Цифровая грамотность: учиться, чтобы учить
Горева Виктория Борисовна, старший методист СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества»
Цифровая грамотность — это грамотность XXI века, язык, на котором говорят все — и люди, и машины. В связи с развитием цифровой экономики возникает необходимость повышения цифровой грамотности как школьников, так и взрослых. В современном мире, в условиях развития цифровой экономики подход к образованию также должен измениться. Он должен стать доступен для всех граждан Российской Федерации.
«Важнейший вопрос — это готовность общества, граждан к повсеместному внедрению таких технологий. Нужно обеспечить широкое цифровое просвещение, запустить программы переобучения о цифровых технологиях», — заявил Президент РФ Владимир Путин на Совещании по развитию технологий в области искусственного интеллекта 30 мая 2019 года.
Развитие цифровой грамотности населения — одна из ключевых задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был утвержден по итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 9 февраля 2018 года.
Актуальность этой задачи сегодня поддержана не только государством, но и бизнесом — у многих компаний уже есть открытые программы развития цифровой грамотности — современные, дружественные для пользователей, регулярно обновляемые. В 2020 году обучение по таким программам пройдут 2 миллиона человек, а до конца 2024 года это число вырастет до 10 миллионов.
Работа по повышению цифровой грамотности, с одной стороны, важна как для работодателя — она поможет профориентации, появлению новых профессионалов, призванных развивать цифровые технологии и сервисы в компании. С другой стороны, будет расти профессионализм потребителей цифровых сервисов в понимании услуг дата-центров и облачных решений, информационной безопасности, больших данных и аналитики, биометрии, квантовых коммуникаций и многого другого.
Компании, которые входят в эту эпоху, должны заботиться не только о качестве выпускаемой продукции, но и о том, что их потребители будут готовы к ней, применять технологии и пользоваться различными цифровыми решениями. Главная задача — выстроить взаимодействие между гражданами и производителями сервисов, сделать их максимально доступными для каждого.
Готовность педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе
В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Определение ИКТ‑компетенций педагога включает как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).
В 2018 году Аналитический центр НАФИ от лица Российской Федерации вступил в работу межстрановой экспертной группы Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов. Итогом совместной работы экспертов стала Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu). В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков: «Профессиональные обязанности», «Цифровые ресурсы», «Преподавание и учеба», «Оценка учащихся», «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе», «Развитие цифровой компетенции учащихся».
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п. п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 года.
Коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. И КТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.
Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.
Понятие «цифровая грамотность» относится к таким категориям, которые находятся в постоянном движении. Это понятие меняется и расширяется, с тем чтобы включить в него новые виды практики и навыки, обеспечиваемые новыми цифровыми технологиями.
Одно из определений цифровой грамотности выглядит следующим образом: «Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета».
Однако в свете революции в социальных сетях, широкого распространения интернет-технологий, понимание цифровой грамотности быстро меняется. Что значит обладать цифровой грамотностью в современных условиях? Это, прежде всего, уметь:
Это актуальные требования сегодняшнего дня. Учитель может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или в недостаточной степени. Что из данных умений для него является более приоритетным. Наверняка через несколько лет приоритеты поменяются. Но в том и особенности современного учителя: учиться всю жизнь.
Правительство утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников. Помимо чисто бюрократических процедур вроде создания паспортов проектов, мониторингов и дорожных карт из документа можно узнать о планах государства в отношении повышения квалификации и аттестации педагогов.
Прежде всего, новая система аттестации заработает не ранее 2022/2023 учебном году. Только к 1 марта 2022 года должны быть, в соответствии с постановлением правительства, подготовлены предложения о модернизации системы с учетом результатов пилотной апробации. Апробация же пройдет в 2021-2022 годах. 1 июня нынешнего года должен появиться приказ «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который обобщит предложения по итогам общественного обсуждения. К 1 ноября запланированы разработка и согласование оценочных средств для проведения квалификационного экзамена. При этом предложения по квалификационным категориям должны, судя по документу, появиться к началу 2021 года.
Помимо уже начавшейся формироваться сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства Министерство просвещение создаст сеть симуляционных центров (виртуальных лабораторий), а на базе вузов – центры сопровождения педагогов. Кроме того, гранты будут выделены на обновление дополнительных профессиональных программ и повышение квалификации педагогических работников системы общего образования.
Онлайн-сервисы и платформы для бесплатного обучения цифровой грамотности
В конце декабря 2019 года Университет 20.35 и российские компании-лидеры цифровой экономики запустили образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф. Портал представляет собой библиотеку знаний по безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов.
На онлайн-сервисе представлены видеокурсы по самым важным цифровым компетенциям: большие данные, кибербезопасность, навыки программирования. На сайте размещены обучающие видеоролики и статьи о том, как настроить и пользоваться гаджетами, как не стать жертвой мошенников в интернете, как работать с приложениями банковских и других сервисов, что делать с компьютерными вирусами, как безопасно инвестировать накопления и почему важна цифровая гигиена. Платформа содержит ответы на вопросы как для начинающих, так и продвинутых пользователей.
Новый сервис позволит обучиться необходимым в повседневной жизни навыкам, поможет настроить и пользоваться гаджетами, покажет, как не стать жертвой мошенников в интернете, как работать с приложениями банковских и других сервисов, что делать с компьютерными вирусами, как безопасно инвестировать накопления.
Платформа предоставляет пользователям структурированную информацию в формате микрообучения и гарантирует экспертизу в вопросах цифровой грамотности со стороны компаний-разработчиков.
Выбрать дополнительную профессиональную программу учителям поможет единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования цифровой образовательной среды ДПО (dppo.edu.ru), разработанный под эгидой Минпросвещения России.
В нём представлены ресурсы, позволяющие педагогам ориентироваться в перечне образовательных программ, модули методической информации и каталог лучших электронных образовательных программ и ресурсов для организации обучения по программам ДПО.
Портал позволяет размещать информацию для педагогических работников, авторов и разработчиков программ ДПО, экспертов, преподавателей и администрации образовательных организаций ДПО.
Проект стартовал в декабре 2018 года по инициативе Минпросвещения России, Минкомсвязи и организации «Цифровая экономика». Серия необычных уроков информатики, рассчитанных на учеников с 1‑го по 11‑й класс, в игровой форме знакомит ребят с основами программирования и цифровыми технологиями. Кроме того, учебные материалы, разработанные ведущими ИТ-компаниями, помогают ученикам сориентироваться в престижных профессиях будущего. По данным Минпросвещения РФ, за год в акции приняли участие более 14 млн школьников из всех регионов страны.
31 октября 2019 года в Москве состоялась конференция «Урок цифры для учителей России», приуроченная к запуску нового сезона всероссийского проекта. Обучение по использованию современных цифровых технологий для популяризации уроков информатики прошли более 150 педагогов из 14 регионов страны.
В течение 2019-2020 учебного года планируется провести пять «Уроков цифры» для школьников. Первым стал ноябрьский урок по большим данным от Mail.ru Group. В нем приняли участие свыше 2,6 миллиона школьников, родителей и учителей. В декабре прошли занятия от фирмы «1С» на тему «Сети и облачные технологии». В феврале 2020 года запланирован урок «Персональные помощники» по материалам Яндекса. В марте 2020 года главным партнером урока на тему «Безопасность будущего» станет «Лаборатория Касперского». Завершится учебный цифровой год уроком «Искусственный интеллект и машинное обучение», подготовленным благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».
Программа развития педагогов, которая помогает учителям освоить навыки и практики преподавания, необходимые для обучения детей в современном мире. Материалы — это готовые практики, которые можно сразу применять на уроке. Все материалы «Я Учителя» бесплатные. Вебинары и онлайн-курсы от Яндекс. Учебник. Сегодня вопрос формирования информационных компетенций у детей как никогда становится актуальным. Чтобы ученики смогли ориентироваться в огромных массивах данных, важно заложить умение работать с информацией еще в начальной школе. Как научить детей работать с разными типами – вебинары от Яндекс. Учебник.
Курс для школьников 6—9 классов на платформе Stepik будет полезен и родителям, а также учителям, планирующим рассказывать в школе о безопасном использовании интернета, например, во время Всероссийского урока по безопасности в интернете, или проводить уроки финансовой грамотности. В курсе три раздела. Каждый раздел состоит из конспекта для самостоятельного изучения, видео-урока и теста, помогающего лучше усвоить изученный материал.
Cистема качественного обучения граждан старшего поколения и людей с ограниченными возможностями основам работы с компьютером и интернетом.
На сайте Единого урока информационной безопасности обучающиеся образовательных организаций в возрасте с 7 до 19 лет могут пройти тестирование, разделенное для трех возрастных категорий: младшая группа (6-11 лет), средняя (12-16 лет) и старшая (17-19 лет).
В каждом тесте представлены 20 вопросов, разработанные с учетом возрастной группы и включающие основные аспекты информационной безопасности: информационные, потребительские, технические и коммуникативные аспекты информационной безопасности. В конце теста обучающийся может узнать сразу результаты своего тестирования, а также получить бесплатный электронный документ об успешном прохождении контрольной работы и об участии в Едином уроке безопасности в сети «Интернет» в 2019 году со своими результатами.
Портал является проектом Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. Проект направлен на эффективную реализацию за счет использования информационных технологий письма заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгиной от 27 мая 2019 года N ТС-1314/04 “О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год”. На сайте обучающиеся в возрасте от 11 до 21 года могут пройти информационные викторины и дистанционные курсы в рамках тематических уроков и мероприятий Календаря.
«Нетология-групп» — крупнейшая компания в русскоязычном пространстве, специализирующаяся на онлайн-образовании полного цикла. Компания фрмирует эффективные, образовательные методики обучения; разрабатывает технологические платформы, инструменты и интерфейсы онлайн-образования для реализации методических разработок; привлекает лучших методистов и преподавателей для создания образовательного контента.
Уникальная авторская программа, созданная ведущими экспертами Московского педагогического государственного университета, педагогами-победителями всероссийских образовательных конкурсов и признанными лидерами ИТ-индустрии.
Всероссийский образовательный проект, который состоит из тестов, заданий и сценариев уроков, разработанных Яндексом в сотрудничестве с признанными экспертами. Используя эти материалы, можно провести увлекательное занятие в любой точке страны. Уроки посвящены четырем темам — кино, архитектуре, театру и музыке — и рассчитаны на разные возрастные группы.
Существуют игры, которые не только способствуют развитию межпредметных навыков, но и помогают в изучении истории и обществознания.
Этой игре уже 28 лет, но ее популярность не падает и сегодня. Civilization регулярно обновляется.
В Civilization с удовольствием играет уже не одно поколение школьников. Для того чтобы она приносила им не только удовольствие, но и пользу, учителю истории стоит вникнуть в суть игры и придумать особые домашние задания ученикам-геймерам: например, разработать и применить на высоком уровне сложности стратегию развития России, избегая войн и конфликтов с государствами-соседями.
Democracy 3 – полноценный симулятор, который помогает разобраться в закономерностях и тонкостях демократической системы, а также дает возможность не со страниц скучного учебника, а в игровых ситуациях получить представление о политических коммуникациях.
Игра помогает наглядно представить теоретические положения курса обществознания: как граждане влияют на действия власти, как взаимодействуют партии и благодаря каким действиям политические лидеры становятся любимцами народа.
Игры Democracy 3 и Civilization VI тренируют умение мыслить критически, просчитывать последствия тех или иных действий, выявлять причинно-следственные связи между событиями. Ну а кроме этого, учитель, владеющий геймерской терминологией и предлагающий изучать материалы урока с помощью компьютерных игр, обязательно завоюет дополнительный авторитет у школьников.
В 2009 году шведский программист Маркус Перссон в свободное от работы время создает игру. К концу 2011 года она уже становится культурным феноменом. Теперь это третья по популярности видеоигра в истории после Tetris и Wii Sports. В ней нет рейтинговых систем или финального босса, нет цели, которую создатели ставят перед игроками. Каждый преследует свою собственную. Minecraft — это своего рода цифровое лего, где все сделано из блоков, а единственное ограничение — воображение игрока.
В игру для образовательных учреждений добавили такие инструменты, как камера и портфолио. С их помощью ученики делают снимки, фиксируют прогресс. Нововведения для преподавателей создавались с учетом реального опыта учителей, которые использовали игру на своих уроках.
Сегодня преподаватели более 400 школ по всему миру используют Minecraft на своих занятиях. Школьники исследуют затонувшие корабли и пишут о них сочинения, изучают трехмерную систему координат, строят модели атомов и молекул, знакомятся с альтернативными источниками энергии. Благодаря своей гибкости игра легко подстраивается под разные дисциплины.
Источники и литература
Формирование цифровой грамотности актуально для современного общества и тесно связано с изучением школьного предмета «Информатика». Нарастающие темпы цифровизации опережают развитие умений и навыков школьников основной массы интернет-пользователей. В школьном курсе информатики учитель формирует у обучающихся метапредметные образовательные результаты. К сожалению, существующие учебно-методические комплексы и учебники по школьной информатике не могут в полной мере отразить все составляющие цифровой грамотности.
Обладание цифровой грамотностью предполагает развитие четырех компонентов: технические аспекты, информация в Интернете, коммуникация в Интернете, цифровое потребление. Не все ее компоненты отражены в школьном курсе информатики.
Что такое «ЦГ»? Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета
Цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу.
Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10-15 лет назад. Сегодня в дополнение к домашним компьютерам дети пользуются разными гаджетами разного калибра – мобильники, смартфоны, айпады. Они легко совмещают реальный мир и виртуальный. Развитие цифровых технологий определяет новую социологическую ситуацию развития детей и подростков во втором тысячелетии. Интернет становится важным инструментом развития подрастающих поколений. Российская аудитория Интернета стремительно растет. Ее значительная часть составляет молодое поколение. Дети и подростки открывают для себя мир посредством Интернета. Новое поколение в значительной степени формируется под его влиянием. Интернет дает пользователю огромные возможности и как инструмент поиска и получения информации, и как высокотехнологическое средство общения. Жить в цифровой среде – это «круто», поэтому дети и подростки усердно постигают азы компьютерной грамотности, некоторые из ребят в техническом смысле становятся искушенными пользователями. Они беззаботно чувствуют себя в киберпространстве, узнают о новых технологиях и возможностях практически сразу с их появлением. Вырастает новое цифровое поколение, вооруженное разнообразными гаджетами и чувствующие себя естественно и непринужденно в Интернете. И наша с вами задача не отставать от них в этом. С каждым годом дети и подростки все больше времени проводят в Интернете. Они выходят в сеть каждый день, в любое время и в любом месте, где есть такая возможность. Интернет очень сильно психически и эмоционально влияет на психику подростков. Он становится инструментом формирования их личности. Кто обучает детей пользоваться Интернетом? САМИ! В школьной программе этот раздел мы изучаем в 9 классе. На классных часах учителя говорят о безопасности в Интернете. Но самое главное ложится на плечи родителей. А они в обычном случае, многого не знают и не понимают.
Подросток стремится быть независимым, самостоятельным, стремится принимать решения и действовать как взрослый. Довольно часто детей не устраивает та степень свободы и самостоятельности, которую предоставляют им родители в реальном мире. Поэтому они стремятся в виртуальную реальность, воспринимаемую как территорию безграничной свободы. Интернет – как раз то место, где подросток может почувствовать себя свободным от контроля со стороны родителей и учителей. Родители боятся отпускать детей на улицу! А в Интернете – это огромный мир, где дети остаются незащищенными!
Чем занимается ребенок в Интернете:
Какие риски могут возникнуть при этом?
Коммуникационные риски – возникают в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в сети. Примеры таких рисков : кибербуллинг, незаконные контакты (грумминг, секс.домогательства), знакомства в сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. С такими рисками можно столкнутся при общении в чатах, соц.сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д. Дети зачастую общаются с теми, кого не знают в реальном мире. У детей «100 друзей». Они допускают чужих людей до своей личной информации: место жительства, возраст, учеба, фото – все это может привести к «нехорошим последствиям».
Дети устраивают встречи своим интернет-знакомым, не подозревая, кто это может быть на самом деле. И мало кто из детей советуется с взрослыми.
Кроме этого в сети есть и агрессия: троллинг и кибербуллинг. Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи дают выход агрессии в Интернете, оскорбляя других пользователей или провоцируя их на конфликт.
Потребительские риски – возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет.
Интернет растит из подростков будущих потребителей!
Мошенничество в Интернете – «Фишинг. У мошенников есть специальные схемы и модели.
Технические риски – возможности повреждения ПО компьютера, хранящейся на нем информации, взлома аккаунтов, паролей.
ОБЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:
Цифровая грамотность. Безопасность в сети ИНТЕРНЕТ . Интернет – цензор для школ Подготовила: учитель информатики МАОУ « Шихабыловская ООШ» Александрова К. С.
Путешествия во времени – насколько мы изменились?
Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Что значит обладать цифровой грамотностью в современных условиях? Умение быстро находить и оценивать информацию; Уметь создавать собственный алгоритм чтения; Умение быстро создавать связи между идеями и опытом; Умение снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео; Умение создавать мультимедийные документы; Умение создавать и поддерживать динамические онлайн профили и управлять большими и сложными онлайн социальными сетями; Умение эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах; Умение защитить свои личные данные от неправомерного использования другими. Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
По результатам исследования доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет: э то 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019г., 30% – в 2020 г. Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне. Цифровая грамотность – будущее человечества
Объекты , являющиеся опасными в Интернете: – нежелательные программы; – защита личных данных; – мошенничество; – виртуальные «друзья»; – пиратство; – online -игры ; – этика; – критический подход к информации. Современные дети являются самыми настоящими проводниками интернет- технологий. Именно поэтому сегодня мы очень много внимания уделяем безопасному интернету. И главная наша задача – научить ребят оценивать контент, понимать, какие сайты и материалы глобальной сети станут для них незаменимыми помощниками, а какие несут в себе угрозу, представляют реальную опасность. ” Что такое цифровая грамотность?”. Это умение искать, анализировать и потреблять информацию безопасно для твоего здоровья, справляться с рисками цифровой среды и добиваться успеха в ней.
Интернет Цензор – интернет-фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов. В основе работы программы лежит технология “белых списков”, гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов.
Спасибо за внимание!