ИНСТРУКТАЖ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ БЫВАЕТ

ИНСТРУКТАЖ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ БЫВАЕТ

Общие сведения

Инструктаж – это форма обучения, с помощью которой учитель доносит до учащихся требования по организации труда и соблюдению техники безопасности в ходе самостоятельной деятельности. В процессе ВИ раскрываются поставленные педагогом цели и изучается теоретический материал. Вводные и иные инструктажи на уроках технологии направлены на обобщение, систематизацию, закрепление ранее полученных знаний. Помимо этого, они позволяют развить общие компетенции и личные качества.

Проведение инструктажей относится к обязательным процедурам, регламентированным на законодательном уровне. Данное мероприятие способствует пониманию обучающимися принципов изготовления тех или иных изделий, а также техники безопасности. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Любой инструктаж сопровождается рассмотрение технологических карт, чертежей, схем и других наглядных материалов.

На заметку! Главное назначение инструктажа на уроке технологии – ознакомить учеников с материалами и приспособления, которые будут использоваться при выполнении практических заданий.

Помимо этого, педагог должен сообщить детям о распространенных ошибках и способах их предупреждения. Обязательная часть инструктажа – рассказ о технике безопасности, дисциплине труда и санитарно-гигиенических требований. При проведении обучения учитель должен соблюсти 3 условия:

Инструктаж – это фундамент СУОТ. Система управления охраной труда направлена на сохранение человеческих жизней и здоровья в процессе работы.


ИНСТРУКТАЖ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ БЫВАЕТ

Назначение

Проведение инструктажа на уроках технологии относится к обязательным мероприятиям по охране труда. Благодаря данной форме обучения ученики получают как теоретические знания, так и практические навыки для безопасного выполнения работ. Программа инструктажей в образовательных учреждениях должна разрабатываться в соответствии с нормативными требованиями и преследовать единую цель – защитить учеников от травматизма, аварий или несчастных случаев.

Инструктажи развивают и личные качества учащихся, например, самостоятельность или инициативность. В ходе подготовки дети учатся выявлять опасные ситуации, оказывать первую медицинскую помощь или организовать эвакуацию. После обучения может проводиться контрольная проверка знаний.

В случае опасности как ученики, так и педагоги должны четко соблюдать инструкции и другие законные предписания. В противном случае не избежать утери материальных ценностей, имущества и человеческих жертв. Инструктаж на уроках технологии – это действенный метод предотвращения ЧП.

Какие виды проводятся

Первостепенное мероприятие по охране труда в общеобразовательном учреждении – это обучение детей безопасным методам и приемам выполнения работ. Для этого педагогами перед практическими занятиями проводится несколько видов инструктажей: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Опасности на уроке технологии

Во время учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с учащимися могут произойти несчастные случаи. Их главные причины заключаются в нарушении организационных требований к проведению урока, неправильном размещении оборудования, отсутствии инструктажей и недостаточное материально-техническое оснащение занятий. Помимо этого, травматизм может возникнуть вследствие неудовлетворительного санитарно-гигиенического состояния кабинетов.

Опасности на уроке технологии:

Для исключения травматизма и несчастных случаев дети должны придерживаться утвержденной техники безопасности. Инструктаж на уроках технологии бывает как теоретический, так и практический.

Кто отвечает за безопасность

Согласно законодательству РФ, образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников во время учебного процесса. Данное положение закреплено в статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012. Одним из определяющих факторов успешного функционирования школ, колледжей и университетов является внедрение СУОТ и снижение травматизма. При этом особую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности в ходе уроков технологии. Для этого руководитель должен установить строгую ответственность педагогов за детей.

Если причинение вреда здоровью ребенка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть достаточно суровым, вплоть до уголовной ответственности.

На заметку! В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.

При непроведении инструктажей учитель технологий может получить дисциплинарное наказание – отстранение от должности, понижение, выговор или увольнение. В некоторых случаях вменяются штрафные санкции, размер которых в 2023 году составляет от 6 000 до 150 000 рублей.

Оказание первой помощи

Чтобы обеспечить комфорт, пострадавшему нужно придать оптимальное положение тела. При оказании первой помощи следует постоянно следить за состоянием человека, в том числе психологическое. Важно вести беседу с пострадавшим, успокоить его и не допустить паники. Далее пострадавший передается врачам.

Оказывать доврачебную помощь может как педагог, так и ученики. Для этого необходимо использовать аптечку, состав которой должен отвечать требованиям СанПин. В стандартный набор входят бинты, салфетки, вата, пинцет, йод, прочее.

Требования к проведению вводного инструктажа

Необходимость проведения инструктажей закреплена в нескольких законодательных актах – ТК РФ и в Федеральном законе от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ. Помимо этого, в 2021 году вступил в законную силу новый Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2022 N 796, который ввел ряд требований относительно подготовки учеников к самостоятельной деятельности.

Общие требования относительно проведения вводного инструктажа на уроке технологии указаны и в других нормативных актах.

Кто проводит

Вводный инструктаж проводит учитель технологии. Согласно профстандарту, данный педагог осуществляет воспитание и обучение детей с учетом специфики преподаваемого предмета. Благодаря этому учащиеся приобретают знания о средствах и процессах труда, изделиях. Проведение вводного инструктажа на уроках технологии педагогом осуществляется в несколько этапов.

Прежде всего учитель должен установить существующие опасные и вредные факторы. На основе полученной информации разрабатывается программа ВИ. Методическую помощь могут оказывать и другие педагоги. Готовая программа утверждается руководителем образовательного учреждения.

Когда проводится

Инструктаж может проводиться перед уроком, во время или после выполнения работ.

Структура

С 2022 года акцент при проведении инструктажей сместился с теоретической части на практическую. Содержание программы:

Общие положения

Первый раздел программы инструктажа по охране труда – это «Общие положения». Здесь указывается, что документ разрабатывается в силу требований Постановления Правительства от 24.12.2021 N 2464, а также иных законодательных актов. Главное назначение обучения – исключение опасностей, аварийных ситуаций и травматизма. Во время первичного инструктажа ученикам рассказывает об основах организации охраны труда.

Проводится подготовка до начала самостоятельной деятельности. К урокам в кабинете технологии могут быть допущены только те учащиеся, которые прошли ВИ и медицинский осмотр.

На заметку! Организация первичного обучения – это профилактическое мероприятия по охране труда.

Проводится вводный инструктаж на первом уроке в начале учебного года. Результаты подготовки фиксируются в журнале учета. Требования по технике безопасности должны соблюдаться всеми учениками.

Общие требования безопасности

Входить в кабинет технологии необходимо спокойно и аккуратно, не создавая давки. Каждый школьник должен придерживаться правил личной гигиены и поддерживать свое рабочее место в чистоте. Трогать кабели питаний или электрооборудование без разрешения педагога запрещено.

Опасности в кабинете технологии:

В ходе занятий для защиты учеников необходимо использовать защитные средства – диэлектрические коврики, халаты, косынки, прочее. Загромождать проходы в кабинете портфелями, мебелью или другими предметами запрещено. Выполнять работы, которые не относятся к теме урока нельзя. При ухудшении самочувствия, травмировании или неисправности оборудования следует приостановить занятие и принять соответствующие меры.

Перед началом урока

Перед уроком обучающиеся должны надеть спецодежду и убрать волосы под головной убор. Портфели и сумки располагаются таким образом, чтобы они не загромождали пути. Помимо этого, ученикам необходимо вымыть руки и осмотреть рабочее место.

Требования перед работами:

Помимо этого, перед работами детям необходимо внимательно прослушать инструктаж. Приступать к занятиям можно только после выполнения всех подготовительных мероприятий.

Во время урока

В данном разделе инструкции по охране труда указываются:

Во время занятий ученики должны неукоснительно соблюдать распоряжения, данные учителем технологии.

В аварийных ситуациях

К возможным аварийным ситуациям относят неисправность мебели или оборудование, ухудшение погоды во время прогулки, пожар, прорыв коммуникационных систем, террористический акт. Прежде всего ученикам необходимо оценить ситуацию и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Во время пожара начальнику цеха следует остановить работу, отключить оборудование и вызвать спасательную службу. Наряду с этим педагогу требуется организовать эвакуацию.

На заметку! О любой ситуации, угрожающей жизни, необходимо сообщить учителю.

Собирать разбитую посуду можно только в перчатках, используя совок и щетку.

По окончании урока

После урока необходимо отключить электроприборы, привести в порядок рабочее место, снять СИЗ, вымыть руки и лицо. Выносить из кабинета инструменты или инвентарь запрещено.

Правила проведения

Для проведения первичного инструктажа можно составить тематический план. При этом программа для девочек и мальчиков может несколько изменяться в зависимости от специфики их деятельности.


ИНСТРУКТАЖ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ БЫВАЕТ

Текущий инструктаж

Текущий инструктаж проводится во время самостоятельной работы учеников. Он может быть фронтальным, групповым или персональным. Содержание программы ТИ подбирается исходя из условий необходимости – учитель корректирует действия обучающихся, которые могли стать причиной травматизма или аварии. В ходе текущего инструктажа педагог оценивает степень овладения детьми полученных знаний и умения претворять их на практике.

Заключительный инструктаж

В конце урока может организоваться заключительный инструктаж. Стандартно он состоит из:

Дополнительно учитель может продемонстрировать удавшиеся работы и поставить оценки.

Заключение

Под охраной труда в образовательном учреждении подразумевают систему управления и надзора, направленную на сохранение человеческих жизней в процессе труда. Реализуется она с помощью комплекса организационных и иных мероприятий. К общим мероприятиям в рамках СУОТ относят организацию инструктажей. Школы находятся под особым контролем надзорных органов. Ежедневно здесь присутствует большое количество штатного персонала и детей, которые нуждаются в дополнительно защите от несчастных случаев со стороны взрослых.

Инструктаж – это форма обучения в виде разъяснения правил поведения при выполнении определенных работ. Данное мероприятие способствует пониманию обучающимися принципов изготовления тех или иных изделий, а также техники безопасности. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Любой инструктаж сопровождается рассмотрение технологических карт, чертежей, схем и других наглядных материалов.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ НА ПРАКТИЧЕСКОМ УРОКЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна11Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студентка группы Т-16

АннотацияВ данной статье можно познакомиться с понятием инструктажа. Также авторы подробно разбирают 3 вида инструктажей на примере конкретного урока по технологии.

Ключевые слова: безопасность, инструктаж, обход, технология

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Инструктаж – это доведение до учеников содержания основных требований к организации безопасного труда и соблюдению правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, разбор происшедших или возможных ошибок на рабочих местах инструктируемых, углубление знаний и навыков безопасного производства работ, поддержание и расширение знаний по правилам пожарной безопасности.

Рассмотрим 3 вида инструктажей (вводный, текущий и заключительный) на примере урока по технологии на тему: «Сервировка стола к завтраку».

Ученики должны чётко следуя указаниям учителя освоить способы складывания салфеток. Для выполнения данной практической работы каждый ученик получит 3 салфетки. Учитель будет медленно показывать и объяснять каждое действие, а ученики должны пытаться максимально точно это действие повторить и запомнить. Для получения качественной и эстетичной работы ученики должны проверить чистоту рук и рабочего места. После каждого продемонстрированного действия учитель контролирует качество выполнения учениками складывания, а также сами ученики должны контролировать свои действия в соответствии с действиями учителя.

Обход 1. Учитель посвящает правильной организации учащимися рабочих мест, проверяет чистоту рабочего места и рук, отсутствие лишних предметов на рабочих местах и наличие у каждого ученика трех салфеток для выполнения практической работы.

Обход 2. Посвящается правильности выполнения учащимися всех продемонстрированных учителем действий, анализу допускаемых ошибок и при необходимости наглядному повтору действия.

Обход 3. Посвящается правильности выполнения учениками контроля и самоконтроля своей деятельности.

Учитель демонстрирует наиболее удавшиеся работы и разбирает вместе с учениками ошибки и причины неудавшихся работ. Ученики оценивают свои работы и получают оценки учителя.

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»

Виды инструктажей на уроке трудового обучения.

Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Задачи, стоящие перед учителем при изучении материала

Вводный инструктаж по всей теме проводится для того, чтобы открыть перспективы изучения темы, а также настроить учащихся на выполнение данных учебных заданий. На такой вводный инструктаж затрачивается от 7-10 мин. Он может быть:

по материалам урока по операционной теме.

При обходе рабочих мест учитель подходит к каждому учащемуся, учитывая индивидуальные способности, наблюдает за работой. Если учащиеся допускают ошибки, останавливают работу, и при помощи наводящих вопросов добиваются, чтобы сам учащийся нашел ошибку и исправил ее, если учащийся не может найти ошибку или исправить, учитель практически показывает трудовой прием и операции. Если учащийся справляется с заданием, необходимо похвалить и инструктировать следующих учащихся.

Программа  инструктажей обучающихся по охране труда и технике безопасности на уроках технологии в 5-11 классах

Все виды инструктажей следует считать элементами учебы. При инструктаже особое внимание надо уделять обучающимся 5 класса и новым ученикам. Эти категории обучающихся  наиболее подвержены травматизму из-за неопытности. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:

2) первичный на рабочем месте;

Вводный инструктаж и первичный на рабочем месте проводятся по утвержденным программам.

по безопасности труда проводит учитель  технологии. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Вводный инструктаж включает в себя общие правила поведения учащихся в кабинете технологии.

по охране труда на рабочем месте до начала учебной деятельности проводит учитель технологии по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных видов работ (с учащимися  перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерски).

проходят все обучающиеся не реже, чем через 6 месяцев. Его проводят с целью проверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также с целью повышения знаний. Повторный инструктаж проводится по программам первичного.

Внеплановый инструктаж проводится:

• при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил,  по охране труда, а также изменений к ним;

• при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме,  отравлению.

• при перерывах в работе  более двух месяцев.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой учащихся. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Внеплановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения. Внеплановый инструктаж проводит непосредственно учитель технологии.

Целевой инструктаж проводят:

– при выполнении разовых работ,

–  при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий с учащимися (походы, субботники и др.).

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

Примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа

1. Общие сведения о мастерской (назначение, оборудование).

2. Опасные и вредные производственные факторы в мастерской.

3. Виды спецодежды и средств индивидуальной защиты.

4. Правила внутреннего  распорядка в швейных мастерских, ответственность за нарушение правил.

5. Анализ травматизма учащихся за прошедший год.

6. Общие правила действия учащихся в различных ситуациях при возникновении травматических случаев.

7. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

8. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при занятиях в кабинете технологии.

Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе (работе на швейной машине; при работе с утюгом, ножницами, иглами и т.д.)

2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные части  машины, механизма, инструмента.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, инструмента и приспособлений).

5. Безопасные приемы и методы работы. Действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и средства пользования ими.

9. Характерные причины случаев травм.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *