ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мы исходим из того, что они должны быть обязательными, потому что любой школьник, если у него есть выбор, будет отказываться от любого предмета. Это может быть в рамках основ безопасности жизнедеятельности или бывшего труда, а ныне — дизайна и технологии. Также рассматривается вариант обновления программы информатики».

Александр Хинштейн, глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи

По словам Хинштейна, введение уроков цифровой грамотности уже поддержали два ключевых ведомства — Минцифры и Минпросвещения. После предварительной проработки концепции нового курса его вынесут на предметное обсуждение и с профильными министерствами. Парламентарий за включение в программу основ фактчекинга, а также правил безопасности в сети и цифровой гигиены.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

На курсе, включающем 22 занятия, ученики шаг за шагом разбирались в особенностях работы в цифровой среде. Это и основы аналитики, и формирование пользовательского опыта, и кибербезопасность. На практических занятиях будущие абитуриенты разработали цифровые сервисы для поиска учебных заведений, подбора книг и другие. А в завершении обучения представили идеи собственных цифровых продуктов.

– Для освоения практически любой профессии нужны цифровые знания, их приобретение должно начинаться как минимум со школьной скамьи. Омский НПЗ, как надежный партнер региона, помогает расширять возможности образования в области информационных технологий. Такие программы помогают школьникам лучше раскрывать свои способности, подходить к выбору будущей профессии более осознанно, – считает вице-мэр Омска Инна Елецкая.

Проект стал частью профориентационной программы “Школа – ссуз/вуз – ОНПЗ”, которую предприятие реализует в Омской области для подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере нефтепереработки.

– Омский НПЗ проводит масштабную программу модернизации производства. Сегодняшний уровень цифровизации нефтепереработки предъявляет высокие требования к сотрудникам. Поэтому предприятие заинтересовано в формировании у молодежи цифровых компетенций. Поддержка образовательных проектов для старшеклассников способствует привлечению на ОНПЗ талантливых молодых людей, которые в будущем получают неограниченные возможности для профессионального роста, – отметил генеральный директор Омского НПЗ Олег Белявский.

8 сентября 2023 года координаторы партийного проекта «Цифровая Россия» запустили важный социальный проект – по всей России прошли уроки цифровой грамотности для учеников средней и старшей школы.

Получилось масштабно: участвовали более 40 регионов нашей страны (от новых территорий и до Дальнего Востока).

Карелия участвует в проекте.

Директор 55 школы Петрозаводска Римма Евгеньевна Ермоленко и заместитель директора школы по информатизации Алексей Валерьевич Тиликайнен организовали возможность провести Урок для учеников 6 классов.

Цифровая грамотность является базовым навыком современного человека. Все больше людей зависит от использования цифровых технологий в повседневной жизни. От умения пользоваться компьютерами, смартфонами и интернетом зависит доступ к информации, общению, работе, образованию. Цифра практически везде.

Цифровая грамотность включает в себя такие навыки, как умение использовать компьютерные программы и приложения, работать с интернетом, анализировать информацию, оценивать ее достоверность, обрабатывать данные, защищать свою информацию и осознанно использовать цифровые ресурсы. Она помогает людям быть эффективными и продуктивными в современном информационном обществе.

Особенно важно развивать цифровую грамотность среди молодежи, так как они являются активными пользователями технологий и будущими работниками. Недостаточная цифровая грамотность может привести к различным проблемам, таким как кибербуллинг, нарушение личной безопасности, потеря конфиденциальной информации и т.д.

Поэтому регулярные обучающие программы и курсы по цифровой грамотности должны быть доступными для всех возрастных групп, чтобы научить людей эффективно и безопасно использовать цифровые технологии.

Урок прошел быстро, интерактивно и, надеюсь, оставил правильные цифровые закладки в памяти ребят. Самых активных ребят отметили призами. Договорились с Алексеем Валерьевичем Тиликайненым продолжать проектное сотрудничество, касается оно и поддержки развития Музея цифровой техники в 55 школе. Классная идея!


ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Министры приняли участие в обсуждении инициативы на заседании профильного комитета ГД по информполитике. По сведениям депутатов, 80 процентов детей сталкиваются в интернете с опасностями, среди которых – вирусы, сомнительные сообщения от незнакомцев, так называемый кибербуллинг (а проще говоря, травля в Сети). Лишать интернета – не выход, ведь ребенку нужны навыки работы в интернете. В связи с этим профильный комитет предложил подготовить уроки цифровой грамотности, где научат проверять достоверность информации (фактчекинг), расскажут о безопасной работе в Сети и о цифровой “гигиене” (защита от вирусов и т.п.).

“Это может быть в рамках уроков по ОБЖ, информатики или бывшего труда, а ныне – дизайна и технологии”, – предложил глава комитета Александр Хинштейн. По его словам, следует разработать стандарты преподавания, провести пилотные проекты, а в случае успеха распространить эту практику на все страну. Будут ли уроки цифровой грамотности обязательными – вопрос дискуссионный, поэтому и нужна апробация, уточнил депутат.

“А начинать учить цифровой грамотности необходимо еще в начальной школе, – считает Хинштейн. – Дети еще до школы в подавляющем большинстве сталкиваются с интернетом. Многие родители вместо соски используют гаджет”.

Минпросвещения поддерживает инициативу, заявил глава министерства Сергей Кравцов. Курс для школьников, по его оценке, можно разработать в кратчайшие сроки, для чего к этому процессу необходимо привлечь специалистов, бизнес, родительское сообщество.

“Он может быть разработан в рамках обязательной внеучебной деятельности (а это десять часов), рекомендован регионам”, – добавил Кравцов. Помимо самого курса, отметил министр, надо разработать методические пособия, повысить квалификацию учителям.

Глава Минцифры Максут Шадаев от имени ведомства тоже поддержал проект. Развитие технологий несет риски, согласился он. В связи с этим министр предложил сделать упор именно на интернет-безопасность и от 30 до 50 процентов времени на уроках ОБЖ отдать именно под данный курс. При этом сами уроки следует скорректировать, не увеличивая нагрузку на школьников в целом, считает Шадаев.

80 процентов детей сталкиваются в интернете с опасностями, среди которых – вирусы и кибербуллинг

А старшеклассники, кроме того, должны иметь возможность бесплатно изучать азы программирования, добавил министр.

Для подготовки и организации курса цифровой грамотности в школах решено создать межведомственную рабочую группу. В нее пригласят и экспертов, и учителей, и родителей.

Правовые аспекты образования эксперты “РГ” разъясняют в рубрике “Юрконсультация”

Заявки на добавление в друзья от незнакомцев получают в соцсетях 79% российских детей

О том, что без участия родителей не обойтись, говорит и замглавы Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. Ранее, комментируя вопросы регулирования онлайн-игр, Горелкин заявил, что все попытки каким-то образом оградить детей от видеоигрового контента 18+ напрямую, без участия родителей не будут успешными. ” Все-таки именно родители по закону несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. И они должны понимать, во что играет ребенок, чтобы по необходимости это контролировать”, – полагает депутат.

Эксперты обращают внимание на то, что крайне важно участие родителей в той части, которая содержит технические меры защиты от онлайн-угроз. К таковым относятся специальные настройки в онлайн-сервисах, детские профили в приложениях, программы родительского контроля, защитные решения.

Как свидетельствуют данные опроса, проведенного HD Артель, 69% опрошенных не используют или не знают, как использовать технические средства родительского контроля, а значит, не полностью контролируют, что смотрит их ребенок.


ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Но, увы, этот “замок” не работает. Даже первоклассники сегодня уже достаточно продвинуты, чтобы вместо своего года рождения ввести тот, который подойдет для регистрации. Причем такой псевдоблок сегодня не только в “Тик-Токе”, но на сайтах “посерьезнее” и повзрослее.

“В интернете дети могут столкнуться с разными опасностями, например, со злоумышленниками, которые под видом сверстников могут расспрашивать о личных данных ребенка и его семье. Затем эта информация может использоваться для шантажа, угроз или манипуляций, а также для вовлечения детей в деструктивные организации”, – сообщают авторы документа.

Примерно две трети родителей не используют или не знают, как использовать родительский контроль в домашней Сети

“У современных детей должно сегодня очень четко работать критическое мышление, чтобы они не верили на слово, а умели оценить то, что видят и слышат”, – говорит директор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета Екатерина Лавренова. ” Для этого нужно формировать восприятие естественно-научного мира, потому что в какой-то момент именно этот навык у нас очень сильно просел. Поэтому отлично, что теперь снова в курсе математики ребята с восьмого класса будут изучать теорию вероятности. Как это ни странно, но через это они учатся оценивать риски”, – говорит Лавренова.

Математика и теория вероятности – это хорошо. Но, кажется, информационная безопасность и цифровая грамотность все же ближе к информатике. ” Да, эта тема действительно всегда была в рамках школьного курса информатики, там она, скорее всего, и останется. Но отмечу, что с нового учебного года она появится и в курсе “Основ безопасности жизнедеятельности”. Издательство “Просвещение” выпускает учебник под названием “Цифровая гигиена”, и он с сентября будет доступен в каждой школе на уроках ОБЖ. Там ребята узнают о правилах поведения в соцсетях, регистрации на различных порталах, о том, как устроены финансовые операции в интернете”, – рассказывает Лавренова.

По данным опроса, проведенного “Лабораторией Касперского”, у подавляющего большинства школьников младших классов (88%) сегодня уже есть собственный телефон или планшет, при этом 79% юных пользователей не могут обойтись без смартфона. Причем онлайн-угрозы сводятся не только к кибербуллингу, чрезмерному увлечению гаджетами или знакомству с неподходящим контентом. ” В частности, заявки на добавление в друзья от незнакомых людей получают в социальных сетях большинство российских детей (79%), в 23% случаев это заявки от взрослых, самый частый такой ответ – в группе детей 7-10 лет”, – говорит Андрей Сиденко, руководитель направления “Лаборатории Касперского” по детской онлайн-безопасности.

Скорее всего, вам часто кажется, что бесконечные рекомендации по повышению цифровой грамотности не имеют к вам отношения. Тем более когда говорят ещё и о детях. Но за этим громоздким словосочетанием скрывается тысяча мелких ежедневных навыков, которыми мы не все хорошо владеем. Разбираемся, что же такое цифровая грамотность и как, собственно, учить ей детей.

Что это вообще такое

2010-е годы стали прорывными с точки зрения развития технологий. Ещё в середине нулевых мы только осваивали личные кабинеты на сайтах банков, а сейчас любая онлайн-оплата — это рядовая история. Интернет добавил к нашей обычной жизни ещё и онлайновую, где, казалось бы, работают те же правила, что и офлайне. Но не всегда. Именно они объединяются в пресловутую цифровую грамотность, а проще говоря, умение жить и работать в сети.

Что именно считать столпами цифровой грамотности? Тут есть разные подходы. Например, авторы отчёта Евросоюза «Модель цифровых компетенций для граждан» перечисляют пять областей и 21 компетенцию, которые необходимы всем гражданам.


ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Такую классификацию применяют в 21 стране Евросоюза, включая Францию и Великобританию. Есть и другие. Например, в российском классификаторе НАФИ к основным областям добавлена медиаграмотность — оценка восприятия людьми того, что делают сетевые медиа.

Снова кажется, что это не имеет к вам отношения? Обратимся к статистике: почти четверть россиян проводит платежи через открытый вай-фай. Никогда так не делали? 45% тех, кто ищет в сети какую-либо информацию или новости, не задумывается о том, чтобы сравнить несколько источников и проверить достоверность или ложность найденного.

42% не пытаются даже понять, какую позицию занимает их собеседник в интернете. Действительно — зачем? А больше половины россиян считают, что забота о персональных данных — это не их дело. И, логично, не учат этому детей, потому что это не заложено в системе ценностей как важное и нужное знание. При этом без него двигаться дальше почти невозможно, тем более если нам предстоит вскоре оказаться в мире тотальной цифры.

Не учат этому и в школе. В России нет специальных уроков цифровой грамотности. Такие занятия иногда проводят в рамках федеральных проектов, по инициативе руководства отдельных школ, учителей или крупных IT-компаний. Мы поговорили с педагогами, которые всё-таки учат детей цифровой грамотности, и узнали, что, на их взгляд, нужно рассказывать школьникам о новых технологиях.

Чему учить?

Алла Волкова, преподаватель информатики из Липецка, победитель конкурса «Учитель года России» 2015 года:

Я больше склоняюсь к слову «грамотность» как к понятию, которое касается чтения и письма. Поэтому считаю, что цифровая грамотность — это умение использовать цифровые технологии. В почти автоматическом режиме, когда человек не задумывается, как это делать. У него это заложено точно так же, как умение читать и писать, которому учат в начальной школе, и дальше он с ним просто живёт. И речь идёт не только об общении в соцсетях.


ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основные навыки — это создание своего контента, поиск и обмен информацией, работа в интернете, грамотное использование цифровых ресурсов; это решение жизненных задач средствами информационных технологий. У каждого эти задачи могут быть разными, но если ты владеешь навыками работы в текстовом редакторе, то без труда, я думаю, освоишь и другие программные продукты, потому что навыки похожи.

Что делать родителям?

Александр Степанов, учитель информатики и робототехники высшей категории, победитель конкурса Департамента образования Москвы «Просто о сложном» 2016 года:

Цифровая грамотность — это навыки, позволяющие себя безопасно ощущать в цифровом мире. Современный человек должен понимать: всё, что попадает в сеть, никуда не денется, поэтому надо следить за своими профилями, понимать, что там следует публиковать, а что нет. Знать, как совершать безопасные платежи через сеть.

Проще говоря, делать всё, что делали предыдущие поколения, но с учётом цифровой действительности. Лучше всего, когда дети узнают что-то на собственном опыте. Поэтому важно моделировать на уроках жизненные ситуации и разбирать с ними каждый элемент. Например: вы опубликовали снимок с отдыха и написали, что вернётесь не скоро. К чему может привести такая ситуация?

Как учить?

Сейчас многие говорят о том, что стоит ввести цифровую грамотность как отдельный предмет в школьную программу. Но я считаю, что его как раз быть не должно. Это навык, который дети должны уметь использовать. Например, поиск в интернете физического закона — это навык цифровой? Цифровой. Но он используется для решения конкретной задачи.

На уроках информатики есть масса вариантов, как и когда этому учиться. Это и единые уроки по безопасности в интернете, и по безопасности персональных данных. В прошлом году у нас был шикарный проект — «Урок цифры». Я приглашала на уроки людей из IT-компаний нашего города, представителей провайдеров. Они не учили детей, а делились с ними опытом и знаниями: что такое хакерская атака, как правильно подключиться к интернету и так далее. Дети понимали, что это не просто навязанные теоретические знания, а люди-практики, поэтому интерес был намного выше.


ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Я часто использую материалы сайта Kaspersky Safe Kids, где есть рекомендации по грамотному использованию интернета и антивирусной защиты. Есть учебные материалы известного среди информатиков сайта Константина Юрьевича Полякова — это вообще клад для учителей. На нём идёт речь не только о решении задач информационных, но и тех, что связаны с цифровой грамотностью. Самые грамотные в цифровом плане, конечно, старшеклассники. Но не только они.

Грамотнее в целом те дети, чьи родители понимают, что современного ребёнка оградить от компьютера и смартфона нельзя

К сожалению, до сих пор существуют родители, которые не подпускают к компьютеру ребёнка, например, до 7-го класса. Но чем раньше у них появляется осознание, что это просто инструмент, которым пользуются все, тем легче научить этому ребёнка. В гимназии мы приняли решение, что учить детей работать в социальных сетях нужно не путём запретов, а с помощью создания для него правильного контента.

У каждого класса есть своя группа, где существуют определённые правила размещения постов, и мы учим детей структурировать, подбирать, распространять информацию правильно. Модераторами каждой группы выступают классные руководители. Дети воспринимают социальные сети как правильный инструмент, а не только для поиска негатива, хотя такое раньше тоже было.

Кому учить?

А вот применять все полученные навыки должны учителя всех предметов. При этом, конечно, никто не говорит, что каждый урок все преподаватели должны говорить: «Вот сейчас мы с вами будем учиться искать информацию в интернете».


ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Практика показывает, что уровень цифровой грамотности у педагогов, если брать всю Россию, а не отдельно взятые города — например, Москву, — не очень высокий. Поэтому стоит ли преподавать цифровую грамотность как отдельный предмет — большой вопрос. А вот формировать навыки цифровой грамотности в рамках разных предметов, я думаю, вполне возможно.

Учителя, как и все люди, активно используют те возможности, которые даёт современная цифровая среда. Мы точно так же делаем публикации в социальных сетях, совершаем онлайн-покупки или смотрим фильмы в интернете. Я знаю многих коллег, которые ведут блоги, и у них десятки тысяч подписчиков.


ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мне кажется, что большинство учителей уже готовы рассказать своим ученикам про цифровые навыки. И начинать прививать нужные компетенции следует с начальной школы. У многих учеников к этому моменту уже есть смартфоны, и если их не просвещать, то могут возникнуть ситуации, когда им будет грозить уже реальная опасность, а не только виртуальная.

Делать это можно на ОБЖ: говорить, например, о цифровой гигиене, а на уроках информатики обучать необходимым компетенциям для работы с цифровыми инструментами. Я не думаю, что для этого следует вводить отдельный предмет. Достаточно уделить этому внимание в рамках уже существующих уроков.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *