Технологии и медиа
10 апр 2020, 09:30
Технологии и медиа
16 сен 2020, 10:00
Технологии и медиа
20 июн 2018, 10:30
Пандемия привела к росту уровня цифровой грамотности россиян, пришли к выводу специалисты аналитического центра НАФИ.
В 2021 году индекс цифровой грамотности россиян составил 64 пункта по шкале от 0 до 100. Годом ранее, в 2020 — 58 пунктов.
Цифровая грамотность и компетентность в обществе выросли неравномерно, отметил заместитель генерального директора НАФИ Тимур Аймалетдинов.
По его словам, в 2021 году сократилась доля людей с начальным уровнем цифровой грамотности с 7% до 4%, выросла доля россиян с базовым уровнем цифровой грамотности — с 66% до 70%.
Неизменной осталась доля граждан с продвинутым уровнем цифровых компетенций — ими обладают 27% россиян, как и в 2020 году.
Аналитики подсчитали, что цифровая грамотность мужчин (66%) в России выше, чем у женщин (63%). Оказалось, что самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного (60% )и Северо-Кавказского (56%) федеральных округов.
Напротив, жители Северо-Западного федерального округа (69%) демонстрируют более высокие показатели цифровой грамотности, чем в целом по стране.
Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (72% против 64%), а в селах и поселках городского типа — ниже (60-62%).
В апреле стартовал «Цифровой диктант – 2021» — масштабная всероссийская акция по проверке знаний и навыков в сфере использования интернет-технологий. Пользователей попросили ответить, знают ли они, что такое «цифровая грамотность», и как они используют возможности современных онлайн-сервисов.
Опрос показал, что 65% респондентов правильно ответили на вопрос, что такое цифровая грамотность: это эффективное и безопасное использование интернет-сервисов и технологий. 20% заявили, что это умение работать с компьютерным оборудованием, 2% опрошенных уверены, что это правила общения в интернете, еще 2% — умение написать программу или сайт. 11% респондентов никогда не слышали о понятии «цифровая грамотность».
По итогам 2020 года — года пандемии и удалённой работы — уровень цифровых компетенций россиян вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остаётся неизменной с 2019 года на уровне 27%.
По результатам исследования НАФИ, пандемия послужила катализатором уровня компетенций прежде всего для людей, выполняющих несложные повседневные задачи в цифровой среде: за год сократилась доля людей с начальным уровнем цифровой грамотности (с 7% до 4%), выросла доля россиян с базовым уровнем цифровой грамотности (с 66% до 70%).
При этом доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций не увеличилась — ими обладают 27% россиян, как и в 2019 году. Это на 5 п.п. ниже, чем заложено в паспорте федерального проекта на 2021 год.
Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Половина работающих россиян считают, что имеют низкий уровень знаний и навыков в сфере информационных технологий, и это мешает им получить более высокооплачиваемую работу. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.
Индекс цифровой грамотности россиян по методологии DigСomp в первой половине 2021 года составил 64 пункта по шкале от 0 до 100. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:
Уровень цифровой грамотности среди разных поколений россиян сильно отличается, при этом для всех характерны одни и те же пробелы в знаниях на эту тему. Об этом свидетельствует исследование, проведенное аналитическим центром НАФИ, результаты есть в распоряжении «Известий».
Участникам предлагалось пройти тестирование на портале «Цифровой гражданин» it-gramota.ru. Выяснилось, что 67% жителей России имеют базовые знания, 7% — начальные, а 27% хорошо разбираются в цифровых технологиях. При этом уровень цифровой грамотности подростков выше, чем в среднем по России.
При рассмотрении отдельно знаний представителей разных возрастных категорий оказалось, что доли россиян с высоким уровнем цифровой грамотности в поколениях Z (зумеры, до 24 лет) и X/Y (25–55 лет) сравнимы. Так, среди поколения Z начальными знаниями обладают лишь 4%, базовыми — 60%, продвинутыми — 36%. Среди поколения X/Y эти показатели равны 6%, 64% и 30% соответственно.
У представителей поколения беби-бумеров (старше 56 лет) уровень цифровой грамотности оказался чуть ниже: начальными знаниями обладают 10%, базовыми — 78%, продвинутыми — 12%.
Зумеры недостаточно осведомлены о защите персональных данных, работе с государственными, финансовыми и платежными сервисами и об электронной коммерции. Слабым местом людей старше 65 лет оказалось создание и редактирование файлов различных форматов.
При этом в некоторых вопросах не хватает компетенции у обоих поколений. В их круг входят работа с информацией в интернете и оценка ее достоверности, влияние цифровых устройств на физическое и психическое здоровье и настройка программного обеспечения. Кроме того, у представителей обоих поколений отсутствуют установки на познание нового в цифровой сфере.
«Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер», — подытожили в НАФИ.
Специалисты также пришли к выводу, что многие россияне вне зависимости от возраста не считают необходимым прилагать дополнительные усилия для углубления своих знаний. Как правило, получить новую информацию стремятся те, кто уже обладает высоким уровнем цифровой грамотности.
«Знания по использованию цифровых технологий часто передаются не по схеме «учитель–ученик», а от более опытного пользователя к менее опытному пользователю, другими словами, от молодых людей к их пожилым родственникам, от коллеги к коллеге. Такая схема препятствует расширению и углублению знаний, оставляя их на уровне необходимого минимума для осуществления ежедневных задач», — объяснила директор направления исследований в сфере человеческого капитала аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова.
Также совпадения в осведомленности у поколения зумеров и беби-бумеров эксперт объяснила функциональной однобокостью использования цифровых технологий, отсутствием образовательных инициатив в сфере IT и интереса у россиян к данной теме, а также отсутствием установки на саморазвитие.
Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах*, а также в начале 2020 года**.
Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019, 30% – в 2020 и 32% – в 2021 (информация в соответствии с паспортом Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведена в таблице 1).
По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% – отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%). До конца года еще 9 месяцев и возможен рост.
Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.
Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:
Информационная грамотность
Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 59 п.п.
Коммуникативная грамотность
Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 62 п.п.
Создание цифрового контента
Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 53 п.п.
Цифровая безопасность
Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 60 п.п.
Навыки решения проблем в цифровой среде
Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 58 п.п.
Социально-демографические различия
Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности, чем в целом по стране.
Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (55 п.п.).
Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. При этом женщины демонстрируют более низкие показатели информационной грамотности (57 п.п. против 60 п.п. у мужчин), а также хуже справляются с проблемами в цифровой среде (56 п.п. против 59 п.п. у мужчин).
Уровень цифровой грамотности сильнее всего зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет.
Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (64 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 51 п.п.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:
«Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. На тех, кто смог адаптироваться к новой реальности удаленной работы и учебы, и тех, чья образовательная и трудовая деятельность была поставлена на паузу. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике, где миллионы управленческих, технических, социальных и бизнес-процессов реализуются в виртуальном, а не физическом пространстве.
Представляется, что и в России, и во всем развитом мире экономические последствия эпидемии смогут быть наилучшим образом преодолены благодаря «социально-культурному иммунитету», приобретенному в результате опыта ведения огромным числом людей и организаций цифрового образа жизни. Кроме того, люди на себе прочувствовали имеющиеся пробелы в цифровых компетенциях, что сформирует у многих установки на постоянное саморазвитие в этой области».
По итогам 2020 года – года пандемии и удаленной работы – уровень цифровых компетенций россиян вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года на уровне 27%. Многие россияне по-прежнему обладают недостаточными знаниями и навыками в сфере цифровых технологий. Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах*. Репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии DigСomp проведен с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru).
Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 27% населения в 2019 году, 30% – в 2020 и 32% – в 2021.
По результатам исследования НАФИ, пандемия послужила катализатором уровня компетенций прежде всего для людей, выполняющих несложные повседневные задачи в цифровой среде: за год сократилась доля людей с начальным уровнем цифровой грамотности (с 7% до 4%), выросла доля россиян с базовым уровнем цифровой грамотности (с 66% до 70%). При этом доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций не увеличилась – ими обладают 27% россиян, как и в 2020 году. Это на 5 п.п. ниже, чем заложено в паспорте федерального проекта на 2021 год.
Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Половина работающих россиян считают, что имеют низкий уровень знаний и навыков в сфере информационных технологий, и это мешает им получить более высокооплачиваемую работу**. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.
Индекс цифровой грамотности россиян в первой половине 2021 года составил 64 пункта по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии DigСomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:
· информационная грамотность;
· коммуникативная грамотность;
· создание цифрового контента;
· цифровая безопасность;
· навыки решения проблем в цифровой среде.
Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 67 п.п.
Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 67 п.п.
Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 59 п.п.
Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 65 п.п.
Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 65 п.п.
Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели цифровой грамотности, чем в целом по стране.
Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (72 против 64 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (60-62 п.п.).
Вырос разрыв в цифровых компетенциях между мужчинами и женщинами. В прошлом году индекс цифровой грамотности мужчин был выше на 2 п.п., в этом году – на 3 п.п. (значение индекса у мужчин – 66 п.п., у женщин – 63 п.п).
Уровень цифровой грамотности зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (68 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет (60 п.п.).
Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (69 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 55 п.п.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:
«Спровоцированный пандемией резкий и вынужденный переход к более цифровому образу жизни помог многим россиянам открыть для себя возможности современных технологий. Социально-культурные и экономические эффекты этого стали хорошо заметны – например, небывалый массовый рост потребления цифровых медиа. Рост рынка edTech – это отражение повышения общественного доверия к дистанционному образованию и ответ на запрос рынка труда на быстрое повышение квалификации, переобучение и даже смену профессии. Многие работодатели впервые увидели возможности удаленной работы, преимущества автоматизации бизнес-процессов, перехода к онлайн-дистрибуции и digital-маркетингу.
В то же время, рост уровня цифровой грамотности и цифровых компетенций в обществе произошел неравномерно и в основном за счет тех, кто такими знаниями и навыками прежде не обладал. Те, у кого цифровые компетенции были развиты средне и даже выше среднего, за пандемию новых знаний почти не приобрели. Это вызывает определенное беспокойство, так как экономический прогресс сегодня определяется именно долей интеллектуальной элиты – специалистов высокотехнологичных отраслей и видов деятельности – в общей структуре общества».
Эксперты предложили ввести в России нормы «цифрового ГТО»
В НИУ ВШЭ предложили массово тестировать россиян на цифровые навыки: скорость печати, умение пользоваться соцсетями и др. К концу 2024-го 40% населения должны владеть знаниями в сфере цифровой грамотности
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» поддержал идею развития в России «цифрового ГТО» — проекта по тестированию навыков работы граждан с цифровыми технологиями. Об этом говорится в докладе института о национальных целях развития «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития» (есть в распоряжении РБК). По версии его авторов, низкий уровень владения цифровыми навыками является одним из барьеров массового внедрения подобных сервисов, в том числе в здравоохранении, образовании и ЖКХ.
По оценке института, на начало этого года только 24% населения страны старше 15 лет владело базовыми цифровыми навыками, у еще 12% уровень был выше базового. Показатель оказался гораздо ниже, чем в большинстве европейских стран, где среди лидеров были Нидерланды (30 и 50% соответственно), Финляндия (26 и 50%) и Великобритания (25 и 49%).
Название «цифровое ГТО» отсылает к советской практике сдачи нормативов ГТО («готов к труду и обороне»), ВШЭ предлагает расшифровывать аббревиатуру как «готов к труду и обучению». Впервые проект упоминался в материалах нацпрограммы «Цифровая экономика» еще в 2018 году. Тогда предполагалось, что государство будет выдавать персональные цифровые сертификаты на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики, планировалось, что сдача «цифрового ГТО» будет давать преимущества при поступлении в вузы. Как пояснил директор Центра стратегий и программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Павел Рудник, участникам «цифрового ГТО» предлагается набор практических заданий на выявление уровня базовых цифровых навыков: уверенное пользование соцсетями, скорость печати, поиск информации на время и простой тест по программированию.
Но каким образом граждане должны повышать уровень своей цифровой грамотности, в докладе не указано. По словам Рудника, одним из наиболее эффективных механизмов могут стать специализированные образовательные онлайн-платформы, создаваемые либо за счет бюджетных средств, либо с привлечением государственного софинансирования.
В федеральном проекте «Кадры и образование» нацпрограммы «Цифровая экономика» указывается, что до конца 2020 года должна заработать система сертификатов на обучение населения компетенциям цифровой экономики и к концу 2024-го подобное обучение должны пройти 10 млн человек. К этому же сроку 40% населения России должны обладать цифровыми навыками (в конце 2018 года показатель составлял 26%). Однако финансирование на эти мероприятия не предусматривалось. Сейчас в программе заложены затраты из федерального бюджета в размере 47,2 млрд руб. на создание на базе вузов сети центров цифровой трансформации университетов («Цифровой университет»), международных научно-методических центров в области информатики, математики и технологий, а также центров ускоренной подготовки специалистов в области ИТ.
Как пояснил представитель АНО «Цифровая экономика» (отвечает за реализацию одноименной программы), целевой показатель 10 млн человек включает не только повышение грамотности населения, но и обучение чиновников, выделение бюджетных мест в университетах по программам, связанным с цифровизацией. В то же время собеседник РБК, близкий к АНО, говорит, что целевые показатели проекта «Кадры и образование» в ближайшее время могут пересмотреть.
Аналитики оценили уровень цифровой грамотности россиян
Россияне хорошо ориентируются в медиапространстве, но при этом плохо разбираются в гаджетах и легкомысленны в вопросах кибербезопасности. К такому выводу пришли специалисты НАФИ при анализе цифровой грамотности жителей страны
Индекс цифровой грамотности россиян составляет 52 процентных пункта (п.п., максимальное значение — 100), выяснили специалисты Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).
Под цифровой грамотностью аналитики понимают базовый набор знаний и навыков, позволяющий человеку эффективно работать, общаться и получать информацию в цифровой среде. Индекс состоит из нескольких компонентов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Аналитики определили индекс каждого компонента, после чего вычислили общий уровень цифровой грамотности населения. Исследование проводилось в форме опроса (участвовали 1,6 тыс. человек в возрасте старше 18 лет в 42 регионах России) в ноябре 2017 года.
Авторы исследования (копия есть у РБК) назвали сильной стороной респондентов умение ориентироваться в медиасреде и анализировать информацию различных СМИ (медиаграмотность). Индекс этого компонента составил 65 п.п. из 100 возможных. Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, не всегда представляют информацию достоверно. В правдивости сообщений СМИ больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Менее развитые компетенции россияне демонстрируют в вопросе информационной грамотности (54 п.п.). Под этим понятием исследователи подразумевают способность искать информацию в различных источниках, сопоставлять ее и делать выводы на основе этого сопоставления. Так, 74% респондентов предпочитают искать необходимую информацию на разных интернет-ресурсах, а 81% говорят, что делают это с легкостью. При этом 45% респондентов не задумываются о том, что часть полученной в интернете информации может быть вредной.
Отношение к технологическим инновациям аналитики оценили в 47 п.п. Согласно данным опроса, 58% респондентов считают, что современные технологии помогают в жизни, оставшиеся 42%, наоборот, уверены, что мешают.
Коммуникативную грамотность аналитики оценили в 46 п.п. Этот показатель отражает способность анализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете, а также опыт использования мессенджеров и социальных сетей для общения. Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации, при этом 76% респондентов уверены, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в обычной жизни.
В компьютерной грамотности — аналогичный индекс (46 п.п.). Основными признаками человека, обладающего компьютерной грамотностью, являются понимание технических составляющих компьютера и легкость в использовании устройства вне зависимости от платформы. По оценкам аналитиков, 78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач — для работы, учебы или досуга и развлечений.
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных
Россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации, говорится в исследовании. Так, 55% россиян уверены, что защита персональных данных — не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов или государство. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi-сети (22%), а 38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, что упрощает для злоумышленников процесс их взлома.
При получении от знакомого человека письма с вирусом 56% опрошенных не будут открывать письмо и сообщат отправителю, что его компьютер заражен вирусом. Остальные 44% поведут себя некорректно: либо отправят сообщение с вирусом обратно адресату, либо, открыв письмо, будут перезагружать компьютер в надежде, что вирус пропадет.
Зачем увеличивать цифровую грамотность
В июле 2020 года президент России Владимир Путин подписал указ о пяти национальных целях развития страны до 2030 года, включающий пункт о цифровой трансформации. По оценке института «Центр развития» НИУ ВШЭ, к 2030 году при позитивном сценарии половина прироста ВВП может быть достигнута за счет внедрения цифровых технологий. Помимо увеличения цифровой грамотности населения для достижения национальной цели в отношении цифровизации необходимо также устранить барьеры для роста ИТ-компаний, улучшить инвестиционный и бизнес-климат, решить вопрос с дефицитом ИТ-кадров, говорится в докладе. Его авторы предлагают:
В конце июля Госдума приняла закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли, по которому имеющие госаккредитацию разработчики программного обеспечения смогут бессрочно снизить ставку страховых взносов с 14 до 7,6% и налог на прибыль — с 20 до 3%. Под налоговый маневр также попали отечественные производители электроники. Сейчас участники рынка и Минцифры готовят предложения по второму пакету мер поддержки ИТ-отрасли.
Аналитики определили россиян с самым высоким уровнем цифровой грамотности
Только 27% россиян обладают высоким уровнем цифровой грамотности, оценил НАФИ. Самоизоляция ставит в неравные условия тех, кто плохо разбирается в технологиях, часть граждан может остаться за бортом новой реальности
Высоким уровнем цифровой грамотности обладает почти каждый четвертый россиянин (27%), следует из работы Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), с которой ознакомился РБК.
В рамках исследования оценивалось умение россиян пользоваться телефонами, компьютерами и другой электроникой, поисковыми системами и онлайн-сервисами, работать с большими данными, создавать контент, умение оценить риски онлайн-мошенничества, обеспечить сохранность персональных данных и др. Репрезентативный всероссийский опрос населения по европейской методологии Digcomp проводился в январе этого года, в нем участвовали 1,3 тыс. человек в возрасте 18 лет и старше в 70 регионах России.
Общий индекс цифровой грамотности россиян в первом квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. В середине 2018 года этот показатель составлял 52 пункта.
Как отмечается в исследовании, самыми низкими показателями цифровой грамотности в стране обладают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности.
Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. Однако женщины демонстрируют более низкие, чем у мужчин, показатели информационной грамотности (навыки поиска в интернете), чем мужчины (57 против 60 пунктов), и решения проблем в цифровой среде (использование мобильных приложений и программ для решения повседневных задач) — 56 против 59 пунктов.
Сильнее всего уровень грамотности в интернете зависит от возраста и профессии человека. Наиболее грамотными в онлайне оказались работающие студенты, а хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры.
Согласно федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики», в 2019 году высоким уровнем цифровой грамотности и компетенциями в сфере цифровой экономики должны были обладать 27% граждан, в 2020 году — 30%, а в 2024-м — 40%. При этом исследование НАФИ показало, что доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. В 2017 году этот показатель составлял 26%. Однако до конца 2020 года показатель может вырасти, отмечают аналитики НАФИ.
«Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто благодаря цифровым навыкам и знаниям оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался, на тех, кто смог адаптироваться к новой реальности удаленной работы и учебы, и тех, чья образовательная и трудовая деятельность была поставлена на паузу», — говорит заместитель гендиректора аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
В то же время в ситуации самоизоляции и работы из дома многим россиянам пришлось осваивать новые цифровые инструменты, что положительно повлияет практически на все компетенции цифровой грамотности, которые НАФИ рассматривает в рамках своей методологии, отметил он. Аймалетдинов ожидает, что россияне станут лучше анализировать информацию в цифровой среде, активнее использовать современные технологии цифрового общения, научатся использовать новое программное обеспечение и в целом смогут решать больше повседневных задач с помощью современных технологий. При этом исследования НАФИ показали, что повышать свои знания в цифровой сфере в первую очередь готовы те, у кого уровень цифровой грамотности уже и так сравнительно высок. « Те, кто сейчас не умеет использовать цифровые технологии, рискует остаться за бортом в новой реальности: они будут не востребованы на рынке труда», — говорит Аймалетдинов.
С ним не согласен директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников. Он считает, что ситуация с пандемией коронавируса не влияет на потребление контента в интернете, навыки и информационную безопасность.
«Нельзя сказать, что карантинные меры позитивно повлияют на цифровую грамотность населения. Теория про то, что чем больше у людей свободного времени, тем больше они разбираются в технологиях, ошибочна, ведь даже в условиях карантина мы не берем учебники по цифровой грамотности и не начинаем разбираться в технологиях», — говорит Гребенников. По его мнению, чтобы повысить уровень цифровой грамотности населения, необходимо внедрять соответствующие уроки в школах.
Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели цифровой грамотности, чем в целом по стране.
Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (72 против 64 п.п.), а в селах и поселках городского типа — ниже (60–62 п.п.).
Вырос разрыв в цифровых компетенциях между мужчинами и женщинами. В прошлом году индекс цифровой грамотности мужчин был выше на 2 п.п., в этом году — на 3 п.п. (значение индекса у мужчин — 66 п.п., у женщин — 63 п.п).
Уровень цифровой грамотности зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (68 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет (60 п.п.).
Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (69 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры — их уровень цифровой грамотности составил 55 п.п.
«Спровоцированный пандемией резкий и вынужденный переход к более цифровому образу жизни помог многим россиянам открыть для себя возможности современных технологий. Социально-культурные и экономические эффекты этого стали хорошо заметны — например, небывалый массовый рост потребления цифровых медиа. Рост рынка edTech — это отражение повышения общественного доверия к дистанционному образованию и ответ на запрос рынка труда на быстрое повышение квалификации, переобучение и даже смену профессии. Многие работодатели впервые увидели возможности удаленной работы, преимущества автоматизации бизнес-процессов, перехода к онлайн-дистрибуции и digital-маркетингу.
В то же время, рост уровня цифровой грамотности и цифровых компетенций в обществе произошел неравномерно и в основном за счет тех, кто такими знаниями и навыками прежде не обладал. Те, у кого цифровые компетенции были развиты средне и даже выше среднего, за пандемию новых знаний почти не приобрели. Это вызывает определенное беспокойство, так как экономический прогресс сегодня определяется именно долей интеллектуальной элиты — специалистов высокотехнологичных отраслей и видов деятельности — в общей структуре общества».