ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Когда дело доходит до технологий, большинство из нас воспринимает навыки пользования гаджетами как должное. Мы легко перемещаемся между приложениями и несколькими устройствами. Мы устанавливаем новое программное обеспечение, настраиваем множество учетных записей и легко преодолеваем технические препятствия, которые встречаются на нашем пути. К сожалению, эта картина не является нормой для многих пожилых людей.

Взаимодействие с технологиями может быть сложным для пожилых людей. Однако, когда навыками цифровой грамотности пренебрегают или их избегают, повседневные действия, такие как оплата счетов в интернете, покупки, визиты к врачу и даже социальные сети, могут быть непосильными. А после пандемии цифровой разрыв между пожилыми людьми и цифровыми навыками стал еще более очевидным: покупки, медицинские консультации, запрос муниципальных услуг — с ростом цифровизации и пандемией, которая ускорила этот процесс, многие повседневные действия стали более сложными для менее грамотных в цифровом плане.

Цифровая грамотность особенно необходима для одиноких пожилых людей: для участия в общественной жизни (выборы, политические дебаты в интернете), экономической деятельности (например, покупка/продажа товаров и услуг) и социальной интеграции (личные обмены, дистанционное спортивное обучение).

Цифровой разрыв

Одно исследование Pew (прим. Исследовательский центр) показало, что пожилые люди по-прежнему отстают от молодых людей, когда речь заходит о внедрении технологий: 41% вообще не пользуются интернетом, 23% не пользуются мобильными телефонами, а более 75% говорят, что им нужна помощь, чтобы научиться использовать новую технологию.

Причины

Сегодняшнее поколение пожилых – это люди, которые встретили появление на рынках первых компьютеров и телефонов в возрасте от 30 до 40 лет. Всё это было для них еще не известным, а обучаться чему-то новому с каждым годом становится сложнее.

Среди других причин отсутствия у пенсионеров компьютерных компетенций можно назвать ослабление коммуникативных связей, связанное с завершением карьеры. Окружение человека становится уже, выход на пенсию означает отсутствие потребности в обучении чего-либо новому.

Кроме того, к этому списку прибавляется и ухудшающееся состояние здоровья, не позволяющее тратить достаточно сил на изучение технологий.

Еще более важны доступные источники информации. К счастью, сегодня помощником в этом деле может стать даже обычный школьник, неравнодушный к помощи одинокому пожилому человеку. Уже несколько лет, библиотеки, службы социальной помощи пенсионерам, пенсионные сообщества, благотворительные фонды, центры, общества, движения помощи пенсионерам, волонтеры и другие организации по уходу за пенсионерами предлагают семинары, занятия, репетиторство и проекты по оказанию пожилым людям помощи в освоении основ информационных технологий. Результаты этих усилий по преодолению первоначального «цифрового разрыва» впечатляют:

Преодоление разрыва

Исследование Pew также дало положительные прогнозы: отношение пожилых людей меняется к лучшему, они улучшают свои цифровые навыки и чаще выходят в интернет. Целых 79% пожилых людей, регулярно пользующихся интернетом, согласны с утверждением, что люди, не имеющие доступа к интернету, находятся в невыгодном положении из-за того, что им может не хватать всей информации. Для сравнения, 94% согласны с утверждением, что в интернете сегодня найти информацию намного проще, чем это было раньше.

Итак, как мы можем помочь пожилым людям в нашей жизни развить как свои цифровые навыки, так и уверенность в себе? Создание практических цифровых навыков начинается с приверженности друг другу, последовательности и обучению. Вот несколько советов, которые помогут вам начать.

7 способов повысить цифровую грамотность

1. Планируйте время занятий.

Если вы помогаете пожилому человеку развивать свои цифровые навыки, очень важно запланировать специальное время для обучения. Обязательство и последовательность – ключ к достижению реальных результатов.

Если вы взрослый человек, обучающийся самостоятельно, выделите специальное время для обучения с четкими целями. Например: «Каждый день на этой неделе с 7:00 до 9:00 я буду узнавать, как настроить свою электронную почту и как обеспечить максимальную безопасность на всех своих устройствах».

2. Правильно подбирайте ресурсы

К счастью, появляется все больше и больше ресурсов, помогающих пожилым людям восполнить технологические пробелы, и большинство из них бесплатны.

Программы обучения, как правило, стандартны и разрабатываются с учетом возрастных особенностей пользователей. Уроки структурированы таким образом, чтобы пожилой человек продвигался по курсу постепенно и получал всю необходимую базу в информационных технологиях, чтобы выработать понимание и умение работы с компьютерами и смартфонами.

Доступные программы по обучению компьютерной грамотности:

1. « Азбука интернета»: программа создана при поддержке Ростелекома и пенсионного фонда РФ.

2. Авторский курс компьютерной помощи пожилым людям Neumeka.ru.

3. Компьютерная академия pc-pensioneru.ru.

4. Пособие zaprosto-internet.ru: Понятный интернет для пенсионеров.

5. Социальная кампания «Расскажи бабушке» от Общероссийского народного фронта.

3. Ставьте кибербезопасность на первое место

Онлайн-безопасность — это один из самых важных пунктов, которые вы можете обсудить с пожилыми людьми. Следование передовым методам, таким как установка ПО для обеспечения безопасности, использование надежных паролей с двухфакторной аутентификацией, понимание конфиденциальности данных и знание того, как идентифицировать мошенничество с фишингом и вредоносным ПО, являются фундаментальными компонентами цифровой грамотности.

4. Изучите медиаграмотность

Пожилые люди могут легко стать жертвой мошенничества, заговоров, розыгрышей и ложных новостей в интернете. Недавнее исследование, проведенное в Принстоне и Нью-Йоркском университете, показало, взрослые люди старше 65 лет в семь раз чаще публикуют фейковые новости и становятся жертвами этой лжи.

5. Избегайте технического жаргона.

Используйте обычные термины. Например, вместо гиперссылки используйте слово ссылка. Вместо URL скажите адрес веб-сайта. Вместо DM/PM – личное сообщение.

6. Будьте терпеливы.

Это миф (и неудачный стереотип), что пожилые люди не имеют возможности или не хотят изучать технологии. Откровенно говоря, они могут, и они делают. Однако физические и психические изменения являются частью процесса старения, а это означает, что повторение и терпение являются частью этого процесса. Рассмотрите возможность создания легко читаемых шпаргалок, чтобы подвести итоги урока дня.

Технологии влияют на нашу жизнь множеством способов, и никто не чувствует эту реальность сильнее, чем пожилые люди. Если вы окажетесь в привилегированном положении, обучая пожилых людей уверенности в себе в цифровом мире, напомните им о будущих достижениях и о том, что разрыв между «здесь» и «там» не так велик, как они себе представляли.

Юркин Е. Ю. , Цветков Д. Н.

ГОУ ВО МО “ГСГУ”

ГОУ ВО МО «ГСГУ»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Мы живем в быстро развивающемся и изменяющемся и мире. Нас окружает множество различных устройств, облегчающих жизнь, выводящую е на качественно новый уровень. Однако научиться пользоваться различными девайсами без посторонней помощи очень сложно, а порой невозможно. Особенно необходимо обучение, поддержка и помощь в освоении цифровой техники людям пенсионного возраста.

Проект «Цифровая грамотность для людей старшего возраста» является актуальным в решении проблем по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде. Основной задачей проекта – является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией. Благодаря обучению они получают общее представление о персональном компьютере, правилах и технике безопасности при работе в интернете, учатся набирать и форматировать тексты, обращаться с файлами и папками, самостоятельно выходить в интернет, пользоваться государственными порталами, сайтами и приложениями. Для многих такое обучение дает возможность реализовать себя в каких-либо новых сферах, а также сделает более удобным, простым и мобильным решение множества задач с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. С помощью интернета, они не выходя из дома могут оплачивать коммунальные услуги, а также выбирать различные товары, искать информацию о проводимых мероприятиях, просматривать расписание поездов и автобусов. Этот проект дает им возможность адаптироваться в современном обществе. Помогает улучшить качество их жизни, а также дает психоэмоциональную уверенность в себе.

На наш взгляд при обучении должны соблюдаться следующие моменты:

1. Информация должна подаваться в более понятной форме, в спокойном темпе, а также обязано присутствовать периодическое повторение материала, и постепенное ознакомление слушатель курса с различными «компьютерными» терминами;

2. Создание комфортных условий, доброжелательной атмосферы;

3. Теоретические основы курса, получаемые слушателем, должны сочетаться с практической работой на компьютере.

Такое обучение позволяет овладеть старшему поколению цифровыми навыками: получить общие знания об устройстве компьютера, работа с клавиатурой/компьютерной мышью и внешними периферийными устройствами; овладеть основными действиями с файлами, записью информации на внешние носители памяти; сформировать умения создания, редактирования, форматирования и сохранения текстовых документов и электронных таблиц; расширить возможности по поиску информации и работе Сети.

В ноябре-декабре 2019 года мы приняли участие в таком проекте на базе Коломенского Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и были приятно удивлены энергии и энтузиазму наших слушателей.

Компьютерные курсы для людей старшего поколения способствуют не только приобретению новых навыков в области информационных технологий, но сохранению активной жизненной позиции в условиях современного общества.

Современное общество требует от человека образованности, пластичности ума, способности быстро и эффективно принимать решения, легко приспосабливаться к стремительно меняющимся технологиям и условиям труда.

С каждым днем количество цифровых технологий растет. Не всегда можно и нужно поспеть за ее усвоением. Однако нельзя совершенно не владеть базовыми навыками пользования техническими устройствами или работой с сетью Интернет. Из-за всемирной цифровизации общество буквально заставляет уметь работать с информационными технологиями. Отсюда вытекает запрос общества на обучение данным навыкам. В особенности, людей старшего возраста.

Пожилые люди занимают значительную часть населения России, социальное положение которой существенно изменилось за последние годы. Из-за размытости понятия пожилого человека встает вопрос: кого можно им называть? Пенсионером может стать человек и не пожилого возраста, например, спасатель МЧС может выйти на пенсию уже в 40 лет.

Такие ученые, как антропологи, геронтологи и психологи, определяют периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большая часть мнений сходится на усредненных 60-65 годах. Существуют и другие показатели перехода из одной возрастной группы в другую, например, социально-экономические – изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Разрыв интересов между поколениями, интеллектуальное угасание, ограниченность жизни в связи с цифровизацией – все это проблемы, которые решаются созданием программ обучения. Например, на базе учебных заведений, школ и университетов, реализуются обучающие программы компьютерной грамотности внуками представителей старшего поколения, а старшее поколение учит потомков ремеслу: вязанию, вышиванию, столярному мастерству и так далее.

Из этого следует, что обучение возрастных людей способствует организовывать свободное время, актуализировать жизненно-бытовые навыки, не «выпадать» из социальной и информационной жизни.

Обучение взрослых имеет свои особенности, требует особой внимательности и учета множества факторов. Приведем некоторые рекомендации по взаимодействию с возрастными людьми:

Внимание к физическому состоянию человека. При первых признаках усталости нужно поменять учебную деятельность на отдых, либо сменить активную деятельность на пассивную.

Высокое отвлечение внимание. Нужно внимательно следить или создать условие, чтобы человек не отвлекался на внешние раздражители. Речь преподавателя должна быть спокойной, четкой, с паузами между словами и без глотания окончаний. Выражение лица должно быть дружелюбным и открытым.

Терпимость к забывчивости человека. К возможному грубому общению со стороны учащегося. Ни в коем случае нельзя выводить человека на конфликт, стоит перевести тему разговора.

Безразличие. Нельзя игнорировать вопросы человека, оставлять его надолго одного. Нужно создать условия защищенности и принятия, чтобы человек не чувствовал себя глупым, старым и беспомощным.

Поощрение. Пожилые нуждаются в частом поощрении своей деятельности. Желательно часто подтверждать правильность их действий и ответов.

Взаимоотношения между преподавателем и учащимся. Создать доверительные и заинтересованные отношения.

Способы обучения. Приветствуется игровая и проектная деятельность в обучении. Пожилые люди охотнее занимаются ручным трудом, нежели умственным.

Важно понимать, что с возрастом усиливаются болезни мозга. Деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и прочие заболевания, прогрессирующие у некоторого процента людей с возрастом. Поэтому начиная работать с человеком нужно точно определить: здоров ли он, адекватен, безопасен для общества и расположен ли к обучению.

Таким образом, вклад в непрерывное образование и самообразование должен стать не только временной мерой, но остаться хорошей привычкой на весь период жизни. Постоянная познавательная деятельность способствует решению многих проблем, связанных с возрастными изменениями мозга, таких как: забывание, быстрое умственное уставание, узость взглядов. Коммуникативных проблем, таких как: чувство отчужденности по причине непонимания времени и событий, людей других поколений. Досуговых проблем – посещение семинаров, курсов, или других групповых занятий способствует созданию социальных связей, дает психологически благоприятный климат, принадлежность к чему-либо.

Говоря о пожилых людях, нужно упомянуть о науке, изучающей старение человека во всех его проявлениях, а именно: «Геронтология – наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним». Данная область знания всячески опровергает устоявшиеся стереотипы о неизбежности ухудшения здоровья из-за увеличения биологического возраста. Сейчас старость не характеризуется только негативными представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями.

На основании научных трудов геронтологии можно описать методологические подходы, на которых должно строиться обучение пожилых людей. Это:

Личностных подход – принятие человека как единое целое, сформированное социокультурной средой. Человек в личностном подходе принимается как цель, на которую направлено обучение. Задачей в данном подходе является создание среды для самореализации и творческого потенциала.

Деятельностный подход – деятельность человека, направленная на становление целостности личности. Задача – выявить и поставить цели, спланировать их достижение и зафиксировать результаты.

Культурологический подход – развитие в человеке понимания ценности структуры мира. Освоение культуры в данном случае понимается как зарождение «человечности» в человеке. Задача педагога в этом случае – привитие толерантности к инаковости и заложение понимания современной культуры в разных сфера жизнедеятельности.

Этнопедагогический подход – обучение, строящиеся с помощью национальных традиций и ее культуры. Задача – использование национальных знаний обучающегося в качестве дополнения к занятию, в качестве примеров или подводок к материалу.

Для разных целей занятия должны использоваться разные методы и их подходы. Определяя понятие «метод» как способ достижения цели, можно полагать, что каждая ситуация требует от преподавателя владением большого количества методов обучения, а также способами их встраивания в тот или иной момент преподавания. При выборе метода обучения преподаватель также обязан опираться на особенности обучающегося, а именно приведенных ранее психологические и физические.

В современном мире насчитывается около 26 методов обучения. Рассмотрим более применимые в реальной ситуации:

Лекция – устная форма передачи информации, использующая наглядные материалы. Основа преподавания, используется при изучении нового материала.

Тренинг – практическая часть образовательного процесса, досконально прорабатывающая поставленную проблему со всех сторон, со всеми нюансами.

Ценностная ориентировка – метод ознакомления обучающихся с социальными и культурными правилами, способствующий лучшей адаптации к условиям реальной жизни и требованиям общества.

Метод кейсов – метод полноценного изучения и анализа реальной ситуации, возникающей в реальной жизни на практике, например – запись к врачу через Госуслуги.

Действие по образцу – метод демонстрации действия и его повтор. После ознакомления с новым действием или знаниям, учащиеся отрабатывают их на практике.

Работа в парах – учащиеся создают равноправную пару и распределяют обязанности между собой, оценивая и помогая друг другу.

Метод рефлексии – метод самостоятельного осмысления материала учащимися и побуждение у них способности к исследовательской деятельности.

Метод ротаций – данный метод состоит в том, чтобы закрепить за учащимися определенные роли, благодаря которым они могут получить разносторонний опыт.

Метод «Лидер-ведомый» – один учащиеся присоединяется к более опытному учащемуся для овладения незнакомыми ему знаниями, умениями и навыками.

Участие в официальных мероприятиях – метод посещения тематических выставок, конференций и так далее.

Модульное обучение – разбивка учебной информации на несколько самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.

Любой метод обучения может дать максимальный результат, если он будет пригоден для той или иной ситуации. Это можно установить только при помощи психологического анализа особенностей и учащихся. В педагогической деятельности нет какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход и отдавать предпочтение не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.

Стремительное увеличение продолжительности жизни населения, замедленное социальное старение и прочие положения современного общества ведут к смещению современной морали. Позднее создание семьи, откладывание получения высшего образования, увеличенный срок взросления, инфантилизм и беспечность, уход от реальной жизни в виртуальную – все это меняет отношения в обществе. Виртуализация заставляет людей ускорять свои импульсы, мозг и реакции, а более медленные люди вызывают к себе агрессию со стороны новых поколений. Пожилые люди более спокойные, менее адаптивные, не могут воспринимать информацию за секунды – это причина отторжения и вытеснения их из современной общественной жизни.

Главной задачей, встающей перед преподавателем, является не столько научить человека открывать браузер или включать компьютер, сколько убрать страхи человека перед неизвестным и научить его учиться. Невозможно обучить и изучить весь Интернет или разбираться в любой технике. Особенно, если принять во внимание постоянную смену всего: интерфейсов, технологий работы, введение новых функций и т.д. Важно научить человека дробить проблему и уменьшать ее, чтобы не впасть в отчаянье от размеров проблемы и не уверовать в собственной непригодности.

Важной мыслью стоит выделить то, что технологии – часть жизни, которую посильно заменить, но не сама жизнь, которую стоит тратить на технологии.

Греллер М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал // Психология старости и старения / Сост. О.В. Краснова, А. Г. Лидере. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 260.

Кондратов Б. Ф. « Третий возраст» и интернет // Информационное общество. 2009. Вып. 1. С. 64-75.

Кошарная, Г. Б. Особенности обучения пожилых людей / Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина // Интеграция образования. – 2013. – № 4 (73). – С. 57-61.

Чеканова Э. Е. Социальные процессы старения: структуралистко-констуктивистский анализ. – Саратов: Научная книга, 2004. – 312 с.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Интернет для пожилых людей

Из этой статьи вы узнаете:

Компьютер сегодня доступен любому желающему. Молодые люди предпочитают новые модификации компьютеров. А несколько устаревшие модели отдают родителям. Так что теперь Интернет для пожилых людей также доступен, вот только пользоваться им не все умеют.

Какую роль играет Интернет в жизни пожилых людей

Большинство пожилых людей заинтересовано в освоении компьютера и Интернета, но часто боятся даже начать учиться пользоваться этими неизвестными ресурсами.

Интернет-пространство – бездонный колодец информационных материалов, общедоступных и для пожилых пользователей. Интернет способен активно стимулировать их умственную деятельность.

Интернет, по сути, представляет собой информационный обмен одного компьютера с другими. В наше время достаточно подключиться к Интернету, чтобы пользователю стали доступны все свободно размещённые запасы знаний. Это так удивительно: человек, не выходя из дома, может отыскать материалы, собранные миллионами людей в течение столетий.

Интернет охватил все области жизнедеятельности людей: медицину, образование, путешествия, занятия спортом, книги, фильмы, музыку, игры и т.д. Каждая из этих областей представлена миллионами интернет-страниц.

Смысл информирования через Интернет заключается в том, чтобы заменить традиционное издание и дальнейшее распространение изданных материалов публикацией на интернет-ресурсах в режиме реального времени. Нужно сказать, что газетный рынок и издательское дело несут непоправимый урон от этого, ведь новости в Интернете могут выкладываться даже не ежедневно, а практически сразу же, сиюминутно.

Вспомните, как ещё несколько лет назад вы планировали свой отпуск. Для заказа путёвки и получения необходимой информацию вам нужно было поехать в турфирму самому либо попросить прислать информационные буклеты по почте, обзвонить другие турфирмы для сравнения услуг и расценок, дозвониться в справочные бюро, чтобы узнать расписание поездов или самолётов, поехать на вокзал/аэропорт за билетами, забронировать по телефону номер в гостинице.

А в наши дни люди самостоятельно могут найти все нужные им сведения в Интернете: советы по планированию отпуска, подробные описания туристических маршрутов, новости об акциях, скидках и льготных путёвках, расписания транспорта, адреса гостиниц и многое другое. Люди могут, не выходя из дома, найти самые выгодные рейсы, купить и распечатать билеты, оформить бронь на отель и экскурсии, разослать все необходимые распоряжения подчинённым по работе, отправить отсканированное заявление на отпуск и т.д.

С Интернетом можно прекрасно провести свободное время. Онлайн можно разгадывать кроссворды, играть в шахматы, смотреть любимые сериалы и шоу-программы, обучаться новому, разговаривать с близкими по Скайпу.

Кстати, Скайп пришёлся по вкусу пожилым людям, которые стали называть его видео-телефоном. Скайп – уникальная программа, позволяющая совершенно бесплатно увидеться с родственниками и друзьями, вне зависимости от того, в каком месте земного шара они находятся в данную минуту.

Какова польза Интернета для пожилых людей

Интернет без конца критикуют, бранят, осуждают. К этому все уже привыкли. Но в чём его вина?  Самые типичные обвинения строятся на том, что из-за Интернета многие:

Поверьте, вся эта критика направлена, в основном, на молодое и среднее поколение людей, а также детей. Но, пожалуйста, подумайте о другой категории: пожилых людях старше 50 лет. Эти люди способны стать хорошими пользователями компьютера и Интернета. Но, в отличие от молодёжи, они рационально дозируют время своего пребывания в Интернете. Это означает, что пожилым людям более открыта ценность времени, в результате чего они стараются жить организованной жизнью, успевая и на пешую прогулку пойти, и знакомых в больнице навестить, и на даче потрудиться, и в клубе по интересам с ровесниками пообщаться, и по Скайпу с детьми поговорить. Пожилые люди читают привычные им печатные газеты и книги, регулярно покупая их или получая в библиотеке, но, в то же время, с удовольствием пересматривают информацию и в Интернете. Пожилые люди не представляют своей жизни без традиционных походов в кинотеатр, но, в то же время, охотно просматривают сериалы и ролики в Интернете.

Молодым людям на самом деле не стоит пропадать за компьютером сутки напролёт в ущерб семье, работе, бытовым заботам, увлечениям. Многие молодые люди заняты строительством карьеры и отношений с любимыми людьми. Им действительно нужно в большей мере заниматься реальной жизнью, а не виртуальным миром на мониторе, общением с «живыми» коллегами, а не с ботами в социальных сетях.

Прорастание в мире компьютерных иллюзий никогда не пройдут без печальных, драматических последствий. Доказательств тому масса. Наша статья имеет несколько другую тему. Мы говорим о значении Интернета именно для пожилых людей.

Учёными доказано, что регулярное использование Интернета пожилыми людьми приносит им моральное удовлетворение, что они в своём возрасте также могут овладеть новыми технологиями, что им хватает интеллекта для изучения разных программ и компьютерных процессов. А удовлетворение для пожилых людей – хорошая терапия. И это ещё не всё. Учёные доказали, что  пожилые люди, пребывая онлайн, меньше подвержены процессам старения и риску инсультов. Интернет оказывает неоценимое положительное влияние на пожилых людей.

Навороченный процесс поиска информационных материалов в сети Интернет представляет собой отличный стимулятор деятельности мозга. Исследователи при помощи различных приборов (например, магнитно-резонансных сканеров для измерения коэффициентов функциональной мозговой активности) доказали тот факт, что, пользуясь Интернетом, люди выполняют несколько одновременных задач. Их мозг изучает тексты и изображения, концентрируется на происходящем на мониторе, запоминает множество необходимых данных, переключается с одной вкладки на другую и т.п. Для пожилых людей – это гиперактивная зарядка для мозга!

Процесс поиска, последующего чтения искомых материалов и просматривания видеороликов стимулирует работу головного мозга больше, чем классическое прочтение печатных книг, газет и журналов. Причём действие это фиксируется в течение достаточно длительного времени. Вот и получается, что пожилым людям не нужно отказываться от того, чтобы побыть пару часов в Интернете.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

А ещё, благодаря Интернету многие пожилые люди стали зарабатывать деньги. Эти деньги – не только дополнительный доход к пенсионному пособию, это, в первую очередь, чувство значимости и нужности, возможность реализовать свои навыки, знания, опыт. Пожилые люди продают на специальных интернет-ресурсах собственноручно связанные, вышитые, изготовленные творения, пишут статьи на заказ, дают частные уроки по Скайпу. В этом ещё одно преимущество Интернета.

Конечно, многие пожилые люди ещё только мечтают о том, чтобы найти подработку в Интернете. Они не уверены, справятся ли. Они не знают, где этому можно было бы поучиться. Они испытывают растерянность, потому что не знают, с чего начать. И здесь, несомненно, нужно поддержать пожилых людей, ведь все когда-то были новичками. К счастью, есть множество онлайн-курсов, дающих достаточную меру знаний для старта, есть онлайн-консультации тех, кто уже много лет благополучно работает в Интернете.

О чем общаются пожилые люди в Интернете

В каждом дворе вы обязательно увидите разговорчивых бабушек на скамеечках. В Интернете тоже есть свои «скамеечки» – виртуальные. О чём разговаривают пожилые люди в Интернете?

Во-первых, истории собственной молодости. Полузабытые, несовременные, но такие родные. Пожилые люди озвучивают их снова и снова. Вы спросите, зачем? Ради чего оглядываться в прошлое? Ради чего хранить эти истории в памяти? Дело в том, что пожилым людям вернуться в то время, где они были счастливы, очень важно и полезно.

Во-вторых, чьи-то истории. Кто и когда родился, на ком женился, кого родил, чего достиг или что натворил, и, обязательно, как умер. По такому сценарию описываются истории всех знакомых. Иногда с осуждением, иногда с жалостью. Но, поверьте, в таких разговорах больше пользы, чем вреда. Уж лучше такие разговоры, чем глубокие депрессии и нежелание жить.

В-третьих, обыгрывание вопроса «Как поживаешь?». Они живут на пенсию, которой не хватает. Они понимают, что жизнь близка к завершению, а мало что в ней увидели. Они осознают, что дальше будет ещё печальнее. Не нужно воспринимать это, как жалобы. Эти проговаривания дают не меньший эффект, чем консультации психологов.

Где пожилому человеку научиться пользоваться Интернетом в Москве

Вот пять компьютерных курсов в Москве, самых подходящих для пожилых людей:

Сети все возрасты покорны

Это регулярные благотворительные уроки интернет-грамотности для пожилых людей, организованные благодаря поддержке компании МТС.

Курсы включают в себя шесть уроков. Пожилые люди изучают:

Обучение разработано с учётом потребностей и социально-психологических особенностей пожилых людей. Обучение построено на том, что опытные пользователи передают свои навыки новичкам. Посетители курсов становятся членами интернет-сообщества, чтобы иметь возможность дальнейшего общения в сети «Одноклассники» и освоения интернет-пространства.

Бесплатный курс интернет-грамотности для пожилых людей

Благотворительным Фондом «Связь Поколений» для пожилых людей организован специальный компьютерный класс. В нём пожилые люди смогут освоить азы работы с Интернетом, необходимыми интернет-сервисами и онлайн-ресурсами. Во время обучения пожилых людей научат вносить плату за услуги ЖКХ, заказывать лекарства онлайн, пользоваться Скайпом, общаться с близкими в социальных сетях. Единственное условие для записи в компьютерный класс – элементарные навыки владения компьютером.

Мастерская компьютерного гения

Эти курсы были основаны в 2009 году для пожилых людей. На них бабушки и дедушки могут освоить многие компьютерные премудрости:

Здесь пожилые люди могут обучаться компьютерной азбуке в будничные дни с 10.00 до 12.00. Теоретические занятия в этом курсе чередуются с практическими.

Учебный центр компьютерного образования

В этом центре комплектация групп происходит в соответствии с возрастом. Форма проведения занятий отличается спокойным темпом, регулярными повторениями освоенных терминов, систематическим возвращением к ранее изученным навыкам. Пожилые люди в среде своих ровесников быстро адаптируются, самостоятельно организуют качественную работу в команде (советский коллективизм дал им бесценные навыки в этом вопросе), не стесняются обращаться за помощью, изучая сложные вопросы, охотно сами помогают отстающим в команде. Эти факторы делают компьютерное образование результативным и увлекательным.

Как пенсионеру самостоятельно освоить Интернет

У многих пожилых людей получается легко и свободно обращаться со всеми гаджетами. Даже тема «аутсорсинг it» не пугает их. А для многих запоминание алгоритма действий становится непреодолимым барьером, им нужна чья-то постоянная помощь.

Для домашнего обучения пожилых людей компьютерным основам идеально подходят планшеты. Ведь часто сложности возникают с выключением компьютера и с использованием мыши. Пожилые люди без проблем запоминают функцию выключения гаджета при помощи одной кнопки. Они также быстро осваивают способ зарядки планшета. Но пожилым людям понадобятся крупногабаритные планшеты (например, десятидюймовые). В вопросе использования Интернета самым лучшим решением будет установка в доме Wi-Fi-роутера, а не мобильного безлимитного Интернета, который имеет некоторые ограничения.

7 советов как научить бабушку пользоваться Интернетом

Часто пожилые люди опасаются того, что по незнанию что-то испортят или сломают в компьютере. Большинство пожилых людей уверены, что их разум уже не способен освоить компьютер и Интернет. Но это не так. Интернет очень актуален для людей в возрасте! В наши дни множество пенсионеров успешно обучается на компьютерных курсах. Бабушки и дедушки умеют работать за компьютером, беспроблемно пользуются Интернетом, занимаются онлайн-бизнесом, зарабатывая хорошие деньги!

Никакие другие категории людей не извлекли бы столько пользы от компьютера и Интернета, сколько извлекают её наши бабушки и дедушки!

Многие страхи исчезают сами собой после того, как пожилому человеку объяснят и покажут, насколько полезным может оказаться для него компьютер и Интернет.

«Я боюсь, что не смогу изучить компьютер»

Многие пожилые люди подвержены страху в освоении компьютера. Старики убедили себя в том, что это настолько трудно, что практически невозможно в их возрасте.

Поговорите с пожилыми людьми о том, что несколько лет назад компьютерами могли пользоваться только немногие обученные специалисты. Но сегодня пользоваться компьютером может каждый желающий, потому что вся эта техника стала надёжной, простой в управлении, практичной. Сегодня не нужно быть дипломированным специалистом, чтобы пользоваться компьютером.

Сеть Интернета также стала организованной, упорядоченной, систематизированной. Разобраться в ней сегодня могут даже самые неопытные пользователи.

«Мне привычнее читать на бумаге, чем на экране компьютера»

Ещё одна проблема в освоении компьютера, возникающая у пожилых людей – дискомфорт при чтении информации на мониторе. Старики привыкли читать тексты, напечатанные на бумаге.

Однако сегодня есть множество настроек экранов компьютеров и интернет-браузеров, позволяющих увеличить шрифт до комфортного размера, откорректировать яркость и резкость экрана, систематизировать нужные закладки в одном месте и в нужном порядке.

Ввод информации на клавиатуре

Ещё одна из наиболее частых проблем связана с использованием клавиш на клавиатуре. Пожилым людям сложно ввести информацию при помощи клавиатурных клавиш. Научите пожилых людей пользоваться мышью. Объясните им, что пользоваться мышью легче, чем клавиатурой. Да и работа с клавиатурой сегодня сильно упрощена. Компьютер сам подсказывает нужные слова – достаточно ввести первые пару букв в поисковой строке, и система выдаст несколько подсказок для выбора.

Что до набора текста на клавиатуре, скажем следующее: чем чаще пожилые люди будут печатать тексты, тем скорее они научатся делать это качественно, быстро, не глядя на клавиши.

Сегодня даже дошкольники сходу осваивают компьютер и Интернет. Разница с поколением пожилых людей существенная и очевидная. Но, несмотря на эту разницу, люди преклонных лет могут также успешно освоить все эти компьютерные премудрости.

Обучение пожилых людей должно продвигаться от самого простого к более сложному. Поэтому для старта предложите пожилому человеку поиграть в простую игру при помощи мыши. Навык управлять мышкой тренируется в течение одной-двух игр.

Значительную пользу в освоении компьютера оказывают социальные сети. Они привлекают пожилых людей и незаметно учат их овладевать разными компьютерными секретами.

Страх перед необходимостью освоения объёмных знаний для пользования компьютером или Интернетом

Это – очередное заблуждение. Чтобы освоить компьютер, пожилому человеку не обязательно зазубривать названия всех комплектующих. То же можно сказать и об Интернете.

Подумайте: человек водит автомобиль, представления не имея о том, как называются разные штучки под капотом, каким образом они работают и как их в случае чего отремонтировать. Та же аналогия и с компьютерами! Не нужно лезть в дебри. Для пользования компьютером достаточно самых элементарных навыков!

Современный компьютер устроен таким образом, что множество «неразрешимых» сложностей устраняется при помощи простой перегрузки, без обращения к компьютерному мастеру.

29 сентября отмечается День пожилого человека. Разбираемся, что не так с курсами для пенсионеров, при чем тут синдром выученной беспомощности и как вовлечь пожилых в цифровой мир

Об авторе: Сергей Гребенников, замдиректора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

С возрастом люди обычно хуже ориентируются в digital-среде и современных технологиях. Недостаток цифровой грамотности у старшего поколения — общемировая проблема, которая входит в повестку таких организаций как ЮНЕСКО и Всемирный экономический форум. По результатам «Цифрового диктанта» за 2021 год в России именно аудитория 60+ отличается самым низким уровнем цифрового потребления и владения цифровыми ресурсами. Пенсионеры, особенно неработающие, менее всего приспособлены к digital-среде, в том числе в плане финансового поведения. Так, в 2017 году почти 30% россиян старше 60 лет вообще не пользовались финансовыми продуктами — за исключением карты для получения пенсии. Причем оплату услуг большинство из них совершает через офисы банков (80%) или отделения «Почты России» (больше половины). Мобильным и интернет-банком пользуются лишь 5% и 4% пенсионеров соответственно.

Отсутствие цифровых компетенций делает пожилых людей легкими жертвами мошенников. Особенно остро эта проблема встала во время пандемии, когда число случаев телефонных и киберпреступлений в стране выросло в полтора раза.

Но уязвимость перед лицом мошенников — не единственное, чем вредит пожилым людям слабая цифровая грамотность. Не умея пользоваться диджитал-продуктами, пенсионеры испытывают сложности с такими рутинными задачами, как получение госуслуг и оплата ЖКХ, поиск лекарств, заказ продуктов на дом, вызов такси, получение консультаций, настройка тарифов или подключение ТВ-каналов. Опасаясь электронной торговли, пожилые люди предпочитают закупаться офлайн — но из-за проблем со здоровьем многим бывает непросто дойти даже до ближайшего магазина.

Азбука интернета для пенсионеров

Причины нехватки цифровых компетенций у пожилых достаточно очевидны. Ослабление социальных связей, завершение карьеры, состояние здоровья — все это снижает интерес к освоению чего-то нового. Очень заметно на цифровой регресс влияет отсутствие занятости — поскольку она, как правило, связана с работой за компьютером. С выходом на пенсию необходимость пользоваться даже простейшими программами обычно отпадает, поэтому безработные россияне по уровню цифровой грамотности заметно отстают от трудоустроенных.

Среди причин низкой цифровой грамотности пенсионеров часто называют недостаток доступной информации. Решить эту проблему пытаются многие государственные и общественные организации, запуская образовательные и просветительские инициативы. Так, с 2014 года в городах России работает совместный проект «Ростелекома» и Пенсионного фонда РФ «Азбука интернета», цель которого — обучение пенсионеров и людей с ограниченными возможностями основам работы с компьютером и интернетом. У Общероссийского народного фронта проходит социальная кампания «Расскажи бабушке» по защите пожилых людей от мошенничества, а Банк России проводит для граждан старшего возраста онлайн-занятия по финансовой грамотности. Множество материалов по повышению цифровой грамотности собрано на портале «Цифрового диктанта» — ежегодной всероссийской акции по проверке цифровых компетенций, одним из организаторов которой стал РАЭК.

Кроме того, косвенно помогают подтянуть цифровые навыки такие социальные программы как «Московское долголетие» и «Активное долголетие», которые включают в себя множество дистанционных мероприятий и лекций — например, по выбору подходящего финансового продукта.

Решения не для всех

Однако доля пожилых людей, которые посещают подобные программы, очень мала. Так, в 2021 году обучение на «Азбуке интернета» прошли 43 тыс. человек. Тем временем в России проживают 42,6 млн пенсионеров — это значит, что на курс записались 0,1% из них! И даже если взять общее количество выпускников программы за семь лет, 400 тыс., это все еще менее 1% от всех пенсионеров страны.

Безусловно, нельзя преуменьшать роль этих инициатив: возможность бесплатно и в доступном формате приобрести цифровые навыки имеет огромное значение для пожилых людей. Но, к сожалению, сегодня этих мер крайне недостаточно. Дело в том, что образовательные курсы рассчитаны в первую очередь на активных пенсионеров, которые сами хотят подтянуть свои компетенции в «цифре». К сожалению, у многих пожилых людей нет желания осваивать новые технологии: они считают, что это для них слишком сложно или попросту не нужно.

Существует такой феномен как выученная беспомощность — мироощущение, когда человек убежден, что он не контролирует свою жизнь, а все попытки что-то изменить обречены на провал. Нередко это состояние испытывают люди старшего возраста, и отсутствие интереса к цифровому просвещению — лишь одно из его проявлений.

Польза ответственности

Парадоксально, но иногда причиной выученной беспомощности может стать чрезмерная опека со стороны близких. Если родственники, пусть и из благих побуждений, берут на себя все заботы пенсионера, вплоть до самых обыденных: покупают продукты, решают бытовые вопросы, организуют досуг, — у человека исчезает ощущение контроля над своей жизнью. А это может иметь крайне негативные последствия.

Этот факт подтвердил знаменитый эксперимент 1976 года, который провели психологи Эллен Лангер и Джудит Роден в одном из домов престарелых штата Коннектикут. Исследователи выбрали две группы испытуемых — обитателей второго и четвертого этажей. Жителям четвертого этажа дали возможность самим принимать решения относительно своего образа жизни и распорядка дня: например, выбрать растение и заботиться о нем, решить, на какой фильм пойти, сообщить, что они хотят изменить в своей комнате. Жителям второго этажа сохранили привычный уклад в окружении заботы персонала — в частности, подчеркивалось, что ответственность за их благополучие лежит на руководстве, а им ничего не придется делать.

Через три недели выяснилось, что представители группы с увеличенной ответственностью намного более удовлетворены своей жизнью (по результатам опросов самих испытуемых). Эти же выводы подтвердил медперсонал дома престарелых. Эффект сохранился и через полгода, более того — смертность в группе четвертого этажа оказалась в два раза ниже, чем у жителей второго этажа.

Счастливая цифровая жизнь

Эксперимент показал, что самостоятельный выбор и ответственность за свои решения позитивно влияют на общее состояние человека. Это особенно важно для пожилых людей, у которых в силу ограничения физических (и нередко финансовых) возможностей сужается зона контроля над своей жизнью. Неудивительно, что это может привести к разочарованию в своих силах и нежеланию узнавать что-то новое — не говоря уже об освоении цифровых продуктов.

Между тем именно цифровая грамотность дает пенсионерам больше возможностей, чтобы распоряжаться своей жизнью. Так, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым сложно ходить в магазин, могут самостоятельно заказывать продукты через приложение — а не примиряться с тем, что привезли родственники. В интернете пожилые люди могут находить подходящие варианты досуга, выбирать фильмы для просмотра, искать собеседников для онлайн-общения. Это не только способно сделать жизнь более интересной и разнообразной, но и позитивно влияет на общее состояние.

Реклама в метро

Часто авторы социальной рекламы ошибаются с выбором каналов. Так, недавно на YouTube появилась серия коротких роликов с Леонидом Агутиным, посвященная базовым правилам цифровой безопасности. Сама идея неплохая: и в части контента, и в плане выбора лица кампании — поскольку Агутин знаком большинству представителей старшего поколения. Но сами видеоролики были размещены на YouTube и в соцсетях — на площадках, где пенсионеры не составляют большой доли аудитории.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *