ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕНИКА ЭТО

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕНИКА ЭТО

Зачем ученику младших классов уметь общаться с компьютером и какие технические знания пригодятся в этом возрасте, рассказываем в материале.

Компьютеры повсюду. Письма стали электронными, вместо очереди в магазине достаточно оформить доставку продуктов, а ответ на любой вопрос несложно получить за считанные минуты. Понимание ПК — практически обязательное условие при приеме на работу. Способность обращаться с техникой из удела избранных обернулась частью привычной комфортной жизни.

С каждым годом потребность в этом навыке возникает все раньше. Школа программирования «Пиксель» говорит о том, как, зачем и где информационным технологиям учат школьников начальных классов.

Цифровая грамотность в последнее время становится предметом все большего количества дискуссий. Чем вызвана такая озабоченность? Мы с вами живем все-таки в 21 веке, где технологии становятся не просто чем-то популярным, но даже обыденным.

В этом, естественно, есть много преимуществ, но все же очень важно убедиться в том, чтобы наши дети владели необходимыми для правильного использования технологий информацией и навыками. Примерами навыков компьютерной грамотности для детей 7-10 лет могут быть безопасный поиск информации в интернете, печать на клавиатуре, эффективная работа с документами при подготовке презентаций в школе или даже этичное ведение социальных сетей.

К счастью, эти умения не являются врожденными и даже если развитие в области технологий запущено, освоить их ребенку довольно просто. В этой части нашего блога мы обсудим некоторые фундаментальные навыки цифровой грамотности, которые могут пригодиться нашим детям для безопасной и успешной навигации в современном мире.

Обучение компьютеру ребенка 7 лет

Зачем нужны курсы, ведь можно изучить все дома? Разумеется, овладеть искусством взаимодействия с техникой допустимо и в домашних условиях. Однако компьютерный кружок способен похвастаться рядом преимуществ.

Впоследствии обучение на курсах компьютерной грамотности способствует легкой адаптации к учебным ожиданиям. Ребенку не понадобится в срочном порядке наверстывать технические навыки, тратя на это силы и время.

Что такое цифровая грамотность?

Компьютерная (или цифровая) грамотность – это способность понимать и использовать информацию, полученную с помощью цифровых технологий, таких как компьютеры, смартфоны и интернет, называется цифровой или компьютерной грамотностью. В цифровом обществе это важнейшая способность для детей и взрослых всех возрастов.

В современном мире человек начинает знакомятся с широким спектром цифровых инструментов уже с самого детства — от видеоигр на телефоне до “ворда” в кабинете информатики. Естественно, школьникам следует овладеть основами компьютерной грамотности для детей, чтобы максимально эффективно использовать современные инструменты.

Важно отметить, что цифровая грамотность означает не только умение пользоваться устройством, но и осознание того, как функционируют разные цифровые инструменты и как их можно использовать для решения тех или иных задач. Поиск доступа к информации, объективная оценка данных, умения создавать и обрабатывать документы и общаться с другими пользователями в сети — все эти способности важны и приобретаются по мере освоения цифровой грамотности. Каковы преимущества фундаментальных навыков цифровой грамотности для детей и учителей?

Занятия по компьютерной грамотности для детей и подростков сегодня предлагаются многими школами программирования в разных форматах. Если вам интересны онлайн-занятия, предлагаем ознакомиться с этой подборков лучших детских компьютерных школ, предлагающих дистанционные занятия для школьников и дошкольников.

Компьютерная грамотность для детей имеет решающее значение для их успеха в современной цифровой среде. Поскольку технологии все больше вплетаются в нашу повседневную жизнь, знание того, как ориентироваться в мире интернета и как грамотно работать с компьютером, поможет подросткам во многих отношениях.

Цифровая грамотность необходима во всех аспектах взросления – от академических занятий до досуга. Вот семь навыков цифровой грамотности, которые должен освоить каждый подросток:

Детей следует научить, как использовать ютуб-видео и подкасты для учебы и развлечения. Они также должны понимать, как обеспечить безопасность в сети, избегая вредоносных сайтов, ссылок или файлов, а также понимать ограничения авторских прав при использовании фотографий, музыки или других материалов.

Им также важно научиться контролировать свой цифровой след, поскольку все, что они размещают в интернете, может быть просмотрено другими людьми сейчас и в будущем.

Все современные студенты должны знать хотя бы один язык программирования, например, HTML, JavaScript, Ruby on Rails, Python или Swift. Любой из этих языков позволит им легко ориентироваться на просторах сети и откроет широкие горизонты возможностей будущего обучения и карьеры.

Базовые навыки работы с компьютером являются хорошей основой для многих отраслей STEM-образования (наука, технология, инженерия и математика), которые компании все чаще ищут в кандидатах на работу. Занятия по информатике могут служить введением или дополнением к урокам по таким программам, как Word или Excel.

Студенты должны понять, как работает исследование, как с личной (принятие ответственности за то, где мы ищем информацию), так и с академической (оценка того, какого рода информация достаточно надежна для их требований) точки зрения.

Нам нужно, чтобы студенты не только проводили исследования, но и делали из них выводы, что требует от них развития способностей мышления более высокого порядка, таких как оценка аргументов и обобщение данных в логические суждения.

Даже если студенты не собираются учиться на факультете информатики, базовые навыки работы с текстом и электронными таблицами необходимы для большинства профессиональных областей. Составление резюме, работа над групповыми проектами, анализ данных — все это требует использования программ обработки текстов и электронных таблиц.

Многие учащиеся уже знакомы с этими программами, но более глубокое понимание их возможностей может помочь им в будущей профессии. Задача состоит не только в том, чтобы научить детей пользоваться программами, но и в том, чтобы научить их использовать их разумно, не ограничиваясь основами.

Дети должны знать о значении надежных паролей и о том, как защитить свои данные. Они должны знать об опасностях, связанных с раскрытием личной информации в сети, таких как попытки фишинга, вредоносные ссылки и другие виды мошенничества. Обучение подростков принципам кибербезопасности поможет им оставаться в безопасности, ориентируясь в цифровом мире.

В современных условиях способность детей к цифровой грамотности становится все более жизненно важной. Поскольку технологии совершенствуются и становятся все более важной частью нашей жизни, дети стоит учиться управляться с основами цифровой грамотности с раннего возраста.

Мы можем дать детям навыки, необходимыми для успешной жизни в цифровую эпоху, обучив их цифровой грамотности, например, на курсах компьютерной грамотности или индивидуально с преподавателем. К счастью, в наше время количество кружков по компьютерной грамотности растет и найти наиболее подходящий именно вам курс становится все легче. Записавшись на курс по компьютерной грамотности, вы повышаете шансы вашего ребенка на поступление в университет мечты, успешную карьеру и грамотно инвестируете в его будущее. Ознакомиться с рейтингом лучших школ программирования и повышения компьютерной грамотности вы можете в этой статье.

Скорее всего, вам часто кажется, что бесконечные рекомендации по повышению цифровой грамотности не имеют к вам отношения. Тем более когда говорят ещё и о детях. Но за этим громоздким словосочетанием скрывается тысяча мелких ежедневных навыков, которыми мы не все хорошо владеем. Разбираемся, что же такое цифровая грамотность и как, собственно, учить ей детей.

Что это вообще такое

2010-е годы стали прорывными с точки зрения развития технологий. Ещё в середине нулевых мы только осваивали личные кабинеты на сайтах банков, а сейчас любая онлайн-оплата — это рядовая история. Интернет добавил к нашей обычной жизни ещё и онлайновую, где, казалось бы, работают те же правила, что и офлайне. Но не всегда. Именно они объединяются в пресловутую цифровую грамотность, а проще говоря, умение жить и работать в сети.

Что именно считать столпами цифровой грамотности? Тут есть разные подходы. Например, авторы отчёта Евросоюза «Модель цифровых компетенций для граждан» перечисляют пять областей и 21 компетенцию, которые необходимы всем гражданам.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕНИКА ЭТО

Такую классификацию применяют в 21 стране Евросоюза, включая Францию и Великобританию. Есть и другие. Например, в российском классификаторе НАФИ к основным областям добавлена медиаграмотность — оценка восприятия людьми того, что делают сетевые медиа.

Снова кажется, что это не имеет к вам отношения? Обратимся к статистике: почти четверть россиян проводит платежи через открытый вай-фай. Никогда так не делали? 45% тех, кто ищет в сети какую-либо информацию или новости, не задумывается о том, чтобы сравнить несколько источников и проверить достоверность или ложность найденного.

42% не пытаются даже понять, какую позицию занимает их собеседник в интернете. Действительно — зачем? А больше половины россиян считают, что забота о персональных данных — это не их дело. И, логично, не учат этому детей, потому что это не заложено в системе ценностей как важное и нужное знание. При этом без него двигаться дальше почти невозможно, тем более если нам предстоит вскоре оказаться в мире тотальной цифры.

Не учат этому и в школе. В России нет специальных уроков цифровой грамотности. Такие занятия иногда проводят в рамках федеральных проектов, по инициативе руководства отдельных школ, учителей или крупных IT-компаний. Мы поговорили с педагогами, которые всё-таки учат детей цифровой грамотности, и узнали, что, на их взгляд, нужно рассказывать школьникам о новых технологиях.

Чему учить?

Алла Волкова, преподаватель информатики из Липецка, победитель конкурса «Учитель года России» 2015 года:

Я больше склоняюсь к слову «грамотность» как к понятию, которое касается чтения и письма. Поэтому считаю, что цифровая грамотность — это умение использовать цифровые технологии. В почти автоматическом режиме, когда человек не задумывается, как это делать. У него это заложено точно так же, как умение читать и писать, которому учат в начальной школе, и дальше он с ним просто живёт. И речь идёт не только об общении в соцсетях.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕНИКА ЭТО

Основные навыки — это создание своего контента, поиск и обмен информацией, работа в интернете, грамотное использование цифровых ресурсов; это решение жизненных задач средствами информационных технологий. У каждого эти задачи могут быть разными, но если ты владеешь навыками работы в текстовом редакторе, то без труда, я думаю, освоишь и другие программные продукты, потому что навыки похожи.

Что делать родителям?

Александр Степанов, учитель информатики и робототехники высшей категории, победитель конкурса Департамента образования Москвы «Просто о сложном» 2016 года:

Цифровая грамотность — это навыки, позволяющие себя безопасно ощущать в цифровом мире. Современный человек должен понимать: всё, что попадает в сеть, никуда не денется, поэтому надо следить за своими профилями, понимать, что там следует публиковать, а что нет. Знать, как совершать безопасные платежи через сеть.

Проще говоря, делать всё, что делали предыдущие поколения, но с учётом цифровой действительности. Лучше всего, когда дети узнают что-то на собственном опыте. Поэтому важно моделировать на уроках жизненные ситуации и разбирать с ними каждый элемент. Например: вы опубликовали снимок с отдыха и написали, что вернётесь не скоро. К чему может привести такая ситуация?

Как учить?

Сейчас многие говорят о том, что стоит ввести цифровую грамотность как отдельный предмет в школьную программу. Но я считаю, что его как раз быть не должно. Это навык, который дети должны уметь использовать. Например, поиск в интернете физического закона — это навык цифровой? Цифровой. Но он используется для решения конкретной задачи.

На уроках информатики есть масса вариантов, как и когда этому учиться. Это и единые уроки по безопасности в интернете, и по безопасности персональных данных. В прошлом году у нас был шикарный проект — «Урок цифры». Я приглашала на уроки людей из IT-компаний нашего города, представителей провайдеров. Они не учили детей, а делились с ними опытом и знаниями: что такое хакерская атака, как правильно подключиться к интернету и так далее. Дети понимали, что это не просто навязанные теоретические знания, а люди-практики, поэтому интерес был намного выше.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕНИКА ЭТО

Я часто использую материалы сайта Kaspersky Safe Kids, где есть рекомендации по грамотному использованию интернета и антивирусной защиты. Есть учебные материалы известного среди информатиков сайта Константина Юрьевича Полякова — это вообще клад для учителей. На нём идёт речь не только о решении задач информационных, но и тех, что связаны с цифровой грамотностью. Самые грамотные в цифровом плане, конечно, старшеклассники. Но не только они.

Грамотнее в целом те дети, чьи родители понимают, что современного ребёнка оградить от компьютера и смартфона нельзя

К сожалению, до сих пор существуют родители, которые не подпускают к компьютеру ребёнка, например, до 7-го класса. Но чем раньше у них появляется осознание, что это просто инструмент, которым пользуются все, тем легче научить этому ребёнка. В гимназии мы приняли решение, что учить детей работать в социальных сетях нужно не путём запретов, а с помощью создания для него правильного контента.

У каждого класса есть своя группа, где существуют определённые правила размещения постов, и мы учим детей структурировать, подбирать, распространять информацию правильно. Модераторами каждой группы выступают классные руководители. Дети воспринимают социальные сети как правильный инструмент, а не только для поиска негатива, хотя такое раньше тоже было.

Кому учить?

А вот применять все полученные навыки должны учителя всех предметов. При этом, конечно, никто не говорит, что каждый урок все преподаватели должны говорить: «Вот сейчас мы с вами будем учиться искать информацию в интернете».


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕНИКА ЭТО

Практика показывает, что уровень цифровой грамотности у педагогов, если брать всю Россию, а не отдельно взятые города — например, Москву, — не очень высокий. Поэтому стоит ли преподавать цифровую грамотность как отдельный предмет — большой вопрос. А вот формировать навыки цифровой грамотности в рамках разных предметов, я думаю, вполне возможно.

Учителя, как и все люди, активно используют те возможности, которые даёт современная цифровая среда. Мы точно так же делаем публикации в социальных сетях, совершаем онлайн-покупки или смотрим фильмы в интернете. Я знаю многих коллег, которые ведут блоги, и у них десятки тысяч подписчиков.


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕНИКА ЭТО

Мне кажется, что большинство учителей уже готовы рассказать своим ученикам про цифровые навыки. И начинать прививать нужные компетенции следует с начальной школы. У многих учеников к этому моменту уже есть смартфоны, и если их не просвещать, то могут возникнуть ситуации, когда им будет грозить уже реальная опасность, а не только виртуальная.

Делать это можно на ОБЖ: говорить, например, о цифровой гигиене, а на уроках информатики обучать необходимым компетенциям для работы с цифровыми инструментами. Я не думаю, что для этого следует вводить отдельный предмет. Достаточно уделить этому внимание в рамках уже существующих уроков.

Как проходят уроки по компьютерной грамотности

Курс от школы «Пиксель» подойдет:

Обучение сочетает теоретическую и практическую части: получить знания и сразу же применить их. Благодаря геймифицированному формату ребенок не теряет мотивацию и сохраняет стремление к изучению опций ПК до конца. Учиться можно индивидуально и в группе, офлайн и онлайн.

В «Пикселе» модульная система: каждый из 3 курсов помогает глубже узнать компьютер. В модуле 12 уроков, которые проводятся раз в неделю. Занятие длится полтора часа: дети усваивают новое и не устают.

Для чего необходимы уроки компьютерной грамотности для детей

Цифровая среда окружает детей с самого рождения. Может показаться, что ребята 7–10 лет с ПК на «ты»: умеют его включать, открывать социальные сети, играть в компьютерные игры.

Однако познания в области техники обычно носят развлекательный характер. Компьютер и смартфон регулярно используют 93% российских детей. При этом в Интернет они чаще выходят для игр, просмотра видео и общения с друзьями — и только потом идет подготовка к школьным урокам.

С некоторыми понятиями дети этого возраста вовсе не знакомы:

Печатать на клавиатуре, находить информацию при помощи поисковой сети, работать с файлами: хотя современные дети и рождаются чуть ли не со смартфонами в руках, но это умения, которые можно и нужно приобретать уже с 7 лет.

Детям полезно узнать о том, что гаджет — не просто средство для развлечений, но также инструмент для решения задач и расширения кругозора. Детский мозг пластичен и восприимчив к обучению, и ключевой момент — что в него будет заложено.

К тому же, в начальных классах уже дают задания, связанные с компьютером: найти данные в Сети, подготовить реферат, составить презентацию или таблицу. Вместе с этим общению с ПК в школе начинают учить сравнительно поздно, и устройство компьютера для детей 10 лет остается неизведанной темой.

Потому родителям школьников 7–10 лет стоит задуматься о дополнительном образовании. Детям важно научиться создавать тексты и слайды для презентаций, считать по формулам и делать графики в электронных таблицах. Изучение ПК научит искать и анализировать информацию, решать проблемы, критически смотреть на мир. Ребенок станет организованным, целеустремленным, инициативным.

Поможет детям в этом кружок компьютерной грамотности.

Что изучают на занятиях по компьютерной грамотности для школьников

Стартовый модуль курса по компьютерной грамотности посвящен контакту с ПК и прикладными программами. Ученики узнают о появлении компьютера, его составляющих и принципах действия.

Дети знакомятся с определением безопасности в Интернете: чтобы распознавать фейки, избегать вирусов и не наткнуться на мошенников. А еще учатся пользоваться операционной системой и облачным хранением, печатать на русской и английской раскладках клавиатуры с высокой скоростью.

Помимо этого, ребята исследуют сервисы от Google:

В последующих модулях продолжается знакомство с редакторами от Google. Например, делая таблицы, дети используют вложенные функции и создают вафельные и столбчатые диаграммы.

Попутно школьники осваивают такие навыки, как:

Компьютерная грамотность в начальной школе — первый шаг к увлекательному хобби и будущей карьере. Кто знает, вдруг возможности компьютера сподвигнут ребенка изучать разработку, заняться конструированием игровых вселенных или написанием собственного веб-сайта. В любом случае ребенок будет чувствовать себя уверенным пользователем ПК и применит полученные знания не один раз.

Для знакомства с компьютерной грамотностью для детей онлайн рекомендуем посмотреть видеоуроки на YouTube-канале школы «Пиксель». Бесплатные ролики — подходящий способ понять, что представляют собой занятия.

Если уже убеждены в том, что ребенок нуждается в улучшении контакта с ПК — ждем на курс компьютерной грамотности от школы программирования для детей «Пиксель».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *