информационная безопасность цели урока

Методическая разработка проведения открытого классного часа

“Безопасность в сети Интернет”

Данная публикация – это сценарий классного часа (занятия), посвящённого безопасности детей и подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. Несмотря на то, что Интернет – это уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. Поэтому цель занятия – воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.

В методической разработке представлена методика проведения классного часа по теме «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

Методическая разработка содержит:

Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.

Современный мир совершает переход из XX, «энергетического», века в XXI век, который со всей определенностью называют «информационным». Сегодня на смену индустриальному этапу общественного развития приходит информационный, при котором эффективное и динамичное развитие всех социально-экономических структур и общества в целом возможно только на основе максимально полного использования имеющихся информационных ресурсов.

Современные информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы жизнедеятельности человека, формируя информационное единство всей человеческой цивилизации. С помощью глобальной сети Интернет объединяются и перемещаются на любые расстояния гигантские объемы информации, обеспечивается доступ многочисленных пользователей, расположенных на практически неограниченной территории, к информационным ресурсам всего мирового сообщества.

В связи с тем, что информация превратилась из абстрактного понятия в едва ли не самый ценный объект во Вселенной, и ход всех значимых событий в науке, коммерции, социуме связан с процессами производства и владения информацией, возникла необходимость развития такой области информационных технологий (ИТ) как информационная безопасность (ИБ).

Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. парламентской комиссией академика Ю. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами. В 1996 г. был создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности заняли прочную строчку во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепции по национальной безопасности, утвержденные 17 декабря 1997 г. и 10 января 2000 г.

Исходя из того, что информационная безопасность в начале третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, приоритетным становится формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере.

В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России 30 октября 2017 года прошел Единый урок по безопасности в сети «Интернет».

Проведение Единого урока ежегодно включается Министерством образования и науки Российской Федерации в календарь образовательных событий, рекомендованных общеобразовательным организациям к проведению, с 2014 года.

Таким образом, Единый урок стал одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения и повышения уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.

Впервые в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет в нашем учебном заведении был проведен классный час в форме урока-акции для студентов 1 курса.

Для проведения открытого классного часа была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность.

Для проведения был составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников акции, подобраны стихи, создано слайдовое сопровождение мероприятия.

План проведения открытого классного часа

Дата проведения: 31 октября 2017 г.

Преподаватель: Соболева Н.

Тема: Безопасность в сети Интернет

Систематизация знаний в области использования сети Интернет.

Формирование навыков безопасного использования Интернета.

Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Систематизирование знаний студентов в области интернет-безопасности по направлениям:

раскрытие персональных данных;

мошенничества, в т. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

общение в сети;

общая компьютерная грамотность.

Связь навыков повседневного использования Интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у студентов навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося у них опыта.

Повышение уровня осведомленности студентов о наиболее актуальных интернет-угрозах.

Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Форма проведения: урок-акция

Место проведения: актовый зал колледжа

Участники: студенты 1-го курса

Сфера: «Я-сфера», «Я-общество», «Я-коллектив»

Социальная роль: коммуникативная, самовоспитательная, саморазвивающая.

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, слайдовое сопровождение мероприятия

Раздаточный материал: карточки с заданиями для игроков, ручки, жетоны разного цвета

Вступительное слово ведущих.

Сообщение темы мероприятия

Основная часть.

Просмотр видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Задание 1. Регистрация аккаунта

Задание 2. Интернет-мошенничество

Задание 3. Игра «Вирусы»

Задание 4. Фишинг, фейк

Заключительное слово ведущих.

1 ведущий. Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться и играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно, Интернет!

2 ведущий. Где найти подругу Олю?

Прочитать, что было с Колей?

И узнать про все на свете?

Ну конечно, в Интернете!

1 ведущий. Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в XXI веке. Оглянемся вокруг: телевидение, телефоны, компьютеры, Интернет, все развивается с огромной скоростью. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в тоже время, сеть таит в себе много опасностей. Об этих опасностях мы сегодня и поговорим.

2 ведущий. К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.

1 ведущий. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.

Преподаватель. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год 30 октября проводить для обучающихся всей страны единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет. Сегодня и мы с вами подключимся к этой акции. Итак, тема нашего мероприятия «Безопасность в сети Интернет».

2 ведущий. Мы получили видеообращение к участникам акции от Боковой Людмилы Николаевны – заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.

Демонстрация видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Преподаватель: А теперь давайте проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете.

– Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете? (Ответы участников акции)

– Вернемся к Интернету и посмотрим, как вы ведете себя здесь. Я попрошу выйти из зала на сцену двух человек. (Выходят два студента)

Ведущие раздают карточки с заданием, участники заполняют

Преподаватель: Пока ребята выполняют задание, мне бы хотелось пригласить на сцену еще одного студента. (Выходит один студент)

– Следующее задание 2: тебе пришло в ВК сообщение от друга: «Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на QIWI 890623658923. Плиз». Твои действия?

Участник высказывает свое мнение

Преподаватель: С какой интернет-угрозой ты столкнулся? Какие последствия могут быть? Почему от друга пришло такое сообщение? (взлом, рассылка). Спасибо участнику.

Преподаватель: Участники готовы, давайте посмотрим, что у них получилось. Зачитайте ваши профили. Правильно ли они заполнили?

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Рассматривают слайд с правильно заполненным профилем

Преподаватель: Спасибо участникам. После регистрации на форуме любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Чтобы избежать распространения информации о вас в Интернете, следуйте следующим советам:

При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник)

Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.

Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.

Электронный адрес необходим для регистрации. Поставьте отметку «Скрыть от других пользователей», имейте запасной адрес для регистрации и не ведите с него личную переписку.

Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.

Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома.

Преподаватель: (Проводит игру «Вирусы»). При входе в актовый зал вам раздали жетоны. Встаньте те, у кого жетоны красного цвета. Вы получили сообщение со ссылкой на сторонний сайт в социальной сети. Оно показалось вам интересным, и вы разослали это сообщение своим друзьям, у которых на руках жетоны голубого цвета. Встаньте, пожалуйста, те, у кого жетоны голубого цвета. Вы тоже сделали рассылку сообщения своим друзьям с желтыми жетонами. П рошу встать тех, у кого жетоны желтого цвета. И вы тоже отправили сообщение друзьям и одногруппникам, у которых белые жетоны. Встаньте те, у кого жетоны белого цвета.

Внимание, вопрос! Что в таком количестве и с такой скоростью распространяется в Сети, помимо вашего сообщения? (Ответы студентов). Как защититься от вирусов?

Преподаватель: Спасибо всем, присаживайтесь. Это была модель, представляющая процесс распространения компьютерного вируса. А теперь обратите внимание на экран. Что-то необычное вам бросилось в глаза на этой странице? (Ответы студентов). Какой адрес настоящий? Какую интернет-угрозу мы с вами видим? (Ответы студентов)

Преподаватель: Давайте вспомним и выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.

1 ведущий. Мы хотим, чтоб интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать пять правил этих –

Смело плавай в интернете!

2 ведущий. Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Их условия не сложны:

Смс отправить можно

С телефона папы, мамы –

И уже ты на Багамах.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь.

1 ведущий. Вдруг из щели между строк

Вылезает червячок.

Безобидный он на вид,

Но в себе беду таит.

Может файлы он стирать,

Может деньги воровать,

Предлагает нам обновки,

Вирус – мастер маскировки!

Не хочу попасть в беду,

2 ведущий. В интернете злые «тролли»

Появляются порой.

Могут довести до драки.

Им дразнить людей прикольно,

Несмотря, что это больно.

Только полный их «игнор»

«Тролля» охладит задор.

1 ведущий. Как и всюду на планете,

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

2 ведущий. В Интернете, как и в мире,

Есть и добрые, и злые.

Полон разных он людей,

Есть и гений, и злодей.

По портрету не поймёшь

От кого слезу прольёшь.

Чтобы вор к нам не пришел,

И чужой нас не нашел,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И чужим не сообщай.

Преподаватель: Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.

П реподаватель: В случае, если вас оскорбляют и преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи по номеру 8-800-2500015.

1 ведущий. Когда наводишь ты курсор,

Заходишь в Интернет,

Пусть ум твой будет тверд и скор –

Вот наш тебе совет.

2 ведущий. Ведь лезть беспечно по Сети –

Не ведая угроз –

Как в джунглях Африки идти –

Средь тигров, змей и гроз.

Преподаватель: Надеюсь, мероприятие для вас было интересным и полезным. Желаю всем приятного и безопасного общения! Спасибо!

Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике и информационно-коммуникационным технологиям могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, вечера, КВН, конференции, турниры смекалистых и т.

31 октября в рамках Единого урока безопасности в Интернете 2017, организованного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества при поддержке Минобрнауки России, впервые в нашем колледже был проведен классный час – урок-акция «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

В легкой и доступной форме преподнесена студентам важная информация, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научиться анализировать правдивость и достоверность информации в Интернете, как противостоять кибербуллингу (преследованиям и оскорблениям) и троллям (интернет-хулиганам) в социальных сетях. Был продемонстрирован видеоролик «Единый урок кибербезопасности – 2017», рекомендованный Минобрнауки России.

Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В заключении преподаватель сообщила студентам о существовании специальной службы – Линия помощи «Дети онлайн», в которую можно обратиться при столкновении с угрозами разного рода, и пожелала им счастливого и безопасного путешествия по бескрайним просторам Интернета.

Видео урок для Единого урока безопасности в сети “Интернет” 2017 – https://www. youtube. com/watch?v=yTCcfc3i5NQ (Дата обращения: 27. 2017)

Сайт Единого урока для детей и подростков – www. Единыйурок. дети (Дата обращения: 30. 2017)

Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» – www. Единыйурок. рф (Дата обращения: 28. 2017)

Задание. Заполни профиль при регистрации на форуме.

Ваше имя (ник)* Ваш адрес Ваш телефон Ваш электронный адрес* Ваше фото Пароль*

Ваше имя (ник)* Ваш адрес* Ваш телефон* Ваш электронный адрес* Ваше фото* Пароль*

Слайды с методическим материалом

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 1 Слайд 2

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 3 Слайд 4

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 5 Слайд 6

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 7 Слайд 8

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 9 Слайд 10

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 11 Слайд 12

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 13 Слайд 14

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 15 Слайд 16

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 17 Слайд 18

информационная безопасность цели урока

информационная безопасность цели урока

Слайд 19 Слайд 20

информационная безопасность цели урока

Конспект внеклассного мероприятия  ОБЖ  по
теме:

преподаватель:
Султанов Р.

Цели
мероприятия: закрепление правил ответственного и безопасного
поведения в сети Интернет; обратить внимание и уберечь подростков от
интернет-зависимости.

  • систематизировать
    знания подростков в области интерне-безопасности;
  • формировать
    у подростков навыков безопасного использования Интернет на основании
    имеющегося у них опыта;
  • показать
    возможности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в недопонимании.
  • самостоятельно
    преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение
    использовать знаково-символические средства для создания моделей, схем;
  • способность
    принимать учебную цель и задачи.
  • готовность
    слушать собеседника и вести диалог;
  • использование
    речевых средств, средств ИКТ, различных способов поиска, сбора, обработки,
    анализа и передачи информации;
  • умение
    интегрироваться в группе строить продуктивное взаимодействие и
    сотрудничество.
  • умение
    планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
    задачей;
  • умение
    контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на
    основании оценки и учета характера ошибок;
  • приобретения
    навыка саморегуляции.

Форма
«круглого стола»: технология «Мировое кафе».

Целевая
аудитория: учителя-предметники, родители, подростки 9-11
классов.

Оборудование: столы,
ватманы, стикеры, фломастеры, музыка, оформление «кафе».

Роли
участников: «хозяин кафе» (помогает управлять процессом);
команда дизайнера (помогает организовать и провести мероприятие); участники
мероприятия.

Участниками «круглого стола» являются студенты
1 –го курса. В проведении данного мероприятия выбрана технология «Мировое
кафе».

Все
участники мероприятия делятся на 3 группы. Состав каждой группы от 8 до 10
человек. Все участники располагаются за 3 столами. Каждая группа за столом
работает в течение 15-20 минут. Затем по истечении времени группы прерываются,
чтобы поменяться столами и обменяться идеями

При проведении мероприятия необходимо
создать атмосферу уютного кафе: столики, вазочки с цветами, музыка, по желанию
можно подготовить чай для участников (как предполагает данная технология). «Кафе» можно оформить различными высказываниями, которые будут относиться к
теме: «в виртуальном мире есть свои правила!», «Интернет тебе не враг, если
знаешь, что и как!» и многое другое.

«Кто
владеет информацией – владеет миром».

В начале мероприятия необходимо
проговорить «Этикет кафе» (можно оформить красочно на ватмане и вывесить на
видное место):

  • «Не
    распыляйтесь» – фокусируйтесь на самом важном;
  • «Не
    отсиживайтесь» – вносите свои мысли, мнения, размышления;
  • «Говорите
    без задних мыслей и от всего сердца»;
  • Слушайте,
    чтобы понимать;
  • Связывайте
    и соединяйте идеи;
  • Слушайте
    всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих
    разговоров вопросов;
  • Играйте
    – не сидите на «трибуне»;
  • Рисуйте
    и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!;
  • Получайте
    удовольствие!

Как только проговорили «этикет кафе»,
переходим к самой теме нашего «круглого стола». У каждого столика должна быть
обозначена тема, которую будут обсуждать участники круглого стола (можно тему
напечатать и поставить на середину стола). На протяжении всего мероприятия
группы записывают свои идеи, мысли на «бумажных скатертях», стикерах в любой
форме – запись, рисунок, диаграмма, интеллект-карты. На протяжении всего
мероприятия играет тихая музыка (не мешающая, не отвлекающая).

Заключительная часть. Рефлексия

На последнем этапе все возвращаются за
свой столик, обобщаются идеи, с которыми знакомятся все участники. В конце
работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» – результаты всех участников
вывешиваются для всеобщего ознакомления и обсуждения. Мероприятие получается
красочным, плодотворным. Совместно пришли к выводу о том, что эта тема
охватывает широчайший круг проблем различных сторон жизни личности, общества и
государства.

  • Что
    в результате обсуждения прояснилось?
  • Что
    можно считать самым глубоким вопросом?
  • Как
    воодушевила работа в «Мировом кафе»?

Тема: «Информационная безопасность»

Цель урока: Формирование представления об информационной безопасности

  • Рассмотрение законов, регулирующих информационные отношения;
  • Знакомство с методами обеспечения информационной безопасности;
  • Изучение объектов информационной безопасности РФ.
  • Изучение аспектов этических и правовых норм информационной деятельности человека.
  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие логического мышления, для оперативного принятия решений.
  • Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности;
  • Воспитание информационной культуры, коммуникационных качеств личности;
  • Воспитание ответственности за свои действия.

Тип урока: Изучение нового материала

Основные понятия: Закон «Об информации, информатизации и защите информации», раздел УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», Доктрина информационной безопасности, методы обеспечения информационной безопасности, проблема информационного неравенства.

– учебник И. Семакин «Информатика и ИКТ. 9 класс» для общеобразовательных учреждений. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г

– мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентации.

Организационный момент – 2 минуты

Актуализация знаний – 2 минуты

Изучение нового материала – 18 минут

– понятие информационная безопасность;

– правовое регулирование;

– Доктрина информационной безопасности;

– компьютерные вирусы, хакерство и т

Практическая работа на ПК – 15 минут.

Подведение итогов (рефлексия, выставление оценок, домашнее задание) – 3 минуты.

Ребята, сегодня Вы познакомитесь с правилами работы в сети и понятием «информационная безопасность». По ходу урока Вы должны делать короткие записи, по которым Вы сможете восстановить в памяти материал урока. Некоторые конспекты будут проверяться. Знания по теме будут оцениваться.

Актуализация знаний.

Определить связь между понятиями «информационное общество» и «свобода доступа к информации».

Изучение нового материала.

Прежде чем мы приступить к изучению новой темы, давайте обратим внимание на карточки самооценивания, которые лежат у вас на партах. На каждый вопрос в течение урока выставляйте себе баллы.

информационная безопасность цели урока

  • Опоздал(а) ли ты на урок? (Да – 0 баллов, Нет – 1 балл)
  • Готовность к уроку.
  • Перед тобой на парте лежат: учебник по информатике, тетрадь по информатике, канцелярские принадлежности – 3 балла
  • На парте не лежит, что то из вышеперечисленного– 2 балла
  • К уроку не готов(а) – 0 баллов
  • Твоя активность на уроке (выставляется от 0 до 5 баллов, где 0 – это не был(а) активен на уроке)
  • Получил(а) ли ты замечание во время урока? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл)
  • Усвоил(а) ли ты тему? (Да – 3 балла; усвоил, но некоторые вопросы остались не понятны – 1 балл; нет – 0 баллов)

*Примечание: Если остались вопросы, ОБЯЗАТЕЛЬНО спроси учителя

Давайте обсудим вопрос о том, какие меры правового регулирования информационных отношений есть.

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимо иметь такие меры. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, на сегодняшний день столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Приведите примеры информационных отношений.

Законы РФ (ГК РФ) дают юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и БД, их распространение, модификацию и другое использование. Кто может назвать имена людей, которые являются обладателями авторских прав на какие – либо программы?

Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть ПО, использующегося частными лицами и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов. Как вы думаете почему?

Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным в процессе вступления России в международные организации и союзы – например, во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное ПО стало объектом уголовного преследования на практике.

Законы частично решают вопросы правового регулирования на информационном рынке защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением персональной информации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. Закон рассматривает информационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Особое внимание обратим на закон о персональных данных. В нём содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан, недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку. Как вы думаете почему важно защищать персональные данные? Приведите примеры, когда персональные данные могут быть использованы не во благо?

В 1996 году в Уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными:

  • Неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
  • Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

По мере продвижения к информационному обществу все более острой становиться проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред. Скажите, пожалуйста, с какие способами защиты информации вы сталкивались в жизни?

В России в 2000 году принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в 2016 году Доктрина была пересмотрена и принята в новой редакции. Положения из доктрины

Многие данные в нашей жизни являются уникальными и вообще невосстановимыми.

Поэтому, чтобы обезопасить свою информацию от всякого рода нештатных ситуаций, (выключение электричества, выход из строя техники и т. ) рекомендуется сохранять результаты своего труда и делать резервные копии документов. Кроме технических неполадок угроза информации может исходить от людей. Чтобы защитить свои файлы от случайного уничтожения или изменения ставьте на них «защиту», вводите пароли. Но помните, что все созданное человеком, им же может быть разрушено.

Не стоит забывать и о хакерах – компьютерных взломщиков. Это люди, которые «проникают» в чужие компьютеры, файлы, не имея на то согласия хозяина. Их не остановит никакой пароль, никакой замок.

При работе с электронной почтой тоже могут быть неприятности. Письмо пока доберется до своего адресата проходит огромный путь. Иногда случайно письма могут попасть на чужие компьютеры. Их может прочесть вовсе не тот, кому это письмо адресовано. Для конфиденциальных сообщений используются специальные шифровальные программы.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются люди – это компьютерные вирусы.

Компьютерные вирусы – это специальная компьютерная программа, способная нарушать работу программ или незаконно получать информацию с компьютеров пользователей. Многие вирусы способны нанести серьезный вред: замедлить работу программ, уничтожить данные или вывести из строя операционную систему.

Безусловно, никому не хочется, чтобы кто-либо чужой, даже просто просматривал наши личные файлы, не говоря уже о том, чтобы нанести вред или украсть ее, поэтому при работе в сети каждый из нас должен соблюдать необходимые нормы поведения.

Информация о компьютерных вирусах (презентация)

На основании табличных и текстовых данных построить в программе MS Office Excel четыре различных диаграммы

Раздаточный материал и слайд с данными

Подведение итогов урока

Учащиеся: заполнить карточки самооценивания

– Что нового узнали на уроке?

– Было ли интересно работать на уроке?

– Как вы считаете, справились ли вы с поставленной в начале урока целью?

– Выставить оценки за урок

Домашнее задание.

Разработка урока по информатике для 7-х классов рассчитана на один час

В настоящее время, в связи с переходом на новые
стандарты образования, и теми требованиями,
которые выдвигает общество образованию в целом,
и организации образовательного процесса в
частности, невозможно представить работу
современного учителя без применения
компьютерных технологий.

Всемирная сеть Интернет, а также использование
различных текстовых программ и графических
редакторов дают учителю почти неограниченные
возможности к творчеству, самореализации и
наиболее эффективной организации учебного
процесса.

В информационном обществе сознание
обучающимися значимости проблемы безопасности
детей в Интернете и ее решения для будущего
общества и образования необходимо формировать в
урочной деятельности школьных курсов, включая
курс “Информатика и ИКТ” с использованием всех
педагогических технологий. Акцент в курсе
необходимо делать на актуальности данной темы и
постоянный самоконтроль учащихся в их
дальнейшей самостоятельной деятельности

  • Методическая: показать актуальность
    данной темы
  • Учебная: обучение информационной
    безопасности в Интернете
  • Воспитательная: развитие самоконтроля
    учащихся и воспитание внимательного отношения к
    информационным ресурсам
  • Ознакомить уч-ся с потенциальными угрозами,
    которые могут встретиться при работе в сети
    Интернет и научить избегать их;
  • Формирование навыков поведения в
    информационном обществе с целью обеспечения
    информационной безопасности и освоить
    практические навыки работы в сети Интернет
  • Отработка навыков и умений: сравнения
    информации, критического анализа; выделения
    главных мыслей и грамотного их изложение;
    восприятия и усвоения услышанного;
  • Расширение кругозора учащихся
  • Формирование информационной культуры

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • Компьютерный класс, подключенный к Internet;
  • АРМ учителя,
  • Доска.

Организационный момент. Постановка
задачи.

Значение Интернет.

Учитель: Ребята, в Интернете можно
найти информацию для реферата или курсовой,
послушать любимую мелодию, купить понравившуюся
книгу или обсудить горячую тему на
многочисленных форумах. Интернет может быть
прекрасным и полезным средством для обучения,
отдыха или общения с друзьями.

Но сеть Интернет скрывает и угрозы.

Наиболее часто встречающиеся угрозы при
работе в Интернет:

Учитель: Давайте разобьёмся на группы
и каждая группа подумает и назовет опасности,
которые нас поджидают в Интернете

(дети подумав, называют угрозы. Вся информация
открывается в презентации)

Угроза заражения вредоносным программным
обеспечением (ПО). Для распространения
вредоносного ПО и проникновения в компьютеры
используется почта, компакт-диски, дискеты и
прочие сменные носители, или скачанные из сети
Интернет файлы. Эти методы довольно часто
используется хакерами для распространения
троянских вирусов;

Доступ к нежелательному содержимому. Это
насилие, наркотики, страницы подталкивающие к
самоубийствам, отказу от приема пищи, убийствам,
страницы с националистической идеологией. Независимо от желания пользователя, на многих
сайтах отображаются всплывающие окна,
содержащие подобную информацию;

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов
или электронной почты. Все чаще и чаще
злоумышленники используют эти каналы для того,
чтобы заставить детей выдать личную информацию. Выдавая себя за сверстника, они могут выведывать
личную информацию и искать личной встречи;

Поиск развлечений (например, игр) в Интернете. Иногда при поиске нового игрового сайта можно
попасть на карточный сервер и проиграть большую
сумму денег.

Неконтролируемые покупки.

Составление правил поведения в сети
Интернет

Учитель: Очередное задание для каждой
команды. Мы знаем, что для плодотворной работы в
Интернете, защиты от ненужной информации, нам
необходимо соблюдать правила пользования
Интернет-ресурсами. Сейчас вам в группах
необходимо обсудить и сформулировать не более 5
самых важных правил безопасности поведения
детей и подростков в сети Интернет. Одно правило
может ссылаться сразу на несколько сайтов. (Работа проводится с использованием компьютеров,
подключенных к сети Интернет)

Когда ребята готовы, на доске составляется
сводная таблица правил поведения в сети
Интернет.

Учитель: Вы, ребята, хорошо поработали
и за это я хочу показать и рассказать вам сказку:

Сказка о золотых правилах безопасности в
Интернет

В некотором царстве, Интернет – государстве
жил-был Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который
правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него
невеста – прекрасная
Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь
проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз
предупреждал её царевич об опасностях,
подстерегающих в сети, но не слушалась его
невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич,
возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране
своих границ и обучая жителей города основам
безопасности жизнедеятельности в
Интернет-государстве. И не заметил он, как
Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну
в свои коварные сети. Погоревал – да делать
нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать
королевскую-СоцОбразову – дружину
дистанционную и организовал “Регату”
премудрую. Стали думать головы мудрые, как
вызволить царевну из плена виртуального. И
придумали они “Семь золотых правил безопасного
поведения в Интернет”, сложили их в котомку
Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам
поганым, а они тут как тут: порно-сообщества
Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки
Соловья-разбойника, товары заморские купцов
шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих. Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко
задумался Тьютор-королевич, надел щит
антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый,
сел на коня богатырского и ступил в трясину
непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам
шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И
остановился на распутье игрища молодецкого
трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом
заросшим: на первый уровень попадёшь – времени
счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься –
от родных-близких отвернёшься, а на третий
пойдёшь – имя своё забудешь. И понял
Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.

Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код
игрища страшного! Выскользнула из сетей
разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя
паролем честным и бросилась в объятия своего
суженого. Обнял он свою невесту горемычную и
протянул котомочку волшебную со словами
поучительными: “Вот тебе оберег от козней
виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!”

Если пришло
письмо о крупном выигрыше – это
“Лохотрон-грамота”: просто так выиграть
невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры,
нужно участвовать в полезных обучающих проектах
– в “Регате. ”, например!

Чтобы не
забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с
собой Клубок волшебный (заводи себе будильник,
садясь за компьютер)!

Если хочешь
дружить с другими царствами-государствами,
изучай полезные социальные сервисы Web 2. 0: они
помогут тебе построить “Мой королевский мир”,
свой царский блог, форум для глашатаев важных –
друзей званных!

Не забывай
обновлять антивирусную программу – иначе вирус
Серый Волк съест весь твой компьютер!

Не скачивай
нелицензионные программные продукты – иначе
пираты потопят твой корабль в бурных волнах
Интернет!

Залилась совестливыми слезами дева красная,
дала своему наречённому слово честное, что не
будет пропадать в забавах виртуальных, а станет
трудиться на благо народа города своего
СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и помогать
будет люду заблудшему и погрязшему в трясине
сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою
расширить границы образовательные.

Практическая часть.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Найти в Интернете сайты,
защищающие вас от “опасной” информации.

Цель: познакомить учащихся с сетевым этикетом и правилами работы в сети.

  • определить правила отправки и приема сообщений электронной почты;
  • познакомить со способами отправки сообщений в телеконференции;
  • определить понятие «городская легенда»;
  • выделить основные приемы безопасности в сети.

Ученики приветствуют учителя и рассаживаются на свои места.

Обсуждение нового материала

Нетикет – это сетевой этикет или правила поведения в сети. Интернет практически не регулируется законами, за исключением тех случаев, когда к нему прямо применимы законы, действующие в “реальной жизни”. Однако существуют некоторые традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство пользователей.

Сеть – это публичное место. В нем “ходят” разные люди, в том числе и дети. Уважайте окружающих. Если вы новичок, ведите себя как в гостях – будьте готовы изучить и понять чужие правила и принципы, прежде чем устанавливать свои.

Большинство людей предпочитает заводить друзей, а не врагов. Если Вы будете следовать нескольким простым правилам, то с меньшей вероятностью будете совершать ошибки, которые могут препятствовать приобретению друзей в Сети.

Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком, хотя бы и в киберпространстве

Правило 2: Соблюдайте этику общения

Правило 3: Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете.

Правило 4: Учитесь прощать другим их ошибки

Правило 5: Помогайте другим там, где Вы это можете делать

Правило 6: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.

Правило 7: Не злоупотребляйте своими возможностями

Общение в Интернете отражает уровень общей коммуникативной культуры человека. Перед вами могут встать коммуникационные трудности:

Надо высказать собственную мысль, оформить ее грамотно, оказаться интересным для других, не выглядеть глупо и неловко.

Надо выдержать общий, не такой уж элементарный, тон и стиль общения, никого при этом не обидев.

Кроме того, собеседники не видят друг друга, не слышат реальных интонаций и потому, проецируют – наделяют его своими, фантазийными, кажущимися ощущениями.

Не прибегайте к спаму. Стремительное возрастание количества электронных сообщений часто отнимает много времени, и весомую лепту в этот поток сообщений вносят спамеры. Строго говоря спамом может считаться любое сообщение, получение которого Вами не санкционировано или не имеющее своей темой ответ на Ваше предыдущее сообщение. Количество спама буквально увеличивается с каждым днем, и, к сожалению, многие не в меру предприимчивые граждане, разорившиеся на Митинском рынке на диск с очередной базой e-mail адресов, с упорством, достойным лучшего применения, замусоривают пропускные каналы провайдеров и наши с Вами почтовые ящики. Никогда не прибегайте к спаму, если хотите иметь хорошую репутацию в Интернет! Спам – удел дилетантов от рекламы, и уважающая себя компания никогда не будет раздражать подобным образом своих потенциальных клиентов.

Опасайтесь быть неправильно понятыми. Несмотря на чрезвычайное удобство общения, электронная почта не позволяет передавать иронию, сарказм и многие другие нюансы общения, поэтому общайтесь, по возможности, лаконично и избегайте двусмысленных формулировок. Конечно, существуют десятки видов “смайлов”, но они едва ли уместны в серьезном деловом общении с малознакомым человеком, а именно с малознакомыми людьми Вам придется общаться чаще всего.

Заполняйте все поля электронного сообщения. Каждое электронное письмо имеет поля “to”(кому) и “subject”(тема сообщения). Многие люди, ведущие активную деятельность в Интернет, получают в день десятки и даже сотни электронных сообщений, при этом они обычно читают только те письма, в которых вразумительно заполнены эти два поля. Если Вы рассчитываете на серьезное отношение к Вам – научитесь уважать Ваших собеседников, и, в частности, их время. Если Вы отвечаете на чье-то письмо – придумайте тему немного пооригинальнее и поинформативнее чем “Re:”.

Отвечайте компетентно, но оперативно.

Прошли те времена, когда люди ждали ответа на свои письма неделями или даже месяцами – современные средства коммуникаций, и, в особенности, Интернет, приучили всех нас к невиданной доселе быстроте отклика. Если Вам пришел запрос по e-mail или какое-либо коммерческое предложение – старайтесь ответить на него как можно скорее. На сегодняшний день считается нормальным ответить на письмо в день его получения или на следующий день. Некоторые западные компании, имеющие в своем штате достаточное количество сотрудников, единственной должностной обязанностью которых является ответы на входящие электронные сообщения, отвечают на них в течение 10 минут.

Не превозносите себя и не унижайте конкурентов. Эта рекомендация применима не только для Интернет-общения, но в Интернет она особенно актуальна. Любые слова (особенно – заведомо лживые) могут повернуться против Вас и закончится самыми неприятными последствиями. Да, да – Интернет хоть и считается виртуальным, последствия способен вызвать более чем реальные. Будьте всегда лояльны, беспристрастны и великодушны – и заслужите себе уважение в Интернет.

Для чего нам нужна информационная безопасность?

Цель обеспечения информационной безопасности – защитить информационные данные и поддерживающую инфраструктуру от случайного или преднамеренного вмешательства, что может стать причиной потери данных или их несанкционированного изменения. Информационная безопасность помогает обеспечить непрерывность бизнеса

Что такое информационная безопасность для детей?

Согласно данному закону ” информационная безопасность детей ” – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию

Что такое личная информационная безопасность?

Информационная безопасность – защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *