Цифровая трансформация, которую мы переживаем с точки зрения содержания и организации, требует от нас определенных цифровых компетенций. Уже недостаточно возможности использовать цифровые устройства или приложения, обеспечивающие доступ к информации. В спектре продвинутых цифровых навыков есть возможности более высокого уровня, известные как будущие компетенции.
Компетенции будущего относятся к человеческим способностям — цифровым и программным — показывая, как мы справляемся с новой реальностью.
Цифровые компетенции – что это такое?
Цифровые компетенции связаны с созданием технологий на различных уровнях их развития, а также позволяют людям активно участвовать в цифровом мире . Они позволяют получать знания и использовать данные в Интернете.
Именно благодаря им возможно эффективное онлайн-сотрудничество, критическая оценка информации и принятие решений на ее основе – на работе, в социальной или личной жизни. Чем выше уровень базовых цифровых навыков в обществе, тем ниже риск цифровой изоляции и выше потенциал устойчивого социально-экономического роста.
Построить успешную карьеру в HR, став высококвалифицированным специалистом без цифровых компетенций сегодня трудно. Специалисту в области управления персоналом нужно уметь взаимодействовать с разработчиками и формулировать технические задания на автоматизацию процессов. Также HR-ы реализуют проекты, управление которыми без digital-навыков невозможно и взаимодействуют с широким кругом партнеров, заказчиков и сотрудников с помощью современных инструментов коммуникаций. В статье – ключевые цифровые компетенции, которые необходимы современному специалисту в области управления персоналом.
Подробнее о том, как развить мягкие и твердые навыки читайте в
Цитировать:Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 11. – С. 1055-1072. – doi: 10.18334/et.7.11.111073.
Аннотация:Актуальность темы обусловлена влиянием цифровой экономики на формирование набора ключевых компетенций и подготовку востребованных специалистов в современном мире. В статье рассмотрены наиболее распространенные подходы к структуре модели компетенций работников, востребованных в индустрии 4.0, включающих поведенческие и цифровые навыки. Проведен анализ возможности достижения отдельных показателей эффективности в области профессионального образования программы «Кадры для цифровой экономики» и на этой основе показаны ограничения в возможностях развития цифровых компетенций выпускников ВУЗов. С целью формирования единого подхода представлены различные трактовки характеристики цифровых компетенций в России и зарубежных странах. Для анализа возможности создания цифровой образовательной среды в ВУЗах осуществлена оценка уровня цифровой грамотности современных преподавателей на основании исследовании 2019 и 2020 гг.
Ключевые слова: цифровая экономика, компетенции, цифровые компетенции, цифровая грамотность, профессиональное образование
Молодежь часто стоит
перед выбором, связанным с образованием, которое следует получить, и навыками,
которые следует развивать уже сейчас. Особую сложность данному выбору придают
технологические и социально-экономические вызовы современности, изменения в
технике и технологиях, не позволяющие сформировать точное представление о
будущем рабочем месте. Согласно данным доклада
на Всемирном экономическом форуме «The Future of Jobs»,
две
трети детей, поступивших в начальную школу в 2016 году, могут оказаться на рабочих
местах, которых еще не существует. Таким образом, определить перечень навыков,
которые будут востребованы через 5–15 лет, становится все сложнее.
Поэтому в условиях
цифровизации важным представляется формирование, поддержание и развитие навыков
работников, актуальных для Индустрии 4.0. Во-первых, это способствует
достижению необходимого уровня конкурентоспособности персонала на рынке труда,
более эффективной его адаптации в новых условиях. Во-вторых, владение подобными
навыками обеспечит использование работниками новых цифровых возможностей, а
значит, будет способствовать росту эффективности персонала и предприятий, развитию
общества и экономики в целом.
Эмпирическую базу
исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ
(Росстата), результаты исследований Аналитического центра НАФИ, НИУ «Высшая
школа экономики», Минобрнауки РФ и РАНХиГС, информация федерального проекта
«Кадры для цифровой экономики» и зарубежных сайтов, посвященных теме
исследования.
Целью исследования
является оценка готовности системы профессионального образования к
трансформации на основе цифровых компетенций, востребованных в Индустрии 4.0.
Авторская гипотеза
заключается в предположении, что разрыв между количеством необходимых обществу
и существующих в настоящее время специалистов, способных эффективно работать в
условиях цифровой экономики, можно преодолеть путем создания соответствующей
среды в учреждениях профессионального образования, которая должна способствовать
формированию и развитию цифровых компетенций населения, перечень которых
окончательно не сформирован.
Настоящее исследование
предполагает применение таких методов, как анализ, сравнение и обобщение данных,
группировка и другие.
Модель
компетенций персонала в цифровой экономике
Для обеспечения личной
конкурентоспособности и востребованности в современном мире необходим
постоянный мониторинг изменений в профессиональной среде, совершенствование
знаний и навыков. Следовательно, важным аспектом жизнедеятельности становится lifelong
learning (непрерывное обучение
на протяжении всей жизни) и формирование среды, способствующей такому развитию.
Рисунок 1.
Оценка цифровых навыков населения России и европейских стран в 2018 году, в %
от общей численности населения в возрасте от 15 лет и старше
Наблюдаемые
технологические процессы во всех сферах деятельности делают востребованными
цифровые навыки или навыки владения информационно-коммуникационными
технологиями (ИКТ). В противном случае низкий уровень владения цифровыми
навыками будет сдерживать развитие экономики страны и уровня ее
конкурентоспособности.
Кадры для
цифровой экономики
В настоящее время одной из главных проблем, выступающей барьером
при переходе России к цифровой экономике, является имеющийся разрыв между
количеством подготовленных к работе в новых условиях трудовых ресурсов и
потребностью в них. В условиях Индустрии 4.0 требуется значительное увеличение
количества квалифицированных специалистов в стране, обладающих высоким уровнем IT-потенциала, что возможно достичь только путем приведения в
соответствие реалиям времени системы образования.
Общие объемы контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета по трем укрупненным группам специальностей и направлений в
сфере ИКТ
1 % от общего количества КЦП по соответствующему уровню
подготовки
К примеру, рост совокупного КЦП по ИКТ-направлениям бакалавриата
отражает общую тенденцию увеличения КЦП по данному уровню подготовки и не
связан с возросшей поддержкой государства. При этом набор бакалавриата 2020/21 учебного
года – это как раз потенциальные выпускники 2024 г., чья суммарная доля по трем
укрупненным ИКТ-направлениям в общей структуре КЦП составляет всего 11,7%, в то
время как, например, доля одной УГС «Образование и педагогические науки» –
15,4%. Аналогичная тенденция и в специалитете: в 2024 г. будут выпускаться
абитуриенты 2019/20 учебного года, и их число при самом оптимистическом
прогнозе составит всего 4 052 чел. В магистратуре наблюдается более
негативная ситуация – сокращение КЦП на 7 500 чел., хотя положительным при
этом является рост удельного веса направлений в общей структуре.
Таким образом, при сохранении значений КЦП в магистратуре и с
учетом известных данных по бакалавриату и специалитету можно прогнозировать,
что выпуск в 2024 г. студентов, обучающихся за счет средств федерального
бюджета, в идеальной ситуации (при условии, что все принятые студенты закончат
учебное заведение) составит 52 000 человек, то есть 43% от заданного
показателя эффективности. Вероятность решения данной проблемы за счет приема
студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат, вызывает большие
сомнения, так как в настоящее время наблюдается тенденция выбора такими
абитуриентами более «легких» (на их взгляд) в плане обучения гуманитарных и
экономических направлений подготовки.
В большей степени возможным представляется достижение второго
показателя эффективности. С этой целью в качестве основы можно взять План
Евросоюза по развитию цифрового образования (DEAP), в рамках которого
формирование цифровых компетенций происходит путем совершенствования применения
цифровых технологий в образовательном процессе, способствующем развитию навыков,
необходимых для перехода к цифровой экономике.
Цифровые
компетенции: подходы к трактовке
Единого понимания цифровых компетенций в России нет.
Так, в национальном проекте «Цифровая экономика РФ» вовсе отсутствует
определение цифровых компетенций. Теоретический анализ понятия можно провести
только по публикациям ученых и исследованиям различных организаций.
Аналитический центр НАФИ в 2020 году провел оценку
цифровой грамотности россиян по методологии DigComp, соответственно, понимание цифровых компетенций схоже
с экспертами Евросоюза.
В настоящей работе под цифровыми компетенциями авторы понимают
способности человека использовать ИКТ в различных сферах для повышения
эффективности деятельности.
Цифровые компетенции и их оценка в образовании
Существенная роль в процессе формирования цифровых компетенций
студентов и обеспечения необходимой для этого цифровой образовательной среды в вузах
отводится преподавателю, в содержании труда которого происходят серьезные
изменения. Современные преподаватели должны уметь работать в электронной
информационно-образовательной среде, применять различные ИК-средства, использовать
ресурсы сети Интернет для организации работы обучающихся на занятиях и за их
пределами и т.д. В результате должен существенно измениться процесс
взаимодействия преподавателей и студентов, когда первый перестает быть
«транслятором знаний», а становится в большей степени тьютором, сопровождающим
индивидуальное обучение вторых. В этой связи возникает вопрос об уровне
развития цифровых компетенций и готовности преподавателей вузов к данной трансформации.
1. Профессиональные обязанности преподавателей в условиях
распространения цифровых технологий выражаются не только в готовности их
применения в образовательном процессе, но и в проявлении таких компетенций, как
готовность к сотрудничеству в профессиональной области, умение общаться и
стремление к постоянному развитию в цифровой среде. Как показало исследование,
только 27% респондентов регулярно общаются с коллегами и студентами с помощью
цифровых средств, а 30% – используя цифровые технологии, обмениваются
профессиональными разработками или совместно работают над материалами с другими
преподавателями. 31% опрошенных обсуждают с коллегами направления использования
цифровых технологий в учебном процессе и в случае необходимости помогают в
разработке соответствующих методик. Таким образом, в 2019 г. только треть
преподавателей использовали цифровые технологии для коммуникаций и
профессионального развития.
2. Цифровые ресурсы подразумевают умение преподавателей
осуществлять их грамотный выбор, создание и модификацию, а также обмен ими в
соответствии с целями обучения. Как показал опрос, 44% респондентов
сравнивают ресурсы в сети Интернет и осуществляют их выбор на основе
определенных критериев и они готовы помочь советом в данной области коллегам.
42% опрошенных используют цифровые ресурсы для создания учебных материалов или
модификации уже имеющихся. При этом только 23% преподавателей используют
средства для защиты информации в цифровой среде (пароли, шифрование и т.п.).
Можно предположить, что они либо не обладают соответствующими навыками, либо
проявляют низкий уровень заинтересованности в защите конфиденциальной
информации.
3. Преподавание и учеба подразумевают умение
преподавателя создавать, планировать и внедрять цифровые технологии на
различных этапах обучения. При этом, как уже упоминалось выше, важно, чтобы в
центре процесса обучения находился непосредственно студент, а сам преподаватель
выступал в большей степени как тьютор.
Как показало исследование, в 2019 г. только треть преподавателей
активно использовали цифровые технологии в процессе организации обучения
студентов (рис. 2).
Рисунок 2.
Анализ ответов респондентов по блоку «Преподавание и учеба», в %
При этом реалии 2020 г. внесли свои коррективы, вынудив
преподавателей за короткий промежуток времени полностью переориентироваться на
ведение учебного процесса в цифровой среде. В настоящий
момент как представители Минобрнауки РФ, так и ректоры вузов
активно говорят о том, что необходимо уходить от традиционного формата
проведения занятий и переходить к смешанным формам обучения путем активного
включения в учебный процесс различных онлайн-инструментов и онлайн-курсов. В
этой связи преподаватели, которые не сумеют освоить необходимые для этого
цифровые технологии, по сути, не будут обладать компетенциями, нужными для
работы в условиях Индустрии 4.0.
4. Оценка учащихся подразумевает использование цифровых
средств для реализации существующих методов оценивания студентов и
предоставления обучающимся обратной связи и анализа их активности в цифровой
среде. В ходе исследования НАФИ было выявлено, что 32% преподавателей
используют цифровые инструменты для оценки и отслеживания прогресса студентов,
причем почти половина опрошенных (48%) также применяют их для обеспечения
обучающихся обратной связью. А 30% респондентов регулярно анализируют все
доступные данные, чтобы определить, кто из обучающихся нуждается в
дополнительной поддержке и помощи.
5. Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в
учебном процессе подразумевает использование преподавателями цифровых
технологий для построения индивидуальной траектории обучения студентов, а также
устранение дифференциации в доступе обучающихся к соответствующим техническим
устройствам. Как показал опрос, только 37% преподавателей обсуждают со
студентами возможные проблемы, связанные с их обеспеченностью необходимыми для
выполнения учебных заданий цифровыми устройствами, и пытаются найти способы
решения данной проблемы. При этом треть преподавателей (35%) используют
цифровые технологии для того, чтобы процесс обучения в максимальной степени
соответствовал индивидуальным потребностям обучающихся. О трансформации высшего образования в сторону подстройки под
обучающихся свидетельствуют и данные опроса Минобрнауки РФ: 36,5% респондентов
согласились, что в связи с переходом весной 2020 г. на дистанционный формат
обучения данная тенденция стала преобладающей.
6. Развитие цифровой грамотности учащихся является важной
составляющей цифровой компетентности преподавателя, и многие респонденты,
участвующие в опросе НАФИ, подтвердили, что осуществляют данный вид
деятельности (рис. 3).
Рисунок 3.
Анализ ответов респондентов по блоку «Развитие цифровой грамотности учащихся»,
в %
Можно видеть, что большая часть преподавателей дают студентам
задания, позволяющие развивать их цифровую компетентность, а одна треть
преподавателей (35%) призывают к этому обучающихся. Усилия преподавателей
направлены и на обучение студентов безопасности в работе с цифровыми
технологиями (27%), и оценке достоверности полученной информации (39%).
По итогам анализа шести
модулей можно сделать вывод, что преподаватели продемонстрировали средний
уровень владения цифровыми ИКТ, но при этом наблюдается тенденция роста
профессионализма и заинтересованности в развитии в этой области.
Вызовы Индустрии 4.0
определяют важность развития универсальных компетенций, включающих как
поведенческие, так и цифровые навыки. Данная комбинация позволит создать
человеку и организации неповторимое конкурентное преимущество, определив
успешность в цифровой экономике. При этом высокий уровень развития именно цифровых
компетенций обеспечит необходимую эффективность деятельности людей во всех
сферах жизни. Формирование единой модели компетенций не
представляется авторам целесообразным, поскольку она не будет отражать
особенностей этапа развития отдельных организаций, а также будет требовать
постоянной актуализации.
Следует учитывать, что
образование становится непрерывным процессом и для достижения его
конкурентоспособности нужно формировать и
развивать цифровые навыки. Этому будет способствовать создание соответствующей
среды в образовательных учреждениях, включающей не только должное
материально-техническое обеспечение. Не менее важной
представляется цифровая трансформация современных преподавателей для достижения
высокого уровня цифровой грамотности. Это обеспечит достижение заданных
показателей в части кадровой подготовки для цифровой экономики за счет высокого
уровня развития цифровых навыков выпускников не ИКТ направлений подготовки.
Изменение требований к компетенции
Компетенции будущего выявляются и прогнозируются на основе взаимоотношений человека и машины, а также места и роли человека в мире технологий. Однако до того, как эти отношения стали предметом осмысления в результате опережающих технологических изменений и революции 4.0, подчеркивались их угрозы, а не возможности. Предсказывалась грядущая эпоха замены человека машиной на рынке труда или господства искусственного интеллекта над человеческим интеллектом.
Сегодня наиболее важным тезисом в этих рассуждениях является то, что « человек должен не конкурировать с машиной, а научиться общаться с ней, программировать ее инклюзивно и с соблюдением основных принципов этики, развивать свои уникальные, чисто человеческие черты и компетенций, в которых машина никогда не заменит ее. Именно этот набор компетенций – цифровых, социальных, эмоциональных и когнитивных – и называют компетенциями будущего» (из доклада «Компетенции завтрашнего дня»).
Информационная гигиена
Цифровизация экономики требует особого отношения к вопросам кибербезопасности. Повсеместное использование облачных технологий размывает так называемый информационный периметр — контролировать его становится все сложнее.
Уже нельзя закрыться от угроз, поставив систему контроля утечек информации на каждый компьютер, как и перенести все средства автоматизации бизнес-процессов во внутренний периметр.
Обеспечивать цифровую безопасность бизнеса — общая задача сотрудников, а не только специализированного отдела.
Для этого сотрудникам нужно:
Это простые требования, но часто и линейный персонал, и менеджмент считает их излишними. Задача руководителя — объяснить необходимость их выполнения.
Например, если менеджер отправляет финансовую информацию в незащищенном мессенджере, необходимо объяснить, почему такие сведения нужно отправлять только в цепочке электронных писем с применением шифрования. Разъяснить все это крайне важно: каждый сотрудник должен понимать меру своей ответственности.
Только за первое полугодие 2019 года Аналитический центр InfoWatch зарегистрировал 1276 случаев утечки конфиденциальной информации в мире. Это на 22% больше, чем за такой же период 2018 года. Внешние атаки стали причиной 44,4% утечек, тогда как 55,6 % причиной стал нарушитель внутри компании.
Финансовый ущерб от взломов и утечек данных по приблизительным оценкам составил $3,9 млн.
Образ будущих компетенций в Росии
Большинство рейтингов цифровой экономики еще не включают в себя социальные навыки будущего. Однако их можно анализировать на основе педагогических, психологических и социологических исследований. На основе имеющихся данных можно составить картину компетенций будущего в РФ. Это показывает, что в большинстве районов они менее образованы, чем в европейских странах . По сравнению с ними русские принадлежат к нации с самыми низкими показателями социальной компетентности.
Положительной чертой россиян является то, что они немного доверяют своим коллегам — чуть больше, чем соседи, но меньше, чем друзьям (данные Центрального статистического управления РФ, 2020 г.). Кроме того, русские придают большое значения самообучению.
Цифровое взаимодействие
Корпоративное общение на цифровых платформах ускоряет принятие решений, сокращает количество совещаний, помогает коллегам экономить силы и время.
Платформа Teams, мессенджеры Slack и другие — это инструменты, которые требуются всем сотрудникам, независимо от ранга. Так им не придется искать номера телефонов друг друга для решения срочных вопросов. Эти инструменты под силу освоить сотрудникам с любым уровнем подготовки.
Таск-трекеры — программы совместной работы — также упрощают коммуникацию. Менеджеры ставят задачи, контролируют качество выполнения и соблюдение дедлайнов, при этом у них нет необходимости перегружать сотрудников совещаниями.
Исполнителям таск-трекеры позволяют систематизировать работу, особенно если те задействованы одновременно в нескольких проектах, избавиться от ощущения аврала, правильно расставлять приоритеты в выполнении текущих задач.
Сегодня существует целый набор таск-трекеров или таск-менеджеров:
Как получить максимум
Фото в тексте и на обложке: Unsplash
Компетенция 1. Понимание принципов информационной кибербезопасности
Главная угроза нарушений при использовании корпоративных сетей кроется в возможных утечках бизнес-информации и персональных данных. В случае неприятных прецедентов компании платят миллионные штрафы и становятся уязвимыми для конкурентов. А причиной утечек по неосторожности чаще всего становятся сотрудники. Многие из них до сих пор не знают правила, в соответствии с которыми нужно обращаться с корпоративными данными.
Задача HR-блока по развитию цифровых компетенций – сформировать инструкции, организовать регулярное информирование персонала о правилах работы в сети и помочь сотрудникам с освоением цифровых компетенций. Для этого директору по персоналу и его подчиненным нужно иметь четкое представление о принципах и правилах кибербезопасности. О том, например, как хранить пароли, на каких основаниях и по каким каналам пересылать ответы на запросы, как часто делать резервные копии и где их хранить.
Компетенция 4. Работа с инструментами управления проектами
Профессиональные цифровые компетенции особенно востребованы в проектной деятельности. Современные компании все чаще переходят на проектную деятельность – не важно, полностью или частично. Это касается и запуска новых направлений бизнеса, и вывода на рынок нового продукта или услуги, и внедрения новых инструментов работы.
Проектами нужно управлять, а для этого не обойтись без специальных программ. Эти программы дают возможность ставить задачи, оценивать риски, назначать ответственных и описывать результаты работы. Еще продуктивнее реализуется проект, если команда использует продвинутые методологии Agile, Scrum, Kanban или классический PM. Также директор по персоналу организует работ по регулярной оценке цифровых компетенций сотрудников.
Компетенция 2. Знание цифровых трендов и процессов
Компетенции цифровой экономики невозможны без постоянного обновления технологий. Этот принцип о том, что HR-у нужно быть осведомленным и самостоятельно искать информацию о том, как развиваются технологии в сфере управления персоналом, в чем их суть, как их применять и какие задачи с их помощью решать.
Например, помочь снизить объем рутинной работы при подборе персонала могут автоматизированные системы с встроенным ботом. Алгоритм анализирует текст резюме, определяет его соответствие вакансии, звонит кандидату, дает обратную связь – в результате экономит несколько часов работы рекрутера.
Инструменты работы, которые улучшат цифровую компетентность сотрудников HR-блока
1. Использование искусственного интеллекта в привлечении кандидатов и входящей оценки – проведение интервью, тестирование.
2. Работа с мобильными приложениями в решении задач онбординга – онлайн-квесты для новичков, вводные мини-курсы.
3. Внедрение в работу умных систем постановки целей и контроля исполнительской дисциплины.
4. Использование автоматизированных систем с адаптивными тестами для оценки и развития персонала.
5. Проведение онлайн-опросов, чтобы вовремя выявлять проблемы работы персонала.
6. Формирование цифровых компетенций и развитие цифрового профиля сотрудника, который можно использовать в построении карьерных треков и индивидуальном развитии.
7. Развитие цифрового взаимодействия с внутренними заказчиками, кандидатами, руководителями и линейным персоналом.
8. Использование автоматизированных инструментов индивидуальных коммуникаций.
9. Настройка контекста и работа с таск-трекерами.
Новые технологии
Машинное обучение оптимизирует бизнес-процессы, но российские компании не спешат внедрять эти технологии просто потому, что не располагают нужным объемом данных: они либо не собираются, либо нет квалифицированных сотрудников, которые могут их обработать.
Сейчас спрос на таких специалистов на рынке труда превышает предложение. Именно поэтому работодатели не только хорошо оплачивают их труд, но и предоставляют им другие привилегии — например, опционы.
Можно с уверенностью сказать: те, кто сегодня учится работать с искусственным интеллектом, гарантируют себе стабильную работу на долгие годы вперед. Им «кадровая яма» не грозит.
Компетенция 3. Работа с данными с использованием программных продуктов
Цифровые компетенции HR включают и умение работать со специализированными программными продуктами. Сюда входит владение автоматизированными системами, CRM и BI-инструментами. Эти ресурсы помогают собирать, обрабатывать данные и делать аналитику, на основе которой менеджмент принимает решения. Поэтому сотрудникам службы персонала важно уметь считывать данные из всевозможных отчетов, графиков и таблиц. Это называется data-driven подход к бизнесу, без которого сегодня невозможно устойчивое развитие компании.
Во многих компаниях сегодня, к примеру, используют панели с ключевыми показателями эффективности, в том числе и в денежном выражении. Линейные сотрудники имеют возможность в онлайн режиме видеть, насколько продуктивно они работает, и сколько денег зарабатывают на определенный момент.
Мягкие навыки будущего
Помимо строго цифровых, существуют и другие, так называемые мягкие навыки будущего:
Без них невозможно эффективно проверять полученную информацию при программировании, понимании и написании алгоритмов и анализе больших наборов данных . В будущем они окажутся незаменимыми практически во всех профессиях. Спрос на эти навыки уже растет на мировом рынке труда.
Социальные компетенции
Современная компания базируется на проектах. Каждое новое направление деятельности, как и поддержание прежних, — это проект.
Цифровизация бизнеса уже изменила подходы к управлению проектами. Технологии обеспечивают контроль конечных результатов при гибком подходе к постановке и распределению задач на каждом его этапе.
Навыки управления важны для менеджеров разного уровня. Для них важно знать, какие процессы происходят на разных этапах развития проекта, а также владеть современными методами управления.
Такой метод, как Agile, имеет преимущество перед классическими, которые предполагают дробление проекта на последовательные фазы. Главное его отличие — гибкость. Весь проект разбивается на отдельные мини-проекты, которые не обязательно должны складываться в хронологическую цепочку. Такой метод адаптируется к меняющимся условиям, встраивается в любые процессы организации, позволяет менять конечный продукт по мере поступления новой информации.
Практики Agile сейчас применяются и за пределами диджитал-сферы. Метод используют уже не только в IT-компаниях, но и в других областях: розничной торговле, производстве продуктов, государственных услугах, образовании.
Если переобучение своей команды сейчас невозможно, помогут знания фрилансеров. Цифровые компетенции необходимы и для таких специалистов.
Так, по данным исследования крупнейшей российской фриланс-биржи FL.ru и нашего холдинга, самыми востребованными в 2019 году оказались специалисты с digital-навыками:
Это дает возможность бизнесу закрывать срочные и важные задачи не только с помощью своей команды, но и за счет аутсорсинга сотрудников.
Технические решения постоянно развиваются и навыки в этой сфере устаревают уже за два-пять лет, это подтверждает исследование BCG. Бизнесу надо быть готовым к тому, что цифровая трансформация — это не разовый опыт, а постоянный процесс развития. Чем раньше компании начнут внедрять диджитал-инструменты и вкладываться в обучение сотрудников, тем больше и те, и другие получат конкурентных преимуществ.
Цифровые компетенции как компетенции будущего
Компетенции будущего — это термин, который включает в себя навыки — цифровые и программные — которые определяют, как мы справляемся с изменяющейся реальностью: от ее личного, через социальное, до профессионального измерения.
На практике цифровые компетенции измеряются путем проверки того, какие действия люди могут выполнять на цифровых устройствах, например. компьютеры, планшеты и смартфоны. Среди базовых , таких как поиск информации о товарах и услугах в сети, использование электронной почты и социальных сетей, использование онлайн-банкинга или размещение собственного контента в сети, есть продвинутые цифровые компетенции . Те, которые необходимы для создания и формирования цифровых технологий, такие как навыки программирования, знание их языков, включая понимание и написание алгоритмов, а также анализ больших наборов данных.
Цифровые компетенции в эпоху пандемии
Вспышка пандемии изменила восприятие новых технологий и цифровых компетенций. Это также произвело революцию в сфере удаленной работы и методов работы. Вскоре работодатели были вынуждены использовать те инструменты, которые раньше считались дополнительными. В первой половине 2020 года 94,8% людей работали дома большую часть дней в неделю, по сравнению с 5,9% до пандемии и только 0,6% стационарно.
Как в РФ, так и во всем мире люди, запертые в своих домах, могут рассчитывать в основном на цифровые технологии. Для большинства в виртуальный мир переместилась не только работа, но и культура, образование, развлечения, шоппинг и спортивные услуги. Без развития технологий в таких масштабах вся эта деятельность была бы невозможна, а социальные и экономические последствия карантина было бы трудно представить . Некоторые эксперты даже утверждают, что пандемия сократила процессы оцифровки до нескольких месяцев, которые в обычных условиях заняли бы гораздо больше времени.
Мы – ИТ кадровое агентство, которое поможет вам найти разработчиков за менее чем 2 недели. Свяжитесь с нами уже сегодня, чтобы узнать, как мы можем помочь масштабировать ваш следующий проект. Мы гарантируем поиск самого сильного кандидата, а не самого дорогого. За 10 лет мы закрыли более 5500 вакансий и собрали более 25 команд с нуля. Вы можете ознакомиться с отзывами наших клиентов о нашем рекрутинговом агентстве. Если вам нужны дополнительные референсы, напишите нам в Telegram.
Для карьерного роста сотрудники должны уметь работать с данными, владеть BI- инструментами.
BI — это платформа, соединяющая несколько программ, позволяющая интерпретировать большое количество данных и заострять внимание на ключевых факторах эффективности. С ее помощью можно моделировать исход различных вариантов действий, отслеживать результаты принятия решений.
Уже сегодня менеджерам среднего звена обязательно владеть Excel и инструментами BI: читать отчеты, вносить минимальные изменения. Это один из элементов data-driven-подхода, который позволяет принимать все бизнес-решения на основе объективных данных, помогает лучше понять запросы клиентов.
Базовые и продвинутые цифровые компетенции
Среди цифровых компетенций можно выделить пять типов способностей, которые мы расположили от самых базовых до самых продвинутых:
Информативный
В России диджитализация идет не так быстро, как на Западе. Одна из главных проблем — отсутствие навыков и слабый уровень цифровой грамотности команды.
Исследователи BCG говорят о «кадровой яме»: сотрудники не реализуют свой потенциал в компании или их навыки не соответствуют запросам рынка. Последнее исследование этой проблемы охватило компании из 47 стран мира — выяснилось, что «кадровая яма» затрагивает 1,3 млрд человек.
В том же исследовании выяснилось: каждый второй работник уверен в снижении шансов на трудоустройство в будущем. 30% рядовых сотрудников и менеджеров ожидают, что требования к их навыкам повысятся в ближайшие три-пять лет.
При этом чем раньше сотрудники начнут самостоятельно осваивать новые инструменты работы, тем большую ценность они приобретут для компании.
Развитие диджитал-навыков помогает подняться по карьерной лестнице, а также оставаться востребованным специалистом в условиях цифровизирующейся экономики.
Чтобы это происходило, руководители должны создать систему мотивации персонала и на собственном примере показывать, что цифровые навыки — это «новый английский», нельзя не владеть ими.
Дальше расскажу подробно о некоторых основных цифровых навыках.