ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Цифровая грамотность — это способность человека разбираться в цифровых технологиях и гаджетах. Почему люди считают, что цифровая грамотность упрощает жизнь и приносит пользу, какие навыки говорят о том, что вы владеете цифровой грамотностью, и как эту грамотность повысить — об этом в нашей статье.

Почему важна цифровая грамотность?

Сегодня развитие цифровой грамотности жизненно необходимо. Если человек не умеет пользоваться цифровыми технологиями, он упускает много возможностей.

Навыки цифровой грамотности позволяют:

Но самое главное, обладая цифровой грамотностью, человек чувствует себя защищенным в сети — он понимает, как распознать мошенника, защитить себя от фишинговой атаки или сохранить свои персональные данные в тайне.

Ещё цифровая грамотность помогает не нарушить закон в интернете и отличить реальную новость от фейка. И это далеко не полный список причин. Но чтобы всё это уметь, пользователю нужно освоить определенные навыки.

Что такое цифровая грамотность?

Цифровая грамотность — это способность находить, оценивать, использовать, создавать контент и делиться им с помощью онлайн-ресурсов, таких как сайты, соцсети, видео и электронные книги.

Цифровая грамотность — это обширный термин, который охватывает всё, что связано с цифровыми данными: технологии, ресурсы, программы, приложения и результаты от их использования.

Если вы нашли эту статью через поисковик, вбив запрос в поисковую строку, вы использовали сразу несколько навыков цифровой грамотности:

Когда вы ищите информацию в интернете, создаете страничку во ВКонтакте, читаете электронную книгу, отмечаете дату рождения друга в онлайн-календаре или используете приложение для вызова такси, вы демонстрируете цифровую грамотность.

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.

Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры

Created: Tuesday, 01 November 2022

Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают все новые и новые сферы деятельности. Для комфортной жизни в современном обществе необходимо, чтобы каждый человек чувствовал себя уверенно в цифровой среде, был способным к объективной оценке получаемой информации. Перед обществом встает проблема преодаления разрыва между поколениями в отношении цифровых технологий. Возникает необходимость в навыках, позволяющих безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.

Появилось понятие «цифровая грамотность», которое вышло за рамки умения только использовать компьютер и сегодня рассматривается в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Способность пользоваться контентом на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми – эти жизненные навыки входят в понятие цифровой грамотности. Какие еще цифровые навыки нужны в современном мире? Что же еще входит в понятие цифровой грамотности?

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности стало базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Цифровая грамотность содействует самообразованию и приобретению важных жизненных навыков гражданина информационного общества, то есть служит катализатором развития.

Сегодня требуется непрерывное развитие цифровой грамотности граждан – важных жизненных навыков, влияющих на все области современной жизни и профессиональной деятельности. Назрела необходимость ввести новое направление по обучению цифровой грамотности в школах. Необходимо научить школьников свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.

По вашему мнению, цифровая грамотность – это необходимость или важный жизненный навык?

Уважаемые коллеги! Предлагаем обсудить следующие актуальные вопросы:

Чему учит цифровая грамотность?Как оценить свой уровень цифровой грамотности?Как влияет цифровая образовательная среда на формирование и развитие цифровой грамотности педагогов и учащихся?Как обучать цифровой грамотности в школе?

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Учебное пособие имеет целью ознакомление школьников с основами цифровой грамотности и кибербезопасности. Представленные учебные материалы устанавливают логическую связь между компонентами цифровой грамотности и содержательными линиями школьного курса информатики, способствуют овладению цифровой грамотностью, осмысленному и системному практическому использованию цифровых навыков.

Учебное пособие рассказывает об основах цифровой грамотности и кибербезопасности.

Цифровая грамотность является основой продуктивного и безопасного использования цифровых технологий для решения практических задач в условиях всеобщей цифровизации и цифровой трансформация образования. Отсутствие цифровой грамотности создает угрозу для физического и психологического здоровья, социального благополучия личности, ограничивает человека в реализации гражданских прав, получения государственных услуг, онлайн-коммуникации и совместной работы, подвергает опасностям кибермошенничества, нарушения информационной безопасности.

Информатика как учебная дисциплина обладает широким дидактическим потенциалом в сфере формирования цифровой грамотности. Однако содержание информатики требует своей модернизации в аспекте цифровой составляющей.

Авторы учебного пособия предлагают дополнить школьный курс информатики новым разделом «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», содержание которого представлено в этом издании. Представленные материалы устанавливают логическую связь между компонентами цифровой грамотности и содержательными линиями школьного курса информатики.

В пособии представлено семь разделов, каждый из которых соответствует определенной области цифровой грамотности.

В первом разделе освещаются вопросы основ аппаратного и программного обеспечения. Формируется представление о многообразии цифровых устройств, об их характеристиках, функционале и общих принципах работы, готовность применять на практике современные цифровые технологии.

Главной задачей второго раздела является развитие умений формулировать информационную потребность, быстро и эффективно находить необходимую информацию в сети Интернете, сравнивать и объединять различные типы информации, идентифицировать, находить, извлекать, хранить, передавать, систематизировать и анализировать цифровую информацию, оценивать ее актуальность и цель, объективность и полезность; формулировать выводы о каком-либо факте и принимать взвешенное решение на основе критического анализа надежности и достоверности источника информации.

Третий раздел имеет целью формирование представления об особенностях интернет-коммуникации, способствует развитию умений выбора оптимальных способов совместного использования цифровых технологий для удовлетворения личных и общественных интересов, достижения полезных и продуктивных результатов онлайн-общения, совместной деятельности в составе сетевой группы в соответствии с новыми возможностями, предоставляемые новыми цифровыми технологическими инновациями.

Четвертый раздел направлен на развитие умений создания и редактирования качественного цифрового контента в различных форматах с использованием доступных цифровых инструментов и сред.

Пятый раздел обеспечивает возможность прогнозирования рисков социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве; способствует формированию ответственного отношения к управлению личным присутствием в сети, управлению своей безопасностью, благополучием, формирование представления о позитивном и негативном воздействии цифровых технологий на человека и общество, распознавание и избегание опасного поведения в цифровой среде.

Шестой раздел способствует принятию обоснованных решений при выборе цифровых средств в соответствии с целями и потребностями человека, обеспечивает выбор актуального цифрового инструментария для обучения и решения проблемных ситуаций в цифровой среде.

Седьмой раздел знакомит с перспективными направлениями, в рамках которых можно овладеть востребованной и интересной профессией, которая актуальна в цифровом обществе.

Учебное пособие по каждому разделу содержит теоретические материалы и практические задания, которые помогут Вам последовательно продвигаться от мотивации к овладению цифровой грамотностью, приобретения цифровых навыков при общем способе выполнения учебных действий и на предметном содержании школьного курса информатики к осмысленному и системному практическому использованию цифровых технологий для решения конкретных практических задач.

Файлы

Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.

Оля Ежак для Skillbox Media

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.

Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:

А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.

Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.

Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.

Да, но только в одной области. И то не факт: вы можете не сообщать никому , но дать взаймы написавшему в мессенджер старому знакомому, у которого что-то случилось. А потом окажется, что его страница в соцсети взломана и на самом деле вы перевели деньги мошеннику.

Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.

Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.

Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.

О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.

Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.

А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.

Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.

Внимательно изучать всё вокруг — читать сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков необходимых для учащихся и педагога начальных классов. | Ульянова Светлана Олеговна. Работа №255600

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков, её роль для учащихся и педагога начальной школы.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков.  включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

Можно выделить уровни содержательных показателей информационной грамотности личности:

1. : осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.

2. : не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.

3. : не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.

Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу.

Традиционная грамотность – это умение читать и писать. Но сегодня этих навыков недостаточно. Неотъемлемая часть жизни современных взрослых и детей – гаджеты. И важно не просто уметь пользоваться цифровыми устройствами, но глубже понимать современные технологии, чтобы использовать их эффективно и безопасно. А ещё важно уметь находить, корректно использовать и создавать информацию, осознавать возможные риски и соблюдать определённые меры предосторожности. Всё это и есть цифровая грамотность.

Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.

Под термином “информационная грамотность” понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.

Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности . Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новымиОсобенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

И сейчас, и в будущем учитель не только должен давать готовые знания, но и научить ученика добывать их и грамотно использовать: его задача научить детей учиться. Ключевыми компетенциями, которыми должен обладать учитель будущего, с одной стороны, являются . Педагог должен демонстрировать знания современных технологических тенденций, навыки работы с электронными образовательными ресурсами, современными гаджетами и приложениями.

читель будущего должен иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию, проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения. Учителю начальных классов необходимо использовать возможности социальных сетей для профессионального развития, перенимать опыт передовых учителей в сети, ходить, рекомендовать и распространятьдолжен уметь создавать, редактировать и распостранять мультимедийный контент, использовать онлайн-инструменты для внедрения современных педагогических практик, создавать презе, вести группы для учеников и родителей

7 навыков цифровой грамотности, которые могут улучшить вашу жизнь

Цифровая грамотность уже прочно вошла в нашу жизнь. Осведомленность об информационных технологиях стала обязательным требованием не только для работников, но и для студентов и даже школьников.

Так, Минкомсвязь России с 2013 года внедряет курсы основ цифровой грамотности в учебные программы ведущих российских вузов. А к 2024 году министерство планирует обучить цифровой грамотности 75% населения.

Владеть цифровой грамотностью значит владеть определенными навыками. Ниже мы собрали список из 8 навыков, обладание которыми говорит о цифровой грамотности человека.

Сбор и обработка информации

Умение искать, собирать и анализировать информацию в интернете — первоочередной навык. Если человек знает, как использовать поисковые системы для поиска информации, он получает доступ к многочисленным онлайн-ресурсам — библиотекам, книгам, контенту и новостям со всего мира.

Повышение производительности

Умение использовать технологии для повышения своей производительности — еще один важный навык цифровой грамотности. Работа с текстовыми редакторами (Microsoft Word или Google Docs) и электронными блокнотами (например, Evernote и Todoist) облегчает хранение и структурирование информации.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Компьютерные программы помогают собирать, упорядочивать и хранить данные, доступ к которым можно получить с любого устройства. Изображение

Возможность делать покупки онлайн существенно облегчает жизнь. Это экономит не только время, но ещё и деньги. Навык проявляется в умении искать товары на специализированных сайтах и маркетплейсах, сравнивать цены и находить более выгодные предложения.

Использование соцсетей


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО ЗОНТИЧНОЕ ПОНЯТИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ВАЖНЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

В любой соцсети навык цифровой грамотности проявляется в умении продвигать свой бренд или компанию, искать клиентов, повышать лояльность, генерировать лидов и др. Изображение

Навык помогает не стать жертвой мошенников и не слить свои персональные данные. Для этого нужно понимать правила безопасности в интернете и знать, как можно защитить свои пароли и личную информацию: уметь придумывать надёжные пароли, использовать VPN, соблюдать правила работы сайтов.

Защита интеллектуальной собственности в интернете

Любой желающий может легко получить доступ к текстам, картинкам и другим материалам в цифровой среде. Но пользователи, владеющие этим навыком цифровой грамотности, умеют использовать чужие объекты без нарушений авторского права и знают, как защитить свою интеллектуальную собственность.

Адаптация к новым технологиям

Еще один навык цифровой грамотности — это способность быстро адаптироваться к новым технологиям. Важно развивать гибкость мышления и следить за новинками.

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Что такое цифровая грамотность?

Почему важна цифровая грамотность?

7 навыков цифровой грамотности, которые могут улучшить вашу жизнь

Сбор и обработка информацииПовышение производительностиПокупка вещейИспользование соцсетейКибербезопасность и защита от мошенниковЗащита интеллектуальной собственности в интернетеАдаптация к новым технологиям

Как повысить свою цифровую грамотность?

Шаг 1. Начните с прохождения бесплатных онлайн-курсов и уроковШаг 2. Постараться закрепить знания на практикеШаг 3. Прокачивайте навыки

Стремительный рост количества цифровых ресурсов и устройств за прошедшее десятилетие практически сформировал ландшафт новой эпохи – эпохи цифровых устройств, ресурсов и услуг, с одной стороны, и развертывания глобальной информационной медиа среды – с другой. При этом отмечается рост влияния глобальной медиа среды на человечество как системы трансляции, передачи, накопления, создания и распространения знаний в информационном обществе.

Содержание, структура и развитие жизненных навыков.

Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков:

компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров,

ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе международного опыта сформулировала «индикаторы развития информационного общества», определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области образования в условиях формирования информационного общества. Многие из них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ, гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в непрерывном обучении на протяжении жизни. Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует непрерывного развития цифровой грамотности граждан. Существуют и другие индикаторы, включающие навыки в области ИКТ. Например, международная образовательная мобильность студентов вузов становится возможной благодаря возможности продолжать обучение в удаленном режиме. Профессиональное развитие преподавателей и учителей является еще одним ключевым индикатором, который достигается за счет использования электронного обучения, дистанционных курсов, формирующих новые методические навыки, впоследствии применяемые в педагогической практике. Эти примеры показывают важность цифровой грамотности для достижения целей информационного общества. Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на все области современной жизни и профессиональной деятельности.

Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного общества центральную роль играет именно цифровая грамотность. В прошлом веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач, но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд. Современные организации и компании столкнулись с проблемой реструктуризации рабочего процесса, что означает появление распределенных организационных структур, децентрализацию процесса принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом. Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена информацией и компьютерного моделирования производственных процессов. Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает. Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде, использовать информационные технологии и производить новые знания.

Этим навыкам редко учат в школе (веб-сайт «Партнерства во имя навыков XXI века» – www.21stcenturyskills.org). Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами на основе использования ИКТ.

Как повысить свою цифровую грамотность?

Мы сделали для вас инструкцию из 6 простых шагов, которые помогут вам прокачать свои навыки.

Шаг 1. Начните с прохождения бесплатных онлайн-курсов и уроков

Если вы только начинаете осваивать цифровые навыки, лучше всего начать с онлайн-курсов, уроков или модулей. Они бесплатные и помогут получить общее представление об изучаемом предмете.

Если вы захотите более углублённо изучить какую-то тему, просто найдите специализированный бесплатный курс или видео на Youtube.

Вот ресурсы на русском языке, которые вам могут подойти:

Шаг 2. Постараться закрепить знания на практике

Идеальная ситуация, если вы сможете интегрировать новые навыки в работу и повседневную жизнь. Начните с чего-то простого, например, создайте новый профиль в социальной сети. Затем перейдите к чему-то вроде хранения всех ваших заметок, задач и важных документов в онлайн-редакторе.

Чем больше вы будете прилагать усилий для внедрения цифровых технологий и интернета в свою жизнь, тем быстрее будут улучшаться ваши навыки.

Шаг 3. Прокачивайте навыки

Пройдите тест на сайте «Цифровой гражданин» ещё раз, оцените уровень своих знаний. Если что-то забыли, восполняйте пробелы.

Освоение базовых знаний — это здорово, но на этом останавливаться не стоит. Подумайте, что вам интересно, и углубитесь в это направление. Поищите подходящие курсы и образовательный контент на сайте Университет 20.35 — это проект, направленный на развитие общих и специализированных навыков цифровой грамотности у общества.

Высоких вам конверсий!

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *