Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности – выше, чем у учеников и студентов вузов. Однако учащиеся опережают педагогов в знании технологических новинок и интересе к инновациям. Почти все учителя используют интернет, а 59% активно пользуются соцсетями. Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта НАФИ «Цифровая грамотность и ИКТ-компетенции российских педагогов»*.
Для оценки уровня цифровой грамотности использовалась методология, предложенная на саммите G20**. Под цифровой грамотностью понимался базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде (подробнее о составляющих цифровой грамотности ниже). Ранее Аналитический центр НАФИ проводил измерения уровня цифровой грамотности населения России, а также изучил уровень цифровой грамотности российских подростков.
30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. Педагоги с бОльшим стажем, а также педагоги по точным наукам чаще используют цифровые технологии в учебном процессе.
90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.
По результатам исследования было установлено, что российские педагоги — и школьные учителя, и преподаватели вузов — владеют цифровой грамотностью на высоком уровне. Их сводный индекс цифровой грамотности существенно превышает среднероссийский (на 35 п. п.) и составляет 87-88 пунктов.
Подростки 12–17 лет активно используют современные гаджеты и технологии в повседневной жизни, и их уровень цифровой грамотности также превышает среднероссийский: 73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет. Как можно увидеть, в целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся. Наибольший разрыв – в знаниях о технических составляющих компьютера, понимании возможностей и целей использования цифровых устройств: по этому показателю у учителей результаты выше учеников на 30 п.п. (92 пункта против 62).
Единственная составляющая цифровой грамотности, по которой ученики оставляют учителей позади, – это отношение к технологическим инновациям: подростки и молодежь больше интересуются современными технологическими новинками.
Многие педагоги считают, что их коллеги неуверенно используют цифровые технологии в своей преподавательской деятельности или вовсе их не используют. Так, каждый третий утверждает, что существенная доля коллег по школе и вузу (от 40 до 100%) используют цифровые технологии неуверенно.
Методология и результаты
Цифровая грамотность педагогов измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов): информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, а также отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.
1. Информационная грамотность определяется способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений. У учителей школ она составила 93%, у преподавателей вузов – 94%.
2. Основными признаками человека, обладающего компьютерной грамотностью, являются знание технических составляющих компьютера, легкость в обращении с устройствами вне зависимости от платформы, а также понимание возможностей и целей использования гаджетов. Для учителей школ и преподавателей вузов показатель компьютерной грамотности составил 92 и 91% соответственно.
3. Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Навык работы с медиа у педагогов общего образования оценивается на 88%, а у педагогов высшего образования – на 90%.
4. Коммуникативная грамотность означает умение корректно выражать свое мнение в сети, анализировать позицию собеседника, активное использование современных цифровых каналов общения (мессенджеров и соцсетей). Уровень коммуникативной грамотности школьных учителей, согласно результатам исследования, составляет 89%, а преподавателей высшей школы – 90%.
5. Подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» демонстрирует знание современных тенденций в технике, навыки работы с гаджетами и приложениями, а также установки в отношении пользы технологических инноваций. Из всех составляющих цифровой грамотности именно этот показатель у педагогов оказался на наиболее низком уровне: 76 и 80 пунктов для педагогов школ и высших учебных заведений соответственно.
Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR, Аналитический центр НАФИ:
«Несмотря на достаточно высокие показатели цифровой грамотности педагогов, по результатам исследования было выявлено, что учителям школ и преподавателям вузов в первую очередь необходимо углубление знаний в области принципов работы компьютерной техники и программного обеспечения, развитие навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений. Также важным является формирование установок на постоянную верификацию информации из интернета и СМИ. Все это является условием повышения уровня компетенций педагогов в деле внедрения информационно-коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность».
Цифровая грамотность российских педагогов
Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе (весна-лето 2019)
пунктов составляет уровень цифровой грамотности педагогов
пункта – уровень цифровой грамотности в среднем по России
Цель проекта
Сбор данных осуществлялся методом онлайн-опроса учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы (Приложение 1). Для получения объективной картины опрошенным педагогам предлагалось не только ответить на вопросы теста, но и оценить долю педагогов в их учебных заведениях, которые не работают с цифровыми технологиями и не используют их в педагогической деятельности.
В исследовании приняли участие 634 преподавателя (высшее образование), а также 555 учителей (общее образование). Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9% для выборки преподавателей вузов и ±4,2% для выборки учителей школ.
Основные выводы
Цифровая грамотность учителей школ
Индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 п.п. из 100 возможных, что является достаточно высоким показателем. В разрезе компонентов цифровой грамотности наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 п. п.). По данному индикатору измерялось знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и установки в отношении пользы технологических инноваций. Наиболее высокий уровень учителя продемонстрировали в информационной и компьютерной грамотности — показатели составляют 93 п. п. и 92 п. п. соответственно.
Цифровая грамотность учителей вузов
Преподаватели высших учебных заведений также демонстрируют высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. Очевидно, работа в системе современного образования оказывается невозможной без знаний, навыков и установок во всех пяти компонентах цифровой грамотности. Индекс цифровой грамотности преподавателей высших учебных заведений составляет 88 п. п. из 100 возможных. В разрезе компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов хуже всего, как и у школьных учителей, представлен показатель отношения к технологическим инновациям: значение компонента у преподавателей вузов — 78 п. п.
Сравнение уровня цифровой грамотности педагогов и других социальных подгрупп
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Так, по России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения по аналогичной методике измерения составляет 52 п. п. из 100 возможных.
Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п. п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 года.
Готовность педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе
В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Напротив, исходным и разделяемым нами являлось определение ИКТ‑компетенций педагога, описывающее их как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).
Разделяя данный подход, в 2018 году Аналитический центр НАФИ от лица Российской Федерации вступил в работу межстрановой экспертной группы Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов. Итогом совместной работы экспертов стала Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu). В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков:
Похожие публикации
Digital Literacy Index of School Teachers
The digital literacy index of school teachers is 87 p.p. out of 100, which is a rather high value. The sub-index “Attitude to technological innovations” has the lowest value of all (76 p.p.). This indicator measured the awareness of modern technological tendencies, skills of working with modern gadgets and apps and the belief that technological innovations are generally profitable. Information and computer literacy, on the contrary, have shown the highest results — 93 and 92 p.p. correspondingly.
Digital Literacy Index of College Teachers
College teachers, too, demonstrate high values of knowledge, skills and attitudes concerning digital technology It appears that working in modern education is almost impossible without knowledge, skills and attitudes in all five components of digital literacy. The digital literacy index of college teachers is 88 p.p. out of 100. Like their colleagues from schools, college teachers have the lowest value at the indicator that shows their attitude to technological innovations: it is only 78 p.p. in their case.
Comparison of the Digital Literacy Level of Teachers and Other Social Groups
In 2018 NAFI Research Center conducted Russia’s first comprehensive evaluation of the digital literacy level. As part of the study, the values of the digital literacy index were obtained both for the whole Russian population and for individual social subgroups. School and college teachers have a high level of digital literacy, which significantly exceeds the average Russian level. The digital literacy index of the adult population of Russia as a whole evaluated by a similar measurement method is 52 percentage points out of 100 possible. Comparing the digital literacy level of teachers and their students, it can be noted that the digital literacy level of teachers exceeds the digital literacy level of adolescents aged 12-17 and young people 18-24 years old, despite the fact that the representatives of these target subgroups demonstrated a rather high level of digital literacy, too — 73 p.p. out of 100 possible among adolescents (12-17 years old), and 77 p.p. out of 100 possible — among young people aged 18-24 years.
School teachers significantly exceed their students in all dimensions of digital literacy except for the attitude to innovations: adolescents aged 12-17 actively use modern gadgets and technology in their everyday lives, can easily navigate through the world of the technological novelties use. The biggest gap lies in the dimension of computer literacy: here school teachers exceed their students by 30 p.p. (92 p.p. against 62 p.p. among children).