Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Проблемы биоэтики

Биоэтика – область исследований, касающихся
нравственных аспектов современной медицинской
науки и практики, медицинских технологий, политики
здравоохранения. Проблемы биоэтики:
реанимационная практика;
трансплантология;
транссексуальная хирургия;
клонирование;
производство психотропных лекарственных средств

Этические проблемы современной науки

Последняя группа философских проблем технических наук  связана с этикой науки, т. моральными и нравственными вопросами исследовательской деятельности. В названной теме условно можно выделить два аспекта: внешнюю и внутреннюю этику науки. Первая касается моральных проблем, характеризующих взаимосвязь науки и общества. Она рассматривает, главным образом, этико-правовые проблемы, связанные с ролью науки в современном обществе, с возможностью общественного контроля и социальной оценки достижений науки, с правовой, профессиональной и моральной ответственностью ученого за социальные последствия НТП и НТР, за результаты применения научного знания.

Человек, благодаря достижениям науки и техники, превратился ныне в космопланетарную силу, способную как преобразовать, так и разрушить нашу планету и даже солнечную систему. Это остро поставило вопрос об этической ответственности субъектов исследовательской деятельности и науки в целом. С точки зрения технознания, к вопросам преимущественного этического характера должно отнести проблемы автоматизации производства; генной инженерии; влияния техники на окружающую среду и на природу человека, проблемы искусственного интеллекта и т.

Второй аспект относится к внутренней этике науки. Сюда входят проблемы собственно научного творчества, в частности, нравственного отношения ученого к своему труду, этики отношений в научном коллективе, нормы и ценности исследовательской работы, нравственно-психологические требования, предъявляемые к личности и поведению ученого и т. Например, в настоящее время активно обсуждаются такие негативных явления в отечественной науке как «заказные защиты», рост плагиата в научных публикациях, фальсификация индекса цитирования, незаслуженное членство в структурах РАН, коррупционные скандалы в руководстве ВАК, административные методы руководства вузовской наукой, нецелевые расходы бюджетных средств, «утечка мозгов» и пр.

Понятно, что решение вопроса о соотношении науки и этики зависит от того или иного понимания науки. Если научное познание рассматривать как простое достижение нового знания, объективных истин, то, безусловно, этические критерии могут относиться к нему лишь опосредованно. Если же познание понимать как человеческую деятельность, социальную по своим предпосылкам, условиям протекания, результатам и последствиям, то наука, конечно, оказывается подвластной этическим нормам и оценкам.

В этой связи, объектом ответственности становятся не только результаты применения достижений науки в практике, но и сами процессы исследования, внутренний мир науки, тематика проводимых исследований, характер постановки и проведения экспериментов и т.

Изменяется и понимание субъекта ответственности. Им становится не просто абстрактная наука в целом, а конкретные научные дисциплины, проблемные области, исследовательские группы и, в конечном счете, отдельные исследователи.

При обсуждении проблемы «наука и этика» следует исходить из конкретно-исторического подхода. Он требует рассматривать науку на определенном этапе ее развития, с учетом тех возможностей, которыми она располагает на этом этапе, и тех разнообразных воздействий, которые она оказывает на человека и на общество. Он предполагает также анализ тех социально-экономических и культурных условий, которые характерны для данного общества и в рамках которых функционирует социальный институт науки. Вне такого подхода любые проекты этического регулирования науки в лучшем случае останутся утопиями, а в худшем – приведут к нежелательным последствиям, вплоть до полной невозможности осуществления научной деятельности в виду ее чрезмерной зарегулированности.

Наука, как уже отмечалось, является важнейшим социальным институтом современного общества. Всякий социальный институт – это особая сфера упорядоченных отношений между людьми, устойчивый тип организации их деятельности. Такая упорядоченность и организованность достигается путем нормативно-ценностного регулирования межличностного взаимодействия. С точки зрения своего внутреннего устройства, любой социальный институт выступает как система норм и ценностей, которая обуславливает поведение людей в рамках данного института.

Нормы очерчивают круг допустимого, возможного, должного поведения в данном типе социальной организации.

Ценности определяют, что является важным, во имя чего люди должны следовать принятым нормам и вообще поступать тем или иным образом, зачем нужна эта деятельность. Ведь ценностью становится лишь то, что имеет для человека смысл, личностную или социальную значимость.

Каждый социальный институт располагает механизмом контроля заповедением и действиями людей. Он представляет собой обширный набор позитивных и негативных санкций, которыми поощряется ожидаемое и наказывается отклоняющееся поведение. Если говорить о социальном институте науки, то здесь главной позитивной санкцией является признание коллег, как современников, так и ученых последующих поколений. Это признание может выражаться в разных формах – от цитирования в научной статье до присуждения Нобелевской премии. Известна практика увековечивания имени ученого в названии закона или теории. Например, закон Ньютона, периодическая система Менделеева, теория относительности Эйнштейна.

Напротив, того, кто допускает отклонение от принятых в науке норм, не следует системе научных ценностей, ожидают негативные санкции. Это может быть исключение из организационных структур науки, лишение научного звания и степени, либо игнорирование всеми коллегами того, что делает данный ученый. Ведь если в научной литературе нет упоминаний его имени, цитат или ссылок на его работы, то это значит, что для науки его попросту не существует.

Поэтому подготовка научных кадров и осуществление научно-исследовательской деятельности предполагает знание и соблюдение норм, идеалов и ценностей современной науки, следование этосу науки.

Этос науки – понятие, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Он представляет собой своеобразный этический кодекс, нормативную систему, обращенную к сознанию и воле субъектов научной деятельности.

Данное понятие ввел в научный оборот в середине ХХ века известный американский социолог Роберт Мертон. Он же разработал концепцию «нормативного этоса науки». По его мнению, этос новоевропейской науки обусловлен воздействием трех основных факторов:

– он отвечает главной цели научной деятельности – систематическому расширению сферы достоверного знания;

– исторически этос науки восходит к протестантскому комплексу ценностей XVII века, утверждавшего такие императивы как полезность, рациональность, индивидуализм, антитрадиционализм и земной аскетизм;

– он представляет собой реализацию основных стандартов демократического, цивилизованного поведения.

Таким образом, в морали ученых сходятся познавательные и социальные компоненты, а нормам этоса науки следуют не только из-за их процедурной эффективности, но и в силу того, что они считаются справедливыми, легитимными и благоприятными.

Основу этоса науки, по Р. Мертону, составляют четыре императива (нравственных закона, принципа исследовательской деятельности): универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм.

Принцип универсализмапредполагает, что ученые в своем исследовании и в оценке трудов своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпатиями и антипатиями, а исключительно общими критериями и правилами. К ним относятся, в частности, правила обоснованности и доказательности знания, что позволяет науке преодолевать различие и противоборство существующих в ней групп, школ и интеллектуальных традиций.

Императив всеобщности указывает, что результаты научной деятельности есть продукт социального сотрудничества и являются общим достоянием научного сообщества, в котором доля индивидуальных творцов строго ограничена.

Незаинтересованность означает готовность ученого согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат его собственным взглядам и убеждениям.

Организованный скептицизм есть установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения.

Существенные отклонения от этих норм приводят, по Мертону, к деградации научного сообщества, к снижению качества производимого знания, к появлению псевдонауки.

В последующее время к названным императивам выдвигались добавочные нормы: оригинальность, независимость, рационализм, эмоциональная нейтральность, беспристрастность. Данные императивы можно рассматривать в качестве этических оснований научного познания.

Как уже отмечалось, общей целью научного сообщества является увеличение массива достоверного научного знания. При этом новое знание или его использование на практике могут нести потенциальную опасность для природы и общества. Конечно, сегодня в большинстве государств существуют правовые нормы, регламентирующие исследовательскую деятельность и обеспечивающие экологическую, информационную и национальную безопасность. Предпринимаются попытки поставить под общественный и государственный контроль отдельные направления научных исследований и технологических разработок. Но запреты и прямое административное управление научным познанием малоэффективны. В науке, как в любом виде творчества, запреты только вредят делу. Гораздо больший результат в качестве регулятора научного познания могут дать моральные нормы творческой деятельности, разумеется, при условии их безусловного выполнения всеми научными работниками. Ибо эти нормы опираются не на внешнее принуждение, а на свободную сознательную волю человека, на его добровольный выбор.

В силу возрастания роли науки в жизни современного общества возникла необходимость создания универсальной системы моральных норм научной деятельности, которые бы выполняли регулирующие функции в этой сфере. Это важно еще и потому, что сама исследовательская деятельность порождает ряд этических противоречий, имманентных ее природе. Мертон, в частности, приводит девять пар таких моральных коллизий.

Естественное стремление ученого быстрее опубликовать полученные данные – и недопустимость поспешных публикаций.

Осторожность по отношению к новомодным идеям – и гибкость, восприимчивость к перспективным научным гипотезам.

Необходимость тщательной проверки новой идеи – и необходимость ее скорейшей «заявки» по приоритетным соображениям.

Право ученого рассчитывать на высокую оценку своих трудов – и обязанность работать безотносительно к оценке других.

Необходимость эрудиции – и опасность преувеличения ее значения.

Скрупулезное внимание к формулировкам и деталям – и недопустимость педантизма.

Собственная научно-исследовательская работа – и необходимость иметь учеников, при этом второе не должно отнимать силы и энергию для осуществления первого.

Право молодого ученого на самостоятельность – и необходимость учиться у мастеров науки.

Научное знание интернационально – но оно делает честь нации, которая способствовала его открытию.

Некоторые авторы понимают под нормами науки нравственные требования, соблюдение которых обеспечивает социальную ответственность субъектов научного поиска.

С этой точки зрения, первое нравственное требование, предъявляемое к ученому, – требование научной объективности, т. служение истине и только истине.

Второе нравственное требование – добросовестность в отношении к научному труду, к поиску истины, мужество отказаться от, казалось бы, уже найденной истины, если обнаруживаются факты, противоречащие ей.

Третий нравственный принцип, которым следует руководствоваться любому ученому, это требование доказательности. Оно состоит в том, что ученый не имеет морального права доказывать свое мнение методами и средствами, не совместимыми с наукой.

Четвертая нравственная ценность научной деятельности – высокая требовательность к себе, проявляющаяся в скромности ученого и его самокритичности, которые связаны также с умением уважать научные работы предшественников, с открытым признанием заимствования у них тех или иных идей.

Пятый моральный принцип научного творчества может быть определен как требование уважения оппонента. Даже если ученый по тем или иным причинам не уважает своего теоретического противника как человека и ученого, он обязан прислушаться к его мнению.

В свое время известный советский биолог С. Мейен сформулировал так называемый «принцип сочувствия», ставящий перед ученым трудную этическую задачу: прочувствовать точку зрения своего оппонента, мысленно стать на его место и «изнутри с его помощью рассмотреть здание, которое он построил»

Другие исследователи называют в качестве внешних ценностей такие показатели как практическая полезность, эффективность, повышение интеллекта и образовательного потенциала общества, содействие НТП и социальному прогрессу, экологическая безопасность и т.

Третьи предлагают включить в нравственный кодекс научного работника целый комплекс этических стандартов:

– гражданская и нравственная ответственность ученого за социальные и экологические последствия применения своих открытий, за научный прогресс;

– обязанность информировать общественность о возможности применения своего открытия или открытия своих коллег во вред человечеству, в антигуманных целях;

– недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для здоровья человека и генетического фонда человечества;

– личная ответственность за доброкачественность информации и качества производимого знания;

– нравственная ответственность за воспитание молодого поколения ученых и студентов в духе гуманизма, научной честности и порядочности;

– личная незаинтересованность, т. независимость научной истины от личных мотивов, интересов и прочих нравственных характеристик исследователя;

– объективность при оценке чужих результатов, чужого мнения, независимо от личного отношения к оппоненту, данной научной школе или методологии;

– обязанность публиковать свои труды, делая их достижением науки;

– критическое отношение к собственным достижениям (особенно в случае успеха), отказ от соавторства без реального участия в данном исследовании (особенно в случае занимаемого высокого научного поста);

– обязанность признания своих ошибок и затруднений во избежание повторных, ненужных исследований, вызывающих лишние общественные затраты;

– недопустимость плагиата в любой форме, обязанность ссылаться на авторов идей, формул и т. (при этом ссылки на чужие работы тем более обязательны, чем ближе эти работы к собственным работам ученого);

– обязанность отстаивать свои идеи и концепции, невзирая на любые авторитеты и конъюнктуру и т.

Таким образом, очевидно, что современная наука сталкивается с многочисленными и разноплановыми задачами не только когнитивного, но и аксиологического характера. Современный исследователь должен быть человеком с высокой степенью профессиональной компетентности. Помимо профессиональных знаний ученый сегодня должен обладать информационной культурой, владеть современными коммуникативными технологиями, разнообразными методологическими приемами и способами познания, обладать определенным уровнем социальной ответственности. Свобода научного поиска сопряжена с соблюдением правовых, моральных, нравственных, корпоративных норм и установок.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Проблемы гуманитарного и экологического контроля в науке и технике»

Особое внимание при определении стратегии
исследования должно быть уделено гуманитарному
контролю в науке и высоких технологиях. Такой контроль
должен исключить использование новых достижений
науки и техники в антигуманных целях. В этих целях
должны проводиться экологические и социальногуманитарные экспертизы научно-технических проектов. В связи с этим возрастает ответственность ученых перед
обществом за достоверность своих экспертиз и
результаты деятельности в науке в целом. Два аспекта человеческого существования — как части
природы и как деятельного существа, преобразующего
природу, — приходят в конфликтное столкновение

Экологическая этика

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Конспект урока “Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий”

Мы не представляем нашу жизнь без мобильных телефонов, интернета и электричества. Но технический прогресс невозможен без фундаментальных наук. Без них мы бы даже не знали, что Земля круглая.

История науки — это история процесса накопления знаний многими поколениями людей, их осмысления и оформления в теориях учёных-одиночек, их пересмотра и применения в практике. Она давно выстроена историками, отшлифована ими и растиражирована в тысячах книг.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Наверное, никто не скажет наверняка, кто первый открыл огонь, изобрёл орудия труда, оружие и кто изобрёл колесо. Неизвестно, кто первый пытался объяснить восход и закат солнца.

Все эти открытия были стартом в поисках научной истины, и эти поиски продолжаются до сих пор. Люди по своей природе очень любознательны, и стремятся знать всё об окружающем мире. И люди не просто получают знания, чтобы удовлетворить своё любопытство. Они хотят применять полученные знания для своей пользы.

Возникновение наук, их отделение от философии связывают с появлением первых измерительных приборов. Естественные и гуманитарные науки взяли из философии методы теоретического анализа и синтеза, обобщения и дифференциации, наблюдения, описания объектов природы в их теоретических моделях. Математика взяла из философии логику и научилась методами моделирования описывать теоретические модели природных объектов в состоянии покоя и в динамике. Математический язык цифр, формул, графиков — научный инструмент любой современной науки.

Весомый вклад в развитие естественных наук многие учёные. Среди них и учёные Древней Греции, Индии и Арабских стран. И великие учёные Средневековья: Иоганн Кеплер, Христиан Гюйгенс, Галилео Галилей и Исаак Ньютон. И многие учёные ХХ века.

Процессы научного познания окружающего мира получили ускорение с использованием информационных технологий, компьютерной техники, сложных технических устройств, позволяющих заглянуть в невидимое, познать непознанное. Люди научились прогнозировать невидимое (открытие нейтрино, бозона Хиггса и тому подобное), проникать в генетические программы разных этносов и отдельных людей (открытие генома человека), структуру нейролингвистической активности головного мозга (полушарной асимметрии), научились считать порции лучистой энергии Солнца и звёзд (квантовая физика и химия) и многому другому.

Выявлены фундаментальные физические постоянные — скорость света, заряд электрона, постоянная Хаббла, гравитационная постоянная и другие. Но невероятные темпы развития современной науки человечеству приходится сдерживать законами биоэтики и экологии, чтобы сохранить среду жизни и саму жизнь людей.

Каждый день открывает учёным новые тайны природы, уменьшая непознанное. Но остаётся множество вопросов, которые сегодня относятся к непознаваемому. Как возникли жизнь и разум человека? Одни ли мы в ближайшем космосе, во Вселенной? Где край Вселенной и что за её краем? Кто придумал весь этот порядок, законы природы?

Мудрость человечества — в соблюдении законов природы и бережном отношении к самой жизни на любом уровне её бытия.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Многие из проблем, с которыми люди сталкиваются сегодня, — результат противоречия между условиями среды обитания, к которым наши предки приспосабливались в течение миллионов лет, и современным миром, с его непредсказуемыми и быстро меняющимися условиями жизни. Это противоречие — следствие уникальной человеческой черты — стремления выйти за пределы наших возможностей, наработанных эволюцией.

Наряду с углублением дифференциации знаний происходит глобальная интеграция наших представлений о природе по пути перехода от узкопредметного освоения окружающего мира (физика, химия, биология, география и так далее) к целостному и системному исследованию проблем, возникающих в процессе познания и преобразования окружающего мира.

В конце XX столетия из чисто мировоззренческой, философской концепция универсального эволюционизма — связи эволюции человека и Вселенной — становится научной теорией.

Широкое понимание виртуальной реальности как мира возможных форм оправдывается историей научного познания. Познание происходит по пути расширения смысла объекта, превращения фиксированных, константных значений в нефиксированные, свободные, динамические. В физике понятие энергии в XVII веке имело лишь положительное значение, в XX — уже отрицательное, сегодня даже мнимое.

Современная научная картина мира — это обобщённая теоретическая модель, природно-техносоциальный мир — целостный организм, в котором совместно развиваются живая (биотическая) и неживая (абиотическая) материя Земли, космоса, Вселенной. Развитие природно-техносоциального мира включает естественные периоды его равномерного развития и периоды кризисов, включающие точки самоизменения самоорганизующейся системы. Научная модель мира является и концептуальной основой изучения проблем безопасности.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Глобальные экологические проблемы — парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры, опустынивание и засоление почвы, истощение чернозёмного слоя, по мнению учёных, имеют техногенные причины. Пример экологической катастрофы — Аральское море, расположенное на границе Узбекистана и Казахстана, которое превратилось из прежде богатого жизнью моря в бесплодную пустыню.

Кислотные дожди — это выпадение из облаков осадков с высокой концентрацией токсинов, отравляющих воду, сушу — всю среду обитания.

Большие концентрации метана, фреона разрушают слой озона в атмосфере Земли. Как следствие образуются озоновые дыры, сквозь которые проходит солнечная радиация в опасных дозах для живых существ. Озоновый слой атмосферы — защита жизни на Земле. На сегодняшний день эффективное решение проблемы не найдено.

Парниковый эффект — это резкое потепление климата, общее повышение средних температур на всей территории Земли. Причинами парникового эффекта специалисты называют парниковые газы, которые образует техносфера. Потепление климата планеты даже на один градус грозит экологической катастрофой. В Сибири из-за потепления лиственничные леса заменяются еловыми и пихтовыми. Эти деревья не сбрасывают хвою на зиму, она задерживает (поглощает) солнечную энергию, которая не достигает снежного покрова и не отражается от него, что тормозит ожидаемое таяние вечной мерзлоты. Таким образом природа пытается защитить себя.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Наука как любой инструмент может принести и добро, и зло человеку и природе. XX век обострил некоторые биоэтические проблемы. В медицинской практике часто возникают неоднозначные ситуации, требующие обсуждения профессионалами и общественностью: вопросы контрацепции, донорства, эвтаназии.

Биоэтика — этика жизни, наука о должном поведении специалиста по отношению к живому, наука о нравственной стороне его действий, от которых зависит качество жизни, безопасность, благополучие человека и других живых организмов единого природного мира биосферы.

Биоэтика активно разрабатывает нравственные параметры и критерии моральной оценки научных решений биологических, медицинских, экологических и социальных задач.

Ключевые вопросы биоэтики (биоэтические проблемы):

• эвтаназия — вопрос о врачебной помощи в добровольном уходе пациента из жизни;

• трансплантация — пересадка донорских органов; прижизненное изъятие органов и их пересадка (от ближайших родственников с их согласия), использование органов умерших людей (доноров);

• пересадка органов от животных (от свиней запрещено в мусульманских и иудейских странах, от коров — в Индии);

• искусственный аборт (разрешён в светских государствах и запрещён всеми основными религиями даже по медицинским показаниям);

• злоупотребления психиатрией в политических целях;

• клинические испытания новых лекарственных средств и вакцин;

• проблема нецелевого, немедицинского, использования данных о геноме человека и других характеристик, составляющих врачебную тайну, и многое другое.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Биоэтические и экологические принципы и критерии безопасности жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи, активно обсуждаются в обществе специалистами, законодателями, активистами общественных движений.

Россия в конце прошлого столетия активно включилась в решение биоэтических проблем:

• создано пять центральных комитетов по биоэтике: Национальный комитет по биоэтике Российской академии наук, комитеты при Президиуме РАМН, при Российской медицинской ассоциации, при Ассоциации врачей, при Минздраве России и при других социальных институтах;

• биоэтику изучают в медицинских вузах; изданы монографии и учебные пособия по биоэтике с участием видных учёных-медиков, биологов и философов;

• состоялись публичные обсуждения актуальных проблем биоэтики: философских проблем современной медицины, этических проблем эмбриологии, искусственной фертилизации и клонирования, этико-правовых вопросов;

• врачебные и сестринские общественные объединения приняли Кодекс врачебной этики, Этический кодекс российского врача, кодексы медицинской сестры и фармацевтического работника;

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Естественные и гуманитарные науки: методы теоретического анализа и синтеза, обобщения и дифференциации, наблюдения, описания объектов природы.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Современная научная картина мира – обобщённая теоретическая модель, природно-техносоциальный мир – целостный организм, в котором совместно развиваются живая (биотическая) и неживая (абиотическая) материи Земли, космоса, Вселенной.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Кислотные дожди – выпадение из облаков осадков с высокой концентрацией токсинов, отравляющих воду, сушу, всю окружающую среду.

Парниковый эффект – резкое потепление климата, общее повышение средних температур на всей территории Земли (источник – парниковые газы техносферы).

Большие содержания метана, фреона разрушают озоновый слой (считается защитным слоем Земли) Земли через который проходит солнечная радиация

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

  • Создано 5 центральных комитетов по биоэтике;
  • Биоэтику изучают в медицинских ВУЗах, изданы монографии и учебные пособия;
  • Состоялись публичные обсуждения актуальных проблем биоэтики;
  • Врачебные и сестринские общественные объединения приняли Кодекс врачебной этики

(Кодекс врача, медицинской сестры и фармацевтических работников);

Главный принцип экологического мышления

Главный принцип биоэтики и медицины

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Кодексы этики и их роль С целью расширения и поддержки этичного поведения специалистов многие профессиональные объединения уже давно выработали и издали кодексы этики. Американское общество инженеров-строителей пыталось еще в 1893 году создать кодекс этики. После длительных обсуждений и корректировок он был принят в 1914 году. в 1910 году, был принят кодекс Союза британских инженеров-строителей. К одному из наиболее ранних кодексов этики (1912 г. ) относится кодекс этики Международного союза инженеров электротехников и электроников IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers).

Кодексы этики и их роль В практической жизни этическое поведение зачастую не только не поощряется, но может иметь неблагоприятные последствия для человека, обращающего внимание руководства на недостатки в области техники безопасности или даже злоупотребления. Кодексы этики не имеют непосредственной юридической силы, однако в юридических процессах в той или иной мере учитываются (например, кодекс этики Союза немецких инженеров VDI). Кодексы этики по своему статусу могут быть практически приравнены к техническим нормам и, хотя и не имеют силу закона, являются обязывающими для специалистов.

Кодексы этики и их роль Эффективность кодексов, естественно, решающим образом зависит от того, признают ли эти обязательства обе стороны – работник и работодатель. Эти обязательства могут быть, конечно, зафиксированы в трудовых договорах. Однако это еще не обеспечивает их действенности, если не подкрепляется организационными мерами, например наличием уполномоченных по этике, этическими телефонами доверия и т. Во всех случаях конфликтующие стороны должны пытаться разрешить конфликт в пределах своей организации и только при неуспехе выносить его в свои профессиональные сообщества.

Этические проблемы науки Сегодня, когда научная деятельность стала массовой профессией, когда появились крупные исследовательские центры, когда стали реализовываться гигантские научные проекты, старые этические вопросы зазвучали совершенно по- иному. Весьма актуальны также проблемы взаимоотношений между учеными, менеджерами, политиками.

Свобода научных исследований и ответственность ученых Без свободы научного поиска не может быть настоящей науки. Но прорыв в неизведанные области в свою очередь несет за собой и готовность натолкнутся на результаты, которые было бы лучше не знать. Риск заключается в том, что нам надо было бы уже знать то, что мы в будущем выясним благодаря исследованиям, чтобы знать, что лучше бы нам этого не узнавать. Еще одна сторона проблемы: свобода исследований неизбежно включает в себя и право ученых на ошибку, что накладывает на них обязанность сомневаться как в своих результатах, так и в результатах, полученных другими учеными. Это обстоятельство объясняет и то, почему ученые резко выступают против так называемой лженауки или антинауки.

О лженуке Участников и приверженцев лженауки можно разделить на три категории: истинно и безгранично верующих (в астрологию, передачу мыслей на расстояние, ходящих между нами инопланетян, в чумаков, кашпировских и т. ), верящих в то, что что-то необъяснимое на свете есть, и, наконец, элементарных жуликов, эксплуатирующих пристрастие людей к чудесам. Безусловно, в мире еще очень много непознанных явлений, и по этому поводу можно строить массу гипотез

О лженуке Пока всякого рода чудеса не выдаются за неопровержимый факт, никто не возражает против исследования аномальных, паранормальных, экстрасенсорных и прочих подобных явлений. Однако поскольку эти исследования в течение многих лет не дали никаких результатов, аморально требовать, чтобы они оплачивались из кармана государства, т. налогоплательщика. Более того, за наукой должно оставаться право бороться с воинствующей лженаукой, поскольку она способствует распространению мракобесия.

Свобода научных исследований и ответственность ученых Может показаться, что конституционный принцип свободы научных исследований освобождает ученого от всяких нравственных и правовых ограничений, касающихся предмета его исследований, особенно если они выполняются по заказу государства. На самом деле наоборот, вместе с правом свободы поиска на ученого накладывается ответственность за то, чтобы все, что он делает, было совместимо с моральными и правовыми нормами.

Свобода научных исследований и ответственность ученых Каждый, кто работает в науке и затрагивает окружающую среду, должен считаться с длинным списком конституционных гарантий свободы, прав личности, защиты собственности своих сограждан, а также защиты окружающей среды. Никакой ученый не имеет права ссылаться на свободу научного поиска, если он без ясно выраженного согласия своих сограждан делает их предметом своего исследования, контроля или анализа.

Свобода научных исследований и ответственность ученых Соотношение свободы научных исследований и ответственности за их проведение и последствия особенно наглядно проявляется в тех случаях, когда ученый – врач, психолог, педагог, антрополог или генетик – подвергает экспериментам своих сограждан, делая их объектом своих исследований (например, эксперименты Стэнли Милграма).

Нормативный кодекс ученого Ответственность ученого включает в себя два аспекта: ответственность внутри научного сообщества и ответственность по отношению к остальному обществу. Ответственность внутри научного сообщества включает соблюдение правил чистоты научных работ и честной конкуренции.

Нормативный кодекс ученого Основополагающие предпосылки и заповеди, которые входят в нормативный кодекс ученого по Г. Ленку и Г. Мору : интеллектуальная свобода; свобода исследований (под этим они имеют в виду, что результат исследований не должен определяться факторами, лежащими вне науки); свобода от цензуры (отсутствие списка запрещенного знания); внепартийность; интеллектуальная добросовестность (в науке не должно быть лжи); гибкость (учет других альтернатив и готовность при необходимости изменить теорию); точность определений и максимально простое изложение; доверие к коллегам и надежность для них; первостепенная важность познания (надежное знание при всех обстоятельствах лучше, чем его игнорирование).

Нормативный кодекс ученого Г. Ленк предлагает различать этос ученого (его профессиональный моральный облик) и этику (его универсальную мораль), хотя в практической деятельности ученого они постоянно пересекаются. В научном соревновании, в отличие от спорта, не бывает серебряных медалей – засчитывается только первый результат, т. конкуренция может быть даже более жестокой, чем в спорте. В условиях сильной профессиональной конкуренции и острого соревнования за репутацию, оригинальность, приоритет открывателя, штаты, средства на исследования легко возникает соблазн поступиться принципами.

Нормативный кодекс ученого Научный этос на практике все же соблюдается. Санкции достаточно строги. Тот, кто нарушает заповедь научной добросовестности – подтасовывает, обманывает или делает грубые ошибки,- теряет уважение и доверие своих коллег и тем самым свой статус ученого и достаточно быстро исключается из их круга, даже если он сохраняет свое рабочее место. Однако, как признает Г. Мор, каждый ученый имеет и свой регистр грехов

Нормативный кодекс ученого Бывший председатель Европейского общества физиков специалист по физике твердого тела Вернер Букель сформулировал ряд требований этики ученого: 1. Ученые не должны быть продажными. Они не должны делать свои научные высказывания за или против каких-либо заинтересованных групп и, возможно, еще получать за это особенно высокий гонорар. Ученые должны стремиться предвидеть возможные последствия своей работы. Это трудно, поскольку это требует расширения своей компетенции за пределы непосредственной специальности.

Нормативный кодекс ученого 3. Ученые должны наряду с положительными безжалостно раскрывать и отрицательные последствия, которые могут иметь результаты их исследований. За счет этого общество будет в состоянии эти последствия своевременно распознать и их избежать. Исследования не следует запрещать, поскольку они необходимы для решения наших будущих проблем, но нужно научиться ими управлять. Такое поведение ученых, когда они ведут себя ответственно и возможно раньше показывают возможные риски, должно высоко оцениваться обществом.

Нормативный кодекс ученого 5. При научных оценках ученые должны быть объективными и не должны выражать свое собственное мнение. Как граждане они имеют право на собственное мнение и должны его иметь. При этом оно не обязательно должно быть научно обосновано, но это обстоятельство ученые обязаны четко подчеркивать.

Научная экспертиза и политика Наука по своей внутренней природе не политична. Она интернациональна, и ее результаты не зависят от политических и социоэкономических граничных условий. В отличие от науки политика способна только к консенсусу. Не бывает политической правды, бывает только политическое решение на основе существующего на сегодня положения дел

Научная экспертиза и политика В настоящее время распространен кризис доверия к экспертам. Это связано с тем, что известна масса случаев, когда эксперты приходят к противоположным выводам. Такое противоречие может возникать только из-за того, что по крайней мере один из экспертов утверждает большее, чем он может научно обосновать.

Научная экспертиза и политика В науке такая проблема обычно разрешается следующим образом. Обеим сторонам предлагается провести пошаговое сравнение доказательств, с тем чтобы локализовать разногласия. Если в этот процесс вовлечены профессионально компетентные и моральные личности, всегда находится решение, даже когда приходится отказаться от какого-либо утверждения в связи с незнанием или в связи с принципиальными границами познания. Если же ученый занимает одну из позиций по политическим или каким-либо иным, не связанным с наукой соображениям, на что он как личность имеет право, он тем самым в этот момент покинул область науки, научным экспертом быть не может и по этическим принципам должен это ясно подчеркнуть.

Научная экспертиза и политика На практике все выглядит сложнее. Ученые нуждаются в финансировании, а политика нуждается в научном обосновании. Нередко жертвой в этой дилемме оказывается научная добросовестность. Грамотный, честный и ответственный эксперт, заслуживающий доверия, всегда четко может сформулировать доводы: что доказано, что представляется достаточно надежным, что возможно и что вероятно возможно. Если оставить в стороне умышленную (за вознаграждение, из корпоративного духа и т. ) ложную экспертизу, основная проблема экспертизы заключается в том, что все больше людей вмешиваются в дела, в которых они ничего не понимают.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Российское природоохранное законодательство направлено на нормирование качества окружающей среды, игнорируя отраслевую специфику и выдвигая тем самым требования к сбросам загрязняющих веществ со сточными водами предприятий зачастую завышенные и заведомо невыполнимые современными известными в мировой практике техническими и технологическими приемами производства продукции. А так как жесткие требования надзорных органов не выполняются предприятиями в полной мере, то и качество воды в поверхностных водных объектах из года в год ухудшается. Существующих в настоящее время мотивов, побуждающих водопользователей к изменению ситуации, недостаточно. Специально уполномоченные органы в области использования и охраны водного фонда различных уровней, как следует из вышесказанного, не способны, используя только запретительные меры, управлять состоянием водных объектов.

Действующие сегодня экономические рычаги государственного стимулирования к снижению сброса загрязнений в виде платы за загрязнение окружающей среды недейственны, так как в заложенной методологии взимания платежей не реализуются в полной мере причинно-следственные связи, влияющие на изменение ситуации к лучшему.

На современном этапе развития экономики в условиях перехода от административных методов управления к рыночным механизмам требуется:

При этом следует пояснить, что новая методология нормирования включает не только другой относительно существующего алгоритм процесса определения значений норматива, но и предполагает иной объект нормирования. При этом предлагается нормировать причину, определяющую возникновение загрязнения водного объекта – состояние эксплуатации и уровень технической оснащенности производства для выработки определенного вида продукции, приводящие к потерям сырья и химикатов, а не следствие – качество воды поверхностного водного объекта, к которому приводят эти потери.

Принципиально новые методология нормирования и методология системы платежей должны быть связаны таким образом, чтобы способствовать:

  • стремлению предприятия – водопользователя к применению современных способов производства продукции, современных технологий и оборудования с минимальными потерями исходного сырья и химикатов, что совпадает с его экономическими интересами;
  • исключению чиновничьего произвола при обращении в специально уполномоченные органы в области использования и охраны водного фонда.

Экологические нормативы (стандарты) технологий – это количественная величина потерь исходного сырья и химикатов, затрачиваемых на единицу выпускаемой продукции, выраженной в общепринятых показателях, характеризующих качество окружающей среды, таких как ХПК, АОХ, азот, фосфор и других. Эта величина позволяет давать комплексную экологическую оценку используемой технологии по числовым значениям нескольких интегральных показателей. Такой подход отвечает международным системам экологических критериев оценки технологий и производства.

Количественные величины экологических нормативов технологий, как эталоны, с которыми должны сравниваться действующие производства и новые проектируемые, должны быть приняты или разработаны для процессов производства отдельных видов продукции. Эти экологические нормативы должны иметь юридический статус в Российской Федерации, отвечать по содержанию требованиям международных систем экологических оценок и использоваться бассейновыми специально уполномоченными органами в области использования и охраны водного фонда как элемент государственного управления качеством поверхностных водных объектов.

За основу могли бы быть использованы номенклатура и количественные величины экологических нормативов технологий, установленные в Рекомендациях Хельсинкской Комиссии для аналогичных производств как наиболее приемлемые для российских предприятий и соответствующие состоянию отечественной экономики.

Кроме того, должны быть разработаны и определены методология и механизмы использования этих разноуровневых нормативов для практических целей, в частности, для управления качеством поверхностных вод в бассейнах рек посредством регулирования взимания платежей с водопользователей.

Главный результат нормирования – улучшения качества воды поверхностных водных объектов-приемников сточных вод – будет достигнут вследствие последовательно проводимой технической политики, направленной на реализацию мирового уровня технической оснащенности предприятий, что параллельно приведет к повышению конкурентной способности российской продукции.

Квота нагрузки водопользователя на водный бассейн – это произведение удельного экологического норматива технологий одного из уровней на количество производимой водопользователем продукции. При этом также должна учитываться эффективность систем локальной и внеплощадочной очистки. Соответственно, следует различать три уровня квот – массы загрязнений, поступление которой в водоем потенциально возможно.

На сокращение величины квот может влиять сам водопользователь, проводя взвешенную техническую политику. Более жесткие требования специально уполномоченных органов в области использования и охраны водного фонда при неблагоприятном состоянии водного объекта могут сводиться к сокращению объемов выпуска основной продукции.

Согласно Постановлению Правительства РФ государственная система наблюдений должна заниматься установлением нормативов состояния водного объекта, а также оценкой и прогнозом изменений под воздействием природных и антропогенных факторов. При этом понятие норматива состояния водного объекта включает все регистрируемые показатели: гидрохимические, гидроморфологнческие, гидрологические, гидробиологические, бактериологические.

Таким образом, поступательное движение в сторону сокращения потерь сырья и химикатов будет базироваться на реально достигаемых результатах и приводить к оздоровлению водного объекта. Такой подход к нормированию может быть использован для разработки новой методологии системы платежей на отраслевом принципе.

Влияние на водопользователей со стороны специально уполномоченных органов в области использования и охраны водного фонда, в части регулирования сброса загрязнений от предприятий, должно сводиться к контрольным функциям:

  • Конспект глобальная сеть история развития
  • География 8 класс параграф 21 конспект
  • Путешествие по москве 2 класс презентация и конспект
  • С маршак хороший день конспект урока
  • Электрический заряд и элементарные частицы конспект

🗊Презентация Этические проблемы современной науки. Экологическая этика

Слайды и текст этой презентации

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий урок обж 11 класс

Отправить презентацию на почту

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Сама по себе гуманитарная экспертиза понимается при этом
весьма широко – как переход от технологической экспертизы к
мульти- и междисциплинарной экспертизе и далее – к широкой
публичной дискуссии. В интеллектуальном смысле это
означает “переход от узкотехнологической экспертизы к
дискурсивной рациональности” (т. к рефлексивному диалогу,
к совместному обсуждению, предполагающему критический
анализ исходных представлений и предпосылок, как своих
собственных, так и оппонентов. – Авт. В моральном смысле
это – отказ от узкой схемы сопоставления “затраты – выгоды”,
в основе которой лежат не долговременные, а ближайшие
приоритеты, и переход на позиции глобальной этики. В
политическом же смысле – отказ от ограниченных
бюрократических интересов рынка и переход к такой
политической культуре, которая базируется на совместной
ответственности

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *