Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, четырёх глав, поделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, цель и задачи исследования.
Тема исследования: «Развитие цифровой грамотности педагогов (на примере МОУ «Ковернинская средняя школа №1» Нижегородской обл.)».
Цель исследования: оценить уровень текущего состояния цифровых компетенций педагогов и разработать систему внутриорганизационного обучения в области повышения цифровой грамотности учителей как части повышения их квалификации.
Объект исследования: цифровая грамотность педагогов.
Предмет исследования: процесс внутриорганизационного обучения в области повышения цифровой грамотности учителей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучены существующие методики оценки «цифровой грамотности» и «ИКТ-компетенции» педагогических работников.
2. Подобран инструментарий для оценки цифровой грамотности педагога и оценки готовности педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе.
3. Проведено исследование по оценке текущего состояния цифровых компетенций педагогов для работы в информационной образовательной среде.
4. Разработана система внутриорганизационного обучения в области повышения цифровой грамотности педагогов, с учётом уровня развития цифровой грамотности педагогов и их потенциальных возможностей.
В ходе исследования применялись методы теоретического анализа (изучение и систематизация научной, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых документов, международных стандартов), а так же анализ эмпирических данных. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, использовались в качестве отправной точки мониторинга и основы для корректирующих мер в области повышения цифровой грамотности учителей как часть повышения их квалификации.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведенного исследования разработана система внутриорганизационного обучения в области повышения цифровой грамотности учителей как части повышения их квалификации.
Основные результаты исследования:
1. Проведено исследование по оценке уровня «цифровой грамотности» педагогов, по методике расчета «Индекса цифровой грамотности», предложенной специалистами Аналитического центра НАФИ.
2. Проведено исследование по оценке уровня «ИКТ-компетенций» педагогов, на основе Европейской рамки технологических компетенций для педагогов Digital Competence Framework for Education (DigCompEdu), адаптированной к российским условиям.
3. Разработана система внутриорганизационного обучения в области повышения цифровой грамотности педагогов учителей как части повышения их квалификации.
4. Предложен план мероприятий, позволяющий внедрить систему внутриорганизационного обучения в школе.
5. Учтены возможные риски при внедрении системы внутриорганизационного обучения и даны рекомендации по их минимизации.
Общий объём работы составил 115 страниц.