ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Россия — крайне неоднородная страна по уровню доступа к цифровым технологиям и владением ими. Большой цифровой разрыв существует на уровне регионов, а также внутри социальных и возрастных групп. Цифровая готовность — один из важнейших показателей, который должен учитываться при реализации программ цифровой трансформации в России. Коллектив учёных НИУ ВШЭ провёл исследование, позволяющее сформировать подходы к измерению цифровой готовности россиян, а также выявившего масштабы цифрового неравенства в нашей стране. Результаты представлены в докладе «Оценка цифровой готовности населения России», подготовленного к XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Что такое цифровая готовность?

Термин «готовность» в толковых словарях русского языка трактуется как «согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь». Когда речь идёт о готовности человека к внедрению цифровых технологий, это означает, что он согласен и/или желает использовать предлагаемые ему цифровые решения, а самое главное — понимает, как это можно сделать. Кроме того, он чувствует безопасность и надёжность при их применении, отмечают авторы доклада.

На этом основании учёные предлагают определять уровень цифровой готовности населения посредством комплексной оценки двух интегральных индексов: цифровой грамотности и цифрового доверия.

Эти показатели входят в число ключевых в международных инструментах. Один из них, например, Индекс сетевой готовности, который с 2002 года формируется Всемирным экономическим форумом. Он основан на четырёх измерениях:

В 2020 году в индексе были представлены 134 государства. Россия заняла 48 место в группе стран с показателями «выше среднего». В десятке лидеров: Швеция, Дания, Сингапур, Нидерланды, Швейцария, Финляндия, Норвегия, США, Германия, Великобритания.

Помимо этого индекса, существует несколько международных рейтингов, оценивающих готовность (зрелость) стран к цифровизации. Например, Индекс развития ИКТ (Международный союз электросвязи), Индекс цифровой экономики и общества (Европейская комиссия), Индекс цифровой эволюции (Университет Тафтса) и другие. Авторы доклада отмечают, что все индексы рассчитываются по стране в целом и отражают разные аспекты цифровизации. Единых подходов нет, однако в ряде индексов присутствуют близкие показатели, на основе которых можно проводить кросс-страновые и межрегиональные сравнения.

Почему цифровой разрыв нельзя игнорировать

Результаты проведенного исследования подтвердили, что уровень цифровой готовности населения к использованию цифровых сервисов и технологий зависит от уровня владения цифровыми компетенциями и уровня цифрового доверия. Чем выше уровень цифрового доверия, тем чаще человек использует цифровые сервисы и технологии.

Высокий кредит цифрового доверия населения, выявленный учёными, может стать драйвером не только цифровой трансформации государственного сектора в России, но и социально-экономического роста страны в целом.

В то же время авторы доклада акцентируют внимание на наличии серьёзного разрыва в уровнях цифровых компетенций среди россиян. Причём он усугубляется и является одним из критических факторов, препятствующих внедрению цифровых технологий.


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

«Игнорирование уровней цифровой готовности и серьёзного цифрового разрыва в России полностью нивелирует все инициативы и меры, которые предпринимаются сегодня Правительством РФ в целях цифровой трансформации государства и общества», — говорится в докладе. Проблема серьёзного цифрового разрыва в России, проявляющегося между регионами и социальным группам на трёх уровнях — цифрового доступа, цифровых возможностей и цифровых результатов — должна, по мнению учёных, стать отдельной темой для глубокого изучения.

В числе предложений авторов доклада: изменение методики расчёта показателя, связанного с цифровой грамотностью и компетенциями, а также выработка целевых стратегий. Они должны быть направлены на сокращение цифрового разрыва в стране и обеспечение безопасности внедрения и использования цифровых сервисов и технологий.
IQ

Материал написан на основе доклада «Оценка цифровой готовности населения России», созданного авторским коллективом в лице: Натальи Дмитриевой, старшего научного сотрудника Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, Андрея Жулина, директора Института государственного и мунициального управления НИУ ВШЭ, Руслана Артамонова, заместителя директора Дирекции по экспертно-аналитической работе, Эдуарда Титова, младшего научного сотрудника Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении.

Результаты 2017 года продемонстрировали неуклонный рост большинства измеряемых показателей. Индекс цифровой грамотности по России в целом вырос на 5,7% и на данный момент составляет 5,99 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 4,17 до 6,41 пт. между федеральными округами. Особый рост продемонстрировал субиндекс цифровых компетенций, достигший в 2017 г. отметки в 6,84 пт.


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

На протяжении трех лет показателю цифровых компетенций уделялось особое внимание, поскольку для получения от интернета и цифровых технологий максимума пользы гражданам необходимы именно высокоразвитые цифровые компетенции – способность уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять технологии в разных сферах жизни.

В первой и второй волне исследования цифровые компетенции с незначительным отрывом занимали лишь третье место. В связи с этим, РОЦИТ инициировал совместную работу государства, бизнеса и общественных организаций по просвещению населения за счет создания специализированных курсов, проведения очных единоразовых уроков для всех групп населения, выпуска просветительских брошюр, инфографик и реализации интернет-проектов.

По его словам, наблюдается тенденция роста практически всех компетенций – от проведения финансовых операций через интернет до производства мультимедийного контента. Ключевыми в 2017 году выступили компетенции в области поиска информации в интернете, проведения финансовых операций онлайн и потребления товаров и услуг в интернете. Самыми популярными финансовыми операциями, проводимыми через интернет, остались использование мобильного банка и покупка товаров или услуг в российских интернет-магазинах. Однако их значения выросли, приблизившись в максимальным.


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые тренды цифровой грамотности 2017 года:


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Напоминаем, всероссийское исследование “Индекс цифровой грамотности граждан РФ” – проект Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ), направленный на измерение уровня знаний и умений населения, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Партнеры исследования в 2017 году: Ростелеком (генеральный партнер), Координационный центр доменов . RU и . РФ (отраслевой партнер), РАЭК (отраслевой партнер), МГТС (партнер), ВЦИОМ (исследовательский партнер), НИУ ВШЭ (исследовательский партнер), TNS (исследовательский партнер).

Сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности до 2%, выросла доля россиян с продвинутым уровнем (29% россиян демонстрируют отличные знания и компетенции в этой сфере, в 2020 году эта доля составляла 27%). Базовый уровень цифровой грамотности у 69% населения.

Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и готовности россиян к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах* с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».

Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 до 100. Индекс отражает компетенции россиян в сфере информационной грамотности, коммуникативной грамотности, создания цифрового контента, цифровой безопасности и решения проблем в цифровой сфере.

Индекс цифровой грамотности россиян по итогам 2022 года составил 71 п.п.

С начала измерений в 2018 году индекс цифровой грамотности россиян демонстрирует уверенный рост с 52 до 71 п.п.

Две трети россиян (69%) на сегодняшний день обладают базовым уровнем цифровой грамотности. Менее трети (29%) – продвинутым. 2% жителей России имеют начальный уровень цифровой грамотности.

В динамике за два года доля населения с начальным уровнем цифровой грамотности падает, с продвинутым и базовым растет. Так, рост доли тех, кто демонстрирует уверенные знания и компетенции в цифровой среде, с 2020 года выросла на 2 п.п. (с 27% до 29%), средние – 3 п.п. (с 66% до 69%). Доля россиян, плохо разбирающихся в цифровых технологиях, сократилась на 5 п.п. (с 7% до 2%).

Сильные и слабые цифровые компетенции

Исследование показало, что наиболее высокие показатели у россиян в умении работать с информацией онлайн и работать с данными.

В сфере коммуникативной грамотности лучше всего россияне справляются с использованием мобильных устройств для общения.

Также довольно хорошо россияне справляются с настройкой антивирусной защиты, однако не осознают до сих пор важность умения защищать свои персональные данные.

Хуже всего у жителей России обстоят дела с умением самостоятельно настраивать ПО.

Мужчины демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности, чем женщины (72 п.п. против 69 п.п.).

Уровень цифровой грамотности также зависит от возраста человека: наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте от 25 до 54 лет (72 п.п.), а наиболее низкие – россияне от 55 лет и старше (68 п.п.).

Работающие и студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (68 и 71 п.п. соответственно). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 65 п.п.

Цифровая грамотность россиян во многом определяется типом населенного пункта, в котором проживает человек. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности на уровне 70 п.п., а среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и других городов-миллионников среднее значение индекса составило 72 и 73 п.п. соответственно.

Лейсан Баймуратова, директор направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:

«Рост цифровой грамотности населения вполне ожидаем, так как во всем мире продолжает происходить активная цифровизация большинства сфер жизнедеятельности. Росту уровня цифровой грамотности способствует и так называемое «цифровое наставничество» со стороны молодого поколения. 89% молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и интернета. Благодаря такой помощи россияне старшей возрастной категории начинают привыкать к цифровым инструментам, цифровые технологии становятся для них привычными. В результате растет число пожилых пользователей, доля тех, кто демонстрирует низкие компетенции в этой сфере, снижается. Что касается представителей молодежи, то среди них в большей степени происходит углубление знаний и навыков, что коррелирует с ростом популярности IT-профессий. Проблемой на сегодняшний день остается уязвимость в вопросах цифровой безопасности: здесь мы видим самые низкие показатели, особенно в умении обеспечивать защиту своих персональных данных. Зачастую это связано не с нежеланием россиян уделять этому внимание и беспокоиться о своей безопасности, а с недостатком достоверной и проверенной информации по тому, как эффективно защищаться от цифровых угроз. Поэтому следует расширять программы просвещения в цифровой финансовой безопасности».

Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах*, а также в начале 2020 года**.

Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019, 30% – в 2020 и 32% – в 2021 (информация в соответствии с паспортом Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведена в таблице 1).

По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% – отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%). До конца года еще 9 месяцев и возможен рост.

Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.

Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:

Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 59 п.п.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 62 п.п.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 53 п.п.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 60 п.п.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 58 п.п.

Социально-демографические различия

Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности, чем в целом по стране.

Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (55 п.п.).

Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. При этом женщины демонстрируют более низкие показатели информационной грамотности (57 п.п. против 60 п.п. у мужчин), а также хуже справляются с проблемами в цифровой среде (56 п.п. против 59 п.п. у мужчин).

Уровень цифровой грамотности сильнее всего зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет.

Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (64 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 51 п.п.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. На тех, кто смог адаптироваться к новой реальности удаленной работы и учебы, и тех, чья образовательная и трудовая деятельность была поставлена на паузу. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике, где миллионы управленческих, технических, социальных и бизнес-процессов реализуются в виртуальном, а не физическом пространстве.

Представляется, что и в России, и во всем развитом мире экономические последствия эпидемии смогут быть наилучшим образом преодолены благодаря «социально-культурному иммунитету», приобретенному в результате опыта ведения огромным числом людей и организаций цифрового образа жизни. Кроме того, люди на себе прочувствовали имеющиеся пробелы в цифровых компетенциях, что сформирует у многих установки на постоянное саморазвитие в этой области».

Каков уровень цифровой грамотности?

В 2021 году авторы доклада провели социологический интернет-опрос среди жителей РФ с целью прояснить уровень цифровой грамотности и цифрового доверия граждан с учётом международных подходов в измерении этих показателей. Опрос проводился с использованием запрограммированной формализованной онлайн-анкеты объёмом в 116 вопросов. В нём приняли участие 2180 человек в возрасте от 18 до 75 лет.

Для анализа уровня цифровой грамотности в исследовании использовался опросник DigCompSAT, разработанный Европейской комиссией для самотестирования с учётом перспектив трудоустройства. Респонденты оценивали свой уровень по 82 компетенциям, начиная от самых простых, как например, поиск в интернете, и заканчивая сложными — умением применять инструменты для обработки данных, создавать мультимедийные презентации и т.п.

Результаты были сгруппированы по пяти направлениям (блокам): информационная грамотность, коммуникация и взаимодействие, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем. А также по трём уровням: базовый, средний, продвинутый.

Выяснилось, что базовый уровень цифровой грамотности по всем компетенциям и блокам есть у 59,4% респондентов, 38,4% находятся на начальном уровне (⅔ компетенций по всем блокам), не владеет базовыми цифровыми компетенциями вообще — 2% россиян. Здесь, как и на остальных уровнях владения компетенциями, учёные зафиксировали зависимость от возраста, образования, материального положения и типа населенного пункта.


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Средний уровень цифровой грамотности по всем компетенциям исследователи зафиксировали у 19,5% респондентов, промежуточный (⅔ компетенций из всех блоков среднего уровня) — у 66% респондентов. На продвинутом уровне цифровой грамотности по всем компетенциям находятся только 3% респондентов и 35% занимают промежуточное положение (⅔ компетенций из всех блоков продвинутого уровня).

О чём говорят российские показатели?

Цифровая готовность населения — один из важнейших показателей для России, где на федеральном уровне уделяется большое внимание цифровой трансформации. Однако цифровые компетенции населения — на уровне всей страны — пока недостаточно обследованы, несмотря на предусмотренную «сверхамбициозную» динамику по отдельным показателям цифровой трансформации к 2030 году.

«Например, 80% общих собраний собственников в многоквартирных домах, проведённых посредством электронного голосования, или 50% граждан, находящихся на диспансерном наблюдении, по которым обеспечен дистанционный мониторинг состояния здоровья, в том числе на ЕПГУ, или 100% педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов и т.д», — таковы примеры прогнозируемых цифровых показателей.

В феврале 2020 года в своем приказе Росстат утвердил методику расчёта показателя «Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики». В рамках этой методики определены показатели по пяти направлениям.

Учёные провели анализ данных обследований Росстата с использованием существующей методики за 2016 – 2019 годы. Выяснилось, что на протяжении этих четырёх лет не произошло существенных изменений в уровне большинства измеряемых навыков, в том числе в аспекте возрастных групп и уровней образования.

Авторы доклада констатируют серьёзный цифровой разрыв в России. Он связан с разделением в цифровом доступе — зависимостью от наличия персонального компьютера и сети интернет, неравенством в уровне знаний и навыков и различиях в конечных результатах использования компьютера и интернета.

Например, в домохозяйствах, где есть интернет и/или персональный компьютер, почти половина респондентов владеет навыками работы в текстовых редакторах, каждый четвёртый — навыками работы с электронными таблицами, а каждый десятый может создавать электронные презентации. Там, где нет интернета и/или персонального компьютера только около 7% могут работать в текстовых редакторах, около 4% с электронными таблицами и менее 1% создавать электронные презентации.

Отдельное внимание авторы обращают на цифровое взаимодействие граждан с органами государственной власти. На данных 2019 года они проанализировали различия в выполнении четырёх самых распространенных действий в сети при взаимодействии с органами госвласти:

получение результатов госуслуг в электронном виде.

Подтвердилось, что чем выше уровень образования, тем активнее граждане совершают подобные действия. Большой разрыв также существует в зависимости от места проживания — городское или сельское поселение.

Существенный цифровой разрыв обнаружился и между российскими регионами. Всё это, по мнению авторов, является достаточно серьёзным вызовом для развития цифровой экономики в РФ.

Другие новости


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных

Полезные материалы об интернет-безопасности и опросы с призами — в нашей ежемесячной рассылке.
Подпишитесь и будьте в курсе!

Цифровое доверие

Для анализа уровня цифрового доверия среди россиян исследователи разработали ряд вопросов. Они отражают следующие аспекты:

отношение к ключевым рискам, которые связаны с получением услуг через интернет.

Опрос с их помощью показал достаточно высокий уровень доверия граждан большинству созданных государственных и коммерческих цифровых сервисов. В целом 85% взрослого населения России (18-75 лет) доверяют цифровым сервисам государства, 84,5% денежным переводам онлайн и 70,5% цифровым сервисам для приобретения товаров и услуг.


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Интересно, что чем выше базовый уровень цифровых компетенций у пользователей, тем выше у них и уровень доверия онлайн-сервисам налоговой службы, ГИБДД, Госуслугам, МФЦ, сервисам денежных переводов и покупке товаров в интернет-магазинах. Помимо прочего, респонденты с высоким базовым уровнем цифровых компетенций более склонны доверять онлайн-взаимодействиям с государственным организациями, крупными банками и НКО (в части подачи заявки (документов), получения результатов, заключения договора).

Учёные изучили, что влияет на готовность россиян использовать цифровой сервис. В результате выявились две группы факторов. Сила их воздействия на выбор респондентов зависит от уровня цифровых компетенций и социального статуса. Первую группу учёные обобщили как доверие технологиям, вторую — как социальное доверие.


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Выяснилось, что чем выше уровень цифровой грамотности (от начального до продвинутого), тем слабее влияние фактора «доверие технологиям» при принятии решения использовать цифровой сервис. Так, для бизнесменов при использовании сервиса, наиболее сильное влияние имеет фактор социального доверия. А вот для военнослужащих, наоборот, ярче выражен фактор доверия технологиям. Тогда как для учащихся (студентов) оба фактора одинаково значимы.

В ходе исследования респондентам также было предложено оценить семь различных проблем, которые могут вызывать у них обеспокоенность. Эти проблемы также были сгруппированы в два больших фактора: недоверие технологиям (например, сбои в работе системы) и социально-этическое недоверие (утечка данных, их использование не по назначению, возможность слежки и контроля).


ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Оказалось, что чем выше уровень цифровой грамотности, тем слабее влияние фактора недоверия технологиям и сильнее влияние фактора социально-этического недоверия. У студентов выражен фактор недоверия технологиям, а фактор этического недоверия сильнее у безработных, самозанятых и руководителей.

Обнаружилось, что чем выше уровень цифровой грамотности, тем выше уровень доверия технологичным компаниям, например, Яндексу.

В целом в ходе исследования подтвердились гипотезы о том, что чем выше уровень цифровой грамотности пользователей, тем выше у них уровень цифрового доверия и тем чаще они используют цифровые технологии для личного и профессионального развития. А также, что у них выше оценка безопасности цифровых сервисов государственных и коммерческих организаций.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *