ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В настоящее время понятие «цифровая грамотность» постоянно меняется и расширяется. Вследствие этого можно найти много трактовок данного понятия. Мы будем считать, что цифровая грамотность — это способность безопасно работать с информацией (создавать и получать доступ к информации с помощью цифровых устройств и сетевых технологий; управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать информацию для дальнейшего участия в экономической и социальной жизни).

Материалы и методы. Статья написана с использованием следующих методов: анализ научной литературы по данной теме, а также результатов социологического исследования аналитического центра НАФИ.

Результаты и их обсуждение. Социологическое исследование, проведенное в рамках вопроса, представляет собой онлайн-опрос, участники опроса – учителя школ. Опрос содержит разного рода вопросы: открытые и закрытые. Педагоги были разделены на две группы: использующие цифровые технологии и те, которые не работают с цифровыми.

Рис. 1. Информация о педагогах школ

Результаты опроса показали, что практически половина педагогов (40%) неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют в педагогической деятельности. Более 20% учителей используют цифровые технологии непродолжительный период времени. При этом практически все педагоги (более 85%) активно используют компьютерную сеть Интернет, и у них нет трудностей при работе с компьютером и гаджетами. Причем педагоги теперь значительно чаще интересуются новыми программными продуктами и ресурсами (более 75%), а также широко пользуются социальными сетями (более 751%).

Рис. 2. Опыт использования цифровых технологий

Рис. 3. Согласие с суждениями о цифровых технологиях

Индекс цифровой грамотности педагогов – показатель уровня готовности педагогов к цифровой экономике, он был разработан НАФИ в три года назад. Данный показатель базируется на оценке информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

Помимо опроса для оценки цифровой грамотности проводилось интервью. В ходе опроса каждому участнику необходимо было ответить на 15 вопросов, представленных в виде полярных пар утверждений. Каждому из вопросов были присвоены равные весовые коэффициенты (так как не все индикаторы были более значимы, чем другие).

Для расчета индекса цифровой грамотности педагогов предлагалось шесть суждений (3 верных и 3 неверных). В итоге было 30 суждений для оценки истинности. Значение индекса рассчитывается как среднее арифметическое между долями верно ответивших респондентов для 5 компонентов цифровой грамотности: информационная, коммуникативная, медиа грамотность, компьютерная, технологическая. Индекс варьируется значениями от 0 до 100.

Рис. 4. Индекс цифровой грамотности учителей школ

Индекс цифровой грамотности учителей школ высокий – 87%. Самое низкое значение у компонента «отношение к технологическим инновациям» – 76%. Данный критерий определяет знание современных технологий и умение работать с гаджетами. Наиболее высокие уровни у компонентов «информационная грамотность» – 93% и «компьютерная грамотность» – 92%.

Выводы. Таким образом, современное обучение в школе невозможно без цифровой грамотности педагогов и учащихся. Цифровая грамотность является одной из главных компетенций педагога. Благодаря ей перед педагогом открываются следующие возможности: поиск материалов для подготовки к урокам, создание электронных образовательных ресурсов для индивидуализации обучения. Все это позволяет повысить мотивацию у учащихся и сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.

Социологическое исследование аналитического центра НАФИ позволяет оценить уровень цифровой грамотности с помощью определенного индекса. Результаты измерения индекса цифровой грамотности педагогов показывают, что учителя школ обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает средний показатель по России.

Информационные технологии в образовании: учебник / Е. В. Баранова, М. И. Бочаров, С. С. Куликова, Т. Б. Павлова; под редакцией Т. Н. Носковой. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-2187-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/81571 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М. П. Лапчик. — 3-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 185 с. — ISBN 978-5-00101-769-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151575 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Организация современной информационной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Т. Б. Захарова, А. С. Захаров, Н. Н. Самылкина, Н. А. Нателаури. — Москва: Прометей, 2016. — 278 с. — ISBN 978-5-9907986-4-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/89710 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности: монография / Г. Н. Чусавитина, Л. В. Курзаева, Л. З. Давлеткиреева, М. О. Чусавитин. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 188 с. — ISBN 978-5-9765-2035-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125427 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Валентина Шарова Цифровая грамотность педагога ДОО

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на встрече мы с вами разберем

Ключевые аспекты цифровой грамотности

Особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Цифровая грамотность состоит из нескольких составляющих

Концепция цифровой грамотности

Отношение к инновациям

Публикация «Цифровая грамотность педагога ДОО» размещена в разделах

Эту классификацию считаю самой оптимальной! По этим индикаторам ученые определяют уровень цифровой грамотности. В каждом индикаторе есть по три аспекта. Это те знания, навыки и установки, которые должны быть у педагога.

Информационная грамотность. С каждым днём информация удваивается и приумножается с большой скоростью, мы должны понимать, как влияет информация на нашу жизнь. И конечно весь свой опыт, мы как педагоги (по профессиональному стандарту) должны передавать детям, родителям.

Основная установка в информационной грамотности заключается в том, что мы должны понимать пользу и вред информации. Я думаю, по этому индикатору, можно оценить педагогов, как высокий уровень.

Каждый педагог понимаеть, что можно подчерпнут от информации: вред или пользу. Педагоги могут найти информацию на разных ресурсах.

Этот индикатор довольно высокий у педагогов.

Индикатор компьютерная грамотность представляет собой те навыки, с помощью которых легко пользоваться и использовать цифровые устройства и это не должно зависеть от интерфейса, платформы. То есть мы должны свободно владеть технологиями: пользоваться смартфоном, персональным компьютером.

Знание компьютерной грамотности подразумевают понимание технических составляющих компьютера и принцип их взаимодействия.

Если мы хотим повысить компьютерною грамотность по всем трем аспектам, то следует знать азы и основы работы компьютера.

Следующий индикатор – медиаграмотность. В медиа грамотности основой установкой должно быть критическое мышление к информации, к новостям. Здесь педагог как близкий человек к формирующимся личностям, а сегодня ми говорим про воспитательный процесс, должен не только иметь в себе такую установку, но и знать и понимать, как распространяется информация, с помощью каких каналов и уметь передавать эти знания обучающимся, родителям. Для того, чтобы у них тоже формировалась медиа грамотность. Потому что, критическое мышление это один из основных 4 К компетентности.

Коммуникативная грамотность. Педагог должен понимать нормы и определенные особенности этикета в цифровой среде.

Основные моменты цифрового этике: Как вести себя в мессенджерах. Как вести деловую переписку? Как общаться с родителями.

Этому стоит учить детей и родителей.

Следующий индикатор – отношение к инновациям. Педагог должен понимать пользу инноваций и разбираться в технологических трендах. Это сложно, но для этого мы постоянно обучаемся.

Мы должны понимать, что мы живем в обществе и воспитываем детей. Социализации не будет без приобретения цифровых навыков, поведения в цифровой среде, потому что трансформация идет. Она вошла во все сферы нашей жизни. Эти навыки нужны не только детям и педагогам, а всем.

Какие цифровые компетенции нужны педагогам?

Подготовка контента (разрабатываем презентации, различные мероприятия). Готовим тот контент, который мы используем в работе.

Придание наглядности (фотографии, презентации, коллажи). Иллюстраторы, фотошоп, премьер для обработки видео, а кто-то использует, а кто-то еще нет. Но у нас всегда есть возможность научиться.

Цифровые компетенции для нашей коммуникации. В последнее время с родителями мы общаемся исключительно через менеджеров и другие цифровые технологии. Поэтому педагогу очень важно этими компетенциями обладать, также, как чтение и письмом.

С чего нужно начать?

Если вы понимаете, что сами не в силах создать мощный видеоролик или видео занятие. То можно использовать готовый материал, который уже есть.

Самая главное не боятся экспериментировать, ведь даже очень крутой разработчик тоже когда-то это начинал. Узнали что-то новое и сразу нужно попробовать. Потому что мы забываем часто то что увидели. Даже если вы сохраните эту закладку, но не примените её сегодня, то это скорее всего вы забудете через несколько дней.

Не забывайте про цифровую безопасность и информационные следы. Задумайтесь, на минутку, как часто вы думаете о своей безопасности заходя в интернет? Сколько платформ, сайтов, где вы оставляли свои персональные данные? Сколько паролей? Не забывайте, что пароли периодически нужно менять, не делать пароли одинаковые? Фотографии, даже если вы их удалили, они все равно остались в цифровом следе.

Многие часто не выходят из своих акаунтов. Сейчас уровень мошенничества зашкаливает. Но хотя и пытаются бороться с ними, но они мега шустрые, грамотные, обходят любые системы и защиты. Будьте бдительны. Это цифровая среда и она в принципе может быть зачастую опасней чем выйти на улицу.

Трансформация воспитательного процесса

Наш воспитательный процесс трансформируется. В профессиональный стандарт педагога введены эти понятия, и мы должны быть грамотными по

вопросам использования цифровых технологий. Еще до пандемии мы уже использовали ИК технологии, различные инструменты для создания портфолио, мессенджеры, у каждой образовательной организации есть свой сайт. Это произошло не полгода назад, это такая трансформация воспитательно – образовательного процесса. Эти инструменты уже давно вошли в нашу жизнь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *