Минобразование Ростовской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский колледж технологии машиностроения»
(ГАПОУ РО «РКТМ»)
Огинская Ю.
Мероприятие имеет просветительскую направленность и способствует просвещению обучающихся СПО в области пожарной безопасности. Оно ориентировано на обучающихся 1,2,3 курсов СПО, и включает элементы, универсальные для всех возрастов.
На внеклассном мероприятии разбираются причины возникновения пожаров, опасные факторы, последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение, общие правила безопасного поведения при пожарах, правила поведения при пожаре в жилых и общественных зданиях.
- познакомить обучающихся с видами опасности, которые поджидают в случае неосторожного обращения с огнём, напомнить о правилах безопасности в случае возникновения пожара.
- пройти тестирование, связанное с пожарной безопасностью.
- сформировать устойчивое понимание вводимых на уроке понятий;
- изучить материалы, рассказывающие о пожарной безопасности;
- обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь.
Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре?
Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.
Пожары приводят к большим материальным потерям:
- превращают в пепел жилые и промышленные здания;
- уничтожают лесные массивы;
- уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Просмотр видео ролика
Причины пожаров и их последствия
Причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях чаще всего бывают: неисправность электросети и электроприборов; утечка газа; возгорание электроприборов (утюга, плитки, радиоприёмника, телевизора), оставленных под напряжением без присмотра; неосторожное обращение и шалости детей с огнём (брошенная горящая спичка, упавшая зажжённая свеча или игры с петардами и фейерверками); использование неисправных или самодельных отопительных приборов; оставленные открытыми двери топок (печей, каминов); выброс горящей золы вблизи строений; беспечность и небрежность в обращении с огнём.
Причинами пожаров на промышленных предприятиях чаще всего бывают: нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; несоблюдение мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия (например, при проведении сварочных работ); нарушение правил безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроустановок; эксплуатация неисправного оборудования.
Пожары могут возникать при освоении новых технологических процессов производства, нового оборудования при недостаточном учёте пожароопасности проводимых работ. Такие случаи бывали на химических предприятиях, в частности по производству капронового и вискозного волокна.
На промышленных объектах пожары вызывают разрушение зданий и сооружений вследствие сгорания или деформации их элементов от высоких температур. Происходят и другие опасные явления: образуются облака топливно-воздушных смесей, токсичных веществ, взрываются трубопроводы и сосуды с перегретой жидкостью.
Особенно опасны аварии на предприятиях химической, нефтехимической, нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Так, вырвавшийся нефтяной фонтан при его воспламенении может перебросить огонь на резервуары с нефтью, компрессорные установки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома, лесные массивы.
Опасные факторы пожара
На людей, находящихся в зоне пожара, воздействуют, как правило, одновременно несколько основных опасных факторов: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, потеря видимости вследствие задымления, пониженное содержание кислорода.
Открытый очень опасен, но случаи его непосредственного воздействия на людей редки. Чаще они страдают от лучистых потоков, испускаемых пламенем. Установлено, что при пожаре в сценической части зрелищного учреждения лучистые потоки опасны для зрителей первых рядов партера уже через полминуты после возгорания.
Наибольшую опасность для людей представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры выше 100 °С приводит к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи. Несмотря на большие успехи медицины в их лечении, у человека, получившего сильные ожоги на 30% поверхности тела и более, немного шансов выжить.
При пожарах в современных зданиях, построенных с применением полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Наиболее опасен из них оксид углерода. Он в 200–300 раз активнее вступает в реакцию с гемоглобином крови, чем кислород, вследствие чего у человека наступает кислородное голодание. Он становится равнодушным и безучастным к опасности, у него наступают оцепенение, головокружение, депрессия, нарушается координация движений, а затем происходят остановка дыхания и смерть. Потеря видимости вследствие задымления. Успех эвакуации людей при пожаре может быть обеспечен лишь при их беспрепятственном движении в нужном направлении. Эвакуируемые обязательно должны чётко видеть эвакуационные выходы или указатели выходов. При потере видимости движение людей становится хаотичным, каждый человек движется в произвольно выбранном направлении. В результате этого процесс эвакуации затрудняется, а затем может стать неуправляемым.
В условиях пожара при сгорании веществ и материалов содержание кислорода в воздухе уменьшается. Между тем понижение его даже на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасным считается содержание кислорода меньше 14%: при нём нарушаются мозговая деятельность и координация движений. Пожары нередко являются причиной возникновения
Пожары вторичных факторов поражения, не уступающих иногда по силе и опасности воздействия основным факторам. К ним относятся взрывы нефте- и газопроводов, резервуаров с горючими и аварийно химически опасными веществами, обрушение элементов строительных конструкций, замыкание электрических сетей, воздействие токсичных материалов из разрушенных механизмов и агрегатов, огнетушащих средств.
Основные поражающие факторы природных пожаров — огонь, высокая температура. Вторичные факторы поражения (задымление, выгорание кислорода в очагах пожаров) возникают как следствие этих пожаров.
Массовые лесные и торфяные пожары, особенно при сухой погоде и ветре, когда они охватывают большие территории, наносят огромный ущерб природной среде, экономике, социальной сфере. Эти пожары – один из самых страшных врагов леса. Огонь повреждает деревья, после чего они погибают, уничтожает другую растительность, лесных животных, выжигает из почвы перегной. Ослабленные пожарами насаждения становятся источниками болезней растений.
В результате пожаров снижаются различные полезные свойства леса (средозащитные, водоохранные и др. ), нарушаются полезные плановое ведение лесного хозяйства и использование лесных ресурсов.
В густонаселённой местности лесные пожары могут приводить к уничтожению дачных посёлков, школ, больниц, детских лагерей, жилых домов, складов и хранилищ, опор и линий связи и электропередачи, мостов, элементов трубопроводного транспорта, сельскохозяйственных угодий. В результате таких пожаров нарушается хозяйственная деятельность на значительных территориях.
При природных пожарах часто бывают случаи поражения людей (ожоги, травмы) и даже их гибели, а также происходит уничтожение сельскохозяйственных и диких животных. Крупные лесные пожары могут приводить к прекращению полётов самолётов, движения по автомобильным и железным дорогам. Они всегда резко ухудшают экологическую обстановку. Средняя продолжительность крупных лесных пожаров составляет от 10 до 15 суток.
Существует два способа тушения природных пожаров: непосредственное и косвенное тушение огня.
Непосредственное тушение, как правило, применяют при низовых пожарах. Оно заключается в сбивании огня зелёными ветками (это возможно, только если на поверхности почвы нет травы и мелких кустарников); забрасывании горящих участков землёй (успешно применяют на песчаных почвах); тушении водой, подающейся с помощью мотопомп, ранцевых лесных огнетушителей, пожарных автомобилей. Кроме этого, для непосредственного тушения лесных пожаров применяют пожарную авиацию.
На крупных пожарах обычно сочетают прямой и косвенный методы тушения. Также для тушения может применяться искусственное вызывание осадков, если есть подходящие погодные условия и техника.
Как известно, в большинстве случаев виновниками возникновения лесных и торфяных пожаров бывают люди. Поэтому на первом месте в предупреждении таких пожаров стоит разъяснительная и воспитательная работа с населением. Основная её цель — добиться воспитательная бережного отношения людей к лесу, показать им, какой вред наносят лесные и торфяные пожары, предупредить об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
Пожароопасный период начинается в разных регионах нашей страны в разное время. Его начало связано с повышением температуры, сходом снега, высыханием лесной связано подстилки. Пожароопасный сезон в лесах определяется климатическими условиями регионов и в среднем длится с марта по ноябрь. В весенний период лесные и торфяные пожары становятся следствием поджога травы. Поэтому не надо поджигать весной сухую траву, это опасно и противозаконно. О наступлении пожароопасного сезона население предупреждают при помощи средств массовой информации.
Важными мерами по предупреждению пожаров в этот опасный период служат полное запрещение разведения костров в лесу, ограничение хозяйственной деятельности и даже временное прекращение доступа в лес населения и транспорта.
Противопожарная устойчивость лесов в значительной степени зависит от своевременного обнаружения очагов пожара. Поэтому в пожароопасный сезон организуют наблюдение за состоянием леса с вышек и подвижными нарядами из персонала лесхоза.
В пожароопасный сезон в лесу запрещено: пользоваться открытым огнём (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу); употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять (кроме специально отведённых мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал; заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим; оставлять на освещаемой солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, как линзы, они могут вызвать возгорание; выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, расположенных в лесу; разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.
Виновные в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в дисциплинарном, административном или уголовном порядке.
При пожаре необходимо: сохранять самообладание, быстро оценить обстановку, принять правильное решение. При пожаре или угрозе обрушения необходимо как можно быстрее покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (наружные, приставные). Пользоваться лифтами категорически запрещается.
В начальной стадии развития пожара можно попытаться потушить огонь, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др. Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения, находящихся под напряжением, нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить электричество или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой.
При невозможности потушить пожар нужно срочно покинуть здание (эвакуироваться). При задымлении лестничных клеток надо плотно закрыть двери, выходящие на них (или в коридоры, холлы, горящие помещения), заткнуть все щели и вентиляционные отверстия, создать запас воды в ванной. При повышении температуры, образовании опасной концентрации дыма в помещении (комнате) нужно выйти на балкон и плотно прикрыть за собой дверь, захватив намоченное одеяло (ковёр, покрывало, другую плотную ткань), чтобы накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проёмы. Оттуда, если возможно, эвакуироваться по пожарной лестнице или через другую квартиру. Если внизу нет огня, а в комнате оставаться опасно, можно спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, верёвки. Для самоспасения можно применить и пожарный рукав. Спускаться по верёвке надо по одному, подстраховывая друг друга. Подобное самоспасение связано с риском для жизни и допустимо лишь тогда, когда иного выхода нет.
Нельзя прыгать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистика свидетельствует, что это заканчивается смертью или серьёзными увечьями. Главное – бороться за свою жизнь до конца!
Есть ещё один вариант: попробовать скинуть с него горящую одежду, но очень быстро. Обязательно вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия врачей оказать пострадавшему первую помощь.
Наибольшую опасность представляет неудовлетворительное состояние электропроводки и электрошнуров. При сильном износе они деформируются, при этом нарушается внешняя оплётка и внутренняя изоляция, вследствие чего может произойти замыкание. Чтобы предотвратить пожар, надо следить за состоянием электропроводки и электрошнуров и своевременно производить их замену, а при возникновении загорания звонить в пожарную охрану.
Не выключенная из-за забывчивости хозяев конфорка газовой плиты представляет большую опасность. Оставленный без присмотра на плите суп или компот может при закипании выплеснуться из кастрюли и потушить пламя. Газ начнёт заполнять помещение и потом может воспламениться даже при включении электрического света от искр выключателя. При этом очень часто происходит взрыв. Почувствовав запах газа, надо немедленно перекрыть его подачу к газовому оборудованию. Тщательно проветрить квартиру (дом), открыв окна и двери. Необходимо покинуть квартиру и вызвать аварийную газовую службу, при этом нельзя пользоваться открытыми источниками огня, электроприборами и электровыключателями.
Часто люди включают в одну электророзетку телевизор, электроплитку, торшер, а бывает, ещё и утюг. Пожар в этом случае обычно неминуем из-за перегрузки электросети. Оставленные надолго без присмотра электроприборы сильно нагреваются и воспламеняются. Ни в коем случае включённые в сеть электроприборы нельзя оставлять без присмотра, а при возникновении пожара необходимо: обесточить электроприбор, для этого выдернуть шнур из розетки, не берясь за вилку голыми руками (через сухое полотенце или сухой полиэтиленовый пакет) или отключить электропитание в квартире; обесточить электроприбор, для этого выдернуть шнур из розетки, не берясь за вилку голыми руками (через сухое полотенце или сухой полиэтиленовый пакет), или отключить электропитание в квартире; при горении прибора после обесточивания накрыть его плотной несинтетической тканью (одеялом, покрывалом) и прижать ткань по краям, сверху можно полить водой прямо через ткань; покинуть помещение и вызвать пожарную охрану, если пожар усилился.
Наряжая ёлку самодельными игрушками из ваты, марли, бумаги и прикрепляя к хвойным веточкам бенгальские огни и самодельные электрогирлянды, мало кто задумывается о возможных последствиях – возникновении пожара. Поэтому нельзя украшать ёлку игрушками из легковоспламеняющихся материалов, обкладывать подставку и ветки ватой, зажигать рядом с ёлкой свечи, спички и бенгальские огни, применять хлопушки. Не разрешается играть около ёлки в костюмах из бумаги, применять марли и ваты.
Брошенный незатушенный окурок или горящая спичка могут уничтожить целый дом. Очень опасно зажигать спички в жилых помещениях, на балконах, на чердаках и в чуланах: малейшая неосторожность приводит к пожару. В деревенских домах и на дачных участках часто пользуются печами, которые топят дровами. При этом надо быть очень внимательными: небрежность может обойтись очень дорого. В последнее время спросом пользуются петарды, бенгальские огни, фейерверки. Они не просто горят, но и разбрасывают искры в разные стороны. Когда искры попадают на легковозгораемые предметы, в начинается пожар.
Если есть пострадавшие от петард и фейерверков, необходимо: вызвать скорую медицинскую помощь; охладить ожоговую поверхность в течение 20 минут; наложить на ожоговую поверхность стерильную повязку и холод поверх повязки; дать пострадавшему обильное питьё. Ожоговые пузыри не вскрывать. Посторонние предметы и прилипшую одежду с места ожога не удалять.
Современные здания насыщены полимерными и синтетическими материалами, которые при горении выделяют вредные вещества. Токсичные продукты горения, как правило, скапливаются на уровне человеческого роста и выше, поэтому пробираться к выходу надо пригнувшись как можно ниже к полу. По возможности закрыть дыхательные пути хлопчатобумажной тканью. Неплохо увлажнить эту ткань с внешней стороны водой.
В сельской местности и на дачах для отопления и приготовления пищи используют печи и камины, которые топят дровами и углём. При открытых дверцах горящие головни, искры и угли могут попасть на пол. В таком случае пожар практически неизбежен. Печи и камины необходимо систематически очищать от сажи, золы и шлака. Выгребаемые из топок отходы должны быть политы водой и отнесены в специально отведённое место вдали от любых строений. Чтобы не случилось возгорания от печей и каминов, их нельзя оставлять без присмотра, а также поручать контроль за ними малолетним детям. При возникновении пожара звонить в пожарную охрану.
Пожары и паника
Что делать и как быть? Человек, попавший в чрезвычайную ситуацию, редко выходит из неё абсолютно невредимым. Одни, получив тяжёлые травмы и увечья, теряют здоровье, другие вообще лишаются жизни. Оставшиеся жить получают и такие раны, которые на первый взгляд незаметны, но чрезвычайно чувствительны и с большим трудом поддаются исцелению. Это раны души, человеческой психики и сознания. Особенно сильно травмируют психику, оставляют шрамы в душе стихия огня и вызываемый ею безотчётный страх (паника).
Паника – это психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуации. Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы нет, а люди поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, они теряют способность правильно воспринимать и оценивать обстановку. Статистика показывает, что наибольшее количество жертв приходится на пожары в зданиях с массовым пребыванием людей (танцевальные залы, театры, кинотеатры, концертные залы, стадионы, гостиницы, общежития, магазины). При этом первопричиной большого числа унесённых жизней бывает паника (паническое бегство). При пожаре паника овладевает людьми чаще, чем ожидается. Панические реакции у большинства детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде расслабленности, вялости действий, общей заторможенности, а иногда и полной неподвижности (когда человек физически не способен действовать и выполнять команды). Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее уйти от реальной или мнимой опасности. Естественно, что в обстановке, когда огонь пожирает всё вокруг, поведение людей редко бывает хорошо продуманным.
Явный признак паники – паническое бегство, вызванное стремлением человека попросту убежать от опасности, забыв обо всех и ни с чем не считаясь. Его главная цель – избавиться от обуявшего, причём иногда совершенно необоснованного, страха.
Паническое состояние сопровождается проявлением максимальной физической энергии у многих людей. Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы не существует, так как источник опасности может быть мнимым, а его расположение – предполагаемым. Человек воспринимает панику при пожаре как прямую угрозу своей жизни, которая приведёт к трагедии. Отсюда и возникает потеря самоконтроля. Объясняется это просто: человек в экстремальной обстановке начинает думать только о себе, никого и ничего не замечая вокруг. Причём действует он уже машинально и в итоге совершает неосознанные поступки. В конечном счёте многое зависит от самого человека: от его силы воли, выдержки, умения быстро и правильно оценить ситуацию. Паника может быть предотвращена конструктивно планировочными решениями в отношении путей эвакуации и эвакуационных выходов, мерами психологического воздействия, а также заранее продуманными и запланированными действиями администрации.
Каждый человек испытывает страх перед опасностью. Чтобы побороть его, надо заставить себя управлять своим поведением, когда хочется кричать и плакать, поставить перед собой цель выжить во что бы то ни стало. Для этого следует развивать и укреплять свои волевые качества путём целенаправленного самовнушения при помощи специальных фраз. Вот их примеры: «Я могу себя сдерживать», «Я управляю собой», «Я всегда собран и организован», «Я владею и управляю своими чувствами» и т. Надо стремиться сохранять хладнокровие и правильно оценить обстановку. Убедившись в сохранять наличии реальной опасности, выяснить, откуда она исходит. После этого спокойно покинуть помещение наиболее безопасным путём. Паникёров останавливать и призывать к порядку. Помогать тем, кто скован страхом и не может двигаться, поддерживая их под руки и успокаивая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём – залог безопасности.
Необходимо знать меры предотвращения пожаров, а в случаях их возникновения меры сохранения своих жизней и здоровья. Зная основные правила поведения при пожарах, можно избежать возникновения паники, чем обезопасите себя и окружающих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Открытый классный час по теме: «Правила пожарной безопасности»
Класс: 9 «А»
Классный руководитель: Жумахметова Э.
Когда мы небрежны бываем с огнем,
Он сразу становится нашим врагом!
Цель: закрепить ранее полученные знания и навыки учащихся по теме “Правила пожарной безопасности.
-научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе;
-привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами;
– расширить предоставления учащихся об опасностях, связанных с огнём.
Форма проведения: выступление учащихся, дискуссия, ситуации.
Оформление: рисунки, проектор.
Ход классного часа.
Просмотрите небольшой фрагмент мультфильма «Кошкин дом» и скажите о чем пойдет речь на классном часу.
Вступительное слово учителя: Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре? На эти вопросы нам сегодня и необходимо найти ответы.
Пожар – это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, зданий, материальных ценностей, растительного и животного мира.
Выступление эксперта №1:
Чаще всего пожар возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовой электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами.
Пожар опасен открытым огнём, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами.
Выступление работника МЧС:
Для предупреждения возгораний в жилище необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности. Вот некоторые из них:
– не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними;
-не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий;
-пользуясь свечами изолируйте их от стола огнестойкими материалами;
-не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах;
– не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющими материалами.
Но бывает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких случаях?
Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит;
-Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха;
-Нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением;
-Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение;
-Если выйти из квартиры из-за дыма невозможно, плотно закройте двери, вентиляционные отверстия полотенцами, смоченные водой;
Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.
Если кто-то гладил брюки
И не выключил утюг –
Он немедля остается
И без дома, и без брюк.
Если кто-то, не подумав,
У бензина закурил,
Он, конечно же, большую
Неприятность сотворил.
На автомобиле скором
Вместе с бравым брандмайором,
И чуть доспехами звеня,
Серебром сверкают каски,
Словно витязи из сказки
Мы выходим из огня.
Не курите на работе,
Прячьте спички от детей,
И тогда не попадете
В список грустных новостей.
Ведь пожар не управляем,
Очень много силы в нём,
Мы вас просто умоляем –
Осторожнее с огнём.
Выступление эксперта №2:
Чрезвычайно опасными являются лесные и степные пожары. Причиной их возникновения являются:
нарушение правил пожарной безопасности;
самовозгорание сухой растительности;
разряд атмосферного электричества.
В случае, если пожар застиг вас в лесу или степи, не следует принимать поспешное решение. Обнаружив рядом с собой, к примеру, вал степного или лесного низового пожара преодолевайте кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбивайте пламя; бежать нельзя – это ещё больше раздует пламя. Выходить из зоны пожара, скорость распространения которого невелика, надо в наветренную сторону.
Пожары сопровождают человека всегда и повсюду: на земле, под водой, в воздухе, в космосе.
Рост числа пожаров, материальных потерь, гибели людей является следствием бурного развития техники и технологии, концентрации производства, создания новых пожароопасных материалов, увеличения плотности населения, отсутствия в достаточном количестве первичных средств пожаротушения, низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и предупреждению пожаров и отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во время пожаров.
Пожары приносят неисчислимые беды, травмирование и гибель людей, они уничтожают все на своем пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде.
Просмотр видеоролика. Обсуждение с учащимися.
Игровая ситуация №1 У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок. Ситуация №2 На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце. Ситуация №3 На тебе загорелась одежда. Что будешь делать? Ситуация №4 Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать? Основные причины возникновения пожаров.
• Небрежное, халатное обращение с огнем.
• Нарушение требований техники безопасности при работе
электрическими приборами, печным отоплением.
• Нарушение правил проведения электрогазосварочных и огненных работ.
• Случайный или умышленный поджог.
•Пренебрежение опасностью, незнание и недооценка возможных последствий пожара.
• Удар молнии.
• Игра детей с огнем, в основном со спичками.
• Самовозгорание.
Вот некоторые из них: · не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними; · не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий; · пользуясь свечами изолируйте их от стола огнестойкими материалами; · не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах; · не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющими материалами. Но бывает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких случаях?
Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит; Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха; Нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением; Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение; Если выйти из квартиры из-за дыма невозможно, плотно закройте двери, вентиляционные отверстия полотенцами, смоченные водой; Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места. Признаки начинающегося пожара.
• Наличие запаха дыма.
• Незначительный огонь, пламя.
• Наличие характерного запаха горящей резины или пластмассы, снижение напряжения в электросети, нарушение подачи электропитания – признаки горения электропроводки.
• Людская суета на лестничных клетках, в подъезде.
Беседа:Теперь мы работаем в группах.
Назовите причины возникновения пожара.
Что следует делать при возникновении возгорания в помещений?
Каковы правила поведения при лесных пожарах?
Заключительное слово учителя:
Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём – залог нашей безопасности.
Призываю всех: “Друзья,
С пламенем играть нельзя! “
в 5 классе
Цель: способствовать осознанию учащимися значимости соблюдения правил пожарной безопасности; привить учащимся навык осторожного обращения с огнем; воспитать чувство ответственности.
– лозунги-листовки: «Спички не тронь, В спичках – огонь!», «Чтобы в наш дом не пришла беда, Будьте с огнём осторожны всегда!», «Не играй, дружок со спичкой! Помни ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла!»;
– плакаты с правилами пожарной безопасности;
– плакат с номером пожарной службы «0-1»;
Оборудование: символическая эстафетная палочка в форме огнетушителя
Ведущий 1: Огонь – давний друг человека с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
Чтец 1: Да без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
И хлеб печёт.
Ведущий 2: Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами (слайд 3)
Чтец 2: Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Ведущий 1: Да, огонь бывает разный –
Синий или золотой,
Очень злой.
Классный руководитель: Да, действительно огонь бывает добрым и злым, но это зависит от нас с вами. Послушайте старинную русскую легенду «Два огня» (классный руководитель читает легенду или звучит аудиозапись)
Зажглись на одном дворе два огня и стали между собой разговаривать.
– Ох, брат, и погуляю я на той неделе, – говорит один огонь. – Весь дом пожгу, и двор пожгу, ничего не оставлю.
– Чего это ты надумал своих хозяев обижать? – удивляется второй.
– Того и надумал, что они сами меня обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затапливают, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я такого не люблю. Я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, до утра не укроет.
– Ну, гуляй, коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – и зажгут меня с молитвой, и погасят с добрым словом.
Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское деревянное колесо – лежало оно целым целёхонькое.
Классный руководитель: Ребята, кто виноват в случившемся? (ответы учащихся) Да, правильно. Конечно, в случившемся виноваты хозяева, которые неправильно обращались с огнём.
Как вы думаете: о чем мы сегодня будем говорить на классном часе? Да, мы будем говорить о правилах пожарной безопасности и о причинах возникновения пожара.
– Что такое пожар? С чем у вас ассоциируется это понятие?
Построение ассоциограммы. Задача классного руководителя – выстроить ассоциограмму, разделив её на три логические части: причины пожара, средства пожаротушения и последствия пожара. Возможны и другие варианты в зависимости от ответов учащихся.
Классный руководитель завершает построение ассоциограммы и зачитывает её, предлагая ребятам назвать «разделы». Если учащиеся хорошо подготовлены, то они без особого труда назовут разделы самостоятельно. Если же учащиеся затрудняются, то можно первый «раздел» назвать классному руководителю. (слайд 4-8)
Причины пожара Средства пожаротушения Последствия пожара Не выключенный утюг Вода Смерть Окурок Песок Огненный шторм Неосторожное обращение с огнём Огнетушители Разруха Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств Одежда Грозовые разряды Ветки деревьев Самовозгорание веществ и материалов Разряды статического электричества Поджоги
(Стук в дверь. Входит юноша-пожарник)
Пожарник: Здравствуйте, друзья! Я пришёл, чтобы помочь вам разобраться в причинах возникновения пожара.
Пожарник: (указывая на листовку, прикреплённую к доске)
Возле дома и сарая
Разжигать костры не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Ведущий 1: Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, спирт, керосин, лак.
Пожарник: (указывая на плакат)
Ведущий 2: Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить бельё. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности.
Ленту гладила Анюта
И увидела подругу,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж, дети, не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
Классный руководитель: Ребята!
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один
Позвони по «01»!
И ближайшему району
Сообщи по телефону,
ГДЕ горит и ЧТО горит
И КТО об этом говорит!
(делает ударение на выделенные слова)
Классный руководитель: Я думаю, ребята, вы хорошо запомнили всё, о чём сейчас мы говорили. А мы это сейчас проверим. Сыграем в игру «Эстафета причин».
Ребята передают друг другу эстафетную палочку в форме огнетушителя, при этом называют причину возникновения пожара. Тот, кто назовёт больше всех причин, награждается знаком «Юный пожарник».
– Молодцы, ребята! А теперь я объявляю конкурс «Отгадай загадки».
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
Шипит и злится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь) слайд 16
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Огонь) слайд 17
Спички? (Пожар) слайд 18
Летала мошка –
Осиновая ножка.
На стог села –
Всё сено съела. (Спичка) слайд 19
То вперёд.
Море. (Утюг) слайд 20
– По приведенному отрывку определите произведение и его автора.
слайд 21 Шарль Перро “Спящая красавица”
“В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру”
слайд 22 Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”
“Словечко за словечком-
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновение –
И легкий огонек
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
слайд 23 С. Маршак “Кошкин дом”
“Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
– Живо! Садись завтракать.
Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер”
слайд 24 А. Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”
– Литературные произведения вы знаете хорошо.
Классный руководитель: Запомните дети,
Правила эти.
Ведущий 1: С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур.
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
Ведущий 2: Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Ведущий 1: Не суши бельё над газом –
Всё сгорит единым разом.
Ведущий 2: Когда без присмотра оставлена печь –
Одна лишь искра целый дом может сжечь!
Ведущий 1: Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.
Ведущий 2: Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Классный руководитель: Пусть помнит каждый гражданин!
Пожарный номер – ноль-Один!
– Ребята, соблюдение этих правил поможет сохранить жизнь и здоровье людей.
Осторожно,огонь! PPT / 1. 83 Мб