Версия для печати
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил систему интеллектуального анализа больших данных для выявления наиболее востребованных компетенций и навыков в цифровой сфере.
Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. i FORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. Для данного исследования проанализированы 38,7 тыс. вакансий, опубликованных на портале hh.ru за 2020–2021 г. и относящихся к сферам математики и компьютерных наук, включая анализ данных, работу с базами данных, информационную безопасность, машинное обучение, разработку программного обеспечения (ПО), системы связи. Компетенция — комбинация знаний и опыта для достижения определенных целей в рабочих условиях. Навык — совокупность приобретенных в процессе обучения и развития способностей или умений, направленных на решение практических задач.
Главные выводы
Согласно данным опроса 1784 организаций из 30 регионов России, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 46% из них планируют расширить применение цифровых технологий, при этом каждая третья — в ближайшие пять лет. Под влиянием цифровизации меняется структура и требования к компетенциям специалистов, усложняются задачи, которые необходимо решать. Традиционные должности трансформируются в сторону мультифункциональности, сотрудники вынуждены постоянно расширять и «пересобирать» набор знаний под возникающие задачи. Наблюдается тенденция перехода компетенции в роль навыка. Так, владение языком программирования зачастую появляется в описаниях вакансий наряду со знанием иностранного языка.
Наиболее востребованы в цифровой сфере компетенции по обработке, обмену, хранению и защите информации. Неуклонно возрастает спрос на работу с базами данных (табл. 1).
Современная высокотехнологичная среда ставит перед профессионалами высокоуровневые задачи, связанные с моделированием и принятием решений на основе продвинутой аналитики, в т. ч. с использованием больших данных.
Рост числа проектов на основе цифровых технологий повышает востребованность разработчиков ПО, занимающихся созданием различных ИТ-продуктов: операционных систем, мобильных приложений, веб-сайтов, интерфейсов к базам данных, компьютерных игр и т. д. Среди обязательных навыков для программистов — знание одного или нескольких популярных языков программирования, SQL, алгоритмов машинного обучения, методов защиты информации. В связи с развитием рынка мобильных устройств и ростом масштабов их использования разработка мобильных приложений остается одной из самых востребованных компетенций.
Во всех секторах экономики растет спрос на специалистов с навыками проектирования и знанием технических предметных областей, методов и технологий проектного управления, способных разрабатывать и внедрять информационные системы, применяемые для автоматизации процессов управления. По крайней мере один из типов информационных систем (ERP, CRM, SCM) в России использует каждая третья организация предпринимательского сектора.
Совершенствование существующих и появление новых программных продуктов разной направленности влечет за собой спрос на специалистов, обладающих не только компетенциями разработчика, но и управленческими навыками. Высоко ценятся общие для всех специалистов цифровой сферы базовые компетенции и навыки: владение английским языком, деловая коммуникация, управление проектами, работа в команде, навыки в сфере бизнеса и подготовки презентаций, аналитическое мышление, ориентация на результат, управление временем.
Общие требования к резюме соискателей в цифровой сфере схожи, требования к опыту работы различаются в зависимости от уровня задач и должности специалиста. Для позиций middle и senior обязательным условием является опыт соответствующей работы минимум от двух до пяти лет. Опыт работы более года указан в большинстве предложений (от 70 до 92% в зависимости от направления). Заметнее всего спрос на сотрудников с таким опытом в сфере информационной безопасности, машинного обучения, анализа больших данных и разработки ПО. Исключением являются вакансии в области систем связи: здесь более четверти вакансий доступны для соискателей без опыта работы (рис. 1).
Математика выделена в отдельное направление неслучайно. Компании зачастую привлекают математиков и разработчиков-математиков для создания и совершенствования алгоритмов. Работодатели рассчитывают на более высокий уровень компетенций таких специалистов за счет понимания ими предметных основ.
Материал подготовили Софья Черногорцева, Анастасия Вертинская
Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Топ-10 цифровых технологий в финансовом секторе»
Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Цитировать:Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 11. – С. 1055-1072. – doi: 10.18334/et.7.11.111073.
Аннотация:Актуальность темы обусловлена влиянием цифровой экономики на формирование набора ключевых компетенций и подготовку востребованных специалистов в современном мире. В статье рассмотрены наиболее распространенные подходы к структуре модели компетенций работников, востребованных в индустрии 4.0, включающих поведенческие и цифровые навыки. Проведен анализ возможности достижения отдельных показателей эффективности в области профессионального образования программы «Кадры для цифровой экономики» и на этой основе показаны ограничения в возможностях развития цифровых компетенций выпускников ВУЗов. С целью формирования единого подхода представлены различные трактовки характеристики цифровых компетенций в России и зарубежных странах. Для анализа возможности создания цифровой образовательной среды в ВУЗах осуществлена оценка уровня цифровой грамотности современных преподавателей на основании исследовании 2019 и 2020 гг.
Ключевые слова: цифровая экономика, компетенции, цифровые компетенции, цифровая грамотность, профессиональное образование
Молодежь часто стоит
перед выбором, связанным с образованием, которое следует получить, и навыками,
которые следует развивать уже сейчас. Особую сложность данному выбору придают
технологические и социально-экономические вызовы современности, изменения в
технике и технологиях, не позволяющие сформировать точное представление о
будущем рабочем месте. Согласно данным доклада
на Всемирном экономическом форуме «The Future of Jobs»,
две
трети детей, поступивших в начальную школу в 2016 году, могут оказаться на рабочих
местах, которых еще не существует. Таким образом, определить перечень навыков,
которые будут востребованы через 5–15 лет, становится все сложнее.
Поэтому в условиях
цифровизации важным представляется формирование, поддержание и развитие навыков
работников, актуальных для Индустрии 4.0. Во-первых, это способствует
достижению необходимого уровня конкурентоспособности персонала на рынке труда,
более эффективной его адаптации в новых условиях. Во-вторых, владение подобными
навыками обеспечит использование работниками новых цифровых возможностей, а
значит, будет способствовать росту эффективности персонала и предприятий, развитию
общества и экономики в целом.
Эмпирическую базу
исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ
(Росстата), результаты исследований Аналитического центра НАФИ, НИУ «Высшая
школа экономики», Минобрнауки РФ и РАНХиГС, информация федерального проекта
«Кадры для цифровой экономики» и зарубежных сайтов, посвященных теме
исследования.
Целью исследования
является оценка готовности системы профессионального образования к
трансформации на основе цифровых компетенций, востребованных в Индустрии 4.0.
Авторская гипотеза
заключается в предположении, что разрыв между количеством необходимых обществу
и существующих в настоящее время специалистов, способных эффективно работать в
условиях цифровой экономики, можно преодолеть путем создания соответствующей
среды в учреждениях профессионального образования, которая должна способствовать
формированию и развитию цифровых компетенций населения, перечень которых
окончательно не сформирован.
Настоящее исследование
предполагает применение таких методов, как анализ, сравнение и обобщение данных,
группировка и другие.
Модель
компетенций персонала в цифровой экономике
Для обеспечения личной
конкурентоспособности и востребованности в современном мире необходим
постоянный мониторинг изменений в профессиональной среде, совершенствование
знаний и навыков. Следовательно, важным аспектом жизнедеятельности становится lifelong
learning (непрерывное обучение
на протяжении всей жизни) и формирование среды, способствующей такому развитию.
Рисунок 1.
Оценка цифровых навыков населения России и европейских стран в 2018 году, в %
от общей численности населения в возрасте от 15 лет и старше
Наблюдаемые
технологические процессы во всех сферах деятельности делают востребованными
цифровые навыки или навыки владения информационно-коммуникационными
технологиями (ИКТ). В противном случае низкий уровень владения цифровыми
навыками будет сдерживать развитие экономики страны и уровня ее
конкурентоспособности.
Кадры для
цифровой экономики
В настоящее время одной из главных проблем, выступающей барьером
при переходе России к цифровой экономике, является имеющийся разрыв между
количеством подготовленных к работе в новых условиях трудовых ресурсов и
потребностью в них. В условиях Индустрии 4.0 требуется значительное увеличение
количества квалифицированных специалистов в стране, обладающих высоким уровнем IT-потенциала, что возможно достичь только путем приведения в
соответствие реалиям времени системы образования.
Общие объемы контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета по трем укрупненным группам специальностей и направлений в
сфере ИКТ
1 % от общего количества КЦП по соответствующему уровню
подготовки
К примеру, рост совокупного КЦП по ИКТ-направлениям бакалавриата
отражает общую тенденцию увеличения КЦП по данному уровню подготовки и не
связан с возросшей поддержкой государства. При этом набор бакалавриата 2020/21 учебного
года – это как раз потенциальные выпускники 2024 г., чья суммарная доля по трем
укрупненным ИКТ-направлениям в общей структуре КЦП составляет всего 11,7%, в то
время как, например, доля одной УГС «Образование и педагогические науки» –
15,4%. Аналогичная тенденция и в специалитете: в 2024 г. будут выпускаться
абитуриенты 2019/20 учебного года, и их число при самом оптимистическом
прогнозе составит всего 4 052 чел. В магистратуре наблюдается более
негативная ситуация – сокращение КЦП на 7 500 чел., хотя положительным при
этом является рост удельного веса направлений в общей структуре.
Таким образом, при сохранении значений КЦП в магистратуре и с
учетом известных данных по бакалавриату и специалитету можно прогнозировать,
что выпуск в 2024 г. студентов, обучающихся за счет средств федерального
бюджета, в идеальной ситуации (при условии, что все принятые студенты закончат
учебное заведение) составит 52 000 человек, то есть 43% от заданного
показателя эффективности. Вероятность решения данной проблемы за счет приема
студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат, вызывает большие
сомнения, так как в настоящее время наблюдается тенденция выбора такими
абитуриентами более «легких» (на их взгляд) в плане обучения гуманитарных и
экономических направлений подготовки.
В большей степени возможным представляется достижение второго
показателя эффективности. С этой целью в качестве основы можно взять План
Евросоюза по развитию цифрового образования (DEAP), в рамках которого
формирование цифровых компетенций происходит путем совершенствования применения
цифровых технологий в образовательном процессе, способствующем развитию навыков,
необходимых для перехода к цифровой экономике.
Цифровые
компетенции: подходы к трактовке
Единого понимания цифровых компетенций в России нет.
Так, в национальном проекте «Цифровая экономика РФ» вовсе отсутствует
определение цифровых компетенций. Теоретический анализ понятия можно провести
только по публикациям ученых и исследованиям различных организаций.
Аналитический центр НАФИ в 2020 году провел оценку
цифровой грамотности россиян по методологии DigComp, соответственно, понимание цифровых компетенций схоже
с экспертами Евросоюза.
В настоящей работе под цифровыми компетенциями авторы понимают
способности человека использовать ИКТ в различных сферах для повышения
эффективности деятельности.
Цифровые компетенции и их оценка в образовании
Существенная роль в процессе формирования цифровых компетенций
студентов и обеспечения необходимой для этого цифровой образовательной среды в вузах
отводится преподавателю, в содержании труда которого происходят серьезные
изменения. Современные преподаватели должны уметь работать в электронной
информационно-образовательной среде, применять различные ИК-средства, использовать
ресурсы сети Интернет для организации работы обучающихся на занятиях и за их
пределами и т.д. В результате должен существенно измениться процесс
взаимодействия преподавателей и студентов, когда первый перестает быть
«транслятором знаний», а становится в большей степени тьютором, сопровождающим
индивидуальное обучение вторых. В этой связи возникает вопрос об уровне
развития цифровых компетенций и готовности преподавателей вузов к данной трансформации.
1. Профессиональные обязанности преподавателей в условиях
распространения цифровых технологий выражаются не только в готовности их
применения в образовательном процессе, но и в проявлении таких компетенций, как
готовность к сотрудничеству в профессиональной области, умение общаться и
стремление к постоянному развитию в цифровой среде. Как показало исследование,
только 27% респондентов регулярно общаются с коллегами и студентами с помощью
цифровых средств, а 30% – используя цифровые технологии, обмениваются
профессиональными разработками или совместно работают над материалами с другими
преподавателями. 31% опрошенных обсуждают с коллегами направления использования
цифровых технологий в учебном процессе и в случае необходимости помогают в
разработке соответствующих методик. Таким образом, в 2019 г. только треть
преподавателей использовали цифровые технологии для коммуникаций и
профессионального развития.
2. Цифровые ресурсы подразумевают умение преподавателей
осуществлять их грамотный выбор, создание и модификацию, а также обмен ими в
соответствии с целями обучения. Как показал опрос, 44% респондентов
сравнивают ресурсы в сети Интернет и осуществляют их выбор на основе
определенных критериев и они готовы помочь советом в данной области коллегам.
42% опрошенных используют цифровые ресурсы для создания учебных материалов или
модификации уже имеющихся. При этом только 23% преподавателей используют
средства для защиты информации в цифровой среде (пароли, шифрование и т.п.).
Можно предположить, что они либо не обладают соответствующими навыками, либо
проявляют низкий уровень заинтересованности в защите конфиденциальной
информации.
3. Преподавание и учеба подразумевают умение
преподавателя создавать, планировать и внедрять цифровые технологии на
различных этапах обучения. При этом, как уже упоминалось выше, важно, чтобы в
центре процесса обучения находился непосредственно студент, а сам преподаватель
выступал в большей степени как тьютор.
Как показало исследование, в 2019 г. только треть преподавателей
активно использовали цифровые технологии в процессе организации обучения
студентов (рис. 2).
Рисунок 2.
Анализ ответов респондентов по блоку «Преподавание и учеба», в %
При этом реалии 2020 г. внесли свои коррективы, вынудив
преподавателей за короткий промежуток времени полностью переориентироваться на
ведение учебного процесса в цифровой среде. В настоящий
момент как представители Минобрнауки РФ, так и ректоры вузов
активно говорят о том, что необходимо уходить от традиционного формата
проведения занятий и переходить к смешанным формам обучения путем активного
включения в учебный процесс различных онлайн-инструментов и онлайн-курсов. В
этой связи преподаватели, которые не сумеют освоить необходимые для этого
цифровые технологии, по сути, не будут обладать компетенциями, нужными для
работы в условиях Индустрии 4.0.
4. Оценка учащихся подразумевает использование цифровых
средств для реализации существующих методов оценивания студентов и
предоставления обучающимся обратной связи и анализа их активности в цифровой
среде. В ходе исследования НАФИ было выявлено, что 32% преподавателей
используют цифровые инструменты для оценки и отслеживания прогресса студентов,
причем почти половина опрошенных (48%) также применяют их для обеспечения
обучающихся обратной связью. А 30% респондентов регулярно анализируют все
доступные данные, чтобы определить, кто из обучающихся нуждается в
дополнительной поддержке и помощи.
5. Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в
учебном процессе подразумевает использование преподавателями цифровых
технологий для построения индивидуальной траектории обучения студентов, а также
устранение дифференциации в доступе обучающихся к соответствующим техническим
устройствам. Как показал опрос, только 37% преподавателей обсуждают со
студентами возможные проблемы, связанные с их обеспеченностью необходимыми для
выполнения учебных заданий цифровыми устройствами, и пытаются найти способы
решения данной проблемы. При этом треть преподавателей (35%) используют
цифровые технологии для того, чтобы процесс обучения в максимальной степени
соответствовал индивидуальным потребностям обучающихся. О трансформации высшего образования в сторону подстройки под
обучающихся свидетельствуют и данные опроса Минобрнауки РФ: 36,5% респондентов
согласились, что в связи с переходом весной 2020 г. на дистанционный формат
обучения данная тенденция стала преобладающей.
6. Развитие цифровой грамотности учащихся является важной
составляющей цифровой компетентности преподавателя, и многие респонденты,
участвующие в опросе НАФИ, подтвердили, что осуществляют данный вид
деятельности (рис. 3).
Рисунок 3.
Анализ ответов респондентов по блоку «Развитие цифровой грамотности учащихся»,
в %
Можно видеть, что большая часть преподавателей дают студентам
задания, позволяющие развивать их цифровую компетентность, а одна треть
преподавателей (35%) призывают к этому обучающихся. Усилия преподавателей
направлены и на обучение студентов безопасности в работе с цифровыми
технологиями (27%), и оценке достоверности полученной информации (39%).
По итогам анализа шести
модулей можно сделать вывод, что преподаватели продемонстрировали средний
уровень владения цифровыми ИКТ, но при этом наблюдается тенденция роста
профессионализма и заинтересованности в развитии в этой области.
Вызовы Индустрии 4.0
определяют важность развития универсальных компетенций, включающих как
поведенческие, так и цифровые навыки. Данная комбинация позволит создать
человеку и организации неповторимое конкурентное преимущество, определив
успешность в цифровой экономике. При этом высокий уровень развития именно цифровых
компетенций обеспечит необходимую эффективность деятельности людей во всех
сферах жизни. Формирование единой модели компетенций не
представляется авторам целесообразным, поскольку она не будет отражать
особенностей этапа развития отдельных организаций, а также будет требовать
постоянной актуализации.
Следует учитывать, что
образование становится непрерывным процессом и для достижения его
конкурентоспособности нужно формировать и
развивать цифровые навыки. Этому будет способствовать создание соответствующей
среды в образовательных учреждениях, включающей не только должное
материально-техническое обеспечение. Не менее важной
представляется цифровая трансформация современных преподавателей для достижения
высокого уровня цифровой грамотности. Это обеспечит достижение заданных
показателей в части кадровой подготовки для цифровой экономики за счет высокого
уровня развития цифровых навыков выпускников не ИКТ направлений подготовки.
Цитировать:Симарова И. С., Алексеевичева Ю. В., Жигин Д. В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 935-948. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114823.
Аннотация:Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий обуславливает их применение во всех сферах жизни. В экономике и бизнесе информационно-коммуникационные технологии сегодня во многом определяют темпы развития бизнеса, роста производительности труда, а также уровни конкурентоспособности и инновационного развития. Создание новых рабочих мест, требующих высокого уровня развития цифровых компетенций, предъявляет новые требования к рынку труда. В этих условиях вопросы оценки и развития цифровых компетенций приобретают особую актуальность. В статье авторами определено понятие «цифровые компетенции», приведена их классификация по видам, описаны возможные способы оценки, а также предложены мероприятия, направленные как на развитие цифровых компетенций собственного персонала, так и на формирование необходимых цифровых компетенций будущих специалистов. Реализация предложенных мероприятий позволит работодателям обеспечить себя необходимыми кадрами и таким образом ускорить процесс цифровой трансформации бизнеса и цифровизации экономики.
Ключевые слова: цифровые компетенции, виды цифровых компетенций, оценка цифровых компетенций, методы развития цифровых компетенций
Вопросы развития цифровых навыков общества и цифровых компетенций
персонала также приобрели особую актуальность в условиях пандемического
распространения COVID-19 и новой нормальности, одной из ключевых характеристик которой
является цифровизация всех сфер социально-экономической деятельности. Массовый
переход на удаленную форму работы организаций, а также переход ряда видов
бизнеса в онлайн-формат потребовали от работников компаний достаточно высокого
уровня развития цифровых компетенций и быстрой адаптации к новым условиям
работы.
Цель проведения исследования состоит
в анализе уровня владения цифровыми навыками современного общества, в
определении понятия цифровых компетенций, их классификации и способов оценки, а
также в разработке рекомендаций для работодателей по формированию и реализации
мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций.
Авторская гипотеза исследования состоит в том, что стремительное
развитие информационно-коммуникационных технологий и их внедрение во все сферы
жизни общества и экономики обуславливают наличие цифровых навыков у общества и
изменение требований рынка труда к специалистам в части цифровых компетенций,
что требует от работодателей разработки и реализации мер, направленных как на
совершенствование цифровых компетенций собственного персонала, так и на
формирование цифровых компетенций будущих специалистов.
Научная новизна работы состоит в следующем: проанализированы
показатели, характеризующие современное состояние развития цифровых навыков
населения России, сформулировано понятие «цифровые компетенции» и представлена
их классификация, а также предложены мероприятия, направленные на развитие
цифровых компетенций персонала и будущих специалистов.
При проведении исследования применялись такие методы научного
познания, как анализ и синтез, сравнительный метод с применением графического
инструментария, классификация, группировка и др.
Рисунок 1. Места
использования персональных компьютеров населением России, в % от общей
численности населения
Рисунок 2. Навыки работы
населения России на персональном компьютере, в % от общей численности
населения, использующего персональный компьютер
О
развитии цифровых компетенций населения также может свидетельствовать
информация об использовании организациями специальных программных средств,
требующих от персонала соответствующих знаний и навыков (рис. 3).
Рисунок 3. Доля организаций,
использующих специальные программные средства, в % от общей численности
организаций
Несмотря
на то, что с 2015 г. по всем видам программных средств доля использующих
их организаций увеличилась, однако значительная часть организаций используют
лишь такие базовые программные средства, как система электронного документооборота
(70,0% в 2019 г.), средства для осуществления финансовых расчетов в
электронном виде (57,1 % в 2019 г.), средства для решения организационных,
управленческих и экономических задач и электронные справочно-правовые системы
(54,8 и 53,2% в 2019 г. соответственно). При этом различные системы
управления (предприятием, взаимодействия с клиентами, цепями поставок),
средства управления автоматизацией производства или отдельных процессов
использует незначительная доля предприятий.
Представленные
данные свидетельствуют о том, что несмотря на высокий уровень развития
информационно-коммуникационных технологий и их относительную доступность, особенно
для решения простых задач, лишь половина населения обладает базовыми цифровыми
компетенциями, а доля населения, способного решать специализированные задачи с
применением информационно-коммуникационных технологий, совсем незначительна.
Применение программных средств в организациях является взаимозависимым
процессом: с одной стороны, организации в незначительных объемах применяют
программные средства, требующие развития цифровых компетенций у персонала, с
другой – рынок труда не обеспечивает наличие необходимых специалистов в
достаточном объеме.
В
2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской
Федерации до 2024 года» была утверждена Национальная программа «Цифровая
экономика Российской Федерации», направленная на ускоренное внедрение цифровых
технологий в экономику и социальную сферу.
В
состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят следующие
федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для
цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная
безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление»,
«Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития
спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Цифровые
услуги и сервисы онлайн».
Ключевой
целью федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» является обеспечение
подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики (рис. 4).
Большая
часть показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
направлена на развитие цифровых компетенций и повышение общей цифровой
грамотности населения, на обеспечение процессов цифровой трансформации бизнеса
кадрами, обладающими необходимыми цифровыми компетенциями.
Рисунок 4. Ключевые
показатели федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
Под
цифровыми компетенциями следует понимать знания и навыки,
позволяющие в условиях цифровизации экономики и социальной сферы применять для
решения задач или достижения требуемого результата
информационно-коммуникационные технологии.
Так
как для выполнения разных задач в экономике и социальной сфере требуются
различные цифровые компетенции с позиции владения той или иной информационно-коммуникационной
технологией, целесообразно классифицировать цифровые компетенции на базовые
и специальные цифровые компетенции.
Базовые
цифровые компетенции. Данная группа компетенций
определяет знания и навыки применения основных информационно-коммуникационных
технологий для решения задач в социальной сфере и в трудовой деятельности, не
требующих знаний в области профессиональной деятельности. В широком понимании
базовые цифровые компетенции определяют уровень цифровой грамотности человека.
Также стоит отметить, что
приобретение базовых цифровых компетенций осуществляется на протяжении всей
жизни человека и не требует профессионального обучения.
Рисунок
5.
Рамка цифровых компетенций DigComp 2.0
Изучение моделей компетенций
российских компаний показало, что представленные в рамке DigComp
2.0 компетенции применяются ими как базовые цифровые компетенции.
Специальные
цифровые компетенции. Данная группа компетенций определяет
знания и навыки применения информационно-коммуникационных технологий для
решения задач в трудовой деятельности в сочетании со знаниями в области
профессиональной деятельности. Как правило, приобретение специальных цифровых
компетенций требует профессионального обучения, например, написание
программного обеспечения с использованием языков программирования.
Рисунок 6. Информационные
компетенции и их типовые модули
Применение
данного подхода не противоречит предложенной авторами классификации цифровых
компетенций, при этом к базовым цифровым компетенциям относятся модули базовых
и универсальных ИК, к специальным – модули общетехнических и специальных ИК.
В
настоящее время во многих крупных организациях внедрены модели компетенций и
системы деловой оценки персонала. Так как цифровые компетенции становятся
неотъемлемой частью требований к компетентности работника, то многими
организациями цифровые компетенции включены в модели компетенций.
Оценка
уровня развития цифровых компетенций в рамках деловой оценки
может осуществляться как при приеме работника на вакантную должность, так и в
процессе его трудовой деятельности. При этом оценка может проводиться как самим
работодателем, что требует разработки инструментов оценки (например,
тестирование), так и путем привлечения организации, специализирующейся на такой
оценке. При этом оценка проводится не только по цифровым компетенциям, а по
всем группам компетенций, включенным в профиль (обычно выделяют
профессиональные, личностные, управленческие, корпоративные и цифровые
компетенции).
Кроме
вышеуказанных вариантов оценки цифровых компетенций в рамках реализации проекта
«Кадры для цифровой экономики» предусмотрена возможность независимой оценки
компетенций цифровой экономики, которая реализуется посредствам онлайн-тестирования
и оценивает следующие базовые (ключевые) цифровые компетенции:
–
цифровые
устройства и сети;
–
коммуникация
и сотрудничество;
–
работа
с информацией и цифровым контентом;
На
начальной стадии внедрения цифровых компетенций в модели компетенций персонала
система независимой оценки компетенций цифровой экономики позволит оценить
уровень базовой цифровой грамотности персонала и определить возможные
направления обучения и развития персонала в данной области. В дальнейшем
целесообразно расширить перечень оцениваемых цифровых компетенций в рамках тех
инструментов деловой оценки персонала, которые применяются в организации.
Развитие
цифровых компетенций. Если развитие базовых цифровых
компетенций осуществляется на протяжении всей жизни человека, так как данная
группа компетенций не требует специального обучения, то развитие специальных
цифровых компетенций без прохождения профессионального обучения невозможно. При
этом работодатели могут осуществлять мероприятия по развитию цифровых
компетенций как действующих работников, так и при подготовке будущих
специалистов или при приеме новых работников (табл. 1).
Мероприятия, направленные на формирование
и развитие цифровых компетенций, соответствующих требованиям бизнеса
Реализуемые
работодателем мероприятия во многом будут зависеть от масштаба организации и
наличия необходимых ресурсов. Поэтому большая часть работодателей будут
сконцентрированы на развитии собственного персонала.
Наименее
затратным методом развития цифровых компетенций будет направление на обучение
на основании выявленной потребности, например, по результатам оценки. Для
реализации данного мероприятия от работодателя требуются только финансовые
ресурсы на обучение персонала.
Если
организация обладает значительным количеством ресурсов и имеет свою
корпоративную систему обучения (образовательные центры, платформы
дистанционного обучения, учебно-методический центр и т.д.), то в такой
организации может быть сформирована система внутреннего обучения и развития
цифровых компетенций. Такая система может включать:
1.
Внутрикорпоративные
профессиональные программы обучения.
2.
Программы
дистанционного обучения.
3.
Библиотеку
обучающих материалов.
4.
Мастер-классы,
семинары, тренинги и т.д.
Система
внутреннего обучения и развития цифровых компетенций также должна применяться
для адаптации новых работников с целью доведения их отдельных знаний и навыков
или уровня развития той или иной компетенции до целевых значений. В рамках
программы адаптации новые работники могут изучать программные средства,
применяемые в организации для осуществления базовых процессов, таких как
электронный документооборот, финансовые расчеты и т.д., так и особенности
применения специализированных программных средств, требующих специальных знаний
и навыков.
Также
в рамках систем внутреннего обучения могут быть реализованы системы развития
потенциальных работников, когда к обучающим программам, курсам дистанционного
обучения, библиотеке обучающих материалов допускаются студенты вузов – потенциальные
кандидаты на работу или студенты, обучающиеся по направлению от организации с
целью развития необходимых цифровых компетенций. Для них может быть сформирован
обязательный перечень программ обучения и определен список обучающих
материалов, рекомендуемых к изучению. Это позволит сформировать необходимые для
будущей профессиональной деятельности цифровые компетенции.
Так
как крупнейшие работодатели сегодня являются членами Советов по
профессиональным квалификациям по различным областям профессиональной
деятельности, которые, в свою очередь, координируют деятельность по разработке
и применению профессиональных стандартов, сформированные работодателями
требования к цифровым компетенциям работников могут быть учтены при разработке
профессиональных стандартов. Также при разработке федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) обязательной процедурой является их
согласование в Советах по профессиональным квалификациям. Таким образом,
возможно включение цифровых компетенций как требование к результатам освоения
основных профессиональных образовательных программ. При этом базовые цифровые
компетенции могут быть включены в ФГОС по всем направлениям подготовки,
специальные цифровые компетенции – по соответствующим областям профессиональной
деятельности направлений подготовки. Таким образом, в профессиональных
стандартах и ФГОС могут быть учтены реальные требования работодателей к
цифровым компетенциям работников.
Также
работодатели могут принимать непосредственное участие в процессе подготовки
будущих специалистов путем:
–
согласования
учебных планов и учебно-методических материалов;
–
участия
в реализации учебного процесса (чтение лекций, проведение практических работ);
–
предоставления
мест практики;
–
участия
в подготовке выпускных квалификационных работ;
–
проведения
стажировок для профессорско-преподавательского состава;
–
содействия
в создании необходимой материально-технической базы.
В
связи с тем, что информационно-коммуникационные технологии сегодня становятся
неотъемлемой частью реализации многих бизнес-процессов, работодатели должны
перестроить систему корпоративного обучения в части развития цифровых
компетенций. С целью своевременного обеспечения производства персоналом с
необходимыми цифровыми компетенциями этот процесс должен реализовываться
начиная с этапа подготовки будущих специалистов. Дальнейшим его продолжением
является развитие собственного персонала.
Реализация предложенных мероприятий, направленных на формирование и
развитие цифровых компетенций, соответствующих требованиям бизнеса, позволит
ускорить развитие цифровых навыков общества, обеспечить рынок труда специалистами
с требуемыми цифровыми компетенциями, развить цифровые компетенции собственного
персонала до необходимого уровня, что в конечном итоге должно способствовать
ускорению темпов цифровой трансформации бизнеса и цифровизации экономики.
5 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития
(hard skills) в сфере цифрового развития — группа компетенций, связанных с функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде.
В Модели компетенций выделены шесть ключевых профессиональных компетенций. Как и личностным компетенциям, профессиональным компетенциям присвоен шифр, дано определение и описание знаний, умений и навыков. Важно отметить, что для каждой отдельной роли в команде цифровой трансформации при разработке инструментов оценки профессиональных компетенций будут определены уровни проявления профессиональных компетенций в двух параметрах — минимально необходимый уровень для успешного выполнения определенных функций и задач в команде цифровой трансформации и (уровень высокопрофессионального специалиста). Подчеркнем, что при описании профессиональных компетенций в модели будут применены общие характеристики, которые будут проявляться на разном уровне у разных ролей (что будет отражено в соответствующем профиле роли).
Профессиональные компетенции (hard skills) в сфере цифрового развития
Управление цифровым развитием — знание и применение на практике методов стратегического менеджмента, управления цифровой экономики и цифрового государственного управления, а также инструментов оценки цифровой зрелости системы государственного управления.
Ключевыми характеристиками данной компетенции являются знания, умения и навыки применения:
инструментов, методов и подходов стратегического менеджмента в управлении цифровым развитием (политические, экономические, технологические тренды в мире и России; уровни управления: стратегический, тактический, операционный, и их взаимосвязь и прочее);
основ цифровой экономики (организация и управление экономической деятельностью в процессе цифровой трансформации; система государственного управления, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях; общие положения национальной программы «Цифровая экономика»);
технологий цифрового государственного управления (стратегия цифровой трансформации и интегрированная дорожная карта цифровой трансформации; внедрение цифровых технологий и платформенных решений; этика цифрового мира, международное и российское законодательство; концепция «государство как платформа»);
инструментов оценки цифровой зрелости / технологичности системы государственного управления (критерии зрелости; контроль, анализ и прогнозирование прогресса цифровой трансформации; приоритизация инициатив цифрового развития).
Развитие организационной культуры — знание и применение технологий формирования и развития организационной культуры, управления сложными организационными изменениями, а также формирования цифровой кадровой экосистемы в органах государственного управления.
инструментов и методов формирования и трансляции организационной культуры (типы организационных культур; принципы спиральной динамики; инструменты и методы формирования, развития правил и норм, целей и ценностей цифровой трансформации; научно-технологическая повестка);
механизмов управления организационными изменениями (целевое состояние и дорожная карта организационных изменений; методы работы с сопротивлением; инструменты управления организационными изменениями (работа с куратором, с заинтересованными лицами, коммуникации, обучение, обеспечение организационной готовности));
технологий построения и развития кадровой экосистемы (организационные структуры; команда цифровой трансформации; теория и практика формирования и развития команд, интеграция с HR-циклом организации; практики регулярного менеджмента (постановка целей и задач, планирование, делегирование, контроль и мониторинг, мотивирование, работа с обратной связью)).
применение профессиональных методов управления процессами, проектами, продуктами в процессе цифровой трансформации в системе государственного управления.
Ключевыми характеристиками данной компетенции являются знания, умения и навыки применения:
методов и инструментов процессного подхода (основы процессного управления; нотации описания процессов (SIPOC, VAD, eEPC, BPMN); виды потерь в процессах, ролевая модель управления процессами; каталогизация и документирование процессов, метрики и KPI процессов);
методов и инструментов продуктового подхода (выделение продуктов и основные фазы продуктового цикла; планирование развития продуктов, потребители продукта (их ожидания, потребности и методы работы с ними — количественные и качественные исследования); ролевая модель управления продуктом; продуктовая команда; классические (предикативные), гибкие (Agile) и гибридные методы создания продукта; сбор и анализ продуктовых метрик);
методов и инструментов проектного подхода (основы проектного управления; система управления проектной деятельностью на уровне государства и организации; проекты, программы проектов и портфели проектов; области знания (концепция и цели, содержание, сроки, финансы, качество, ресурсы, закупки, риски и возможности, заинтересованные стороны, коммуникация, интеграция проекта); процессы управления жизненным циклом проекта (инициирование, подготовка, реализация, мониторинг и контроль, завершение), инструменты и методы управления проектом; ролевая модель управления проектом; проектная команда; особенности межведомственных, территориально распределенных и разноуровневых проектных команд; метрики и KPI проектов).
— англ. supplier, input, process, output, customer — поставщик, вход, процесс, выход, заказчик;Здесь и далее: все сокращения подробнее описаны в приложении 1. Термины и сокращения.
— англ. value added chain diagram — цепочка добавленной стоимости.
— англ. extended event driven process chain — расширенная нотация описания цепочки процесса, управляемого событиями.
— англ. business process model and notation — нотация и модель бизнес-процессов.
— англ. key performance indicators — ключевые показатели эффективности.
Управление и использование данных — знание и применение методов и технологий сбора, структурирования, анализа данных для построения новых организационных и управленческих моделей, продуктов и сервисов в системе государственного управления.
Ключевыми характеристиками данной компетенции являются знания, умения и навыки применения:
технологий принятия решений, основанных на данных (культура и этика принятия решений на основе данных; встраивание процесса принятия решений на основе данных в бизнес-процессы организации; системы автоматического принятия решений (включая системы искусственного интеллекта); обеспечение безопасности данных);
методов управления жизненным циклом данных (проектирование моделей данных; этапы жизненного цикла данных; политики, принципы и правила сбора и хранения данных; инструменты BI и визуализации);
методов и инструментов управления структурой данных (структурированные и неструктурированные данные, логические и физические модели данных, теория СУБД: реляционная модель данных, нереляционные модели данных, SQL, запросы, транзакции, журнализация).
— англ. business intelligence.
Применение цифровых технологий — знание и использование методов проектирования, построения и управления корпоративной архитектурой, управления ИТ-системами, применения сквозных технологий, а также средств и методов информационной и кибербезопасности в системе государственного управления.
стандартов и методологии проектирования и построения корпоративной архитектуры и управления ею (архитектура платформ; облачные и смешанные ИT-архитектуры; инструменты автоматизации проектирования архитектур; процессы проектирования и поддержания в актуальном состоянии документации по архитектуре организации);
сквозных технологий (новые производственные технологии; нейротехнологии и искусственный интеллект; технологии беспроводной связи; компоненты робототехники и сенсорика; квантовые технологии; системы распределенного реестра; технологии виртуальной и дополненной реальности);
методов и инструментов управления ИТ-системами (производственный процесс создания ИТ-систем; области знаний: требования, проектирование, разработка, тестирование, внедрение; взаимодействие с пользователями (UX) и пользовательский интерфейс (UI); операционные процессы ИТ (IT Ops); интеграция процессов разработки и сопровождения (DevOps); системы автоматизации производственного процесса разработки ИТ-систем и операционных процессов ИТ, метрики и KPI ИТ-систем и ИТ-процессов);
средств и методов информационной и кибербезопасности (цели и задачи защиты информации, модель угроз, процессы информационной безопасности, внешние и внутренние источники угроз; средства и методы защиты информации; ИТ-системы, обеспечивающие информационную и кибербезопасность; меры противодействия целенаправленным внешним воздействиям).
— англ. I T operations — операционные процессы в ИТ.
— англ. development and operations.
— знание и применение технической документации, выстраивание технологических стеков, применение инфраструктурных технологийи развитие систем хранения данных в органах государственного управления.
технических знаний и документации (российские и международные стандарты и нормативные документы, регулирующие жизненный цикл информационных систем и ИТ-продуктов; пользовательская и техническая документация; основные технологии автоматизации выпуска технической документации);
методов выстраивания технологических стеков (структура и основные области применения; выстраивание технологической политики организации; технологические стеки платформенных решений; жизненный цикл технологических стеков; решения с открытым исходным кодом);
инфраструктурных технологий (техническая архитектура вычислительных систем, систем хранения данных, каналов связи и сетей (беспроводных, проводных, оптических); инфраструктурное и базовое программное обеспечение; облачные решения (IaaS, PaaS, SaaS));
системы хранения данных (типы систем хранения данных; технологии хранения (RAID, DAS, NAS, SAN); проектирование, создание и эксплуатация системы хранения данных).
англ. software-as-a-service — программное обеспечение как услуга.
англ. platform-as-a-service — платформа как услуга.
— англ. infrastructure-as-a-service — инфраструктура как услуга.
англ. redundant array of independent disks — избыточный массив независимых (самостоятельных) дисков.
— англ. direct attached storage — запоминающее устройство, непосредственно подключенное к серверу или рабочей станции, без помощи сети хранения данных.
— англ. network attached storage — сервер для хранения данных на файловом уровне.
— англ. storage area network — архитектурное решение для подключения внешних устройств хранения данных, например дисковых массивов, ленточных библиотек, оптических приводов к серверам, таким образом, чтобы операционная система распознала подключенные ресурсы как локальные.