ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Реферат по технике безопасности

-воздействие
физических факторов (электростатическое
поле, электромагнитное излучение в ИК-,
УФ-, и рентгеновском диапазоне, ионизация
воздуха, шум, вибрация, ухудшение
микроклимата, светотехнические параметры
дисплея – цветовая, яркость экрана,
частота смена кадров;

-перенапряжение
мышц рук и позвоночника;

-электростатическое
поле заряжает пылинки и препятствует
их оседанию, что увеличивают риск
развития аллергических реакций.

-электромагнитное
поле ведет к снижению иммунитета, ссс
и нс.

-микроклимат
(влажность 30%, температура 22-23ºС);

-светотехнические
параметры действуют на орган зрения,
утомление, плохое самочувствие;

-вынужденное
положения ведет к нарушению осанки;

S
на ученика =6м², расстояние=4м.

Кресло со спинкой,
подлокотниками, изменяющими параметрами.

-абсолютно безвредный
для здоровья;

-полная электро-
и травмобезопасность;

-возможность
использования для разных возрастных
групп;

-возможность
комплектации отклонений в состоянии
здоровья;

-мобильность при
необходимости изменения планировки
кабинетов.

-размеры экрана
должны быть не менее 31см по диагонали,
экранные фильтры, клавиши с давленной
поверхностью в центре, не менее 13 мм,
угол наклона клавиатуры 5-15°. Мощность
экспозиционного мягкого рентгеновского
излучения должна быть 1мкРчас на 0,5м от
экрана.

Расположение
компьютеров: 1. периметральное (лучше),
2. рядами (1-3 ряда). Расстояние между
мониторами – 2 м, между торцами – 1-2м,
температура 19-21°, влажность 55-62%, скорость
движения воздуха – <0,1мс. Уровень
ионизации воздуха – положительные
аэроионы: 1500-3000, отрицательные:
3000-5000/см³.

Непрерывная
длительность занятий: 1-4класс – 15мин.,
5-7класс – 20 мин., 8-9класс – 25мин., 10-11класс
– 1 час занятий-30мин., 2часа-20мин. Количество
занятий в неделю: 1-9кл. – 1урок, 10-11кл. –
2 урока.

Наблюдение за
экраном видеотерминала не должно быть
больше 2 часов для подростков до 16 лет
и 3 часа – 16-19лет в день.

Профилактические
меры: упражнения для глаз, физкультурные
минутки, физкультурные паузы, массажные
процедуры.

Другие средства
обучения: кино, диа- и электропроекторы,
физиомагнитофоны, телевидение,
видеотелевидение.

Кабинеты и
лаборатории – электрические розетки,
телевизионная антенна, подставки к ТСО,
установки зашторивания окон, экраны,
наушники (40-45 дБ). Телевизоры – расстояние
3-4м от экрана, экран на 1,2-1,3м от пола,
длительность передач: для начальных
классов – 15-20 минут, средние и старшие
классы – 20-30 минут.

В течение недели
количество уроков с применением ТСО –
младшие классы: 3-4, старшие: 4-6.

Кино расстояние
6-7м от экрана.

Освещенность
рабочего места – 400лк, экран – 200-300лк.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарноэпи-демиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов выбирается помещения, ориентированные на север и северо-восток и оборудованные регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Недопустимо размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 м2. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого должно быть обеспечено расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) должны иметь опору, а линия взгляда должна приходиться примерно на центр монитора или немного выше.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером желательно заниматься одному ребенку, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме. Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 — 6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 — 4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 — 6; затем налево вверх — направо вниз и прямо вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 –5 раз.

Аналогичные упражнения для снятия напряжения и утомляемости глаз можно найти в журналах «Информатика и образование».

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия — не более 60 мин. При этом, после 10 — 15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся младшего возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.

Примерные правила поведения учащихся начальных классов в компьютерном классе заключаются в следующем:

Учителю необходимо придерживаться следующих рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях:

В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть переписаны на диск учителем, лаборантом, заведующим кабинетом или методистом по информатизации образования заранее.

Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая, при необходимости, детям правила поведения в кабинете информатики.

Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам.

Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токопроводящие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.

Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом, если эта должность предусмотрена штатным расписанием.

Задания и вопросы для обсуждения по изученной теме

Кабинеты
вычислительной техники в школах
оборудованы ПК различного типа, которые
в большинстве своем не удовлетворяют
гигиеническим требованиям. При оценке
конструктивных решений ПК прежде всего
обращается внимание на размер экрана
ВДТ и кла­виатуру. Не желательно
использование дисплеев с размером
экрана по диагонали менее 31 см.
Конструктивные особенности ПК должны
обеспечивать выполнение движений руками
школьников в пределах поля зрения, а
траектория движений не должна выходить
за зону досягаемости.

При
работе с ПК школьники сталкиваются
прежде всего с физи­ческими факторами
и разнообразными факторами воздушной
среды кабинетов информатики и
электронно-вычислительной техники.

Основные
физические факторы, воздействующие на
организм школьников в компьютерных
классах:

электромагнитное
поле 50 Гц;

Электростатическое
поле, даже не вызывая характерных для
воз­действия этого фактора в промышленных
условиях изменений в нервной и эндокринной
системах у пользователей, обладает
способ­ностью «заряжать» микрочастицы,
пылинки, препятствуя их осе­данию.
Дышать таким пылевым «коктейлем» —
значит подвергаться дополнительному
риску развития аллергических заболеваний
кожи, глаз, верхних дыхательных путей.

Электромагнитное,
ультрафиолетовое, инфракрасное излучения
и электростатическое поле от ВДТ являются
низкоинтенсивными и, как правило, на
расстоянии 30—50 см от экрана не превышают
пре­дельно допустимый уровень (ПДУ).
Ультрафиолетовое, инфракрасное излучение
в несколько десятков раз ниже ПДУ.

ПК,
установленные в кабинетах информатики,
не являются источ­никами опасного
для здоровья детей рентгеновского
излучения. Однако последнее, даже
ничтожно малых интенсивностей,
способс­твует ионизации воздуха, и
при значительном числе ВДТ в компью­терном
классе количество ионов может
увеличиваться. Избыток же положительных
ионов считается неблагоприятным для
человека. В норме их количество не должно
превышать 5000 в 1 см3.

Работа
ПК сопровождается генерацией шума. Его
уровни могут составлять 60—65 дБА при
гигиеническом регламенте 50 дБА.

На
учашихся оказывается
комбинированное воздействие
факторов малой интенсивности, последствия
которого могут не укладываться в
общепризнанные данные о влиянии этих
факторов в незначительных дозах в
отдельности. Ведущее значение при этом
имеет воздействие электромагнитного
излучения широкого спектра.

уровни
электромагнитного излучения в
инфракрасном, микро­волновом,
ультрафиолетовом и рентгеновском
диапазонах;

уровень
общей освещенности экрана;

яркостные
и контрастные характеристики изображения,
глубина

четкость
и стабильность изображения;

Работа
с ПК нередко усугубляется нерациональным
построением учебного дня, недели:
наблюдается превышение учебной нагрузки
на 1—3 ч в неделю; до 30% учащихся посещают
факультативные занятия, причем половина
из них занимаются 2—3 раза в неделю, в
то время как недельная факультативная
нагрузка не должна превышать 2 учебных
часов, при этом гигиенические рекомендации
о времени проведения факультативных
занятий не учитываются.

Часто
отмечается «нерациональная» рабочая
поза учащегося: угол наклона головы,
угол наклона верхнегрудного отдела
туловища более 45е,
расстояние от глаз до экрана ВДТ менее
50 см.

Применение
ПК в учебном процессе увеличивает объем
инфор­мации, сообщаемой ученику на
уроке, активизирует по сравнению с
обычными уроками организацию познавательной
деятельности детей. В то же время условия
работы за дисплеем существенно отличаются
от привычной работы в классе: частое
переключение внимания с клавиа­туры
на экран, анализ и корректировка
полученных на экране резуль­татов и
т.д. Занятия с, использованием ПК могут
создавать зритель­ные перегрузки при
той же напряженности и длительности
учебной деятельности, которая соответствует
гигиеническим нормам, разрабо­танным
применительно к традиционным видам
учебной нагрузки.

Работа
с ВДТ сопряжена со значительным зрительным
напряже­нием, так как она тяжелее, чем
с бумажными текстами. При работе с
бумажным носителем информация в глаз
поступает как отраженный свет, а при
работе с ВДТ глазом воспринимаются
самосветящиеся объекты (точки). Кроме
того, изображение на ВДТ дискретно
(частота 50—70 Гц и выше).

Эти
практически неустранимые факторы
существенно затрудняют зрительное
восприятие и часто усугубляются качеством
ПК.

Работа
с ВДТ вызывает напряжение зрительных
функций, которое обусловлено следующими
причинами:

необычный
контраст между фоном и символами на
экране ВДТ;

символы
на экране не имеют такой четкости, как
печатный текст,

символы
на экране часто имеют непривычную форму;

расстояние
между глазами и экраном и направление
взгляда не могут быть по желанию изменены
и часто отличаются от условий, которые
бывают обычно при чтении печатного
текста;

фокусировка
горизонтального взгляда труднее, чем
взгляда, направленного вниз;

осознанное
или бессознательное восприятие дрожания
или мель­кания изображения;

различные
отражения в экране, причем этот фактор
приобретает возрастающее значение,
если ПК установлен неправильно или его
поверхность лишена антибликового
покрытия;

фиксация
символов на экране ВДТ выполняется в
плоскости, отличной от плоскости экрана,
и она должна быть ограничена умственными
усилиями.

Дети
легко овладевают техникой работы на
клавиатуре. Это в значительной степени
обусловлено возрастными изменениями
двигательных качеств. Применительно к
занятиям с ПК — это воз­можность
нервно-мышечного аппарата, главным
образом мелких мышц кисти, справляться
с этой работой. Возрастная физиология
свидетельствует, что быстрота движений
с возрастом увеличивается. Наибольшее
развитие этого качества достигается у
детей 14—15 лет. В 16—17 и 18 лет этот
показатель оказывается не более высоким,
чем в 14—15 лет.

Характер
и степень благоприятного или отрицательного
воздейс­твия работы на ПК определяется
комплексом внешних и внутренних факторов.

К
внешним факторам относятся прежде всего
связанные с ПК, а также педагогикой,
такие показатели, как:

-продолжительность
работы за дисплеем;

-качество
изображения (собственно «дисплейные»
факторы);

-состояние
окружающей среды (освещенность,
микроклимат);

-содержание
и объем работы, определяемые характером
и трудно­стью учебного материала;

-методика
преподавания, структура занятия.

Такие
внешние факторы, как эргономика рабочего
места, состояние окружающей среды
(освещенность, микроклимат и др.), методика
пре­подавания, структура занятия,
поддаются контролю и нормируются.

Неблагоприятные
изменения функционального состояния
под­ростков отмечаются непосредственно
после уроков информатики: у школьников
в 2 раза снижается работоспособность,
на 10—15% — скорость зрительно-моторных
реакций, уменьшается критическая частота
слияния световых мельканий, что также
свидетельствует о развитии зрительного
утомления. У подростков с высокой
мотиваци­ей к занятиям информатикой
выявляются еще более существенные
сдвиги в функциональном состоянии
организма: у каждого 3-го из них
диагностируется выраженное утомление.

Установлен
утомляющий эффект мелькающего изображения.
По этой причине некоторые школьники с
нежеланием приступают к работе с ПК, а
5% детей указывают на плохую переносимость
таких занятий. Это может быть обусловлено
тем, что ритмические сигналы, исходящие
от дисплея, провоцируют приступы
мимолетных, иног­да на доли секунд,
перерывов в сознании (абсансы) без
моторных и вегетативных эффектов или
коротких приступов дурноты, удушья. В
основе возникновения этих расстройств
лежит повышенная судорож­ная готовность
детского организма. Известные случаи
«телевизион­ной эпилепсии* усиливают
важность этой проблемы.

Более
половины старшеклассников (55%) после
работы на ПК высказывают жалобы либо
на общее утомление, либо на неприятные
ошушения в области глаз (усталость,
мелькание и др.). Почти треть из них
жалуются и на то, и на другое. Это
обусловлено нечетким изобра­жением
на экране ВДТ, которое приводит к
постоянной «поднастрой- ке* хрусталика
глаза, т.е. поиском оптимума зрительного
восприятия, что может повлечь за собой
переутомление мышечного аппарата глаза
и последующее снижение зрения.

Оценка
функционального состояния зрительного
анализатора школьников старшего возраста
при работе на ПК показывает, что работа
в течение 45 мин приводит к достоверному
снижению устойчи­вости аккомодации.
Более длительная работа усугубляет
этот процесс и обусловливает появление
и увеличение остаточного напряжения
цилиарной мышиы или спазма аккомодации.
Уже после 20 мин рабо­ты с дисплеем
наступает снижение видимости (увеличение
порога контрастной чувствительности),
скорости зрительно-моторных реак­ций
у учеников Ю-х классов (рис. 3.8,3.9),

На
динамику развития зрительного утомления
учащихся 9—10-х классов на занятиях с ПК
и течение восстановительного периода
вли­яют качество ПК: их соответствие
или несоответствие гигиеническим
требованиям

Соседние файлы в папке экзамены 6 курс зима_1

Гигиенические основы компьютеризации обучения

Разработка компьютерных технологий обучения в стране началась в середине 70-х гг. и в середине 80-х XX в. достигла уровня массового внедрения. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Новые информационные технологии обучения (НИТО) в образовательных учреждениях позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся – на 20-25%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием НИТО, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при 5-балльной системе оценки). Скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.

В школах кабинеты вычислительной техники оборудованы персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) различного типа, которые должны соответствовать следующим гигиеническим требованиям:

Дети легко овладевают техникой работы на клавиатуре. Это в значительной степени обусловлено возрастными изменениями двигательных качеств. Применительно к занятиям с ПК – это возможность нервно- мышечного аппарата, главным образом мелких мышц кисти, справляться с этой работой. Возрастная физиология свидетельствует, что быстрота движений с возрастом увеличивается. Наибольшее развитие этого качества достигается у детей 14-15 лет.

К 14-15 годам, когда дети приступают к практическим занятиям по информатике в компьютерном классе школы, уровень морфофункционального развития основных систем, обеспечивающих успешность работы с ПК, достигает параметров взрослого человека. Однако не менее важны и такие свойства, как лабильность нервной системы, повышенная утомляемость, высокая чувствительность к неудовлетворительным условиям обучения, которые могут оказывать существенное влияние на успешность овладения компьютерной грамотностью и состояние отдельных систем и органов ребенка.

Характер и степень благоприятного или отрицательного воздействия работы на ПК определяется комплексом внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся такие показатели, как:

Такие внешние факторы, как эргономика рабочего места, состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат и др.), методика преподавания, структура занятия поддаются контролю и нормируются.

Неблагоприятные изменения функционального состояния подростков отмечаются непосредственно после уроков информатики: у школьников в 2 раза снижается работоспособность, на 10-15% – скорость зрительно-моторных реакций, уменьшается критическая частота слияния световых мельканий. Что также свидетельствует о развитии зрительного утомления. У подростков с высокой мотивацией к занятиям информатикой выявляются еще более существенные сдвиги в функциональном состоянии организма: у каждого 3-го из них диагностируется выраженное утомление.

На функциональное состояние младших школьников выраженное влияние оказывает тип занятия (игровые занятия, занятия смешанного типа). Наиболее утомительны для них компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реагирования.

Изменения показателей функционального состояния после компьютерных занятий свидетельствует о том, что чем меньше возраст учеников, тем больше число неблагоприятных реакций со стороны ЦНС, зрительного анализатора.

При работе с ПК школьники сталкиваются, прежде всего, с физическими факторами и разнообразными факторами воздушной среды кабинетов информатики и электронно-вычислительной техники.

Основные физические факторы, воздействующие на организм школьников в компьютерных классах:

Электростатическое поле, даже не вызывая характерных для воздействия этого фактора в промышленных условиях изменений в нервной и эндокринной системах у пользователей, обладает способностью «заряжать» микрочастицы, пылинки, препятствуя их оседанию. Дышать таким пылевым «коктейлем» – значит подвергаться дополнительному риску развития аллергических заболеваний кожи, глаз, верхних дыхательных путей.

Электромагнитное, ультрафиолетовое, инфракрасное излучения и электростатическое поле от видеодисплейных терминалов являются низкоинтенсивными и, как правило, на расстоянии 30-50 см от экрана не превышают предельно допустимый уровень (ПДУ). Ультрафиолетовое, инфракрасное излучение в несколько десятков раз ниже ПДУ.

ПК, установленные в кабинетах информатики, не являются источниками опасного для здоровья детей рентгеновского излучения. Однако последнее, даже ничтожно малых интенсивностей, способствует ионизации воздуха, а при значительном числе ВДТ в компьютерном классе количество ионов может увеличиваться. Избыток же положительных ионов считается неблагоприятным для человека. В норме их количество не должно превышать 5000 в 1 см3.

Данные отечественных исследователей согласуются с оценками зарубежных специалистов. В частности, в Канаде, США не выявлено факта влияний ионизирующего и неионизирующего излучения при работе с ВДТ.

Работа ПК сопровождается генерацией шума. Его уровни могут составлять 60-65 дБа при гигиеническом регламенте 50 дБа.

В классах информатики и вычислительной техники образовательных учреждений создаются специфические условия окружающей среды (ухудшение качества воздушной среды и микроклимата, световой обстановки и др.). Практически во всех компьютерных классах регистрируются недостатки в системе освещения рабочих поверхностей. Искусственная освещенность оказывается, как правило, сниженной на клавиатуре и рабочих местах для теоретических занятий (130-200 лк) и завышенной на экранах мониторов (200-250 лк).

Нерегулярное включение систем кондиционирования и отсутствия проветривания, как правило, приводит к значительному ухудшению параметров микроклимата. Анализ микроклимата кабинетов информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха может превышать оптимальные уровни в 70% случаев и составлять 22-23°С. При южной ориентации кабинетов информатики температура воздуха в весенний период может резко увеличиваться, достигая 25°С. Относительная влажность воздуха в 60% помещений находится на уровне нижней границы нормы (30%).

Кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники насыщены полимерными, синтетическими и лакокрасочными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами, особенно при повышении температуры и изменении влажности воздуха, которые обусловливаются работой ПК.

При изучении внешней среды в помещении, где находятся ПК, установлено, что к концу занятий концентрация углекислого газа в 2 раза превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК), а количество нетоксичной пыли увеличивается в 2-4 раза допустимого уровня. Увеличивается и содержание аммиака в воздухе в 1,5-2 раза. Содержание кислорода снижается до 1,5-2%. Санитарно-химическая оценка воздушной среды классных помещений позволяет идентифицировать ряд химических соединений (табл. 18).

Работа видеотерминалов способствует появлению озона. Концентрация его, как правило, не превышает ПДК для воздуха рабочей зоны (0,1 мг/м3), но для детских учреждений это не приемлемо. Установлено, что в плохо проветриваемых помещениях (а это часто наблюдается в школьных компьютерных классах) концентрации озона могут быть равны или даже превышать ПДК его для атмосферного воздуха населенных мест (0,03 мг/м3).

Содержание химических веществ в воздушной среде кабинетов информатики и вычислительной техники

Работа с ПК нередко усугубляется нерациональным построением учебного дня, недели: наблюдается увеличение учебной нагрузки на 1-3 часа в неделю; до 30% учащихся посещают факультативные занятия, причем половина из них занимаются 2-3 раза в неделю, в то время как недельная факультативная нагрузка не должна превышать 2 учебных часов, при этом гигиенические рекомендации о времени проведения факультативных занятий не учитываются.

Физиолого-гигиенические исследования позволили обосновать требования к организации занятий с использованием ПК.

Непрерывная длительность занятий учащихся непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:

Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для обучающихся 1-4-х классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8-х классах – 2 урока, для обучающихся в 9-11-х классах – 3 урока.

Работа на ПЭВМ и ВДТ должна проводиться в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПЭВМ и ВДТ необходимо выполнять комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между уроками – не менее 10 мин, во время которых необходимо провести сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени – на практические. Режим работы должен отвечать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий. Продолжительность производственной практики учащихся старших классов во внеурочное время с использованием ВДТ и ПЭВМ ограничивается для учащихся старше 16 лет – 3 часа, а для учащихся моложе 16 лет – 2 часа с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических мероприятий (гимнастика для глаз через 20-25 мин и физические упражнения во время перерыва).

Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны соответствовать следующим требованиям:

Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Игры разрешаются в конце занятия длительностью до 10 мин для учащихся 2-5 классов и 15 мин для старших учащихся. Режим занятий в кружках должен соответствовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном, а также использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух и более детей независимо от их возраста.

Требования к рабочему месту

В требования к рабочему месту входят
требования к рабочему столу, посадочному
месту (стулу, креслу), Подставкам для
рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту,
обеспечить правильное размещение
элементов компьютерной системы и
правильную посадку пользователя
чрезвычайно трудно. Полное решение
проблемы требует дополнительных затрат,
сопоставимых по величине со стоимостью
отдельных узлов компьютерной системы,
поэтому и биту и на производстве этими
требованиями часто пренебрегают.
Несмотря
на то, что школьники проводят в компьютерном
классе сравнительно немного времени,
обучить их правильной гигиене труда на
достойном примере очень важно, чтобы
полезные навыки закрепились на всю
жизнь. Это не просто требование гигиены,
а требование методики.

Экран монитора — не единственный
источник вредных электромагнитных
излучений. Разработчики мониторов
достаточно давно и успешно занимаются
их преодолением. Меньше внимания
уделяется вредным побочным излучениям,
возникающим со стороны боковых и задней
стенок оборудования. В современных
компьютерных системах эти зоны наиболее
опасны.
Монитор компьютера следует
располагать так, чтобы задней стенкой
он был обращен не к людям, а к стене
помещения. В компьютерных классах,
имеющих несколько компьютеров, рабочие
места должны располагаться по периферии
помещения, оставляя свободным центр.
При этом дополнительно необходимо
проверить каждое из рабочих мест на
отсутствие прямого отражения внешних
источников освещения. Как правило,
добиться этого для всех рабочих мест
одновременно достаточно трудно. Возможное
решение состоит в использовании штор
на окнах и продуманном размещении
искусственных источников общего и
местного освещения.
Сильными источниками
электромагнитных излучений являются
устройства бесперебойного питания.
Располагать их следует как можно дальше
от посадочных мест пользователей.

В организации занятий важную роль играет
их продолжительность, от которой зависят
психофизиологические нагрузки. Для
школьников старших классов продолжительность
сеанса работы с компьютером не должна
превышать 30 минут, для школьников младших
классов — 20 минут.

Система гигиенических требований

Длительная работа с компьютером может
приводить к расстройствам состояния
здоровья. Кратковременная работа с
компьютером, установленным с грубыми
нарушениям гигиенических норм и правил,
приводит к повышенному утомлению.
Вредное воздействие компьютерной
системы на организм человека является
комплексным. Параметры монитора оказывают
влияние на органы зрения. Оборудование
рабочего места влияет на органы
опорно-двигательной системы. Характер
расположения оборудования в компьютерном
классе и режим его использования влияет
как на общее психофизиологическое
состояние организма, так и им органы
зрения.

Требования к видеосистеме

В прошлом монитор рассматривали м
основном как источник вредных излучений,
воздействующих прежде всего на глаза.
Сегодня такой подход считается
недостаточным. Кроме вредных
электромагнитных излучений (которые
на современных мониторах понижены до
сравнительно безопасного уровня) должны
учитываться параметры качества
изображения, а они определяются не
только монитором, но и видеоадаптером,
то есть всей видеосистемы в целом.

  • по уровню электромагнитных излучений
    — ТСО 95;
  • по параметрам качества изображения
    (яркость, контрастность, мерцание,
    антибликовые свойства и др. ) — ТСО 99.

Узнать о соответствии конкретной модели
данным стандартам можно в сопроводительной
документации. Для работы с мониторами,
удовлетворяющими данным стандартам,
специальные защитные экраны не требуется.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *