Методические рекомендации по организации мероприятий в рамках Единого урока по безопасности в сети «Интернет» 2021 для обучающихся, родителей, педагогов
Целевая аудитория мероприятий:
родители (иные законные представители) несовершеннолетних;
педагогические, руководящие и иные работники образовательных организаций.
Формы проведения Единого урока с обучающимися:
Проведение очного тематического урока, классного часа и деловой игры на основе предоставленных методических материалов или демонстрация мультфильма и/или видео-урока;
Организация семинара или занятия с участием приглашенного эксперта;
Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности на портале Единого урока www. Единыйурок. дети;
Организация участия детей в VIII международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» www. Сетевичок.
Информирование родителей о мерах информационной безопасности детей образовательным организациям необходимо провести в рамках родительских собраний, лекториев и специальных образовательных программ, осветив следующие темы:
Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей и подростков.
Основные рекомендации и советы по обеспечению личной информационной безопасности.
Методы и функции родительского контроля.
Педагогические, руководящие и иные работники образовательных организаций, которые в рамках реализации пункта 63 распоряжения Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р проходят обучение по образовательной программе повышения квалификации «Основы обеспечения информационной безопасности детей» на образовательном портале «Единыйурок. рф»
Все вышеуказанные мероприятия носят некоммерческий характер, по итогам участия в сетевых мероприятиях дети, родители и работники образовательных организаций могут бесплатно получить подтверждающие участие в мероприятиях документы.
Провела урок учительница Тепсуева Т.
Единый урок безопасности в сети Интернет — цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей. Его цель — обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
Программа Единого урока, включая его мероприятия, ориентирована на возраст
детей и подростков с 5 до 19 лет.
Единый урок для детей возможно провести в следующих формах:
Проведение очного тематического урока, классного часа и деловой игры
на основе предоставленных методических материалов или демонстрация
мультфильма и/или видео-урока;
Организация семинара или занятия С участием приглашенного эксперта;
3. Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной
безопасности на портале Единого урока www. Единыйурок. дети;
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЕДИНОГО УРОКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в Едином уроке безопасности в сети “Интернет” , который проводится с14. 2021 по 10. 2021 года на портале ЕдиныйУрок
по организации мероприятий в рамках Единого урока по безопасности в сети «Интернет» 2021 для обучающихся, родителей, педагогов
Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности на портале Единого урока www. Единыйурок. дети;
Организация участия детей в VIII международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» www. Сетевичок.
Безопасность школьников в сети Интернет
Виртуальный мир таит в себе не меньше опасностей, чем реальный, и в первую очередь — для детей. При этом вирус на компьютере может стать далеко не самым плачевным последствием блужданий ребенка по глобальной сети. Вот почему Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует в наступившем учебном году провести всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.
https://youtube.com/watch?v=9OVdJydDMbg%3Frel%3D0
Чтобы ваше занятие запомнилось ученикам и было для них максимально полезным, мы дарим вам видеоурок на тему «Безопасность школьников в сети Интернет». Ребята узнают, как общаться с виртуальными знакомыми, соблюдать осторожность, посещая различные сайты, работать с электронной почтой и многое другое.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнемактаминская основная общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального РТ
Разработка урока по информатике «Безопасность в сети Интернет»
В настоящее время, в связи с переходом на новые стандарты образования, и теми требованиями, которые выдвигает общество образованию в целом, и организации образовательного процесса в частности, невозможно представить работу современного учителя без применения компьютерных технологий.
Всемирная сеть Интернет, а также использование различных текстовых программ и графических редакторов дают учителю почти неограниченные возможности к творчеству, самореализации и наиболее эффективной организации учебного процесса.
В информационном обществе сознание обучающимися значимости проблемы безопасности детей в Интернете и ее решения для будущего общества и образования необходимо формировать в урочной деятельности школьных курсов, включая курс “Информатика и ИКТ” с использованием всех педагогических технологий. Акцент в курсе необходимо делать на актуальности данной темы и постоянный самоконтроль учащихся в их дальнейшей самостоятельной деятельности
- показать актуальность данной темы
- обучение информационной безопасности в Интернете
- развитие самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным ресурсам
- Ознакомить уч-ся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научить избегать их;
- Формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности и освоить практические навыки работы в сети Интернет
- Отработка навыков и умений: сравнения информации, критического анализа; выделения главных мыслей и грамотного их изложение; восприятия и усвоения услышанного;
- Расширение кругозора учащихся
- Формирование информационной культуры
Оснащение и методическое обеспечение урока:
Организационный момент. Постановка задачи.
Значение Интернет.
Учитель: Ребята, в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.
Но сеть Интернет скрывает и угрозы.
Наиболее часто встречающиеся угрозы при работе в Интернет:
Учитель: Давайте разобьёмся на группы и каждая группа подумает и назовет опасности, которые нас поджидают в Интернете
(дети подумав, называют угрозы. Вся информация открывается в презентации)
Угроза заражения вредоносным программным обеспечением (ПО). Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется почта, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители, или скачанные из сети Интернет файлы. Эти методы довольно часто используется хакерами для распространения троянских вирусов;
Доступ к нежелательному содержимому. Это насилие, наркотики, страницы подталкивающие к самоубийствам, отказу от приема пищи, убийствам, страницы с националистической идеологией. Независимо от желания пользователя, на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие подобную информацию;
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. Выдавая себя за сверстника, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
Поиск развлечений (например, игр) в Интернете. Иногда при поиске нового игрового сайта можно попасть на карточный сервер и проиграть большую сумму денег.
Неконтролируемые покупки.
Составление правил поведения в сети Интернет
Учитель: Очередное задание для каждой команды. Мы знаем, что для плодотворной работы в Интернете, защиты от ненужной информации, нам необходимо соблюдать правила пользования Интернет-ресурсами. Сейчас вам в группах необходимо обсудить и сформулировать не более 5 самых важных правил безопасности поведения детей и подростков в сети Интернет. Одно правило может ссылаться сразу на несколько сайтов. (Работа проводится с использованием компьютеров, подключенных к сети Интернет)
Когда ребята готовы, на доске составляется сводная таблица правил поведения в сети Интернет.
НикогдаВсегдаНикогда не оставляй встреченным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы без разрешения родителейВсегда будь внимательным, посещая чаты. Даже если в чате написано, что он только для детей, нельзя точно сказать, что все посетители действительно являются твоими ровесниками. В чатах могут сидеть взрослые, пытающиеся тебя обманутьНикогда не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителямиВсегда спрашивай у родителей разрешения посидеть в чатеНикогда не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых. Они не всегда являются теми, за кого себя выдают. Встречайся только в общественных местахВсегда покидай чат, если чье-то сообщение вызовет у тебя чувство беспокойства или волнение. Не забудь обсудить это с родителямиНикогда не открывай прикрепленные к электронному письму файлы, присланные от незнакомого человека. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить всю информацию или программное обеспечение компьютераВсегда держи информацию о пароле при себе, никому его не говориЕсли ты услышишь или увидишь, что твои друзья заходят в “небезопасные зоны”, напомни им о возможных опасностях и посоветуй, как им правильно поступить. Будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в “небезопасную зону” или загрузить на свой компьютер вирус или программу – шпион. Если вы получили оскорбляющие сообщения, расскажите об этом родителямВсегда принимайте помощь от взрослых или друзей, разбирающихся в вопросах безопасного Интернета. Мама и папа могут не знать ответов на все интересующие вас вопросы. Никогда не отвечай на недоброжелательные сообщения или на сообщения с предложениями, всегда рассказывай родителям, если получил таковыеВсегда помни, что если кто-то сделает тебе предложение, слишком хорошее, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, обманВсегда держись подальше от сайтов “только для тех, кому уже есть 18”. Такие предупреждения на сайтах созданы специально для твоей же защиты. Сайты для взрослых также могут увеличить твой счет за Интернет
Учитель: Вы, ребята, хорошо поработали и за это я хочу показать и рассказать вам сказку:
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет
В некотором царстве, Интернет – государстве жил-был Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста – прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал “Регату” премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они “Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет”, сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих. Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь – имя своё забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.
Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: “Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!”
Если пришло письмо о крупном выигрыше – это “Лохотрон-грамота”: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в “Регате. ”, например!
Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2. 0: они помогут тебе построить “Мой королевский мир”, свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!
Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!
Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.
Практическая часть.
Подведение итогов урока.
Грунская Нина Валентиновна
МБОУ Елизаветинская СОШ
учитель математики и информатики
Единый урок безопасности в сети Интернет.
(В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и
широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение
приобретает информационная безопасность детей. Просвещение
подрастающего поколения в части использования различных информационных
ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации
способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде,
сохранению здоровья и нормальному развитию).
Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и
умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности,
предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи: ознакомить учащихся:
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной
информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т. электронных), как
отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и
опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их
доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих
виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую
Оборудование: медиапроектор, презентация Microsoft Power Point «Проблемы
информационной безопасности в сети Интернет».
Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной
Ход занятия.
Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила,
продолжительность и режим предстоящей работы.
Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами
презентации «Проблемы информационной безопасности»
Слайд 1. Тема.
Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают
понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной
Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Информация – сведения или сообщения.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при
котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе
распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому,
психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от
2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию”).
Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.
Слайд 3. Источники информации.
Средства массовой коммуникации, в т. Интернет.
Литература.
Образование.
Личное общение.
Искусство.
Система социально-воспитательной работы и др.
Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред
Слайд 4-7. Справочная информация.
средний возраст начала самостоятельной работы в Сети – 10 лет (в 2009 году – 11
лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа
в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета:
самые “любимые” детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до
60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие
виды и формы онлайн-развлечений:
• сетевые игры;
• просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
• обмен файлами;
• использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена
• ведение блогов и пр.
• 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
• 40% получают непосредственные предложения о встречах “в реале”.
Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:
– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти
вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью
Интернета и его значимостью как средства общения.
Работа в группах:
задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос:
«Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете
предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы
рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер-
преступлений?», «Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их
можно снизить?», «Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?»,
«Как защититься от мошенничества в сети Интернет?», «Виртуальный собеседник
предлагает встретиться, как следует поступить?», «Как вы можете обезопасить
себя при пользовании службами мгновенных сообщений?» и т.
(Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая
группа обсуждает только один из вопросов.
В некотором царстве, Интернет – государстве жил-был Смайл-царевич-
И была у него невеста– прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и
ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал е царевич
об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста
покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об
охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности
жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-
паутина все-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да
делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-
Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена
виртуального. И придумали они Семь золотых правил безопасного поведения
в Интернет, сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту
искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они
тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-
убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети
знакомств-зазывалок русалочьих. Как же найти-отыскать Смайл-царевну?
Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки
меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину
непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих
и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого
трёхуровневого, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый
уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься
– от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь – имя своё забудешь
Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного!
Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл – царевна, осенила себя
паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою
невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами
поучительными: Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай
кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!
путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!
Если пришло письмо о крупном выигрыше – это Обман-грамота: просто
так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно
участвовать в полезных обучающих проектах – в Регате, например!
Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой
социальные сервисы: они помогут тебе построить Мой королевский мир, свой
царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных Не забывай
обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой
Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты
Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому
слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться
на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и
помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой
зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы
Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.
Защитите свой компьютер.
• Регулярно обновляйте операционную систему.
• Используйте антивирусную программу.
• Применяйте брандмауэр.
• Создавайте резервные копии важных файлов.
• Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно
будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Защитите себя в Интернете.
• Думайте о том, с кем разговариваете.
• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением
людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной
информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия
использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации»,
чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях
использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
• Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется
информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи
Думай о других пользователях.
• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не
может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их
• Разрешается копирование материала из Интернета для личного
использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские
копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение
с надорванными защитными кодами и т. ) является противозаконным.
• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых
требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к
административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие
Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.
Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это
небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При
отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является
нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно
знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».
Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность.
Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение
(например, в дискуссионных группах).
Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является
непригодной для несовершеннолетних.
Слайд 13.
Примерные материалы итогового анкетирования обучающихся
по теме “Безопасный Интернет”
Укажите свой возраст____________________________________________
Что такое Интернет?_____________________________________________
Какие опасности существуют в Интернете?__________________________
Использование Интернета является безопасным, если: * выберите один или
несколько вариантов из списка ответов
а)защитить свой компьютер, защитить себя в Интернете, соблюдать правила
б) разглашать личную информацию, заботиться об остальных, регулярно
обновлять операционную систему
в) защитить компьютер, создавать резервные копии документов, закону надо
Как защитить себя в Интернете? * выберите один или несколько ответов
а) защитить свой компьютер, расширять круг знакомств с неизвестными
б) стараться давать как можно меньше информации о себе
в) размещать фотографии свои, друзей и родственников
Как обезопасить свой компьютер? * выберите один вариант из списка ответов
а) выключить и спрятать в шкаф
б) установить антивирусную программу
Что надо делать, чтобы антивирусная программа была эффективной *
выберите один или несколько вариантов из списка ответов
а) лучше не иметь антивирусную программу
б) обновлять антивирусную базу
в) не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под
Кто создаёт опасные программы? * выберите один или несколько
а) чёрный властелин
г) пожиратели смерти
Перечислите правила поведения в Интернете * если вы не знаете ответа на
этот вопрос, то напишите “Без ответа»________________
А что для вас является “Безопасным Интернетом?” * если вы не знаете ответа
на этот вопрос, то напишите “Без ответа»_________
Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или
общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Правовая база.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита
физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а
также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и
электронных СМИ – требование международного права. Международные
стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в
ФЗ от 29 декабря 2010 года “О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию” устанавливает правила медиа-безопасности детей при
обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной
продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных,
а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных
сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет
информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе
распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому,
психическому, духовному и нравственному развитию.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ “О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона “О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию”, направленный на защиту детей от
разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия,
переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой
информации, от информации, способной развить в ребенке порочные
наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные
жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения
распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с
нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск
периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или
кинохроникальной программы должны содержать знак информационной
продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом
выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться
сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение
рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе,
предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы,
содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в
детских образовательных организациях.
2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии
по реализации приоритетных национальных проектов и демографической
политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам
ребенка П. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности.
Данная инициатива поддержана Президентом России Д. Медведевым.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО
“Основы безопасности детей и молодежи в Интернете” — интерактивный
курс по Интернет-безопасности.
Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании
Вопросы безопасности – сайт от компании Semantec
Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования
Интернет безопасность видеоурок
Безопасность школьников в сети Интернет
Безопасность школьников в сети ИнтернетВидеоурок для Единого урока по безопасности в сети интернет
В Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет
Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Матвиенко.
Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.
Единый урок представляет собой цикл мероприятий для обучающихся, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
В нашем учреждении пройдут тематические занятия, родительские собрания и другие мероприятия.
Обучающихся мы просим пройти регистрацию на сайте квеста по цифровой грамотности «Сетевичок» www. Сетевичок. рф, а их родителей (законных представителей) пройти опрос на сайте www. Родители. сетевичок.
ПРОВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО УРОКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Единый урок для детей возможно провести в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:
- Проведение традиционного урока, классного часа и деловой игры на основе предоставленных ниже методических материалов;
- Демонстрация мультфильма и/или видео-урока;
- Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности (онлайн-тест) на портале Единого урока для детей www.Единыйурок.дети. По окончании тестируемому выдается сертификат, позволяющий оценить знания и выставить оценку. В тесте выдача вопросов выдается случайным образом из бассейна вопросов;
- Организация участия детей в международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» на сайте www.Сетевичок.рф;
- Организовать раздачу листовок и распространение через дневники обучающихся тематических брошюр, которые можно распечатать самостоятельно организациями.
Материалы к урокам и занятиям:
- Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности направлены на организацию преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных организациях Российской Федерации. WORD. PDF.
- Методические рекомендации по обработке персональных данных в общеобразовательных организациях. PDF.
- Курс для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности»: Курс “Основы кибербезопасности”, Учебные модули, Тематическое планирование 2-4 класс (Окружающий_мир) , Тематическое планирование 5-10 класс (ОБЖ) и Тематическое планирование 7-11 класс (Информатика);
- Рабочая программа квеста по цифровой грамотности “Сетевичок” для включения в программу внеурочной деятельности учреждения.
- Вклейки в дневники учащихся.Данные вкладки рекомендуется распечатать и вклеить в блок домашних заданий на субботу в дневники обучающихся.
- Методические материалы подготовлены специалистами ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Материалы 2017 года, рекомендации 2016 года, 2015 года, 2014 года.
- Учебное пособие по медиа-информационной грамотности от Министерства связи и массовых коммуникаций России.
- Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП “Лига безопасного интернета”. Материалы к уроку в старших классах (Презентация), в средних классах (Презентация, Презентация в обновленном дизайне), в начальных классах. (Анимированая презентация, примерный конспект урока, презентация). Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах
- НП «Лига безопасного интернета» был осуществлен перевод на русский язык словенского мультсериала «SheepLive»: Белые овцы, Тайный друг, Не танцуй с волком, Девяносто девять, Невоспитанный, Болтун, Королева красоты, Карнавальный костюм, Бал-маскарад, Тысяча друзей, Чужой телефон, Фейерверк, Руки вверх, В глупом положении, Корзина покупок, Игра в снежки, Телефономания и Затуманенные головы
ЕДИНЫЙ УРОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Особое направление Единого урока – просвещение родителей (законных представителей) детей. Организациям и учреждениям необходимо провести информирование о мерах информационной безопасности детей в рамках уже запланированных родительских собраний либо при наличии возможности провести специальное родительское собрание, осветив следующие темы:
- Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей и подростков;
- Основные рекомендации и советы по обеспечению персональной информационной безопасности;
- Методы и функции родительского контроля.
В ходе родительского собрания родителям (законным представителей) детей могут быть выданы листовки и тематические брошюры, а также может быть организовано демонстрация тематической презентации либо видеообращения члена Совета Федерации Л. Боковой для привлечения родителей (законных представителей) детей к участию в опросе родительской общественности либо прохождение онлайн-курса по вопросам информационной безопасности детей на сайте проекта “Сетевичок” www. родители. сетевичок.
ЕДИНЫЙ УРОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Третья аудитория Единого урока – это педагогические, руководящие и иные работники образовательных организаций, которые принимают участие в Всероссийской конференции по формированию цифрового детского пространства «Сетевичок», организованной Временной комиссий Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с Министерством просвещения России в соответствии с пунктом 12 плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. Конференция стартует 7 сентября 2020 года.
https://youtu.be/7Zp_Ix87d3Y – Приветствие члена СФ Л.Н. Боковой
Материалы к родительским собраниям:
На сайте Единого урока по безопасности в сети “Интернет” стартовала Всероссийская контрольная работа по информационной безопасности. Контрольная работа пройдет с 1 октября по 16 декабря 2019 года. На сайте обучающиеся образовательных организаций в возрасте с 7 до 19 лет могут пройти тестирование, разделенное для трех возрастных категорий: младшая группа (6-11 лет), средняя (12-16 лет) и старшая (17-19 лет).
В каждом тесте представлены 20 вопросов, разработанные с учетом возрастной группы и включающие основные аспекты информационной безопасности: информационные, потребительские, технические и коммуникативные аспекты информационной безопасности.
В конце теста обучающийся может узнать сразу результаты своего тестирования, а также получить бесплатный электронный документ об успешном прохождении контрольной работы и об участии в Едином уроке безопасности в сети «Интернет» в 2019 году со своими результатами.
В Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Матвиенко.
Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций. Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
Обучающихся мы просим регистрацию на сайте квеста по цифровой грамотности «Сетевичок» www. Сетевичок. рф, а их родителей (законных представителей) пройти опрос на сайте www. Родители. сетевичок.
- Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности направлены на организацию преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных организациях Российской Федерации. WORD. PDF.
- Курс для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности»: Курс “Основы кибербезопасности”, Учебные модули, Тематическое планирование 2-4 класс (Окружающий_мир) , Тематическое планирование 5-10 класс (ОБЖ) и Тематическое планирование 7-11 класс (Информатика);
- Рабочая программа квеста по цифровой грамотности “Сетевичок” для включения в программу внеурочной деятельности учреждения.
- Вклейки в дневники учащихся.Данные вкладки рекомендуется распечатать и вклеить в блок домашних заданий на субботу в дневники обучающихся.
- Методические материалы подготовлены специалистами ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Материалы 2017 года, рекомендации 2016 года, 2015 года, 2014 года.
- Учебное пособие по медиа-информационной грамотности от Министерства связи и массовых коммуникаций России.
- Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП “Лига безопасного интернета”. Материалы к уроку в старших классах (Презентация), в средних классах (Презентация, Презентация в обновленном дизайне), в начальных классах. (Анимированая презентация, примерный конспект урока, презентация). Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах
- НП «Лига безопасного интернета» был осуществлен перевод на русский язык словенского мультсериала «SheepLive»: Белые овцы, Тайный друг, Не танцуй с волком, Девяносто девять, Невоспитанный, Болтун, Королева красоты, Карнавальный костюм, Бал-маскарад, Тысяча друзей, Чужой телефон, Фейерверк, Руки вверх, В глупом положении, Корзина покупок, Игра в снежки, Телефономания и Затуманенные головы
Для проведения Единого урока были разработаны рекомендации, которые содержат информацию обо всех аспектах и этапах работы органов по подготовке и проведению Единого урока.
Методические рекомендации по организации и проведению Единого урока для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственную политику в сфере общего образования, органов управления образованием муниципальных образований и образовательных организаций в 2019 году. PDF/ WORD (методические рекомендации/форма отчета).
Типовые документы позволят облегчить работу ответственным исполнителям при организации соответствующей административной работе по проведению мероприятия:
Официальные документы
Письмо члена Совета Федерации от 1 октября 2019 года №66-02. 228/ЛБ о программе Единого урока безопасности в сети “Интернет”.
Рекомендации парламентских слушаний “Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве”, прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года.
Приказ Минкомсвязи России от 27. 2018 N 88 “Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 – 2020 годы”
Приказ Минкомсвязи России от 29. 2018 N 330 “О внесении изменения в план мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27. 2018 № 88”
Письмо заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т. Синюгиной от 27. 2019 N ТС-1314/04 “О календаре образовательных событий на 2019/2020 учебный год”. Так Минобрнауки России рекомендует общеобразовательным организациям провести Единый урок по безопасности в сети “Интернет” с 28 по 31 октября.
Письмо о поддержке Министерства образования и науки России цикла мероприятий проекта “Сетевичок”
Справочная информация
В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, и планом мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утверждённым приказом Минкомсвязи России №88 от 27. 2018, в образовательных организациях Российской Федерации осенью 2019 года пройдет Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (далее – Единый урок).
Единый урок представляет собой цикл детских мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности, и направлен обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Именно формирование информационной и цифровой грамотности является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики.
Единый урок, включая его мероприятия и информационно-методический контент по его проведению, ориентирован на возраст детей и подростков с 5 до 19 лет, что позволяет организовать обучение информационной безопасности и цифровой грамотности детей в старших группах детского сада до выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Единый урок является одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения и повышения уровня знаний школьников в сфере информационной безопасности по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.
Единый урок ежегодно включается в календарь образовательных событий, формируемых Министерством просвещения Российской Федерации. Согласно письму заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т. Синюгиной от 27 мая 2019 года N ТС-1314/04 О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год” Единый урок предлагается к проведению в образовательных организациях в конце октября.
Единый урок традиционно проходит в конце октября в образовательных организациях с 28 октября по 8 ноября, а дистанционные мероприятия Единого урока проходят с 1 октября по 10 декабря 2019 года.
История Единого урока
14 марта 2014 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему “Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет”, на которых спикер Совета Федерации В. Матвиенко выдвинула инициативу о проведении ежегодно в школах страны Единого урока по безопасности в сети «Интернет».
“Убеждена, что немалую пользу мог бы принести и Всероссийский урок безопасного Интернета, например, в День знаний или Международный день распространения грамотности. И вообще, уроки безопасного Интернета можно было бы включить в школьный курс основ безопасности жизнедеятельности”, — подчеркнула спикер Совета Федерации В. Матвиенко.
Инициатива должна была стать инструментом повышения уровня информационной грамотности миллионов детей в масштабах всех страны и была поддержана Министерством образования и науки России и всеми участниками слушаний, среди которых были представители регионов, школ и общественности.
30 октября 2014 года прошел первый Единый урок, который охватил более 11 миллионов подростков. Для детей по всей страны были проведены уроки, презентации, круглые столы, квест «Сетевичок» и многие другие мероприятия.
В 2015 году Минобрнауки России включило проведение Единого урока в ежегодно формируемый министерством календарь образовательных событий на учебный год, а программа самого Единого урока была расширена. Так были запущены:
- Сетевая площадка для педагогов «Единыйурок.рф», на котором размещались полезные материалы для проведения уроков;
- Всероссийское дистанционное исследование «Образ жизни российских подростков в сети», которое было направлено на определение сфер жизнедеятельности российских детей в Интернете;
- Конкурс детских сайтов «Премия Сетевичок», в ходе которого лучшие детские ресурсы выбирали сами дети в режиме «народного голосования».
Итогом данной работы стало повышение количества вовлеченных школьников – в 2015 году участниками Единого урока стало более 13 миллионов детей, а квест «Сетевичок» охватил более 170 000 детей и стал крупнейшим детским проектом в Рунете.
В 2016 году Совет Федерации при проведении Единого урока сфокусировался на привлечении отраслевых специалистов в школы для проведения Единого урока, а также на повышении информационной грамотности педагогов. Так в школы пришли представители МВД, Генеральной прокуратуры, ФНС, органов власти в сфере IT-технологий и представители бизнеса, а также проведена дистанционная конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок». Участниками Единого урока стало 12 400 000 детей. В мероприятиях проекта «Сетевичок» приняло участие более 270 000 детей и более 60 000 педагогов, а сам проект был выдвинут Минкомсвязью России на престижную премию ООН на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) и стал полуфиналистом премии.
В 2017 году в Едином уроке приняли участие обучающиеся 32 800 школ, 2 100 000 родителей и 440 000 учителей. В программу урока вошли мероприятия дистационные для родителей, были разработаны новые материалы для проведения уроков и запущен сайт Единого урока для детей – Единыйурок. дети.
В начале 2018 года Единый урок по безопасности в сети «Интернет» стал полуфиналистом конкурса соискания Премии Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, организаторами которой выступают различные организации ООН. Выдвижение Единого урока на конкурс было поддержано Минкомсвязи России, Минобрнауки России, Роскомнадзором и 64 администрациями субъектов Российской Федерации.
В 2018 году программа Единого урока расширена новыми направлениями и мероприятиями, которые охаватили обучающихся более 30 000 образовательных организаций, а программа расширена предусмотренными мероприятиями плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утверждёнными приказами Минкомсвязи России №88 от 27. 2018 и от 29. 2018 N 330.
В 2019 году программа Единого урока обновлена за счет разработки методических рекомендаций по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности, подготовленные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества, ФСБ России, Минпросвещения России, Минкомсвязи России, Роскомнадзором, МЧС России и Минздравом России.