ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

48% государственных служащих обладают продвинутым уровнем цифровой грамотности, 49% – базовым, 3% – начальным. Ряд важных цифровых компетенций у госслужащих развит недостаточно: это касается настройки программного обеспечения и защиты персональных данных, что ведет к риску потери информации. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного по методике DigComp на портале «Цифровой гражданин»*.

Индекс цифровой грамотности**  госслужащих, прошедших тестирование на портале, составляет в среднем 73 п.п. из 100, что соответствует продвинутому уровню цифровых компетенций.

Цифровые компетенции госслужащих-мужчин выше, чем женщин (индекс составляет 76 и 72 п.п. соответственно). « Грамотнее» других в цифровом отношении сотрудники госучреждений в возрасте 26-35 лет, а также проживающие в Москве и Санкт-Петербурге (75 п.п. против 73 п.п. в среднем по стране).

Уровень цифровой грамотности госслужащих различается в зависимости от занимаемой должности: у руководителей высшего звена либо руководителей подразделений он равен 75 п.п., у квалифицированных специалистов – 73 п.п., у технического персонала – 71 п.п. (подробнее – в таблице 5).

Наиболее уверенно госслужащие справляются с поиском информации в интернете и оценкой достоверности сообщений в сети (значение подиндекса «Информационная грамотность» составляет 77 п.п.). Также опрошенные госслужащие имеют развитые навыки использования для коммуникации мобильных устройств (смартфоны, планшеты).

Недостаточный уровень знаний и навыков госслужащие демонстрируют в области создания и редактирования цифрового контента (документов, текстовых и графических файлов). Также не хватает компетенций по настройке программ и обеспечения должного уровня безопасности работы в цифровой среде.

«Результаты исследования показали, что у госслужащих часто не хватает компетенций по защите своих цифровых устройств и персональных данных, – прокомментировала Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ. – Это ставит под угрозу сохранность информации государственных организаций. Таким образом, цифровые компетенции госслужащих напрямую связаны с обеспечением государственной кибербезопасности, что особенно важно на фоне растущего числа кибератак».

У 62% работников госучреждений отсутствует достаточная мотивация оценивать и углублять свои знания в сфере информационных технологий. Это может стать препятствием на пути повышения уровня цифровой грамотности: именно мотивация позволяет успешно проходить образовательные программы и усваивать нужный материал, даже если такое обучение является обязательным.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Результаты тестирования еще раз подтвердили тот факт, что у тех людей, которые интересуются темой цифровой грамотности, обращают внимание на ресурсы по ее оценке, цифровые компетенции развиты, как правило, лучше. Однако руководителям госучреждений необходимо получать объективные сведения об уровне цифровых компетенций подчиненных. Платформа “Цифровой гражданин” дает возможность комплексно оценить этот уровень для того, чтобы откорректировать корпоративные программы по цифровой грамотности, включить в образовательный курс те темы, знаний по которым недостает большинству представителей коллектива. При этом сами тестируемые сотрудники видят актуальный уровень своих цифровых компетенций и могут наблюдать за его изменениями в динамике – при повторном тестировании после корпоративных обучающих программ. Это помогает мотивировать работников на прохождение тестирования и снять психологический барьер, возникающий у людей с невысоким уровнем цифровых компетенций».

О платформе «Цифровой гражданин»

«Цифровой гражданин» – проект Аналитического центра НАФИ, профессиональная платформа для тестирования и повышения уровня цифровой грамотности каждого человека вне зависимости от его актуальных знаний. Получасовое тестирование позволяет получить всестороннюю оценку цифровых компетенций человека, определить те из них, над которыми нужно поработать. Алгоритм теста выбирает вопросы из обширной библиотеки, адаптируясь под текущий уровень цифровой грамотности пользователя. С помощью платформы можно провести комплексную диагностику цифровых компетенций сотрудников компании или готовность жителей региона к цифровой трансформации.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Васильева Е. В.1,
Пуляева В. Н.2,
Юдина В. А.3

Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации

В мировой практике работы государственных служб компетентностный подход принят в качестве основы развития производительности труда, инновационности и ответственности служащих. В России компетентностный подход занимает центральное место в законодательных и нормативных документах, но так и не стал рабочим инструментом. Переход России на цифровую экономику в соответствии с Федеральной программой обуславливает необходимость трансформации профессиональных качеств и квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы. Развитие единого информационного пространства государственной гражданской службы и повсеместное внедрение технологий электронного правительства предъявляет повышенные требования к компетенциям чиновников в сфере информационно-коммуникационных технологий. Однако, исследования показали, что до сих пор российские госслужащие на первые места по приоритету ставят такие компетенции, как нацеленность на результат, дисциплинированность, навыки организации собственного времени, стрессоустойчивость, а на последние места – адаптивность, готовность к переменам, креативность, инициативу, навыки применения нововведений и инноваций. Управление компетенциями подразумевает индивидуальный подход, учет особенностей каждого служащего, а также разработку и внедрение моделей компетенций, в которых должны быть отражены все стороны деятельности в условиях работы в цифровом мире.      Целью работы является разработка методических рекомендаций по совершенствованию положений должностного регламента государственных гражданских служащих в части квалификационных требований к компетенциям в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование методов сравнительного анализа при исследовании содержания должностных регламентов государственной гражданской службы различных субъектов РФ, а также экспертного опроса по проблемам содержания и текущего уровня развития ИКТ-компетенций государственных гражданских служащих позволили авторам выделить в структуре компетенций базовые, продвинутые и специальные компоненты. Предложены методические рекомендации по трансформации компетенций в области ИКТ в цифровые компоненты, которые предусматривают расширенный комплекс знаний и навыков, необходимых в условиях цифровизации государственной гражданской службы. Данные изменения позволят кадровым службам органов государственной власти субъектов РФ обеспечить унифицированный подход к формированию требований к уровню развития цифровых компетенций претендентов на должности государственной гражданской службы, а также реализовать целевой подход при формировании программ развития кадрового потенциала с учетом требований цифровой грамотности.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета 2018 года «Совершенствование информационного обеспечения системы управления кадрами на основе компетентностного подхода и индивидуального трекинга карьеры государственных гражданских служащих», номер государственной регистрации АААА-А18-118052490063-1

Васильева Е. В., Пуляева В. Н., Юдина В. А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнес-информатика. 2018. № 4 (46). С. 28–42.   DOI: 10.17323/1998-0663.2018.4.28.42

Политика и Общество

Правильная ссылка на статью:

Овчинников С. С. —
Оценка цифровой грамотности государственных служащих

// Политика и Общество.
– 2022. – № 4.
– С. 42 – 50.
DOI: 10.7256/2454-0684.2022.4.39436 EDN: FPIOBS URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39436

Оценка цифровой грамотности государственных служащих

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: В современном социальном мире возникает различные тенденции связанные с цифровизацией, направленной прежде, всего на развитие и внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни общества. Государственные служащие как социально-профессиональная группа развивается, адаптируется к новым неизвестным цифровым технологиям. В настоящее время возникает проблема недостаточного уровня развития цифровой грамотности среди государственных служащих. Об этом свидетельствуют проводимые исследования, нормативно-правовые документы. Целью исследования является оценка уровня цифровой грамотности государственных служащих, предметом исследования является особенности цифровой грамотности на государственном управлении. В научной статье использовались методы эмпирического социологического исследования: анализ документов целью, которого является изучение возможных на данный момент исследований, научных изданий по теме цифровой грамотности государственных служащих и тестирование, целью которого является оценка уровня цифровой грамотности среди госслужащих Аппарата Правительства и Администрации Президента Российской Федерации Результаты исследования, следующие: анализ ответов респондентов показал, что респонденты наиболее ярко выраженной является компетенция «Умение собирать, обрабатывать и анализировать информационные данные» (71,03%). Причиной этому послужило вынужденная работа с большим объемом поступающей информации в государственных структурах. Наименьшей по значению оказалась компетенция «Умение применять цифровые инструменты для обеспечения кибербезопасности государственных структур» (38,11%). Это говорит о том, что большинство государственных служащих недостаточно знакомы с инструментами применения антивирусных программ, системы двухфакторной аутентификации, паролирование и недостаточно серьезно воспринимают существующие угрозы для государственных систем. Предложены следующие рекомендации по итогам исследования: включить в программы и планы профессионально развития государственных гражданских служащих мероприятия практикоориентированного характера, направленных на формирование и развитие цифровой грамотности, разрабатывать модели компетенций для конкретных категорий должностей государственных служащих, разработать специальную систему мотивации для госслужащих, включая материальное поощрение, а также нематериальную мотивацию.

цифровая грамотность, цифровые компетенции, государственные служащие, государственное управление, цифровизация, оценка, цифровые технологии, цифровая безопасность, цифровое неравенство, компоненты

1) Технико-технологические возможности. Данная компонента носит утилитаристский, прагматический характер в освоении цифровой среды, что создает предпосылки как для расширения содержательно-коммуникативных возможностей человека, так и для реализации его креативного потенциала с использованием цифровых технологий.

2) Содержательно-коммуникативные возможности. Данная компонента рассматривает реализацию социокультурных аспектов медиатизированной коммуникации межличностного, личностно-группового и массового уровней. Это также расширенные возможности создания медиатекстов, а также получения новых медиатекстов от других участников коммуникационных процессов, их восприятия и интерпретации.

3) Технико-технологические угрозы. Речь идет о безопасности используемых устройств и программного обеспечения, формировании знаний, умений навыков работы с инструментами, обеспечивающими такую безопасность.

4) Социопсихологические угрозы. Это наиболее сложная для изучения и операционализации компонента цифровой грамотности, в структуру которой входят социально-психологические и этические аспекты.

1) Информационная грамотность – это человек, который «способен понять востребованность информации и может ее найти, оценить и эффективно использовать».

3) Медийная грамотность – это знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений).

6) Коммуникативная грамотность в цифровой среде часто понимается как знание правил сетевого этикета и умение их соблюдать при общении через цифровые сервисы обмена сообщениями и электронные устройства.

Внимание представителей научного и практического сообществ ориентировано на цифровую трансформацию государственного управления, требование работодателей к профессиональной подготовленности персонала, расширение перечня требований до синтеза знаний, умений, навыков и личностных качеств. Интенсивность внедрения и использования цифровых технологий в секторе государственного управления Российской Федерации сформировало соответствующий запрос на усиление развития цифровой, компьютерной, информационной, медийной, вычислительной и коммуникативной грамотности у государственных служащих. Формирование и развитие цифровой грамотности государственных служащих должно осуществляться не на разовой, бессистемной основе, а в логике подчинения определенной цели и на структурированной платформе процессов. Применение новых подходов, предусматривающих наличие цифровых навыков, умение широко мыслить, наличие профессиональной подготовки в области информатики и коммуникаций, оказывает огромное влияние на текущее современное государственное устройство и на государственное управление в Российской Федерации в целом.

Для усиления цифровой подготовленности государственных служащих к цифровой трансформации государственного управления требуется разработка технологии развития цифровых компетенций. Процесс формирования и развития цифровых компетенций обусловлен спецификой профессии государственного гражданского служащего, а также предъявляемыми к служебной деятельности квалификационными требованиями (знания, умения и навыки) будет способствовать развитию цифровой грамотности в целом для всей государственной службы.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *