ЦИФРОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ


ЦИФРОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Эксперты утверждают, что развитие цифровой экономики оказывает огромное влияние на рынок труда: меняется структура занятости, возникают новые требования к профессиональным компетенциям, растет спрос на специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. Одновременно с этим занятые практически во всех отраслях экономики должны обладать цифровой грамотностью, навыками работы с информацией с применением современных средств телекоммуникаций и программных продуктов.

Увы, цифровая трансформация в России проходит низкими темпами, о чём говорит отрыв от европейских и западных стран, которые находятся в лидерах, утверждают авторы журнала Terra Economicus. В частности, наибольшее отставание России наблюдается по таким показателям, как «технологии», в том числе «перспективные технологии», «экономика знаний», «цифровые навыки», «цифровые институты», что приводит к необходимости проанализировать, в частности, цифровые навыки населения России.

Так, навыком «самостоятельное написание программного обеспечения с использованием языков программирования» владеет всего 1,2% населения страны в возрасте от 15 до 74 лет, навыком «установка новой или переустановка операционной системы» – 2,9% населения. Даже, казалось бы, самые востребованные навыки, такие как «работа с текстовыми редакторами» и «передача файлов между компьютером и периферийными устройствами», находятся на уровне 40,4% и 31% соответственно.

«Проанализировав цифровые навыки населения в страновом разрезе, мы выявили, что Россия в разы отстает по развитию этих цифровых навыков от стран-лидеров.

Например, навыком «передача файлов между компьютером и периферийными устройствами» в России владеет 31% населения, в то время как в Нидерландах он составляет 68%; с навыком «работа с электронными таблицами» – та же ситуация: в России им владеет 22% населения, а в Норвегии – 62%. А по такому навыку, как «поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения», Россия отстает от страны-лидера Финляндии на порядок (6% и 52% соответственно)», – цитирует аналитиков канал Proeconomics.

Posted 30 августа 2021,, 15:49

Modified 25 декабря 2022,, 17:40

Updated 25 декабря 2022,, 17:40


ЦИФРОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Цифровая трансформация в России проходит крайне низкими темпами, о чём свидетельствует большой отрыв ее от западных стран

Сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности до 2%, выросла доля россиян с продвинутым уровнем (29% россиян демонстрируют отличные знания и компетенции в этой сфере, в 2020 году эта доля составляла 27%). Базовый уровень цифровой грамотности у 69% населения.

Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и готовности россиян к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах* с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».

Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 до 100. Индекс отражает компетенции россиян в сфере информационной грамотности, коммуникативной грамотности, создания цифрового контента, цифровой безопасности и решения проблем в цифровой сфере.

Индекс цифровой грамотности россиян по итогам 2022 года составил 71 п.п.

С начала измерений в 2018 году индекс цифровой грамотности россиян демонстрирует уверенный рост с 52 до 71 п.п.

Две трети россиян (69%) на сегодняшний день обладают базовым уровнем цифровой грамотности. Менее трети (29%) – продвинутым. 2% жителей России имеют начальный уровень цифровой грамотности.

В динамике за два года доля населения с начальным уровнем цифровой грамотности падает, с продвинутым и базовым растет. Так, рост доли тех, кто демонстрирует уверенные знания и компетенции в цифровой среде, с 2020 года выросла на 2 п.п. (с 27% до 29%), средние – 3 п.п. (с 66% до 69%). Доля россиян, плохо разбирающихся в цифровых технологиях, сократилась на 5 п.п. (с 7% до 2%).

Сильные и слабые цифровые компетенции

Исследование показало, что наиболее высокие показатели у россиян в умении работать с информацией онлайн и работать с данными.

В сфере коммуникативной грамотности лучше всего россияне справляются с использованием мобильных устройств для общения.

Также довольно хорошо россияне справляются с настройкой антивирусной защиты, однако не осознают до сих пор важность умения защищать свои персональные данные.

Хуже всего у жителей России обстоят дела с умением самостоятельно настраивать ПО.

Мужчины демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности, чем женщины (72 п.п. против 69 п.п.).

Уровень цифровой грамотности также зависит от возраста человека: наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте от 25 до 54 лет (72 п.п.), а наиболее низкие – россияне от 55 лет и старше (68 п.п.).

Работающие и студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (68 и 71 п.п. соответственно). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 65 п.п.

Цифровая грамотность россиян во многом определяется типом населенного пункта, в котором проживает человек. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности на уровне 70 п.п., а среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и других городов-миллионников среднее значение индекса составило 72 и 73 п.п. соответственно.

Лейсан Баймуратова, директор направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:

«Рост цифровой грамотности населения вполне ожидаем, так как во всем мире продолжает происходить активная цифровизация большинства сфер жизнедеятельности. Росту уровня цифровой грамотности способствует и так называемое «цифровое наставничество» со стороны молодого поколения. 89% молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и интернета. Благодаря такой помощи россияне старшей возрастной категории начинают привыкать к цифровым инструментам, цифровые технологии становятся для них привычными. В результате растет число пожилых пользователей, доля тех, кто демонстрирует низкие компетенции в этой сфере, снижается. Что касается представителей молодежи, то среди них в большей степени происходит углубление знаний и навыков, что коррелирует с ростом популярности IT-профессий. Проблемой на сегодняшний день остается уязвимость в вопросах цифровой безопасности: здесь мы видим самые низкие показатели, особенно в умении обеспечивать защиту своих персональных данных. Зачастую это связано не с нежеланием россиян уделять этому внимание и беспокоиться о своей безопасности, а с недостатком достоверной и проверенной информации по тому, как эффективно защищаться от цифровых угроз. Поэтому следует расширять программы просвещения в цифровой финансовой безопасности».

Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.


ЦИФРОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ЦИФРОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Эксперт на организованном Ростелекомом вебинаре рассказал о наиболее вероятных угрозах, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете

ПАО “Ростелеком” и основатель аналитической компании MINDSMITH, эксперта в области цифровой трансформации Руслан Юсуфов 23 января провели вебинар “Киберриски в детской среде. Риски настоящего”, сообщает PrimaMedia. По словам эксперта, Интернет и эпоха web 2.0 создают не только положительные тенденции и комфортные условия для облегчения жизни, но и несут в себе различного рода потенциальные угрозы для неопытного пользователя, и особенно — для ребенка.

“Мы всем миром научились нажимать кнопку на смартфоне. Наше потребление контента поменялось настолько, что мы изменили свои бытовые привычки и это говорит лишь о том, что наступил период эпохи mass adoption технологий. Говоря  в контексте привычек современных детей, некоторые из них еще ходить не умеют, но при этом уже могут поставить себе мультики на планшете. Для них цифровая среда — это естественная среда.


ЦИФРОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Как показывают исследования, дети регулярно пользуются интернетом, даже регулярнее, чем нам кажется. 68.3% детей от 3-х до 6 лет активно пользуются интернетом, а 50% из них выкладывает настоящую информацию о себе, что приводит к неблагоприятным последствиям для их физического и психологического здоровья”,

— отметил Руслан Юсуфов.

Команда экспертов-аналитиков из Ростелекома и компании MINDSMITH провели исследование на тему “Технологии защиты детей в интернете”. Для исследования использовалась технология TeqViser — интеллектуальная аналитическая система. С ее помощью провели кластерный анализ на основе выборки, включающей более 21 тысячи научных работ для выявления наиболее релевантных.  Далее на основе прошедшего анализа эксперты выявили 23 актуальных киберриска, которые угрожают ребенку в интернете.  А для определения их степени опасности оценку дали приглашенные специалисты из области кибербезопасности, детской психологии и социологии.

Как сообщил Руслан Юсуфов, 23 киберриска сгруппировали в шесть блоков, которые включают в себя риски, схожие по характеру воздействия на несовершеннолетнего.


ЦИФРОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ЦИФРОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Криминализация и втягивание в криминальные практики

К этому блоку относятся риски, которые подразумевают вовлечение детей в преступные и запрещенные законодательством практики.  Сюда входит вовлечение детей в криминальные сообщества, продажа запрещенных услуг, радикализация и экстремизм, а также траффикинг. Негативные  последствия таких киберрисков одни из самых не поправимых, и несут угрозу всему обществу.

Маркетинговое давление и рискованные денежные отношения

В эту группу входят те риски, основой которых служат маркетинговые инструменты, паттерны поведения и тонкие психологические уловки, созданные специально для манипуляции детьми с целью извлечения финансовой выгоды. Одними из наиболее угрожающих  сейчас является использование интернета как канал сбыта товаров и опасных для жизни и здоровья детей, продвинутые методики маркетинга, темные паттерны и онлайн-мошенничество.

Личностная атака и психологическое насилие

Этот кластер киберрисков связан с нанесением морального, физического или иного ущерба объекту травли. Обычно в случае наступления этих рисков, жертвой становится конкретный ребенок, а злоумышленник по отношению к нему проявляет целенаправленную агрессию, с целью использовать его в корыстных или противоправных средствах. В эту группу входят сексуальные домогательства, кибербуллинг, груминг и сталкинг.

Цифровая эксплуатация, использование ребенка для создания цифрового контента

К этой группе относят киберриски, которые напрямую коррелирует с эксплуатацией ребенка или информацией о нем в интернете.  Так персональные данные ребенка могут быть раскрыты или использованы против него, что повлечет за собой нарушения физического, психоэмоционального или финансового благополучия. При этом облик ребенка могут использовать для создания цифрового контента самыми разными способами — от фотографии в блоге родителей до незаконной эксплуатации детей в производстве материалов сексуального характера. Среди выявленных угроз есть доксинг, создание и распространение материалов с детской порнографией, кража, сбор и эксплуатация персональных данных, а также шерентинг.

Информационное давление или информация, не предназначенная для детей и подростков

Это киберриски, в основе которых лежит дезинформация, способная создать ложные представления о мире или подтолкнуть к опасным действиям. Последствия таких рисков может негативно сказаться на психическом здоровье детей, а также представлять опасность для всего общества.  В этот блок входят контент, содержащий сцены насилия, порнография, дезинформация, опасные тренды и челленджи.

Аддикция, формирование зависимости от интернет-среды

В этот блок относятся те риски, при наступлении которых у ребенка формируется зависимость от интернета или конкретных его элементов. Основная угроза заключается в ухудшении самочувствия ребенка, его социальных связей и успеваемости.  Нередко подобная зависимость приводит к отклонению в поведении, отсутствию интереса к привычной жизни и депрессии. Среди киберрисков здесь есть и алгоритмы удержания внимания, и игровая зависимость, а также избыточное использование интернета.

В ходе вебинара Руслан Юсуфов озвучил проблему отсутствия цифровой грамотности в обществе и призвал все-таки не прибегать к радикальным запретам. Эксперт считает, что только просвещая детей, мы можем минимизировать все возможные риски.

“Поверьте мне,  нет “волшебной кнопки”, “волшебного запрета” “волшебной соц сети” или “волшебного родительского контроля”, чтобы нейтрализовать эти киберриски. Все киберугрозы — это следствие банального отсутствие цифровой грамотности у населения, которая сейчас, по моему мнению, находится на отметке ниже среднего.

На мой взгляд, нужно не запрещать, а просвещать и общаться с ребенком. Наверное, одним из самых действенных способов, которые мы выявили в результате общения с психологами и со специалистами по кибербезопасности, ребенок должен сам стать экспертом по цифровой грамотности в семье. Запреты действительно могут быть, но они должны быть разумными и не являться единственным способом контроля этой проблемы.

На любой запрет всегда найдется обход. Важно то, чтобы дети понимали последствия после тех или иных действий”, — подытожил Руслан Юсуфов.

Эксперт вебинара также анонсировал  специальный онлайн-курс (16+) по цифровой грамотности от Ростелеком и MINDSNITH. Курс выйдет в феврале и будет предназначен родителям, педагогам и широкому кругу взрослых людей, интересующихся данной тематикой.

Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах*, а также в начале 2020 года**.

Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019, 30% – в 2020 и 32% – в 2021 (информация в соответствии с паспортом Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведена в таблице 1).

По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% – отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%). До конца года еще 9 месяцев и возможен рост.

Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.

Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:

Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 59 п.п.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 62 п.п.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 53 п.п.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 60 п.п.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 58 п.п.

Социально-демографические различия

Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности, чем в целом по стране.

Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (55 п.п.).

Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. При этом женщины демонстрируют более низкие показатели информационной грамотности (57 п.п. против 60 п.п. у мужчин), а также хуже справляются с проблемами в цифровой среде (56 п.п. против 59 п.п. у мужчин).

Уровень цифровой грамотности сильнее всего зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет.

Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (64 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 51 п.п.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. На тех, кто смог адаптироваться к новой реальности удаленной работы и учебы, и тех, чья образовательная и трудовая деятельность была поставлена на паузу. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике, где миллионы управленческих, технических, социальных и бизнес-процессов реализуются в виртуальном, а не физическом пространстве.

Представляется, что и в России, и во всем развитом мире экономические последствия эпидемии смогут быть наилучшим образом преодолены благодаря «социально-культурному иммунитету», приобретенному в результате опыта ведения огромным числом людей и организаций цифрового образа жизни. Кроме того, люди на себе прочувствовали имеющиеся пробелы в цифровых компетенциях, что сформирует у многих установки на постоянное саморазвитие в этой области».

По итогам 2020 года – года пандемии и удаленной работы – уровень цифровых компетенций россиян вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года на уровне 27%. Многие россияне по-прежнему обладают недостаточными знаниями и навыками в сфере цифровых технологий. Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах*. Репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии DigСomp проведен с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru).

Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 27% населения в 2019 году, 30% – в 2020 и 32% – в 2021.

По результатам исследования НАФИ, пандемия послужила катализатором уровня компетенций прежде всего для людей, выполняющих несложные повседневные задачи в цифровой среде: за год сократилась доля людей с начальным уровнем цифровой грамотности (с 7% до 4%), выросла доля россиян с базовым уровнем цифровой грамотности (с 66% до 70%). При этом доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций не увеличилась – ими обладают 27% россиян, как и в 2020 году. Это на 5 п.п. ниже, чем заложено в паспорте федерального проекта на 2021 год.

Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Половина работающих россиян считают, что имеют низкий уровень знаний и навыков в сфере информационных технологий, и это мешает им получить более высокооплачиваемую работу**. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.

Индекс цифровой грамотности россиян в первой половине 2021 года составил 64 пункта по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии DigСomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:

·         информационная грамотность;

·         коммуникативная грамотность;

·         создание цифрового контента;

·         цифровая безопасность;

·         навыки решения проблем в цифровой среде.

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 67 п.п.

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 67 п.п.

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 59 п.п.

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 65 п.п.

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 65 п.п.

Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели цифровой грамотности, чем в целом по стране.

Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (72 против 64 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (60-62 п.п.).

Вырос разрыв в цифровых компетенциях между мужчинами и женщинами. В прошлом году индекс цифровой грамотности мужчин был выше на 2 п.п., в этом году – на 3 п.п. (значение индекса у мужчин – 66 п.п., у женщин – 63 п.п).

Уровень цифровой грамотности зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (68 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет (60 п.п.).

Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (69 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 55 п.п.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Спровоцированный пандемией резкий и вынужденный переход к более цифровому образу жизни помог многим россиянам открыть для себя возможности современных технологий. Социально-культурные и экономические эффекты этого стали хорошо заметны – например, небывалый массовый рост потребления цифровых медиа. Рост рынка edTech – это отражение повышения общественного доверия к дистанционному образованию и ответ на запрос рынка труда на быстрое повышение квалификации, переобучение и даже смену профессии. Многие работодатели впервые увидели возможности удаленной работы, преимущества автоматизации бизнес-процессов, перехода к онлайн-дистрибуции и digital-маркетингу.

В то же время, рост уровня цифровой грамотности и цифровых компетенций в обществе произошел неравномерно и в основном за счет тех, кто такими знаниями и навыками прежде не обладал. Те, у кого цифровые компетенции были развиты средне и даже выше среднего, за пандемию новых знаний почти не приобрели. Это вызывает определенное беспокойство, так как экономический прогресс сегодня определяется именно долей интеллектуальной элиты – специалистов высокотехнологичных отраслей и видов деятельности – в общей структуре общества».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *