Методическая разработка проведения открытого классного часа
“Безопасность в сети Интернет”
Данная публикация – это сценарий классного часа (занятия), посвящённого безопасности детей и подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. Несмотря на то, что Интернет – это уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. Поэтому цель занятия – воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.
В методической разработке представлена методика проведения классного часа по теме «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.
Методическая разработка содержит:
Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.
Современный мир совершает переход из XX, «энергетического», века в XXI век, который со всей определенностью называют «информационным». Сегодня на смену индустриальному этапу общественного развития приходит информационный, при котором эффективное и динамичное развитие всех социально-экономических структур и общества в целом возможно только на основе максимально полного использования имеющихся информационных ресурсов.
Современные информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы жизнедеятельности человека, формируя информационное единство всей человеческой цивилизации. С помощью глобальной сети Интернет объединяются и перемещаются на любые расстояния гигантские объемы информации, обеспечивается доступ многочисленных пользователей, расположенных на практически неограниченной территории, к информационным ресурсам всего мирового сообщества.
В связи с тем, что информация превратилась из абстрактного понятия в едва ли не самый ценный объект во Вселенной, и ход всех значимых событий в науке, коммерции, социуме связан с процессами производства и владения информацией, возникла необходимость развития такой области информационных технологий (ИТ) как информационная безопасность (ИБ).
Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. парламентской комиссией академика Ю. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами. В 1996 г. был создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности заняли прочную строчку во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепции по национальной безопасности, утвержденные 17 декабря 1997 г. и 10 января 2000 г.
Исходя из того, что информационная безопасность в начале третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, приоритетным становится формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере.
В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России 30 октября 2017 года прошел Единый урок по безопасности в сети «Интернет».
Проведение Единого урока ежегодно включается Министерством образования и науки Российской Федерации в календарь образовательных событий, рекомендованных общеобразовательным организациям к проведению, с 2014 года.
Таким образом, Единый урок стал одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения и повышения уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.
Впервые в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет в нашем учебном заведении был проведен классный час в форме урока-акции для студентов 1 курса.
Для проведения открытого классного часа была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность.
Для проведения был составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников акции, подобраны стихи, создано слайдовое сопровождение мероприятия.
План проведения открытого классного часа
Дата проведения: 31 октября 2017 г.
Преподаватель: Соболева Н.
Тема: Безопасность в сети Интернет
Систематизация знаний в области использования сети Интернет.
Формирование навыков безопасного использования Интернета.
Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.
Систематизирование знаний студентов в области интернет-безопасности по направлениям:
раскрытие персональных данных;
мошенничества, в т. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;
общение в сети;
общая компьютерная грамотность.
Связь навыков повседневного использования Интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у студентов навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося у них опыта.
Повышение уровня осведомленности студентов о наиболее актуальных интернет-угрозах.
Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Форма проведения: урок-акция
Место проведения: актовый зал колледжа
Участники: студенты 1-го курса
Сфера: «Я-сфера», «Я-общество», «Я-коллектив»
Социальная роль: коммуникативная, самовоспитательная, саморазвивающая.
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, слайдовое сопровождение мероприятия
Раздаточный материал: карточки с заданиями для игроков, ручки, жетоны разного цвета
Вступительное слово ведущих.
Сообщение темы мероприятия
Основная часть.
Просмотр видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»
Задание 1. Регистрация аккаунта
Задание 2. Интернет-мошенничество
Задание 3. Игра «Вирусы»
Задание 4. Фишинг, фейк
Заключительное слово ведущих.
1 ведущий. Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться и играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно, Интернет!
2 ведущий. Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было с Колей?
И узнать про все на свете?
Ну конечно, в Интернете!
1 ведущий. Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети!
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в XXI веке. Оглянемся вокруг: телевидение, телефоны, компьютеры, Интернет, все развивается с огромной скоростью. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в тоже время, сеть таит в себе много опасностей. Об этих опасностях мы сегодня и поговорим.
2 ведущий. К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.
1 ведущий. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.
Преподаватель. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год 30 октября проводить для обучающихся всей страны единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет. Сегодня и мы с вами подключимся к этой акции. Итак, тема нашего мероприятия «Безопасность в сети Интернет».
2 ведущий. Мы получили видеообращение к участникам акции от Боковой Людмилы Николаевны – заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.
Демонстрация видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»
Преподаватель: А теперь давайте проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете.
– Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете? (Ответы участников акции)
– Вернемся к Интернету и посмотрим, как вы ведете себя здесь. Я попрошу выйти из зала на сцену двух человек. (Выходят два студента)
Ведущие раздают карточки с заданием, участники заполняют
Преподаватель: Пока ребята выполняют задание, мне бы хотелось пригласить на сцену еще одного студента. (Выходит один студент)
– Следующее задание 2: тебе пришло в ВК сообщение от друга: «Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на QIWI 890623658923. Плиз». Твои действия?
Участник высказывает свое мнение
Преподаватель: С какой интернет-угрозой ты столкнулся? Какие последствия могут быть? Почему от друга пришло такое сообщение? (взлом, рассылка). Спасибо участнику.
Преподаватель: Участники готовы, давайте посмотрим, что у них получилось. Зачитайте ваши профили. Правильно ли они заполнили?
Рассматривают слайд с правильно заполненным профилем
Преподаватель: Спасибо участникам. После регистрации на форуме любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Чтобы избежать распространения информации о вас в Интернете, следуйте следующим советам:
При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник)
Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.
Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.
Электронный адрес необходим для регистрации. Поставьте отметку «Скрыть от других пользователей», имейте запасной адрес для регистрации и не ведите с него личную переписку.
Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.
Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома.
Преподаватель: (Проводит игру «Вирусы»). При входе в актовый зал вам раздали жетоны. Встаньте те, у кого жетоны красного цвета. Вы получили сообщение со ссылкой на сторонний сайт в социальной сети. Оно показалось вам интересным, и вы разослали это сообщение своим друзьям, у которых на руках жетоны голубого цвета. Встаньте, пожалуйста, те, у кого жетоны голубого цвета. Вы тоже сделали рассылку сообщения своим друзьям с желтыми жетонами. П рошу встать тех, у кого жетоны желтого цвета. И вы тоже отправили сообщение друзьям и одногруппникам, у которых белые жетоны. Встаньте те, у кого жетоны белого цвета.
Внимание, вопрос! Что в таком количестве и с такой скоростью распространяется в Сети, помимо вашего сообщения? (Ответы студентов). Как защититься от вирусов?
Преподаватель: Спасибо всем, присаживайтесь. Это была модель, представляющая процесс распространения компьютерного вируса. А теперь обратите внимание на экран. Что-то необычное вам бросилось в глаза на этой странице? (Ответы студентов). Какой адрес настоящий? Какую интернет-угрозу мы с вами видим? (Ответы студентов)
Преподаватель: Давайте вспомним и выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.
1 ведущий. Мы хотим, чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать пять правил этих –
Смело плавай в интернете!
2 ведущий. Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Их условия не сложны:
Смс отправить можно
С телефона папы, мамы –
И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
1 ведущий. Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный он на вид,
Но в себе беду таит.
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать,
Предлагает нам обновки,
Вирус – мастер маскировки!
Не хочу попасть в беду,
2 ведущий. В интернете злые «тролли»
Появляются порой.
Могут довести до драки.
Им дразнить людей прикольно,
Несмотря, что это больно.
Только полный их «игнор»
«Тролля» охладит задор.
1 ведущий. Как и всюду на планете,
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
2 ведущий. В Интернете, как и в мире,
Есть и добрые, и злые.
Полон разных он людей,
Есть и гений, и злодей.
По портрету не поймёшь
От кого слезу прольёшь.
Чтобы вор к нам не пришел,
И чужой нас не нашел,
Телефон свой, адрес, фото
В Интернет не помещай
И чужим не сообщай.
Преподаватель: Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.
П реподаватель: В случае, если вас оскорбляют и преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи по номеру 8-800-2500015.
1 ведущий. Когда наводишь ты курсор,
Заходишь в Интернет,
Пусть ум твой будет тверд и скор –
Вот наш тебе совет.
2 ведущий. Ведь лезть беспечно по Сети –
Не ведая угроз –
Как в джунглях Африки идти –
Средь тигров, змей и гроз.
Преподаватель: Надеюсь, мероприятие для вас было интересным и полезным. Желаю всем приятного и безопасного общения! Спасибо!
Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике и информационно-коммуникационным технологиям могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, вечера, КВН, конференции, турниры смекалистых и т.
31 октября в рамках Единого урока безопасности в Интернете 2017, организованного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества при поддержке Минобрнауки России, впервые в нашем колледже был проведен классный час – урок-акция «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.
В легкой и доступной форме преподнесена студентам важная информация, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научиться анализировать правдивость и достоверность информации в Интернете, как противостоять кибербуллингу (преследованиям и оскорблениям) и троллям (интернет-хулиганам) в социальных сетях. Был продемонстрирован видеоролик «Единый урок кибербезопасности – 2017», рекомендованный Минобрнауки России.
Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
В заключении преподаватель сообщила студентам о существовании специальной службы – Линия помощи «Дети онлайн», в которую можно обратиться при столкновении с угрозами разного рода, и пожелала им счастливого и безопасного путешествия по бескрайним просторам Интернета.
Видео урок для Единого урока безопасности в сети “Интернет” 2017 – https://www. youtube. com/watch?v=yTCcfc3i5NQ (Дата обращения: 27. 2017)
Сайт Единого урока для детей и подростков – www. Единыйурок. дети (Дата обращения: 30. 2017)
Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» – www. Единыйурок. рф (Дата обращения: 28. 2017)
Задание. Заполни профиль при регистрации на форуме.
Ваше имя (ник)* Ваш адрес Ваш телефон Ваш электронный адрес* Ваше фото Пароль*
Ваше имя (ник)* Ваш адрес* Ваш телефон* Ваш электронный адрес* Ваше фото* Пароль*
Слайды с методическим материалом
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12
Слайд 13 Слайд 14
Слайд 15 Слайд 16
Слайд 17 Слайд 18
Слайд 19 Слайд 20
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Классный час – практикум
I квалификационная категория
Кряжевских Ольга Владиславовна
В век компьютерных технологий проблема защиты информации стоит так остро, как никогда ранее. Безусловно, всемирная сеть привнесла множество позитивных моментов в жизнь миллионов людей, однако, теперь все труднее сохранить какие-либо личные данные втайне от других. Особенно трудной является защита информации в интернете, где все данные в той или иной степени доступны пользователям. Ни один человек не может быть застрахован от того, что в его личное пространство не вторгнется посторонний, который воспользуется полученными сведениями по своему усмотрению.
Защита данных в сети – это в первую очередь обеспечение собственной безопасности! Проблема сохранности данных является актуальной темой, поэтому было решено раскрыть данную тему для обучающихся 9-11х классов в период проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет» на территории Пермского края в период с 15 октября по 5 ноября.
Цель: познакомить с приемами безопасной работы с файлами в сети Интернет.
- Образовательная: познакомиться с понятиями «Цифровая безопасность», «Информационная безопасность», изучить способы организации защиты файлов средствами программ пакета MS Office.
- Развивающая: развитие информационной культуры обучающихся; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы.
- Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
Презентация к классному часу – pdfPDF / 989. 92 Кб
/data/files/u1604786826. pdf (Презентация к классному часу – pdf) , раздаточный материал для практических работ (ссылки на работы ниже)
Возрастная категория: обучающиеся 9-11х классов.
Ход классного часа – практикума:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем классном часу хотелось бы затронуть очень важную тему для каждого из нас. Нет такого человека, который бы не слышал словосочетания «Всемирная паутина» слайд 2. Услышав данное словосочетание, Вы уже поняли, что речь сегодня будет идти о глобальной информационной сети «Интернет».
Если в 1992 году, когда интернет только появился, количество пользователей насчитывало всего лишь сто человек, то сегодня их число измеряется миллиардами. Ежедневно интернетом пользуется 30% населения Земли.
Конечно же, некоторым людям интернет необходим для работы или учебы. Здесь можно найти абсолютно любую информацию, просмотреть статьи газет, новости, статистику. Электронная почта и программы для мгновенных сообщений позволяют быть на связи с клиентами, коллегами и партнерами 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
В интернете можно совершать покупки, не выходя из дома, оплачивать услуги, заказывать еду и продукты на дом.
Но, несмотря на все плюсы использования сети Интернет в, есть ряд недостатков, которые могут обернуться против пользователя.
Подавляющее большинство современных пользователей совершенно не заботится о своей безопасности в Интернете.
Люди просто безудержно делятся личной информацией, доверяют сохранение паролей браузерам и ошибочно полагают, что Интернет — это нечто белое и пушистое.
Современный Интернет – это некая темная улица, где вы можете столкнуться не только со случайными прохожими, но и с настоящими преступниками, которые без особого труда будут следить за вами на протяжении длительного времени, собирая личную информацию для последующей кражи или обмана.
Интернет сегодня – это гораздо больше, чем просто общение с друзьями, социальные сети, игры, онлайн-покупки. Это открытая система информации, и если кажется, что вам нечего скрывать или ваша информация никому не нужна, вы глубоко заблуждаетесь. Любая информация о вас может быть использована не теми, кому она предназначалась.
Вы когда-нибудь замечали такую интересную особенность: если вчера обсуждали на форуме котиков, то сегодня у вас обязательно промелькнет информация о новых видах корма, если обсуждали новые девайсы, то ждите рекламы с предложениями купить новый смартфон и так далее, а ведь это самый безобидный пример слежки за вами со стороны маркетинговых агентств.
Гораздо страшнее то, что абсолютно любая информация, которой мы ежедневно делимся с друзьями и близкими, может в любой момент оказаться у злоумышленников. Это не паранойя, это суровая реальность или скорее дань Интернету, и однажды она может обойтись слишком дорого.
Сегодня хотелось бы познакомить Вас с новыми понятиями, такими как «Цифровая грамотность», «Цифровая безопасность», «Информационная безопасность».
Начнем по порядку. Как Вы думаете, что же такое «Цифровая грамотность?
– ответы обучающихся. Молодцы, Вы были близки к истине, давайте теперь подведем итог и познакомимся с точным определением данного понятия:
Теперь предлагаю обратиться ко второму понятию «Цифровая безопасность», как вы думаете, что оно значит?
– ответы обучающихся. Молодцы, и в этот раз Вы были правы, подведем итог:
Цифровая безопасность включает в себя:
- защита персональных данных;
- создание резервных копий.
Выделяют три аспекта информационной безопасности:
- доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
- целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
- конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
Так как сегодня у нас классный час – практикум, предлагаю увеличить Вашу цифровую грамотность посредством выполнения практического задания – тренировке в организации защиты личных данных и файлов.
Для Вас приготовлены практические задания по организации защиты данных средствами различных программ пакета MS Office.
Просмотрите список практических заданий по организации защиты:
Практическая работа 1. Организация защиты данных средствами MS Word
Практическая работа 1. PDF / 502. 68 Кб
Практическая работа 2. Организация защиты файлов средствами MS Excel
Практическая работа 2PDF / 553. 15 Кб
Практическая работа 3. Криптографические преобразования.
Практическая работа 3. PDF / 229. 66 Кб
Практическая работа(дополнение) Включение защиты в документе Ворд
Практическая работа(дополнение)PDF / 303. 48 Кб
Подробные инструкции по выполнению практических заданий написаны в самих работах. После выполнения практикума, его необходимо показать учителю.
Тексты практических работ прилагаются.
Список используемой литературы:
Классный час: Безопасный Интернет
Вступительное слово преподавателя
Советы по безопасной работе в интернете
Свод правил безопасного интернета
Как обеспечить безопасность детей в Интернете
Основные 5 типов интернет-зависимости
Правила безопасного поведения в сети Интернет
Заключительная часть. Рефлексия
III. Заключение.
Цели: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникативной среде.
– познакомить учащихся с видами информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;
– познакомить со способами защиты от противоправных посягательств в сети Интернет; – как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т. электронных);
– профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости;
– предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Форма классного часа: дискуссия
– формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;
– повышение осведомленности детей о позитивном контенте сети Интернет,
полезных возможностях глобальной сети для образования, развития,
– повышение уровня осведомленности детей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета;
– умение применять эффективные меры самозащиты от нежелательной для учащихся информации и контактов в сетях.
Презентация «Безопасный Интернет»
Классный руководитель.
Интернет, как и все в жизни, имеет две стороны – черную и белую. Помимо преимуществ, интернет принес определенные неудобства. Для некоторых интернет стал еще одним видом наркотика, по силе своего воздействия и привязанности не уступает алкоголю или никотину. Сейчас медики обсуждают вопрос, не расширить ли раздел Международной классификации болезней, а именно, болезней зависимости. Пока в него входят наркомания, алкоголизм, курение. В последние годы сюда добавились врачебная зависимость и обжорство. Теперь речь идет и о виртуальной наркомании.
Сегодня наряду со взрослыми все больше детей пользуются интернетом для общения, поиска информации, игр, загрузки мультимедиа.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве.
Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.
Что такое «безопасный Интернет»?
Считается, что детей важно обучать цивилизованному общению с раннего возраста. Вместе с формированием общекультурных ценностей необходимо учить пользоваться информационными средствами связи, соблюдая правила этикета и уважения свободы окружающих.
Контролируют ли родители ваше пребывание в сети?
Я предлагаю рассмотреть несколько ситуаций о некоторых семьях, об их отношении к компьютеру и к сети.
Родители несовершеннолетнего Виктора говорят, что постоянно проводят беседы с сыном о том, как нужно вести себя в интернете, на какие сайты можно заходить, на какие нельзя и т. «Компьютер у сына давно, еще лет с семи, а вот к интернету подключили, недавно. Кроме того, мы стараемся ограничить время работы за компьютером, чтобы ребенок не был от него зависим. И Виктор относится к этому нормально».
Александру, по его словам, родители ничего не рассказывали, так как и компьютер, и интернет у него уже давно. Он самостоятельно овладел культурой пользования всемирной паутиной. Родители Александра знают, что он общается в интернете только с теми, кого знает лично. Такую информацию, как телефон, домашний адрес, не пишет – это опасно.
Мама семилетнего Кирилла взвешенно относится к пользованию компьютером и интернетом своим сыном. Она пытается как можно больше отлучать его от компьютера, потому что чрезмерное увлечение им имело печальные последствия в их отношениях. Безопасный интернет для нее – тот интернет, который иногда контролирует кто-то из взрослых в их семье,
кто имеет представление о настройках.
Отец восьмилетней Насти считает, что дети бесконтрольно пользуются интернетом там, где родители безответственно относятся к своим потомкам, мотивируя свой эгоизм занятостью на работе. Его дочь еще не пользуется интернетом, но телевизор, в принципе, не менее небезопасен, так он запрещает часто и долго смотреть мультфильмы. Он считает, что современное поколение несдержанное, им хочется всего и сразу – это неправильно. «Мы были счастливее, хотя не имели ни мобильных, ни компьютеров – мы больше общались в реальной жизни, а не в виртуальной».
Интернет – это угроза или помощь?
Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером много часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления. Можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём
мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4-6% Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.
Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:
Навязчивый веб-серфинг – бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам – большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах,
избыточность знакомых и друзей в Сети.
Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Навязчивая финансовая потребность – игра по сети в азартные игры,
ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
Киберсексуальная зависимость – навязчивое влечение к посещению порносайтов.
Самый простой и доступный способ решения зависимости – это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Сравнение интернета с наркотиком многим кажется абсурдным. Но в последнее время мы все чаще слышим в разговорах, что кто-то постоянно играет в online- игры, сидит « Вконтакте» или «Одноклассниках».
Вася Петечкин зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились странные и непонятные сообщения. Что в таком случае следует предпринять Ване?
Немедленно закрыть сайт
Обратиться к родителям за помощью
Попытаться самостоятельно устранить неисправность
Ваня Петухов, работая в Интернете, часто сталкивается с неприятной информацией, которая «лезет со всех сторон», мешая просмотру нужного контента. Как Ване избавиться от навязчивой и совершенно бесполезной информации?
Установить антивирусную программу
Установить на свой браузер фильтр
Установить новый браузер
Ваня Петухов на уроке информатики создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение следующего содержания:«файл с игрой от неизвестного пользователя». Как в данном случае поступить Ване?
Не открывать файл
Отправить файл своим друзьям
Отправить SMS на указанный номер в Интернете
Проверить этот номер в Интернете
Не скачивать больше картинки
Ваня Петухов познакомился в Интернете с мальчиком по имени Саша Неизвестный. Саша не учится с Ваней в одной школе, и вообще Ваня ни разу не видел его вживую. Однажды Саша пригласил Ваню встретиться с ним в парке. Как следует поступить Ване?
Пойти на встречу
Пойти на встречу вместе с мамой или папой
Отказать во встрече
Новый друг Вани Петухова, с которым он познакомился вчера в Интернете, попросил Ваню срочно сообщить ему следующую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители. Ваня должен:
сообщить требуемые сведения
сообщить требуемые сведения только при личной встрече
отказать новоиспеченному другу в подобной просьбе
Ваня решил опубликовать в Интернете групповую фотографию со своими одноклассниками. Можно ли ему это сделать?
Можно, но с согласия одноклассников
Можно, согласие одноклассников не обязательно
Родители купили Ване долгожданный компьютер. Проводя дни и ночи напролет за новым гаджетом, Ваня стал замечать, что у него стали сильно болеть и слезиться глаза. Как следует поступить Ване в такой ситуации?
Продолжать проводить время за компьютером
Соблюдать правила работы на компьютере
Больше никогда не работать на компьютере
Мини-тест «Осторожно Интернет»
Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
Чем опасны социальные сети?
Личная информация может быть использована кем угодно в различных целях
При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан
Все вышеперечисленное верно
Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
Пойти на встречу одному
Пригласить с собой друга
Что в Интернете запрещено законом?
Размещать информацию о себе
Размещать информацию других без их согласия
Копировать файлы для личного использования
Действуют ли правила этикета в Интернете?
Интернет –это пространство, свободное от правил
В особых случаях
Да, как и в реальной жизни
Тест «Безопасность в сети»
Что такое сайт?
Страница, на которой размещён определённый вид информации
Веб-страница или группа веб-страниц, объединенных единой темой, автором и формой
Веб-страница, на которой люди имеют возможность общаться
Страница на просторах Интернета
Чем опасны сайты – подделки?
Демонстрацией непристойной информации
Большим количеством рекламы
Разводом людей на деньги
Что такое спам?
Массовая рассылка незапрашиваемых получателем электронных сообщений коммерческого и некоммерческого содержания
Частная собственность, передавать информацию о которой кому-либо запрещено
Сообщения, которые присылают друг другу люди
Попытка завладеть доступом к вашим личным данным
Что относится к спаму?
Уведомления о выигрыше
Сообщение от мамы
Письмо от Сбербанка о задолженности
Верное качество сетевого этикета.
Отказ от общения с неприятным человеком, включение его в «черный список», удаление его из «друзей»
Искажение чужих фотографий
Грубость и оскорбления в письмах и комментариях
Использование чужих материалов без разрешения
Что такое цифровой портрет?
Цифры, собранные вместе и характеризующие человека
Портрет на цифровом носителе
Фото, возраст, номер телефона
Личные фото, видео, информация о родственниках и себе
С кем следует общаться в Интернете?
Что не относится к персональным данным?
Данные о банковских картах/платежах
Что такое вредоносная программа?
Программа, которая может ухудшить твоё здоровье
Программа, которая может украсть личную информацию
Любое программное обеспечение, предназначенное для получения несанкционированного доступа к вычислительным ресурсам самой ЭВМ или к информации, хранимой на ЭВМ
Программа, не приносящая пользу
Какие программы не являются вредоносными?
Спамы со скрытыми ссылками
Что не является способом мошенничества?
Какие существуют признаки интернет-зависимости?
Нежелание отрываться от компьютера
Частое живое общение с друзьями
Занятия активными видами спорта
Чем не занимается лига безопасного Интернета?
Выявляют и блокируют опасный контент, способствуют поимке киберпреступников
Поддерживают полезные сайты испособствуют их развитию
Разрабатывает и бесплатно внедряет полезное программное обеспечение
Представляет все страны мира
Тест «Я и моя Информационная безопасность»
Новый друг, с которым вы познакомились в Интернете, предлагает вам обменяться фотографиями.
Попрошу сначала его фото, а потом отправлю свое
Посоветуюсь с родителями
В чате вас обозвали очень грубыми словами.
Постараюсь разобраться в ситуации
Прекращу разговор с этим человеком
Оскорблю в ответ
Постараюсь узнать подробности обращения
Отмечу письмо как спам
Друг из Интернета предложил вам встретиться вживую.
Нет, не пойду. Этот человек может оказаться совсем не тем, за кого себя выдает
Пойду на встречу вместе со своим давним знакомым
Приму приглашение и пойду на встречу
Учительница дала домашнее задание: найти ответ на вопрос: «Какие планеты входят в Солнечную систему?».
Найду ответ в Интернете
Проверю информацию в других источниках (книгах), так как не все, что пишут в Интернете, является правдой
В Интернете на сайте пиратской продукции появилась новая песня Вашего любимого исполнителя.
Обязательно скопирую ее в свой плей-лист
Приобрету лицензионную версию песни на официальном сайте, потому что чужую собственность надо уважать
Вам угрожают по Интернету.
Я настолько испуган, что боюсь сообщать об этом кому-нибудь
Разберусь с обидчиком
Я сразу же расскажу об угрозах родителям
Антивирусная защита на компьютере не рекомендует заходить на сайт, который вам нужен.
Не буду заходить на «подозрительный» сайт, потому что опасаюсь вирусов, которые могут навредить моему компьютеру
Проигнорирую предупреждение, возможно программа ошибается
На фильме, который вы хотите посмотреть, стоит возрастная маркировка 18+, а вам еще нет 18.
Меня не остановит маркировка, если я хочу посмотреть фильм, то я его посмотрю
Я спрошу совета у родителей и посмотрю фильм, если они разрешат
III. Заключительная часть.
Помните то о чём мы сегодня говорили, не забывайте правила по безопасному пользованию Интернетом и тогда всемирная сеть станет помощником для вас и вашей семьи, а не угрозой. А теперь подведём итоги нашего классного часа
Ответьте для себя на вопросы:
*Классный час понравился, узнал что-то новое.
*Классный час понравился, но ничего нового не узнал.
*Классный час не понравился, зря время потерял.
*По окончании классного часа детям раздаются памятки по безопасному поведению в интернете.
Три основных правила безопасного поведения в сети.
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
• Думайте о том, с кем разговариваете.
людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной
использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
с надорванными защитными кодами и т. ) является противозаконным.
требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия
Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.
небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При
нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».
(например, в дискуссионных группах).
проведения досуга.
посещаете или планируете посетить, и пр.
• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его.
Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
у вас смущение или тревогу.
нежелательных сообщений.
познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно
расскажите родителям.
вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.
· Не желательно размещать персональную информацию в Интернете.
Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адресэлектронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или
посмотреть их.
· Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
· Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не
вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открыли перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получать информацию. Интернет вошел в каждый дом. Сеть информирует, учит, рекламирует, продает, покупает, следит, контролирует. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети.
По мнению ученых, современная информационная среда имеет значительный потенциал для развития и самореализации личности ребенка. Это и ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. Современные сетевые средства позволяют не только «сидеть в контакте», но и совместно учиться, познавать новое, создавать авторские информационные продукты. Интернет в наше время стал для ребенка «другом», «помощником» и даже «учителем».
Однако для того чтобы эффективно использовать этот инструмент одних знаний недостаточно. Необходим также определенный жизненный опыт, позволяющий не захлебнуться в океане неограниченных возможностей Интернета, вовремя разглядеть подводные камни, рифы и водовороты виртуального пространства. С развитием Интернета резко возросло число тех, кто использует его возможности в неблаговидных целях. Хорошо знакомые следователям и гражданам виды преступлений перешли в сеть, появились новые виды преступлений, порожденные Интернетом. Чтобы защитить своего ребенка от возможных опасностей, которые могут скрываться в Интернет-пространстве, следует рассказать ему о правилах безопасного поведения в виртуальном мире.