ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И DATA CULTURE

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И DATA CULTURE

Волкова А. С.1, Кудаева М. М.11 Новосибирский государственный университет экономики и управления

Но важно не только обеспечить растущий спрос
на IT-специалистов во
всех областях экономики, но и повысить цифровую грамотность обучающихся
нецифровым специальностям. Для этого в 2021 году была запущена программа «Приоритет-2030»,
которая позволит не менее 30% студентам вузов-участников программы приобрести
цифровые компетенции, навыки использования цифровых технологий, а также научиться
программировать. Для достижения данного проектного показателя в образовательных
организациях будут вводиться новые курсы, организовывать проектные сессии,
соревнования.

На Саммите G20 в 2017 году
была предложена модель оценки цифровой грамотности населения по пяти
индикаторам: информационная и компьютерная грамотность, медиаграмотность,
коммуникативная грамотность, отношение к технологическим инновациям. Выделенные
индикаторы сформулированы на основе анализа объективных потребностей экономики,
что обеспечило ее актуальность и практикоориентированность.

Объектом настоящего исследования
выступили студенты, обучающиеся по нецифровым направлениям подготовки в ФГБОУ
ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (далее
НГУЭУ). Предметом исследования выступает цифровая грамотность студентов. Исследование проведено авторами в период
01.11.2021-31.03.2022.

Цель исследования – получение данных о
цифровой грамотности студентов нецифровых направлений подготовки и их
готовности к решению задач в цифровой экономике.

Авторами сформулированы
исследовательские гипотезы, что:

·
самооценка
студентов уровня цифровой грамотности находится на уровне выше среднего;

·
на
старших курсах обучения уровень самооценки цифровой грамотности у студентов
выше, чем на младших, в связи с освоением дисциплин, предусмотренных образовательной
программой;

·
среди
составляющих цифровой грамотности у студентов выше уровень медиаграмотности и коммуникативной
грамотности, ниже уровень информационной и компьютерной грамотности;

·
уровень
цифровой грамотности позволяет студентам использовать различные цифровые
сервисы и технологии для успешного обучения.

Эмпирической базой исследования
выступили результаты анкетного опроса 248 студентов нецифровых направлений
подготовки НГУЭУ («Управление персоналом», «Менеджмент», «Экономика»). Респонденты
являются студентами 1-4 курсов бакалавриата (16,9%, 31,8%, 39,2% и 12%
соответственно). Средний возраст респондентов – 20 лет. 80,4% опрошенных –
девушки, что соответствует гендерной структуре обучающихся НГУЭУ.

Представленная оценка цифровой
грамотности студентов ВУЗа включает пять составляющих: информационная,
компьютерная и коммуникативная грамотность, медиаграмотность и отношение к
технологическим инновациям.

Информационная грамотность предполагает
умение идентифицировать, осуществлять эффективный поиск и оценивать информацию.
Большинство респондентов (58,8%) утверждают, что найти информацию в сети
Интернет достаточно просто, потому что владеют различными техниками и
инструментами для поиска. 40,5% респондентов отметили, что трудности при
поиске информации есть, но в целом они справляются. Лишь 0,7% испытывают
сложности с поиском информации в сети Интернет.

По популярности открытые информационные
ресурсы, используемые студентами при поиске учебной информации, распределились
следующим образом:

1.
Поисковые
системы (Google, Yandex и др.) отметили
97,3% респондентов;

2.
Коллекции
рефератов, курсовых и других готовых работ отметили 64,9% респондентов;

3.
Работу
с онлайн-библиотеками указали 52% респондентов;

4.
Официальные
сайты тематических журналов (47,3% респондентов);

6.
eLibrary. Ru
– российская научная электронная библиотека, интегрированная с Российским индексом
научного цитирования (34,5% респондентов);

Итак, респонденты активно используют
различные источники учебной информации. Современные сервисы и технологии дают
студентам широкие возможности поиска информации, что подтверждается полученными
результатами. Но возникает необходимость владения умениями и навыками оценки
информации при всем ее многообразии. Респонденты оценили собственные навыки
отбора и оценки информации в сети в среднем в 4,1 балла.

Рассмотрим подробнее полученные данные
(таблица 1). Во-первых, работая с поисковыми системами, онлайн-библиотеками или
каналами YouTube студенты
сталкиваются с огромным массивом информации. Необходимо обладать развитыми
умениями анализа и синтеза, критического мышления, чтобы идентифицировать
качественную информацию, обеспечить высокую эффективность поиска информации.

При отборе и оценке информации в сети
Интернет 54,1% респондентов утверждают, что ищут информацию на тематических
сайтах (официальных сайтах государственных органов, сайтах профильных
организаций и т.д.) и 35,1% указали, что «скорее используют данные сайты, чем
нет». Подобные источники информации обеспечивают ее высокую пригодность,
обоснованность и качество.

К тому же, 50,8% респондентов при отборе
и оценке информации обращают внимание на автора и год публикации, а 20,9%
«скорее обращают, чем нет». Критерии актуальности информации и уровня
экспертности автора крайне важны для обеспечения эффективности информационного
поиска, что также подтверждает высокие результаты самооценки навыка работы с
информацией в сети Интернет.

Таблица
1 – Распределение ответов респондентов на вопрос «Что Вам свойственно при
отборе и оценке информации в сети Интернет?», %

Настороженность вызывает тот факт, что
64,9% респондентов при поиске учебной информации обращаются к коллекциям
готовых студенческих работ. Это демонстрирует неумение оценивать вред и пользу
от найденной информации, вызванных нарушением авторских прав, сомнительностью
источников и невысоким качеством информации.

Напомним, что 97,3% используют поисковые
системы при поиске учебной информации. При этом «сделав запрос по ключевому
слову, смотрят полученные варианты ответов на первой странице» 47,9% респондентов
и 41,9% «скорее смотрят на первой странице, чем нет». Как известно, на первой
странице при поисковых запросах отображается или самый популярный контент, или
сайты, продвижением которых занимаются целенаправленно для повышения их
рейтинга и монетизации. То есть не всегда качество информации с первой страницы
запроса является высоким, а сама информация пригодной. Полученные результаты
говорят о готовности студентов сократить время поиска, пренебрегая оценкой
вреда, пользы, качества полученной информации.

Этот вывод частично подтверждает тот
результат, что всего четверть респондентов (24,3%) пользуется только расширенным
поиском в поисковых системах. Подобный способ поиска обеспечивает получение
более точных данных и высокую эффективность поиска. Низкая популярность функции
расширенного поиска связана скорее с неумением пользоваться данным
инструментом.

Так, при высоком уровне самооценки
респондентами информационной грамотности (4,2 балла в среднем) и навыка отбора
и оценки информации (4,1 балла), объективные данные свидетельствуют о завышенном
значении самооценки и наличии потенциальных трудностей с оценкой информации,
осуществлением эффективного поиска.


ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И DATA CULTURE

В ходе исследования опровергнута
первоначальная гипотеза о росте уровня цифровой грамотности в зависимости от
курса обучения (рисунок 1). Наблюдается обратная зависимость: чем старше курс
обучения студентов, тем ниже студенты оценивают свою информационную
грамотность. Во-первых, это связано с усложнением требований к учебным и
научно-исследовательским результатам студентов на более старших курсах, когда
традиционных способов поиска и источников информации в сети Интернет скорее
становится недостаточно. Во-вторых, с ростом профессиональной и функциональной
грамотности в процессе обучения в ВУЗе, развивается критическое мышление и
растут требования к качеству получаемой информации.


ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И DATA CULTURE

Средняя самооценка уровня компьютерной
грамотности по четырем предложенным элементам составила 3,64 балла (из 5
возможных). Компьютерная грамотность с точки зрения знаний об устройстве
компьютера и понимании его технических составляющих является достаточно
специфичным элементом цифровой грамотности для обучающихся нецифровых направлений
подготовки в ВУЗе. Во многом это объясняет полученный низкий балл.

Отвечая на вопрос «Насколько для Вас
сложно работать за компьютером», большинство респондентов (58,8%) утверждают,
что работать за компьютером для них достаточно просто, поскольку они свободно
владеют компьютером. 40,5% респондентов отмечают, что некоторые трудности есть,
но в целом они справляются с ними. Однако присутствует пусть и не значительная
(2,7%) группа респондентов признающая, что работать за компьютером для них
трудно, поскольку они не владеют им в совершенстве.

Студенты оценили достаточно высоко
навыки работы с компьютерными программами, часто используемые в учебной
деятельности (таблица 2).

Таблица
2 – Распределение ответов респондентов на вопрос «Оцените Ваши навыки работы с
компьютерными программами», %

Следует обратить внимание на низкий балл
самооценки по навыку работы с электронными таблицами (3,75 балла), по которому
число «отличников» в сравнении с лидирующими компьютерными навыками сократилось
на 25-50%. Напомним, что респонденты – это студенты направлений подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», где для анализа и
обоснования управленческих решений активно используется аналитика, часто
основанная на инструментах электронных таблиц. Данный факт следует
рассматривать как риск и резерв роста компьютерной и цифровой грамотности в
целом среди студентов нецифровых направлений подготовки.

Средняя самооценка студентами навыков
работы с компьютерными программами составила 3,99 (из 5 возможных), что соответствует
достаточному уровню. Но студенты нецифровых направлений подготовки испытывают
сложности в работе с компьютером и нуждаются в поддержке со стороны ВУЗа в
развитии данных компетенций. В связи с чем, мы попросили респондентов оценить
вклад университетского образования в развитие их компьютерной грамотности.
Распределение ответов представлено на рисунке 3.


ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И DATA CULTURE

Дисциплины учебного плана ВУЗа,
связанные с компьютерной грамотностью, были «скорее не полезны, чем полезны»
для 23,6% респондентов и 10,8% респондентов считают, что данные дисциплины не
принесли для них никакой пользы. Таким образом, со стороны
ВУЗа есть существенный резерв для роста и развития, а также предмет для
детального изучения проблемы формирования компьютерной грамотности студентов.

В условиях информационной войны вопросы
медиаграмотности становятся все более актуальными. Медиаграмотность позволяет
не просто знать о многообразии источников информации и искать информацию на
разных ресурсах, но и критически ее оценивать (в части полноты и достоверности,
например), учитывать цели составителей информации, их компетентность в
рассматриваемом вопросе, скрытый контекст и т.д. Все это определяет полноту и
широту воспринимаемой информации, вариативность мышления будущего специалиста.

Первым пунктом в оценке медиаграмотности
было выяснение объема времени, затрачиваемого студентами на присутствие в
социальных сетях (рисунок 4). Объективно оценить эти затраты в настоящее время
не затруднительно, практически каждый гаджет предоставляет подробную статистику
экранного времени.

Большинство студентов проводят в
социальных сетях от трех до шести часов в сутки (38,5% респондентов). 2-3 часа
в сутки на социальные сети тратят 25,7% респондентов. Более 6 часов в день на
социальные сети тратит 18,2% респондентов, это больше, чем группы респондентов,
выбравших вариант ответа «1-2 часа» и «менее 1 часа в день» вместе взятые
(13,5% и 4,1% соответственно). Учитывая значительные затраты времени на
социальные сети и многообразие в них контента студенты должны иметь обладать
достаточным уровнем медиаграмотности (критично относиться к информации,
ориентироваться на проверку полноты и достоверности информации).

Качество информации, получаемой из
социальных сетей, респонденты оценили в основном выше среднего (рисунок 5). Большинство
респондентов (68,2%) считает, что «информация, полученная из социальных сетей,
требует критической оценки, однако полезной информации здесь много (до 50%)». В
общем, такая установка является индикатором высокого уровня медиаграмотности
студентов. При этом, понимая, что полезного контента не много в социальных
сетях, студенты тратят на них значительную часть суточного бюджета времени. Это
свидетельствует о том, что они не стремятся получать информацию из различных
источников и, признавая не высокую содержательность информации, продолжают
пользоваться одним и тем же каналом информации. Данная ситуация демонстрирует
низкий уровень медиаграмотности.

Цифровая трансформация приводит и к
трансформации в общении. В современных условиях все чаще «живое» общение
заменяется на общение в цифровой среде, которое имеет свои отличительные
особенности. Поэтому в рамках цифровой грамотности важным становится владение
таким навыком, как коммуникативная грамотность (знание правил общения, умение
соотнести их с конкретной ситуацией). Это гарантия поддержания и развития
социальных, деловых связей в сети.

Важность владения коммуникативной
грамотностью (как части цифровой) подтверждает объем времени, проводимого
респондентами в сети Интернет для общения и обмена информацией (рисунок 6).


ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И DATA CULTURE

Так, половина респондентов проводит
свыше 3 часов в сутки в Интернете с целью общения и обмена информацией (34,5%
утверждают, что уделяют общению в сети 3-6 часов в день, а 16,2% – свыше 6
часов). Это подтверждает то, что живое общение студенты переводят в формат цифровых
коммуникаций.

Увеличению цифровых коммуникаций
способствует многообразие современных цифровых сервисов и технологий, которые
активно предлагаются населению. Они открывают огромные возможности для общения,
где основным условием является наличие доступа к сети Интернет. Респонденты
утверждают, что общение в сети практически ничем не отличается от «живого»
общения, но дает возможность увеличить частоту общения и обмена информацией.

Самыми популярными сервисами для
ежедневного общения являются мессенджеры и социальные сети (таблица 3). Ими на
ежедневной основе пользуются 46,6% и 22,4% респондентов, соответственно.
Однако, социальные сети в целом менее популярный сервис для общения (57%
респондентов утверждают, что редко их использую для целей общения). Такая
активность демонстрирует, что студенты знают об инструментах цифровых
коммуникаций и умеют пользоваться самими распространенными цифровыми сервисами
для общения.

Стоит отметить ограниченность средств
коммуникаций – студенты выбирают 1-2 инструмента и активно ими пользуются. Если
же инструмент более сложный (в установке или использовании), не дает новых
возможностей, то его используют редко или не используют вовсе. Также
мессенджеры и социальные сети обеспечивают общение на уровне простых
коммуникаций, поддержания дружеских связей. Для иных целей, например,
профессионального развития, формирования сети деловых контактов целесообразнее
использовать тематические форумы, но 88,6% респондентов отметили, что не
используют данные средства в цифровых коммуникациях.

Важным аспектом коммуникативной
грамотности выступает понимание особенностей цифровых коммуникаций и
соотнесение их с этикой общения. Наблюдение за общением студентов в сети
показало, что в сервисах видео-конференций они не стремятся включать камеру при
видеосвязи, сообщения могут отправляться за пределами рабочего времени и пр.
Так, зная о нормах общения, студенты не стремятся их соблюдать в сети.

Последняя составляющая цифровой
грамотности – отношение человека к инновационным технологиям. Она оказывает
влияние не только на уровень цифровой грамотности человека, но и на темпы роста
цифровой грамотности. Обучившись какому-либо сервису невозможно говорить о
цифровой грамотности в перспективе. Учитывая ежедневное развитие цифровых
технологий, человеку важно быть готовым к собственной цифровой трансформации и
открытым для инновационных технологий.

Подавляющее большинство респондентов
хотели бы улучшить навыки работы с цифровыми программами и техникой: 46,6%
утвердительно ответили на данный вопрос и 40,5% ответили, что «скорее да, чем
нет». Это свидетельствует о высоком уровне заинтересованности студентов в
развитии собственной цифровой грамотности и положительном отношении к
инновационным технологиям.

Преимущественно студенты используют сеть
Интернет (рисунок 7) для общения (89,9% респондентов) и развлечения, досуга
(73,6%). На третье и четвертое место студенты поставили саморазвитие (62,8%) и
профессиональное обучение (49,3%). Такое распределение демонстрирует не только
понимание пользы цифровых технологий и возможностей для себя лично,
собственного развития, но и подтверждает использование достижений современных
технологий в целях личного развития.


ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И DATA CULTURE

50,7% респондентов утверждают, что им
удобно заниматься обучением и саморазвитием при помощи Интернета, а 37,2%
ответили, что «скорее удобно, чем нет». Так, большинство респондентов
действительно понимают пользу инновационных технологий и пользуются ими.

Самые популярных методы самообучения и
развития через сеть Интернет по мнению респондентов:

– 77% респондентов читают литературу
(книги, статьи и т.д.);

– 36,5% участвуют в массовых
онлайн-курсах;

-34,5% участвуют в тематических
вебинарах, смотрят в записи обучающие видео-ролики;

-20,3% посещают тематические форумы.

Такое распределение демонстрирует
готовность работать с современными сервисами и технологиями, в частности, с
МООК. Это подтверждает положительное отношение студентов к инновационным
технологиям.

Сегодня цифровая грамотность является
одним из ключевых навыков, определяющих конкурентоспособность специалистов на
рынке труда. Цифровая грамотность студентов формируется вместе с hard и soft skills в
образовательной среде университета.

Настоящее исследование показало, что несмотря
на высокую самооценку уровня цифровой грамотности, 89,8% респондентов хотят
повысить ее уровень, обучаясь в университете. Часть респондентов принимает
ответственность за саморазвитие на себя, используя современные технологии и
сервисы сети Интернет. Другие, рассчитывают на ВУЗ и ждут обучения знаниям и
навыкам цифровой грамотности от образовательной среды. Только 25% респондентов
оценили достаточность дисциплин в учебных планах, благодаря которым они
повысили уровень собственной цифровой грамотности и 40,5% оценивают количество
цифровых дисциплин, как «скорее достаточное». 34,5% респондентов утверждают,
что дисциплин по повышению цифровой грамотности в университете крайне
недостаточно.

Самыми востребованными, по мнению
респондентов, цифровыми знаниями и навыками, которые студенты хотели бы
приобрести, обучаясь в ВУЗе являются цифровые сервисы в профессиональной
области и специализированные профильные программы (1С, CRM, MS Excel, программы для
редактирования фото-, видео- и аудифайлов и пр.). Так, студенты воспринимают
цифровые навыки скорее, как средство усиления hard skills,
профессиональных знаний и навыков.

Проведенный анализ выявил резервы
роста цифровой грамотности у студентов нецифровых направлении подготовки и позволяет рекомендовать ВУЗу включать в программы
учебных дисциплин вопросы медиаграмотности (продвижение личного бренда, работа
в социальных сетях и др.), компьютерной (умения и навыки работы с компьютерными
программами, в особенности с электронными таблицами), коммуникативной
(особенности этики и норм общение в цифровых коммуникациях) и информационной
грамотности (навыки оценки и эффективного поиска информации). Преподавателям
следует делать акцент на использовании различных цифровых ресурсов при организации
самостоятельной работы студентов, осуществлять контроль и соблюдение норм
коммуникативной грамотности, формировать нетерпимость к плагиату. Студентам
стоит повысить критичность при оценке информации из сети Интернет, использовать
разнообразные цифровые ресурсы и сервисы.

Что такое Data Culture?

Data Culture — это общеуниверситетский проект в НИУ ВШЭ, который ставит перед собой задачу обучить студентов необходимым компетенциям по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий. Проект реализуется в Вышке с 2017 года и охватывает все без исключения образовательные программы бакалавриата.

Про развитие цифровых компетенций (с 2020 года набора)

Согласно Концепции развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ, каждый студент во время обучения в бакалавриате должен освоить минимально необходимый уровень цифровых компетенций. Этот уровень закреплен в паспорте направления подготовки образовательного стандарта НИУ ВШЭ.

В структуре учебного плана элементы образовательных программ, ориентированные на достижение цифровых компетенций, могут быть представлены как обязательными дисциплинами, так и дисциплинами по выбору, а также элементами проектной и практической работы.

Достижение студентами минимально необходимого уровня цифровых компетенций для их образовательной программы проводится независимо от кастомизации дисциплин, предусмотренной на образовательной программе.

Какие цифровые компетенции обязательно осваивают студенты?

Вышка выделяет три сквозных компетенции, которые считает необходимыми для освоения каждым высококвалифицированным специалистом:

Для компетенций по программированию и анализу данных выделены три основных уровня*: начальный/базовый/продвинутый.

По цифровой грамотности уровень единый: навыки цифровой грамотности должны быть сформированы у всех студентов.

Помимо сквозных компетенций, в учебные планы включаются также курсы из профессионального ядра направления, одновременно нацеленные на формирование предметно-ориентированных цифровых компетенций. Например, по работе с программным обеспечением для редактирования видео, изображений и звука, анализу социальных сетей, обработке данных физических экспериментов и т.д.

*Есть ещё профессиональный и экспертный уровни, но они осваиваются в рамках отдельных треков специализированных программ, магистратуре и аспирантских школах.

Как и когда Вышка проверяет цифровые навыки студентов?

Для студентов набора 2021/2022 года введено независимое измерение ключевого образовательного результата по освоению цифровых навыков. Все студенты, поступающие в 2021 году и позже, во время обучения должны будут подтвердить, что освоили три сквозные цифровые компетенции на требуемый уровень.

Уже на первом курсе все студенты бакалавриата пройдут Независимую оценку компетенции по Цифровой грамотности. Независимые оценки по Программированию и Анализу данных проводятся после того, как на образовательной программе завершены курсы, обеспечивающие формирования целевого уровня.

Независимая оценка цифровых компетенций происходит отдельно от оценивания результатов изучения дисциплин, нацеленных на развитие цифровых компетенций. Отсутствие положительных результатов независимой оценки по одной из цифровых компетенций в установленные сроки влечёт за собой академическую задолженность.

Порядок организации и проведения независимых экзаменов по цифровым компетенциям

Эта страница посвящена основным положениям по независимым экзаменам по цифровым компетенциям

На что влияет оценка по независимым измерениям?

В рамках прохождения обязательных независимых измерений студенты бакалавриата должны подтвердить освоение трех сквозных цифровых компетенций на уровне не ниже минимально установленного для направления подготовки. Также студенты имеют возможность подтвердить более высокий уровень.

Измерения проводятся и оцениваются отдельно от дисциплин, нацеленных на развитие данных компетенций.

По каждой независимой оценке компетенций оценка идет в приложение к диплому студента. Во время вручения диплома студенту выдается Сертификат об освоении цифровых компетенций, в котором отражен интегрированный показатель уровня владения цифровыми компетенциями. Интегрированный показатель определяется как минимальное значение из уровня освоения Программирования и уровня освоения Анализа данных, при условии освоения Цифровой грамотности.

Пример: начальный уровень освоения цифровых компетенций подразумевает наличие компетенций по Цифровой грамотности, а также по Программированию и Анализу данных на начальном уровне или на начальном для одной и на более высоком уровне для другой компетенции.

Отсутствие положительных результатов по одной из независимых оценок в установленные сроки и на уровень, определённый образовательной программой как минимально необходимый, влечёт за собой академическую задолженность, которую необходимо устранить до конца обучения в бакалавриате. На ликвидацию задолженности предусмотрено две попытки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *