Цитировать:Симарова И. С., Алексеевичева Ю. В., Жигин Д. В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 935-948. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114823.
Аннотация:Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий обуславливает их применение во всех сферах жизни. В экономике и бизнесе информационно-коммуникационные технологии сегодня во многом определяют темпы развития бизнеса, роста производительности труда, а также уровни конкурентоспособности и инновационного развития. Создание новых рабочих мест, требующих высокого уровня развития цифровых компетенций, предъявляет новые требования к рынку труда. В этих условиях вопросы оценки и развития цифровых компетенций приобретают особую актуальность. В статье авторами определено понятие «цифровые компетенции», приведена их классификация по видам, описаны возможные способы оценки, а также предложены мероприятия, направленные как на развитие цифровых компетенций собственного персонала, так и на формирование необходимых цифровых компетенций будущих специалистов. Реализация предложенных мероприятий позволит работодателям обеспечить себя необходимыми кадрами и таким образом ускорить процесс цифровой трансформации бизнеса и цифровизации экономики.
Ключевые слова: цифровые компетенции, виды цифровых компетенций, оценка цифровых компетенций, методы развития цифровых компетенций
Вопросы развития цифровых навыков общества и цифровых компетенций
персонала также приобрели особую актуальность в условиях пандемического
распространения COVID-19 и новой нормальности, одной из ключевых характеристик которой
является цифровизация всех сфер социально-экономической деятельности. Массовый
переход на удаленную форму работы организаций, а также переход ряда видов
бизнеса в онлайн-формат потребовали от работников компаний достаточно высокого
уровня развития цифровых компетенций и быстрой адаптации к новым условиям
работы.
Цель проведения исследования состоит
в анализе уровня владения цифровыми навыками современного общества, в
определении понятия цифровых компетенций, их классификации и способов оценки, а
также в разработке рекомендаций для работодателей по формированию и реализации
мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций.
Авторская гипотеза исследования состоит в том, что стремительное
развитие информационно-коммуникационных технологий и их внедрение во все сферы
жизни общества и экономики обуславливают наличие цифровых навыков у общества и
изменение требований рынка труда к специалистам в части цифровых компетенций,
что требует от работодателей разработки и реализации мер, направленных как на
совершенствование цифровых компетенций собственного персонала, так и на
формирование цифровых компетенций будущих специалистов.
Научная новизна работы состоит в следующем: проанализированы
показатели, характеризующие современное состояние развития цифровых навыков
населения России, сформулировано понятие «цифровые компетенции» и представлена
их классификация, а также предложены мероприятия, направленные на развитие
цифровых компетенций персонала и будущих специалистов.
При проведении исследования применялись такие методы научного
познания, как анализ и синтез, сравнительный метод с применением графического
инструментария, классификация, группировка и др.
Рисунок 1. Места
использования персональных компьютеров населением России, в % от общей
численности населения
Рисунок 2. Навыки работы
населения России на персональном компьютере, в % от общей численности
населения, использующего персональный компьютер
О
развитии цифровых компетенций населения также может свидетельствовать
информация об использовании организациями специальных программных средств,
требующих от персонала соответствующих знаний и навыков (рис. 3).
Рисунок 3. Доля организаций,
использующих специальные программные средства, в % от общей численности
организаций
Несмотря
на то, что с 2015 г. по всем видам программных средств доля использующих
их организаций увеличилась, однако значительная часть организаций используют
лишь такие базовые программные средства, как система электронного документооборота
(70,0% в 2019 г.), средства для осуществления финансовых расчетов в
электронном виде (57,1 % в 2019 г.), средства для решения организационных,
управленческих и экономических задач и электронные справочно-правовые системы
(54,8 и 53,2% в 2019 г. соответственно). При этом различные системы
управления (предприятием, взаимодействия с клиентами, цепями поставок),
средства управления автоматизацией производства или отдельных процессов
использует незначительная доля предприятий.
Представленные
данные свидетельствуют о том, что несмотря на высокий уровень развития
информационно-коммуникационных технологий и их относительную доступность, особенно
для решения простых задач, лишь половина населения обладает базовыми цифровыми
компетенциями, а доля населения, способного решать специализированные задачи с
применением информационно-коммуникационных технологий, совсем незначительна.
Применение программных средств в организациях является взаимозависимым
процессом: с одной стороны, организации в незначительных объемах применяют
программные средства, требующие развития цифровых компетенций у персонала, с
другой – рынок труда не обеспечивает наличие необходимых специалистов в
достаточном объеме.
В
2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской
Федерации до 2024 года» была утверждена Национальная программа «Цифровая
экономика Российской Федерации», направленная на ускоренное внедрение цифровых
технологий в экономику и социальную сферу.
В
состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят следующие
федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для
цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная
безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление»,
«Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития
спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Цифровые
услуги и сервисы онлайн».
Ключевой
целью федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» является обеспечение
подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики (рис. 4).
Большая
часть показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
направлена на развитие цифровых компетенций и повышение общей цифровой
грамотности населения, на обеспечение процессов цифровой трансформации бизнеса
кадрами, обладающими необходимыми цифровыми компетенциями.
Рисунок 4. Ключевые
показатели федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
Под
цифровыми компетенциями следует понимать знания и навыки,
позволяющие в условиях цифровизации экономики и социальной сферы применять для
решения задач или достижения требуемого результата
информационно-коммуникационные технологии.
Так
как для выполнения разных задач в экономике и социальной сфере требуются
различные цифровые компетенции с позиции владения той или иной информационно-коммуникационной
технологией, целесообразно классифицировать цифровые компетенции на базовые
и специальные цифровые компетенции.
Базовые
цифровые компетенции. Данная группа компетенций
определяет знания и навыки применения основных информационно-коммуникационных
технологий для решения задач в социальной сфере и в трудовой деятельности, не
требующих знаний в области профессиональной деятельности. В широком понимании
базовые цифровые компетенции определяют уровень цифровой грамотности человека.
Также стоит отметить, что
приобретение базовых цифровых компетенций осуществляется на протяжении всей
жизни человека и не требует профессионального обучения.
Рисунок
5.
Рамка цифровых компетенций DigComp 2.0
Изучение моделей компетенций
российских компаний показало, что представленные в рамке DigComp
2.0 компетенции применяются ими как базовые цифровые компетенции.
Специальные
цифровые компетенции. Данная группа компетенций определяет
знания и навыки применения информационно-коммуникационных технологий для
решения задач в трудовой деятельности в сочетании со знаниями в области
профессиональной деятельности. Как правило, приобретение специальных цифровых
компетенций требует профессионального обучения, например, написание
программного обеспечения с использованием языков программирования.
Рисунок 6. Информационные
компетенции и их типовые модули
Применение
данного подхода не противоречит предложенной авторами классификации цифровых
компетенций, при этом к базовым цифровым компетенциям относятся модули базовых
и универсальных ИК, к специальным – модули общетехнических и специальных ИК.
В
настоящее время во многих крупных организациях внедрены модели компетенций и
системы деловой оценки персонала. Так как цифровые компетенции становятся
неотъемлемой частью требований к компетентности работника, то многими
организациями цифровые компетенции включены в модели компетенций.
Оценка
уровня развития цифровых компетенций в рамках деловой оценки
может осуществляться как при приеме работника на вакантную должность, так и в
процессе его трудовой деятельности. При этом оценка может проводиться как самим
работодателем, что требует разработки инструментов оценки (например,
тестирование), так и путем привлечения организации, специализирующейся на такой
оценке. При этом оценка проводится не только по цифровым компетенциям, а по
всем группам компетенций, включенным в профиль (обычно выделяют
профессиональные, личностные, управленческие, корпоративные и цифровые
компетенции).
Кроме
вышеуказанных вариантов оценки цифровых компетенций в рамках реализации проекта
«Кадры для цифровой экономики» предусмотрена возможность независимой оценки
компетенций цифровой экономики, которая реализуется посредствам онлайн-тестирования
и оценивает следующие базовые (ключевые) цифровые компетенции:
–
цифровые
устройства и сети;
–
коммуникация
и сотрудничество;
–
работа
с информацией и цифровым контентом;
На
начальной стадии внедрения цифровых компетенций в модели компетенций персонала
система независимой оценки компетенций цифровой экономики позволит оценить
уровень базовой цифровой грамотности персонала и определить возможные
направления обучения и развития персонала в данной области. В дальнейшем
целесообразно расширить перечень оцениваемых цифровых компетенций в рамках тех
инструментов деловой оценки персонала, которые применяются в организации.
Развитие
цифровых компетенций. Если развитие базовых цифровых
компетенций осуществляется на протяжении всей жизни человека, так как данная
группа компетенций не требует специального обучения, то развитие специальных
цифровых компетенций без прохождения профессионального обучения невозможно. При
этом работодатели могут осуществлять мероприятия по развитию цифровых
компетенций как действующих работников, так и при подготовке будущих
специалистов или при приеме новых работников (табл. 1).
Мероприятия, направленные на формирование
и развитие цифровых компетенций, соответствующих требованиям бизнеса
Реализуемые
работодателем мероприятия во многом будут зависеть от масштаба организации и
наличия необходимых ресурсов. Поэтому большая часть работодателей будут
сконцентрированы на развитии собственного персонала.
Наименее
затратным методом развития цифровых компетенций будет направление на обучение
на основании выявленной потребности, например, по результатам оценки. Для
реализации данного мероприятия от работодателя требуются только финансовые
ресурсы на обучение персонала.
Если
организация обладает значительным количеством ресурсов и имеет свою
корпоративную систему обучения (образовательные центры, платформы
дистанционного обучения, учебно-методический центр и т.д.), то в такой
организации может быть сформирована система внутреннего обучения и развития
цифровых компетенций. Такая система может включать:
1.
Внутрикорпоративные
профессиональные программы обучения.
2.
Программы
дистанционного обучения.
3.
Библиотеку
обучающих материалов.
4.
Мастер-классы,
семинары, тренинги и т.д.
Система
внутреннего обучения и развития цифровых компетенций также должна применяться
для адаптации новых работников с целью доведения их отдельных знаний и навыков
или уровня развития той или иной компетенции до целевых значений. В рамках
программы адаптации новые работники могут изучать программные средства,
применяемые в организации для осуществления базовых процессов, таких как
электронный документооборот, финансовые расчеты и т.д., так и особенности
применения специализированных программных средств, требующих специальных знаний
и навыков.
Также
в рамках систем внутреннего обучения могут быть реализованы системы развития
потенциальных работников, когда к обучающим программам, курсам дистанционного
обучения, библиотеке обучающих материалов допускаются студенты вузов – потенциальные
кандидаты на работу или студенты, обучающиеся по направлению от организации с
целью развития необходимых цифровых компетенций. Для них может быть сформирован
обязательный перечень программ обучения и определен список обучающих
материалов, рекомендуемых к изучению. Это позволит сформировать необходимые для
будущей профессиональной деятельности цифровые компетенции.
Так
как крупнейшие работодатели сегодня являются членами Советов по
профессиональным квалификациям по различным областям профессиональной
деятельности, которые, в свою очередь, координируют деятельность по разработке
и применению профессиональных стандартов, сформированные работодателями
требования к цифровым компетенциям работников могут быть учтены при разработке
профессиональных стандартов. Также при разработке федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) обязательной процедурой является их
согласование в Советах по профессиональным квалификациям. Таким образом,
возможно включение цифровых компетенций как требование к результатам освоения
основных профессиональных образовательных программ. При этом базовые цифровые
компетенции могут быть включены в ФГОС по всем направлениям подготовки,
специальные цифровые компетенции – по соответствующим областям профессиональной
деятельности направлений подготовки. Таким образом, в профессиональных
стандартах и ФГОС могут быть учтены реальные требования работодателей к
цифровым компетенциям работников.
Также
работодатели могут принимать непосредственное участие в процессе подготовки
будущих специалистов путем:
–
согласования
учебных планов и учебно-методических материалов;
–
участия
в реализации учебного процесса (чтение лекций, проведение практических работ);
–
предоставления
мест практики;
–
участия
в подготовке выпускных квалификационных работ;
–
проведения
стажировок для профессорско-преподавательского состава;
–
содействия
в создании необходимой материально-технической базы.
В
связи с тем, что информационно-коммуникационные технологии сегодня становятся
неотъемлемой частью реализации многих бизнес-процессов, работодатели должны
перестроить систему корпоративного обучения в части развития цифровых
компетенций. С целью своевременного обеспечения производства персоналом с
необходимыми цифровыми компетенциями этот процесс должен реализовываться
начиная с этапа подготовки будущих специалистов. Дальнейшим его продолжением
является развитие собственного персонала.
Реализация предложенных мероприятий, направленных на формирование и
развитие цифровых компетенций, соответствующих требованиям бизнеса, позволит
ускорить развитие цифровых навыков общества, обеспечить рынок труда специалистами
с требуемыми цифровыми компетенциями, развить цифровые компетенции собственного
персонала до необходимого уровня, что в конечном итоге должно способствовать
ускорению темпов цифровой трансформации бизнеса и цифровизации экономики.
Цитировать:Сысоева Е. А. Формирование современных компетенций у управленцев в условиях цифровой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 1. – С. 113-126. – doi: 10.18334/lim.9.1.114284.
Аннотация:В статье приведён теоретический анализ актуальности формирование современных компетенций у управленцев в условиях цифровой экономики. В современном мире цифровизация и образовательные процессы – это взаимодополняющие системы, без которых невозможно построить будущую экономику страны. Рассмотрены понятия цифровая экономика, компетенции, цифровые компетенции, компетентность, цифровой разрыв. Выявлена проблема отсутствия механизмов формирования ключевых компетенций кадров управления и сбора компетенций и консолидация компетенций в одном месте. По поручению президента РФ было принято решение к созданию центров, которые сформируют компетенции, разработают базу данных и будут транслировать их в массы в соответствии с потребностью цифровой экономики. Результаты проведённого исследования дают основания сделать следующие выводы, что мир меняется постоянно, технологии совершенствуются год от года, поэтому цифровая грамотность требует от каждого из нас развиваться в течение всей жизни и улучшать свои навыки в процессе постоянного обучения.
Ключевые слова: цифровая экономика, компетенции, человеческий капитал, менеджмент, цифровая грамотность
Отсутствие
явных механизмов внедрения цифровой экономики стали причиной внедрения
государственной программы по цифровизации экономики. Были разработаны «Стратегия
развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 годы», программа
«Цифровая экономика Российской Федерации», федеральный проект «Кадры для
цифровой экономики» и так далее, издан указ Президента РФ «О национальных целях
и стратегических задачах развития РФ на период до 2030 г.». Одними из
основных задач организаций и предприятий РФ в условиях цифровой экономики являются
развитие механизма функционирования и создания подходов по содействию жителям
РФ в получении ключевых компетенций в области цифровой экономики, повышение
цифровой грамотности населения и переход к индивидуальному образованию.
Проблема
отсутствия механизмов формирования ключевых компетенций кадров управления и
сбора компетенций и консолидация компетенций в одном месте подтолкнула к
созданию центров, которые сформируют компетенции, разработают базу данных и
будут транслировать их в массы в соответствии с потребностью цифровой
экономики. Такие центры способствуют обеспечению массовой цифровой грамотности
населения Российской Федерации.
Один
из таких центров в начале сентября 2021 года открыт на базе Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский университет «МЭИ» (далее – НИУ «МЭИ»).
НИУ
«МЭИ» является одним из ведущих технических университетов РФ и мира в области
энергетики, электротехники, радиотехники, электроники и информационных
технологий, лидирующие позиции которого в научной и образовательной областях
подтверждены государственными наградами, международными и отечественными
рейтингами, а также высокой репутацией выпускников среди крупнейших
отечественных и зарубежных энергохолдингов.
Центр
является связующим звеном между обучающимся в высшем учебном заведении,
предприятием в качестве работодателя и государственной властью региона.
Целью
исследования выступает проведение теоретического анализа актуальности
формирования цифровых компетенций у менеджеров в условиях цифровой экономики. Для
достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: проведен
обзор современной научной литературы по проблематике исследования и анализ
формирования современных компетенций у управленцев в условиях цифровой
экономики.
Научной
новизной исследования является выявление проблемы отсутствия механизмов
формирования ключевых компетенций кадров управления и сбора компетенций и
консолидация компетенций в одном месте.
Основу
исследования составили методы: диалектический научного познания и частные
научные (анализ, синтез, сравнение, логический и анализ нормативно-правовых
документов).
В связи с развитием информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) цифровые технологии приобретают все
большую важность в развитии экономик стран мира. Учеными выявлен в конце ХХ –
начале ХХI века переход экономик
развитых стран к цифровой.
Попытавшись разобраться в том, какие
подходы есть к понятию цифровой экономики, мы изучили позиции государства,
профильного научного общества и предпринимателей, благодаря идеям и проектам
которых этот термин широко используется сегодня.
Цифровая экономика – это экономическая
деятельность, которая базируется на цифровых технологиях. В понятие цифровой
экономики включают и электронную коммерцию, и экономическую деятельность
правительства с использованием цифровых технологий, и даже отдельные
некоммерческие виды деятельности с применением информационно-коммуникационных
средств.
Цифровая экономика представляет собой
недавно возникшее явление, имеющее большое значение, учитывающее оценки
ежегодного роста экономики и цифровизации во всем мире, которые выражаются
двузначными числами, причем важно отметить, что особенно высокий темп роста
наблюдается в странах Южного полушария. Причины этой эмерджентности бывают
экономическими и политическими, однако они, безусловно, основываются на
технологических инновациях, которые сами охватывают много областей. В 1990-е
годы в большей степени экономические изменения были связаны с появлением
Интернета, который до сегодняшнего дня является основой для роста цифровой
экономики.
Затем
в период с 2000-х годов по настоящий день последовательное появление новых ИКТ
расширило и закрепило изменения в мировой экономике. Эти технологии все в
большей степени входят в состав разных видов деятельности в области экономики.
Примерами могут послужить система контроля промышленного оборудования через
Интернет; новые устройства для конечного пользователя. Растет интенсивность
использования данных за счет распространения большого массива данных, анализа
параметров аналитической обработки данных и принятия алгоритмических решений, а
также новые технологии автоматизации и робототехники. В результате создается
набор возможностей для использования цифровых технологий.
–
Подготовка высококвалифицированных специалистов.
Проведение набора на программы высшего образования по IT-специальностям
(в 2021 г – 80 000 абитуриентов, в 2024 г. – увеличение бюджетных мест
и прием до 120 000 человек в год).
–
Дополнительное профессиональное образование в области IT-программ
переподготовки с софинансированием от государства для
педагогического состава образовательных учреждений, государственных служащих и
т.д.
–
Внедрение цифровых компонентов в образовательный процесс по 11 приоритетным
направлениям отрасли экономики, таких как здравоохранение, сельское
хозяйство и т.д.
Проблема
формирования ключевых компетенций управления персоналом в условиях цифровой
экономики актуальна, потому что современный мир находится на пороге новой
технической революции, основанной на цифровой экономике.
Говоря
о мягких навыках (soft skills), современных способах повышения квалификации
персонала, электронном обучении, дистанционных технологиях и других вещах, подчеркивается
важность формирования цифровых компетенций в эпоху реальности распространения
новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Актуальность
исследования заключается в переходе мировой экономики к цифровой экономике. Сегодня
эксперты отмечают низкий уровень цифровых компетенций управленческого
персонала; нехватку управленческого персонала с цифровыми компетенциями, а
также появление цифрового разрыва по уровню доступа к цифровым сервисам и
технологиям и умением владеть ими.
Развитие
цифровой экономики в мире направлено для формирования условий для создания
новейших цифровых и информационных технологий. Для обеспечения и создания этих
условий необходим профессиональный персонал, поэтому основным направлением
цифровой экономики является подготовка кадров, то есть важно формировать
исследовательские компетенции у студентов и молодых ученых, готовить
высококвалифицированных специалистов в области цифровой экономики, а также
развить научно-технические резервы предприятий.
На
современное образование повлияли экономические, социальные и политические
факторы, которые привели к ряду серьезных изменений. Развитие рынка
образовательных услуг, ряд экономических условий, развитие цифровой экономики и
цифровых технологий, формирование сферы образования в качестве еще одной
отрасли экономики оказывают влияние на развитие современной системы высшего
образования. Особенно в условиях цифровой экономики конкурентоспособность
высших учебных заведений обеспечивается профессиональным управлением и
лидерскими качествами его руководителей, которые подразумевают определенную
управленческую подготовку, освоение определенных компетенций.
Термин
«компетенция» в переводе с латинского «comptentio» происходит от
«соревноваться» – достигать, соответствовать, подходить. В организациях этот
термин означает способность работника выполнять ряд должностных обязанностей, а
также прописанные в нормативных документах организации качества работника, по
которым оцениваются качество выполнения работы и ее эффективность.
По
словарю можно утверждать, что компетенции – это знания, умения и навыки,
которыми владеет работник. Компетентность – выраженная способность применять
знания, навыки специалиста в своей профессиональной деятельности для достижения
стратегических, тактических и операционных целей организации.
В
современных условиях рынка труда большое значение придается общекультурным
компетенциям. Они предназначены для того, чтобы обеспечивать высокую профессиональную
мобильность, создать условия для быстрой адаптации к новым профессиональным
обязанностям и возможностям изменения ситуации.
Компетенции
делятся на общекультурные и профессиональные.
В
контексте постоянно меняющихся условий на рынке труда культурные компетенции
приобретают ключевое значение. Их цель – дать профессиональным профилям
возможность адаптироваться и меняться, предоставляя возможность для высокой
профессиональной мобильности. Компетенции также делятся на твердые и мягкие.
К
твердым навыкам относят профессиональные компетенции, которым учат, а также их
можно измерить. Для овладения такими компетенциями необходимо пройти обучение,
изучить теорию и выполнить практические задания, сдать экзамен. Примером
профессиональных компетенций служат: знание иностранного языка, использование IT-программ,
вождение автотранспорта и многое другое.
К
мягким навыкам относят компетенции, которые не относятся к профессиональной
области сотрудника, но помогают ему успешно и продуктивно выполнять должностные
обязанности.
–
выслушивать собеседника, вести диалог и переписку, аргументированно отстаивать
точку зрения, задавать вопросы;
–
общаться с представителями различных специальностей, социальных и культурных
групп;
–
командообразование, постановка целей, инициатива и делегирование
ответственности;
–
понимание задачи (что, как и зачем вам это нужно делать).
Мягкие
навыки можно разделить на когнитивные и социально-поведенческие компетенции.
К
когнитивным компетенциям относятся:
–
достижение результатов (развитие лидерского потенциала; результативность в
условиях неопределенности; инициативность; личная эффективность; стратегическое
мышление);
–
решение нестандартных задач (креативное мышление; системное мышление;
дизайн-мышление; Agile: основы гибкого мышления; менеджмент в стиле коучинг);
–
управленческие навыки (ситуационное руководство; ключевые навыки руководителя;
управление дистанционными командами; формирование антихрупкой команды).
К
социально-поведенческим компетенциям относят:
–
коммуникация (публичные выступления; навыки ведения переговоров; управление
конфликтами; навыки стресс-менеджмента; конструктивные бизнес-коммуникации);
–
межличностные навыки (эмоциональный интеллект; основы управления проектами;
работа в кросс-функциональных командах).
Способность
человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и
коммуникативных качеств. Проведение тестирований помогает ответить на вопросы: какими
характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? какие
признаки об этом говорят?
Во
многих странах многие люди по-прежнему не хотят использовать цифровые
технологии из-за недостатка компетенций, хотя это может быть полезно для их
сферы работы. В данном исследовании автор рассматривает данную точку зрения с
помощью различных психологических методов.
Переход
к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с
распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки
становятся критически важными с точки зрения работодателей.
1. « Информационная
грамотность» (оценка информации; навыки поиска информации; управление цифровым
контентом).
2. « Коммуникативная
грамотность» (совместная работа с файлами в цифровом пространстве; использование
цифровых технологий в коммуникациях; соблюдение этикета и правил поведения в
сети).
3. « Создание
цифрового контента» (создание и редактирование цифрового контента; настройка
программного обеспечения; использование авторских прав и лицензий).
4. « Цифровая
безопасность» (охрана здоровья при использовании цифровых устройств; защита
цифровых устройств и персональных данных; учет влияния ИКТ-устройств на
окружающую среду).
5. « Цифровая
компетентность» (получение знаний о сфере ИКТ; решение повседневных проблем при
помощи цифровых технологий; постоянное совершенствование навыков пользования
цифровыми технологиями).
Результаты
исследования были сформированы по 5 направлениям, рассмотренным ранее. Почти у
60% опрошенных сформирован базовый уровень по всем направлениям цифровых
компетенций, 39% опрошенных владеют цифровыми компетенциями на начальном
уровне, а чуть больше 1% вообще не владеют базовыми цифровыми компетенциями. На
данные показатели влияют такие показатели, как уровень образования, возраст,
тип населенного пункта, в котором проживает респондент, профессия.
В
современном мире в условиях цифровой экономики важную роль имеют цифровые
компетенции. Цифровизация охватывает все сферы жизни гражданина. На наш взгляд,
даже в самых развитых странах уровень освоения цифровых компетенций еще
недостаточно высок. В итоге: большая доля населения не понимает всех
преимуществ, которые открывают перед ними цифровые технологии; это закономерно
приводит к неэффективным параметрам конъюнктуры рынка труда, когда имеет место
разбалансированность между количеством лиц желающими трудоустроиться и числом
открытых вакансий, которыми в силу своей цифровой некомпетентности они не могут
воспользоваться.
Таким
образом, наблюдается незначительный рост цифровых компетенций у кадров
управления, сохранение дефицита управленческих кадров, владеющих цифровыми
компетенциями, а также в условиях постоянно меняющегося и развивающегося
мира, совершенствования технологий цифровая грамотность требует от каждого управленца
развиваться в течение всей жизни и улучшать свои навыки в процессе постоянного
обучения. Для достижения поставленных целей по поручению Президента РФ на базе
ведущих университетов России открываются центры компетенций, которые консолидируют
и транслируют цифровые компетенции, а также являются связующим звеном между
обучающимся в высшем учебном заведении, предприятием, в качестве работодателя,
и государственной властью региона.
Также важно, как
университеты используют информационные технологии для обучения студентов и
подготовки к миру работы, насыщенному искусственным интеллектом и формируемому
социальной, профессиональной и экономической динамикой.
Приложение N 1
к Методике расчета показателя
“Количество выпускников системы
с ключевыми компетенциями цифровой
экономики, Тысяча человек”, утвержденной
приказом Минэкономразвития России
от 24.01.2020 N 41
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.
2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.
3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.
5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.