ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ДОУ ЭТО

Татьяна Брыкина «Цифровизация» дошкольного детства: за или против?

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ  ОБУЧАЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Валентина Шарова Цифровая грамотность педагога ДОО

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на встрече мы с вами разберем

Понятие «цифровая грамотность»

Ключевые аспекты цифровой грамотности

Особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Цифровая грамотность состоит из нескольких составляющих

Концепция цифровой грамотности

Отношение к инновациям

Евгения Лихацкая Консультация «Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры в организации деятельности педагога ДОУ»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Уровень информационной культуры педагога приобретает чрезвычайную актуальность для педагогики, что обусловлено современными тенденциями образования: введение ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.

Цифровая грамотность в дошкольном образовании

С самого рождения дети имеют все более широкий доступ к целому ряду цифровых технологий. Мультимедиа неизбежно внедряется в их повседневную жизнь. А развитие цифровых технологий позволяет использовать мультимедиа в образовании детей.

Цифровая грамотность в дошкольном образовании заключается в рассмотрении возможности использования цифровых технологий в дошкольном образовании для раннего приобретения цифровых навыков как части общего развития детей дошкольного возраста.

Многие маленькие дети попадают в среду раннего обучения с разной степенью способностей к цифровым технологиям. Таким образом, для многих воспитателей дошкольного образования, обучающих цифровой грамотности в дошкольном образовании, речь идет не о технической компетентности, а скорее о способности применять эффективное педагогическое взаимодействие. Кроме того, они также понимают, что «моральная работа» также имеет больший вес, чем работа с техническими компетенциями с цифровыми технологиями в дошкольном образовании.

В дошкольном образовании, например, можно использовать аудиосказки и интерактивные доски.

Использование цифрового повествования в дошкольном образовании дает много преимуществ для детей дошкольного возраста. Рассказывание историй само по себе заставляет нас чувствовать себя частью сообщества, что также важно в условиях раннего обучения. Оно учит истории жизни и формирует ментальные модели. Это побуждает детей становиться создателями контента, а не быть просто потребителями.

Цифровые технологии и интерактивные медиа не должны заменять другие полезные образовательные мероприятия, такие как творческая игра, прогулка на свежем воздухе и социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в дошкольных учреждениях. Поэтому педагоги должны обеспечить баланс деятельности в программах для детей младшего возраста, а цифровые технологии следует признать ценными инструментами, если они используются преднамеренно с детьми, чтобы расширить и поддержать активное, практическое, творческое и подлинное взаимодействие с окружающими.

Таким образом, цифровая грамотность в дошкольном обучении становится неизбежной необходимостью. Но на сегодняшний день необходимо разработать безопасную и эффективную программу для обучения цифровой грамоте дошкольников, создать базу необходимых материалов (программ, приложений, игр и т.д.), поскольку педагоги дошкольных учреждений не имеют таких ресурсов.

1. Абрамова И. В. Необходимость введения основ компьютерной грамотности в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении / И. В. Абрамова // Символ науки. – 2018. – №1. – С. 10-13.

2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ Сфера – 2019. с64

3. Ерыкова Н. А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2017. – №5. – с.48-55.

4. Кулаева А. В., Хохлова Л. А. И КТ-компетентность – требование профессионального стандарта педагога// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2020. – №10. – с. 12-19.

ипальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

Доклад на тему:

«Развитие цифровой грамотности современного педагога в ДОУ»

Сарызина О. Ю.

Основным документом, на который опирается в своей деятельности педагог дошкольного образования, является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В данном документе описаны основные требования, касающиеся инновационной деятельности с привлечением информационно-коммуникационных технологий.

Наличие компетенции в области информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в области ИКТ, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направленны на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.

В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном  с цифровым поколением.

Цифровая грамотность – это набор знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.

В условиях массового перехода на дистанционное обучение мы столкнулись с недостаточными знаниями и навыками цифровой грамотности. Всю образовательную деятельность мы начали делать в формате презентаций, но понимали, что многим родителям некогда читать и показывать данные материалы детям, да и детям в домашних условиях это не очень комфортно, ведь основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Тогда мы решили использовать в презентациях информационные ресурсы интернета. Это включение в них видео, ссылок на мультфильмы, физминутки и сайты с заданиями для усвоения пройденного материала. Снова столкнувшись с проблемами в виде отсутствия подходящих программ для открытия файлов и прочего, мы решили перейти на новый формат занятий – создание мультимедиа файлов (видео).

Изучив данный вопрос самостоятельно, послушав опыт других педагогов в этом направление, мы приняли решение действовать и развиваться. После изучения информации в интернете, мы скачали несколько видеоредакторов. Нами были выбраны видеоредакторы Movavi, PowerDirector и KineMaster, хотя программа может быть любой. Подобрав материалы по теме недели и по темам ближайших занятий (фото, картинки, gif-изображения, футажи), а также сделав фото и короткие видео наглядных материалов и наглядных образцов (поэтапное рисование, например), мы приступили к созданию видео.

Такие видео-занятия позволяют в игровой форме передать тему занятия детям на расстоянии, не перегружая их и не нарушая СанПин (длительность занятия 4-5 мин).

За время дистанционного обучения мы создавали и видео-занятия, и видео-поздравления и небольшие мультипликации в честь праздников. В дальнейшем хотим включить такие фрагменты не только в онлайн-занятия, но и в группе на занятиях, например в формате квест-приключений можно оказаться в горах, в лесу, прогуляться по улицам города и узнать много нового увидев своими глазами, не выходя из группы.

Понятие цифровой грамотности быстро меняется. Так что же означает обладать цифровой грамотностью в современных условиях?

Педагог может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или владеет в недостаточной степени. Что из данных умений является для него более приоритетным. Приоритеты поменяются через несколько лет, но в том и особенности современного педагога – учиться всю жизнь!

Спасибо за внимание!

«Цифровая грамотность, как основной навык современного педагога»

старший воспитатель  МБДОУ д/с №2

Стимулировать стремление к повышению уровня ИКТ – компетентности на основе обобщения представлений о широких возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога.

Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук.

Алгоритм проведения мероприятия:

Добрый день уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас. Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души. Мы с вами регулярно проводим встречи, где вспоминаем, то, что забыли или узнаем что-то новое, касательно нашей профессиональной деятельности. Темой сегодняшней деловой игры, как вы уже знаете, является «Формирование цифровой грамотности педагогов дошкольного образовательного учреждения»

1. Сначала давайте вспомним, что же означает термин Цифровая грамотность? (Ответы участников)

Цифровая грамотность –  способность находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах.

2.   Что включает в себя цифровая грамотность?

Цифровая грамотность включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться.

3.  Что же означает термин ИКТ? (Ответы участников)

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создавать, сохранять, распространять, передавать определенную информацию.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов.

4. Что относится к средствам ИКТ? (Ответы участников)

5. А теперь давайте вспомним основные компьютерные термины. Каждая команда получает кроссворд, заполните его клетки.

Кроссворд по теме

«Устройство персонального компьютера»

А теперь посмотрите на экран и сравните ответы.

6. Теперь я хочу узнать, какие вы знаете виды интерактивных материалов? (Ответы участников)

Из всего этого мы можем сделать вывод, что информационно- коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, с родителями, со специалистами детского сада, в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога. Создаѐтся единое информационное пространство в образовательной организации. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет и педагог может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Используя в работе информационно-коммуникативные технологии, педагог осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инновации. И КТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.

8.  Как вы думаете, можно использовать мультимедийное оборудование на каждом занятии?

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Вся работа должна проводиться в комплексе и используется как вспомогательный обучающий материал.

Обязательно нужно помнить «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» по Сан ПиН.

Подведем итог, чем полезно использование информационно -компьютерных технологий для педагога? (Ответы слушателей)

Большую роль играют использование ИКТ для самих педагогов.

Детская природа требует наглядности, а изготовление необходимого материала для деятельности своими руками отнимает много времени и подбора материала для изготовления пособия. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками открывает возможность подготовки дидактического материала красочного, эстетического. Материал может быть самым разнообразным: презентации, слайды, анкеты, консультации, конспекты непосредственно образовательной деятельности, досуги и развлечения. Процесс подачи знаний в развитии ребѐнка становится более современным, разнообразным, насыщенным.

Публикация «Консультация „Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры в организации деятельности педагога ДОУ“» размещена в разделах

Профстандарт сегодня – объективный измеритель квалификации педагога и подробнее всего в нем описаны компоненты ИКТ-компетентности педагога

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников.

В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Почти ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации (мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении).

Важную роль в познании великого и разнообразного окружающего мира детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. В каждой семье есть (ИКТ) : телевизор, большинство семей используют компьютер, компьютерные игры, Интернет, видео, DVD, CD, мультимедиа, мобильный телефон, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации и использования компьютера, с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки» : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Считаем со Смешариками», «Баба Яга учится читать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Смешарики. Букварик-Смешарик», «Маша и медведь. Подготовка к школе», «Маша и медведь. Развивающие игры для малышей», «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Слайд 6 Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов : необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Разрабатывая модель формирования информационной культуры, мы исходили из идеи о том, что формирование информационной культуры педагога возможно только на деятельностной основе, требующей от педагога интеграции его компьютерной грамотности с педагогической компетентностью.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В свою очередь, связанная с ней компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

«Информационная культура» – умение использовать возможности информационных знаний не только в своей профессиональной сфере, но и в повседневной жизни человека современного информационного общества.

В связи с этим К. К. Колин трактует термин «информационная культура» как «совокупность профессиональных, социальных и этическим норм поведения людей в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания».

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

• использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе :

• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• активизировать познавательный интерес;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий :

• Мультимедийный проектор

• Видеомагнитофон, DVD плейер

• Электронные доски

Между тем, не стоит забывать при внедрении ИКТ в образовательный процесс и о взаимодействии с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов;

• на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;

• онлайн-консультации специалистов для родителей;

• дистанционное обучение для часто болеющих детей.

Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей первой ступени общего образования на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Однако, действующая система дошкольного образования, существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом. К сожалению, не все детские сады оснащены современными техническими средствами и не все воспитатели готовы применять их в работе из-за отсутствия соответствующей подготовки. А ведь информационно-коммуникационные технологии открывают для педагогов следующие возможности:

1. Экономия затрат труда и времени:

• сокращается работа педагога с бумажными носителями (оформление перспективных планов, конспектов НОД, досугов и развлечений, аттестационных материалов, обобщения опыта, портфолио педагога или ребёнка, обработка результатов мониторинга и представление их в виде графиков и диаграмм, и т. д.);

• меньше требуется времени для подготовки наглядно-дидактического и раздаточного материала к НОД;

• быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;

• эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др. ;

• составление и оформление буклетов, брошюр, листовок, папок – передвижек и др. ;

• сканирование и отправка по электронной почте творческих детских работы на различные конкурсы;

• тиражирование материалов в нескольких вариантах и нужном количестве экземпляров для работы с детьми и родителями.

2. И КТ позволяют педагогу модернизировать воспитательно-образовательный процесс:

• проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций

Организация НОД в детском саду имеет свою специфику: детская природа требует наглядности, один и тот же программный материал должен повторяться многократно, большое значение имеет многообразие форм подачи информации. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи, мультфильмы и т. д.

• фотографирование и съемка художественного творчества и продуктивной деятельность детей, а так же их результатов, мероприятий, развлечений, целевых прогулок и наблюдений, интересных случаев из жизни воспитанников группы, их совместный просмотр и обсуждение, организация фотовыставок.

3. Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют:

• быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;

• отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);

• получать консультации по возникшим проблемам;

• знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;

• размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детям.

4. « Скайп» (видеочат) помогает в проведении видеоконференций с коллегами.

5. Использование интернета позволяет читать электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.

6. Одним из важнейших направлений работы воспитателя является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через:

• сайт дошкольного учреждения

На сайт может зайти любой пользователь и ознакомиться с нормативными документами, которыми руководствуется ДОУ в своей работе, с образовательной программой, найти необходимую информацию по дополнительным услугам, которые оказываются в детском саду, просмотреть фотоальбомы с различных мероприятий, фотогалерею с детскими работами. На сайте размещается информация о конкурсах в детском саду, объявления о проводимых мероприятиях. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих в детском саду событий.

• собственный интернет-сайт, электронный адрес, электронное портфолио педагога (взять примеры сайты наших педагогов)

Сайт воспитателя открывает возможность знакомить родителей с жизнью дошкольников в группе. На сайтах публикуются различные материалы и статьи, освещаются вопросы воспитания и развития детей. Родители могут общаться с педагогами, получать необходимые консультации на интересующие вопросы, также делиться своим опытом по воспитанию детей. Вместе с ребёнком могут заглянуть на сайт и посмотреть новые фотоснимки, видеофрагменты, посмотреть записи праздников, мероприятий, НОД.

При проведении родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации. Благодаря таким презентациям воспитатель получает возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования, а также продемонстрировать слайд-шоу и видеофайлы о проведённых мероприятиях в группе и детском саду.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению эффективности труда педагога и достижению нового качества образования.

Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование компьютера в ДОУ может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители – начинают активнее участвовать в групповых проектах.

Список используемой литературы:

4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Метод. пособие. М. ,2005.

5. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель. 2009.№12

Публикация «Цифровая грамотность педагога ДОО» размещена в разделах

Эту классификацию считаю самой оптимальной! По этим индикаторам ученые определяют уровень цифровой грамотности. В каждом индикаторе есть по три аспекта. Это те знания, навыки и установки, которые должны быть у педагога.

Информационная грамотность. С каждым днём информация удваивается и приумножается с большой скоростью, мы должны понимать, как влияет информация на нашу жизнь. И конечно весь свой опыт, мы как педагоги (по профессиональному стандарту) должны передавать детям, родителям.

Основная установка в информационной грамотности заключается в том, что мы должны понимать пользу и вред информации. Я думаю, по этому индикатору, можно оценить педагогов, как высокий уровень.

Каждый педагог понимаеть, что можно подчерпнут от информации: вред или пользу. Педагоги могут найти информацию на разных ресурсах.

Этот индикатор довольно высокий у педагогов.

Индикатор компьютерная грамотность представляет собой те навыки, с помощью которых легко пользоваться и использовать цифровые устройства и это не должно зависеть от интерфейса, платформы. То есть мы должны свободно владеть технологиями: пользоваться смартфоном, персональным компьютером.

Знание компьютерной грамотности подразумевают понимание технических составляющих компьютера и принцип их взаимодействия.

Если мы хотим повысить компьютерною грамотность по всем трем аспектам, то следует знать азы и основы работы компьютера.

Следующий индикатор – медиаграмотность. В медиа грамотности основой установкой должно быть критическое мышление к информации, к новостям. Здесь педагог как близкий человек к формирующимся личностям, а сегодня ми говорим про воспитательный процесс, должен не только иметь в себе такую установку, но и знать и понимать, как распространяется информация, с помощью каких каналов и уметь передавать эти знания обучающимся, родителям. Для того, чтобы у них тоже формировалась медиа грамотность. Потому что, критическое мышление это один из основных 4 К компетентности.

Коммуникативная грамотность. Педагог должен понимать нормы и определенные особенности этикета в цифровой среде.

Основные моменты цифрового этике: Как вести себя в мессенджерах. Как вести деловую переписку? Как общаться с родителями.

Этому стоит учить детей и родителей.

Следующий индикатор – отношение к инновациям. Педагог должен понимать пользу инноваций и разбираться в технологических трендах. Это сложно, но для этого мы постоянно обучаемся.

Мы должны понимать, что мы живем в обществе и воспитываем детей. Социализации не будет без приобретения цифровых навыков, поведения в цифровой среде, потому что трансформация идет. Она вошла во все сферы нашей жизни. Эти навыки нужны не только детям и педагогам, а всем.

Какие цифровые компетенции нужны педагогам?

Подготовка контента (разрабатываем презентации, различные мероприятия). Готовим тот контент, который мы используем в работе.

Придание наглядности (фотографии, презентации, коллажи). Иллюстраторы, фотошоп, премьер для обработки видео, а кто-то использует, а кто-то еще нет. Но у нас всегда есть возможность научиться.

Цифровые компетенции для нашей коммуникации. В последнее время с родителями мы общаемся исключительно через менеджеров и другие цифровые технологии. Поэтому педагогу очень важно этими компетенциями обладать, также, как чтение и письмом.

С чего нужно начать?

Если вы понимаете, что сами не в силах создать мощный видеоролик или видео занятие. То можно использовать готовый материал, который уже есть.

Самая главное не боятся экспериментировать, ведь даже очень крутой разработчик тоже когда-то это начинал. Узнали что-то новое и сразу нужно попробовать. Потому что мы забываем часто то что увидели. Даже если вы сохраните эту закладку, но не примените её сегодня, то это скорее всего вы забудете через несколько дней.

Не забывайте про цифровую безопасность и информационные следы. Задумайтесь, на минутку, как часто вы думаете о своей безопасности заходя в интернет? Сколько платформ, сайтов, где вы оставляли свои персональные данные? Сколько паролей? Не забывайте, что пароли периодически нужно менять, не делать пароли одинаковые? Фотографии, даже если вы их удалили, они все равно остались в цифровом следе.

Многие часто не выходят из своих акаунтов. Сейчас уровень мошенничества зашкаливает. Но хотя и пытаются бороться с ними, но они мега шустрые, грамотные, обходят любые системы и защиты. Будьте бдительны. Это цифровая среда и она в принципе может быть зачастую опасней чем выйти на улицу.

Трансформация воспитательного процесса

Наш воспитательный процесс трансформируется. В профессиональный стандарт педагога введены эти понятия, и мы должны быть грамотными по

вопросам использования цифровых технологий. Еще до пандемии мы уже использовали ИК технологии, различные инструменты для создания портфолио, мессенджеры, у каждой образовательной организации есть свой сайт. Это произошло не полгода назад, это такая трансформация воспитательно – образовательного процесса. Эти инструменты уже давно вошли в нашу жизнь.

Публикация «„Цифровизация“ дошкольного детства

• создание сенсорного экрана, который значительно упростил процесс использования компьютерных устройств;

• поведенческие паттерны родителей и других взрослых, которые сами испытывают потребность обращаться к своим устройствам, и подают соответствующий пример подрастающему поколению;

• привлекательность цифрового устройства для ребенка делает его незаменимым «помощником родителя», ведь он является универсальным средством для утешения, отвлечения и развития ребенка;

Использование цифровых устройств детьми разных возрастов является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых С. Тиссерон, Р. Пацлаф, М. Шпитцер, Г. В. Солдатова, В. Н. Шляпников, Л. И. Эльконинова, Е. О. Смирнова и другие. Изучаются виды активности ребенка в этой сфере, вопросы безопасности в сети Интернет, значение цифровых технологий для развития и обучения детей и многое другое.

Цифровая информационная среда – естественный культурный фон для нового поколения детей.

• Уже в дошкольном возрасте они способны ориентироваться на результат и продукт своей деятельности.

• Чаще задают вопрос «зачем?», а не «почему?».

• Современные мобильные устройства интуитивно понятны им.

• Овладевают цифровыми технологиями раньше, чем чтением и письмом.

Естественно, это меняет взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчеркивают, что ребенок XXI века стал не хуже или лучше своего сверстника, жившего лет двадцать-тридцать назад, он просто стал другим!

Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от взрослых. Раньше в некоторых вопросах родитель мог быть авторитетом. Сейчас дети успевают попробовать что-то, прежде чем взрослый заканчивает это осознавать. Порой дети знают по любой теме больше взрослого.

С одной стороны, положительными сторонами развития современных детей являются умения быстрого поиска информации и высокий уровень мотивации к изучению информационных средств.

К негативным проявлениям развития цифровых детей можно отнести :

– подмену реальной жизни виртуальной;

– искаженные представления о творчестве и этических нормах и ценностях.

– низкий уровень информационной культуры;

– низкая читательская компетентность;

– «экранная зависимость».

Современная наука фиксирует феномен «экранной зависимости». Ребенок, который привык получать информацию с экрана, нуждается в постоянной внешней стимуляции во время обучающих действий, жаждет готовых развлечений, не стремится к живому общению со сверстниками или взрослыми.

Однако существует и другой подход к решению проблемы использования детьми-дошкольниками цифровых устройств. Согласно этому подходу, компьютер может стать обогащающим элементом развивающей предметной среды, он способствует развитию познавательной активности детей, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности.

У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны.

Проблема в том, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Многие думают, что у детей должен быть доступ в интернет так же, как и у родителей. Получается, что родители не осознают этой проблемы, и это усугубляет кризис. Еще в 2010 году исследователи говорили, что многие родители разрешают детям пользоваться цифровыми устройствами, чтобы они могли стать частью общества. Непонимание родителей — это тоже серьезная проблема.

В связи с этим, воспитание правильного отношения к техническим устройствам, должно ложиться на плечи родителей, а также предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования.

Сегодня, повышая качество дошкольного образования, мы используем в образовательном процессе целый спектр педагогических технологий, тем самым обеспечивая успешную подготовку ребенка к школе.

В профессиональном стандарте педагога указано, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Практикующие педагоги и специалисты в области дошкольного образования, высказывают мнение, что демонстрация аудио- и визуальных материалов повышает эффективность восприятия новой информации за счет высокой интерактивности, а также возможности работать с разными типами материалов (видеофильмы, аудиозаписи, презентации и др.). По их мнению, включение цифровых технологий в педагогический процесс может лечь в основу успешного обучения в школе, благодаря устойчивой положительной мотивации и развитию познавательного интереса (Е. А. Куликова, Н. В. Белинова). Правда, при этом уточняется, что такие игры не могут заменить традиционную ролевую игру, а потому должны быть ограничены и не могут быть использованы в ущерб основным видам детской деятельности : игровой и творческой и др.

Каковы же положительные и отрицательные стороны использования цифровых технологий?

Противники информационно – коммуникативных технологий в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.

В наше время есть педагоги, которые еще достаточно слабо представляют себе все возможности работы на компьютере. Они с опаской относятся к работе с ним и не считают необходимым для себя учиться всем «премудростям». Даже составление отчетной документации, которая сейчас перешла в формат электронного документооборота, является большой проблемой для них.

Педагогам требуется порой осознать, что владение информационно-коммуникационными технологиями помогает им чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

На мой взгляд, плюсы применения цифровых технологий, несмотря ни на что, присутствуют. Компьютерные технологии расширяют возможности педагогов в преподнесении детям развивающего и дидактического материала. Очень важно отметить, что занятия с применением цифровых технологий усиливают познавательный интерес дошкольников и активизируют детское внимание. Цифровые технологии можно включить во все виды детской деятельности.

Как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Это прописано в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ.

ФГОС дошкольного образования также предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий.

Основным видом цифровой активности для дошкольников является игра, изучению которой исследователи уделяют пристальное внимание. Игра – основное условие использования цифровых технологий в дошкольном учреждении. Появление компьютерной игры в жизни ребенка может оказать положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовить его к жизни в информационном веке.

Положительное влияние компьютерных игр на развитие детей возможно, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.

Итак, какие же существуют цифровые устройства применимые для дошкольного образования? Помимо хорошо известных нам компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивных досок, можно упомянуть и такие специально созданные для обучения дошкольников цифровые устройства, как:

• Интерактивные скалодромы

• Интерактивные песочницы

• Интерактивные детские Мультстудии

• Интерактивные полы

• Интерактивные тумбы

• Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями.

• Интерактивные комплексы.

Сегодня говоря о важных компетенциях подготовки ребенка к школе важно отметить, цифровую компетентность как одно из условий успешного обучения в школе.

Однако следует отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может и не должна заменить высококвалифицированного специалиста.

Не стоит забывать, что при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования ученых многих стран.

• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Все знают как опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Поэтому целесообразно лишь периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр.

Таким образом, информатизация системы образования может открыть перед педагогами новые возможности для внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Для педагога цифровые технологии – это уже не роскошь – это необходимость.

Можно с уверенностью сказать, что информационно–коммуникативные технологии в условиях современной информационно–образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.

Что же можно сказать о «цифровизации» дошкольников? Все таки за или против?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен и, пожалуй, индивидуален. Каждый решает для себя как относиться к этому явлению. На сегодняшний день, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада, семьи ребенка важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно “здесь и сейчас” закладываются основы личности Человека будущего.

1. Бастрыкина А. Ю. Публичная лекция: «Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий»// infourok.ru : ведущий образовательный портал России. 2019.

2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М. : Просвещение, 2011. — 190 с.

3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. « Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

4. Козиоров Е. И., Приезжая М. Н. Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах? // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 11 ноябрь 2013, с. 42-43.

5. Конопатова Н. К. « Информационно образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования.» //www.adm-edu.spb.ru : Портал «Адмиралтейский район. Образование» является официальным ресурсом системы образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

6. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно–коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» //festival.1september.ru : фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003.

7. Коротаева. Е. Дидактические основы интерактивного обучения. // Дошкольное воспитание №2. 2013., с. 105-108.

9. Палецкая Т. В., Рюмина Т. В. « Ребенок 21 века: проблемы, перспективы развития».//ж. Интерактивное образование, № 52,апрель 2014

10. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//

11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» https://минобрнауки. рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации. pdf

12. Яронская Н. П. Использование игровых компьютерных технологий // Научно-методический журнал. Детский сад. Всё для воспитателя! № 6 июнь. 2012, с. 5.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *