Цифровая грамотность российских педагогов
Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе (весна-лето 2019)
пунктов составляет уровень цифровой грамотности педагогов
пункта – уровень цифровой грамотности в среднем по России
Цель проекта
Сбор данных осуществлялся методом онлайн-опроса учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы (Приложение 1). Для получения объективной картины опрошенным педагогам предлагалось не только ответить на вопросы теста, но и оценить долю педагогов в их учебных заведениях, которые не работают с цифровыми технологиями и не используют их в педагогической деятельности.
В исследовании приняли участие 634 преподавателя (высшее образование), а также 555 учителей (общее образование). Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9% для выборки преподавателей вузов и ±4,2% для выборки учителей школ.
Основные выводы
Цифровая грамотность учителей школ
Индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 п.п. из 100 возможных, что является достаточно высоким показателем. В разрезе компонентов цифровой грамотности наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 п. п.). По данному индикатору измерялось знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и установки в отношении пользы технологических инноваций. Наиболее высокий уровень учителя продемонстрировали в информационной и компьютерной грамотности — показатели составляют 93 п. п. и 92 п. п. соответственно.
Цифровая грамотность учителей вузов
Преподаватели высших учебных заведений также демонстрируют высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. Очевидно, работа в системе современного образования оказывается невозможной без знаний, навыков и установок во всех пяти компонентах цифровой грамотности. Индекс цифровой грамотности преподавателей высших учебных заведений составляет 88 п. п. из 100 возможных. В разрезе компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов хуже всего, как и у школьных учителей, представлен показатель отношения к технологическим инновациям: значение компонента у преподавателей вузов — 78 п. п.
Сравнение уровня цифровой грамотности педагогов и других социальных подгрупп
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Так, по России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения по аналогичной методике измерения составляет 52 п. п. из 100 возможных.
Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п. п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 года.
Готовность педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе
В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Напротив, исходным и разделяемым нами являлось определение ИКТ‑компетенций педагога, описывающее их как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).
Разделяя данный подход, в 2018 году Аналитический центр НАФИ от лица Российской Федерации вступил в работу межстрановой экспертной группы Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов. Итогом совместной работы экспертов стала Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu). В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков:
Похожие публикации
Уровень цифровой грамотности российских педагогов составляет 88 пунктов (из 100); уровень цифровой грамотности в среднем по России – 52 пункта, свидетельствуют результаты исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), представленного в преддверии Дня учителя.
Исследование было проведено, чтобы понять, формируют, а главное, могут ли формировать сегодня педагоги цифровую грамотность учащихся. Обладают ли сами педагоги достаточным для этого уровнем цифровой грамотности. Готовы ли педагоги к цифровизации образования и умеют ли эффективно использовать ИКТ в образовательном процессе.
Цифровая грамотность учителей школ
Индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 п.п. из 100 возможных, что является достаточно высоким показателем. В разрезе компонентов цифровой грамотности наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 п.п.). По данному индикатору измерялось знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и установки в отношении пользы технологических инноваций. Наиболее высокий уровень учителя продемонстрировали в информационной и компьютерной грамотности — показатели составляют 93 п. п. и 92 п. п. соответственно.
Цифровая грамотность учителей вузов
Преподаватели высших учебных заведений также демонстрируют высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. Их индекс цифровой грамотности составляет 88 п.п. из 100 возможных. В разрезе компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов хуже всего, как и у школьных учителей, представлен показатель отношения к технологическим инновациям: значение компонента у преподавателей вузов — 78 п.п.
Сравнение уровня цифровой грамотности педагогов и других социальных подгрупп
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено комплексное измерение уровня цифровой грамотности. Были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Так, по России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения по аналогичной методике измерения составляет 52 п. п. из 100 возможных.
Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п. из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п.п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 лет.
Сбор данных осуществлялся методом онлайн-опроса учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы. Для получения объективной картины опрошенным педагогам предлагалось не только ответить на вопросы теста, но и оценить долю педагогов в их учебных заведениях, которые не работают с цифровыми технологиями и не используют их в педагогической деятельности.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Поделиться
Российские педагоги хорошо разбираются в цифровых технологиях в целом, но в деле использования их в образовательном процессе педагогам еще есть чему учиться. Об этом говорят результаты исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность педагогов»*, реализованного Аналитическим центром НАФИ весной 2019 года. В рамках исследования сначала замерялся уровень цифровой грамотности российских учителей школ и преподавателей вузов, а затем – уровень применения ими информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности (далее – ИКТ-компетентность).
Хотя педагоги в целом обладают высоким уровнем цифровой грамотности (он составляет 87% среди школьных учителей и 88% среди преподавателей вузов, что на 34-35 п.п. превышает среднероссийский показатель), они демонстрируют среднюю активность в применении цифровых технологий в педагогической деятельности. Из возможных 88 баллов в результате измерения индекса ИКТ-компетентности школьные учителя набрали в среднем 48 баллов, а преподаватели вузов — 45 баллов. При этом, чем более длительный опыт использования цифровых технологий в преподавательской деятельности отмечали учителя и преподаватели, тем более высокий балл набирали.
Результаты исследования показали разницу в ИКТ-компетенциях школьных учителей и преподавателей вузов. Школьные учителя чаще обмениваются информацией с коллегами из других школ с помощью цифровой коммуникации, чаще повышают уровень своей квалификации посредством онлайн-обучения, более ответственно относятся к безопасности применения технологий в образовательном процессе. Также они более нацелены на выявление индивидуальных особенностей и потребностей учеников посредством анализа цифровых данных.
Преподаватели вузов лучше справляются с внесением изменений в существующие цифровые учебные материалы и ресурсы. Они чаще организуют учащихся в рабочие группы для ведения проектной деятельности с помощью цифровых сервисов, таких как совместные документы и облачные сервера. Кроме того, преподаватели высшей школы активно используют различные цифровые технологии для того, чтобы обеспечить своих студентов обратной связью об их успеваемости.
Данные спецпроекта помогают выявить, какие ИКТ-компетенции у педагогов нужно развивать в первую очередь. Среди таких компетенций оказались:
Для того, чтобы учителя школ и преподаватели вузов чаще и осмысленнее применяли цифровые технологии в учебном процессе, мало одного личного интереса и стремления к саморазвитию с их стороны. Необходимо также проведение обучающих семинаров и встреч с экспертами в учебных заведениях. Кроме того, ситуация могла бы улучшиться, если бы в сфере образования были приняты стандарты и программы повышения цифровой грамотности и ИКТ‑компетентности педагогов.
Педагоги могут самостоятельно оценить свою ИКТ-компетентность, пройдя тест на сайте Европейской комиссии. После прохождения теста каждый участник может запросить именной сертификат с результатами оценки своих цифровых компетенций и получить индивидуальную стратегию их повышения.
Тест на ИКТ-компетентность педагогов
Для вычисления индекса ИКТ-компетентности измерялись 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков**.
Блок 1 – «Профессиональные обязанности» – включает в себя такие компетенции, как использование средств цифровой коммуникации для общения с коллегами и учащимися и налаживания профессионального сотрудничества, рефлексивная практика (обсуждение с коллегами того, как можно использовать цифровые технологии для улучшения учебного процесса) и непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий.
Блок 2 – «Цифровые ресурсы» – оценивает умение педагогов отбирать образовательные ресурсы, создавать новые цифровые материалы и обмениваться ими, пользоваться цифровым контентом, не нарушая авторских прав и защищая личные данные.
Блок 3 – «Преподавание и учеба» – посвящен таким педагогическим навыкам, как использование цифровых технологий на пользу учащимся, в частности в целях внедрения инновационных подходов к обучению; организация учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся регулярно пользовались цифровыми инструментами при создании совместных учебных проектов.
Компетенции блока 4 – «Оценка учащихся» – это использование педагогом цифровых технологий для мониторинга прогресса учащихся и анализ данных, помогающих выявить тех учеников и студентов, которые нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Также к этому блоку относится готовность пользоваться цифровыми инструментами для получения обратной связи от учащихся.
Блок 5 – «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе» – объединяет компетенции, связанные с активным вовлечением учащихся в учебный процесс и управление им.
Блок 6 – «Развитие цифровой компетенции учащихся» – проверяет готовность педагога прививать учащимся информационную грамотность, создавать совместно с ними цифровой контент, учить их ответственному использованию цифровых технологий.
Сравнение уровня готовности учителей школ и преподавателей вузов к использованию цифровых технологий в учебном процессе, ТОР-2, в %
Отчеты, презентации, сценарии воспитательного события, рефлексия показали, что дистанционный характер практики не отразился на качестве практической подготовки студентов. Представленные отчеты соответствовали критериям, изложенным выше. При этом дистанционная практика позволила студентам расширить свои ИКТ-умения, познакомиться с уроками лучших учителей России, научиться сотрудничать с незнакомыми людьми.
Никто не отрицает, что нормальная практика должна проходить в условиях реальной жизни педагога, но нельзя не отметить, что педагогическая практика студентов факультета ЕНО прошла успешно, показав при этом уровень готовности преподавателей нашего вуза к работе в дистанционном режиме.
1. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. U RL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm (дата обращения: 13.07.2020).
2. Царапкина Ю. М., Миронов А. Г., Кирейчева А. М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 7. С. 304-318.
3. Леонтьева И. А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2017. № 6. С. 84-88.
4. Царапкина Ю. М., Миронов А. Г., Кирейчева А. М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. Т. 8, № 7. U RL: https://cyberleninka. ru/article/n/potentsial-ispolzovaniya-i-perspektivy-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 13.07.2020).
5. Голованова Н. Ф. Общая педагогика : учеб. пособие для вузов. С Пб. : Речь, 2005. 317 с.
Науч. спец. 13.00.08
ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА XXI ВЕКА
В статье рассматриваются аспекты становления цифровой грамотности преподавателя вуза как актуальной проблемы современного образования. Освещается история вопроса, приводится определение цифровой грамотности. Проводится анализ современных процессов, накопленного опыта, определяются перспективные направления повышения уровня цифровой грамотности среди преподавателей университетов России.
Ключевые слова: преподаватель, вуз, система образования, государство, цифровая компетентность, цифровая среда.
А. А. Конкин A. A. Konkin
THE PROBLEM OF DIGITAL COMPETENCE OF THE UNIVERSITY TEACHER IN THE 21th CENTURY
The article examines aspects of a university teacher’s digital competence as an urgent problem of modern education. The background is highlighted; the definition of digital competence is given. An analysis of modern processes, accumulated experience is carried out, promising areas for increasing the level of digital literacy among teachers of Russian universities are determined.
Keywords: university teacher, university, educational system, state, digital competence, digital environment.
Современный мир постоянно меняется. Инновации внедряются в различные сферы человеческой деятельности, что ориентирует людей на непрерывное совершенствование, укрепление своих знаний, навыков и компетенций, освоение новых видов деятельности в смежных отраслях. С другой стороны, рутинная работа всё больше делегируется машинам, и поэтому как никогда важно развивать творческие способности, ориентироваться на сотрудничество с коллегами в поиске новых решений и, что самое важное, критически оценивать предлагаемую информацию как с точки зрения надежности, так и условий ее логического применения к текущим задачам. Ожидания, возлагаемые на университеты, возросли, поскольку знания и цифровая компетентность приобретают всё большее значение в развитии современного общества. Закономерно измени-
лись требования к навыкам учащихся высших учебных заведений: теперь им необходимо не только уметь выполнять рядовые задания в соответствии со своими программами, но и владеть навыками организации информации, быстро находить общий язык со сверстниками в рамках проектных работ, а также эффективно анализировать и использовать знания, полученные благодаря работе в виртуальных базах данных.
В то же время за относительно короткий промежуток времени роль преподавателей также претерпела кардинальные изменения. По общему экспертному мнению, профессиональный преподаватель — ключевая фигура для успешного внедрения новых технологий в университетах. Таким образом, нужно понимать, что современный сотрудник образовательного учреждения должен быть носителем
Чтобы решить задачу повышения цифровой грамотности, образовательная среда должна была адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям. До недавнего времени исследователи обсуждали не цифровизацию, а информатизацию образования. Этот термин означал комплекс мер по трансформации педагогических процессов, основанный на внедрении информационных продуктов, инструментов и технологий в процессы обучения и воспитания. Сегодня можно говорить о завершении этапа информатизации, поскольку практически каждое учебное заведение оснащено компьютерным оборудованием, преподаватели прошли программы обучения и переподготовки по использованию информационных технологий (ИТ) в образовательном процессе.
Основные области применения ИТ в образовании:
– разработка педагогического программного обеспечения различного назначения;
– создание образовательных сайтов;
– написание методических и дидактических материалов;
– управление реальными объектами;
– организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;
– осуществление адресного поиска информации.
В программе проекта подчеркивается, что система образования России должна обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности труда, новые виды работ и потребностей человека, что возможно путем включения всех слоев населения в образовательный процесс, построения индивидуальных траекторий обучения и управления своими результатами обучения. Цифровые ресурсы, используемые сегодня в повседневной человеческой деятельности, позволят нам преодолеть барьеры традиционного обучения: появится возможность управлять темпами освоения
программ, выбором подходящих преподавателей, формами и методами обучения.
Несмотря на то, что «развитие цифровой компетентности педагогов (персонала образовательных организаций) для успешной разработки и реализации образовательных программ в цифровой среде» занимает в списке доклада последнее (седьмое) место, нельзя недооценивать важность этого направления. Изменения в образовательной сфере потребуют от преподавателей свободного владения цифровыми достижениями, поэтому повышение цифровой грамотности преподавателей, ориентированное не только на разработку курсов, но и на использование цифровых инструментов в каждодневном образовательном процессе, — перспективная задача для всех отечественных вузов. Виртуальная среда требует от специалистов сферы обучения совершенно иного, чем ранее, менталитета, другой картины мира и принципиально новых способов и форм работы со студентами.
Одного лишь определения цифровой грамотности явно недостаточно для измерения этого явления. Чтобы развить понимание концепции профессиональной цифровой компетентности среди преподавателей университетов, следует провести всестороннюю операционализацию данного понятия, а также сформулировать шкалы для измерения, оценивания и создания концептуальной модели.
Одной из первых попыток создания подобной модели был проект DigEuLit, осуществленный в Европе
На следующем этапе увидели свет исследования, более сосредоточенные на физической стороне вопроса. В этих работах большое внимание уделялось инфраструктурным и техническим аспектам, а социально-культурные факторы цифровой грамотности (критический подход к анализу информации, нестандартное мышление и проч.) практически не упоминались. При этом подход к сбору информации был скорее направлен на аудиторию Сети и оставлял без внимания значительное число людей, которые в то время не имели доступа к интернету.
Одна из первых попыток оценить степень цифровой грамотности преподавателей университетов была предпринята в 2014 г. специалистами из норвежского Центра информационно-коммуникационных технологий в образовании, которые создали модель на основе трех основных аспектов профессиональной цифровой компетентности:
– Общая цифровая компетентность охватывает учебные дисциплины и определяет общие знания и навыки, которые преподаватели должны получить, чтобы функционировать в цифровой среде. Это измерение, скорее всего, идентично или очень близко к уже существующим описаниям общей цифровой компетентности.
– Дидактическая цифровая компетентность охватывает цифровую специфику каждого предмета, которую отдельный педагог считает важной. Именно это измерение описывает реальные различия в дидактике между предметами, например между высшей математикой, преподаваемой с использованием ИКТ, и иностранным языком или педагогикой, преподаваемыми также с использованием ИКТ.
стран мира, основывается на совокупном анализе индексов коммуникативной, информационной, компьютерной грамотности, медиаграмотности и отношения к технологиям. Все указанные индикаторы рассматриваются с точки зрения трех аспектов: когнитивного (знания), технического (умения) и этического (моральные ориентиры):
– Когнитивный аспект отражает то, как человек оценивает и генерирует информацию, насколько критически он относится к работе с данными, компьютером и медиафай-лами, как он выстраивает коммуникацию с пользователями и относится к технологиям.
– Технический аспект соответствует навыкам поиска необходимой информации, медиафайлов, а также пониманию того, каким образом работают электронные устройства и цифровые технологии.
– Этический аспект определяет установки человека на соблюдение принятых в обществе норм во время использования инструментов цифровой сферы. К примеру, осознание необходимости проверки адекватности информации и ее источников, соблюдение норм общения в Сети и т. д.
Основным преимуществом совокупного подхода стал тот факт, что индексы определения уровня цифровой грамотности преподавателей установлены исходя из анализа объективных нужд экономики. Опубликованные на биржах труда вакансии рассматриваются с учетом больших данных и технологий машинного обучения, после этого проводится сортировка требований работодателей к цифровым знаниям и умениям кандидатов.
Исходя из результатов социологического исследования аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), модель, представленная в рамках Саммита G20, дает возможность оценить уровень цифровой грамотности преподавателя университета с помощью индекса, основанного на измерении индикаторов коммуникативной, компьютерной и информационной грамотности вместе с медиаграмотностью и отношением к цифровым достижениям. Описанная методология подсчета индекса цифровой грамотности также предлагается к последующему использованию в качестве инструментария для организации мониторинга цифровой компетентности педагогических сотрудников высших учебных заведений.
Исследование НАФИ показало, что российские преподаватели обладают средним уровнем владения информационно-коммуникационными технологиями в педагогической деятельности, так как в среднем они набирают 48 из возможных 88 баллов по индексу оценки ИКТ-компетентности. В сравнении со школьными учителями преподаватели отечественных университетов охотнее используют цифровые технологии для коммуникаций с коллегами, эффективнее справляются с требованиями внесения коррективов в текущие электронные учебные материалы и ресурсы, более часто объединяют студентов в проектные группы для совместной работы с помощью цифровых инструментов, таких как документы с общим доступом. Сотрудники университетов также чаще пользуются разными виртуальными технологиями с целью обеспечения своих учеников обратной связью относительно их отметок.
Для повышения уровня цифровой грамотности среди преподавателей университетов России потребуется организация комплексной работы по трем направлениям: самообразование педагогов, внедрение мер со стороны руководителей учебных заведений и формулирование политики государственных органов.
Во-первых, преподавателям нужно будет совершенствовать свои знания и умения использования новейших технологических достижений, таких как свежее программное обеспечение, инновационные гаджеты и приложения; работать над предубеждениями в отношении оценки пользы или вреда от использования современных цифровых устройств, а также в области проверки достоверности информации из открытых интернет-ресурсов и виртуальных средств массовой информации.
Чтобы добиться более естественного использования электронных технологий в учебном процессе, каждый преподаватель университета обязан самостоятельно стремиться к развитию, обмену ценным опытом, всё большему распространению новейших цифровых достижений в учебной деятельности. Рост уровня осведомленности об инновациях, внедрение чужого опыта по работе с новыми цифровыми технологиями и инструментами в свою рабочую рутину, привлечение студентов в процесс использования цифровых технологий в образовательном процессе, постоянная коммуникация с другими работниками — всё это обеспечит подъем общего уровня цифровой компетентности научно-педагогических сотрудников университетов России. Использование современных способов оценивания персонального уровня цифровой осведомленности вместе с ИКТ-компетенциями поможет преподавателям следить за своим прогрессом и формулировать индивидуальные траектории развития.
Второе направление повышения цифровой грамотности преподавателей университетов в России — действия со стороны руководителей высших учебных заведений. Повышению уровня интереса педагогов к достижениям и трендам в технологическом секторе может помочь создание комфортной цифровой обстановки в аудиториях, а также демонстрация сотрудникам возможностей цифровых инструментов, которые сделают их каждодневную профессиональную деятельность гораздо проще.
Организация тренингов, семинаров и консультаций с экспертами по технологиям, а также обмен актуальным опытом, знаниями и подходами использования цифровых технологий в учебной деятельности на практике с более просвещенными в сфере ИКТ-навыков коллегами помогут педагогам получить новые навыки и впоследствии передать их своим студентам в ходе занятий.
Университетам необходимо будет проработать систему по мотивации преподавателей к использованию цифровых инструментов в образовательном процессе. Такая стратегия будет способствовать как росту ИКТ-компетен-ций сотрудников высшего учебного заведения, так и поднятию уровня престижности образовательной организации в целом.
Наконец, государственные органы также должны выдвигать инициативы по повышению уровня цифровой грамотности среди педагогов российских университетов. Сектор образования страны нуждается в том, чтобы правительство сформировало стандарты и программы развития знаний и навыков по ИКТ среди преподавателей, одним из приоритетных направлений которых должно стать формирование критического мышления, а также совершенствование знаний и практических навыков использования новейших цифровых инструментов в учебном процессе.
В сфере образования с использованием ресурсов бизнеса и государства нужно создавать программы повышения компьютерной грамотности преподавателей, предлагать методическую поддержку их деятельности, в том числе с использованием возможностей дистанционного обучения. Приоритетное направление — формирование доступной цифровой среды для университетских преподавателей по всей России.
Наконец, государству следует стимулировать формирование политики внутренней информационной безопасности университетов, в том числе при работе с личной информацией о педагогах и учащихся. Учебные программы высших учебных заведений должны применять компьютерные технологии в исследовательской деятельности, где это возможно, а также в работе с источниками информации, при
анализе и последующей обработке данных и непосредственно в учебном процессе.
1. Law N. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator. Montreal : UNESCO Institute for Statistics, 2018. 146 с.
2. О проекте // Современная цифровая образовательная среда в РФ. 2020. U RL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 19.04.2020).
3. Навстречу переменам: семь задач цифровизации российского образования // РБК Тренды. U RL: https://www.rbc. ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения: 10.04.2020).
4. Булгакова Н. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вуза // Электронная газета «Поиск». 2018. № 1-2. U RL: https://poisknews.ru/ magazine/31969 (дата обращения: 19.04.2020).
5. Martin A. DigEuLit: Concepts and Tools for Digital Literacy Development // Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006. № 5
. С. 249267.
7. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. С. 82-92.
8. Ottestad G., Kelentric M., Guómundsdóttir G. B. Professional Digital Competence in Teacher Education // Nordic Journal of Digital Literacy. 2014. № 9
. С. 243-249.
10. Аймалетдинов Т. А. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Аналитический центр НАФИ. М. : Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
11. RUDN University Developed Digital Literacy Course for Teachers of Russian Schools Abroad // Russkiy Mir Portal. 2019. U RL: https://russkiymir.ru/en/news/263385/ (дата обращения: 19.04.2020).
УДК 37.02 Науч. спец. 13.00.01
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ СЛОЖНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Статья посвящена разработке метода оценки когнитивной сложности математических понятий путем суммирования сложностей терминов, входящих в их определения. Мерой сложности понятия стало количество слов, которое необходимо произнести, чтобы дать определение понятию, используя термины, входящие в тезаурус пятиклассника. За условную единицу информации принято количество информации, содержащейся в обычном слове. Для оцениваемых понятий составлялись уравнения сложности. В результате анализа определений оценена сложность математических понятий и установлено, что она изменяется от 1-3 (сложить, умножить) до 100-200 (градиент, дивергенция, ротор). Полученная база сравнения может быть использована для оценки сложности других математических терминов.
Ключевые слова: информативность, математика, понятия, свертывание информации, сложность, термины, текст.
P. B. Mauep R. V. Mayer
SOME ASPECTS OF EVALUATING
COGNITIVE COMPLEXITY OF MATHEMATICAL CONCEPTS
The article is devoted to the development of a method for assessing the cognitive complexity of mathematical concepts by summing the complexities of the terms included in their definitions. A measure of the concept complexity is the number of words that need to be pronounced to define a concept using terms included in a fifth-grader’s thesaurus. The amount of information contained in an ordinary word is taken as a conventional unit of information. Difficulty equations were compiled for the evaluated concepts. As a result of the analysis of definitions, the complexity of mathematical concepts was estimated and it was found that it varies from 1-3 (add, multiply) to 100-200 (gradient, divergence, rotor). The resulting comparison base can be used to assess the complexity of other mathematical terms.
Keywords: informativeness, mathematics, concepts, information folding, complexity, terms, text.
Разработка методов оценивания дидактической сложности (ДС) учебных текстов — важная проблема дидактики. Чем выше сложность элемента учебного материала (ЭУМ), тем больше усилий должен затратить ученик на его изучение. Ее решение позволит расположить тексты в порядке возрастания сложности и тем самым оптимизировать учебный процесс, обеспечив соответствие ДС учебного материа-
ла уровню подготовки обучаемых. Многие тексты содержат математические высказывания, поэтому оценка их ДС остается актуальной.
Цель статьи: 1) выработать общий подход к оценке дидактической сложности математических понятий и высказываний, основанный на анализе их определений; 2) оценить сложность наиболее часто встречающихся
3. Толстихина, А. Объединяющий дистант // Дети в информационном обществе. – 2020. -№ 1
. – С. 30-45
2. Soldatova, G. (2020), “Classic School and a Little Online”, Children in the Information Society, Vol. 1
, pp. 16-25.
3. Tolstikhina, A. (2020), “Uniting distance”, Children in the information society, Vol. 1
, pp. 30-45.
Статья поступила в редакцию 18.08.2020
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург
В статье рассматриваются основные аспекты развития цифровой грамотности и цифровых навыков современного педагога в условиях активного перехода к цифровому образованию. Рассматриваются требования цифровизации образования, основные виды цифровых навыков и компоненты цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения, обобщены профессиональные дефициты и направления для профессионального развития.
Ключевые слова: цифровизация образования, педагог, цифровая грамотность, цифровые навыки, профессиональные дефициты, профессиональное развитие.
DIGITAL FLUENCY AND DIGITAL SKILLS OF MODERN TEACHER
Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg
In the article the main aspects of the development of digital fluency and digital skills of the modern teacher in the context of the active transition to digital education are considered. The study examines the key requirements of digitalization of education, the main types of digital skills and components of the teacher’ digital fluency (information, computer, communication fluency, as well as media fluency and attitude to technological innovations). The results of the national study of digital fluency of teachers in comparison with other social groups of the population are presented; professional deficits and directions for professional development are summarized.
Keywords: digitalization of education, teacher, digital fluency, digital skills, professional deficits, professional development.
Развитие и внедрение концептуальных положений, обеспечивающих повышение технологичности и гибкости образования, а также интереса и мотивации обучающихся, предъявляет повышенные требования ко всему педагогическому сообществу, требует овладения новыми профессиональными компетенциями и навыками, уверенного владе-
ния цифровым контентом.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые должны существенно обновить систему дополнительного профессионального образования. Согласно концептуальным положениям, ключевым направлением деятельности новых структур наряду с повышением квалификацией и организацией стажировок должно стать обучение активному использованию цифровых технологий в образовании. При этом вопросы использования цифровых технологий, облачных сервисов, проектирования онлайн обучения, интеграции онлайн-курсов в основную образовательную программу определены как наиболее актуальные и перспективные для профессионального развития.
Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение уровня развития основных направлений цифровой грамотности современного педагога и определение требований к развитию ключевых цифровых навыков в условиях активного перехода к цифровому образованию.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Именно поэтому современный педагог должен уметь не только эффективно использовать имеющиеся цифровые технологии, пользоваться различными текстовыми и графическими редакторами, средствами обработки информации, программами для создания презентаций, но и осваивать новые технологии, уделять особое значение самосовершенствованию и развитию собственной цифровой грамотности и цифровых навыков, что в целом определяет цифровую культуру современного учителя.
– общими цифровыми навыками (например, поиск информации в Интернете, использование офисных программ и приложений и т.п.);
– комплементарными цифровыми навыками, связанными с выполнением новых задач (например, использование социальных сетей и других цифровых мессенджеров для коммуникации с обучающимися и родителями);
– специальными навыками по использованию новейших сервисов цифровой экономики (например, использование облачных технологий и хранилищ для размещения образовательного контента).
В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализе имеющейся информации. Современный педагог должен уверенно ориентироваться в цифро-
Возможность доступа к большим базам данных информации на фоне существенного увеличения скорости ее распространения кардинально меняет образование и требует от педагога освоения новых компетенций.
Насколько эффективно могут формировать сегодня педагоги цифровую грамотность обучающихся и обладают ли они для этого достаточным уровнем развития цифровых компетенций? Готовы ли педагоги к цифровизации образования и активному внедрению цифрового образования?
Коммуникативная грамотность -г1 89″
Компьютерная грамотность — ^^
учителя преподаватели россияне в целом дети 12-17 лет молодежь 18-24 россияне с
Результаты исследования позволили установить существующие дефициты в формировании цифровой грамотности современных учителей:
• необходимо повысить знания педагогов в сфере развития цифровых технологий и новых ресурсов, изучения ключевых направлений цифровизации образования в целом;
• необходимо научиться работать новейшими технологиями и техническими устройствами, которые уже активно внедряются в нашу повседневную жизнь;
• важно развивать установки на развитие информационной безопасности, необходимости проверки получаемых сведений из разных информационных источников, а также в положительном отношении к средствам связи и иным техническим устройствам, обеспечивающим новое качество жизни современного человека.
Именно решение этих задач и совершенствование выявленных дефицитов позволит обеспечить необходимое развитие цифровых компетенций, применяемых педагогами в профессиональной деятельности.
С учетом представленных концептуальных положений и результатов исследования, мотивация педагогического сообщества на развитие цифровых навыков в условиях активного развития цифровых технологий и определяет ключевую задачу дополнительного профессионального образования, направленного на профессиональное развитие, эффективное научно-методическое сопровождение формирования цифровых компетенций педагогических работников, в том числе в формате «горизонтального обучения» в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование».
В структуре профессионального развития современного педагога можно определить следующие ключевые положения цифровой грамотности:
– эффективное использование новых цифровых технологий (интерактивных средств обработки информации, мобильных технологий, электронных ресурсов, средств цифровой коммуникации);
– эффективная ориентация в Интернете, умение искать и обрабатывать новые знания, различные формы и виды данных, необходимые сведения и информацию;
– умение создавать новый образовательный контент, интерактивный учебный материал в цифровой среде.
Именно эти компетенции и определяют требования к информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношению к технологическим инновациям современного педагога на ближайшие годы.
1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. – Москва : Перо, 2020. – 98 с.
2. Колыхматов, В. И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога : материалы конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 50-55.
3. Колыхматов В. И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV Международной научно-методической конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 12-15.
4. Колыхматов, В. И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 9 (163). – С. 152-158.
5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г. Р. Имаева, Л. В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – Москва : Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.
6. Binginlas, K. A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K. A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2009. – V. 5
. – P. 235-245.
7. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. – 2011. – V. 3. – Р. 623-626.
1. Bilenko, P. N., Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Yesenina, E. Yu., Kondakov, A. M., Sergeev, I. S. (2020), Didactic concept of digital vocational education and teaching, Pero, Moscow.
2. Kolykhmatov, V. I. (2019), “Role of digital technology in the teacher professional development”, Inter-regional scientific-practical Conference “Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher”, St. Petersburg, pp. 50-55.
3. Kolykhmatov, V. I. (2019), “The future of education: digital transformation”, Modern education: content, technology, quality: materials of the XXV international scientifically-methodical conference, St. Petersburg, pp. 12-15.
4. Kolykhmatov, V. I. (2018), “Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.
5. Aimaletdinov, T. A., Baimuratova, L. R., Zaitseva, O. A. et al (2019), Digital fluency of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process, Analytical Center NAFI, Moscow.
6. Binginlas, K. A. (2009) “Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature”, Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Vol. 5
, pp. 235-245.
7. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), “Role of ICT in the Curriculum Educational System”, Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.
Статья поступила в редакцию 20.08.2020
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Игорь Александрович Бушин, кан-