ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ  ОБУЧАЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Цифровая грамотность, как основной навык современного педагога»

старший воспитатель  МБДОУ д/с №2

Стимулировать стремление к повышению уровня ИКТ – компетентности на основе обобщения представлений о широких возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога.

Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук.

Алгоритм проведения мероприятия:

Добрый день уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас. Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души. Мы с вами регулярно проводим встречи, где вспоминаем, то, что забыли или узнаем что-то новое, касательно нашей профессиональной деятельности. Темой сегодняшней деловой игры, как вы уже знаете, является «Формирование цифровой грамотности педагогов дошкольного образовательного учреждения»

1. Сначала давайте вспомним, что же означает термин Цифровая грамотность? (Ответы участников)

Цифровая грамотность –  способность находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах.

2.   Что включает в себя цифровая грамотность?

Цифровая грамотность включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться.

3.  Что же означает термин ИКТ? (Ответы участников)

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создавать, сохранять, распространять, передавать определенную информацию.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов.

4. Что относится к средствам ИКТ? (Ответы участников)

5. А теперь давайте вспомним основные компьютерные термины. Каждая команда получает кроссворд, заполните его клетки.

Кроссворд по теме

«Устройство персонального компьютера»

А теперь посмотрите на экран и сравните ответы.

6. Теперь я хочу узнать, какие вы знаете виды интерактивных материалов? (Ответы участников)

Из всего этого мы можем сделать вывод, что информационно- коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, с родителями, со специалистами детского сада, в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога. Создаѐтся единое информационное пространство в образовательной организации. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет и педагог может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Используя в работе информационно-коммуникативные технологии, педагог осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инновации. И КТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.

8.  Как вы думаете, можно использовать мультимедийное оборудование на каждом занятии?

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Вся работа должна проводиться в комплексе и используется как вспомогательный обучающий материал.

Обязательно нужно помнить «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» по Сан ПиН.

Подведем итог, чем полезно использование информационно -компьютерных технологий для педагога? (Ответы слушателей)

Большую роль играют использование ИКТ для самих педагогов.

Детская природа требует наглядности, а изготовление необходимого материала для деятельности своими руками отнимает много времени и подбора материала для изготовления пособия. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками открывает возможность подготовки дидактического материала красочного, эстетического. Материал может быть самым разнообразным: презентации, слайды, анкеты, консультации, конспекты непосредственно образовательной деятельности, досуги и развлечения. Процесс подачи знаний в развитии ребѐнка становится более современным, разнообразным, насыщенным.

Спасибо за внимание!

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье предложено определение цифровой грамотности педагога и выделены некоторые проблемы ее формирования в системе повышения квалификации на основании анализа отечественных и зарубежных исследований в обозначенной области. Представлена региональная модель методической системы повышения квалификации в сфере цифровой грамотности, включающая институциональное обучение и методическую поддержку (формальное образование); развитие сетевых педагогических сообществ (неформальное образование); самообразование (информальное образование). В качестве результативного инструмента неформального образования приведен пример сетевого образовательного события для педагогов, реализующего принципы «горизонтальной» модели обучения и спроектированного как геймифицированная образовательная система.

The article dealth with the definition of digital literacy of a teacher and highlighted some of the problems of its formation in the system of teachers’ advanced training based on the analysis of domestic and foreign studies of digital literacy. A regional model of the methodological system of advanced training in the field of digital literacy is presented. The system includes institutional training and methodological support (formal education); development of networked pedagogical communities (non-formal education); self-education (informal education). An example of a network educational event for teachers that implements the principles of a «horizontal» learning model and designed as a gaimified educational system is given as an effective tool for non-formal education.

Ключевые слова: цифровая грамотность, повышение квалификации педагогов, неформальное образование, геймификация

Key words: digital literacy, teacher advanced training, non-formal education, gamification

Термин «цифровая грамотность» в отечественной науке появился относительно недавно (в 2010 году) и вошел в синонимичный ряд понятий, представленных в исследованиях в сфере информационных и коммуникационных технологий («информационная компетентность», «компьютерная грамотность», «ИКТ-

Разработка концепций цифровой грамотности за рубежом ведет отсчет от монографии П. Гилстера «Цифровая грамотность» («Digital literasy»), которая вышла в 1997 году и определяла этот феномен как умение понимать и использовать ин-

Опираясь на зарубежные и отечественные исследования цифровой грамотности, сформулируем рабочее определение: цифровая грамотность — это совокупность компетенций в области компьютерных технологий и программного обеспечения (технологический компонент); в области поиска, анализа, оценки, представления ин-

«Цифровая грамотность — это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя» (Н. Д. Берман).

формации (информационный компонент); в области создания медиаконтента и цифровых инструментов (мультимедийный компонент); в области общения, решения проблем и сотрудничества в сети Интернет (социокоммуникативный компонент); в сфере позитивной мотивации к использованию цифровых инструментов (моти-вационный компонент); в области безопасного поведения в цифровой среде (компонент цифровой безопасности).

Рассматривая понятие цифровой грамотности применительно к педагогу, следует добавить компонент, касающийся его профессиональной деятельности, а именно умение применять цифровые технологии в педагогической практике. Методика применения цифровых инструментов разнообразна и зависит не только от специфики учебного предмета, но и от возраста обучающихся. Методический компонент включает также готовность и способность учителя развивать цифровую грамотность детей.

Таким образом, цифровая грамотность педагога состоит из семи компонентов: технологического, информационного, мультимедийного, социокоммуникативного, мотивационного, цифровой безопасности, методического.

Обратимся к проблемам развития цифровой грамотности педагога и рассмотрим возможные пути их решения в региональной системе повышения квалификации работников образования.

В процессе формирования цифровой грамотности преподавателей можно выделить ряд актуальных задач, касающихся мотивационно-го компонента. Так, Г. У. Солдатова и Е. И. Рассказова в своих исследованиях обнаружили существенный «разрыв» между общей мотивацией, определяющей направленность на деятельность по повышению цифровой компетентности, и спе-

Иными словами, перед системой повышения квалификации стоит задача создания условий для перевода общей мотивации педагога («очень хочу иметь высокий уровень цифровой грамотности») в специфическую («приступаю к конкретным действиям в этом направлении, четко представляю траекторию развития»).

Попытки решить новые задачи при помощи традиционных педагогических средств и подходов, как правило, не дают положительных результатов, поэтому внимание ученых и практиков системы повышения квалификации привлекает сфера неформального образования, способная гибко реагировать на изменения цифровой образовательной среды и индивидуальные запросы обучающихся. Во Владимирском институте развития образования имени Л. И. Новиковой в течение последних пяти лет активно ведется работа по проектированию и апробации модели методической системы подготов-

ки педагогических и управленческих кадров в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности, основанной на идее интеграции формального, неформального и инфор-мального компонентов образования, которая включает в себя обучение на курсах повышения квалификации и методическую поддержку в межкурсовой период (формальное образование); деятельность сетевых педагогических сообществ (неформальное образование); самообразование (информальное образование).

Каждая из форм имеет свои преимущества: достоинством формального обучения является то, что это процесс, контролируемый экспертами; неформальное образование привлекает гибкостью по отношению к образовательному запросу; погружение в среду информального образования делает процесс обучения естественным для человека. Интеграция преимуществ разного вида образовательной деятельности позволяет максимально учитывать образовательные запросы и потребности обучающихся.

Следует заметить, что формальный компонент системы подготовки работников образования в области применения цифровых технологий претерпевает значительные изменения. Этому способствует модульная структура образовательных программ: инвариантные модули реализуют базовое содержание подготовки и соответствуют требованиям профессиональных стандартов (педагога или руководителя); вариативные модули ориентированы на углубление базового содержания либо на тематическое расширение подготовки.

Однако такие специфические умения, как, например, владение технологиями создания и организации деятельности профессиональных сообществ педагогов по обсуждению и решению профессиональных задач, на наш взгляд, невозможно сформировать у преподавателя в рамках формального обучения: необходимо создать условия для отработки практических

навыков работы в цифровой среде. Этому способствуют федеральные сайты сетевых профессиональных сообществ, региональные вики-сайты ^^Владимир, ПскоВики, ХабаВики и др.), профессиональные сообщества в социальных сетях («Фейсбук», «ВКонтак-те» и др.), где проводятся различные образовательные события (сетевые проекты, мастер-классы, тренинги, конкурсы и пр.), свою роль в которых (организатор, модератор, участник, наблюдатель) определяет сам педагог.

Наряду с неформальным обычно выделяют и информальное образование, которое может быть представлено различными формами: объединение в сообщества по интересам, хобби, создание открытых групп и блогов в социальных сетях; обмен знаниями и рейтингование профессионально значимой информации (система «лайков» и перепостов); интернет-выставки, аукционы, флешмобы, акции, дайджест значимых новостей в сфере цифровых технологий и др.

Очевидно, что данный вид образования довольно трудно поддается прямому влиянию со стороны формальных структур; здесь большое значение имеют профессионализм, личностные качества, авторитет работников системы повышения квалификации, которые привлекают ресурсы информального образования для формирования у преподавателей и руководителей позитивного отношения к применению цифровых технологий в образовании.

Построенное на идее диверсификации (многоуровневости и многоформенности), неформальное образование дает возможность педагогу или руководителю выбрать те образовательные события, которые соответствуют актуальному уровню его подготовленности, профессиональным потребностям, обеспечивая вариативность и мобильность подготовки. Графически

модель методической системы подготов- ров в области использования цифровых ки педагогических и управленческих кад- технологий представлена на схеме.

Модель методической системы подготовки педагогических и управленческих кадров в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности

Целевой компонент модели

Цель: создание условий для развития цифровой грамотности педагогических и управленческих кадров системы образования

е н о п м о к

3 дифференциация образовательных программ повышения квалификации (модульная структура);

3 применение удаленного образовательного контента в очном и дистанционном обучении («виртуальные» организации дополнительного профессионального образования); 3 организация дистанционного консультирования в межкурсовой период и др.

Неформальное образование: 3 деятельность сетевых профессиональных сообществ (порталов);

3 школы молодого ученого, преподавателя лаборатории педагогического мастерства в сфере применения цифровых технологий;

3 сетевые тренинги, мастер-классы, открытые курсы дистанционного и мобильного обучения; 3 вебинары, интернет-конференции, баркемпы и др.;

3 внутриинституциональная система повышения квалификации в сфере цифровой грамотности образовательной организации (корпоративное обучение) и др.

Информальное образование: 3 объединение в сообщества по профессиональным интересам в социальных сетях; 3 обмен профессионально значимой информацией в сфере применения цифровых технологий в интернет-пространстве и др.

В качестве иллюстрации приведем пример образовательного события из сферы неформального образования — виртуальный летний лагерь для педагогов «Вместе — к успеху!», который с 2014 года ежегодно проводится на региональном сайте проектной деятельности <^^Вла-димир» (http://wiki.vladimir.i-edu.ru) при поддержке ВИРО им. Л. И. Новиковой в целях повышения уровня цифровой грамотности. За пять лет количество участников выросло с 62 до 394.

Для участия в работе лагеря создается страница на сайте «^^Владимир» («точка сбора» всех материалов проекта), организуется рекламная кампания, в том числе в социальных сетях. Участником проекта может стать педагог любого уровня образования из любой точки мира. Достаточно внести свои данные в таблицу самозаписи и выбрать опреде-

ленные роли: «наблюдателя», «участника», «вожатого»—с правом смены роли по своему желанию в течение всего проекта. В качестве «начальника лагеря» выступает организатор проекта. С «вожатыми» — ведущими дистанционных мастер-классов — ведется предварительная работа по обсуждению и коррекции обучающих материалов.

В течение четырех лет (с 2015 года) проводился анализ развития цифровой грамотности участников события по четырем компонентам (технологическому, социокоммуникативному, мотивационному, компоненту цифровой безопасности). Всего в опросе приняли участие 259 человек. По итогам работы школы участникам предлагалось ответить на вопросы анонимной анкеты, оценив степень эффективности мероприятий летнего лагеря по шкале от 0 до 10. Средний балл с точки зрения получения новых знаний и освоения новых компетенций в сфере цифровых и образовательных технологий (технологический компонент) составил 9,76; совершенствования навыков сетевой коммуникации в режиме асинхронного взаимодействия (социо-коммуникативный компонент) — 9,91; соответствия мероприятий летнего лагеря требованиям здоровьесбережения и информационной безопасности (компонент цифровой безопасности) — 9,69.

Кроме того, участники отвечали на вопрос, изменилось ли их отношение к применению цифровых инструментов в профессиональной деятельности и в повседневной жизни (мотивационный компонент). Ответ «да, я увидел(а) новые возможности» был получен от 61 % респондентов; «изменилось частично, я уточ-нил(а) для себя некоторые детали» — от 37%; «не изменилось»—2%. Иными словами, 98% участников образователь-

Виртуальный летний лагерь для педагогов «Вместе — к успеху!» с 2014 года ежегодно проводится на региональном сайте проектной деятельности <<WikiВладимир» при поддержке ВИРО им. Л. И. Новиковой в целях повышения уровня цифровой грамотности.

ного события ощутили его мотивирующий потенциал. О том, что сетевое событие достигло поставленных целей, также свидетельствуют отзывы педагогов, среди которых наиболее значимы для организаторов следующие: «По завершении лагеря я буду искать в Гугл+ знакомые фамилии. Общение не заканчивается, оно только начинается»; «Попробую придумать игру для учеников, используя полученный опыт».

Таким образом, анализируя возможности региональной системы повышения квалификации педагогов в области развития их цифровой грамотности, мы пришли к следующим выводам.

3 Методическая система повышения квалификации работников образования в

сфере цифровой грамотности должна включать обучение на курсах повышения квалификации и методическую поддержку профессионального роста (формальное образование); развитие модерируе-мых сетевых педагогических сообществ (неформальное образование); самообразовательную деятельность и профессионально значимое общение в социальных сетях и мессенджерах (информальное образование).

3 Одним из результативных инструментов неформального образования является сетевое образовательное событие для педагогов, спроектированное как геймифицированная образовательная система и реализующее принципы «горизонтальной» модели обучения.

1. Авдеев, А. Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект / А. Ю. Авдеев // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». — 2012. — № 3. — С. 67—72.

2. Берман, Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Берман // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — Т. 8. — № 6—2. — С. 35—38.

3. Денисов, Д. В. От цифровой грамотности к цифровой компетентности /Д. В. Денисов // Педагогические и социологические аспекты образования : материалы Международной научно-практической конференции. — Чебоксары : ИД «Среда», 2018. — С. 38—41.

4. Евстигнеев, М. Н. Этапы развития терминологического аппарата в области информатизации образования / М. Н. Евстигнеев // Вопросы методики преподавания в вузе. — 2014. — № 3

. — С. 198 — 211.

5. Колесникова, И. А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия / И. А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. — 2013. — № 2. — С. 1—14.

6. Полякова, В. А. Геймификация в образовании взрослых: виртуальный летний лагерь для педагогов / В. А. Полякова, О. А. Козлов//Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития : сборник статей участников Международной научно-практической конференции (13—15 мая 2016 г., г. Арзамас). — Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2016. — С. 86—91.

7. Солдатова, Г. У. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. — 2017. — № 1

. — С. 3—14.

8. Шариков, А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности / А. В. Шариков // Журнал исследований социальной политики. — 2016. — № 1. — С. 87—98.

9. Belshaw, D. The Essential elements of digital literacies / D. Belshaw. — URL: https:// findingheroes.co.nz/2015/06/11/digital-literacy-has-8-essential-elements/.

10. Gilster, P. Digital literacy / P. Gilster. — New York Wiley Computer Pub, 1997. — 276 р.

3. Толстихина, А. Объединяющий дистант // Дети в информационном обществе. – 2020. -№ 1

. – С. 30-45

2. Soldatova, G. (2020), “Classic School and a Little Online”, Children in the Information Society, Vol. 1

, pp. 16-25.

3. Tolstikhina, A. (2020), “Uniting distance”, Children in the information society, Vol. 1

, pp. 30-45.

Статья поступила в редакцию 18.08.2020

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются основные аспекты развития цифровой грамотности и цифровых навыков современного педагога в условиях активного перехода к цифровому образованию. Рассматриваются требования цифровизации образования, основные виды цифровых навыков и компоненты цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения, обобщены профессиональные дефициты и направления для профессионального развития.

Ключевые слова: цифровизация образования, педагог, цифровая грамотность, цифровые навыки, профессиональные дефициты, профессиональное развитие.

DIGITAL FLUENCY AND DIGITAL SKILLS OF MODERN TEACHER

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

In the article the main aspects of the development of digital fluency and digital skills of the modern teacher in the context of the active transition to digital education are considered. The study examines the key requirements of digitalization of education, the main types of digital skills and components of the teacher’ digital fluency (information, computer, communication fluency, as well as media fluency and attitude to technological innovations). The results of the national study of digital fluency of teachers in comparison with other social groups of the population are presented; professional deficits and directions for professional development are summarized.

Keywords: digitalization of education, teacher, digital fluency, digital skills, professional deficits, professional development.

Развитие и внедрение концептуальных положений, обеспечивающих повышение технологичности и гибкости образования, а также интереса и мотивации обучающихся, предъявляет повышенные требования ко всему педагогическому сообществу, требует овладения новыми профессиональными компетенциями и навыками, уверенного владе-

ния цифровым контентом.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые должны существенно обновить систему дополнительного профессионального образования. Согласно концептуальным положениям, ключевым направлением деятельности новых структур наряду с повышением квалификацией и организацией стажировок должно стать обучение активному использованию цифровых технологий в образовании. При этом вопросы использования цифровых технологий, облачных сервисов, проектирования онлайн обучения, интеграции онлайн-курсов в основную образовательную программу определены как наиболее актуальные и перспективные для профессионального развития.

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение уровня развития основных направлений цифровой грамотности современного педагога и определение требований к развитию ключевых цифровых навыков в условиях активного перехода к цифровому образованию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Именно поэтому современный педагог должен уметь не только эффективно использовать имеющиеся цифровые технологии, пользоваться различными текстовыми и графическими редакторами, средствами обработки информации, программами для создания презентаций, но и осваивать новые технологии, уделять особое значение самосовершенствованию и развитию собственной цифровой грамотности и цифровых навыков, что в целом определяет цифровую культуру современного учителя.

– общими цифровыми навыками (например, поиск информации в Интернете, использование офисных программ и приложений и т.п.);

– комплементарными цифровыми навыками, связанными с выполнением новых задач (например, использование социальных сетей и других цифровых мессенджеров для коммуникации с обучающимися и родителями);

– специальными навыками по использованию новейших сервисов цифровой экономики (например, использование облачных технологий и хранилищ для размещения образовательного контента).

В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализе имеющейся информации. Современный педагог должен уверенно ориентироваться в цифро-

Возможность доступа к большим базам данных информации на фоне существенного увеличения скорости ее распространения кардинально меняет образование и требует от педагога освоения новых компетенций.

Насколько эффективно могут формировать сегодня педагоги цифровую грамотность обучающихся и обладают ли они для этого достаточным уровнем развития цифровых компетенций? Готовы ли педагоги к цифровизации образования и активному внедрению цифрового образования?

Коммуникативная грамотность -г1 89″

Компьютерная грамотность — ^^

учителя преподаватели россияне в целом дети 12-17 лет молодежь 18-24 россияне с

Результаты исследования позволили установить существующие дефициты в формировании цифровой грамотности современных учителей:

• необходимо повысить знания педагогов в сфере развития цифровых технологий и новых ресурсов, изучения ключевых направлений цифровизации образования в целом;

• необходимо научиться работать новейшими технологиями и техническими устройствами, которые уже активно внедряются в нашу повседневную жизнь;

• важно развивать установки на развитие информационной безопасности, необходимости проверки получаемых сведений из разных информационных источников, а также в положительном отношении к средствам связи и иным техническим устройствам, обеспечивающим новое качество жизни современного человека.

Именно решение этих задач и совершенствование выявленных дефицитов позволит обеспечить необходимое развитие цифровых компетенций, применяемых педагогами в профессиональной деятельности.

С учетом представленных концептуальных положений и результатов исследования, мотивация педагогического сообщества на развитие цифровых навыков в условиях активного развития цифровых технологий и определяет ключевую задачу дополнительного профессионального образования, направленного на профессиональное развитие, эффективное научно-методическое сопровождение формирования цифровых компетенций педагогических работников, в том числе в формате «горизонтального обучения» в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование».

В структуре профессионального развития современного педагога можно определить следующие ключевые положения цифровой грамотности:

– эффективное использование новых цифровых технологий (интерактивных средств обработки информации, мобильных технологий, электронных ресурсов, средств цифровой коммуникации);

– эффективная ориентация в Интернете, умение искать и обрабатывать новые знания, различные формы и виды данных, необходимые сведения и информацию;

– умение создавать новый образовательный контент, интерактивный учебный материал в цифровой среде.

Именно эти компетенции и определяют требования к информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношению к технологическим инновациям современного педагога на ближайшие годы.

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. – Москва : Перо, 2020. – 98 с.

2. Колыхматов, В. И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога : материалы конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 50-55.

3. Колыхматов В. И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV Международной научно-методической конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 12-15.

4. Колыхматов, В. И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 9 (163). – С. 152-158.

5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г. Р. Имаева, Л. В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – Москва : Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.

6. Binginlas, K. A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K. A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2009. – V. 5

. – P. 235-245.

7. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. – 2011. – V. 3. – Р. 623-626.

1. Bilenko, P. N., Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Yesenina, E. Yu., Kondakov, A. M., Sergeev, I. S. (2020), Didactic concept of digital vocational education and teaching, Pero, Moscow.

2. Kolykhmatov, V. I. (2019), “Role of digital technology in the teacher professional development”, Inter-regional scientific-practical Conference “Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher”, St. Petersburg, pp. 50-55.

3. Kolykhmatov, V. I. (2019), “The future of education: digital transformation”, Modern education: content, technology, quality: materials of the XXV international scientifically-methodical conference, St. Petersburg, pp. 12-15.

4. Kolykhmatov, V. I. (2018), “Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.

5. Aimaletdinov, T. A., Baimuratova, L. R., Zaitseva, O. A. et al (2019), Digital fluency of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process, Analytical Center NAFI, Moscow.

6. Binginlas, K. A. (2009) “Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature”, Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Vol. 5

, pp. 235-245.

7. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), “Role of ICT in the Curriculum Educational System”, Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.

Статья поступила в редакцию 20.08.2020

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Игорь Александрович Бушин, кан-

ипальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

Доклад на тему:

«Развитие цифровой грамотности современного педагога в ДОУ»

Сарызина О. Ю.

Основным документом, на который опирается в своей деятельности педагог дошкольного образования, является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В данном документе описаны основные требования, касающиеся инновационной деятельности с привлечением информационно-коммуникационных технологий.

Наличие компетенции в области информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в области ИКТ, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направленны на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.

В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном  с цифровым поколением.

Цифровая грамотность – это набор знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.

В условиях массового перехода на дистанционное обучение мы столкнулись с недостаточными знаниями и навыками цифровой грамотности. Всю образовательную деятельность мы начали делать в формате презентаций, но понимали, что многим родителям некогда читать и показывать данные материалы детям, да и детям в домашних условиях это не очень комфортно, ведь основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Тогда мы решили использовать в презентациях информационные ресурсы интернета. Это включение в них видео, ссылок на мультфильмы, физминутки и сайты с заданиями для усвоения пройденного материала. Снова столкнувшись с проблемами в виде отсутствия подходящих программ для открытия файлов и прочего, мы решили перейти на новый формат занятий – создание мультимедиа файлов (видео).

Изучив данный вопрос самостоятельно, послушав опыт других педагогов в этом направление, мы приняли решение действовать и развиваться. После изучения информации в интернете, мы скачали несколько видеоредакторов. Нами были выбраны видеоредакторы Movavi, PowerDirector и KineMaster, хотя программа может быть любой. Подобрав материалы по теме недели и по темам ближайших занятий (фото, картинки, gif-изображения, футажи), а также сделав фото и короткие видео наглядных материалов и наглядных образцов (поэтапное рисование, например), мы приступили к созданию видео.

Такие видео-занятия позволяют в игровой форме передать тему занятия детям на расстоянии, не перегружая их и не нарушая СанПин (длительность занятия 4-5 мин).

За время дистанционного обучения мы создавали и видео-занятия, и видео-поздравления и небольшие мультипликации в честь праздников. В дальнейшем хотим включить такие фрагменты не только в онлайн-занятия, но и в группе на занятиях, например в формате квест-приключений можно оказаться в горах, в лесу, прогуляться по улицам города и узнать много нового увидев своими глазами, не выходя из группы.

Понятие цифровой грамотности быстро меняется. Так что же означает обладать цифровой грамотностью в современных условиях?

Педагог может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или владеет в недостаточной степени. Что из данных умений является для него более приоритетным. Приоритеты поменяются через несколько лет, но в том и особенности современного педагога – учиться всю жизнь!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *