавать программу для топ-менеджеров, как ее разрабатывать и с какими сложностями можно столкнуться?
Об эксперте: Элина Исагулова, вице-президент Mail.ru Group, b2b-коммерция и операционное управление.
О цифровой трансформации часто говорят, но многие продолжают подходить к этому процессу точечно и недооценивают его значимость. По данным KPMG, более чем у 60% российских компаний есть разработанная программа цифровизации. Но на деле она чаще всего представлена краткосрочными пилотными проектами.
В 2020 году потребность в цифровой зрелости бизнеса стала особенно острой. Но не все компании были готовы к этому как технологически, так и с точки зрения развития цифровых компетенций сотрудников.
Это доказывают и результаты исследования PWC Digital IQ 2020: 62% топ-менеджеров крупных российских компаний считают одним из барьеров цифровизации отсутствие навыков и ресурсов для внедрения ИТ-проектов.
При этом чаще всего решения о цифровизации, по данным PWC, принимают CEO или владельцы бизнеса (56%) и директора направлений (20%). Перед управленцами стоит сложная, комплексная и долгосрочная задача. Mail.ru Group запустила бесплатную программу Executive Digital MBA для 50 топ-менеджеров компаний. Ее основная цель — помочь бизнесу ускорить развитие цифровых компетенций. Первый набор стартовал в сентябре и завершился в декабре 2020 года.
Внедрение цифровых технологий осуществляют как бизнес, так и государство и обычные граждане. Именно активность всех трех сегментов обеспечивает фундамент для дальнейшей диджитализации экономики. На ее фоне быстро растет
Стремительное развитие интернет-отрасли требует постоянного притока квалифицированных IT-кадров. В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, работают около 2 млн человек, включая самозанятое население, отмечают в РАЭК. При этом кризис не сильно отразился на отрасли — спрос на специалистов сократился здесь на 15%, в то время как в других секторах российского рынка количество вакансий уменьшилось на 20–40%.
К темпам изменений на рынке интернет-технологий пока не успевает адаптироваться система образования и самообучения. Сегодня IT-специальность можно получить в каждом третьем вузе страны. Однако не решена проблема подготовки и цифровой грамотности рядовых пользователей или специалистов, не имеющих профильного IT-образования. ( Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета; включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность).
Цифровое пользование растет на фоне распространения интернета и бума онлайн-сервисов. При этом темпы роста цифровой грамотности несколько запаздывают. Эту проблему помогут решить государственная поддержка и инвестиции в повышение цифровой грамотности, считают в РОЦИТ.
Интернет-индустрия Рунета — самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. За последние несколько лет рынок вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли, говорит Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ: «Но, в отличие от подавляющего большинства европейских стран, Рунет имеет серьезный запас роста по всем названным позициям и многим другим направлениям инновационной экономики страны. Результаты бизнеса в Рунете напрямую зависят от активности пользователей— именно эти закономерности демонстрирует Индекс цифровой грамотности».
В 2016 году Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета составил 5,42 по десятибалльной шкале (по результатам второй волны всероссийского исследования РОЦИТ совместно с ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, Acronis и DCA). На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 (против 4,86 в 2015 году). Для многих округов этот показатель был болевой точкой. Данные второй волны демонстрируют его активный рост в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах. Вторым по величине значения стал субиндекс потребления — 5,49. Рост +0,32 за год стимулировался за счет расширения зоны покрытия широкополосного интернета. Население все чаще обращается к интернету как источнику информации. Растет уровень потребления социальных сетей, происходит расширение набора цифровых устройств, которыми пользуются россияне.
Значительный прорыв — с 4,48 до 5,27 совершил субиндекс цифровых компетенций. В частности, заметно развитие компетенции проведения финансовых операций через интернет (+12%) и повышение уровня производства мультимедийного контента (+15%).
Исследователи отмечают неравномерность уровня цифровой грамотности по регионам. Передовым стал в этом году Центральный федеральный округ, сместивший прежнего лидера — Северо-Западный ФО, в котором наблюдается снижение уровня цифровых компетенций. На третьем месте стабильно остается Урал. Быстрее всего уровень цифровых компетенций растет в Поволжье.
В РОЦИТ связывают рост показателей цифровой грамотности по стране в целом с планомерно осуществляемой работой в этом направлении. « Проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущен ряд информационно-просветительских материалов, а также заключены соглашения о взаимодействии с администрациями регионов — например, в Дагестане, Воронежской области, Приморском крае, — рассказывает директор РОЦИТ Сергей Гребенников. — В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности и привлечь к ее решению бизнес и государство. Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения».
При реализации проекта «Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи».
Программа дисциплины
Данная дисциплина представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательных программ бакалавриата направления “Менеджмент” и направлен на формирование базовых цифровых компетенций современного менеджера и маркетолога для работы в условиях быстро меняющейся международной цифровой среды. В курсе рассматриваются понятия цифрового рабочего места, цифровой среды и основных цифровых инструментов современного менеджера, а также основные вопросы, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов сети Интернет в дальнейшей учебе и работе. Отдельное внимание в курсе уделено вопросам, касающимся применения методов и алгоритмов анализа данных в управлении. Отдельная часть курса посвящена этическим вопросам, связанным с цифровыми технологиями, в т.ч. вопросам охраны интеллектуальной собственности в цифровой среде, а также вопросам безопасности данных, включая вопросы защиты персональных данных.
Цель освоения дисциплины
Во время программы мы собирали обратную связь от участников и при необходимости корректировали ее. Например, изначально у нас была гипотеза о том, что топ-менеджеры не захотят тратить свое время на домашние задания. Но уже на первых этапах мы получили запрос от участников на самостоятельную проработку каждого модуля. Поэтому мы начали давать им дополнительные задания домой — например, решение кейсов, разработку идей для новых цифровых продуктов или прохождение тестирования для разбора предстоящей темы. Интересно, что для решения «домашки» руководители не только работали самостоятельно, но и проводили внутренние воркшопы в своих компаниях.
Во время обучения команда проекта меняла подход к отбору экспертов в программу. В первую очередь это было связано с тем, что уровень подготовки участников оказался выше, чем мы предполагали на старте. Поэтому наши специалисты тщательно подходили к поиску внешних экспертов из крупнейших компаний российского рынка, у которых есть практический опыт цифровой трансформации бизнеса. Специалисты представляли различные отрасли: нефтегазовую сферу, ретейл, технологические компании и другие направления. Для нас было важно, чтобы у человека был опыт внедрения цифровых проектов как минимум в нескольких компаниях. Эксперты программы для топ-менеджеров должны понимать задачи и масштаб проблем управленцев бизнеса, быть с ними на равном уровне по экспертизе и говорить на одном языке.
Наши специалисты выстроили программу так, чтобы процентное соотношение теоретических и практических уроков было одинаковым. Так как возможности учиться в группах офлайн не было, этот опыт переносили в онлайн.
Предпосылки создания программы
Трансформация требует развития компетенций людей и культуры изменений в компании. С одной стороны, сотрудники должны понимать, зачем нужны инновации и как с ними работать. С другой — руководство обязано осознавать задачи трансформации, быть готовым к рискам и экспериментам, а также к долгосрочным инвестициям в этот процесс. Мы запустили собственную бесплатную программу, чтобы помочь руководителям разобраться с вопросами и задачами, которые перед ними стоят.
Миссия и обязанности CDO
Задача CDO — сделать стратегию цифровой трансформации новой нормой, на которую будут опираться все остальные подразделения. Поэтому главные навыки цифрового лидера — это не знание машинного обучения или дата-аналитики, а понимание реальной ценности, которую они принесут бизнесу в долгосрочной перспективе — и построение фундамента и культуры для их развития.
Как выяснили аналитики консалтинговой компании Egon Zehnder, 54% CDO уделяет больше времени «проповедованию» цифровизации, и только 18% тратит больше ресурсов на воплощение планов в жизнь. Разберемся, из чего в целом состоят обязанности цифрового топ-менеджера:
Такая классификация во многом перекликается с теорией архетипов цифровых лидеров от PwC, которая выделяют пять ключевых типажей:
Реализация
У топ-менеджеров очень высокая загрузка, из-за чего сложно найти время на личную жизнь, не то чтобы на обучение. Тем более, основной курс приходился на осень — высокий сезон для бизнеса. Поэтому мы сделали образовательный процесс гибким: все занятия записывались, посмотреть видео можно было в любой удобный момент, время занятий корректировалось в зависимости от фидбека обучающихся. Это помогло участникам и экспертам распределять свое время эффективно.
При разработке программы мы опирались на опыт уже зарекомендовавшего себя на рынке курса Mail.ru Group Digital MBA. Ключевое отличие программ в том, что фокус Digital MBA — на создании цифрового продукта. Обучение же топ-менеджеров в рамках нового курса Executive Digital MBA рассчитано на понимание системного подхода к трансформации, и блок про цифровой продукт — одна из его частей.
Мы получили более 300 заявок со всей России, из которых было очень сложно выбрать 50 человек, в итоге приступивших к обучению.
Как выбирали кандидатов на обучение
На обучение к нам пришли специалисты различных отраслей: маркетинговой, финансовой, транспортной, пищевой и других.
Участников разделили на две группы — руководителей направлений в крупном бизнесе и управленцев небольших компаний:
Каждый модуль включал изучение методологии во время лекций и ее отработку во время практических вебинаров с привлеченными экспертами, на которых они рассказывали о том, как внедряли цифровые инструменты в своих компаниях. В отдельный день участники в группах прорабатывали вопросы и проблемы, с которыми они сталкивались при автоматизации процессов в своих организациях или на практике разбирали учебные кейсы по итогам пройденной темы.
Планы и перспективы
Так как первый пилот прошел успешно, мы решили продолжить развитие программы Executive Digital MBA — обучение второго потока начинается в апреле 2021-го. В новом наборе мы будем делать фокус на средний и крупный бизнес. Наполнение тоже будет трансформироваться. Например, мы планируем вынести блок «разработка цифрового продукта» из модуля «бизнес-процессы» в самостоятельный и более детальный этап обучения.
По итогам пилота стало понятно, что культура изменений в компании требует большего внимания в рамках обучения. Мы будем начинать и заканчивать программу именно этим модулем, так как на российском рынке этой теме обычно не уделяется должного внимания. Кроме того, мы добавим дополнительный сквозной кейс в программу, который позволит отработать все полученные знания комплексно, а не только по отдельным темам. В связи с изменениями программа может длится дольше — не 2,5, а 4 месяца.
Где готовят цифровых топ-менеджеров
Поскольку позиция CDO появилась относительно недавно, первое поколение цифровых управленцев не получало специализированного образования. Часто позицию digital-директора занимал топ-менеджер или руководитель подразделения, который занимался цифровыми или технологическим проектами в компании. Например, CDO бренда Columbia Скип Поттер в прошлом управлял технологическим отделом в Nike. А концерн LVMH пригласил на позицию цифрового директора Йена Роджерса, который ранее занимался запуском digital-продуктов в Apple. Специалист может расти либо внутри компании, либо прийти из другой индустрии, главное — наличие опыта запуска крупных цифровых продуктов.
При этом важен не столько опыт работы с новыми технологиями, сколько управленческие навыки. Цифровая трансформация в компании всегда происходит сверху-вниз (top-down approach), и часто функцию CDO выполняет исполнительный директор. Поэтому формально digital-руководителю достаточно иметь классическое управленческое образование. Например, степень MBA или EMBA (Executive MBA).
Современные программы по бизнес-администрированию уже содержат цифровые модули, в том числе курсы по digital-инновациям и прорывным технологиям. Однако этим направлениям не всегда уделяют достаточно внимания. Поэтому, опять же, решающую роль играет опыт и экспертиза. Например, программа Executive MBA в IE Business School включает такие предметы, как построение маркетингового плана в цифровой среде, прорывные технологии, управление инновациями и модернизация бизнеса с помощью больших данных.
Сценарий 2. От независимого эксперта к управленцу
В некоторых случаях CDO становятся старшие эксперты из сферы консалтинга, более того, многие из них работают как независимые консультанты — часто компании нанимают специалиста по цифровым трансформациям на короткий срок. Существуют даже агентства по цифровизации, например, Leo Agency. Многие в принципе передают задачи на аутсорс — например, покупают стартапы, которые помогают оцифровать отдельные сегменты бизнеса.
Но в долгосрочной перспективе это не лучшая стратегия: цифровизация — это не временная акция, а постоянные и непрерывные изменения, поэтому она не завершается, а, наоборот, охватывает все больше секторов и отраслей. Координировать все этапы трансформации может один специалист и желательно, чтобы это был штатный сотрудник, погруженный во все внутренние процессы компании и индустрии в целом.
Хорошее знание рынка и отрасли особенно важно в процессе трансформации. И этого часто не хватает экспертам из консалтинга. Специалист может отлично ориентироваться в трендах и бизнес-стратегиях, но вряд ли сможет говорить с командой и топ-менеджментом на одном языке.
Сценарий 3. Профильное образование
К позиции цифрового эксперта можно прийти и через обучение: действующие топ-менеджеры (CEO, CMO, CFO) могут получить дополнительную специализацию и переквалифицироваться в CDO. Для этого на рынке уже существует немало программ с фокусом на цифровизацию. Обычно они соединяют в себе несколько направлений, например, Школа бизнеса Университета Карнеги-Меллона делает ставку на вопросы цифровой этики и защиты персональных данных.
Программы для цифровых лидеров:
Впрочем, курсами по цифровизации обучение CDO не ограничивается. Поскольку специалисты работают на стыке различных отраслей, им важно изучать как технические, так и гуманитарные дисциплины. Например, многие проходят курсы по дата-аналитике, чтобы понимать, как извлечь пользу из данных. В то же время CDO нужны навыки контент-маркетинга и сторителлинга — они помогают выстроить новый нарратив вокруг бренда, чтобы перевести его на «цифровые» рельсы. Стоит учитывать, что эксперты по digital-трансформации нужны не только технологическим или производственным компаниям, но и крупным издательствам, СМИ и креативным агентствам.
В любом случае, универсальной образовательной траектории для CDO пока не существует, к тому же требования к профессии постоянно меняются. Оптимальная стратегия — получить MBA/EMBA на программе, которая появилась в последние три-пять лет и еще не успела устареть, а параллельно развивать навыки цифрового лидерства, то есть исследовать рынок, прокачивать управленческий опыт, визионерство и гибкость.
Откуда берутся лидеры цифровой трансформации
В 1980-1990-е годы позиции руководителя по цифровым трансформациям в большинстве компаний не существовало — по крайней мере на уровне топ-менеджмента. Должность лидера по цифровым технологиям — Chief Digital Officer (CDO) — возникла в середине нулевых, но получила распространение только в 2010-е. С 2002 по 2020 годы число CDO в компаниях выросло с двух человек до 4,5 тыс. (пионерами тут стали банковский холдинг Capital One и техногигант Yahoo). Это отчасти связано с развитием ИТ-рынка, однако больше половины экспертов по цифре работают в компаниях, которые напрямую не связаны с технологиями. Позиции CDO появляются в медицинских клиниках и университетах, а цифровые подразделения создают многие компании — от Heineken до Nike.
По данным Raconteur, треть CDO — это «приглашенные эксперты», еще треть — топ-менеджеры, которые прежде занимали другие позиции в компании, 15% приходится на дата-аналитиков, а 13% — рядовые управленцы. И только 8% раньше руководили отделом технологий.
Интересно, что у большинства менеджеров по цифровым трансформациям не было предшественников — они первые и пока единственные CDO в компании. И главный вопрос — где учат лидеров по цифровым трансформациям и можно ли в принципе этому научиться?
Как стать цифровым куратором для своей бабушки
Время на прочтение
В конце 2018 года в России появился профстандарт для новой профессии — цифрового куратора. За рубежом цифровые кураторы — это технические специалисты, отвечающие за сбор и хранение данных. В России так будут называться консультанты в области развития цифровой грамотности. По-видимому, наиболее востребованы они будут среди пенсионеров, преимущественно тех, которые много лет старались держаться от гаджетов подальше.
Подготовка специалистов по новой профессии началась в 2019–2020 году. В интернете можно найти информацию о наборе слушателей (курсы очень разные и по количеству часов, и по стоимости; есть и бесплатные — для студентов и школьников), но пока неизвестно, каковы перспективы трудоустройства. Хотя российские СМИ неоднократно писали о том, что цифровой куратор — перспективная профессия и такие специалисты будут востребованы, в сентябре 2020 года вакансий для них на электронных досках объявлений пока не обнаружено.
Тем пенсионерам, у кого есть дети и внуки, конечно, живётся легче: им помогут настроить смартфон или совершить онлайн-платёж. Вы можете пойти дальше и, не дожидаясь появления специально обученных людей, самим выступить цифровыми кураторами и научить ваших родителей, бабушек и дедушек пользоваться современными технологиями.
Почему мы об этом пишем? Одна из тем, которую мы регулярно поднимаем и изучаем в Центре подготовки РЦТ, — это тема доступности технологий и этичной разработки цифровых государственных услуг. Таких услуг, которые будут доступны всем получателям, а не только технически грамотным, с хорошим зрением и знанием канцелярита.
Немного о профстандарте
Председатель Российского общества «Знание», зампред Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина выделяет два уровня подготовки цифровых кураторов. Базовый смогут освоить старшеклассники, более высокий будет доступен студентам, аспирантам и тем людям, кто выберет это занятие в качестве второй профессии. Задача таких специалистов — помогать людям в использовании цифровых сервисов.
Что должен знать и уметь цифровой куратор в России
Из профстандарта следует, что цифровой куратор должен «работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя», а также:
Цифровой куратор на практике — помощник для пенсионеров
Пока неясно, когда российские пенсионеры начнут массово пользоваться услугами цифровых кураторов, но очевидно, что такая помощь им очень нужна.
В 2020 году во время пандемии COVID-2019 особенно остро встал вопрос о прикладных навыках. Люди, которые могут самостоятельно решить свои проблемы с помощью интернета — умеют связываться с близкими по Skype, заказывать еду, развлекаться и обучаться, — оказались в выигрышном положении. Но выяснилось, что в России очень много людей, у которых нет компьютера и смартфона (или один компьютер на семью). Кроме того, многие пенсионеры, являясь владельцами банковских карт, понятия не имеют ни о банкинге, ни о покупках в интернете и до сих пор по старинке получают пенсию наличными.
Этой весной, когда наличные у российских пенсионеров закончились, они привычно двинулись в сторону отделения банка, порой даже мимо банкомата — к знакомому и понятному оператору (часть пенсионеров имела выписку по счёту в виде сберкнижки и не пользовалась пластиковыми картами). Но большинство отделений были закрыты в связи с пандемией. Через некоторое время банки придумали способ доставлять наличные пожилым людям с помощью курьера, которого можно вызвать по телефону, но всё же история про аналоговых пенсионеров в цифровом мире — очень грустная.
За рубежом дела обстоят не лучше. В Великобритании исследование «Доступ к наличным деньгам», проведённое по заказу правительства, показало, что 17% взрослого населения (более 8 млн человек) не пользуется банковскими картами.
Базовые цифровые навыки — первое, что необходимо освоить пенсионерам
В мире всё больше пожилых людей, получающих услуги через интернет, но пока ни одна страна не может похвастаться стопроцентной компьютерной грамотностью. Чему в первую очередь нужно научить пожилого человека, входящего в оставшиеся проценты? Ключевое понятие — «базовые цифровые навыки» (basic digital skills), то есть навыки, которыми владеет любой уверенный пользователь.
Вот основные навыки, которые помогут пожилому человеку стать чуть более независимым и счастливым:
Топ цифровых навыков пользователей в других странах
В Великобритании существует нацстандарт по базовым цифровым навыкам, свежая версия опубликована в 2019 году.
Начальный пользовательский уровень в Великобритании
Несколько лет назад Центр изучения пенсионных реформ (ЦИПР) провёл исследование «Иная старость: социальный портрет „продвинутых“ пенсионеров». В описанные специалистами атрибуты «продвинутого» пенсионера попало и использование интернета: покупки, соцсети, банкинг, госуслуги, почта, развлекательный контент.
Топ-3 цифровых навыков пенсионеров, которые продвигает правительство Сингапура:
На время карантина жители Сингапура получили бесплатный онлайн-доступ к основным СМИ. В мае 2020 года по телевидению Сингапура прошло шоу «Учись вместе со мной» — его ведущий и гости-знаменитости делились советами и рассказывали о любимых сервисах и приложениях. Обучающие занятия транслировались и онлайн. Пожилые люди Сингапура также могут связаться по телефону с цифровым волонтёром и задать ему вопросы.
Индивидуальные консультации по основным функциям часто используемых мобильных приложений или настройкам телефона пользователи могут получить на видеоплатформе Microsoft Teams. Покупки в интернете и банкинг для пожилой аудитории активно рекламируют блогеры. Опросы, проведённые в Сингапуре, показывают, что, хотя уровень социальной удовлетворённости у пенсионеров в связи с пандемией снизился, у тех из них, кто пользовался цифровыми технологиями, он оставался более высоким.
В Индии тоже борются с социальной изоляцией пожилых людей с помощью цифровых технологий. Местные благотворительные фонды учат своих пожилых подопечных пользоваться смартфоном, совершать онлайн-транзакции, бронирование, заказывать такси и оплачивать счета с помощью интернета, а также общаться в Сети и искать развлекательный контент.
Главным стимулом к цифровизации становятся социальные связи. 74-летняя жительница Австралии рассказала о том, что к цифровым технологиям её подтолкнула пандемия: книжный клуб, в котором она состоит уже 10 лет, впервые провёл встречу дистанционно. « Мы были вынуждены овладеть технологиями, чтобы сохранить качество жизни», — говорит пенсионерка. Дистанционно объяснить, как работает сервис, не так просто. Очень многие люди столкнулись с этим, занимаясь экстренной цифровизацией своих родителей на карантине. Но если есть мотивация, обучение продвигается быстро.
Австралийские исследователи из Института третьего возраста изучают влияние технологий на социальные связи пожилых людей. Они отмечают, что потребность в общении побуждает пожилых людей повышать цифровую грамотность. Если до пандемии человек был членом кружка или группы, то есть хорошие шансы, что встречи продолжатся в онлайне. « Я знаю 94-летнего мужчину, который уговорил своего 93-летнего приятеля купить старый iPad и научил его каждое утро нажимать на кнопку для видеозвонка», — рассказал один из преподавателей австралийского Университета третьего возраста.
Особенности обучения пожилых людей
При обучении пожилых людей необходимо учитывать их особенности. Это не только возрастные изменения — снижение активности, памяти и когнитивных функций, — но и жизненный опыт. Не стоит недооценивать людей пенсионного возраста, считая их зависимыми и безынициативными, и общаться с ними снисходительно, как с детьми. Возможность устанавливать приоритеты и принимать решения очень важна для пожилых студентов. Не менее важна и поддержка близких.
Мексиканские специалисты по цифровым технологиям рекомендуют учитывать при обучении пожилых людей следующие моменты:
Главным фактором является мотивация. Приступая к обучению, люди старшего возраста должны понимать, какие преимущества — понятные именно для них — дадут им новые знания. Бабушка сможет посмотреть любимый фильм онлайн и прокачать навыки садовода, а дедушка-рыболов узнает о местах с лучшим клёвом и найдёт расписание электричек. Или наоборот. Методики обучения также могут быть разными: кому-то достаточно одного объяснения, кто-то захочет конспектировать, одним удобнее изучать гаджеты по книге, другие предпочитают видеоуроки. Наберитесь терпения, объясняйте проще, будьте готовы к тому, что всё придётся повторить, и не один раз.
В России программы цифрового ликбеза пенсионеров есть во многих регионах, но в связи с пандемией непонятно, когда они возобновятся и как изменятся. Так что, если вы решили стать цифровым куратором для своего родственника, в этом году уже точно пора сделать это!
Более 90% участников группы топ-менеджеров прошли программу до конца. По среднему и малому бизнесу этот показатель был немного ниже. Это связано с тем, что для предпринимателей более актуальны и интересны курсы по привлечению инвестиций и финансированию, нежели по цифровой трансформации.
Наши гипотезы на старте частично подтвердились: многие участники отметили, что до прохождения программы они понимали важность цифровой трансформации бизнеса, но не имели комплексного представления о ней. Далеко не все руководители знали, какие есть инструменты автоматизации, как их внедрять, кто и как это должен делать.
Несмотря на то, что цифровизация — долгосрочный процесс, по окончании курса участники уже начали применять полученные знания на практике. Например, стали разрабатывать дорожные карты для трансформации предприятия, формировать новые проектные команды и даже новые направления бизнеса, начали взаимодействовать с технологическими партнерами. Так, компания Unilever в России на основании одного из предложенных фреймворков провела встречу с бизнес-командой по формированию приоритетов на 2021 год. Во время встречи удалось выявить болевые точки и определить для них возможные цифровые решения, а также расставить приоритеты с учетом бизнес-целей и ресурсных ограничений.