Техника безопасности (ТБ) в школе – это система специально организованных мероприятий, с использованием различных способов и средств, целью которых является обеспечение защиты детей во время воспитательно-образовательного процесса в школе.
Положения техники безопасности на уроках физической культуры
Уроки по физической культуре подразумевают вероятность получения различного рода травм, что накладывает на учителя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности учащихся. Поэтому учитель должен ежедневно перед началом урока напоминать о ТБ на уроках, в зависимости от места, где проходит урок (спортивный зал, спортивный манеж, улица и т. ), а также от тех видов упражнений, которые будут выполнять дети.
Вводные положения техники безопасности на уроках физической культуры:
- К уроку физической культуры допускаются дети, которые прошли полностью инструктаж по ТБ.
- На уроках по физической культуре могут заниматься только те дети, которые имеют необходимый уровень здоровья.
- Дети, которые имеют частичное или полное освобождение от занятий физической культурой, должны присутствовать на уроках и заниматься теоретическим изучением дисциплины.
- После болезни, для допуска к уроку физической культуры, ученик должен представить учителю справку из медицинского учреждения, где проходил лечение.
- Для занятий физической культурой ученики должны иметь специальную сменную одежду и обувь.
- На занятиях строго запрещено жевать жвачку, а также принимать пищу.
Техника безопасности на уроках физической культуры до начала занятий:
- Посещать уроки физической культуры ученик должны в специальной спортивной форме и обуви.
- Переодеваться на занятие необходимо в специально отведенном месте (раздевалке; мальчики и девочки переодеваются в разных раздевалках).
- В карманах спортивной формы не должно быть предметов, которые могут представлять опасность во время проведения занятия.
- Подготовка спортивного инвентаря к уроку осуществляется с разрешения и под руководством учителя.
- Во время занятий ученик должны точно выполнять все указания и команды учителя.
Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры во время занятий:
- Каждый ученик должен перед началом урока прослушать инструктаж по ТБ, только после этого он может быть допущен к уроку.
- Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя.
- Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя.
- Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).
- При выполнении заданий (бег, прыжки и т.д.) минимизировать столкновения и падения (соблюдать дистанцию, не останавливаться резко, не менять траекторию и т.п.).
- Не выполнять упражнения на мокром полу или скольком и рыхлом грунте.
- Прежде, чем приступить к выполнению ряда упражнений (метание) убедиться в том, что в секторе броска нет людей.
- При ухудшении состояния или получения травмы, прекратить выполнение задания и обратиться к учителю.
Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий:
- Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.
- Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя.
- Покидать место занятий спокойным шагом.
- В раздевалке вести себя тихо, не кричать, не мешать другим ученикам.
- После занятий обязательно вымыть руки с мылом.
Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы.
Техника безопасности в школе
Техника безопасности в школе – это важный элемент воспитательно-образовательного процесса, к которому необходимо подходить со всей ответственностью, как преподавателям, так и учащимся.
Соблюдение ТБ во время пребывания в школе имеет большое значение для сохранения здоровья и жизни учащихся. Ученики – это, прежде всего, дети, которые не беспокоятся о своей безопасности и относятся к ней порой беспечно. Поэтому педагоги должны подходить к процессу ТБ со всей ответственностью. Необходимо постоянно напоминать детям правила поведения в школе, с целью избегания возникновения опасных для жизни и здоровья ситуаций. Работа по ТБ может проводиться на классных часах, линейках, собраниях и т. , а также осуществляться путем размещения наглядного материала в школе (плакаты, рисунки детей и т.
Общие правила техники безопасности в школе:
- Ученик должен приходить на свое учебное место и готовится к уроку заранее.
- Входить в кабинеты, где могут находиться опасные предметы (зачастую это кабинет химии, физики, труда), только с разрешения учителя.
- Тщательно мыть руки «до» и «после» проведения опытов, приготовления пищи на уроках технологии.
- Сидеть на стуле ровно, не качаться и не покидать учебного места до конца урока.
- На уроках вести себя спокойно, кабинет покидать только с разрешения учителя.
- Без разрешения учителя не трогать предметы, с которыми незнаком (реактивы, колбы и т.п.).
- Ни в коем случае не использовать школьные принадлежности для игр (циркуль, карандаш, линейка и т.д.).
- Соблюдать правила хранения личных вещей.
- Запрещено приносить в школу колющие и режущие предметы, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья других учеников.
- Во время выполнения заданий на уроках не отвлекаться (во время опытов, экспериментов и т.п.).
Так же согласно ТБ дети во время перемены должны находиться в коридоре, так как в классе может осуществляться проветривание (то есть, открыты окна), подготовка к уроку и т.
Большое внимание должно уделяться ТБ во время нахождения в таких кабинетах как кабинет химии и физики, и их лабораторий.
Правила по ТБ в кабинете химии и физики:
- Нельзя нюхать или «пробовать на язык» вещества.
- Во время экспериментов необходимо соблюдать порядок на рабочем месте.
- Использовать защитные средства при работе с некоторыми химическими веществами (перчатки, фартуки, нарукавники, возможно респираторы).
- Не допускать попадания на открытую кожу химических веществ.
- Все сосуды с хим. веществами должны быть подписаны.
- При работе с колбами их необходимо держать двумя руками, одной рукой за горлышко, второй за дно.
- Нельзя играть или баловаться веществами, колбами, пробирками и т.п.
- Использованные вещества требуется выливать в специально выделенную для этого тару, а не в раковины.
Соблюдение всех вышеперечисленных правил обезопасит пребывание детей в школе.
Меры безопасности при занятиях гимнастикой. Инструкция по тб на занятиях гимнастикой. Требования безопасности при аварийных ситуациях. Пожар
К занятиям допускаются учащиеся:
отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен:
иметь коротко остриженные ногти;
заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
знать и выполнять настоящую инструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;
– жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчиныК занятиям допускаются учащиеся:
отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен:
иметь коротко остриженные ногти;
заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
знать и выполнять настоящую инструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;
– жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчины
Техника безопасности при проведении занятий
по гимнастике
I. Общие требования безопасности
К занятиям допускаются учащиеся:
отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной
медицинским группам;
прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и
соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен:
иметь коротко остриженные ногти;
заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с
разрешения учителя;
бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не
использовать его не по назначению;
знать и выполнять настоящую инструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их
металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении
упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и
вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин,
шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным
особенностям занимающихся;
– жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
– поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов. Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках. Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные
интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если
нет уверенности в их выполнении. Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной
гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не
допущен или отстранен от участия в учебном процессе. Требования безопасности перед началом
занятий
Учащийся должен:
переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся
(серьги, браслеты, часы и т. );
убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние
предметы;
под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование,
необходимые для проведения занятия;
по команде учителя встать в строй для общего построения. Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических
снарядов.
Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без
специальных тележек и устройств. При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека
с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и
не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на
другой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте
приземления – в два слоя. На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не
менее пяти метров. Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба
конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между
жердями не должна превышать ширины плеч. Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость
снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки. Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой
стороны, предварительно наклонив снаряд. III. Требования безопасности во время занятий
Учащийся должен:
каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных
винтов;
вытирать руки насухо, использовать магнезию;
выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;
при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног,
пружинисто приседая;
при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных
пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;
переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде,
способом, указанным учителем. Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не
отвлекайте и не мешайте ему. Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не
раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не
используйте его не по назначению. Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь
уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке. Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность
в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и
падению. Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от
снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и
подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи
при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка
другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте
страховку стоя за снарядом. Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет
посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить
задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не
мешайте другим. Требования безопасности при несчастных
случаях и экстремальных ситуациях
Учащийся должен:
при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и
поставить в известность учителя физкультуры;
с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь,
при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие,
организованно, под руководством учителя покинуть место проведения
занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного
заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть. Требования безопасности по окончании
занятий
Учащийся должен:
под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его
хранения;
организованно покинуть место проведения занятия;
переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
вымыть с мылом руки.
Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий. Требования безопасности по окончании занятий. Требования безопасности при аварийных ситуациях. Требования безопасности при аварийных ситуациях. Пожар. Безопасность на уроках физической культурыМеры предосторожности.
Требования безопасности перед началом занятий
Надеть спортивный костюм и спортивную обувь на нескользкой подошве. Протереть гриф перекладины, проветрить спортивный зал. Проверить надежность крепления перекладины, крепления гимнастического коня и козла, крепление спортивных винтов брусьев. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты, чтобы поверхность была ровной
Не выполнять упражнения на снарядах без учителя
Не выполнять упражнения на снарядах с влажными ладонями
Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другими учащимися
При выполнении упражнений потоком соблюдать достаточный интервал, чтобы не было столкновений
При прыжках и соскоках со снарядах приземлятся мягко на носки ступней, пружинисто приседая
Требования безопасности во время занятий
Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений. При выполнении прыжков со спортивных снарядов приземляться мягко, пружинисто приземляясь.
Требования безопасности по окончании занятий
Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал. Снять спортивный костюм и спортивную обувь
Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки мылом.
При появлении во время занятий боли в руках, покраснений кожи или при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения.
Требования безопасности при аварийных ситуациях. Пожар.
При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
Безопасность на уроках физической культурыМеры предосторожности.
Не приступать к занятиям без соответствующей спортивной формы. Не выполнять упражнения без разрешения учителя.
Посмотреть все слайды
РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Безопасность на уроках по гимнастике
Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др. ) и падения, а в результате – травмы.
Типичные травмы:
ссадины, потертости и срывы мозолей;
ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;
разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;
не исключены ушибы головы. Меры обеспечения безопасности
1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия. Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа. Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др. Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей. Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения. При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике – это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты. Различают следующие вилы помощи:
проводка – действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;
фиксация – задержка ученика учителем в определенной точке движения;
подталкивание – кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;
поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;
подкрутка – кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;
комбинированная помощь – использование различных приемов, применяемых одновре-менно и последовательно. Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.
Страховка – это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников. Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.
Самостраховка – это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые са-мим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.
Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед – сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.
Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.
Гизельская общеобразовательная санаторная
План-конспект урока физической культуры по теме:
Сведения, правила поведения на
занятиях по гимнастике
Преподаватель Бепиева И.
Тема:
Гимнастка. Теоретические сведения, правила поведения на занятиях по гимнастике. Построения в колону по одному. Движение строевым шагом. Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.
Упражнения на брусьях:
девочки- размахивание
в висе; вис присев; мальчики- размахивание в упоре; сед ноги врозь.
Акробатика:
кувырок вперед, мостик. Опорный прыжок ”ноги врозь” упражнения для развития силы и гибкости.
Задачи:
Сообщить теоретические сведения.
Повторить строевые упражнения. Разучить новый комплекс упражнений. Учить технике движений на брусьях. Повторить и дополнить акробатические элементы. Развивать двигательные качества силу, ловкость, гибкость, координацию движений.
Место занятия
– спортивный зал.
Необходимый инвентарь –
брусья, маты, гимнастический мостик, козел.
Продолжительность урока 40 минут.
Вводная часть –
2-3 минуты.
Правила поведения на занятиях по гимнастике в целях предупреждения травматизма.
Подготовительная часть – 10 минут.
Построение в колонну по одному. Движение строевым шагом. Повороты налево, направо, кругом. Первый способ: построить класс в одну ширенгу по команде “Класс, в одну колонну – становись!” Движение строевым шагом начинается по команде:
“
Строевым шагом – марш!
”
Ходьба обычная по диагонали, змейкой, ускоренная, медленный бег, а также правым, левым боком. Бег с захлёстом голени назад, с высоким подниманием колен. Бег с поворотом по хлопку кругом. Различные ускорения по сигналу. Переход на ходьбу. Успокоить дыхание.
Комплекс утренней гимнастики.
Исходное положение – основная стойка. 1-2. Подняться на носки, руки через стороны вверх (глубокий вдох). 3-4 – Вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.
Исходное положение – руки перед грудью. 1-2. Два пружинистых движения, согнутые в локтях руками назад до отказа. 3-4 – То же, прямыми руками. Повторить 6-8 раз.
– правая рука вверху, левая внизу. Пальцы сжать в кулак. 1-2. Два пружинистых движения, руками назад до отказа. 3-4. То же, но изменяя положения рук. Повторить 5-6 раз.
– ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Правую руку вперед, отвести ее в сторону и до отказа назад, одновременно повернуть туловище вправо, смотреть на кисть правой руки. 3-4. То же, но левой рукой. Повторить 4-6 раз.
– ноги на ширине плеч, руки в стороны. Присесть на левую ногу, руки на колено левой ноге. Вернуться в И. 3-4. То же, но на правую ногу. Повторить 4-6 раз.
– основная стойка. Руки вверх, ладони вперед, прогнуться. Не сгибая ног, наклониться вперед. Присесть, руки вперед.
Вернуться в И. Повторить 4-6 раз.
1-3. Три подскока на месте, руки на пояс. Подскок на месте с поворотом кругом. Повторить 6-8 раз.
Ходьба на месте с высоким подниманием колен 20-30 с. Постепенно темп шагов замедляется.
– основная стойка. 1-2. Руки через стороны вверх, глубокий вдох, 3-4. Руки расслабленно вниз, глубокий выдох. Повторить 6-8 раз.
Основная часть – 20 минут.
Упражнения на гимнастических снарядах, с предметами выполняются по круговой системе по 2-3 мин. на вид. Упражнения на брусьях. 1)Размахивание в упоре на брусьях в середине брусьев. При размахивании ноги должны подниматься выше жердей. Уделить внимание помощи и страховке. 2)Сед ноги врозь – выполняется из положения упора. Силой или махом поднять ноги вперед, развести их в стороны и плавно опустить на жерди. При этом тело должно быть слегка пригнуто в грудной части.
Акробатика-кувырок вперед, мостик.
Подводящие упражнения: 1)группировки в упоре присев. Обратить внимание на положение головы, круглую спину, слегка разведенные колени, локти прижаты, захват рук чуть ниже колен;2) То же, но в положении лежа на спине. Сделать несколько перекатов вперед и назад. Попытаться в конце переката вперед выйти в положение упора присев. Потом на счет 1-5 выполнить упражнение по разделениям. После овладения техники кувырка приступить к слитному выполнению.
Опорный прыжок через козла “согнув ноги”.
С небольшого разбега (6-8 шагов) прыгнуть на мостик и, отталкиваясь ногами, принять упор присев на коне; выпрямляясь, с одновременным махом рук вперед-вверх, соскочить вперед прогнувшись. При приземлении слегка согнуть ноги, руки вынести вперед- в стороны.
Рекомендуется упражнения с отягощениями относительно небольшого веса с возможно большей скоростью. Вес отягощения не должен превышать 30% от максимального усилия. Следовательно, величина отягощений для мышц разгибателей туловища не должна превышать 20 килограмм.
Гибкость- различные движения прямыми руками с максимальной амплитудой. То же с небольшими отягощениями в руках. Повороты туловища влево, вправо. Мост из положения лежа на спине. Стоя у гимнастической стенки, махи ногами назад, вперед, в стороны.
Заключительная часть урока.
Ходьбы по залу с выполнением дыхательных упражнений.
Игра на внимание. “знаешь ли ты команду
Учитель умышленно подает ряд неправильных команд. На них ученики не должны реагировать.
на занятиях акробатикой
Подготовила тренер по акробатике
Дубиничева Татьяна Владимировна
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ
Освещение зала должно быть не менее 200 лк, температура не ниже 15-17°С.
- Тренер-преподаватель должен поддерживать дисциплину во время занятий и добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять контроль за действиями учащихся.
- При занятиях акробатикой должно быть исключено:
Для предотвращения травм на занятиях акробатикой необходимо учитывать основные причины травматизма:
- нарушение правил организации занятий и отсутствие сознательной дисциплины;
- нарушение методики и режима тренировки;
- отсутствие страховки или неумелое ее применение;
- плохое материально-техническое обеспечение занятий;
- нарушение врачебных требований и гигиенических условий.
Частыми причинами травм являются: форсирование подготовки акробатов;
чрезмерные нагрузки; неумение обеспечить на занятиях и после них достаточный отдых для восстановления функционального состояния к следующему подходу или тренировке; недооценка систематической и регулярной работы над техникой; включение в тренировку упражнений, к которым акробат не готов из-за слабого развития физических качеств или утомления. К травматизму могут привести: проведение занятий без тренера; неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале; неорганизованные переходы или хождения; отсутствие сознательной дисциплины, чувства ответственности и серьезного отношения к занятиям.
На тренировках как комплекс мероприятий, направленных на предупреждение травматизма применяется профессиональная страховка и помощь.
- К тренировочным занятиям допускаются учащиеся только после ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский допуск к занятиям спортивной акробатикой.
- При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать правила поведения в спортивном зале, время тренировок в соответствии с расписанием учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
- Перед началом занятий зал должен быть проветрен естественной сквозной системой вентиляции. Тренер-преподаватель должен проверить исправность и надежность крепления снарядов и готовность зала к занятиям.
- Вход в зал разрешается только в присутствии тренера-преподавателя.
- Освещение зала должно быть не менее 200 лк, температура не ниже 15-17°С.
- Учащиеся допускаются к занятиям только в соответствующей спортивной форме. Перед занятием необходимо снять все украшения и предметы, способные привести к травме: браслеты, цепочки, часы, заколки и т.д.
- Перед началом занятий тренер-преподаватель должен постараться выявить любые, даже незначительные отклонения в состоянии здоровья обучающихся, с последующим их освобождением от занятий для предупреждения случаев травматизма и заболеваний.
Требования безопасности во время занятия
Занятия в зале проходят согласно расписанию.
Тренер-преподаватель должен поддерживать дисциплину во время занятий и добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять контроль за действиями учащихся.
При занятиях акробатикой должно быть исключено:
- неправильное обучение технике физических упражнений;
- отсутствие необходимой страховки (самостраховки), неправильное её применение;
- плохая подготовка инвентаря для проведения занятий (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов);
- нарушение дисциплины, невнимательность, поспешность.
- находиться в зале и начинать учебно-тренировочные занятия без тренера-преподавателя,
- при занятиях на акробатической дорожке возвращаться в зону разбега по дорожке,
- находиться в зоне приземления или возможного падения выполняющего упражнение,
- бегать по ковру во время занятий,
- перебегать от одного места занятий к другому,
- выполнять самостоятельно сложные элементы без страховки, не имея на это разрешения тренера.
- ставить на страховку учащегося, не имеющего достаточного опыта страховки, а также страхующего, находящегося в состоянии усталости или недомогания.
При разучивании элементов использовать гимнастические маты, страховочную лонжу. Недостаточно разученные элементы выполнять со страховкой. При использовании гимнастических матов, необходимо следить, чтобы они были уложены с точной стыковкой без щелей между ними.
- при выполнении упражнений потоком (один за другим) необходимо соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
- перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что зона разбега и приземления свободна.
- при появлении во время занятий боли, а также при неудовлетворительном самочувствии, обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
- выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя.
Требования безопасности после окончания занятий
- После занятий все спортивные снаряды должны быть аккуратно поставлены на места хранения.
- Проветрить спортивный зал.
- В раздевалке при спортивном зале переодеться, снять спортивную форму (одежду и обувь).
- Тщательно вымыть лицо и руки с мылом. По возможности рекомендуется принять душ.
Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
- При резком ухудшении состоянии здоровья или травмировании учащегося тренер- преподаватель должен немедленно прекратить занятия и приступить к оказанию ему первой доврачебной помощи.
- Одновременно нужно вызвать медицинского работника и скорую помощь.
- При обнаружении признаков пожара преподаватель должен обеспечить эвакуацию обучающихся из опасной зоны согласно схеме эвакуации при условии их полной безопасности. Все учащиеся проверяются в месте сбора по имеющимся у преподавателя поименным спискам.
- При обнаружении пожара действия работников образовательного учреждения должны соответствовать требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в учреждении.
- Поведение и действие всех лиц в условиях чрезвычайной ситуации должны быть
объективными, без провокации паники, быстрыми и эффективными. Руководство действиями в чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель образовательного учреждения или назначенный им представитель администрации.
Инструкция по охране труда
для учащихся на занятиях физической культурой
Данная инструкция по охране труда для учащихся на уроках физкультуры разработана для учащихся, занимающихся на уроках физической культуры в школе. Инструкция представляет собой инструктаж по технике безопасности на уроке физкультуры для учеников общеобразовательных школ. Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по физическому воспитанию для средней школы. Место занятий определяется согласно программному материалу, погодным условиям, целям и задачам урока:
I, IY четверть – Лёгкая атлетика
место занятий: два футбольных стадиона, беговая дорожка (длиной 200 м), баскетбольная и две волейбольные площадки;
II, III четверть – Спортивные игры, гимнастика
место занятий: спортивный зал, тренажёрная комната, хореографический класс. Учащиеся допускаются к урокам физической культуры после прохождения профилактического медицинского осмотра и распределяются по трём медицинским группам:
- основная медицинская группа;
- подготовительная медицинская группа;
- специальная медицинская группа.
Учащиеся специальной медицинской группы на основании справок ВКК, занимаются в группах лечебной физкультуры согласно расписанию. На первых уроках каждой четверти учащиеся проходят инструктаж по охране труда, о чём делается запись в соответствующем журнале учёта проведения инструктажа по охране труда. Учитель физической культуры знакомит с программным материалом данной четверти, с требованиями к уроку, к спортивной форме, с санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке. В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по охране труда с целью ознакомления учащихся со способами предупреждения травм, правилами контроля за выполняемыми тренировочными нагрузками, страховки и самостраховки на уроках физкультуры перед каждым новым разделом программы, о чём делается запись в соответствующем журнале учёта проведения инструктажа по охране труда. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических норм и правил. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию. Учащиеся соблюдают инструкцию по охране труда для учащихся на уроках физической культуры, а также требования санитарных норм и правила личной гигиены. Учащиеся, допустившие нарушение правил данной инструкции, отстраняются от занятий физкультуры и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж.
Требования техники безопасности перед началом урока физкультуры
Перед началом каждой новой темы, учитель физической культуры проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам проведения упражнения, вида деятельности, о чём делается запись в соответствующем журнале учёта проведения инструктажа по охране труда. На перемене учащиеся переодеваются в автономных раздевалках (мужской, женский). Перед началом урока необходимо снять часы, булавки, кольца и другие украшения, причесать волосы так, чтобы они не мешали занятиям. Ногти должны быть острижены. Урок начинается по звонку с построения. Учащиеся, не готовые к уроку по болезни, или другой причине, присутствуют на занятии в сменной обуви (если урок проводится в зале). Учащиеся, пришедшие на урок после болезни, допускаются к занятиям только с разрешения врача. Учитель физкультуры сообщает учащимся о безопасной организации занятий, о приёмах и методах безопасного выполнения упражнений, о правилах использования специального спортивного оборудования, инвентаря. Учитель физкультуры предупреждает о возможных опасных и неправильных способах выполнения задач, которые запрещено применять на уроках физкультуры. Учитель физической культуры перед занятиями напоминает учащимся правила обращения со спортивным инвентарём: мячами, скакалками, гимнастическими палками, обручами, гранатами для метания. Учитель физической культуры напоминает учащимся о правильной эксплуатации тренажёрных станков и спортивных снарядов.
Требования безопасности на уроке физкультуры
На уроках физической культуры учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают сведения о безопасной организации занятий, о приёмах и методах безопасного выполнения упражнений, спортивных заданий. В течении урока физкультуры учащиеся должны придерживаться следующих правил:
- не начинать занятий без разрешения учителя;
- не начинать занятия без разминки;
- не выполнять упражнения на неисправных снарядах;
- не выполнять упражнения без страховки;
- не покидать самовольно место занятий;
- не выполнять другие действия без разрешения учителя;
- соблюдать правила и нормы поведения;
- не нарушать требований дисциплины учащихся в школе (не курить в спортивных помещениях и на спортплощадках; не приносить взрывоопасные и отравляющие вещества).
В течение урока учащиеся обучаются приёмам и методам страховки и самостраховки при выполнении упражнений. Перед выполнением сложных упражнений выполнять подготовительные, подводящие, специальные упражнения. В случае переутомления или плохого самочувствия, учащийся должен прекратить занятия и предварительно уведомив учителя физкультуры, обратится в медицинский пункт школы. При проведении на занятиях физкультурой спортивных игр школьникам необходимо ознакомиться с инструкцией по охране труда при занятиях спортивными и подвижными играми на уроках физкультуры общеобразовательного учебного учреждения. Во время урока и выполнения спортивных упражнений школьники соблюдают инструкцию по охране труда для учащихся на занятиях физической культуры в общеобразовательном учебном учреждении.
Требования охраны труда по окончании занятия физической культурой
Урок заканчивается построением, на котором подводятся его итоги, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся организованно, строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам. Учащиеся организованно, строем покидают спортивный зал или спортивную площадку и расходятся по раздевалкам.
Требования безопасности в аварийных ситуациях на уроках физкультуры
При выявлении фактов угрозы жизни и здоровью работников и учащихся (заболевании, травме, несчастном случае), учитель физической культуры сразу докладывает в медицинскую службу школы, дежурному администратору, директору школы. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:
- не курить в спортивных помещениях, раздевалках, на территории школы;
- не приносить отравляющие вещества и не распылять их в раздевалках, спортивных помещениях, на территории школы;
- не приносить взрывоопасные вещества.
При возникновении аварийных ситуаций:
- сообщить администрации, директору;
- принять меры по эвакуации учащихся из помещения;
- отключить электросеть.
Требования по оказанию первой помощи учащимся на уроках физкультуры
При переломах:
а) уменьшить подвижность обломков, в месте перелома – наложить шину. При открытых переломах – остановить кровотечение, положить стерильную повязку и шину. При переломах позвоночника – транспортировка на животе с подложенным под грудь валиком. При поражении электрическим током:
а) немедленно прекратить действие электрического тока, выключив рубильник, сняв с пострадавшего провода сухой тряпкой. Оказывающий помощь должен обезопасить себя, обернув руки сухой тканью, встав на сухую доску или толстую резину. б) на место ожога наложить сухую повязку;
в) тёплое питьё;
г) при расстройстве или остановке дыхания пострадавшему проводить искусственное дыхание. При вывихах:
а) наложить холодный компресс;
б) сделать тугую повязку. При обмороке:
а) уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой назад головой и приподнятыми нижними конечностями;
б) обеспечить доступ свежего воздуха;
в) расстегнуть воротник, пояс, одежду;
г) дать понюхать нашатырный спирт;
д) когда больной придёт в сознание – горячее питьё. При термических ожогах:
а) потушить пламя, накинув на пострадавшего одеяло, ковёр и т. , плотно прижав его к телу;
б) разрезать одежду;
в) поместить обожжённую поверхность под струю холодной воды;
г) провести обработку обожжённой поверхности – компресс из салфеток, смоченных спиртом, водкой и т. ;
д) согревание пострадавшего, питьё горячего чая. При отравлении:
а) дать выпить несколько стаканов слабого раствора марганцево-кислого калия;
б) вызвать искусственную рвоту;
в) дать слабительное;
г) обложить грелками, дать горячий чай. При сотрясении головного мозга:
а) уложить на спину с приподнятой на подушке головой;
б) на голову положить пузырь со льдом. Кровотечения при ранениях:
а) придать повреждённой поверхности приподнятое положение;
б) наложить давящую повязку;
в) при кровотечении из крупной артерии – предварительно придавить артерию пальцем выше места ранения;
г) наложить жгут. При кровотечении из носа:
а) доступ свежего воздуха;
б) запрокинуть голову;
в) холод на область переносицы;
г) введение в ноздрю ваты, смоченной раствором перекиси водорода. Повреждение органов брюшной полости:
а) положить на спину, подложив в подколенную область свёрток одежды и одеяла;
б) положить на живот пузырь со льдом.
Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/