Нина Митрофанова Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье рассматривается значение развития основ компьютерной грамотности у детей дошкольного возраста, отмечается, что внедрение компьютера в жизнь дошкольника основано на требовании приоритета развития личности каждого ребёнка в условиях информатизации.
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, Россия)
Научный руководитель: Симонова А. Л.
кандидат педагогических наук, доцент
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ -НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: в статье раскрывается понятие цифровой грамотности. Анализируется образовательная компетенция.
Ключевые слова: цифровая грамотность, обучение, образовательная компетенция.
Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики. Международные организации, предпринимая различные попытки классифицировать
В эпоху цифровизации наряду с читательской, математической и даже финансовой грамотностью основы цифровой грамотности следует формировать с раннего возраста, а в процессе взросления она должна продолжать развиваться, адаптируясь к условиям меняющегося цифрового мира. И первым (как по значимости, так и по времени) после семьи когнитивным социальным институтом для большинства людей является именно система образования.
Поэтому новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Предполагается, что цифровые компетенции учителей должны способствовать формированию у них разных сложных навыков и знаний в области обучения детей цифровой грамотности, что позволит им основывать свои решения на собственном успешном опыте в области использования цифровых технологий, понимания особенностей цифрового пространства.
В медиа и государственном дискурсе формирование и развитие цифровой грамотности детей конструируется как задача, за которую полностью ответственны учителя и для успешного осуществления которой они должны приобретать особые (цифровые) компетенции и совершенствовать их в профессиональной деятельности.
Таким образом, противоречия между потребностью общества в учителе, способном эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях информатизации образования и недостаточным уровнем готовности будущего учителя начальных классов к формированию цифровой грамотности обучающихся определяют проблему моего дальнейшего исследования «Развитие готовности педагогов к формированию цифровой грамотности младших школьников».
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Сайт Правительства РФ. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHi4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pd f
2. Кузьмина М. В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 с. – Режим доступа: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2019/12/formirovanie-czifrovoi-gramotnosti-obuchayushhihsya-metodicheskie-rekomendaczii-dlya-rabotnikov-obrazovaniya.pdf
3. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator -United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018. – Режим доступа : http://uis.unesco.org/sites/default/flles/documents/ip51 -global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf
5. Ельцова О. В. Содержание и уровни развития цифровой грамотности у младших школьников. // Современные проблемы науки и образования. – 2020. -№ 5. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=30163
6. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Электронный научный журнал “Современные исследования социальных проблем”. – № 6-2, 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsifrovoy-gramotnosti
7. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н), с изменениями и дополнениями 2015, 2016 г.г. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/
Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)
Scientific advisor: Simonova A. L.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)
DIGITAL LITERACY IS A NECESSARY COMPETENCE OF STUDENTS
Abstract: the article reveals the concept of digital literacy. Educational competence is analyzed.
Keywords: digital literacy, training, educational competence.
Библиографическое описание
Костюкова, Е. В. Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности студентов / Е. В. Костюкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15011/ (дата обращения: 01.10.2023).
Еще несколько лет назад понятие «ИКТ-компетентность» определялось как умение работать с компьютером, т. е. компьютерная грамотность, позднее значение расширилось и стало включать в себя умение работать с информацией и пользование телекоммуникационными технологиями, т. е. информационная грамотность. Сейчас можно говорить о новой компетенции XXI века — «цифровая грамотность», под которой понимается набор знаний, умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.
Наше общество перешло от «ИКТ-компетентности» к «цифровой грамотности» потому, что не так давно возникло понятие — «цифровой абориген». Так называют детей, которые выросли в окружении мобильных устройств, телефонов, компьютеров.
В поколение «цифровых аборигенов» попадают молодые люди в возрасте до 18 лет, следовательно, это современные школьники и студенты.
Педагогу необходимо находить новые формы, методы и средства работы с обучающимися в развитии именно цифровой грамотности.
Для определения актуальности формирования цифровой грамотности на первом этапе проведено анкетирование студентов на тему: «Мобильные устройства в моей жизни».
Цель анкетирования — определение уровня понимания возможностей мобильных устройств.
Таким образом, приведенные обстоятельства определили проблему: с помощью каких форм организации обучения можно повысить уровень цифровой грамотности обучающихся?
Проблема породила два противоречия:
Первое — между регулярным использованием обучающимися современных цифровых мобильных устройств и недостатком знаний о возможностях их применения в учебной и профессиональной деятельности.
Второе между общим вектором Российского образования на развитие информационных и коммуникационных технологий и недостаточным уровнем цифровой грамотности обучающихся и преподавателей.
Для изучения данной проблемы была поставлена цель — сформировать цифровую грамотность студентов, используя разные формы внеурочной деятельности.
В рамках внеурочной деятельности по информатике было использовано несколько форм работы: выставка творческих работ «Интернет меня научит», сетевые проекты, но подробно хотелось бы остановиться на системе QR-квестов.
В городах все чаще можно встретить архитектурные достопримечательности, вывески, листовки и буклеты с QR-кодами. Такой код может заменить гида по городу, консультанта в магазине, кассира для выполнения быстрого платежа.
В рамках реализации внеурочной деятельности по информатике были проведены несколько квестов.
1 QR — квест Плакат «Календарь событий (апрель — июнь)»
Цель — познакомить обучающихся с технологией создания и считывания QR-кодов с помощью мобильных устройств.
Формируемые цифровые компетенции:
Ц1 — понимание работы и настройки мобильного интернета;
Ц5 — понимание способов защиты персональных данных в сети Интернет;
Ц7 — умение считывать и создавать QR-коды;
Ц8 — умение работать в облачных технологиях (сервисы Web 2.0);
Ц13 — готовность к использованию мобильных устройств в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Квест оформлен в виде плаката с информацией: что такое QR-код, что можно закодировать с его помощью, инструкция по считыванию QR-кода мобильным устройством.
Основную часть плаката занимают сами QR-коды, в которых закодированы:
− ссылка на сайт преподавателя, где размещены цель, задачи квеста, правила участия и сроки проведения;
− ссылка на таблицу «Путь к успеху», в которой участники размещают результаты прохождения квеста.
Квест состоит из 9 заданий (кодов), которые относятся к календарным событиям и итогового задания. Любое задание — это закодированные ссылки с интерактивными упражнениями на онлайн-сервисе LearningApps.org или текстовые сообщения.
Преимущество организации QR-квеста в виде плаката заключается в том, что квест проходит в заочной форме, которая позволяет обучающимся изучить новый материал в удобном для себя темпе. Квест проходит в кабинете, поэтому обучающиеся могут получить консультацию педагога.
2. Q R-квест «Колледж с многолетней историей»
Цель — познакомить обучающихся с историей колледжа и системой подготовки педагогических кадров в городе; вызвать интерес к самостоятельной деятельности с помощью мобильных устройств.
Ц11 — умение правильного поиска информации в Интернете;
Участники квеста объединяются в команды по 5–6 человек и получают путеводную карту, на которой расположены QR-коды. По данной карте участники квеста перемещаются по территории колледжа. Участники должны находить QR-коды (по принципу игры «12 записок»).
Считывание нового кода открывает задание, результатом которого является кодовое слово. Из полученных кодовых слов в конце квеста команды должны составить цитату Стива Джобса «Инновации отличают лидера от догоняющего». Затем ответ кодируется в QR-код и предоставляется организатору. Побеждает та команда, которая в кратчайшие сроки правильно выполнит все задания.
Преимущества данного квеста: динамичность игры, работа в команде, возможность перемещения.
3. QR-квест Путешествие по городу «Новый взгляд на старый город»
Цель — познакомить обучающихся с возможностями ориентирования на местности с помощью мобильных устройств по GPS-координатам; вызвать интерес к изучению истории города.
Ц6 — умение ориентироваться с помощью GPS-навигации и GPS-точек;
При прохождении квеста участники не только выполняют задания, но и знакомятся с понятиями GPS-навигация и GPS- точки.
Заранее зарегистрированные команды получают задание, выполнив которое, они узнают первую GPS-точку. Попав на «точку», находящуюся в любой части города, участники находят QR-код и выполняют новое задание, получают координаты новой «точки» и фрагмент координат финальной «точки». Чтобы определить местоположение финальной «точки» надо найти все QR-коды квеста. Команда, первой пришедшая на финиш считается победителем.
Преимущество третьего квеста заключаются в том, что обучающиеся учатся ориентироваться на местности используя GPS-навигацию; формируется умение работать в команде.
После реализации данных форм внеурочной деятельности по формированию цифровой грамотности было проведено повторное анкетирование на тему «Мобильные устройства в моей жизни». Полученные результаты сравнили с первичными.
Выявлено, что процент использования мобильных устройств практически не изменился. Использование специализированных приложений повысилось на 33 %, применение Google-сервисов увеличилось на 61,5 %, при этом процент использования игр снизился почти на 20. При повторном анкетировании не выявлены обучающиеся, которые не знают, как использовать мобильные устройства в профессиональной и учебной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что у обучающихся повысилась цифровая грамотность. Они осознанно стали использовать мобильные устройства и приложения.
QR-квест — это актуальная форма внеурочной работы, которая позволяет обучающимся увидеть мир новыми глазами через объектив камеры и погрузиться в цифровую реальность.
Мы — педагоги не можем оставаться в стороне. Нам предстоит превратить «цифровых аборигенов» в цивилизованных людей цифрового века.
Основные термины (генерируются автоматически): устройство, профессиональная деятельность, цифровая грамотность, внеурочная деятельность, обучающийся, умение, мобильный Интернет, повседневная жизнь, понимание работы, понимание способов защиты.
Понятие «цифровое потребление» указывает на использование человеком интернет услуг для работы и жизни. Оно включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции — это навыки, необходимые человеку для эффективного пользования технологиями. Цифровые компетенции включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Следовательно, цифровая грамотность, фактически, обеспечивает учащихся инструментарием для их развития, т. к. значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний, а детям, в особенности, с ограниченными возможностями здоровья, дает больше возможностей поддерживать связь с внешним миром. При этом, педагогам и родителям необходимо всегда помнить о цифровой безопасности. Информация в социальных сетях не всегда достоверна, много вредного для ребенка контента. Поэтому взрослым нужно учить обучающихся работать с надежными источниками информации.
Итак, с развитием и широкой доступностью информационных технологий понятие «цифровая грамотность» вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.
Необходимость цифровизации образования для обеспечения широкого доступа обучающихся к общественным ресурсам определила разработку и апробирование в МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» электронного словаря (в виде мультимедийных презентаций), к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» и общий толковый словарь (в количестве более 130 слов) по произведениям А. С. Пушкина в курсе начальной школы.
Важность и необходимость такой работы обусловлена целым рядом причин и особенностей, которые мы рассмотрим далее. Первым неоспоримым преимуществом является то, что цифровая грамотность способствует успешному обучению. Обучающимся легче и быстрее получать доступ к информации (по сравнению с традиционными, бумажными носителями). В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, которым не надо идти в библиотеку (если им трудно это сделать), необходимую информацию можно прочитать на экране компьютера или телефона. Возраст детей 8–10 лет является наиболее продуктивным для развития ИК-компетенций и цифровой грамотности обучающихся, т. к. использование цифровой среды и ИК-технологий помогает решить возникающие учебные проблемы. В начальной школе ИК-технологии применяются в урочной и во внеурочной деятельности, в частности на уроках литературного чтения и в проектной деятельности. Доступнее всего в начальной школе применение мультимедийных презентаций.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
– овладение обучающимся осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
Необходимость создания электронного словаря продиктована также нашим стремлением решить следующую проблему: непонимание обучающимися значений многих слов при чтении художественных произведений поэтов-классиков, писателей-классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, А. П. Чехова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др. Это особенно заметно, когда ученик читает вслух, так как в процессе чтения он запинается, повторяется, читает невнятно, неправильно ставит ударение и т. д. Причины возникновения такого явления в начальной школе мы видим в следующем. Читая произведения писателей и поэтов — классиков русской литературы, мы сталкиваемся со словами и речевыми выражениями, которые устарели, ушли из разговорной речи, стали архаизмами. Одной из причин можно назвать исчезновение некоторых предметов быта, одежды, строений, например: кибитка, кичка, светелка, светлица, душегрейка. Второй причиной стало развитие технического прогресса, то есть появление множества новых предметов и слов, которые постепенно вытеснили из обихода устаревшие вещи, слова и речевые выражения. А третьей причиной можно назвать обеднение речи современного человека, заполнение нашей речи жаргонизмами, иностранными словами и их производными, словами из компьютерного лексикона, упрощение речи до самых коротких фраз.
Поэтому, современные школьники не понимают то, что читают. Мы попробовали рассмотреть эту проблему на примере произведений А. С. Пушкина — великого русского поэта. Несмотря на то, что перед чтением каждого произведения проводится словарная работа по объяснению старинных и незнакомых слов, многие дети испытывают трудности при чтении, так как не представляют себе о каком именно предмете идет речь, потому что никогда этого предмета не видели. Чтобы уточнить глубину проблемы, мы провели анкетирование и во внеурочной деятельности начали работу над проектом.
Далее мы предлагаем вам прочитать отрывки из произведений А. С. Пушкина, в которых некоторые слова произведения заменены на детские интерпретации значений этих слов.
Зима! Крестьянин, торжествуя,
Бразды пушистые взрывая,
Летит вагонетка (птица) удалая;
Душ (ослик) сидит на облучке
Они жили в ветхой королеве
Ровно тридцать лет и три года.
Хоть бы взял ты с нее тазик (ванну),
Наше-то совсем раскололось.
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со свеклой
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей коже (крови, куртке),
В гневе начал он совершать чудеса
На полочки взобралась
Руку правую потешить,
Поминки на 40 день
Видит: нищая чернильница счернилами
В толковом словаре учебника дана только часть слов с объяснением их значения. В сумме это составляет: толковый словарь учебника (2, 3, 4 классы) — 42 слова, количество слов, которые отобрали сами обучающиеся -130 слов.
В результате совместной работы нами были созданы два словаря (в виде мультимедийных презентаций): к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» и общий толковый словарь (в количестве более 130 слов) по произведениям А. С. Пушкина в курсе начальной школы.
Необходимо отметить, что большую помощь при выполнении данной работы нам оказывали родители обучающихся. Они помогали подобрать (выбрать вместе с ребенком) фотографии и текстовые материалы, оформление для презентаций. Дети старались творчески подходить к выполнению учебного или проектного задания. В результате такой совместной работы над электронным словарём, обучающиеся получают много полезной, нужной и важной информации, как по самому учебному предмету, так и в плане взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИК-технологий, оправдывает себя во всех отношениях:
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных интересов и межличностного взаимодействия. Учитывая своеобразие развития младших школьников, а также современные требования к формированию у обучающихся начальных классов цифровой грамотности становится необходимым направлением цифровизация обучения для обеспечения взаимодействия с другими людьми и широкого доступа к общественным ресурсам.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа — М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования — М.: Просвещение, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, начальная школа, Пушкин, обучающийся, слово, цифровая грамотность, произведение, цифровая безопасность, электронный словарь, внеурочная деятельность.
1.1 Пояснительная записка.
В последнее время происходит глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро внедрили и в школу, а между школой и детскими садами наблюдается прямая преемственность, следовательно, необходимо внедрять ИКТ и в ДОУ.
В связи с этим появилась проблема: педагоги не владеют достаточными знаниями в области ИКТ и в следствии не умеют использовать этот вид технологий в образовательной деятельности.
Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность, им уже не очень интересны обычные занятия. Приходиться внедрять различные новшества. Тот воспитатель, который использует ИКТ на занятиях, делает образовательную деятельность более интересной, занимательной и доступной для воспитанника.
В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Решать задачи разной сложности помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Компьютерная грамотность становится сейчас, необходима каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам в первую очередь приходится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования.
Также для успешной подготовки к школе необходимо дать ребёнку основные знания компьютера. Так как в школе ребёнок столкнётся с вычислительной техникой. Поэтому я считаю, что необходимо заранее подготовить ребёнка к взаимодействию с ИКТ.
Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании кружковой работы по компьютерной грамотности.
Эта разработка составлена по основным критериям (разделами) ИКТ. Срок реализации 1 год. Основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» и А. В. Горячева, Н. В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике», конспекты к данной программе возможно брать с книги «Дошколенок + компьютер» Л. А. Котч.
В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей вначале и конце обучения.
1.2 Цель и задачи
1. Обучить дошкольников основам компьютерной грамотности.
2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.
3. Научить пользоваться компьютером.
4. Формирование мотивационной, операционной и интеллектуальной готовности ребёнка к использованию ИКТ.
В конце обучения ребёнок должен:
2.1 Методы и приёмы работы.
Методологической основой программы является деятельностный подход к применению новых ИКТ в детском саду, он состоит в том, что в результате обучения по данной программе дети приобретают нужные знания для овладения практическими умениями и навыками.
Основные методические подходы:
Методы и приёмы:
Занятие проводится один раз в неделю по 30 минут с использованием компьютера и настольных игр.
Сюда же входят физ.минутки. Время занятия за компьютером – 10-15 минут.
2.2 Формы и технологии.
Работа с родителями:
3.1 Тематическое планирование.
Перспективное планирование учебного материала по информатике для подготовительной группы.
Познакомить с происхождением компьютера.
Развитие познавательных способностей.
Дать основные правила поведения при работе с компьютером, гимнастикой для глаз. Познакомить с Т. Б. и с составными частями компьютера, ноутбука.
Дать основные понятия для чего каждая составная часть нужна.
Формировать представления о том для чего нужен компьютер, о его работе.
Познакомить с устройством ввода – Мышь. Научить пользоваться ей. Развивать внимание, аккуратность.
Познакомить с устройством ввода – клавиатурой. Формировать основные умения пользоваться некоторыми кнопками.
Формировать понятие – Рабочий стол. Научить преобразовывать его. Развивать внимательность, усидчивость.
Познакомить с основным понятием «Папка», «Файл» Практика. Работа за компьютером.
Познакомить с разновидностями съёмных носителей. Для чего нужны, и как ими пользоваться.
Формировать основные понятия о программе Word. Познакомить с некоторыми возможностями программы.
Продолжить знакомство с программой «Word» ,учить рисовать с помощью геометрических фигур. Показать возможности программы. Развивать творчество, воображение.
Дать понятие Вирус и познакомить с программой Антивирус. Для чего он нужен.
Формировать представление о разновидностях игр. Показать, что игры не только для развлечения, но и для обучения.
Познакомить с основным понятием «Заливка», «Распылитель» Практика. Работа за компьютером. Развивать творчество, воображение.
Упражнять в умении использовать инструменты «Распылитель», «Заливка». Практическая работа.
Учить пользоваться командами «Копировать», «Вставить».
Довести, полученные умения до автоматизма.
Закреплять умения составлять задачи. Познакомить с новым способом решения задач. Упражнять в развитии воображения.
Познакомить с понятием презентация, для чего они нужны. Учить создавать презентации в программе Power Point.
Закрепление полученных знаний.
Развивать мышление, воображение. Учить решать задачи разной сложности (в соответствии со способностями детей).
3.2 Структура занятий.
Дети фиксируют в речи, что нового узнали.
Публикация «Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наше время – это время информационных технологий, компьютерной революции. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Общество нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоё мкостью информационных средств: от персональных компьютеров до глобальных связей Интернета.
Сегодня почти в каждом доме и каждой дошкольной образовательной организации есть компьютер, который используется как самый современный инструмент для обработки информации и эффективное средство организации воспитательно-образовательного процесса. Для ребенка-дошкольника компьютер – это новая игрушка, поэтому у него нет страха перед техникой. Чем раньше дети познакомятся с компьютером, овладеют им, тем меньше будет психологический барьер между ними и машиной.
Компьютер – это всеобщая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить и в корне изменить развивающую среду дошкольной образовательной организации в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютеров в детских садах доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
В 80-90-ые годы XX века в детских садах нашей страны начали активно использовать возможности компьютерных средств деятельности. Сегодня процесс информатизации дошкольного образования является достаточно масштабным и эффективным. Общение ребенка дошкольного возраста и компьютера начинается с компьютерных игр, которые подбираются родителями или специалистами с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Компьютерная игра – это «специально созданная компьютерная программа, предоставляющая пользователю (играющему) возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера».
Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Компьютер передает информацию ребенку в привлекательной форме, что ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным. С помощью детских компьютерных игр развивается воображение, память, внимание, мышление, логика, творческие способности.
С использованием компьютерных игр становится интереснее изучать математику, музыку, природу. По сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, компьютер обладает рядом преимуществ. Информация на экране представлена в форме игры – интерес детей повышается. В компьютерной игре используются образы, которые понятны дошкольникам. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером – это стимул для развития познавательной активности ребёнка. Индивидуализация обучения позволяет ребёнку приобрести уверенность в себе.
Кроме того, компьютер очень терпелив и не ругает никогда за ошибки, а ждет, пока ребёнок сам их исправит. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторики. В любых компьютерных играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на клавиши, это развивает мелкую мускулатуру. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы 18 его мозгу.
Поэтому важно формировать моторную координацию и координацию совместной деятельности моторного и зрительного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей с компьютером. Методологическая концепция моделей новых форм организации воспитательно -образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе и тех, которые обеспечивают готовность ребенка к обучению в школе. Новый образовательный стандарт дошкольной ступени прямо указывает на необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Уровень современной информатизации побуждает развивать навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями с дошкольного возраста во всех образовательных учреждениях.
В ходе игровой деятельности ребенка, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результатов действий, проектные качества мышления. Эти новообразования ведут к повышению уверенности в собственных силах, развитию творческих способностей детей.
Таким образом, формирование основ компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста оказывает весомое влияние на разные стороны развития. Возникают новые виды деятельности ребёнка, которые тесно связаны с компьютерными играми : компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, что способствует появлению новых горизонтов развития личности.