ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩЕГО

Например, одна группа учёных утверждает, что в настоящее время грамотность зависит от внешних факторов, и представляют её как непрерывно и быстро меняющуюся по мере совершенствования технологий и появления новых социальных практик грамотности. ( Leu, 2000). Учёные этой группы нацелены на развитие единой и всеохватывающей теории, которая помогла бы объяснить новую грамотность. (см., например, Leu, O’Byrne, Zawilinski, McVerry, & Everett-Cacopardo, 2009). Эта направленность на новую грамотность в значительной мере психолингвистична по своей природе. Другие группы учёных следуют более социокультурной концепции, воспринимающей грамотность как социальную практику, подчёркивающую роль грамотности через спектр социально обусловленные и целенаправленные пути добиться своего, в глобальном смысле. (см., например, Gee & Hayes, 2012; Lankshear & Knobel, 2011; Kalantzis and Cope 2011).

Общепризнанные примеры новой грамотности охватывают такие деятельности, как обмен мгновенными сообщениями, ведение блога, обслуживание веб-сайта, активность в социальных сетях, создание и размещение музыкальных видео, подписка на интернет радио- и видеопрограммы, редактирование фотографий и их размещение в интернете, пользование электронной почтой, совершение покупок онлайн, ведение цифровых дневников, участие в обсуждениях на форумах, переписка в чатах, проведение и сопоставление запросов в поисковых системах, чтение, написание и комментирование фанфиков, обработка и критическая оценка онлайн-информации, создание и размещение мэшапов и пр. (см. Black, 2008; Coiro, 2003; Gee, 2007; Jenkins, 2006; Kist, 2007; Lankshear & Knobel, 2006; Lessig, 2005; Leu, et al. 2004; Prensky, 2006).

Рочняк Елена Владимировна
Горловский институт иностранных языков

Futures lit­er­a­cy» или «грамотность в отношении будущего» как учебная дисциплина в современном информационном обществе

Аннотация. В статье рассмотрены факты внедрения в образовательную практику различных стран дисциплины «Futures lit­er­a­cy», объясняется необходимость данного нововведения, через сравнение различных определений раскрываются базовые характеристики понятия «грамотность в отношении будущего». Актуальность статьи обусловлена относительной новизной темы (ключевое понятие было введено ЮНЕСКО в 2012 г.), а также недостаточным количеством научных работ, рассматривающих данный феномен в контексте социальной философии. Целью исследования является формирование обобщенной картины о сущности понятия «futures lit­er­a­cy» и его трактовании в образовательной практике. Акцентируется, что грамотность в отношении будущего представляет собой универсальный навык осознанно встречать изменения и самому их формировать, развитие которого является необходимым условием для жизни в обществе, которое мы хотим видеть в будущем.

Ключевые слова: futures lit­er­a­cy, грамотность будущего, грамотность в отношении будущего, футурологическая грамотность, ориентация на будущее, планирование и формирование будущего, образ будущего

Международная лаборатория программ Futures грамотности – Россия
International Laboratory
for Futures Literacy programs – Russia
Стратегические направления аналитики и разработок в рамках ПСАЛ:
Направления
деятельности

:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
«Futures грамотность в
образовании, системах
подготовки future skills
и процессах принятия
решений»
Участие в
концептуальных
разработках Института
образования НИ ТГУ с
позиции современных
трендов и практики в
области futureориентированного
образования и Futures
грамотности.
Содержание образования и дидактика.
Содержание futures-грамотности и дидактика образования ориентированного на
будущее (future-ориентированного образования): рефлексивно-мыслительные
формы организации действия в коллективной деятельности и индивидуализации
образования.
Оценка качества обучения и учения.
Организационно-деятельностные условия влияния futures-грамотности на
продуктивность hard, soft, self skills, на усиление изобретательской,
исследовательской, визионерской, предпринимательской позиций, на
самоорганизацию в планировании индивидуальных образовательных программ.
Технологии и методики обучения и учения.
Коммуникативные основания и технологии программ futures-грамотности: формы
организации коммуникации и протоколы создания коллективных и индивидуальных
повесток действий в различных масштабах будущего.
Массовизация образовательных программ.
Особенности масштабирования и экспорта программ futures-грамотности: влияние
региональных характеристик на содержание и дидактическую специфику программ
в образовании, в системах профессиональной подготовки, в педагогическом
образовании, в процессах принятия решений для обеспечения качества жизни.
2020 – 2023

Международная лаборатория программ Futures грамотности – Россия
International Laboratory
for Futures Literacy programs – Russia
Направления
деятельности

:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
«Futures грамотность в
образовании, системах
подготовки future skills
и процессах принятия
решений»
Участие в
концептуальных
разработках Института
образования НИ ТГУ с
позиции современных
трендов и практики в
области futureориентированного
образования и Futures
грамотности.
2020 – 2023
Направления аналитики и разработок:
– Сравнительные исследования региональных особенностей мировых
Future-ориентированных образовательных практик. Проблемы и
основания экспорта образования.
– Аналитика комплекса актуальных направления в области Futures
грамотности и Future-ориентированного образования:
o
Futures грамотность и «Новая Грамотность» / «New Literacies» и компетентности: Философскометодологические основания содержания Futures грамотности. Концепции «новой грамотности»,
типы «новых грамотностей»/ «new literacies». Методологии исследований будущего (Futures Studies).
Современные технологии мышления (СМД-подход). Культурно-историческая теория деятельности.
o
Futures грамотность и непрерывное образование: Современные концепции «новой грамотности» и
компетентности. Future Skills стратегии и практики. Индивидуализация образования (тьюторство).
o
Futures грамотность
геймификация, др.)
o
Futures грамотность и современные коммуникативные практики: Коммуникативные теории.
Переговорная культура. Коммуникативные протоколы. Вопрошание как технология мышления.
o
Futures грамотность и профессиональное образование: программы Future Skills, WorldSkills,
предпринимательская подготовка и др.
o
Futures грамотность и управления образованием: Методологии форсайт-исследований в
образовании. Методология и опыт форсайта в мировых системах управления образованием.
o
Futures грамотность и инновационное предпринимательство
и
цифровизация
образования
(ИИ-платформы,
онлайн-образование,

Международная лаборатория программ Futures грамотности – Россия
International Laboratory
for Futures Literacy programs – Russia
2020 – 2023
Направление деятельности 3:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ
Проведение программ
на основе Моделей 1.0.
– 5.0. « Открытая
форсайт-лаборатория –
Томск» для различных
целевых групп в области
futureориентированного
образования и
формирования Futures
грамотности
Основные целевые группы образовательных моделей и программ
«Открытая форсайт-лаборатория – Томск»:
«Futures грамотность в образовании, системах подготовки future skills и
процессах принятия решений»
Модель 1.0. Образовательная, проектная и профессиональная
навигация: старшая школа и СПО – учащиеся и преподаватели.
Модель 2.0 Изменение потребностей в образовании для программ
регионов развития: старшая школа, СПО, управление образованием
– учащиеся, преподаватели, менеджеры ОУ и регионов.
Модель 3.0. Университеты и компетенции будущего: проектнопрограммные группы университетов (перспективные направления
исследований, меж- и трансдисциплинарные проекты),
студенческие (магистранты, бакалавры), региональное управление
развитием, региональные предпринимательские группы.
Модель 4.0. Futures грамотность в формировании Future Skills для
программ СПО (WorldSkills, программы региона
предпринимательские проекты): СПО, представители региональных
программ развития, сообществ, предпринимательства.
Модель 5.0. Futures грамотность для форсайта образования и
управления развитием образования: преподаватели и менеджеры
образования университетов, колледжей, школ.

Открытая форсайт-лаборатория
«SmartCity & Future Skills +20»
I.
ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ВЕРСИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
A. Командная аналитическая работа. Экспертные дискуссии. Публичные дебаты.
Прорывные технологии и SmartCity +20: возможности и угрозы
• Мы – стейкхолдеры SmartCity
A
B
C. Командная работа масштабирования. Экспертные дискуссии. Переговоры.
SmartCity +20: необходимые навыки для новых проектов и инициатив
• Мы – специалисты в системе разделения труда SmartCity
C
D
B. Командная сценарная работа. Экспертные дискуссии. Панели граждан. Голосования.
Повестка действий +20: SmartCity и качество жизни: идеи и инициативы
• Мы – горожане SmartCity
• Мы – предприниматели SmartCity
II. Э ТАП РАЗРАБОТКИ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЦЕНТРОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
D1. Работа полномочных групп: варианты решений. Экспертная дискуссия.
SmartCity +20: Инновационные идеи для предпринимательских проектов
• Мы – принимающие решения: идеи, проекты, инициативы
D2. Групповые и индивидуальные презентации. Экспертные дискуссии.
SmartCity +20: Навыки для настоящего и будущего. Образовательные приоритеты
• Я – принимающий решения: образовательные приоритеты

www.themegallery.com
Строительство Университета в 2019-2020гг.
5. Общее место сбора разрабатываемых материалов и
продуктов на официальном сайте
6. Сопровождение работы группы в Контакте и
Вотцапе
7. Навигация в ресурсах
8. Анализ важных кейсов
9. Поиск реальных партнеров и ресурсов
ЛОИРО

За 5 лет построить Модель
Разработать – 2019г.
Апробировать – 2020г.
Внедрить – 2021 – 2022гг.
Обобщить – 2023г.
«Перезагрузка» – 2023г.
ГАОУ ДПО «ЛОИРО»

www.themegallery.com
Позиция 1
ДЛЯ ЛОИРО:
Цель-продукт: Университет компетенций как новый
формат ПК и ПП
Цель-результат: индивидуальный профессиональнообразовательный
маршрут
участника,
его
непрерывное самообразование; освоенные новые
педагогические позиции и компетенции участников,
которые помогут появлению новой системы
разделения труда в образовании (тьютор, ментор,
наставник,
модератор,
эксперт,
консультант,
проектировщик, игротехник и т.д.).
ЛОИРО

Исследования в области новой грамотности

Исследования в области новой грамотности также многообразны. Определён широкий круг тем и проблематик, используются различные методологии.

Поиск информации в интернете и её понимание

Структура двухгодичного цикла (2 год)
Сессия №3 «Обновление: повестка действий и версии
решений»
Модуль 2
Интенсив
2 дня
Модуль 3
Интенсив
2 дня
Самостоятельная работа
Командная работа
Консультации
Тьюторское сопровождение
Модуль 4
Интенсив
2 дня
Кампусный курс «Основания futures
грамотности». Часть 1
Нормативное содержание модуля
Интенсив – очноедистанционноочная работа форсайт лаборатории погружение в проблематику модуля
(2 дня, по 5-6 ч.)
Самостоятельная работа –
индивидуальная и командная
подготовка задания, консультации,
тьюторское сопровождение (2 – 3
дня)
Итоговые результаты модуля –
обсуждение результатов модуля в
рамках различных коммуникативных
протоколов форсайт-лаборатория
Модуль 1
Итоговые
результаты
модуля
Модуль 2
Итоговые
результаты
модуля
Модуль 3
Итоговые
результаты
модуля
Модуль 4
Итоговые
результаты
модуля
Межсессионное тьюторское
сопровождение
Модуль 1
Интенсив
2 дня
Сессия № 4«Позиционная экспертиза версий
решений – 2»
Коммуникативн
ые протоколы
Тематическое содержание
модулей
Модуль 1 (A) – Обновление:
форсайт-анализ технологического
развития
Модуль 2 (B) – Обновление:
Повестки действий
Модуль 3 (C) – Обновление:
Система разделения труда.
Модуль 4 (D)– Обновление:
Проектные версии. Личные версии
дорожной карты
Модуль 5 (A,B,C) – Позиционная
аргументация версий
Модуль 5
Интенсив 3 дня
Самостоятельная работа
Командная работа
Тьюторское сопровождение
Модуль 6. Итоговые результаты сессий №3 и №4
Кампусный курс «Основания futures
грамотности». Часть 2
Краткое содержание модулей
Сессии № 3
Модуль 1 (A) – Обновление: Анализ
концепта Smart City: экосистема
города, ключевые технологии,
качество жизни.
Модуль 2 (B) – Обновление: Анализ
актуальных повесток действий для
групп стейкхолдеров Smart City
Модуль 3 (C) – Обновление: Анализ
системы разделения труда Smart
City. World Skills
Модуль 4 (D) – Обновление: Выбор
тематик проектов исследований;
проверка выбранных тем на
релевантность
Коммуникативн
ые протоколы
Краткое содержание модулей
Сессии № 4
Модуль 5 (A,B,C) – Позиционная
аргументация версий
Модуль 6 (D) – Позиционная
экспертиза версий
Кампусный курс 1 и 2
«Основания futures
грамотности» с блоком
«Коммуникативные протоколы»

www.themegallery.com
Строительство Реального Университета в
для развития региона (2019-2020)
1. Работа с мотивацией, представление замысла
2. Внешний модератор-методолог
3. Нормативное закрепление первоначальных статусов
4. Проектные сессии (контексты; кейсы и
фокусированный анализ материалов; работа с
практиками-перекрестная экспертиза и появление
малых сетевых групп; работа с партнерами практик;
требования к Университету)
ЛОИРО

Структура двухгодичного цикла (1 год)
Сессия №1 «Повестка действий и версии
решений»
Модуль 1
Итоговые
результаты
модуля
Модуль 2
Интенсив
2 дня
Модуль 2
Итоговые
результаты
модуля
Модуль 3
Интенсив
2 дня
Самостоятельная работа
Командная работа
Консультации
Тьюторское сопровождение
Модуль 4
Интенсив
2 дня
Нормативное содержание модуля
Интенсив – очноедистанционноочная работа форсайт лаборатории погружение в проблематику модуля (2
дня, по 5-6 ч.)
Самостоятельная работа –
индивидуальная и командная
подготовка задания, консультации,
тьюторское сопровождение (2 – 3
дня)
Итоговые результаты модуля –
обсуждение результатов модуля в
рамках различных коммуникативных
протоколов форсайт-лаборатории
Модуль 3
Итоговые
результаты
модуля
Модуль 4
Итоговые
результаты
модуля
Межсессионное тьюторское
сопровождение
Модуль 1
Интенсив
2 дня
Сессия №2 «Позиционная экспертиза версий
решений – 1»
Тематическое содержание
модулей
Модуль 1 (А) – Промышленные
революции: форсайт-анализ
технологического развития
Модуль 2 (В) – Повестки
действий
Модуль 3 (С) – Система
разделения труда
Модуль 4 (D) – Проектные
версии. Личные версии
дорожной карты
Модуль 5 (A,B,C) –
Позиционная аргументация
Модуль 5 Интенсив 3 дня
Самостоятельная работа
Командная работа
Тьюторское сопровождение
Модуль 6 Итоговые результаты сессий №1 и №2
Краткое содержание модулей
Сессии № 1
Модуль 1 (A) – Анализ концепта
Smart City: экосистема города,
ключевые технологии, качество
жизни.
Модуль 2 (B) – Анализ
актуальных повесток действий для
групп стейкхолдеров Smart City
Модуль 3 (C)– Анализ системы
разделения труда Smart City. World
Skills
Модуль 4 (D) – Выбор тематик
проектов исследований; проверка
выбранных тем на релевантность
Краткое содержание модулей
Сессии № 2
Модуль 5 (A,B,C) – Позиционная
аргументация версий
Модуль 6 (D) – Позиционная
экспертиза версий

ФИП
“Университет Компетенций”
“Факультет развития предпринимательских
компетенций”
В рамках сетевого международного сотрудничества
профессиональных колледжей и техникумов Ленинградской области (Россия)
и Регионального профессионального колледжа TREDU (город Тампере, Финляндия)

Университет компетенций как замыселхимера (В. Воловик)
Замысел химера
Цифровая
платформа
– удаленная работа с
информацией
-работа в командах по
профессиональным
интересам;
– решение
междисциплинарных задач;
– развитие социальных
практик и т.д.
-интернет-профиль педагога
«Перевернутый
университет»
-исследовательские и
проектные лаборатории;
– организационнодеятельностные игры;
– практические сессии;
-передача и получение
компетенций «из первых
рук» и т.д.
ГАОУ ДПО «ЛОИРО»

I. Исследовательский трек лаборатории
Договор с финнами по разработке “образовательного форсайта” как направления futures грамотности. Лаборатория
будет переводить и адаптировать финские продукты образовательной системы (Futures Laboratory ЮНЕСКО и Future
Guidance)
Партнерская сеть лаборатории в России

МГПУ Москва Future грамотность в дошкольном образовании Литвинова С. Н. (конференция 25 сентября).
Организовать обсуждение с дошкольными командами Томска ( Детсад ТГУ, Вальдорф, Монтесори)



МГПУ Москва Future грамотность в контексте новых грамотностей (конференция) Future грамотность как сквозная для новых
грамотностей
СПБ “Ленинградский институт развития образования” Future грамотность для СПО (грамотность для предпринимателей и
WorldSkills). В 2021 году возможно сотрудничество с РАНХИГС по созданию совместной лаборатории по СПО.
Взаимодействие в рамках Института образования ТГУ. Включение лаборатории в проекты и гранты на базе лаборатории
“Философии образования”, “Современная дидактика” СМД подход к современной futures грамотности,
Взаимодействие в ТГУ: Тьюторская служба, проектно-ориентированные факультеты, НИРС на факультетах и др.
II. Коммуникация (приоритет)
разработать протоколы организации коммуникативных событий (для сбора исследовательской и аналитической
базы данных, для многофокусного обсуждения нашей тематики, проработать позиционность обсужения future
грамотности).
План на 2020 год (создать календарь в Google):
25 сентября – МГПУ сеть по дошкольникам;
3 ноября – выступление на семинаре Форсайт сообщества Финляндии;
ноябрь – открытый семинар по тематике СМД-глоссария, организовать многопозиционное обсуждение СМД
глоссария;
семинары по обсуждению направлений работы с лабораториями Института образования ТГУ и другими структурами
университета), и тп.

www.themegallery.com
РЕЗУЛЬТАТЫ
Определение результативности практики
Сформирована основная команда для работы
Создано общее смысловое поле для построения «Университета
компетенций»
Определены основные инновационные практики БО, которые
включаются в содержание «Университета компетенций»
Около 60% участников определились с собственным
профессионально-образовательным маршрутом и зафиксировали это в
дорожной карте
Сложились 3 проектные группы по интересам деятельности
внутри общей.
Дорожная карта мероприятий на 2020 год (ТРЕБОВАНИЯ к УК) –
это результат совместного анализа, исследований и осознанных
инициатив участников Университета.
ЛОИРО

Международная лаборатория программ Futures грамотности – Россия
International Laboratory
for Futures Literacy programs – Russia
Публикации в российских и международных изданиях и журналах
уровня Scopus, ВАК (образование, философия, педагогика,
• Направление деятельности 2:
управление, компаративные исследования в образовании и др.)
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ:
Программы научного обмена. Участие в работе международных и
Коммуникативные площадки и
платформы развития концептуальных российских сообществ.
оснований, продвижения и экспорта
Разработка заявок на проекты под программы российский и
программ и проектов FOE & FL
международных
фондов,
региональных,
университетских
• Организация конференций,
программ: гранты, заказы и договоры, совместные проекты,
семинаров, мастер-классов, лекций
и др. в ТГУ, регионах, странах (в НИ программы.
ТГУ, МГПУ, в Сибирском регионе,
Научно-практические конференции и форумы: образовательные
Санкт-Петербурге, в рамках
форумы, студенческие научно-образовательные форумы
Futures Conferences в Финляндии,
др. )
Партнерские коммуникации: проектные семинары, корпоративные
образовательные конференции и форумы, региональные и
• Участие в международных
конференциях, семинарах,
городские форумы, и др.
международных сетевых событиях
(Futures Conferences в Финляндии,
ISCAR конгрессы, Национальный
Переговорные площадки экспорта образования
День Будущего Финляндии, др.)
– в формате совместных проектов
– договоров на проведение образовательных программ
– договоров франчайзига образовательных моделей
2020 – 2023

Федеральная инновационная площадка
Конкурсный отбор, присвоение статуса
Приказ МинПросвещения РФ
От 18.12.2018г. №318
Сроки реализации: 2019 – 2023гг.
Региональный оператор площадки –
кафедра управления
ГАОУ ДПО «ЛОИРО»

Новая грамотность в школе

Студенты являются «первым поколением, которое публикуется в глобальных масштабах, имеет доступ к первичной информации и создаёт продукты усовершенствованного знания для свободного применения. Они понимают социальные навыки работы с людьми, с которыми они никогда не увидятся лично. Они также понимают, что им нужно брать больше ответственности за организацию своего обучения. Они не видят границу школы как сплошную стену. Они видят школу как центр глобальной коммуникации.»

УНИВЕРСИТЕТ КОМПЕТЕНЦИЙ
новые форматы профессиональной
переподготовки и ПК специалистов СПО для
образования будущего
LOGO

www.themegallery.com
Позиция 2
Для внутреннего модератора площадки:
1. Экспериментальные установки, которые
создаются, когда практикуется развитие МДе в
ОДИ в специфической ситуации работы с
педагогами СПО
2. Искусственно созданные, контролируемые
условия и деятельность, которые должны
позволить зафиксировать процессы развития
коллективной Мде в специфической ситуации
ЛОИРО

Международная лаборатория программ Futures грамотности – Россия
International Laboratory
for Futures Literacy programs – Russia
2020 – 2023
Направление деятельности 1: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ «Futures грамотность в образовании, системах
подготовки future skills и процессах принятия решений»
Разработка образовательной технологии и моделей «Открытая Форсайт-лаборатория» и программ развития
futures грамотности и future-ориентированного образования на основе
ИИ-платформ
онлайн технологий в образовании
геймификации образования
организационно-деятельностных подходов и
технологий активного обучения, сочетания подходов и методов Сollective Intelligence и
Artificial Intelligence и Laboratory-Based Learning, включающих, в том числе,






Laboratory-Based Learning
Project-Based Learning
Problem-Based Learning
Flipped Classroom
Learning-by-Doing
Self-Directed Learning

«Университет компетенций» как
региональная сетевая площадка для
работы с future-грамотностью
участников
Докладчик:
Татьяна Князева
ЛОИРО

Открытая форсайт-лаборатория – ТОМСК
«SmartCity & Future Skills +20»
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОТОКОЛЫ
A. Командная аналитическая
работа. Экспертные дискуссии.
Публичные дебаты. Версии.
• А. Какие возможности и угрозы несут
прорывные технологии для различных
групп интересов в экосистеме SmartCity?
B. Командная сценарная
работа. Экспертные
дискуссии. Панели граждан.
Версии
• В. Какие повестки действий и инновации
способны повысить качество жизни
SmartCity?
• В. Какие сценарии жизни SmartCity являются
значимыми и приемлемыми для горожан?
C. Командная работа масштабирования.
Экспертные дискуссии. Переговоры.
D. Работа полномочных групп.
Варианты для центров
принятие решений
• С. Какие требования возникают в рамках одобренной
повестки действий к системам разделения труда
SmartCity?
• С. Какие навыки, квалификации , системы подготовки
необходимы для SmartCity?
• D1 Инновационные идеи и проекты для
SmartCity
• D2 Образовательные приоритеты в SmartCity

Целевые результаты (первичные)
ПКП
1. Решаю
конкретные
практические
задачи в
профессии
2. Создаю
новые
продукты
3. Работаю в
командах
ИПУ
1. Оценка и
самооценка
компетенций
2. Индивидуальный
профиль
компетенций
3. Включение в
реальные проекты,
инновации,
профессиональную
деятельность на
уровне региона
Новые
позиции
Наставник
Тьютор
Ментор
Модератор
Игротехник и
т.д.
ГАОУ ДПО «ЛОИРО»

www.themegallery.com
Организационно-деятельностная
игра (по форме)
Строим Университет компетенций все
вместе
специалисты института развития образования и
специалисты среднего профессионального
образования Ленинградской области (15
организаций СПО и 28 человек в рабочей
группе, в том числе партнеры)
Company Name

www.themegallery.com
Позиция 3
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ:
Развитие реальных практик, деятельности
Обмен ресурсами
Решение проблем и задач
Включение
собственных
интересов
и
потребностей в коллективно-распределенную
деятельность
(гипотеза модератора)?
ЛОИРО

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *