Функциональная
грамотность и цифровые образовательные технологии
Одним из направлений
совершенствования образования в России является усиление внимания к
формированию функциональной грамотности. Леонтьев А.А.: «Функционально
грамотный человек — это человек, который способен использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений» 1 .
В соответствии с
международными исследованиями более половины выпускников основной школы имеют
только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать
приобретенные в школе знания в простых, знакомых ситуациях, а около пятой части
выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования
хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень
способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся.
Почему же цифровые
технологии и функциональная грамотность связаны?
Феномен детства меняется,
и цифровизация — один из ключевых факторов, влияющих на эти изменения. Интернет
становится важным агентом социализации, составляя конкуренцию семье и школе.
Ученые выяснили, что интенсивность использования интернета за последние 6 лет
существенно возросла и среди взрослых, и среди детей: каждый второй подросток
проводит онлайн около 6 часов в день, а каждый пятый — 9 часов и больше.
Так или иначе, детей
необходимо учить существовать в рамках цифры. Такой навык — это один из
подвидов функциональной грамотности — умения применять полученные знания в
жизни. Как никогда сегодня важная цифровая компетентность детей — и
на нее так или иначе направлены все цифровые средства, подвластные
учителю.
Учителя и ученики
адаптируются к нововведениям. Происходит поиск новых удобных путей
коммуникации, форм проведения уроков и методов.
Понятие цифровые
образовательные технологии, часто подменяют понятием цифровой
образовательный ресурс.
– информационный
образовательный ресурс, хранимый и передаваемый
в цифровой форме. Однако понятие технология включает в себя
способы работы (алгоритм действий), её режим. Исходя из этого, цифровые
образовательные технологии – это способ организации образовательной
среды, основанной на цифровых технологиях.
В состав цифровых
образовательных технологий включают следующие инструменты:
, РЭШ, Яндекс.Учебник,
Учи.ру);
При онлайн обучении
используют различные коммуникационные сервисы, такие как Skype, Zoom,
Merapolis, Uberconference, FreeConferenceCall.com и другие. Основными
функциями этих приложений является возможность проведения видеоконференций в
режиме реального времени, запись лекции, демонстрация экрана. Различия состоят
в количестве человек, которые можно подключить к одной конференции. Так в
Skype можно собрать до 50 человек, в бесплатной версии Zoom – до 100 человек,
в бесплатном пакете Uberconference – 10 человек, FreeConferenceCall.com 1000
человек. В некоторых сервисах есть ограничения по времени, так в
в бесплатном пакете не более 40 минут.
Таким образом,
использование цифровых технологий в новых образовательных реалиях подталкивают
учащихся к применению знаний в новых условиях, стимулирует их к компактному и
структурированному изложению информации, что ведёт за собой развитие
функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной,
финансовой, ИКТ – грамотности и других.
Скачано с www.znanio.ru